MIGRATION PROBLEMS IN SOCIO-POLITICAL LIFE OF KABARDINO-BALKARIA AT THE END OF THE 20TH – EARLY 21ST CENTURY

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents an analysis of migration problems in their interconnection with the socio-political situation in Kabardino-Balkaria at the end of the 20th and early 21st century. It is demonstrated that intensified in the mid-1980s. the influx of migrants from Transcaucasia and Central Asia to Kabardino-Balkaria exacerbated a number of problems in the republic: housing, land, unemployment, rising crime rates, and others. Serious problems arose in Kabardino-Balkaria in connection with the stay of a significant number (over 80 thousand people) of refugees from the Chechen Republic in the mid-1990s. – the beginning of the XXI century. A regular and massive influx of Meskhetian Turks into the KBR, which began in the second half of the 20th century and continues in our days, caused a number of serious problems and had an impact on the demographic, ethno-cultural, socio-economic and delinquency situation in the republic. Their number in Kabardino-Balkaria increased from several families in 1964 to more than 20 thousand people at the present time. At the same time, there is an outflow of indigenous youth from the KBR that leads to a change in the ethnic and socio-professional composition of the population. In the areas of the Meskhetian Turks’ compact settlement the competition in the labor market is aggravated and the local, mostly Russian-speaking population is driven out the agricultural sector and from the sphere of trade. After appeals from Kabardian public organizations to the government bodies of Kabardino-Balkaria, they adopted regulatory legal acts restricting registration of migrants in the republic. The implementation of these acts to a certain extent limited the influx of migrants, but it was not possible to stop the migration flows to the republic. Illegal migrants used various workarounds. In the following years, the regulatory acts of the state authorities of the KBR to limit the registration of migrants on the territory of the KBR were terminated due to the harmonization of the regulatory acts of the republic in accordance with federal legislation.

Full Text

Актуальность работы. В наши дни во многих странах и регионах мира существуют острые проблемы, вызванные миграционными процессами: проблемы на рынке труда, жилищные проблемы, рост уровня преступности, сукцессия, межэтнические конфликты и др. Кабардино-Балкария является одним из регионов, в которых возрастает процесс бесконтрольной внешней миграции, – усиливающийся приток мигрантов из других регионов и фактически перманентный отток молодежи основных национальных групп населения республики – русских, кабардинцев, балкарцев, что способствует обострению указанных проблем. При всей значимости миграционных процессов для демографической и социальной ситуации в КБР они остаются недостаточно изученными до настоящего времени. В этой связи, исследование взаимосвязи миграционных процессов и проблем с общественно-политическим развитием Кабардино-Балкарии в конце XX – начале XXI в. весьма актуально и имеет важное фундаментальное и прикладное значение.

Цель статьи – анализ миграционных проблем в Кабардино-Балкарии в конце XX – начале XXI века в их взаимосвязи с общественно-политическими процессами.

Источниковедческая база. Данная статья подготовлена на основе анализа архивных документов (документы общественных организаций), опубликованных документов (нормативные акты органов государственной власти Кабардино-Балкарии), научной и научно-публицистической литературы.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты миграционных процессов и проблем в Кабардино-Балкарии в конце XX – начале XXI в. рассматривались в работах Агузарова Р. [Агузаров и др. 1995], Беровой Ф.Ж. [Берова и др. 2014], Борова А.Х. [Боров 2014], Кагазежева Ж.В. [Кагазежев 2015], Калмыкова Ж.А. [Калмыков 2018], Кардановой К.А. [Карданова 2017], Кушхабиева А.В. [Кушхабиев 1990; Кушхабиев 1995], Табаксоева [Табаксоев 2016; Табаксоев 2017] и др. Однако ряд серьезных составляющих миграционных процессов и проблем в Кабардино-Балкарии остается неисследованным, в частности, рассматриваемая в настоящей работе деятельность общественных организаций и органов государственной власти КБР по контролю миграционной ситуации в республике в конце XX – начале XXI века.

Обострение миграционных проблем. Во второй половине 1980-х гг. стал усиливаться приток в Кабардино-Балкарию мигрантов из других регионов страны, преимущественно из республик Средней Азии и Закавказья, где обострились межнациональные конфликты. В Кабардино-Балкарию прибыли и группы мигрантов из Армении после землетрясения в этой республике в декабре 1988 г. (Таблица 1).

 

Таблица 1

Численность населения, прибывающего в КБАССР из других регионов и убывающего за ее пределы

 

Годы

Прибыло и прописано из других регионов страны

Выписано в другие регионы страны

Механический рост (+) или снижение (-)

1985

14153

13651

+502

1986

14677

14299

+378

1987

15730

16398

- 663

1988

18208

15504

+ 2704

1989

17210

15442

+ 1768

 

Источник: [Кушхабиев 1990: 5].

 

Мигранты из Закавказья и Средней Азии стремились поселиться в регионах с более стабильной экологической и социально-политической ситуацией, в частности, в Кабардино-Балкарии. Численность армян в Кабардино-Балкарии с 1979 г. по 1989 г. возросла с 2,2 тыс. до 3,5 тыс. человек. Только в г. Прохладном в начале 1990 г. насчитывалось 872 чел. мигрантов-армян. Численность турок-месхетинцев в Кабардино-Балкарии за тот же период увеличилась с 2 тыс. до 4,2 тыс. человек [Кушхабиев 1990: 5]. Реальная численность турок-месхетинцев в КБАССР в 1989 г. составляла около 5 тыс. человек [УЦДНИ АС КБР. Ф. 2599. Оп. 1. Д. 12. Л. 19].

В 1990-е гг. в республику стали прибывать азербайджанцы, армяне, цыгане, чеченцы, ингуши и др.

Приток мигрантов в Кабардино-Балкарию стал оказывать влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в республике: усугубил острую жилищную и земельную проблемы, а также возраставшую в республике проблему безработицы, что вызывало недовольства местного населения. Недовольству коренных жителей республики способствовали и вызывающие манеры поведения мигрантов.

Следует отметить, что в рассматриваемый период в КБАССР плотность населения уже была довольно высокой – 61,2 человека на 1 кв. км. На площади 12,5 тыс. кв. км проживало 765 тыс. человек. Но если учесть, что почти две трети территории республики занимают горы, большая часть которых не пригодна для проживания и хозяйственной деятельности, то реальная плотность населения составляла более 120 человек на 1 кв. км. (в среднем по России – 8,4 человека). Быстрый рост населения и его концентрация на равнинной части республики привели к тому, что площадь пашни на 1 жителя сократилась до 0,4 га. По степени урбанизации КБАССР перегнала другие автономные образования страны. В городах республики в то время был сконцентрирован 61% населения, а третья часть ее населения была сосредоточена в г. Нальчике [Кушхабиев 1990: 5].

В целом, изменившийся характер миграционных процессов стал одним из факторов, определяющих общую этнодемографическую структуру населения республики (Таблица 2).

Таблица 2

Национальный состав населения Кабардино-Балкарии в 1959-2010 гг.

 

 

1959

1989

2002

2010

 

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

всего

420115

100,00 %

753531

100,00 %

901494

100,00 %

859939

100,00 %

Кабардинцы

190284

45,29 %

363494

48,24 %

498702

55,32 %

490453

57,03 %

Русские

162586

38,70 %

240750

31,95 %

226620

25,14 %

193155

22,55 %

Балкарцы

34088

8,11 %

70793

9,39 %

104651

11,61 %

108577

12,63 %

Турки

 

0,00 %

4162

0,55 %

8770

0,97 %

13965

1,62 %

Осетины

6442

1,53 %

9996

1,33 %

9845

1,09 %

9129

1,06 %

Армяне

1421

0,34 %

3512

0,47 %

5342

0,59 %

5002

0,58 %

Украинцы

8400

2,00 %

12826

1,70 %

7592

0,84 %

4800

0,56 %

Корейцы

1798

0,43 %

4983

0,66 %

4722

0,52 %

4034

0,47 %

Цыгане

416

0,10 %

2442

0,32 %

2357

0,26 %

2874

0,33 %

Черкесы

166

0,04 %

614

0,08 %

725

0,08 %

2475

0,29 %

Татары

1608

0,38 %

3005

0,40 %

2851

0,32 %

2375

0,28 %

Азербайджанцы

257

0,06 %

2024

0,27 %

2281

0,25 %

2063

0,24 %

Чеченцы

 

0,00 %

736

0,10 %

4241

0,47 %

1965

0,23 %

Грузины

1486

0,35 %

2090

0,28 %

1731

0,19 %

1545

0,18 %

Лакцы

481

0,11 %

1587

0,21 %

1800

0,20 %

1462

0,17 %

Немцы

903

0,21 %

8569

1,14 %

2525

0,28 %

1462

0,17 %

Ингуши

84

0,02 %

664

0,09 %

1236

0,14 %

1271

0,15 %

Карачаевцы

420

0,10 %

1202

0,16 %

1273

0,14 %

1028

0,12 %

Евреи

1310

0,31 %

1726

0,23 %

1088

0,12 %

835

0,10 %

Лезгины

 

0,00 %

855

0,11 %

867

0,10 %

767

0,09 %

Кумыки

213

0,05 %

624

0,08 %

713

0,08 %

699

0,08 %

Белорусы

953

0,23 %

2022

0,27 %

1194

0,13 %

696

0,08 %

Адыгейцы

207

0,05 %

828

0,11 %

584

0,06 %

524

0,06 %

Узбеки

 

0,00 %

424

0,06 %

290

0,03 %

451

0,05 %

Даргинцы

178

0,04 %

535

0,07 %

504

0,06 %

438

0,05 %

Аварцы

196

0,05 %

480

0,06 %

386

0,04 %

425

0,05 %

Абазины

103

0,02 %

468

0,06 %

514

0,06 %

418

0,05 %

Персы

217

0,05 %

485

0,06 %

511

0,06 %

418

0,05 %

Курды

 

0,00 %

143

0,02 %

301

0,03 %

321

0,04 %

Ногайцы

384

0,09 %

501

0,07 %

409

0,05 %

289

0,03 %

Мордва

305

0,07 %

727

0,10 %

490

0,05 %

282

0,03 %

другие

5199

1,24 %

10264

1,36 %

6364

0,71 %

46602

5,42 %

 

Источник: Национальный состав населения Кабардино-Балкарии в 1959-2010 гг. [Электронный ресурс] // Сайт «Этно-Кавказ». URL: http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/rnkbr.html (дата обращения: 06.05.2019).

 

За приведенными в таблице общими данными важно разглядеть не только сукцессию – смену этнического состава населения, но и смену его социально-профессионального состава. Из республики уезжает наиболее образованная и активная часть населения. В связи с тем, что в республике фактически нет индустриального сектора, значительная часть молодежи после окончания вузов КБР и РФ устраивается на работу в других регионах страны и за рубежом. В КБР же прибывает, в основном, недостаточно образованное население. Следствием данного процесса является возрастание в КБР процента малообразованной молодежи, избыток рабочей силы и ее отставание в социально-экономической и других сферах.

Но восприятие миграционных проблем определялось во многом и другими обстоятельствами – скачкообразным увеличением притока мигрантов, кризисным социально-политическим контекстом, давлением на социокультурный уклад местного населения, которое не расширяло для него модернизационную перспективу (как рост русского населения в 1950-1960-е гг.), а сужало привычное этносоциальное пространство. Эти факторы проявили себя как на относительно кратковременной, так и на длительной основе. Первое связано с периодом пребывания в республике беженцев из Чечни, второе – с демографической и социально-территориальной экспансией общины турок-месхетинцев.

Проблемы, вызванные пребыванием чеченских беженцев в Кабардино-Балкарии. После ввода российских войск в Чеченскую Республику 31 декабря 1994 г. и начала там военных действий руководство и общественные организации КБР стали осуществлять активную деятельность по оказанию гуманитарной помощи народу этой республики. С первых же дней начала конфликта в ЧР руководство КБР стало принимать беженцев (официально – вынужденные переселенцы) из этой республики. Часть беженцев была размещена в санаториях, пансионатах, турбазах и общежитиях г. Нальчика, Прохладненского, Майского, Урванского, Терского и других районов республики. Значительная часть чеченских беженцев размещалась самостоятельно на съемных квартирах. Точную численность чеченских беженцев, находившихся в то время в Кабардино-Балкарии, установить невозможно, так как многие из них останавливались у ранее обосновавшихся своих родственников без регистрации. По неофициальным данным, в середине 1990-х гг. численность чеченских беженцев в Кабардино-Балкарии составляла более 80 тыс. человек [Карданова 2017: 86].

Однако руководство КБР, стремившееся оказать помощь народу соседней республики, допустило серьезные ошибки, что привело к масштабным негативным последствиям. Оно не учло рекомендаций кабардинских общественных организаций и аналитиков-исследователей миграционных проблем. Кабардино-Балкария не обладала необходимыми экономическими, правоохранительными и другими ресурсами для приема значительного числа беженцев. Уже к осени 1996 г. возникла острая проблема с обеспечением беженцев. Расходы по оплате их проживания, трехразового питания, коммунальных услуг и др. взяло на себя руководство КБР. Правительство РФ распорядилось направить в КБР 5 млрд. рублей на прием новой партии беженцев, но до республики к осени дошло только 3,8 млрд. рублей [Григорьева 1996: 4].

Возникла и острая проблема с обучением детей беженцев в средних школах в связи с их перегруженностью. Численность детей беженцев превышала квоты, выделенные для них в школах г. Нальчика. Массовый прием беженцев из Чечни также нанес значительный ущерб санаторно-курортному комплексу республики: требовались серьезные ремонтно-восстановительные работы.

С появлением беженцев из Чечни в республике в значительной степени возрос уровень преступности. По заявлению, начальника Долинского отделения милиции г. Нальчика капитана М. Конакова, почти каждый день в отделение доставляли беженцев – нарушителей общественного порядка. Большой проблемой для милиции стал также незарегистрированный в республике автотранспорт, который принадлежал беженцам. На таких автомобилях совершались различные правонарушения, а их последующий розыск затруднялся тем, что в КБР они не числились. В других регионах эти автомобили числились в угоне [Григорьева 1996: 3].

Одной из проблем, созданных беженцами из ЧР, стали регулярно устраиваемые ими массовые драки с местной молодежью. В начале 2000-х гг. эта проблема стала еще острее, так как в КБР было направлено для обучения значительное количество студентов-целевиков из ЧР. Участились случаи нападения на местных студентов и их ограбления. Обострившаяся ситуация вылилась в крупномасштабные драки между чеченской и кабардинской молодежью в г. Нальчике в октябре 2003 г. и в сентябре 2005 г. В частности, 27 сентября 2005 г. массовая драка между кабардинской и чеченской молодежью проходила во многих районах г. Нальчика. Для прекращения этих драк было задействовано значительное число сотрудников правоохранительных органов. В драках 2003 г. и 2005 г. по нескольку десятков человек с обеих сторон получили ранения. С целью урегулирования конфликта в сентябре 2005 г. в Кабардино-Балкарию приезжала делегация правительства Чеченской Республики во главе с Р. Кадыровым [Найденов 2005; Сошин 2013].

Следует отметить, что коренные жители КБР, сотрудники вузов и правоохранительных органов проводили разъяснительную работу с местной молодежью, убеждали ее в необходимости толерантного отношения к беженцам. В результате этого удалось избежать дальнейшего обострения ситуации и перерастания массовых драк между чеченской и кабардинской молодежью в межнациональный конфликт.

Еще одной острой проблемой была массовая скупка жилья беженцами из Чеченской Республики. В начале 2000-х гг. начались компенсационные выплаты беженцам из ЧР «за утраченное в результате боевых действий» жилье. Им выплачивалось по 300 тыс. рублей, что являлось значительными средствами в Северо-Кавказском регионе для начала 2000-х гг. [Сошин 2013]. В КБР в рассматриваемый период цены на жилье были относительно низкими по сравнению с Северной Осетией и Ставропольским краем. Цена на двухкомнатную квартиру на окраине г. Нальчике составляла около 150 тыс. рублей. При этом предложение жилья намного превышало спрос. В связи с разрушением социалистической экономической системы и низким уровнем доходов жители КБР длительное время копили средства на покупку жилья. Продавцы жилья также длительное время не могли продать его. После же начала компенсационных выплат беженцы из ЧР стали массово скупать дешевое жилье в КБР, вследствие чего резко возросли цены на квартиры в КБР, и оно стало недоступным для многих местных жителей.

Проблемы, вызванные миграцией турок-месхетинцев в Кабардино-Балкарию. Еще более масштабными стали проблемы, вызванные регулярным и массовым притоком в КБР турок-месхетинцев, начавшимся во второй половине XX в. и продолжающимся в наши дни. Первые семьи турок-месхетинцев прибыли на постоянное место жительства в Кабардино-Балкарию в 1964 г. Их поселили в сел. Хасанья. В 1969 г. с согласия руководства республики 25 семей турок-месхетинцев (по другой версии 350 чел.) поселилась в селении Псыкод Урванского района. Почти все турки-месхетинцы являются выходцами из Ахалцихского района Грузии и их потомками. В 1970-1980 гг. турки-месхетинцы стали группами приезжать и селиться в районах Кабардино-Балкарии, а также в соседних регионах: в Северо-Осетинской Республике, Ставропольском и Краснодарском краях. Администрации районов и сел Кабардино-Балкарии отводили туркам-месхетинцам земельные участки, оказывали помощь в обустройстве. Определение точной численности турок-месхетинцев было осложнено тем, что до переписи 2002 г. они записывались азербайджанцами и грузинами. Лишь в ходе переписи 2002 г. они стали указывать свою национальность как турки-месхетинцы. По официальным данным, в 2012 г. численность турок-месхетинцев достигла 13334 чел., а к 2018 г. – 17-18 тыс. человек. Они заняли четвертое место по численности среди национальных групп населения в КБР. Турки-месхетинцы также демонстрируют самый высокий уровень рождаемости и самый быстрый прирост населения в Северо-Кавказском регионе [Калмыков 2018].

Преобладающая часть турок-месхетинцев расселилась в Урванском, Прохладненском, Майском, Чегемском, Лескенском и Терском районах, а также в г. Нальчике. В КБР турки, как земледельцы, целенаправленно обосновались в равнинных районах, где находятся наиболее плодородные земли.

Приток турецко-месхетинских мигрантов в республику в условиях малоземелья и безработицы вызывал недовольства местного населения. Опасаясь обострения отношений с коренным населением, часть турок-месхетинцев предприняла попытку переселения в Турецкую Республику. Лидер турецкой общины Кабардино-Балкарии Саидов Рамиз Мадатолу и тхамада (председатель) ОО «Адыгэ Хасэ» Валерий Хатажуков обратились к Премьер-министру Турции Тансу Чиллар (письмо от 07.07.1994 г.) с просьбой о предоставлении разрешения на выезд из Кабардино-Балкарии в Турцию 20-30 семьям турок-месхетинцев. В письме сообщается о том, что в первое время (1970-е – 1980-е гг.) в Кабардино-Балкарии отношение местного населения к туркам-месхетинцам было доброжелательным. После же ферганских событий (массовых столкновений узбекского и турецко-месхетинского населения в мае-июне 1989 г. – А.К.) и увеличения численности турок-месхетинцев в Кабардино-Балкарии, от них стали требовать незамедлительного выезда из КБР. В качестве обоснования в письме сказано: «Чтобы снять напряженность в республике, избежать кровопролития, которое, по всей видимости, неизбежно...». В письме также содержится просьба – оказать содействие «...в осуществлении обмена между турками, проживающими в КБР, и черкесами, проживающими в Турции» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 2599. Оп. 1. Д. 220. Л. 1, 2].

Несмотря на то, что руководство Турецкой Республики оказывает поддержку всем туркам, желающим возвратиться на историческую родину, из КБР в Турцию переселилось лишь незначительное количество турецко-месхетинских семей. Бесконтрольная же миграция турок-месхетинцев в КБР продолжается. По данным Управления по вопросам миграции МВД России по КБР, только в 2016-2017 гг. в Кабардино-Балкарию прибыло 488 чел. турок. По неофициальным данным, в КБР проживает немалое число мигрантов, не имеющих регистрации. В настоящее время численность турок-месхетинцев в республике превышает 20 тыс. человек [Табаксоев 2017: 90].

Необходимо указать, что приток мигрантов в КБР происходит параллельно с трудовой миграцией из республики кабардинцев, балкарцев и русскоязычного населения. Главными причинами оттока коренного населения из КБР являются начавшиеся с 1990-х гг. деиндустриализация и кризис в аграрном секторе экономики, которые привели к избытку трудоспособного населения. Отток трудоспособного, преимущественно молодого населения, является следствием безработицы, невостребованности специалистов в экономике республики [Табаксоев 2017: 86, 87].

В поисках работы в 2010 г из КБР выехали 4736 чел., в основном представителей коренного населения, что на 19% превышает уровень 2007 г. По данным Управления по вопросам миграции МВД России по КБР, с 2011 по 2017 г. из республики выбыло 37146 чел. Ежегодно из республики в среднем выбывает 5306 человек. Уезжают трудоспособные люди в возрасте от 20 до 45 лет из городов и сел КБР в другие города России и за рубеж. По неофициальным данным, за пределами республики на заработках находится более 100 тыс. чел. представителей титульных наций КБР [Калмыков 2018].

В Прохладненском и Майском районах турки-месхетинцы фактически вытесняют местное русскоязычное население. По официальным данным, в Прохладненском районе проживает свыше 5 тыс. турок-месхетинцев и их численность возрастает быстрыми темпами. При этом из района уезжает еще большее число представителей русского населения, в среднем от 250 до 330 человек в год. В Майском районе численность турок-месхетинцев составляет свыше 4 тыс. человек. В 2017 г. количество турок, прибывших в Майский район, составило 82 чел., покинуло же район 232 чел. русских. При этом в Майском районе к концу 2017 г. насчитывалось 5099 безработных. В районе уже не функционируют промышленные предприятия, на которых работала значительная часть русскоязычного населения. Поэтому в условиях деиндустриализации республики русские, не выдерживая конкуренцию с мигрантами в аграрном секторе экономики и торговле, уезжают в другие российские регионы в поисках работы [Калмыков 2018].

Процесс вытеснения турками-месхетинцами коренного населения наблюдается и в Урванском районе, где по данным последней переписи, проживало 3690 турок-месхетинцев. В кабардинском селе Псыкод численность турок-месхетинцев уже составляет 70%. В районном центре – г. Нарткале, есть дошкольные учреждения, где в отдельных группах дети турков-месхетинцев составляют 40-50% [Калмыков 2018].

Усиливающийся процесс оттока коренного населения Кабардино-Балкарии и рост численности мигрантов, в основном турок, оказывает серьезное влияние на социально-экономическую, демографическую, этнокультурную и криминогенную ситуацию в республике.

Рост численности мигрантов является обременительным для бюджета КБР. Турецко-месхетинские мигранты находят себе применение, в основном, в земледельческом производстве, на субарендных землях, на сезонных работах и в сфере торговли. Поэтому они не становятся налогоплательщиками. За пользование землей они платят только основным арендаторам, т. е. местным олигархам. От них республика (государство) не получает отчислений ни в налоговую службу, ни в пенсионный фонд и т. д. Но при этом они пользуются всеми социальными благами и со временем пополняют категорию пенсионеров по возрасту. Таким образом, мигранты в Кабардино-Балкарии активно участвует в образовании «дыры» в пенсионном фонде страны. Рост численности турецко-месхетинских мигрантов также способствует росту цен на жилье и усиливает коррупцию, особенно в Прохладненском, Майском и Урванском районах [Калмыков 2018].

Среди турецко-месхетинских мигрантов регулярно отмечаются правонарушения: производство и сбыт легких наркотиков, изнасилования, случаи массовых драк и столкновений с молодежью других национальностей. Наиболее сложные отношения турок-месхетинцев наблюдаются с русскоязычным населением Прохладненского и Майского районов. Между молодежью турок-месхетинцев и жителями ряда населенных пунктов данных районов довольно часто происходят конфликты. Местным органам МВД удается гасить конфликтные ситуации, не предавая их широкой гласности. Но, по мнению экспертов, есть угроза возникновения крупномасштабных конфликтов в местах компактного расселения турецко-месхетинских мигрантов [Волков 2010].

Несомненно, быстрый рост численности турецко-месхетинского населения со временем может привести к его доминированию в Кабардино-Балкарии, вследствие чего могут возникнуть крупномасштабные конфликты между коренными народами и новой турецко-месхетинской диаспорой.

Деятельность общественных организаций и органов государственной власти Кабардино-Балкарии по контролю иммиграционных процессов в республике. В начале перестройки, благодаря либерализации политического режима во всех регионах страны, в том числе и в Кабардино-Балкарии, стали появляться различные клубы, кружки, общества, комитеты и др., которые со временем преобразовались в общественные организации и общественно-политические движения. Их основными направлениями деятельности стали содействие демократическим преобразованиям и решение проблем этнокультурного развития.

Среди первых общественных организаций, образовавшихся в то время в Северо-Кавказском регионе, был клуб любителей адыгской культуры «Ашамаз», учрежденный в г. Нальчике в ноябре 1985 г. (в 1989 г. переименован в «Адыгэ Хасэ»). Целью клуба являлась деятельность, направленная на поддержку перестройки и возрождение и пропаганду адыгской культуры [УЦДНИ АС КБР. Ф. 2599. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-6].

Значительное внимание клуб «Ашамаз» стал уделять мониторингу социально-политической и экологической ситуации в республике, что было возложено на секцию социально-экономических исследований. Особое значение клуб «Ашамаз» придавал исследованию процессов бесконтрольной миграции в республику граждан из других регионов страны. В Уставе-Программе «Адыгэ Хасэ» 1990 г. закреплено положение о содействии осуществлению контроля над миграционными процессами и нормализации демографической ситуации в КБССР [Устав-Программа… 1992: 5].

Нормализацию миграционной ситуации в Кабардино-Балкарии включила в свои задачи и кабардинская женская общественная организация «Сатаней», учрежденная в г. Нальчике в сентябре 1991 г. [Устав… 1994: 173].

Решение проблем, обусловленных притоком мигрантов в КБР, было одним из направлений деятельности самой авторитетной кабардинской общественной организации «Конгресс кабардинского народа» (ККН), созданной на Первом съезде кабардинского народа 10 января 1992 г. в г. Нальчике с целью воссоздания государственности кабардинского народа. В Программе деятельности ККН закреплен пункт 6.4 – о продлении до 1995 г. ограничения на прописку на территории КБР граждан РФ и других стран СНГ [Программа... 1992: 1].

Активисты кабардинских общественных организаций на своих мероприятиях заявляли о таких рисках и угрозах бесконтрольной миграции, как рост ксенофобии у коренного населения республики и конфликты между коренным населением и мигрантами.

В 1990 г. активисты ОО «Адыгэ Хасэ» обратились в Президиум Верховного Совета КБАССР с просьбой о принятии постановления, ограничивающего прописку граждан, прибывающих в КБАССР из других регионов страны, и представили свой проект данного постановления [В Президиум… 1989]. Учитывая обострившуюся негативную реакцию коренного населения республики на бесконтрольный приток мигрантов и возможные непредсказуемые последствия данного процесса, Верховный Совет КБАССР сформировал комиссию по рассмотрению данного вопроса. Комиссия ВС КБАССР значительно сократила пункты, содержавшиеся в проекте постановления «Адыгэ Хасэ» по ограничению прописки граждан из других регионов, и подготовила свой проект. В августе 1990 г. Верховный Совет КБАССР принял постановление «О временной приостановке прописки граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую АССР (от 30.08.1990. № 237-XII). В постановлении, в частности, зафиксировано: «В связи с перенаселенностью республики, остротой жилищной, продовольственной, социальной и других проблем, напряженностью в межнациональных вопросах Верховный Совет Кабардино-Балкарской Автономной Советской Социалистической Республики постановляет: «1. Временно, до 1.01.1995 года приостановить постоянную прописку граждан, прибывающих на жительство в Кабардино-Балкарскую АССР (за исключением соотечественников, проживающих за пределами КБАССР и СССР, детей к родителям, родителей к детям, супругов на жилплощадь другого супруга, военнослужащих и военнослужащих, увольняемых в запас и отставку, которые были призваны в ряды Вооруженных сил СССР из КБАССР)» [Постановление… 1990: 1].

Совету Министров КБАССР поручалось в месячный срок разработать необходимые мероприятия по выполнению данного постановления, предусмотрев в них, наряду с другими и меры по упорядочению купли-продажи жилых домов на территории КБАССР [Постановление… 1990: 1].

В 1991, 1992 и 1993 гг. были приняты распоряжения Совета Министров КБР по воплощению данного постановления [Распоряжение… 1994: 2].

В связи со значимостью и остротой проблем, вызванных ростом численности мигрантов, руководство Кабардино-Балкарии стало включать положения о проблемах миграции во все важные принимаемые документы. Так, в Декларации о государственном суверенитете Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики, принятой Верховным Советом республики 30 января 1991 г., в разделе IV «Гражданство Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики» зафиксировано следующее: «Кабардино-Балкарская ССР самостоятельно регулирует миграционные процессы на своей территории, исходя из интересов народа Республики» [Декларация... 1991: 1]. Включение в исторический документ пункта о регулировании миграционных процессов явилось важным политическим решением руководства республики. Однако в Договоре Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики», подписанном в г. Москве 1 июля 1994 г., вопросы миграции были отнесены к совместному ведению Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики [Договор… 2001: 180].

В Конституции Кабардино-Балкарской Республики, принятой 1 сентября 1997 г., также закреплено положение о том, что вопросы миграции находятся в совместном ведении Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики [Конституция… 1997: 3].

В 1994 г. Парламент КБР принял постановление «О некоторых мерах регулирования миграции в Кабардино-Балкарской Республике» (от 05.05.1994 г. №17-П-П). В преамбуле постановления обосновано его принятие следующими факторами: перенаселенностью республики, острой жилищной, экологической и другими проблемами, прохождением государственной границы РФ по территории республики, близостью к зонам межнациональных конфликтов [Постановление… 1994: 1]. Постановление ограничивало постоянную прописку граждан, прибывающих на жительство в КБР до 1 января 2000 г.

В 1994 г. Кабинет Министров издал распоряжение №163-р (от 29.03.1994 г.) об образовании постоянно действующей комиссии Кабинета Министров КБР по вопросам прописки граждан. В соответствии с данным распоряжением, на Комиссию возлагалось принятие окончательных решений по ходатайствам граждан, в случаях отказа в их прописке местными администрациями [Распоряжение… 1994: 2].

Реализация постановлений 1990 и 1994 гг. в определенной степени ограничила приток мигрантов из других регионов страны, однако остановить миграционные потоки в Кабардино-Балкарию не удалось. Нелегальные мигранты использовали различные обходные методы – регистрации у родственников, фиктивные браки и т. п. Общественность Кабардино-Балкарии высказывала серьезные опасения по данной проблеме. В периодической печати публиковались статьи, в которых сообщалось о рисках и угрозах роста численности мигрантов в республике. Общественность республики была крайне недовольна таким следствием миграции как резкий рост цен на жилье, особенно в г. Нальчике. Многие мигранты обладали средствами и скупали квартиры и домовладения в городах КБР, что приводило к росту цен на жилье. В итоге жилье становилось недоступным для большинства коренного населения республики, десятилетиями копившего средства на его приобретение. Прямым следствием роста цен на жилье в КБР стал спад рождаемости у коренного населения. В итоге массовая миграция в КБР граждан из других регионов страны и стран СНГ осложняла социально-экономические и демографические проблемы коренного населения [Кушхабиев 1995: 2].

Аналитики-исследователи данной проблемы предупреждали органы государственной власти КБР о неизбежных негативных последствиях значительного роста миграционных потоков в республику и, прежде всего, о неизбежных конфликтах коренного населения и мигрантов. Аналитики предлагали органам государственной власти КБР создать специальный орган, регулирующий демографическую ситуацию в республике [Агузаров и др. 1995: 3].

Учитывая остроту ситуации, органы государственной власти КБР продолжали предпринимать определенные меры по ограничению прописки (регистрации) мигрантов, прибывающих из других регионов страны и стран СНГ. В 1995 г. Парламент КБР принял закон «Об административной ответственности за нарушение порядка определения на постоянное место жительства в Кабардино-Балкарской Республике» (от 05.06.1995 г. № 9-З3). Закон подписал Президент КБР В.М. Коков. В преамбуле документа сказано, что настоящий закон устанавливает административную ответственность за нарушение порядка определения на постоянное место жительства в Кабардино-Балкарской Республике и направлен на предупреждение и пресечение неконтролируемой миграции на территорию Кабардино-Балкарской Республики, защиту жителей республики от негативных последствий миграционных процессов. В преамбуле также отмечается, что закон принимается на переходный период и имеет силу до принятия законов и других нормативных актов Российской Федерации о миграции и соответствующих правовых актов Кабардино-Балкарской Республики [Закон… 1995: 1].

На основании данного закона к административной ответственности за нарушение порядка определения на постоянное место жительства, установленного в КБР, привлекались должностные лица. На них налагались штрафы (от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда), незаконная прописка аннулировалась. К административной ответственности также привлекались должностные лица, совершившие нарушения ограничений, установленных Парламентом КБР при купле-продаже, дарении и обмене жилых домов и квартир (от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда). В законе также закреплено, что заключение договоров купли-продажи, дарения, обмена жилых домов и квартир через подставных лиц, либо путем предоставления ложных сведений с целью преодоления ограничений, установленных в КБР, влечет аннулирование данного договора и наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда [Закон… 1995: 1].

Вскоре вышел указ Президента КБР В.М. Кокова «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Кабардино-Балкарской Республике» (от 19.07.1995. №37), в котором содержатся пункты об ужесточении контроля за лицами без определенного места жительства и занятий, находящимися на территории КБР. Указ возлагал на Министерство внутренних дел КБР, Министерство безопасности – Управление федеральной службы безопасности РФ по КБР, Департамент налоговой полиции КБР, Государственную налоговую инспекцию по КБР, Кабардино-Балкарскую таможню, Нальчикский погранотряд, Прокуратуру КБР, администрации городов и сел КБР временно, до стабилизации обстановки в Северо-Кавказском регионе, принятие ряда мер по усилению борьбы с преступностью в КБР. В указе, в частности, сказано о предоставлении органам внутренних дел права на выдворение лиц, находящихся на территории республики без законных к тому оснований, к месту их постоянного проживания либо за пределы республики за их счет. Указ возлагал на глав администраций персональную ответственность за неукоснительное исполнение Закона КБР «Об административной ответственности за нарушение порядка определения на постоянное место жительства в Кабардино-Балкарской Республике» [Указ… 1995: 1].

В конце 1998 г. вышло Постановление Парламента КБР «О ходе выполнения постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 5 мая 1994 года №17 «О некоторых мерах регулирования миграции в Кабардино-Балкарской Республике» (от 24.12.1998 г. №61-П-П). В данном постановлении отмечается, что в результате принятых мер, миграционные процессы в КБР стали более контролируемыми. Вместе с тем были выявлены многочисленные нарушения, допущенные комиссиями по регистрации при районных и городских администрациях. Заявления граждан о регистрации по месту жительства не регистрировались в установленном порядке. Допускались необоснованные отказы в решении вопросов постоянной регистрации граждан. В постановлении предложено Правительству КБР: «- усилить контроль за осуществлением регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в Кабардино-Балкарскую Республику; выдворять лиц, находящихся на территории республики без законных к тому оснований, к месту их постоянного проживания за их счет; привести в соответствие с настоящим постановлением Положение о комиссиях по прописке при администрациях районов, городов Кабардино-Балкарской Республики, утвержденное постановлением Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 1994 года № 201» [Постановление... 1999: 1].

В ноябре 1999 г. общественная организация «Адыгэ Хасэ» обратилась в Парламент КБР с просьбой о продлении на 10-15 лет действия Постановления Парламента КБР «О некоторых мерах регулирования миграции в КБР» (от 05.05.1994 г. №17-П-П). В обращении отмечается, что благодаря действию данного постановления удалось приостановить бесконтрольную миграцию в республику, однако, тысячи жителей Чечни, Дагестана и стран СНГ все же смогли прописаться в КБР в нарушение данного постановления. В обращении, в частности, рекомендовано ужесточить пункт о регистрации (прописки) супругов, так как регистрации при фиктивных браках успешно использовались мигрантами в качестве метода обхода указанного постановления. В обращении предлагалось осуществлять регистрацию одного из супругов на жилплощадь другого супруга – жителя КБР только после подтверждения подлинности брака комиссией [Председателю... 1999].

В конце 1999 г. Парламент КБР принял постановление «О продлении срока действия постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 5 мая 1994 года №17 «О некоторых мерах регулирования миграции в Кабардино-Балкарской Республике» (от 29.12.1999 г. №163-П-П). Срок указанного постановления продлевался до 1 февраля 2000 г. [Постановление... 2000: 1]

В мае 2001 г. Парламент КБР принял Постановление «О парламентском запросе к Председателю Правительства Кабардино-Балкарской Республики об обострении миграционных процессов в Кабардино-Балкарской Республике» (от 24.05.2001 г. №347-П-П), в котором сказано о том, что в связи с признанием Верховным Судом КБР недействующими и не подлежащими применению нормативных правовых актов Парламента КБР, регулирующих миграционные процессы в республике, значительно обострилась демографическая ситуация, еще больше осложнились проблемы занятости, социально-бытового обслуживания населения, ухудшилась криминогенная обстановка. Указанные проблемы, прежде всего, обусловлены нерегулируемым притоком беженцев из соседних республик и стран СНГ. Отмечается, что сложившаяся ситуация вызывает тревогу и многочисленные обращения жителей КБР в различные органы власти. В парламентском запросе далее сказано: «Представляя интересы своих избирателей и осознавая всю серьезность обозначенной проблемы для сохранения мира и стабильности в республике, благополучия ее населения, считаем необходимым принятие Правительством Кабардино-Балкарской Республики конкретных и неотложных мер, направленных на решение поднятых вопросов» [Постановление… 2001a: 1].

В ноябре 2001 г. Парламент КБР принял постановление «О временных мерах по ограничению регистрации граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую Республику на постоянное жительство» (от 22.11.2001 г. № 410-П-П). В преамбуле данного постановления содержится обоснование его принятия: обеспечение общественной безопасности, конституционных прав и свобод жителей КБР, перенаселенность республики, острые жилищная, экологическая и другие проблемы, прохождение государственной границы РФ по территории республики, близость к зонам межнациональных конфликтов. Постановление ограничивало временно (до стабилизации и улучшения криминогенной обстановки в Северо-Кавказском регионе) постоянную регистрацию граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую Республику. В постановлении содержится перечень категорий, на которые не распространялось его действие (соотечественники, проживающие за пределами республики и др.). Данное постановление запрещало Кабардино-Балкарской республиканской палате по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на период действия данного постановления регистрировать права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом, находящимся на территории республики, лицам, не имеющим постоянной регистрации на территории республики. Органы ЗАГС должны были приостановить: регистрацию браков, если лицо не имело постоянной регистрации на территории республики; государственную регистрацию рождения ребенка, если его родители не имели постоянной регистрации на территории республики. В постановлении содержится рекомендация Правительству КБР: образовать специальную комиссию из представителей Президента КБР, Парламента КБР, Министерства внутренних дел КБР и глав местного самоуправления районов, городов Нальчика, Прохладного. Правительству КБР также было рекомендовано: рассмотреть вопрос об организации фонда жилья за счет выкупа жилья на основе договоров у лиц, выезжающих за пределы республики на постоянное жительство; принять правовые акты, направленные на реализацию данного постановления [Постановление... 2001b].

В мае 2006 г. было принято Постановление Правительства КБР «О Республиканской комиссии по вопросам миграции (от 22 мая 2006 г. № 153-ПП)». Комиссия создавалась с целю «обеспечения взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления в области управления миграционными процессами» [Постановление… 2006: 2]. В состав Комиссии включались представители органов государственной власти КБР, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по согласованию. Комиссию возглавлял Председатель Правительства КБР. Состав Комиссии утверждался правительством Кабардино-Балкарской Республики. Комиссия в своей деятельности руководствовалась Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Конституцией КБР, законами КБР, указами и распоряжениями Президента КБР, постановлениями и распоряжениями Правительства КБР и Положением о Республиканской комиссии по вопросам миграции. Главной функцией данной комиссии являлась координационная деятельность указанных органов власти по вопросам реализации миграционной политики в Кабардино-Балкарии [Постановление… 2006: 2].

В последующие годы действие нормативных актов органов государственной власти КБР по ограничению регистрации мигрантов на территории КБР было прекращено в связи с приведением нормативно-правовых актов республики в соответствие с федеральным законодательством.

 

 

 

ВЫВОДЫ

Таким образом, усилившийся в середине 1980-х гг. приток в Кабардино-Балкарию мигрантов из республик Закавказья и Средней Азии, обострил ряд проблем: жилищную, земельную, проблему безработицы, рост уровня преступности и др.

Серьезные проблемы возникли в Кабардино-Балкарии в связи с пребыванием значительного числа (свыше 80 тыс. чел.) беженцев из Чеченской Республики в середине 1990-х гг. – начале XXI в.: проблемы с обеспечением проживания беженцев и обучением их детей в школах г. Нальчика; повреждение санаторно-курортного комплекса; массовая скупка чеченскими беженцами жилья в КБР и, как следствие, рост цен на него; рост уровня преступности; массовые драки с местной молодежью.

Регулярный и массовый приток в КБР турок-месхетинцев, начавшийся во второй половине XX в. и продолжающийся в наши дни, вызвал ряд серьезных проблем и оказал влияние на демографическую, этнокультурную, социально-экономическую и криминогенную ситуацию в республике. Их численность в Кабардино-Балкарии возросла с нескольких семей в 1964 г. до более 20 тыс. чел. в настоящее время. Одновременно, происходит отток из КБР молодежи коренных народов, что ведет к смене этнического и социально-профессионального состава населения. Значительная часть молодежи после окончания вузов устраивается на работу за пределами республики. В КБР прибывают, в основном, недостаточно образованные мигранты. Следствием данного процесса является возрастание в КБР процента малообразованной молодежи, избыток рабочей силы и дальнейшее отставание республики в социально-экономической и других сферах.

В местах компактного расселения турок-месхетинцев обостряется конкуренция на рыке труда и вытесняется местное, в основном русскоязычное население из аграрного сектора и сферы торговли. Среди турецко-месхетинских мигрантов регулярно отмечаются правонарушения: производство и сбыт легких наркотиков, изнасилования, случаи столкновений с молодежью других национальностей. Быстрый рост численности турецко-месхетинского населения со временем может привести к его доминированию в Кабардино-Балкарии, вследствие чего могут возникнуть масштабные конфликты между коренными народами и новой турецко-месхетинской диаспорой.

Обострение этнодемографических проблем, связанных с миграционными процессами вызвало реакцию ряда общественных организаций в основном представляющих кабардинское население республики. После их обращений в органы государственной власти Кабардино-Балкарии, были приняты нормативно-правовые акты, позволяющие в определенной степени регулировать миграционные процессы. Реализация данных актов в определенной степени ограничила приток мигрантов, однако остановить миграционные потоки в республику не удалось. Нелегальные мигранты использовали различные обходные методы. В последующие годы действие нормативно-правовых актов органов государственной власти КБР по ограничению регистрации мигрантов на территории КБР было прекращено в связи с приведением нормативно-правовых актов республики в соответствие с федеральным законодательством.

 

×

About the authors

A. V. KUSHKHABIEV

FSBSE «Federal Scientific Center «Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»

Author for correspondence.
Email: anzor-vk@mail.ru

References

  1. Агузаров и др. 1995 – Агузаров Р., Бижоев Б., Тазиев Р. Ситуация сегодня под контролем. А завтра? // Кабардино-Балкарская правда. – № 110(18632). – 20 июня 1995 г. – С. 3.
  2. Берова и др. 2014 – Берова Ф.Ж., Бакаева З.Р., Думанова А.Х., Яхутлова М.Л. Региональные особенности миграционных процессов и национальная безопасность (на материалах Кабардино-Балкарской Республики).// Научно-информационный журнал «Вопросы экономики и права». URL: http://law-journal.ru/files/pdf/201408/201408_98.pdf (дата обращения: 15.05.2016).
  3. Боров 2014 – Боров А.Х. Кабардино-Балкарская Республика: Структурные факторы этнополитической динамики // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2014. – № 6 (62). – С. 205-212.
  4. В Президиум… – В Президиум Верховного Совета КБАССР. 01.09.1989. Рукопись // Личный архив А.В. Кушхабиева.
  5. Волков 2010 – Волков Г. Турки-месхетинцы вытесняют русских из КБР.// Русский обозреватель (13.05.2010). URL: http://www.rus-obr.ru/ru-web/6569 (дата обращения: 26.05.2019).
  6. Григорьева 1996 – Григорьева М. Беженцы это проблема не только с жильем // Газета Юга. 1996. 20.09. № 38. – С. 2-4.
  7. Декларация… 1991 – Декларация о государственном суверенитете Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики. 30 января 1991 г. // Кабардино-Балкарская правда. – № 24 (17548). – 3 февраля 1991 г. – С. 1.
  8. Договор… 2001 – Договор Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики». 1 июля 1994 г. // Политика и право в сфере этногосударственных отношений Кабардино-Балкарии. Отв. ред. М.Н. Губогло. – М.; Нальчик: ФГБУН ИГИ КБНЦ РАН, 2001. – Т. 1. – С. 177-182.
  9. Закон… 1995 – Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об административной ответственности за нарушение порядка определения на постоянное место жительства в Кабардино-Балкарской Республике» (от 5 июня 1995 г. № 9-Р3) // Кабардино-Балкарская правда. – № 85 (18607). – 8 июня 1995 г. – С. 1.
  10. Кагазежев 2015 – Кагазежев Ж.В. Проблемы миграции русскоязычного населения Кабардино-Балкарии // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2015. – №6(68). – Т. 1. – С. 122-126.
  11. Калмыков 2018 – Калмыков Ж.А. В Кабардино-Балкарии меняется этнический состав.// Caucasus Times – региональное информационное агентство, специализирующееся на новостях Юга России и Закавказья. 30.04.2018. URL: http://caucasustimes.com/ru/v-kabardino-balkarii-menjaetsja-jetnicheskoj-sostav/ (дата обращения: 18.05.2019).
  12. Карданова 2017 – Карданова К.А. Деятельность руководства и общественных организаций Кабардино-Балкарской Республики по урегулированию военных конфликтов в Чеченской Республике в конце XX – начале XXI в. // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 7. – № 2. – С. 85-89.
  13. Конституция… 1997 – Конституция Кабардино-Балкарской Республики. 1 сентября 1997 г. // Кабардино-Балкарская правда. – № 177 (19265). – 9 сентября 1997 г. – С. 3.
  14. Кушхабиев 1990 – Кушхабиев А.В. Предвосхищая тревогу // Советская молодежь. – № 67-69 (6196-6198). – 8 июня 1990 г. – С. 5.
  15. Кушхабиев 1995 – Кушхабиев А.В. Рождаемость падает, а население растет // Кабардино-Балкарская правда. – № 98 (18620). – 4 июня 1995 г. – С. 2.
  16. Постановление… 1990 – Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР «О временной приостановке прописки граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую АССР» (от 30 августа 1990 г. № 237-XII) // Кабардино-Балкарская правда. – № 170 (17444). – 5 сентября 1990 г. – С. 1.
  17. Постановление… 1994 – Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики «О некоторых мерах регулирования миграции в Кабардино-Балкарской Республике» (от 5 мая 1994 г. № 17-П-П) // Кабардино-Балкарская правда. – №88 (18360). – 14 мая 1994 г. – С. 1.
  18. Постановление… 1999 – Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики «О ходе выполнения постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 5 мая 1994 года №17 «О некоторых мерах регулирования миграции в Кабардино-Балкарской Республике» (от 24 декабря 1998 г. № 61-П-П) // Кабардино-Балкарская правда. – № 4 (19589). – 7 января 1999 г. – С. 1.
  19. Постановление… 2000 – Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики «О продлении срока действия постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 5 мая 1994 года № 17 «О некоторых мерах регулирования миграции в Кабардино-Балкарской Республике» (от 29 декабря 1999 г. № 163-П-П) // Кабардино-Балкарская правда. – № 4 (19842). – 11 января 2000 г. – С. 1.
  20. Постановление… 2001a – Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики «О парламентском запросе к Председателю Правительства Кабардино-Балкарской Республики об обострении миграционных процессов в Кабардино-Балкарской Республике» (от 24 мая 2001 г. № 347-П-П) // Кабардино-Балкарская правда. – № 109(20198-20199). – 5 июня 2001 г. – С. 1.
  21. Постановление… 2001b – Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики «О временных мерах по ограничению регистрации граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую Республику на постоянное жительство» (от 22 ноября 2001 г. № 410-П-П) // Личный архив А.В. Кушхабиева.
  22. Постановление… 2006 – Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О Республиканской комиссии по вопросам миграции» (от 22 мая 2006 г. № 153-ПП) // Кабардино-Балкарская правда. – № 127(21650). – 31 мая 2006 г. – С. 2.
  23. Председателю… 1999 – Председателю Совета Республики Парламента КБР З. Нахушеву, Председателю Совета Представителей Парламента КБР И. Бечелову. 22.11.1999. Рукопись // Личный архив А.В. Кушхабиева.
  24. Программа… 1992 – Программа деятельности Конгресса кабардинского народа на перспективу // Хасэ. – № 20 (24). – 12 декабря 1992 г. – С. 1.
  25. Распоряжение… 1994 – Распоряжение № 163-р (от 29 марта 1994 г.) // Кабардино-Балкарская правда. – № 65 (18337). – 8 апреля 1994 г. – С. 2.
  26. Табаксоев 2016 – Табаксоев И.А. Миграционные процессы в современной Кабардино-Балкарии: основные факторы и тенденции // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2016. – № 2 (70). – С. 171-177.
  27. Табаксоев 2017 – Табаксоев И.А. Демографические и миграционные процессы в Кабардино-Балкарской Республике в начале XXI в. // Актуальные проблемы социально-политического и этнокультурного развития современной Кабардино-Балкарии. – Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2017. – С. 70-95.
  28. Указ… 1995 – Указ Президента Кабардино-Балкарской Республики «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Кабардино-Балкарской Республике» (от 19 июля 1995 г. № 37) // Кабардино-Балкарская правда. – № 112 (18634). – 22 июля 1995 г. – С. 1
  29. Устав… 1994 – Устав женской общественной организации «Сатаней» // Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии / Сост. и ответственный ред. И.Л. Бабич. – М.: УОП ИЭИА РАН, 1994. – Т. 2. – С. 172-174.
  30. Устав-Программа… 1992 – Устав-Программа общественной организации «Адыгэ Хасэ» // Хасэ. – № 4 (9). – 15 февраля 1992 г. – С. 4, 5.
  31. УЦДНИ АС КБР – Управление Центра документации новейшей истории Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 KUSHKHABIEV A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».