Ethnographic information about the Kabardians in Russian sources of the last third of the 18TH – first quarter of the 19th century

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents an analysis of some ethnographic information on the Kabardians, recorded in Russian sources of the last third of the 18th – first quarter of the 19th century: office documents, narrative materials, etc. It is shown that they contain contradictory – objective and tendentious assessments of information about the Kabardians. Statements recorded in the sources about the absence of laws and princely property in Kabarda, about the predatory nature of tax collection by princes, etc., as well as the listing of a significant number of negative qualities allegedly inherent in the ethnic character of the Kabardians and other peoples of the North Caucasus, are refuted by information indicating the opposite. In the reviewed sources, demographic and statistical information is considered mainly in the context of describing the political situation in the region. The positions of the tsarist authorities and the Kabardian political elite on the territorial problem are presented. They recorded a significant decrease in the number of Kabardians by 9-10 times and, as a consequence, a decrease in the military potential of Kabarda. Some sources contain recommendations from military officials to eliminate the system of military education of the sons of Circassian feudal lords in order to establish full administrative and legal control over Kabarda.

Full Text

Введение

В современный период сохраняется исследовательский интерес к проблемам истории народов Центрального Кавказа Нового времени. В информационном пространстве публикуется значительное количество научных исследований и публицистических работ по данной проблематике, в которых использованы сведения разных видов источников. В то же время, в ряде работ представлены противоречивые трактовки и выводы о народах этих субрегионов, а нередко и субъективная трактовка сведений источников. В этой связи, анализ этнографических сведений о народах Центрального Кавказа, в частности о кабардинцах, зафиксированных в российских источниках (нормативные и делопроизводственные документы, нарративные источники и др.) последней трети XVIII – первой четверти XIX в., представляет важную исследовательскую задачу современного кавказоведения; позволяет глубже изучить этническую историю народов Центрального Кавказа в Новое время, характер и особенности отношений народов субрегиона с российскими органами власти.

Целью настоящей статьи является анализ некоторых этнографических сведений о кабардинцах, зафиксированных в российских источниках (делопроизводственные документы, нарративные источники и др.) последней трети XVIII – первой четверти XIX в.

Источниковую базу настоящей работы составили источники последней трети XVIII – первой четверти XIX в., включенные в сборники: «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией» [АКАК]; «Кабардино-Русские отношения в XVI-XVIII веках» [КРО]; документы и материалы, выявленные в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА, г. Москва), Российском государственном историческом архиве (РГИА, г. СПб.) и др.

Состояние изученности проблемы. Российскими авторами XIX в., прежде всего, военными чиновниками и офицерами, был опубликован значительный этнографический материал о народах и государственных образованиях Центрального Кавказа, в том числе и о Кабарде. Наиболее известными и цитируемыми современными исследователями являются работы: С. Броневского [Броневский 1823], И.Ф. Бларамберга [Бларамберг 1992], Н.Ф. Дубровина [Дубровин 1871], В.А. Потто [Потто 1887-1889], Н.Ф. Грабовского [Грабовский 1870], И. Дебу [Дебу 1829], Ф.И. Леонтовича [Леонтович 1882], К.Ф. Сталя [Сталь 2001], И.Д. Попко [Попко 1880], М.М. Ковалевского [Ковалевский 1890], Е. Максимова [Максимов 1892] и др. Вместе с тем в указанных работах, наряду с ценной информацией, содержатся противоречивые и неточные сведения о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа, что обусловлено как тенденциозным подходом, так и непониманием ряда деталей внутреннего устройства этногосударственных образований региона.

Среди историко-этнографических исследований о Кабарде Нового времени советских и российских кавказоведов, подготовленных на основе анализа значительного корпуса источников, следует указать работы: В.К. Гарданова [Гарданов 1967], Н.Г. Волковой [Волкова 1974], Х.М. Думанова [Думанов 1990], В.Х. Кажарова [Кажаров 1994], П.А. Кузьминова [Кузьминов 2004], А.Х. Абазова [Абазов 2016], З.А. Кожева [Кожев 2020], Т.Х. Алоева [Алоев 2017] и др.

 

Основная часть

Во второй половине XVIII – первой половине XIX в. царское правительство проводило политику по присоединению государственных образований народов Северного Кавказа и включению их в административно-правовое поле империи. В процессе реализации этой политики проводились и исследования региона: военно-топографические, этнографические и др. В этой связи, в ряде делопроизводственных документов (записки, рапорты, донесения и др.) и нарративных материалов, составленных российскими военными чиновниками в последней трети XVIII – первой четверти XIX в., зафиксированы этнографические сведения о народах Центрального Кавказа, в частности о кабардинцах.

Сведения о территории и численности населения Кабарды. В некоторых работах российских военных чиновников и офицеров содержится довольно подробная демографическая и статистическая информация, в других – краткие заметки. Данные сведения довольно часто рассматриваются в контексте описания политической ситуации в регионе. В них содержатся рекомендации по преобразованию военных и административных структур на территории Кабарды. В частности, в работе генерал-губернатора Кавказского наместничества П.С. Потёмкина (1785-1787) «Краткое описание о кабардинских народах, сделанное в 1784-м году ген. – поручиком Павлом Потемкиным» [Краткое... 1784], лишь зафиксировано, что Малая Кабарда лежит по реке Тереку, а Большая по рекам Байсану (Баксану – А.К.), Чегему и прочим, и простирается до вершины реки Кубани [Краткое... 1784: 545]. Также сказано, что Большая Кабарда разделена на три княжеских владения – Атажукиных, Мисостовых и Джанбулатовых (Бекмурзины и Кайтукины – А.К.) [Краткое... 1784: 546].

Краткое описание территории расселения народов Северного Кавказа и, в частности кабардинцев, содержится в «Записке о беспорядках на Кавказской линии и о способах прекратить оные», составленной кабардинским князем полковником Измаил-беем (Исмаилом) Атажукиным [Записка... 1804]. В записке сказано, что черкесы (Черкесия – А.К.) делятся на две главные части – Большую и Малую Кабарду и на третью, в которой важнейшую часть составляют бесленейские селения (селения Бесленейского княжества – А.К.) и некоторые другие. Отмечается, что Большая Кабарда расположена по «сю сторону» Терека и Кубани между началами этих рек [Записка... 1804: 957]. О Малой Кабарде сказано, что она расположена к востоку по Тереку, и, что некоторая часть осетин ей подвластна.

О Бесленеевском княжестве сказано, что оно расположено к западу от Большой Кабарды по ту сторону Кубани. В записке отмечается, что владеют в Большой Кабарде три фамилии из рода Инала: Атажуковы, Мисостовы и Жамбулатовы; в Малой – Таусултановы (Талостановы – А.К.) и Гилахстановы (Джилахстановы – А.К.), в Бесленее – князья Кануковы (Каноковы – А.К.) [Записка... 1804: 957].

В записке изложена позиция кабардинской политической элиты по территориальной проблеме. В ней сказано, что причиной обострения отношений кабардинских князей с царскими властями стало возведение на землях, отрезанных от Кабарды пограничной «Линии по Тереку» на расстоянии 260 верст, кончавшейся крепостью Моздоком (Кизляро-Моздокская пограничная или военная линия, состоявшая из военных укреплений и поселений – А.К.), которая предназначена для защиты российских владений от татар, кочующих между Кубанью и Доном. Сказано также, что кабардинцы, потеряв земли, отрезанные у них под линию, ощутили большую нужду в пастбищах для своих стад скота. Через линию их не стали пропускать без билетов, которые могли раздаваться не без злоупотреблений. Для содержания против них караула в 1770 г. были переселены волжские и донские казаки числом до 850 семей, которые стали притеснять без разбора как тех, кто причинял «беспокойствия», так и кабардинцев. Отмечается, что кабардинцы, не подав повода для таких притеснений, но потеряв, таким образом, свою собственность, доведены до крайности, и стали искать способы удовлетворения, в связи с чем и начались от них беспорядки на Линии, которые не менее подкреплены были и беспорядками казаков, которые у них угоняли скот и целые табуны лошадей. Также сказано, что осетины и абазины, прервав узы, соединявшие их с кабардинцами, «пустились во все беспорядки» [Записка... 1804: 958].

В записке зафиксированы рекомендации царскому правительству – возвратить кабардинцам отрезанные у них земли, на которых устроена Линия и основаны слободы, а если это невозможно, то по крайней мере предоставить им свободный вход во все прежде им принадлежавшие места для выпаса скота и прочих нужд, не подвергая их обязанности брать билеты [Записка... 1804: 958]. Данное предложение было в резкой форме отвергнуто военными чиновниками. Астраханский генерал-губернатор и главнокомандующий на Кавказе, инспектор Кавказской линии, генерал от инфантерии П.Д. Цицианов в своем донесении министру внутренних дел Российской империи графу В.П. Кочубею (от 28-го февраля 1805 г., № 126) охарактеризовал данное предложение Исмаила Атажукина как превышающее меру дерзости [Донесение... 1805: 960, 961].

В записке пристава Кабарды (1803-1810 гг.) генерал-майора И.П. Дельпоццо «Записка о Большой и Малой Кабарде» [Дельпоццо 1808] содержится описание западных земель Кабарды, граничивших с народами Закубанья, в контексте рекомендаций по их преобразованию. И.П. Дельпоццо предложил ряд мер по усилению постов, возведению новых крепостей и редутов, начиная от крайнего укрепленного поста у Невинного мыса (редута), вверх по Кубани [Дельпоццо 1808: 24-30]. Он также рекомендовал построить крепости возле рек Баксана и Чегема у входов в ущелья и дислоцировать в них по батальону пехоты. В записке сказано, что данные преобразования предложены для установления полного контроля над Кабардой и воспрепятствования взаимодействию народов Закубанья, кабардинцев и чеченцев [Дельпоццо 1808: 34].

В записке Дельпоццо И.П. нет информации о численности населения Кабарды, но в ней сказано, что вследствие пандемии чумы, охватившей Кабарду, уцелела только одна десятая часть её населения [Дельпоццо 1808: 14, 20]. Следует отметить, что в данную работу вошли сведения из рапортов И.П. Дельпоццо, составленных в период его службы на посту пристава Кабарды.

В работе подполковника А.М. Буцковского, собиравшего по особому поручению сведения по географии, этнографии и статистке Северного Кавказа в 1810-1812 гг., сказано, что Кабарда граничит на западе с Малой Абазой (территория северокавказских абазин алтыкесек – А.К.) и частью Георгиевского уезда, на севере – с Георгиевским и Моздокским уездами, на востоке – с так называемыми мирными чеченцами, карабулаками и ингушами, на юге – с «областью осетинскою, балкарцами, чегемцами и частью карачаевцами» [Буцковский 1812: 74]. Сказано также, что Кабарда разделена на Большую и Малую: первая расположена между реками Подкумком и Аргуданом, вторая между р. Аргуданом и землей мирных чеченцев и ингушей [Буцковский 1812: 74]. В работе также зафиксировано, что шесть княжеских родов или кланов владеют наследственно Малой и Большой Кабардой: в Большой Кабарде на территории от вершины р. Подкумка до р. Чегема расположены владения Мисостовых и Атажукиных; от р. Чегема до р. Аргудана – владения Бекмурзиных и Кайтукиных. В Малой Кабарде: от р. Аргудана до р. Курпа находятся владения Талостановых; от р. Курпа далее к востоку – владения Джилахстановых [Буцковский 1812: 75].

В работе А.М. Буцковского сказано, что точно определить численность населения Кабарды затруднительно, так как, в отличие от других народов, в кабардинском дворе проживает не одна семья, а от 2 до 10 семей. Так же отмечается, что подсчет численности кабардинцев затруднителен в связи с пандемией чумы, при появлении которой в селениях, здоровые жители вынужденно переселяются на новые места [Буцковский 1812: 75, 76]. Численность же дворов кабардинцев определена в 2 тыс. [Буцковский 1812: 108]. Таким образом, если один двор в среднем состоял из 4-5 семей, а одна семья из 4-5 человек, то по сведениям А.М. Буцковского, численность кабардинцев в 1812 г. составляла приблизительно 40-50 тыс. человек.

По результатам переписи всех сословий Кабарды, проведенной по предписанию командующего отдельным Кавказским корпусом генерала А.П. Ермолова в 1824-1825 гг., численность населения мужского пола составляла 13611 чел. [Рапорт... 1825: 476]. Общая же численность кабардинцев могла составлять приблизительно 26 тыс. человек, т.е. прослеживается значительное снижение численности кабардинского населения за 12-летний период.

По результатам исследований советских и российских кавказоведов, численность кабардинского населения во 2-й половине XVIII в. составляла приблизительно 250-300 тыс. человек. В первой четверти XIX в. произошла гибель значительного числа кабардинского населения вследствие пандемии чумы в 1804-1811 гг. и походов царских войск в Кабарду. В конце XVIII – первой четверти XIX в. около 20 тыс. кабардинцев, отказавшихся примириться с условиями царских властей, переселились на западные территории Кабарды между Лабой и Кубанью и в западночеркесские государственные образования. В начале 1830-х гг. за Кубанью насчитывалось 62 кабардинских селения. Несколько тысяч кабардинцев вынужденно переселились в Чечню. В итоге, к началу 1830-х гг. численность кабардинского населения на территории Кабарды составляла около 30 тыс. человек [Прасолов, Губжоков 2006: 128–130; Дзамихов 2001: 75-76; Кузьминов 2004: 722-759; Султан Хан-Гирей 2009: 143-145; Алоев 2017: 4-9].

Правовая и политическая культура Кабарды. В российских источниках рассматриваемого периода содержится информация о правовой и политической культуре Кабарды, но в них представлены разные оценки данных институтов. В работах П.С. Потемкина и И.П. Дельпоццо сказано, что у кабардинцев не было, и нет законов, а следуют они обычаям по преданию [Краткое... 1784: 547; Дельпоццо 1808: 14]. Однако в их же работах зафиксированы сведения, противоречащие данным сообщениям. В записке Потемкина П.С. отмечается, что ранее воля князя составляла весь закон, но с увеличением численности князей появились советы, в которые стали приглашать узденей (дворян – А.К.), а в связи с недовольством народа стали приглашать и народных старшин. По-мнению П.С. Потемкина, главным обязательством участников советов является клятва на Коране, но в связи с тем, что «закон магометанской» (нормы ислама – А.К.) у них принят недавно, клятву они сохраняют не более одного года [Краткое... 1784: 547].

В записке И.П. Дельпоццо сказано, что кабардинцы якобы являются врагами послушания и не имеют никакого закона, кроме своей воли и т.п. [Дельпоццо 1808: 23]. В то же время, кратко описывая сословную структуру кабардинского общества, он зафиксировал права и обязанности сословий, чем опроверг предыдущую характеристику. Он сообщил, что уздени обязаны служить владельцам (князьям – А.К.): ехать с ними на войну, брать с собой столько подвластных, сколько необходимо князю [Дельпоццо 1808: 20]. В случае если князь не может заплатить свои долги, «нажитые через разные несчастные случаи», за него должны заплатить долг его дворяне, а за дворян их холопы (зависимые – А.К.) [Дельпоццо 1808: 21]. И.П. Дельпоццо кратко сообщил и о пожалованиях (земельные наделы, зависимые крестьяне, рабы, боевые кони, оружие, скот и др.), которые дворяне получали от князей – своих сюзеренов за несение службы. В записке отмечено, что если же какой-нибудь дворянин выходил из послушания своего владельца, он был обязан все «подарки» возвратить обратно [Дельпоццо 1808: 20].

В записке И.П. Дельпоццо также зафиксировано, что князья и дворяне не могут, т. е. не имеют права продавать пахотных крестьян поодиночке, но имеют право продавать таковых семьями [Дельпоццо 1808: 21]. В противном случае они лишаются всей такой семьи, которая переходит к другому владельцу – находится под его покровительством, вроде кунака, в течение времени пока «...сделано не будет владельцам по обычаям надлежащее удовлетворение» [Дельпоццо 1808: 21]. Данные сообщения И.П. Дельпоццо свидетельствуют не об отсутствии, а напротив, о функционировании феодальных законов, которые он назвал обычаями, и об их соблюдении представителями разных сословий.

Следует отметить, что в рассматриваемый период в Кабарде правовая сфера регулировалась феодальными законами: княжеским кодексом «Пши хабзе» (пщы хабзэ, от пщы – князь, хабзэ – правило, норма), дворянским кодексом «Уорк хабзе» (уэркъ хабзэ, от уэркъ – рыцарь, дворянин,) и общенародным сводом морально-правовых норм «Адыга хабзе» [Абазов и др. 2022: 353-373; Кушхабиев и др. 2022: 374-415].

В рескрипте генерал-майору де-Медему (от 03.11.1769 г.) содержится краткое, но довольно точное описание системы власти в Кабарде. В нём, в частности, сказано, что Кабардинское правительство состоит во взаимном совещании и соглашении всех беков или владельцев и узденей или дворян, но из владельцев всегда наибольшего влияния достигает и получает поддержку других князей, тот, который других «проворнее и смышленее». В рескрипте отмечается, что князю старшему по возрасту в народе оказывается «наружное почтение», но количество дворян, служащих у того или иного князя, т. е. могущество князя, зависит от его личных способностей, так как дворяне вольны в выборе себе сюзерена [Рескрипт... 1769: 220].

В записке П.С. Потемкина изложена система функционирования «общего круга» или «общего совета», который он охарактеризовал как нечто важное и весьма достойное. Сказано, что для принятия решений старший летами владелец (великий князь – А.К.) созывает дворян и народных старшин селений в назначенное место. Представители сословий собираются в назначенном месте раздельно. Князья сообщают дворянам свое решение вопроса, дворяне его рассматривают, но почти всегда соглашаются с мнением князей, так как от них зависят. Затем заключение представителей обоих сословий передают на рассмотрение представителям крестьян. Далее сказано, что представители народа обладают полномочиями принимать и отменять решения князей и дворян, что положение народное служит силой закона; князья – наблюдатели законодательной власти, дворяне же – исполнители владельческих повелений, их обязанность – стараться соглашать народ с мнением владельцев [Краткое... 1784: 547, 548].

Таким образом, сведения о системе власти в Кабарде, зафиксированные в рескрипте генерал-майору де-Медему и в записке П.С. Потемкина также опровергают его же сообщение и сообщение И.П. Дельпоццо об отсутствии законов в Кабарде.

Для оценки вышеизложенных сведений следует кратко охарактеризовать систему власти в черкесских княжествах и, в частности в Кабарде, в рассматриваемый период. Так называемые общий круг или общий совет в Кабарде – это хаса – сословно-представительное законодательное собрание, выполнявшее разные функции в разные исторические эпохи. В эпоху родового строя хаса была народным собранием, в эпоху феодализма трансформировалась в институт власти. В XV – начале XIX в. являлась высшим законодательным органом черкесских государственных образований (объединенная Черкесия, Кабарда, Бесленей, Жаней, Кемиргой, Бжедугия, демократические политии – Натухай, Шапсугия, Абадзехия, Убыхия). В Кабарде функционировали следующие виды хасы: Великая хаса – хасашхо (хасэшхуэ, каб. яз.) – общекабардинское сословно-представительное законодательное собрание; 2. хасы в уделах. Создавались также хасы, объединявшие два и три удела. Великая хаса в Кабарде была трехпалатной: 1. княжеская хаса; 2. дворянская хаса; 3. крестьянская хаса (после 1767 г.). Великий князь – пшишхо (пщышхуэ, каб. яз.) избирался на хасашхо и возглавлял её. На хасашхо обсуждались: вопросы войны и мира, отношения между удельными князьями, взаимоотношения между сословиями, отношения с соседними народами, территориальные и земельные споры. На них избирали верховный суд, утверждали новые законы и правила, устанавливали штрафы за их нарушения и др. После окончательного включения Кабарды в административно-правовое пространство России в 1822 г. хаса была лишена властных функций [Кажаров 1994: 201-316; Кузьминов 2004: 335-342].

Следует также отметить, что вывод П.С. Потемкина о полномочиях народа принимать и отменять решения князей и дворян преувеличен в значительной степени. Как правило, представители дворянской и крестьянской палат Великой хасы соглашались с решениями князей.

Вопрос о собственности и доходах кабардинских князей. В записке П.С. Потемкина сказано, что кабардинские князья, якобы не имеют никакой собственности, некоторые дворяне имеют собственность, все принадлежит народу. Система сбора податей в ней охарактеризована как «грабительство» [Краткое... 1784: 546]. В записке зафиксировано, что князья, называющиеся покровителями народа, могут брать у своих подданных все их состояние, что корыстолюбивые князья, совершают злоупотребления властью и грабят подданных и их старшин [Краткое... 1784: 546, 548]. Относительно данных сообщений следует отметить, что злоупотребления властью князьями в Кабарде могли иметь место, также как и в любом феодальном государстве, но отрицание собственности у князей и «грабительство» ими народа не соответствуют действительности. В рассматриваемый период кабардинские князья являлись верховными собственниками земли. Доходы князя складывались из ренты, получаемой со всего населения княжества, подати, уплачиваемой принадлежащими ему крестьянами, из торговых пошлин, штрафов, дани с некоторых подвассальных народов и др. [Кажаров 1994: 178, 179].

Охарактеризовав кабардинских князей как алчных, грабящих своих подданных, П.С. Потемкин зафиксировал элементы их образа жизни, которые опровергают данную характеристику. В записке П.С. Потемкина сказано, что старший и самый богатый князь живет скромно – почти в хижине, пища князей, также скромная, состоит из сваренного проса и куска печеной или вареной баранины. Также отмечено, что князь не должен отказывать подданному ни в чем, что князья очень щедрые и дарят дворянам все, что им понравится: деньги, одежду, шапки и др. Однако щедрость князей П.С. Потемкин расценил как воздаяние за тягость [Краткое... 1784: 551, 552]. Он также отметил, что рыцарство есть предмет славы каждого, и роскошь ещё не вкралась в сердца этого народа, золото и серебро они не ставят ни во что, или за весьма малое, напротив доспехи и оружие ставят за драгоценность [Краткое... 1784: 549].

Сведения о собственности князей, зафиксированные в работе А.М. Буцковского, также опровергают заявление П.С. Потемкина по данному вопросу. В ней сказано, что земли кабардинцев находятся в полной собственности князей, что дворяне и простой народ считаются подданными тех князей, на землях которых находятся. Также отмечено, что князья имеют и крепостных крестьян, которые состоят из пленных невольников или же лиц, полученных за штрафы [Буцковский 1812: 75].

Система воспитания детей кабардинских феодалов. В ряде российских источников содержатся сведения о системе воспитания сыновей черкесских феодалов, которая рассматривается как основа их военной подготовки и образа жизни, но оценивается, в основном, негативно. Объясняя сущность данной системы, П.С. Потёмкин отметил, что князья отдают сыновей на воспитание другим, чтобы «не допустить юность вкусить негу» [Краткое... 1784: 549]. При этом он охарактеризовал данную систему как «порочные нравы» [Краткое... 1784: 547].

В рапорте Астраханского генерал-губернатора, главнокомандующего на Кавказе и инспектора Кавказской линии, генерала от инфантерии П.Д. Цицианова императору Александру I [Всеподданнейший... 1804: 952-954] содержатся предложения о проведении реформ, направленных на установление административного контроля над Кабардой. В нем П.Д. Цицианов охарактеризовал систему воспитания сыновей черкесских феодалов как «основанную на хищничестве» и внес предложения по её ликвидации: перемену воспитания; введение в Кабарде роскоши; сближение кабардинских феодалов с российскими нравами. В рапорте П.Д. Цицианова сказано, что необходимо назначить начальником Кабардинской области генерал-майора, так как кабардинские князья имеют военные (полковничьи) чины и не имеют никакого уважения к штатским, «предпочитая войну и силу всему». Через начальника в чине генерал-майора стараться убеждать их отдавать своих детей в училища, которые следует учредить в Георгиевске и Екатеринограде. Затем под предлогом усовершенствования наук отправлять княжеских детей в кадетские корпуса, по окончании которых определять в полки, отдаленные от Кавказской линии. Аналогичные школы предложено учредить и для сыновей кабардинских дворян, но определять их в полки в чинах ниже чинов княжеских детей, чтобы не оскорблять последних. П.Д. Цицианов также предложил сформировать Кабардинский гвардейский эскадрон, предназначенный для изменения кабардинскими князьями образа жизни (возможность прохождения дальнейшей службы, стремление к роскоши и т.п.) [Всеподданнейший... 1804: С. 952-954].

Для лучшего понимания вышеизложенных сведений следует кратко охарактеризовать систему военного воспитания детей феодальных сословий в Кабарде и Западной Черкесии или институт воспитательства (быфадэ-пIур – каб. яз.; в российском кавказоведении «аталычество»), который стал объектом особого внимания российских военных чиновников рассматриваемого периода. Он выполнял две основные функции – военную подготовку сыновей феодалов и укрепление сюзеренно-вассальных отношений. Князья отдавали своих сыновей на воспитание семьям первостепенных дворян, последние отдавали своих детей на воспитание незнатным дворянам – беслан-уоркам и уоркам-шаотлугусам. Незнатные дворяне воспитывали своих детей сами, либо отдавали на воспитание свободным общинникам. Сыновья феодалов проходили у своих воспитателей (быфадэ, быф, гъэсакIуэ, атэлыкъ) комплекс морально-правовой (изучение пши хабзе, уорк хабзе, адыга хабзе, правила полемики) и военно-физической подготовки (обучение владению оружием, правилам верховой езды и джигитовки, боевым тактическим приемам и др.). К 9–10-летнему возрасту воспитанники (быфыкъуэ, пIур, гъэсэн, къан) могли управлять конем, владели разными видами оружия, а в 15–16-летнем возрасте их брали в походы. В результате данной системы сыновья черкесских феодалов становились искусными воинами. Князья получали особо лояльных дворян в лице дворян-воспитателей их сыновей, дворяне же, воспитавшие княжеских сыновей, получали покровительство князей. Таким путем между князьями и дворянами устанавливалось искусственное родство [Кушхабиев и др. 2022: 411-413]. Благодаря системе воспитания детей феодалов, черкесскому (адыгскому) этносу удавалось выживать и отстаивать свою независимость в борьбе с нашествиями многочисленных войск завоевателей на протяжении тысячелетий.

В целом, негативно характеризуя систему военного воспитания сыновей черкесских феодалов и, предлагая заменить её на прохождение последними военной службы в Российской армии, военные чиновники рекомендовали ликвидировать данную систему и таким путем ослабить феодалов для установления полного административно-правового контроля над Кабардой.

Военный потенциал Кабарды. В рассматриваемых источниках оценка военно-политического потенциала Кабарды представлена как доминирующая на Северном Кавказе. Потемкин П.С. в своей записке охарактеризовал кабардинцев как главнейших «между всеми народами, занимающими все пространство земли, лежащей у подошвы Кавказских гор, между Каспийским и Черным морем» [Краткое... 1784: 543].

В представлении Астраханского губернатора П. Кречетникова о Малой Кабарде императрице Екатерине II (от 24.04.1775 г.) сказано, что кабардинцы в случае объединения могут выставить до 15 тыс. воинов [Представление... 1775: 480].

В записке о кабардинцах Коллегии иностранных дел (1775 г.) сказано, что к 1739 г. (год заключения Белградского трактата – А.К.) Большая Кабарда могла выставлять в поле 6 тыс. конного войска, состоявшего только из князей и дворян, Малая Кабарда – до 3 тыс. войска. При этом в записке уточняется, что князья своих подданных, т.е. крестьян используют на войне только в крайних случаях, и только в пехотных полках [Записка... 1775: 483]. Следует отметить, что численность крестьянского ополчения превышала численность княжеско-дворянского войска приблизительно в два раза, т.е. составляла около 18 тыс. человек. Необходимо также учитывать, что князья в поход брали не все войско; часть воинов-дворян оставляли для охраны границ княжеств. Следовательно, общая численность княжеско-дворянских войск и крестьянского ополчения Кабарды к середине XVIII в. составляла приблизительно 30 тыс. человек.

В рапорте бригадира Ивана Большого Горича командующему Кавказским корпусом П.А. Текелли (от 03.01.1788 г.) сказано, что в совместном походе российских и кабардинских войск за Кубань в октябре 1787 г. кабардинское войско состояло из 2 тыс. дворянской панцирной конницы и 3 тыс. рядовых токошавов (свободные крестьяне, претендовавшие на дальнейший перевод в сословие незнатных дворян). Ими командовали 40 князей во главе с Мисостом Атажукиным [Копия... 1788: 369].

В рапорте И.П. Дельпоццо Гудовичу (от 11.03.1807 г., № 103) содержится информация о кабардинских войсках, которые сохранялись князьями, несмотря на масштабный уровень смертности населения во время пандемии чумы. К 19 февраля 1807 г. 25 князей Большой Кабарды с войском свыше 3 тыс. человек переправились через р. Терек и прибыли к месту дислокации российских войск возле р. Сунжи. К 25 февраля туда же прибыли 4 князя Малой Кабарды с войском численностью свыше 500 человек. В рапорте И.П. Дельпоццо также отмечено, что в кабардинском войске соблюдался порядок, что без его ведома и позволения, никто не мог отлучиться [Рапорт... 1807: 647-648]. Следовательно, в начале 1807 г. общая численность воинов-дворян Кабарды с учетом дворян, остававшихся для охраны внутренних границ княжеств, составляла приблизительно 4-5 тыс. человек. Численность крестьянского ополчения могла составлять приблизительно 9-10 тыс. человек.

В 1812 г. по сведениям А.М. Буцковского, в Кабарде насчитывалось 50 князей и 1000 дворян [Буцковский 1812: 75].

По результатам переписи всех сословий Кабарды 1825 г., насчитывалось (мужского пола): 50 князей и 3034 дворян (узденей первоклассных – 301, второклассных – 234, 3-го и 4-го классов – 2499) [Рапорт... 1825: 476].

Таким образом, в российских источниках последней четверти XVIII – начала XIX в. прослеживается снижение военного потенциала Кабарды в значительной степени, что было обусловлено, прежде всего, значительным уменьшением численности её населения.

Негативная характеристика этнического характера кабардинцев. В записке П.С. Потемкина представлены некоторые негативные черты, якобы свойственные этническому характеру кабардинцев (непостоянство, ветреность, вероломство) [Краткое... 1784: 550]. В записке И.П. Дельпоццо перечислено еще большее количество негативных качеств, якобы свойственных кабардинцам, среди которых: «злы к мщению и без пощады», «предприимчивы с дерзновением к грабежу и убийству», «жестокосердны», «враждебны до бесконечности» и т. п. [Дельпоццо 1808: 16]. В то же время в данной работе содержится ряд противоречий. В частности, И.П. Дельпоццо, обвинив обобщенно кабардинцев в убийствах и ограблениях казаков и русского населения, фактически опроверг эти обвинения, отметив, что у него кабардинцы и другие горские народы никогда ничего не украли и никого не убили [Дельпоццо 1808: 18].

Дельпоццо И.П. также обвинил кабардинцев в лености и праздном образе жизни, но рассматривая состояние сельского хозяйства в Кабарде, он опроверг собственное обвинение, сообщив, что кабардинцы выращивают просо, разводят прекрасных лошадей, крупный рогатый скот, овец и пчёл. При этом он отметил, что вся пища кабардинцев собственного производства: просяная каша, молоко, сыр, баранина, говядина и др. [Дельпоццо 1808: 22, 23]. Вызывает сомнение и сама возможность праздного образа жизни кабардинцев во время пандемии чумы.

В работе А.М. Буцковского также содержатся сведения о высоком уровне развития коневодства в Кабарде. В ней зафиксировано, что в Кабарде к 1812 г. начитывалось 20 табунов лошадей, в каждом табуне около 100 косяков, состоящих из 20 кобыл и жеребца. При этом, отмечено, что конские заводы в Кабарде пришли в упадок как числом, так и «добротой» (качеством – А.К.), что лучший из них в Малой Кабарде «шолохом именуемый, ныне весьма малочислен» [Буцковский 1812: 81]. Наличие в Кабарде такого значительного количества лошадей (около 40 тыс.), несмотря на пандемию чумы и напряженную ситуацию на Кавказской пограничной линии, свидетельствует не о лености, а напротив, о трудолюбии кабардинцев и также опровергает обвинение Дельпоццо И.П. кабардинцев в лености и праздном образе жизни.

Обвиняя кабардинцев в недостаточном уровне развития земледелия, И.П. Дельпоццо не указал главную причину, о которой неоднократно сообщал в своей записке, – пандемию чумы, следствием которой стало истощение населения. В ней сказано, что вследствие чумы, охватившей Кабарду в 1803-1807 гг., был неурожай хлеба, разразился голод, люди питались «земляными кореньями», от чего многие «распухли и похожи на образ человека, едва имеющие движение» [Дельпоццо 1808: 12].

Дельпоццо И.П. также заявил, что кабардинцы «грубы на просвещение», что кроме мулл и эфендиев никто не умеет читать и писать, но сам же опроверг свое заявление, сообщив, что многие дворяне в возрасте около 40 лет учатся «татарской грамоте» (арабскому языку – А.К.), чтобы понимать Коран. Он также отметил, что учатся в мечетях, которые есть в каждом ауле [Дельпоццо 1808: 15, 23].

В работе Буцковского А.М. также перечислен ряд негативных качеств, якобы свойственных кавказским народам («общекавказским народам принадлежащих свойств»): корыстолюбие, наглость, недоверчивость, дерзость при малейшей удаче, нетерпимость и др. В качестве единственной добродетели указано гостеприимство [Буцковский 1812: 173].

Правомерно возникает вопрос – чем было обусловлено составление царскими военными чиновниками и офицерами гипертрофированно негативного образа кабардинцев и других народов Северного Кавказа? Очевидно, что значительный список негативных качеств этнического характера, зафиксированных в вышеуказанных работах, не может быть свойственен какому-либо этносу или всем этносам Северного Кавказа. Вероятнее всего, негативные характеристики кабардинцев и других народов Северного Кавказа, зафиксированные в данных работах, были обусловлены, идеологическими установками, и непониманием элементов их этнических культур. Авторы рассмотренных работ стремились занизить уровень социально-политического развития Кабарды, чтобы оправдать силовую политику царизма. Негативные характеристики, зафиксированные в рассмотренных работах, были перенесены в труды других авторов: И. Дебу, К.Ф. Сталя и др.

 

Заключение

В статье представлен анализ некоторых этнографических сведений о кабардинцах, зафиксированных в российских источниках последней трети XVIII – первой четверти XIX в.: делопроизводственных документах, нарративных материалах и др. В них демографическая и статистическая информация рассматривается, в основном, в контексте описания политической ситуации в регионе, и содержатся рекомендации по преобразованию военных и административных структур на территории Кабарды. Представлены позиции царских властей и кабардинской политической элиты по территориальной проблеме. Прослеживается значительное уменьшение территории Кабарды и снижение численности её населения в 9-10 раз в связи с пандемией чумы, голодом и др., и как следствие значительное снижение её военного потенциала.

В рассмотренных источниках представлены противоречивые оценки правовой и политической культуры Кабарды последней трети XVIII – первой четверти XIX в. В записках П.С. Потемкина (1784 г.) и И.П. Дельпоццо (1808 г.) сказано, что у кабардинцев, якобы не было и нет законов, однако в них же содержится информация о правах и обязанностях сословий, которая свидетельствует о функционировании феодальных законов и об их соблюдении представителями разных сословий, что опровергает предыдущую характеристику. Заявления об отсутствии законов в Кабарде опровергаются и сведениями, зафиксированными в рескрипте генерал-майору де-Медему (1769 г.) о «Кабардинском правительстве» и в записке П.С. Потемкина о системе функционирования «общего круга» или «общего совета».

Система сбора податей, охарактеризованная в записке П.С. Потемкина как «грабительство» князьями народа, опровергается зафиксированными в данной записке сведениями о скромном образе жизни кабардинских князей и одаривании ими дворян и представителей крестьян.

В записке П.С. Потемкина сказано, что кабардинские князья, якобы не имеют никакой собственности. Сведения А.М. Буцковского о том, что земли кабардинцев находятся в полной собственности князей, что дворяне и простой народ считаются подданными тех князей, на землях которых находятся, опровергают данное заявление П.С. Потемкина.

В некоторых российских источниках система воспитания сыновей черкесских феодалов рассматривается как основа их военной подготовки и образа жизни. При этом военные чиновники, оценивали данную систему, в основном, негативно, рекомендовали ликвидировать её, и таким путем ослабить феодалов для установления полного административно-правового контроля над Кабардой.

В работах И.П. Дельпоццо и А.М. Буцковского представлено перечисление значительного количества негативных качеств, якобы свойственных этническому характеру кабардинцев и других народов Северного Кавказа (леность, игнорирование просвещения и др.). Однако, сведения о хозяйственной деятельности кабардинского народа, об обучении арабской письменности в каждом кабардинском селении, зафиксированные в их же работах, опровергают предыдущие характеристики. Негативные характеристики кабардинцев и других народов Северного Кавказа, зафиксированные в данных работах, вероятнее всего, были обусловлены идеологическими установками, и непониманием элементов их этнических культур. Авторы рассмотренных работ стремились занизить уровень социально-политического развития Кабарды, чтобы оправдать силовую политику царизма.

×

About the authors

Anzor V. Kushkhabiev

Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: anzor-vk@mail.ru

References

  1. Абазов А.Х. Народы Центрального Кавказа в судебной системе Российской империи в конце XVIII – начале ХХ в. – Нальчик: ООО «Печатный двор», 2016. – 264 с.
  2. Адыги: Адыгейцы. Кабардинцы. Черкесы. Шапсуги / отв. ред. А. Х. Абазов, Ю. Д. Анчабадзе, А. В. Кушхабиев, М. М. Паштова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Кабардино-Балкарский научный центр РАН; Адыгейский республиканский ин-т гуманитарных исследований им. Т. М. Керашева. – М.: Наука, 2022. – С. 353-373.
  3. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. – Т. 2–6. –Тифлис: Тип. главного управления Наместника кавказского, 1868–1875.
  4. Алоев Т.Х. Очерки политической истории хаджретской Кабарды в первой половине XIX в. – Нальчик: РИО ИГИ КБНЦ РАН, 2017. – 126 с.
  5. Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1992. – 240 с.
  6. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, составленные и пополненные Семеном Броневским. – М.: Тип. С. Селивановского, 1823. – 465 с.
  7. Буцковский А.М. Военно-топографическое и статистическое описание Кавказской губернии и соседствующих ей горских областей, сочиненное свиты Его императорского Величества по квартирмейстерской части подполковником Буцковским. 1812 г. // РГВИА. Ф. 414. Статистические, этнографические и военно-топографические сведения о Российской империи. Оп. 1. Д. 300. 108 л. 17 таблиц (173 с.).
  8. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVII – начале XX века. – М.: Изд-во «Наука», 1974. – 280 с.
  9. Всеподданнейший рапорт кн. Цицианова от 23-го марта 1804 года // АКАК. – Т. 2. – С. 952-954.
  10. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII – первая половина XIX в.). – М.: Изд-во «Наука», 1967. – 332 с.
  11. Грабовский Н.Ф. Очерки суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе // Сборник сведений о кавказских горцах. – Тифлис, 1870. – Вып. IV. – 420 с.
  12. Дебу И. О Кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске, или общие замечания о поселенных полках, ограждающих Кавказскую линию, и о соседственных горских народах. – СПб.: Тип. К. Крайя, 1829. – 476 с.
  13. Дельпоццо И.П. Записка о Большой и Малой Кабарде // РГВИА. Ф. 846. ВУА. Оп. 16. Д. 18491. 1808 г. 37 л.; Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа / Сост. Х.М. Думанов. – Нальчик: Эль-Фа, 2001. – Т. 1. – С. 9-41.
  14. Дзамихов К.Ф. Адыги в политике России на Кавказе (1550-е – начало 1770-х гг.). – Нальчик: Эль-Фа, 2001. – 412 с.
  15. Донесение кн. Цицианова гр. Кочубею от 28-го февраля 1805 года, № 126 // АКАК. – Т. 2. – С. 960-961.
  16. Дубровин Н. Черкесы // История войны и владычества русских на Кавказе. – Т. 1. Очерки Кавказа и народов его населяющих. – Кн. 1. Кавказ. – СПб.: Тип. департамента уделов, 1871. – С. 63-259.
  17. Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Первая половина XIX в. – Нальчик: Эльбрус, 1990. – 264 с.
  18. Записка о беспорядках на Кавказской линии и о способах прекратить оные (1804 г.) // АКАК. – Т. 2. – С. 957-958.
  19. Записка о кабардинцах из материалов Коллегии иностранных дел с краткими сведениями о расселении кабардинцев, их занятиях и некоторых фактах из их истории (После 1775 г.) // КРО. – Т. 2. – С. 482-485.
  20. Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII – первой половине XIX века. – Нальчик: Эль-Фа, 1994. – 438 с.
  21. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. – М.: Тип. А.И. Мамонова и К., 1890. – Т. 1. – 303 с.
  22. Кожев З.А. Численность военно-служилого сословия Кабарды в эпоху зрелости традиционного общества (XVI-XVIII вв.) // Кавказология. – 2020. – № 4. – С. 12-26.
  23. Копия с рапорта г-на бригадира Ивана Большого Горича, писанного к ген.-аншефу и кавалеру Теккели от 3 генваря 1788 года // КРО. – Т. 2. – С. 560-561.
  24. Краткое описание о кабардинских народах, сделанное в 1784-м году ген. – поручиком Павлом Потемкиным // КРО. – Т. 2. – С. 545-553.
  25. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII веках. Документы и материалы в 2 томах. – Т. 2. XVIII век. – Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2007. – 624 с.
  26. Кузьминов П.А. Этнодемографическая карта народов Терека: размещение, численность и миграции населения в конце XVIII – первой половине XIX века // Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX – начале XX века. – Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2004. – С. 641-759.
  27. Кушхабиев А.В., Мирзоев А.С., Наков Ф.Р. Военная культура в Средние века и Новое время // Адыги: Адыгейцы. Кабардинцы. Черкесы. Шапсуги / отв. ред. А. Х. Абазов, Ю. Д. Анчабадзе, А. В. Кушхабиев, М. М. Паштова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Кабардино-Балкарский научный центр РАН; Адыгейский республиканский ин-т гуманитарных исследований им. Т. М. Керашева. – М.: Наука, 2022. – С. 374-415.
  28. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. – Одесса: Тип. П.А. Зеленого. – Вып. 1. – 1882 – 448 с.
  29. Максимов Е. Кабардинцы. Статистико-экономический очерк // Терский сборник. – Владикавказ, 1892. – Вып. 2. – Кн. 2. – С. 139–187.
  30. Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен. – Вып. 1. – СПб., 1880 – 526 с.
  31. Потто В. А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. – Т. 1-4. – СПб: Изд. кн. склада В. А. Березовского, 1887-1889.
  32. Прасолов Д.Н., Губжоков М.Н. Численность населения Черкесии в XVI – первой половине XIX в. // Адыгская (Черкесская) энциклопедия. – М.: Фонд им. Б.Х. Акбашева, 2006. – С. 128–130.
  33. Представление Астраханского губернатора П. Кречетникова о Малой Кабарде, с изложением его мнения о политике по освоению этого края (1775 г. апреля 24-го) // КРО. Т. 2. – С. 470-482.
  34. Рапорт ген.-м. Дельпоццо гр. Гудовичу, от 11-го марта 1807 года, № 103. Прохладная // АКАК. – Т. 3. – С. 647-650.
  35. Рапорт подполк. Булгакова ген. Ермолову, от 28-го февраля 1825 года, № 47. – Нальчик // АКАК. – Т. 6. – Ч. 2. – С. 476.
  36. Российский государственный военно-исторический архив. – М.
  37. Российский государственный исторический архив. – СПб.
  38. Рескрипт к генералу майору де-Медему 3 ноября 1769 года. Копия // РГИА. Ф. 1350. Третий департамент Сената. Оп. 56. Д. 270 А. Л. 209-224.
  39. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. – Нальчик: Эль-Фа, 2001. – Т. 1 – С. 185–278.
  40. Султан Хан-Гирей. Избранные труды и документы. – Майкоп: Полиграф-Юг, 2009. – 672 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Kushkhabiev A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».