Integration processes in the Kabardian (Nalchik) district as reflected in the newspaper «Cauca-sus» (1860–1910)
- Authors: Prasolov D.N.1
-
Affiliations:
- Institute for Humanitarian studies – branch Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
- Issue: No 3 (2025)
- Pages: 333-348
- Section: Историография, источниковедение, методы исторического исследования
- Submitted: 01.10.2025
- Published: 15.12.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/316376
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-333-348
- EDN: https://elibrary.ru/RIWVIL
- ID: 316376
Cite item
Full Text
Abstract
The article examines materials published in the newspaper Kavkaz, which reflect information about integration processes in the Kabardian (Nalchik) district. The topic is addressed in response to the work of Yu.M. Azikova, published in Kavkazologiya No. 2 for 2024, which is devoted to the study of the reflection in the pages of the main newspaper of the Caucasus region of aspects of the socio-spatial unity of Kabarda and Balkaria. The corpus of periodical press sources used in it does not seem to be sufficiently representative to reveal the stated topic. This article clarifies the substantive value of the materials from the Kavkaz newspaper that were mentioned but not properly interpreted, considering their informative potential, which illustrates the integrative functions of the Caucasian authorities and the joint self-government of the Kabardians and Balkarians. The proposed expansion of the range of newspaper materials used allows us to turn to the study of more diverse trends in public-state and inter-community interaction. The publications under consideration deepen and expand the possibilities for realizing the informational potential of the Kavkaz newspaper as an important source of periodicals on the processes of sociocultural integration in Kabardino (Nalchik District) in the second half of the 19th and early 20th centuries.
Full Text
Предлагаемая работа является откликом на исследование Ю.М. Азиковой, опубликованное в предыдущем номере ЭЖ «Кавказология» [Азикова 2025: 115-139], в котором публикации в газете «Кавказ» рассматриваются как источник для изучения интеграционных процессов с участием кабардинцев и балкарцев. Основным подходом к интерпретации региональных интеграционных процессов автором была избрана продуктивная обобщающая концепция А.Х. Борова, в которой устойчивость и воспроизводство институционализированного интер-социального взаимодействия кабардинцев и балкарцев объясняется прежде всего «взаимоприемлемым порядком» совместного хозяйственного землепользования, основанного на «обоюдно принятых и взаимовыгодных» условиях [Азикова 2025: 117].
В современной литературе предлагаются и другие интерпретации исторических аспектов интеграции кабардинцев и балкарцев, дополняющие и конкретизирующие этот процесс. В масштабном ретроспективном исследовании истории земельного вопроса в Кабардино-Балкарии И. Ланциллотти обосновал концепцию несимметричных симбиотических отношений Кабарды и балкарских обществ, которые сложились до включения в состав Российской империи, и в основном сохранили устойчивость в последующем развитии региона. Он находит подтверждения, что, после окончательного включения Центрального Предкавказья в административно-политическую систему российского государства «не видя стратегического преимущества в прекращении симбиотических отношений между кабардинскими и балкарскими сообществами, царские, а затем и советские администраторы признали Кабарду и пять горских обществ как единую экономическую систему и проводили политику, которая еще больше объединяла эти сообщества» [Lanzillotti 2022: 5–6]. Впоследствии «в дополнение к укреплению национальной и советской идентификации, советское государство создало и продвигало промежуточную, наднациональную, кабардино-балкарскую идентичность» [Lanzillotti 2022: 7].
Дополнительные подтверждения тому, что интеграционные тенденции направлялись и оформлялись российской государственной системой, а также освещались официальной региональной прессой еще в поздний имперский период сформулированы в обобщающем исследовании Съездов доверенных Большой и Малой Кабарды и Пяти горских обществ. В нем показано, что их деятельность во второй половине XIX – начале ХХ в. позволяла средствами окружной администрации и самобытного самоуправления согласовывать и интегрировать интересы различных этнических сообществ. Регулярное обсуждение и практические решения доверенными сельских обществ по поземельным, хозяйственным, общественно-финансовым, административно-политическим, просветительским вопросам сформировали предпосылки модернизации их локальной политической традиции, заложив основы советской государственности Кабардино-Балкарии [Прасолов 2022: 132–152].
В результатах своего исследования Ю.М. Азикова приходит к выводу, что характеризуя некоторые аспекты жизнедеятельности кабардинцев и балкарцев, газета «Кавказ» показывала «географическую связанность двух народов, а затем административное оформление их интеграции в рамках Кабардинского/Нальчикского округа как социально-пространственной единицы российского государства» [Азикова 2025: 129]. И даже при изменениях «устоявшегося порядка интер-социального взаимодействия… в материалах газеты отображалось прочное удержание каждым из двух народов контроля над своим субпространством и ассимиляционных процессов не наблюдалось» [Азикова 2025: 129]. Обсуждение этого не бесспорного тезиса заслуживает отдельной работы. Если сменить исследовательскую оптику на выявление интеграционных связей, трудно не заметить их значительную эволюцию (углубление, расширение и интенсификацию) в проекции горизонтальных взаимодействий, обеспеченных условиями, заданными российской административной системой и, прежде всего, сопутствующей ей регулярной практикой съездов доверенных. Однако в работе Ю.М. Азиковой о функционировании данного института не упоминается вообще, даже несмотря на описание его деятельности в рассмотренных ею же материалах газеты «Кавказ». Уточнив эти сюжеты, приведем также материалы, которые не были включены в обсуждаемую статью.
В итоге обобщающие выводы, сформулированные в аннотации и заключении статьи Ю.М. Азиковой, оказались глубже содержания того корпуса источников, которые были привлечены для их обоснования. В силу ограниченности привлечённой источниковой базы и современной историографии оценка значимости газеты «Кавказ» осталась фрагментированной, упускающей существенные детали, иллюстрирующие разнонаправленность интеграционных процессов с участием кабардинцев и балкарцев. Не отрицая актуальности и обеспеченности обсуждаемой темы репрезентативными источниками, при этом не претендуя на ее исчерпывающее исследование, рассмотрим некоторые аспекты интеграционных процессов, иллюстрируемые публикациями газеты «Кавказ», но не акцентированные Ю.М. Азиковой.
Об интеграционных тенденциях в хозяйственном развитии кабардинцев и балкарцев в статье Ю.М. Азиковой говорится неоднократно, но их аргументация публикациями «Кавказа» ограничивается их перечислением либо краткой характеристикой нескольких материалов. Для выявления динамики до- и пореформенного хозяйственного быта представляют интерес экономические очерки Ставропольской губернии, в которых излагались сведения об основных отраслях хозяйства кабардинцев и включенности их в товарный обмен с народами Центрального Кавказа [Краткий… 1848: № 20, 21], а также отмечались преимущества и потенциальная востребованность кабардинских лошадей на Горячеводской ярмарке [Д-с И. 1848].
Отметив на основании статьи 1891 г. предприимчивость Х. Урусбиева в организации сыроварни по швейцарской технологии [Азикова 2025: 125], Ю.М. Азикова обошла вниманием, что «Кавказ» ранее и более подробно писал о развитии этого новаторского предприятия. В сентябре 1887 г. сообщалось о возобновлении в местечке Хаюко работы сыроварни братьев Урусбиевых, десятью годами ранее вынужденно прервавшей свою деятельность из-за чумы, приведшей к падежу 200 голов молочного скота. До этих драматических обстоятельств выпускаемые здесь сыры «успели в течение трех лет завоевать себе довольно почетное место во Владикавказе, Пятигорске и некоторых других городах» [Из Нальчика… 1887]. На момент выхода газетного материала А. Урусбиев «выстроил недавно особое каменное здание с различными приспособлениями для сыроварения и… с июля месяца начата выделка сыров под руководством Х. Урусбиева» [Из Нальчика… 1887]. В декабре 1888 г. уже отмечалось, что «крупные помещики – братья князья Урусбиевы… открыли у себя сыроделательный завод… перетерпевший массу невзгод… в настоящее время г. Урусбиев поехал в Тифлис с образцами своих сыров и, говорят, намерен хлопотать там об учреждении в нашем округе школы рационального молочного хозяйства» [Из Нальчика… 1888]. Посещение в ходе поездки по Баксанскому ущелью сыроварни позволило Е. Баранову составить личное впечатление о качествах сыра предприятия Урусбиевых, который «хотя и уступал настоящему швейцарскому, но далеко превосходил сыры местного производства своим ароматом и приятным вкусом» [И.З. 1891: 2].
Газетные материалы о кабардино-балкарских поземельных отношениях [Азикова 2025: 126–128] дополняет серия публикаций К. Красницкого 1865 г., где раскрывались интеграционные связи осетинских обществ с Кабардой. Они были обусловлены совместным, прежде всего пастбищным, землепользованием под покровительством кабардинских князей, отражая типологически близкую по характеру и содержанию картину межобщинных взаимодействий, которые связывали Кабарду и балкарские горские общества [Красницкий 1865: № 31. 186–187. № 33. С. 186–187].
Последствием интеграционного импульса, инициированного российским государством, стало освобождение на Кавказе зависимых сословий. В апреле 1867 г. «Кавказ» приветствовал «замечательный факт, который, без сомнения, займет одно из самых видных мест в истории Кавказа» – «освобождение в Кабарде около двадцати тысяч крепостных», выражая уверенность, что «пример кабардинцев, как передового народа между туземцами, которые всегда и во всем подражали им, повлечет за собой повсеместное освобождение крепостных на Кавказе» [С… 1867]. В юбилейном материале к 25-летию этого события Е. Максимов, сожалея, что событие «почти не привлекает внимания ни органов прессы, ни ученых деятелей», отмечал, что оно в сравнении с крестьянской реформой в России, «имело в жизни края не меньшее, а очень вероятно, что и большее значение» [Максимов 1892: 2]. Статья, значительной частью своего объема посвященная Кабарде, представляла тематический обзор, основанный на извлечениях из обстоятельного статистико-экономического очерка Е. Максимова о кабардинцах, изданного в том же году в Терском сборнике. Актуализируя внимание на последствиях отмены крепостного права, автор отметил не завершенное переходное состояние общества в новых условиях хозяйствования и общественного землепользования, выразив обоснованные надежды на «прочное и значительное благосостояние освобожденного от рабства и крепостной зависимости кабардинского народа, при котором уже немыслима будет бесхозяйственность целых тысяч домохозяев» [Максимов 1892: 3].
Публикации газеты «Кавказ» неоднократно освещали события, выступавшие этапами выстраивания прямых отношений высшей российской власти с населением края. В официальных мероприятиях при посещении Кабарды, а впоследствии Кабардинского (Нальчикского) округа, соблюдался типичный верноподданнический сценарий власти, а в его региональной репрезентации символически учитывалась совместная субъектность интегрированного сообщества кабардинцев и балкарцев.
После вторжения в апреле 1846 г. Шамиля в Кабарду, в начале мая Главнокомандующий Кавказской армией и наместник императора на Кавказе князь М.С. Воронцов посетил Нальчик. «Кавказ» описывал событие словами из письма очевидца:
«Явились к нему все кабардинские князья и уздени как оставшиеся в своих домах и сохранившие во все время в своих аулах совершенную тишину и покорность, так и те, которые находясь на пути следования Шамиля, должны были быть с ним, но не участвовали ни в каких против нас действиях; не явились только главные виновники, призывавшие Шамиля в Кабарду, обещая вооружиться… Пробыв три дня в Нальчике Главнокомандующий отправился в Екатериноград, конвоируемый теми же самыми кабардинцами, которых Шамиль считал своими приверженцами» [Письмо… 1846].
В конце октября – начале ноября 1863 г. новый кавказский наместник младший брат Александра II великий князь Михаил Николаевич посетил Кабардинский округ в ходе поездки по Терской области. В официальном сообщении «Кавказа» в подробностях и весьма живописно освещались главные этапы встречи почетного гостя, в которой участвовали жители Кабарды и балкарских обществ:
«После ночлега в Пятигорске, высокие путешественники направились через станицу Зольскую в Кабарду, которая еще за месяц изменила совершенно обычную свою жизнь: поездки жителей прекратились, суды опустели, в домах хлопотали, чистили оружие, снаряжали седла холили и проезжали коней; женщины шили щегольские черкески, башлыки, чевяки ткали галуны и тесмы, валяли бурки. Горцы из Балкарии, Чегема и других мест сошли с гор и расположились по окрестным Нальчику ущельям…
Для такого торжества несколько тысяч кабардинцев разделились на четыре партии, расположившиеся на правом берегу Малки (граница Кабарды), на Баксане, Чегеме и Шалухо (в 6 верстах от укрепления Нальчика); здесь ожидали и народные судьи, почетные князья, уздени, старики, имея при себе высочайше пожалованное в 1846 г. знамя [ошибка «Кавказа»: знамя было получено кабардинцами в 1844 г. – Д.П.] за отражение Шамиля из Кабарды» [Путешествие… 1863: 556].
Весьма примечательно, что при пересечении границы Кабарды великого князя встретили интернациональным тюркоязычным приветствием:
«Быстро несущийся поезд переехал в Кабарду, встреченный радостным приветом собравшегося народа, выражающимся у кабардинцев глубокою, почтительною тишиной и неподражаемым для нас европейцев движением руки, соответствующим поклону. Экипаж Их Высочеств шагом въехал в ряды кабардинцев, которые громким многократным "берекет берсын" отвечали на милостивые приветствия Царской семьи» [Путешествие… 1863: 556].
Еще одним свидетельством подчеркнуто совместного политического гостеприимства стала организация встречи и охраны гостя в Нальчике:
«В зале, убранном цветами и старинным кабардинским оружием, ожидал Их Величества почетный караул из кабардинцев и горцев, составленный из молодых людей лучших фамилий; от того же караула высланы по два часовых к дверям покоев Его и Ее Высочеств» [Путешествие… 1863: 3].
Интересно, что о следующем посещении кавказским наместником Кабардинского округа в мае 1869 г. «Кавказ» умолчал, хотя предыдущий этап его поездки по Карачаю был освещен в подробностях. В частности, говоря о преимуществах нахождения карачаевцев под российской властью с 1828 г., И. Кравцов отметил, что «с тех пор их уже не могли обижать другие, более сильные и воинственные племена, как например кабардинцы» [Кравцов 1869: 2]. Поездку по Кабарде в деталях описали официальные областные «Терские ведомости», отметив, что по пути между аулами Кармово в Атажукинские вел. кн. Михаила Николаевича сопровождали «кабардинцы и горская сотня, составленная из жителей горских обществ» [Приезд… 1869: 3].
После пространного теоретического и историографического вступления, переходя непосредственно к основному предмету своей статьи, Ю.М. Азикова отмечает: «В материалах газеты «Кавказ» представлено два фактора взаимосвязанности кабардинского и балкарского обществ – требования обеспечения безопасности и хозяйственные нужды» [Азикова 2025: 126]. Две публикации, которыми иллюстрируется данный тезис, должны были показать взаимосвязи, обусловленные оформлением правил совместного общественного пастбищного землепользования кабардинцев и балкарцев Зольскими и Горными пастбищами. Но отмеченные материалы об объявлении в июне о «высочайшем пожаловании» и публикация, собственно, Правил в 1890 г. [Азикова 2025: 127–128] являлись лишь эпизодами процесса, который был более продолжителен, насыщен событиями и на основных этапах освещался на страницах «Кавказа».
Ключевую роль в разрешении пастбищного вопроса в Нальчикском округе сыграл Главноначальствующий на Кавказе князь А.М. Дондуков-Корсаков. Возглавив край после упразднения в 1882 г. Наместничества, он совершал регулярные объезды подведомственной территории. Сообщения об их содержании через «Кавказ» стали одним из средств, позволявшим главноначальствующему «через церемонии и публичные обращения к местному населению представить также свой личный сценарий власти, т. е. индивидуальный образ себя как главного начальника Кавказского края» [Волхонский 2018: 14]. Издание в 1889 г. в четырех выпусках антологии публикаций «Кавказа» о деятельности А.М. Дондукова-Корсакова подчеркивало методичность его информационной политики [Сборник… 1889].
Очевидно, отбор сведений для официального информирования производился по степени важности для общекавказской политики главноначальствующего. В сообщении о его проезде в августе 1884 г. из Владикавказа в Кисловодск через Кабарду лаконично сообщались лишь основные пункты маршрута [Кавказ. 1884. № 192. С. 1]. Но владикавказская газета «Терек» в начале октября 1884 г. в корреспонденции из Нальчика приводила примечательный факт: «Посетил нас князь Дондуков-Корсаков; кабардинцы заявляли ему о своих нуждах, как то: об оставлении в их собственности всех земель и лесов, которыми они теперь пользуются и т.п. и получили благоприятный ответ» [-в 1884].
В феврале 1885 г. в «Кавказе» со ссылкой на корреспондента Z. из Нальчика опровергались распространяемые в округе слухи по поводу скорого обращения в казну «общественных кабардинских лесов и запасных пастбищных мест». Редакция, проверив основательность «слух есть не что иное, как ни на чем не основанный вымысел и вопрос об отобрании в казну кабардинских общественных лесов и запасных пастбищных лугов за последнее время никем нигде не возбуждался» [Кавказ. 1884. № 42. С. 2].
Одним из обсуждаемых общественных вопросов в крае в 1886 г. стал порядок распространения воинской повинности на местное население. 31 августа «Кавказ» опубликовал «высочайшее повеление» от 28 мая 1866 г., которым устанавливалось в отношении лиц «мусульманского исповедания, поставку новобранцев заменить временно, впредь до дальнейших распоряжений, взиманием особого денежного сбора в доход Государственного Казначейства, присвоив сему сбору наименования налога взамен исполнения воинской повинности натурою» [Высочайшее… 1886]. Год спустя, во след этому решению и в преддверии административной реформы в Терской области А.М. Дондуков-Корсаков посетил области Северного Кавказа, осуществляя традиционную для него презентацию заинтересованности высшей кавказской власти в содействии местных сообществ в решении насущных общественно-государственных проблем. Сообщая о посещении главноначальствующим Атажукинского аула и слободы Нальчик, «Кавказ» писал:
«В обоих пунктах князь подолгу толковал с собравшимся в большом числе кабардинцами и представителями верхних горских обществ; главной темой бесед служили и здесь дарованные мусульманам льготы по отбыванию воинской повинности и искоренение развившихся с прошлого года в Кабарде грабежей и воровства, к счастью, значительно ослабевших теперь, благодаря энергическим мерам настоящего начальника Терской области. Представители Кабарды отнеслись с полным сочувствием к советам Главноначальствующего, благодарили как за оказанную им милость в отношении воинской повинности, так и за истребление разбойничества, и обещали самое горячее со своей стороны содействие местной администрации в деле упрочения между кабардинцами общественной безопасности и порядка» [Поездка… 1887: 2].
В начале осени 1888 г. Кавказский край посетил Александр III. 20 сентября во Владикавказе прошла торжественная встреча императора с представителями народов Терской области. Газета «Кавказ» осветила событие тезисно:
«Был прием депутаций от Терского войска и разных племен. Депутации поднесли Их Императорским величествам хлеб-соль и разные приношения местной работы, из коих некоторые изумительны по искусству. Кроме подношений из местного вооружения и костюмов, Их Величествам и Высочествам подведены шесть коней» [Кавказ. 1888. № 250. С. 1].
В специальной работе церемониалу одаривания В.А. Потто уделил более детальный обзор, допустив, однако, нередкую для российской печати ошибку отождествления. После описания шести коней, приведенных кабардинцами, был особо отмечен подарок балкарского таубия: «горные кабардинцы подносят эльборусский сыр, выделываемый в горах заводом полковника Урусбиева» [Потто 1889: 43–44].
Примечательным откликом на встречу во Владикавказе стала заметка «Кавказа» о празднике, организованном в честь «чудесного избавления» императорской семьи «от грозившей опасности» при крушении поезда 17 октября 1888 г. «Почетнейшая и влиятельнейшая кабардинка, княгиня Айшет Атажукина… устроила у себя, по обычаю предков, торжественный курман (празднество), на который пригласила представителей администрации и тысячи народа». Во время пребывания императорской семьи во Владикавказе княгиня была представлена их величествам [Из слободы… 1888].
На встрече с Александром III была заявлена просьба «об оставлении за населением 315383 десятин запасных земель», о чем «Кавказ» сообщил только в публикации о внеочередном съезде доверенных 23 июня 1889 г., приуроченном к торжественному объявлению о «высочайшем пожаловании» Александром III 21 мая 1889 г. «в постоянное и неотъемлемое пользование» Кабарды и пяти горских обществ» пастбищ и лесов, «до тех пор, пока означенное население будет вести себя, как приличествует верноподданным» [Гаибов 1905: 116–117]. Исторический контекст данного события, полный текст статьи «Кавказа» о нем и сопутствующие архивные документы были опубликованы [Прасолов 2021]. Но этот историографический источник никак не отражен в статье Ю.М. Азиковой, поэтому закономерно, что в корреспонденции «Кавказа» она выделила только приезд в Нальчик начальника Терской области с объявлением о «высочайшем пожаловании» [Азикова 2025: 128], не оценив ни предпосылок, ни последствий этого события.
Главная газета Кавказского края продолжала освещать развитие ситуации. Ее определенный общеимперский информационный резонанс отмечался уже в следующем номере сообщением о публикации постановлений «уполномоченных Кабарды и горских обществ» в столичном «Русском инвалиде» [Кавказ. 1889. № 176. С. 1]. Но особенно показательна информационная подача публикации «Кавказа» о посещении Нальчика А.М. Дондуковым-Корсаковым в августе 1889 г. В числе решений съезда доверенных 23 июня 1889 г. была выражена просьба к главноначальствующему принять депутацию кабардинцев и балкарцев в Кисловодске [Слобода Нальчик 1889]. Получив согласие,
«народ снарядил блестящую и многочисленную депутацию из представителей лучших и богатейших фамилий Кабарды, которая 19 июля представилась князю Александру Михайловичу в Кисловодске и в горячей речи, сказанной убеленным сединами штабс-ротмистром Шардановым, благодарила его за труды и заботы о благе кабардинского народа, приглашая его от народа посетить Нальчик. Князь разъяснил в ответе на это, что в великой милости Государя кабардинцы должны видеть новое доказательство доверия к ним и заботу о них Монарха… Приняв депутатов как своих гостей и обещав посетить Кабарду, князь и устроил им в этот же день в парке ужин» [Поездка… 1889. № 308. С. 1].
3 августа, выехав из Кисловодска, главноначальствующий был торжественно встречен в Нальчике, а на следующий день к нему во дворе Нальчикской горской школы «собрались депутаты от всех селений и сословий Кабарды и горских обществ» [Поездка… 1889. № 308. С. 1]. Выслушав их приветствия,
«князь предложил представителям народа обсудить, не следует ли в чем-либо изменить действовавшие до сих пор правила собственно пользования общественными землями, какие следует установить за это сборы, какую учредить администрацию и на что расходовать собираемые суммы; а затем предложил избрать депутатов, которые в особой, назначаемой для этого под председательством начальника области, комиссии высказали бы желание народа, с тем, чтобы с будущего года ввести уже новые порядки. Особенное внимание обращено было при этом князем на необходимость учреждения в Нальчике высшей профессиональной школы, в которой кабардинцы могли бы давать своим детям соответствующее потребностям края образование, вместо вполне для них непригодного классического» [Поездка… 1889. № 308. С. 1].
Информация об августовском посещении Нальчика была опубликована только 19–20 ноября с подзаголовком «по приказанию Главноначальствующего». Столь запоздалая реакция в информировании может вызывать недоумение. Однако в интерпретации этой публикации можно увидеть определенную своевременность, учитывая только случившееся к тому времени событие. На ноябрьском съезде доверенных 1889 г. «после продолжавшихся в течении нескольких дней прений» 148 представителей Большой и Малой Кабарды и Пяти горских обществ оформили приговор о правилах пользования совместными пастбищными и лесными угодьями. Таким образом, публикация наставлений Главноначальствующего, изложенных в типичной для него форме «парадоксального монологичного диалога с обществом» [Волхонский 2018: 19], поддерживала его образ мудрого и заботливого руководителя, по рекомендации которого представители Кабарды и балкарских обществ, помимо пастбищных правил, приняли и другие решения об улучшениях в их общественной жизни. Новый порядок общественного землепользования был утвержден князем А.М. Дондуковым-Корсаковым 6 января 1890 г., но по определению Правительствующего Сената в него были внесены небольшие изменения, с которыми Правила были «распубликованы» в Собрании узаконений и Распоряжений правительства от 2 сентября 1891 г. [Гаибов 1905: 127–130]. Только после полного завершения законотворческого процесса Правила были опубликованы в «Кавказе» 6 октября 1891 г. [Правила… 1891] и вступили в силу.
Риторической особенностью коммуникаций с высшей властью в Российской империи являлось официальное выражение верноподданнических чувств, апеллирующих к исторической традиции верности российскому престолу. В условиях нарастания международной напряженности на Балканах, приведшей в 1877 г. году к войне с Османской империей, Александру II поступил всеподданнейший адрес, в котором была выражена приверженность некогда избранной политической ориентации: «Всемилостивейший Государь! Более полутораста лет Кабардинский народ находится в милостивом подданничестве Великих Императоров России», и готовность «идти против неисполняющих Твоих человеколюбивых требований». Риторика документа, поданного «жителями Кабарды через их представителей», не должна вводить в заблуждение о чисто кабардинской инициативе, без участия балкарцев. Они выступали единым субъектом, оформив верноподданническое заявление 18 декабря 1876 г. на ежегодном съезде доверенных Кабарды и Пяти горских обществ [ЦГА РСО-Алания. Ф. 12. Оп. 2. Д. 431. Л. 2]. А в рядах сформированного для участия в военных действиях кабардино-кумыкского полка отличился, например, молодой Мисост Абаев [Этюды… 2002: 104]. Наряду с обращениями других народов края, всеподданнейший адрес «жителей Кабарды» был опубликован на первой полосе «Кавказа» 26 января 1877 г. [Кавказ. 1877. № 10. С. 1]. В редакционной статье 29 января эти акты верноподданничества упоминались в качестве аргументов несомненной верности народов Кавказа российскому престолу, опровергая «домыслы» газеты «Голос» и других изданий Москвы и Петербурга о ненадежности горцев [Кавказ. 1877. № 13. С. 3].
Газета «Кавказ» освещала на своих страницах достижения и проблемы, возникавшие в ходе интеграции народов региона в образовательное пространство Российской империи. В 1877 г. в обзоре развития учебного дела отмечалось начало успешной деятельности педагогических курсов при Нальчикской окружной Горской школе и в трех сельских школах в Кабарде. Среди их учительниц упоминалась Фуза Шагманова [Шакманова. – Д.П.] – уроженка Хуламского общества, которую «Кавказ» называл кабардинкой [Учебное дело… 1877], получавшая в 1863–1875 гг. материальное пособие из Кабардинской общественной суммы (КОС) для обучения в Тифлисском учебном заведении им. Св. Нины.
В 1891 г. собственный корреспондент «Кавказа» из Нальчика сообщал о намерениях Министерства народного образования
«открыть в одном из селений нашего округа начальное сельское училище по образцу уже существующих в других селах и предлагает от себя ежегодную субсидию в 1000 руб.» с условием, что сельское общество выделит на это участок земли и возведет на нем школьное здание. Актуальность этой меры также объяснялась тем, что «в настоящее время кандидатские списки на поступление в пансион горской школы уничтожены и детям придется держать конкурсный экзамен», а «начальная сельская школа окажет детям-туземцам, не знающим ни слова по-русски, неоценимую услугу» [Нальчик 1891].
14 февраля 1881 г. «Кавказ» републиковал сообщение петербургской газеты «Голос» в котором отмечался возросший интерес к образованию в Нальчикской горской школе: «В нынешнем учебном году поступило от горцев более ста прошений сверх установленной нормы, об определении детей в училище» [Из Нальчика… 1881]. И здесь же сообщалось о приговоре 31 декабря 1880 г. с ходатайством съезда доверенных Большой и Малой Кабарды и Пяти горских обществ
«о преобразовании находящейся в Нальчике кабардинской горской школы в реальное училище. Вместе с тем горские общества изъявили согласие принять на себя третью часть всех расходов по содержанию и весь ремонт здания предполагаемого реального училища» [Из Нальчика… 1881].
С этого решения начался длительный и противоречивый процесс общественно-государственного взаимодействия по вопросам реформирования среднего образования в Нальчикском округе. Однако эта последовательность событий в освещении газеты «Кавказ» также осталась без должного внимания Ю.М. Азиковой. Из статьи от 7 февраля 1883 г. было отмечено только упоминание в тексте обозначения «кабардино-горский народ», употребляемое здесь наряду с «народом кабардинским», что закономерно при описании газетой декабрьского 1882 г. съезда «представителей кабардинского народа и горских обществ». «Этот вопрос уже третий раз обсуждается народным собранием в настоящее время», – сообщает «Кавказ», подчеркивая обстоятельный подход доверенных к планированию накопления и распределению общественных расходов из КОС в ходе преобразования Нальчикской горской школы в Реальное училище. В 1900 г. отмечая затягивание этого процесса, автор «Кавказа» сообщал о трудностях, с которыми сталкивались областные власти, с 1895 г. «убеждая народ в пользе школ и необходимости их устройства». На взгляд автора, «обыкновенно», обсуждение вопроса приводило к разделению населения аулов на меньшинство сторонников открытия школ и большинство, «во главе с муллой», убежденных в достаточности только мусульманского образования. Поэтому со сдержанным оптимизмом сообщалось об открытии нескольких министерских аульных школ в Кабарде, которая может стать примером для других народностей Терской области [Кавказец 1900].
В ряде материалов, иллюстрирующих этапы преобразования Горской школы в Реальное училище непременно отмечалась ключевая роль съезда доверенных в общественно-государственном взаимодействии по организации и софинансированию этого ключевого социокультурного проекта в Нальчикском округе [Не-кабардинец 1908], завершившегося в 1909 г. учреждением Кабардино-Горского Реального училища имени Александра III. Весной 1911 г. «Кавказ» рассказывал о торжественной закладке нового здания Реального училища [Торжество закладки… 1911], а в феврале 1912 г. об утверждении съездом доверенных дополнительных ассигнований на его строительство и ходатайстве об учреждении при нем сельскохозяйственного отделения, которое бы по оценке автора газеты имело «огромное экономическое значение для обширного района Терской области, где население разных национальностей занимается только сельским хозяйством» [Эм 1912]. Помимо обеспечения бытовых условий для пансионеров основного учебного процесса, как сообщалось в августе 1916 г., в общежитии нового здания Реального училища смогли разместить 99 слушательниц курсов рукоделия Кавказского учебного округа [Нальчик 1916].
Это лишь некоторые из материалов периодической печати из газеты «Кавказ», которые иллюстрируют значимые тенденции, характеризующие формирование социально-пространственного единства кабардинцев и балкарцев в контексте их включения в социокультурное пространство российского государства. Они состояли в развитии региональных торгово-экономических связей и новых хозяйственных практик, расширении эффективных политических коммуникаций с высшей имперской и региональной властью, распространении среди местного населения общероссийских институтов образования. Таким образом, материалы главной официальной газеты Кавказского края обладают более разнообразным информативным потенциалом, иллюстрирующим сформировавшиеся к настоящему времени историографические факты о разнонаправленности, содержательности и интенсивности интеграционных процессов в Кабардино-Балкарии в период поздней Российской империи.
About the authors
Dmitry N. Prasolov
Institute for Humanitarian studies – branch Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: dmprasolov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0026-1262
SPIN-code: 3139-8290
References
Ian Lanzillotti. Land, community, and the state in the Caucasus: Kabardino-Balkaria from tsarist conquest to post-Soviet politics. – London; New York: Bloomsbury Academic, 2022. – 328 р. -в. Нальчик // Терек. – 1884. – № 2. – С. 4. Азикова Ю.М. Аспекты социально-пространственного единства Кабарды и Балкарии в материалах газеты «Кавказ» // Электронный журнал «Кавказология». – 2025. – № 2. – С. 115–139. – doi: 10.31143/2542-212X-2025-2-115-139. Волхонский М.А. «Объезд» главноначальствующим кн. А.М. Дондуковым-Корсаковым Кавказского края в 1882 г.: борьба за полномочия и презентация имперской власти // История. Научное обозрение OSTKRAFT. – № 6. – М.: Модест Колеров, 2018. – С. 5–24. Высочайшее повеление о привлечении к отбыванию воинской повинности населения Закавказья и инородцев Терской и Кубанской областей // Кавказ. – 1886. – № 230. – С. 1. Гаибов Н.Д. О поземельном устройстве горских племен Терской области. – Тифлис: Типография Окружного Штаба Кавказского военного округа, 1905. – 340 л. Д-с И. Очерки Пятигорска и его окрестностей. Ярмарка // Кавказ. – 1848. – № 20. – С.77-79. И.З. Баксанское ущелье (путевые заметки) // Кавказ. – 1891. – № 336. – С. 2-3. Из Нальчика нам пишут... // Кавказ. – 1887. – № 235. – С. 2. Из Нальчика, Терской области, 20 января пишут в Голосе // Кавказ. – 1881. – № 36. – С. 2 Из Нальчика нам пишут... // Кавказ. – 1888. – № 323. – С. 2. Из слободы Нальчик (Терской области) нам пишут… // Кавказ. – 1888. – № 313. – С. 2–3. Кавказец. Владикавказ: (От собственного корреспондента) // Кавказ. – 1900. – № 219. – С. 3. Кравцов Иван. Баталпашинск, 1 июня // Кавказ. – 1869. – № 70. – С. 1-2. Красницкий К. Кое-что об Осетинском. округе и правах туземцев его // Кавказ. – 1865. – №29–33. Краткий очерк Ставропольской губернии в промышленном и торговом отношениях // Кавказ. – 1848. – № 21. – С.83-84. Е. Макс-ов. Двадцатипятилетие освобождения зависимых сословий Терской области // Кавказ. – 1892. – № 178. – C.2-3. Нальчик: (От собств. корресп.) // Кавказ. – 1891. – № 16. – С. 2. Не-кабардинец. Нальчик // Кавказ. – 1908. – № 193. – С. 3. Сл. Нальчик (Терской обл.) // Кавказ. – 1916. – № 186. – С. 3. Письмо из Темир-хан-Шуры 14 мая 1846 г. // Кавказ. – 1846. – № 21. – C. 82. Поездка Главноначальствующего по Северному Кавказу (окончание) // Кавказ. – 1887. – №246. – С.2-3. Поездка Главноначальствующего по краю (Сообщено по приказанию Главноначальствующего) // Кавказ. – 1889. – № 307. – С. 2; № 308. – С.1-2 Потто В.А. Царская семья на Кавказе. 18 сентября – 14 октября 1888 года. – Тифлис: Тип. Окружного Штаба Кавказского военного округа, 1889. – 230 c. Правила о порядке пользования кабардинцами и сопредельными с ними пятью горскими обществами, предоставленными им, на основании Высочайшего повеления от 21-го мая 1889 года, в постоянное пользование пастбищными землями и лесными угодьями // Кавказ. – 1891. – № 263. – С. 1. Прасолов Д.Н. «Высочайшее пожалование» Александра III от 21 мая 1889 г. в общественной жизни кабардинцев и балкарцев // Вестник КБИГИ (KBIHR Bulletin). – №1 (48). – С. 83–90. doi: 10.31007/2306–5826-2021-1-48-83-90 Прасолов Д.Н. Съезды доверенных в политической культуре кабардинцев и балкарцев. – Нальчик: Принт Центр, 2022. – 240 c. Приезд его императорского высочества государя великого князя Михаила Николаевича в Кабардинский округ Терской области // Терские ведомости. – 1869. – №23. – С.2-3. Путешествие их императорских высочеств государя великого князя Михаила Николаевича и государыни великой княгини Ольги Федоровны по Терской области // Кавказ. – 1863. – № 94. – С. 2–3. С. ...Укр. Нальчик. Освобождение крепостных // Кавказ. – 1867. – №27. – С. 153–154. Сборник статей и сообщений газеты «Кавказ», касающихся деятельности на Кавказе генерал-адъютанта князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова. Выпуск 1–4. – Тифлис, 1889. Слобода Нальчик (Терской области), 28 июня (от собств. корр.) // Кавказ. – 1889. – № 175. – С.2. Торжество закладки здания для Нальчикского реального училища // Кавказ. – 1911. – № 167. – С. 2–3. Учебное дело и Народные школы // Кавказ. – 1877. – № 2. – С. 3. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания. Эм. Нальчик // Кавказ. – 1912. – № 40. – С. 3. Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов // Сост., прим. и коммент. Т.Ш. Биттировой. – Нальчик: Эльбрус, 2007. – 408 с.
Supplementary files
