Генеалогия таубия Ислама (Дадаша) Балкарукова
- Авторы: Баразбиев М.И.1
-
Учреждения:
- Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербеко-ва
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 154-167
- Раздел: Этнология, антропология и этнография
- Статья получена: 17.04.2025
- Статья опубликована: 16.04.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/288074
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-1-154-167
- EDN: https://elibrary.ru/FZLTDZ
- ID: 288074
Цитировать
Полный текст
Аннотация
У народов Северного Кавказа традиционно большое внимание уделялось вопросам сохранения генеалогических знаний. Последние десятилетия демонстрируют все более возрастающий интерес к подобным знаниям. Целью предлагаемой статьи является изучение генеалогии одного из известных карачаево-балкарских аристократов таубия Ислама (Дадаша) Балкарукова.
Ислледование осуществлено с опорой на опубликованные материалы путешественников, ученых дооктябрьского периода, труды современных отечественных исследователей истории и этнологии. Значительная часть исследования базируется на выявленных автором документальных материалах из архивов Кабардино-Балкарской Республики (далее КБР), Краснодарского края и Республики Северная Осетия-Алания (далее РСО-А). В статье приведена поколенная роспись таубия Балкарукова по прямой нисходящей линии. В росписи сообщаются сведения о конкретных персоналиях, являющихся прямыми предками Ислама (Дадаша), о нем самом и его детях. Определенное внимание уделено взаимоотношениям с личностями, игравшими важную роль в судьбе как предков Ислама (Дадаша), так и его самого. В исследовании рассмотены брачные контакты Баларуковых с аристократическими родами Балкарии и Карачая, а также и других народов Северного Кавказа.
Обращается внимание на противоречивость некоторых сведений по генеалогии таубиев Балкаруковых, присутствующих в разных вариантах преданий, зафиксированных исследователями дооктябрьского периода. В заключении статьи сделан вывод о том, что генеалогия Ислама (Дадаша) Балкарукова предоставляет богатый материал для изучения как профессиональными учеными, так и любителями истории и этнологии. Вместе с тем отмечается необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.
Ключевые слова
Полный текст
Таубий (горский, балкарский князь) Ислам (он же Дадаш) Докшукович Балкаруков (1864-1934) – известный общественный деятель и успешный предприниматель дореволюционной Балкарии, изучение генеалогии которого представляет несомненный научный интерес.
Род Балкаруковых в традиционую эпоху проживал в Чегемском обществе Балкарии. Эта фамилия считалась в Балкарии одной из наиболее знатных и принадлежала к высшему сословию, за которым в 1853 г. российская царская власть официально закрепила традиционный титул «таубий» (горский князь) [Баразбиев 2013: 60]. Информацию о происхождении таубиев Балкаруковых сообщают предания, зафиксированные в дооктябрьский период.
Так, в 80-е гг. XIX в. известные русские кавказоведы профессор В.Ф. Миллер и академик М.М. Ковалевский писали, что предок Балкаруковых Анфако Болотуков являлся выходцем из адыгского субэтноса абадзехов, который не ужился с братьями и переселился в Баксанское ущелье Балкарии. Из этого ущелья сыновья Анфако Баймурза и Джаммурза перебрались в Чегемское, где их потомки и стали впоследствии правителями. По сведениям авторов, братья Болатуковы прибыли в Чегем приблизительно в XVI столетии [Миллер, Ковалевский 2007: 34, 41].
Вместе с тем в преданиях имеются и другие сведения об этническом происхождении предков Балкаруковых. К примеру, в документальных материалах второй половины XIX в. сообщается о кабардинском происхождении Балкаруковых. В частности отмечается, что чегемские таубии Келеметовы, Кучуковы, Барасбиевы и Балкаруковых «считают себя происходящими от кабардинских князей фамилии Болотоковых» [ГАКК. Ф. 348. Оп. 1. Д. 8. Л. 40]. Н.П. Тульчинский, записавший предание о происхождении Балкаруковых, Барасбиевых и Кучуковых от таубия Муссы Барасбиева указал, что родиной их предка Анфоко являлась «Убыхе (Абхазия)» [Тульчинский 1983: 268].
В предлагаемой статье мы приводим поколенную роспись таубия Балкарукова по прямой нисходящей линии.
I поколение
Ипар. Выявленная и введенная нами в научный оборот генеалогическая схема, составленная в 1908 г., начинает родословную Балкаруковых с этого имени и в ней указывается, что Ипар был отцом Анфока (Анфако) [Баразбиев 2009: 62]. Следует отметить, что изучение родословных сведений о Балкаруковых сталкивается с определенными противоречиями. Так, в предании, зафиксированном Н.П. Тульчинским, Ипар называется сыном Анфоко. Также в нем сообщается, что Ипар, достигнув территории Балкарии, поселился в Баксанском ущелье и женился на кабардинской княжне Атажукиной. Тульчинский писал, что у Ипара и Атажукиной родились сыновья Баймурза и Жамурза [Тульчинский 1983: 268].
II поколение
Анфако (Анфока) Ипарович. В.Ф. Миллер и М.М. Ковалевский писали, что абадзех Анфако, «не уживаясь с братьями», со своими сыновьями Баймурзой и Джаммурзой покинул родину и переселился в Баксанское ущелье, где вскоре погиб в стычке со сванами. Они же отмечали, что склеп (кешене) Анфако был "лишь недавно" разрушен [Миллер, Ковалевский 2007: 34]. В варианте Н.П. Тульчинского сообщается, что «Анфоко и сын его Ипар в Убыхе (Абхазия) совершили убийство и должны были оставить родину из опасения кровной мести». Далее Н.П. Тульчинский повествует, что Анфоко и его сын переселились в местность недалеко от верховьев р. Кумы, где Анфоко заболел и скончался [Тульчинский 1983: 268].
III поколение
Джаммурза Анфакович. М.М. Ковалевский и В.Ф. Миллер писали, что после смерти Анфако его сыновья Баймурза и Джаммурза отправили обратно на родину, прибывшую с ними абадзехскую дружину в 150 человек, а сами, сопровождаемые только своими аталыками, перешли на территорию Чегемского ущелья. Прибыв в селение Чегем, братья сумели произвести благоприятное впечатление на правителя Чегема князя Бердыбия, который их радушно принял и позволил там остаться [Миллер, Ковалевский 2007: 34].
IV поколение
Балкарук Джаммурзаевич. В уже упоминаемой генеалогической схеме Балкаруковых отмечается, что у Джаммурзы был сын Балкарук (Малкарук – карач.-балк.) [Баразбиев 2007: 62]. Именно в честь этого человека фамилия и получила свое наименование «Балкаруковы» («Малкаруковы»).
V поколение
Актуган Балкарукович. В преданиях говорится, что сын Балкарука Актуган способствовал повышению значения своей семьи в Чегемском обществе. Для достижения этой цели он решил породниться с родом наиболее влиятельных северокавказских феодалов того времени – шамхалов Тарковских. Определенное объяснение потребности Актугана в поддержке могущественных феодалов может быть усмотрено из сведений о его конфликтах с представителями других аристократических родов. К примеру, имеются сведения о том, что он убил одного из знатных кабардинских феодалов – Камгута Отманова, за что выплатил родственникам убитого земельный участок «Кочхар-Таш» [Биттирова 2018: 189, 190].
Понимая, что представители рода Тарковских не согласились бы на неравный брак с человеком неизвестного им происхождения, Актуган решил прибегнуть к похищению своей будущей жены. С этой целью он отправился в Кумыкию, где и увидел во время танцев дочь шамхала Тарковского по имени Керим-хан. Актуган «…врывается, как сокол, в круг, сажает девушку на коня и, удачно ускользнув от погони, привозит ее к себе» [Миллер, Ковалевский 2007: 36]. Родственники Керим-хан в течение двух лет не могли узнать, кто ее похитил и где она находится. По истечении этого времени Актуган, чтобы извлечь политические выгоды от своей женитьбы, вновь отправился в Кумыкию, с целью примирения с шамхалом Тарковским и возможностью пользоваться его поддержкой. В Кумыкии Актуган остановился в доме кузнеца Абдул-Азиза, который был аталыком шамхала. Надеясь на его помощь, Актуган отправил Абдул-Азиза к шамхалу Тарковскому, чтобы он сообщил, кто является мужем его дочери, и на каких условиях возможно его примирение с родом Тарковских. Надежда Актугана на то, что шамхал Тарковский в знак уважения к своему аталыку спокойно воспримет информацию о похитителе дочери и согласится на примирение, оказалась напрасной. Абдул-Азиз поведал ему, что шамхал потребовал от него выдачи Актугана. Актуган вместе с Абдул-Азизом отправился к шамхалу Тарковскому, но предусмотрительно оставил своего человека с оседланными лошадьми недалеко от его резиденции. При личной встрече шамхал не захотел выслушать Актугана и дал указание своей страже его задержать. В этой ситуации Актуган был вынужден напасть на людей шамхала и с оружием в руках пробился к поджидавшему его с лошадьми товарищу, с которым ему удалось уйти от погони.
Вернувшись в Чегем, Актуган, понимая, что теперь родственники его жены будут знать, где его искать, решил для усиления собственной безопасности построить башню. С этой целью были приглашены умелые мастера из Сванетии, которые и возвели для него трехэтажную башню. Вскоре после ее постройки в Чегемское ущелье прибыл шамхал с многочисленным войском. Актуган, по-прежнему желавший примирения с родней жены, распорядился, чтобы его люди стреляли только по лошадям противника, не убивая всадников. Его воины прекрасно справились с поставленной задачей, не допустив противника в селение и лишив многих из них лошадей. У самого шамхала, предводительствующего войском, выстрелом с головы была сбита высокая персидская шапка. После этой неудачи шамхал Тарковский решил, что не сумеет наказать Актугана и предпочел с ним примириться [Миллер, Ковалевский 2007: 36, 37].
Предания отмечают, что после установления родственных отношений Балкарукова с шамхалами Тарковскими, являвшихся мусульманами, в Чегеме стал распространяться ислам [Миллер, Ковалевский 2007: 37,38]. У Актугана и Керим-хан Шамхаловой было двое сыновей: Келемет и Ачахмат.
VI поколение
Ачахмат Актуганович. Сыновьям Актугана Балкарукова принадлежит заслуга в выдвижении их рода на лидирующие позиции в Чегемском обществе. С момента прибытия их предков Болотуковых в Чегемское общество их положение там становилось все более влиятельным, в то время как потомки первоначального владельца Бердыбия, носившие фамилию Рачикаовы, наоборот, уступали свои позиции. Кровавая развязка этого противостояния произошла после конфликта, который произошел между одним из девяти братьев Рачикаовых и Келеметом Балкаруковым. После словесного оскорбления, нанесенного Келемету Рачикаовым, между ними состоялся поединок, в котором Келемет одержал победу, нанеся своему противнику смертельную рану копьем. После этого братья Балкаруковы привлекли на свою сторону большинство жителей Чегемского общества, и перешли в наступление на остальных представителей рода Рачикаовых. Предания свидетельствуют, что именно Ачахмат Балкаруков уничтожил последнего из братьев Рачикаовых [Тульчинский 1983: 270].
Имеются сведения, что при разделе наследственного имения между братьями, Келемету достался земельный участок «Жанги-Бау» размером в 800 десятин, а Ачахмату достался участок «Кала-Кол» размером около 900 десятин. Для лучшего понимания размеров участков можно отметить, что в Российской империи в XIX – начала XX в. все сельскохозяйственные угодья измерялись в так называемых казенных десятинах. Казенная десятина соответствует 1,092 га. [Шевцов 2007: 179]. С течением времени участок «Кала-Кол» дробился, разделяясь на части между наследниками Ачахмата, у которого было двое сыновей: Мудар и Мурадин [Баразбиев 2007: 60-62].
VII поколение
Мурадин Ачахматович. К сожалению, на данный момент, нам не удалось выявить каких-либо дополнительныхсведений о Мурадине Балкарукове, помимо того, что он присутствует в генеалогической схеме. В схеме отмечено, что у Мурадина был сын Мусса [Баразбиев 2007: 62].
VIII поколение
Мусса Мурадинович. О прадеде Дадаша Балкарукова – Муссе, мы также пока не сумели выявить каких-либо сведений, кроме упоминания его в генеалогической схеме. Из схемы видно, что он был отцом двух сыновей, – Биаслана и Кази, – и трех дочерей: Алтынчач, которая вышла замуж за кабардинского знатного дворянина (тлекотлеш) Тамбиева; Залихан, мужем которой был балкарский князь Урусбиев, и Хасанахан, сведения о замужестве которой отутствуют [Баразбиев 2007: 62].
IX поколение
Кази Муссаевич. Из посемейного списка Чегемского общества за 1886 г. следует, что Кази родился примерно в 1783 г. (Посемейные списки... 2009: 250). В выявленных нами документальных материалах дед Дадаша Балкарукова впервые упоминается в 1834 г. Тогда был составлен акт на арабском языке о продаже кабардинским князем Хаджи-Мисостом Атажукиным участка земли «Сулук» (зимовник) Кази Балкарокову за 300 руб. серебром. Кази отдал за участок «холопа», оцененного в требуемую сумму [УЦГА АС КБР. Ф. И-40. Оп. 1. Д. 4. Т. 3. Л. 45]. В 1846 г. он указан среди феодальных правителей Чегемского общества [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 520. Л. 30]. Имеются также сведения, что после проведения в Балкарии крестьянской реформы, семье Кази Балкарукова, как и представителям других балкарских аристократических родов, был пожалован в потомственную собственность земельный участок в 50 десятин [УЦГА АС КБР. Ф. И-40. Оп. 1. Д. 43. Л. 242]. В 1862 г. Кази разделил все свое имение, состоявшее из движимого и недвижимого имущества, между собой и сыновьями Докшуко и Жамботом на следующих условиях. Себе он оставил: одно семейство крепостных крестьян со всем их имуществом, один пахотный участок под названием «Нумала», половину покосного учстка «Киргу», 3 коровы, 2 быка, 3 кобылиц, из них 2 с жеребятами, 80 баранов, одну служанку и большой дом, в котором сам проживал. Дочерей Кази оставил при себе, с условием, что они не имеют права из части братьев требовать выдела, а сестры Кази должны были оставаться на попечении его сыновей. Все переданное сыновьям имущество должно быть поделено между ними поровну, за исключением полученных Докшуко сверх раздела 2 кобылиц, 1 мерина и носимого им оружия. Кроме того, Кази Балкароков взял третью часть земельного участка ниже местности Капшикая во временное пользование, с условием, что после его смерти земля эта тоже должна поступить тоже в собственность сыновей. Сверх этого Докшуко досталась служанка Сатанай, а Жамботу Хажикыз. Акт был составлен в присутствии многих стариков и подписан Исхаком Балкароковым, Кучуком Барасбиевым, Кайсыном Гязовым, Хаджи-Джумай Келеметовым, Исмаилом Кучуковым, Басиатом Балкаруковым, Муссой Баресбиевым, Джашау Мирзаевым, Ильясом Жанатаевым и Даутом-Хаджим Шаваевым [УЦГА АС КБР. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 2331. Л. 27-29].
Кази скончался глубоким стариком после 1886 г. Он был дважды женат. Первая его жена была дочерью кабардинского князя Атажукина, а вторая – таубия из Хуламского общества Балкарии Шакманова. Известно, что у него имелось два сына – Докшуко и Жанбот и пять дочерей – Джан (м. Аслан Келеметович Суншев), Хаблахан (м. Салях Исмаилович Мамышев), Жулдузхан (м. NN Урусбиев), Джесан (м. NN Кучуков) и Джаннетхан (м. Исмаил Мисостович Урусбиев).
X поколение
Докшуко Казиевич (1831-16.09.1866), ротмистр. Докшуко является первым профессиональным военным из числа балкарцев. Известно, что его мать происходила из рода кабардинских князей Атажукиных и по обычаю аталычества Докшуко вспитывался в семье ее родственника Хасанбия Атажукина [Биттирова 2018: 211, 212].
В документальных материалах двенадцатилетний Докшуко впервые упоминается в феврале 1843 г. в «Списке малолетних детей из горских племен княжеских и узденских, изъявивиших желание на поступление в Санкт-Петербургские военно-учебные заведения» [УЦГА АС КБР. Ф. И-23. Оп. 1. Д. 2. Т. 4. Л. 531]. Из послужного списка Балкарукова следует, что он был направлен на учебу в 1-й кадетский корпус в Санкт-Петербург, по окончании которого в августе 1846 г. в чине корнета он был направлен на службу в Сибирский уланский полк. В марте 1850 г. Докшуко Балкарукова производят в поручики. В связи с упразднением Сибирского уланского полка поручика Балкарукова в апреле 1852 г. прикомандировали к Кирасирскому Её Императорского Высочества Великой Княгини Марии Николаевны полку, а в мае того же года к Уланскому генерала от кавалерии Графа Никитина полку. В мае 1853 г. Докшуко был произведен в штабс-ротмистры. В марте 1854 г. Балкаруков был прикомандирован к 1 Волгскому казачьему полку, а в декабре 1854 г. к гусарскому Его Императорского Высочества Князя Николая Максимилиановича полку. Принимал участие в Крымской войне 1853-1856 гг. В отставку Докшуко Балкаруков вышел в чине ротмистра в 1856 г. [УЦГА АС КБР. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 1090. Л. 2, 2 об.].
После выхода в оставку ромистр Балкаруков вернулся на родину и проживал в Чегемском обществе, довольно активно занимаясь общественной деятельностью. В частности, был избран депутатом от Чегемского общества для нахождения при Комиссии по правам личным и поземельным туземного населения Терской области [УЦГА АС КБР. Ф. И-40. Оп. 1. Д. 4. Т. 2. Л. 224 об.], а также депутатом Кабардинского окружного суда. В январе 1863 г. был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени [Опрышко 2020: 151].
В одном из документов, составленных, после его смерти, отмечалось: «Умерший ротмистр Балкароков был одним из лучших людей…». Скончался ротмистр Балкаруков 16 сентября 1866 г. [Опрышко 2020: 151].
Был женат на дочери карачаевского князя Нану Дудова – Гогуш. Дети: Ислам (Дадаш) и Балдан (м. Биаслан Каншаубиевич Крым-Шамхалов).
XI поколение
Ислам (Дадаш) Докшуков. В соответствии с карачаево-балкарским обычаем, по которому будущая мать отправлялась перед родами первенца в семью своих родителей, Ислам появился на свет в доме своего деда по матери Наны Дудова в карачаевском селении Хурзук [УЦГА АС КБР. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 2331. Л. 69]. Дата его рождения приблизительно определяется из посемейного списка Чегемского общества за 1886 г. Неточность объясняется тем обстоятельством, что для обозначения возраста человека в списке использовались три параметра, а именно: 1) «лета, показанные по посемейному списку к 1 января 1885 г.»; 2) «определение лет по наружному виду»; 3) «лета к 1 января 1886 г.». В результате, в отношении Дадаша мы имеем три разных возраста, соответственно – 22 года, 24 года и 23 года [Посемейные списки… 2009: 250]. В документальных материалах зафиксировано, что в честь радостного события дед Ислама при свидетелях передал своей дочери разное имущество на сумму в 500 руб. серебром, а также 120 голов овец, 24 головы крупного рогатого скота и 3-х лошадей. Этот подарок мать Ислама должна была сохранить до момента совершеннолетия сына, причем Нану Дудов особо оговаривал: «…скот этот неотъемлемый и принадлежит к его собственной части так, что ни я сам и никто, из родственников смотря ближних и дальних касаться не могут…» [УЦГА АС КБР. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 2331. Л. 69-70].
Дадаш в раннем возрасте лишился отца, и его мать вторично вышла замуж за чегемского таубия Муссу Барасбиева. Совместно с матерью Ислам и его сестра Балдан стали жить в семье Барасбиева. От брака с Муссой Барасбиевым у их матери родились сын Темрюк и дочь, ставшие, таким образом, единоутробными братом и сестрой Дадашу и Балдан [УЦГА АС КБР. Ф. 22. Оп. 1. Д. 2331. Л. 55].
Из архивных документов можно увидеть, что Ислам (Дадаш) соприкоснулся с традиционным для карачаево-балкарских аристократов воспитанием в чужой семье по обычаю аталычества. Такой семьей для Дадаша (Ислама) стали представители рода чегемских узденей Кулиевых. В частности, узами искусственного родства Дадаш (Ислам) был связан с Джумаем Кулиевым [ЦГА РСО-А. Ф. 280. Оп. 1. Д.-149. Л.17, 17об.].
Изменения, вызванные влиянием, оказываемым российским государством на различные стороны жизни народов Кавказа, сказались и на институте аталычества. Ранее юноша возвращался в родную семью к моменту совершеннолетия, теперь же этот срок сократился, на что оказывало влияние необходимость получения российского образования. Так, Ислам (Дадаш) был направлен на обучение в Нальчикскую горскую школу. В школе было четыре класса, из которых один являлся приготовительным [Тютюнина 2014: 24]. После завершения курса обучения в школе и смерти матери Ислам (Дадаш) перешел на жительство в дом своего дяди по отцу Жамбота. При этом поставил перед своим отчимом Муссой Барасбиевым вопрос о возврате ему с сестрой Балдан имущества, которое являлось их наследством от отца Докшуко и матери Балдан. Этот наследственный спор продолжался несколько лет и носил довольно жесткий характер. В частности, в прошении на имя начальника Нальчикского округа от 22 июля 1882 г. Дадаш писал, что Мусса Барасбиев совместно со своими сыновьями Мырзакулом и Магометом вооружился и обратился к жителям общества со словами: «сегодня мною будет опустошен кош Балкарокова, хотя бы для этого пришлось лишить одного из членов нашего семейства жизни – или Балкарокова», а далее: «я покорнейше прошу Вас не вмешиваться в наш интерес и не препятствовать мне достигать своей цели, а оставить на сцене меня и моих сыновей с одними Жанботом и Исламом Балкароковыми». Кровопролития удалось не допустить только потому, что жители Чегемского общества не прислушались к этой просьбе и практически все явились на кош Балкаруковых и воспрепятствовали столкновению [УЦГА АС КБР. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 2331. Л. 15-16 об.].
Для справедливого разрешения дела стороны обращались за помощью медиаторов. Так, в 1883 г. они доверили на медиаторское рассмотрение своего дела кабардинским князьям Асланбеку Атажукину и Магомету Наурузову [УЦГА АС КБР. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 2331. Л. 55]. В связи со смертью Атажукина, дело не было разрешено. После чего в качестве медиаторов избрали подпоручика Исмаила Урусбиева и корнета Мисоста Абаева. В связи с возникшими разногласиями по сути дела эти медиаторы также не смогли окончить судебный процесс [УЦГА АС КБР. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 2331. Л. 57-58]. В 1886 г. стороны договорились, что их дело будет рассмотрено во Временном отделении Нальчикского горского словесного суда судьями: поручиком Хамзатом Урусбиевым, юнкером Али Барасбиевым и председателем суда Я. Мишником [УЦГА АС КБР. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 2331. Л. 66-66 об.]. Можно предположить, что сложные взаимоотношения Дадаша с Муссой Барасбиевым были урегулированы после его женитьбы на Мисирхан Барасбиевой [Абусалямов 2007: 33]. Отец Мисирхан, Барасбий, приходился Муссе близким родственником – двоюродным братом. Этот брак оказался удачным, и Мисирхан стала для Дадаша надежной спутницей жизни.
Образование, полученное Дадашем в школе и его способности способствовали тому, что в довольно раннем возрасте (20 лет. – М.Б.) местная администрация посчитала возможным назначить его старшиной всего Чегемского общества. 9 января 1884 г. исполняющий дела пристава второго участка Нальчикского округа Терской области, в состав которого входило Чегемское общество, писал: «На место умершего Алимурза Балкарокова я-бы полагал назначить Старшиной Чегемского общества молодого человека, окончившего курс Нальчикской Горской школы Узденя (таубия. – М.Б.) Дадаша Балкарокова, и, если не встречается к тому препятствий, то имею честь просить ходатайства Его Высокоблагородия Начальника Нальчикского округа об утверждении его, Дадаша Балкарокова в настоящей должности» [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 32. Т. 3. Л. 239]. В должности старшины Чегемского общества Дадаш (Ислам) проработал немногим более года и в марте 1885 г. по собственному желанию ее покинул. Интересно, что после Дадаша (Ислама) на эту должность был назначен его отчим Мусса Барасбиев [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 32. Т. 1. Л. 37].
Отказавшись от должности старшины, Ислам (Дадаш) сосредоточил свое внимание на занятии домашним хозяйством. С этой целью он совместно со своим дядей Жамботом, переселился из Верхнего Чегема в местность Кала-Кол, принадлежавшую Балкаруковым несколько столетий. В документе 1908 г. отмечается, что этот участок размером в 900 десятин земли, расположен в Баксанском ущелье, на правом берегу р. Баксан, в местности Быллым. На участке имелись необходимые условия для жизни: покосы, пастбища, дровяной лиственный лес и пашня. Дядя с племянником уделяли серьезное внимание развитию этой местности, что также нашло отражение в документе: «В "Кала-Кол" проведены дороги, некоторые участки обнесены (в 20-15-10-5 и т.д. дес.) каменными заборами, устроено искусственное орошение, разведены сады, имеется капитальный каменный дом, в котором живут Жанбот и Дадаш, обширные крытые и открытые скотные дворы (стены каменные)» [Баразбиев 2009: 61]. В отношении упоминаемого капитального дома можно привести информацию за 1927 г., в которой сообщается о конфискованных у Дадаша в Кала-Коле домах: «1 дом русский 4-е комнаты с подвалом, 1 дом горский об 1 комнате и 2 конюшни – годно под больницу» [УЦГА АС КБР. Ф. 183. Оп. 4. Д. 23. Л. 135].
Занятия сельским хозяйством у Дадаша носило довольно успешный характер. Так, в списке коневодов Чегемского общества за 1903 г. он оказывается самым состоятельным с общим поголовьем в 102 лошади [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 608. Л. 11-11об.]. Следует отметить, что Дадаш совместно со своим дядей Жамботом, стали одними из первых балкарцев, обративших внимание на промышленное производство сыра. По сведениям, приводимым Т.А. Дзугановым, в мае 1895 г. он обратился с просьбой к начальнику Нальчикского округа о выделении ему для изучения сыроварения из Кабардинской общественной суммы 300 руб. Эта просьба была рассмотрена на съезде доверенных Кабардинской общественной суммы и Дадашу выделили требуемую сумму [Дзуганов 2024: 39] В газете «Терские ведомости» за 1901 г. сообщалось, что Балкаруков построил сыроварню в 1899 г. Мастером пригласил на нее казака станицы Боргустанской Дмитрия Забару. В первый год было сварено 108 пудов голландского сыра, отмеченного на выставке в станице Прохладной серебряной медалью [Дзуганов 2024: 39]. Набравшись опыта в изготовлении голландского сыра, Дадаш приступил к производству более сложного по технологии производства швейцарского сыра. С этой целью он приобрел налаженное производство у швейцарского сыродела Лихте, расположенное недалеко от его участка [Дзуганов 2024: 40]. В 1906 г. у Дадаша действовало две сыроварни, что видно из его прошения от 24 февраля о выдаче свидетельства на покупку одного пуда пороху для взрыва скалы, обвалившейся между двумя его сыроварнями» [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 701. Т. 1. Л. 38-38 об.].
По данным на 1908 г. в его хозяйстве имелось 200 голов крупного рогатого скота симментальской и швицкой пород, благодаря чему он производил до 700-800 пудов швейцарского сыра ежегодно [Баразбиев 2009: 61].
Занятия хозяйственной деятельностью способствовали тому, что Дадаш Балкаруков являлся одним из наиболее состоятельных балкарцев того времени. Помимо дома на участке Кала-Кол, он в 1909 г. приобрел в слободе Нальчик два дома, между которыми построил двухэтажный дом в стиле модерн, украшенный балконами на цепях. Вместе они стали единым целым с общим ансамблем [Биттирова 2018: 21]. В 2017 г. «Дом с балконами на цепях» или «Дом с цепями» был признан объектом культурного значения федерального наследия[1]*. Вместе с тем, у Дадаша имелся в собственности двухэтажный дом в Кисловодске [Биттирова 2018: 22].
Занятия предпринимательством не испортили высокие нравственные качества Дадаша. Можно отметить, что он старался следовать лучшим традициям своего народа. Русский путешественник И.Леонтьев в статье 1897 г. «Поездка к Баксанскому леднику» описывая гостеприимство Дадаша Балкарукова, в имении которого побывал лично, отметил: «…Дадаш – еще молодой мужчина; ему на вид около 35 лет. Он – типичный татарин (балкарец – М.Б.) и строго следует обычаям родной страны, так что он даже не осмелился сесть в нашем присутствии, пока мы его не упросили. Как он сам объяснил, по обычаю горцев, хозяин не имеет права садиться в присутствии гостей, особенно стариков, и должен сам прислуживать им» [Леонтьев 1897: 128]. Этот же автор отметил и хорошие умственные способности таубия Балкарукова. В частности, он писал: «Из бесед с Дадашем Балкароковым было видно, что он отличается большим умом и имеет много научных сведений о земледелии и скотоводстве, хотя получил образование только в городской (так в тексте. – М.Б.) школе» [Леонтьев 1897: 128]. В целом, князь Балкаруков часто оказывал гостеприимство путешественнкам как из различных регионов России, так и из-за ее пределов. Исследователь из КБР А.И. Мусукаев писал: «Среди чегемцев своими прогрессивными взглядами выделялся Дадаш Балкаруков, предоставлюящий, когда это было необходимо, ученым и путешественнкам лошадей, теплую одежду, бурки, продукты питания. Председатель правления Кавказского горного общества Адольф Петрович Лорч отмечал в свое время, что Балкаруков подарил Пятигорскому горному обществу часть своей земли для строительства в горах «приюта для туристов»» [Мусукаев 1982: 9].
С целью улучшения продуктивности местного скотоводства, Дадаш бесплатно раздавал своим соотечественникам, привезенный из Швейцарии крупный рогатый скот симментальской и швицкой пород [Абусалямов 2007: 34]. Авторитет, которым пользовался князь Балкаруков среди народа, способствовал тому, что его избирали на различные общественные должности [Биттирова 2018: 19]. Так, в 1893 г. был назначен заведующим военно-конским участком по селению Озроково [УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 283. Л. 42]. В 1909 г. был избран судьей Нальчикского горского словесного суда. Состоял также членом «Комиссии при начальнике округа по назначению стипендий и пособий для учащихся высших и средних учебных заведений». Вместе со своим зятем Басиятом Шахановым сыграл важную роль в открытии в Нальчике реального училища [Опрышко 2020: 151].
В 1913 г. князь Балкаруков был награжден медалью «В память 300-летия царствований Дома Романовых». В декабре 1915 г. по ведомству Министерства народного просвещения награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» за заслуги в качестве «члена строительногокомитета по постройке здания Кабардино-Горского реального училища» [Опрышко 2020: 151, 152].
Революционные события 1917 г., гражданская война и последовавшая после них политика преследования представителей княжеско-дворянского сословия не обошли стороной Дадаша Балкарукова и его семью. Имущество Дадаша конфискуется, а сам он объявляется «чуждым элементом» новой власти, лишенным избирательного права. Спасая свою жизнь и жизнь близких, он вынужден был неоднократно менять место своего жительства. Вместе с тем, пока у князя Балкарукова оставалась возможность оказания помощи нуждающимся, он ей не пренебрегал. В частности, в своем доме на участке Кала-Кол он скрывал жителя селения Заюково Тляуна Шогенова [УЦГА АС КБР. Ф. 195. Оп. 1. Д. 3. Т. 2. Л. 314]. В 1925 г. Дадаш переехал в Кисловодск, а оттуда в 1932 г. в Баку. В этом городе в 1934 г. он и скончался [Опрышко 2020: 153].
У Ислама (Дадаша) и Мисирхан Барасбиевой было 2 сына: Исмаил (умер от брюшного тифа в 1937 г.) и Султан (он же Докшуко) (расстрелян 3 декабря 1937 г.) и 6 дочерей: Джан (Басият Абаевич Шаханов), Алтынчач (1 м. Чепелеу Биасланович Урусбиев; 2 м. Исмаил N Крым-Шамхалов), Джансурат, Фатима, Даута (м. NN Алиев), Софият (м. Джаубаев Юнус Магометович). Следует отметить, что в связи с расстрелом мужа младшей дочери Софият, бывшего царского и белогвардейского офицера, Дадаш удочерил их детей Жаннет и Азу.
Завершая настоящее исследование, можно прийти к выводу, что данные генеалогии Ислама (Дадаша) Балкарукова предоставляют богатый материал для изучения как профессиональными учеными, так и любителями истории и этнологии. В частности: этническое происхождение рода, брачные контакты с аристократическими родами Балкарии и других этносов, взаимоотношения с конкурирующими родами, материальное благосостояние, и т.д. Вместе с тем, встречающиеся в генеалогии Ислама (Дадаша) Балкарукова противоречия (характерные, впрочем, для большинства аристократических генеалогий мира), а также недостаточная информация о некоторых личностях, убеждают нас в необходимости продолжения научного изучения данной проблемы.
[1]* «Дом с цепями» в Нальчике признан федеральным объектом культурного наследия // URL: https://kavtoday.ru/article/4529 (дата обращения: 27.02.2025.
Об авторах
Муслим Исмаилович Баразбиев
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербеко-ва
Автор, ответственный за переписку.
Email: muslim1971@yandex.ru
кандидат исторических наук Россия
Список литературы
- Абусалямов А. Герой своего времени // Эльбрусоид. – 2007. – № 5. – С. 33-35.
- Баразбиев М.И. Приложение к «Объяснению землевладельцев Пяти горских обществ Нальчикского округа на проект комиссии по разрешению земельного вопроса в горах» // Архивы и общество. – 2009. – № 10. – С. 56-63.
- Баразбиев М.И. Балкарские аристократы – участники депутации 1852-1853 гг. в Санкт-Петербург // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. – 2013. – Том III, № 3. – С. 60-67.
- Биттирова Т.Ш. Басият Шаханов. Жизнь и творчество (Исследование, тексты). – Нальчик: ООО «Печатный двор», 2018. – 336 с.
- Государственный архив Краснодарского края.
- Дзуганов Т.А. Сыроваренные практики Нальчикского округа: опыт Исмаила (Дадаша) Балкорукова // Вестник КБИГИ. – 2024. – № 4-1 (63). – С. 34-42.
- Леонтьев И. Поездка к Баксанскому леднику // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – 1897. – Вып. 22. – С. 119-162.
- Миллер В.Ф., Ковалевский М.М. В Горских обществах Кабарды // Балкария: Страницы прошлого. – Вып. 4. – 2007. – С. 12-60.
- Мусукаев А.И. О Балкарии и балкарцах. – Нальчик: «Эльбрус», 1982. – 184 с.
- Опрышко О.Л. Жизни и судьбы: Ученики Кабардино-Горского реального училища. 1909-1920. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2020. – 344 с.
- Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа. 1886 год. Том IV (в двух частях). Ч. 2. / Отв. сост. А.Х. Каров. – Нальчик: ГП КБР "Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.", 2009. – 637 с.
- Тульчинский Н.П. Поэмы, легенды, песни, сказки и пословицы горских татар Нальчикского округа Терской области // Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях / Сост. А.И. Алиева. – Нальчик: «Эльбрус», 1983. – С. 219-287.
- Тютюнина Е.С. Кавказ. Выпуск XIX. Живой отголосок прошлого. Жизнь и творчество писателя Евгения Баранова. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2014. – 279 с.
- Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.
- Центральный государственный архив Республики Северная Осетия – Алания.
- Шевцов В.В. Историческая метрология России: Учебное пособие. – Томск: "ТМЛ-Пресс", 2007. – 280 с.
Дополнительные файлы
