КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ В 2014-2019 ГОДАХ: В ПОИСКАХ РЕШЕНИЯ СТАРЫХ ПРОБЛЕМ
- Авторы: ТУМОВ А.А.1, ТАТАРОВ А.А.1, МАШУКОВ Х.В.1
-
Учреждения:
- Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
- Выпуск: № 4 (2019)
- Страницы: 112-127
- Раздел: Общие проблемы регионального развития
- Статья получена: 27.05.2025
- Статья опубликована: 15.12.2019
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/293828
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-4-112-127
- EDN: https://elibrary.ru/ICYSST
- ID: 293828
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе рассматривается совокупность актуальных вопросов властно-политического, социально-экономического и этнополитического развития Кабардино-Балкарской Республики на протяжении 2014-2019 гг. Этот отрезок времени является очередной вехой для региона в связи с обострением противоречий в сфере межнациональных отношений и частичным обновлением управленческой команды, назначением нового руководства республики, проведением парламентских выборов и началом реализации очередного комплекса проектов развития региона. При этом к 2019 г. в республике сохраняются очаги напряженности, напрямую связанные с существующими длительное время общественными проблемами. Одни и те же вопросы остаются в повестке дня общественно-политической жизни, и на фоне отсутствия принципиальных сдвигов в республике проявляются высокие риски неконструктивных конфликтов с применением насилия. В исследовании рассмотрены наиболее актуальные инерционные проблемы: демократизация политического процесса, структурно-управленческое обновление, сокращение экономического отставания республики от общероссийских стандартов, проведение земельной реформы, необходимость разрешения существующих противоречий в этнополитической и конфессиональной сферах. Анализ показывает актуальность корректировки стратегии федеральных и региональных властей по решению вопросов социально-экономического развития региона. Без поисков альтернативных подходов, опирающихся на базовые элементы политической демократии, жизнеспособные проекты и гражданскую активность, переход к устойчивому развитию выглядит труднодостижимым.
Полный текст
Постановка проблемы
Общественно-политическое развитие регионов России на протяжении 2000-2010-х гг. подчинялось единым трансформационным процессам, что связано со «сверхцентрализованным» характером российского федерализма. Кризис модели российского преобразовательного проекта в его политическом и экономическом измерениях, проявившийся в середине 2010-х гг. и естественным путем отразившийся на социально-экономической ситуации в регионах, вызвал изменения в политике федеральных властей, попытавшихся запустить очередной виток национальной модернизации, что выразилось в принятии новых документов о стратегическом развитии России и утверждении нацпроектов. Подобная ситуация, несомненно, сигнализирует о появлении новых ориентиров политики в отношении регионов, грядущем изменении бюджетных взаимоотношений и ожиданий, которые Центр возлагает на субъекты федерации. В связи с этим необходимо изучение ситуации «на местах» – в каждом отдельно взятом регионе страны, который станет объектом новой государственной политики.
На этом фоне Кабардино-Балкария стала одним из субъектов федерации, в которых сменилось руководство власти. 26 сентября 2018 г. Президент РФ В.В. Путин принял досрочную отставку Главы КБР Ю.А. Кокова, который попросил перевести его на другую должность «по семейным обстоятельствам», и объявил о назначении последнего заместителем Секретаря Совета Безопасности РФ. Информацию о перестановках президент озвучил на встрече с К.В. Коковым – однофамильцем предыдущего главы, назначенным временно исполняющим обязанности (врио) руководителя КБР[1]. Подобная ситуация говорит о повышенном внимании федеральных властей к ситуации в республике и их недовольстве осуществляемым политико-экономическим курсом прежней управленческой командой.
Цель настоящей работы заключается в обзоре комплекса основных вопросов общественно-политической повестки Кабардино-Балкарской Республики с тем, чтобы составить базу для формирования аналитических рамок исследования результатов политических процессов современной КБР, а также перспектив дальнейшего развития и трансформации региона в условиях новой федеральной политики.
Политический процесс
Перестановкам в верхах республиканских органов власти, о которых было сказано выше, предшествовал ряд резонансных событий. В 2016 г. была приостановлена работа местных спиртовых заводов, в результате чего многие жители республики лишились работы, а бюджет недосчитался более 3 млрд. руб.[2] Осенью 2017 г. в столице КБР Нальчике прошли митинги против несправедливой, по мнению демонстрантов, распродажи бывших совхозных земель на территории города. Демонстрация у здания администрации города была разогнана силовиками, а один из организаторов был арестован по делу об избиении сотрудника СОБР; этот факт вызвал общественное возмущение, поскольку арестованный был инвалидом с ампутированными кистями рук [Ширижик 2018]. В местных и федеральных интернет-изданиях были популярны материалы о запредельном уровне коррупции в республике[3], о неспособности правительства решить острые социально-экономические проблемы в регионе[4], об отсутствии социальных лифтов и невозможности молодежи найти работу. При этом в рейтингах экономического развития регионов России КБР стабильно занимала одно из последних мест[5]. Обсуждение социально-экономических проблем региона в Инстаграме и Фейсбуке (наиболее популярные социальные сети в КБР), как правило, характеризовалось пессимизмом и недовольством экономическим курсом властей, а посвященные местной политической тематике телеграм-каналы в своих публикациях предвещали реализацию «дагестанского сценария» в КБР – термин, означающий радикальное изменение состава руководства региона и назначение «пришлых» управленцев, не связанных с местными коррумпированными элитами[6].
Однако наивысшей точки напряжения республика достигла в сентябре 2018 г., когда впервые за многие годы возникла опасность межэтнического конфликта. Проходивший через с. Кенделен отряд кабардинской конницы, собравшийся праздновать 310-летие победы в Канжальской победе над крымскими татарами, вызвал недовольство со стороны местного балкарского населения. В течение одного дня к селу съехалась молодежь из соседних населенных пунктов, начались драки, погромы, стрельба. В район были стянуты отряды Росгвардии, в том числе из других регионов, начались столкновения между кабардинской молодежью и силовиками, продолжившиеся в Нальчике и вылившиеся в аресты активистов [Соколов 2018]. Молчание, которое сопровождало эти события со стороны властей КБР, и их неспособность обеспечить стабильность в регионе привели к стремительному падению рейтинга главы Ю.А. Кокова и, по мнению политологов, стали последней каплей, спровоцировавшей федеральные власти на перестановки [Краснов 2018; Проценко 2018].
Экстренное назначение именно К.В. Кокова было обусловлено рядом причин. Во-первых, его отец В.М. Коков был первым президентов КБР в 1992-2005 гг. и запомнился населению как способный управленец, сумевший сохранить республику от этнополитического раскола в «лихие 90-е» и обеспечить относительную стабильность на фоне вооруженных конфликтов в соседних северо-кавказских республиках [Проценко 2018]. Во-вторых, сам К.В. Коков отличался своим бэкграундом – в отличие от большинства руководителей республик СКФО, которые были «силовиками» (включая Ю.А. Кокова), новый врио главы прошел работу в республиканских органах власти, а затем курировал Северо-Кавказский регион в управлении по внутренней политике Администрации Президента РФ. Назначение на должность Главы человека, долгое время проведшего за пределами КБР, косвенно свидетельствует в пользу недоверия федеральных властей региональным элитам. В-третьих, его приход в руководство укладывался в один из основных федеральных трендов – назначение «технократов» на позиции руководителей регионов, требовавших экономической модернизации[7].
Первые шаги нового врио соответствовали этой логике. Во-первых, он обещал сконцентрироваться на экономической модернизации республики, поставив целью удвоение ВРП к 2025 г.[8]. Во-вторых, в первые месяцы работы Коков провел несколько встреч с федеральными чиновниками и представителями крупного бизнеса, что дало населению надежду на возвращение крупных инвестиционных проектов в республику[9]. В-третьих, врио объявил о проведении в КБР кадрового конкурса «Новая высота», который станет региональной репликой федерального конкурса «Лидеры России», а его победители составят «кадровый резерв» для назначения на управленческие должности[10]. Подобный шаг вызвал широкий интерес в республике, особенно ввиду малой ротации элит и отсутствия эффективных социальных лифтов по демократическому и меритократическому принципу [Стародубровская, Казенин 2016: 25-26]. Деятельность нового врио стала одним из основных предметов обсуждения в интернете; анализ постов и комментариев свидетельствует о высоком кредите доверия, которое население дало К.В. Кокову; показательна повторяющаяся рефреном в соцсетях фраза «достойный сын достойного отца».
Осуществление процедуры избрания Главы КБР находилось в прямой зависимости от Парламента КБР, который наделен полномочиями представлять Президенту РФ кандидатуры на пост Главы республики, а затем выбирать его из числа предложенных Президентом РФ кандидатов на эту должность. Срок полномочий Парламента V созыва истекал в 2019 г. Таким образом, повторилась ситуация 2013-2014 гг., когда врио главы – Ю.А. Коков – был назначен незадолго до парламентских выборов и в связи с этим был вынужден ждать формирования законодательного собрания, которое избрало бы его, что, в свою очередь, становится одним из факторов, стимулирующих манипуляции избирательным процессом [Боров, Тумов 2015: 75].
В целом избирательная кампания прошла без эксцессов. Заявки на участие в выборах подали «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Зеленые» и не представленная в легислатуре «Гражданская платформа». «Коммунисты России» не смогли собрать необходимого количества подписей. Единственным выбивающимся из общего ряда рутинных мероприятий в ходе подготовки к выборам событием было проведение праймериз «Единой России» – предварительного голосования для установления кандидатов от партии на выборные должности. Мероприятие было широко разрекламировано в республиканских СМИ; согласно оценкам регионального отделения партии, в нем приняли участие 12,17% избирателей региона (при среднероссийской явке 9,35%)[11]. По итогам праймериз был опубликован партийный список, в который вошли 178 человек. Примечательно, что в перечне фигурировали члены действующего Правительства КБР, претендовавших на депутатские мандаты, что намекало на возможное обновление состава кабинета министров. При этом список возглавлял сам врио К.В. Коков, что создавало яркий контраст с другими субъектами РФ, где многие политики предпочитали избираться как самовыдвиженцы, чтобы визуально «отстраниться» от теряющей популярность партии[12].
В прошедших 8 сентября 2019 г. выборах в Парламент приняли участие 67,14% избирателей республики. «Единая Россия», за которую отдали голоса 65,85% голосовавших, получила 50 мест, КПРФ – 9, «Справедливая Россия» – 7, «Зеленые» и ЛДПР – по 213. Сравнение с итогами выборов 2014 г. («Единая Россия» – 50 мандатов, КПРФ и «Справедливая Россия» – по 8, «Зеленые» и ЛДПР – по 2) может свидетельствовать о двух факторах: либо предпочтения избирателей за последние 5 лет практически не изменились (если не считать перехода небольшой части голосов к КПРФ), либо существующие в политических элитах негласные договоренности остались в силе на очередные несколько лет. Последнее, в свою очередь, свидетельствует о заранее «заданном» результате выборов, что, в принципе, является характерной чертой электорального режима Кабардино-Балкарии на протяжении всего постсоветского периода [Тумов 2017: 134].
Формирование законодательного органа стало последним шагом перед назначением руководителя региона. На заседании Парламента 3 октября 2019 г. были внесены 3 кандидатуры Президента РФ на должность Главы КБР. В ходе тайного голосования все 70 депутатов отдали свои голоса за К.В. Кокова [Ларинцева 2019: 2]. Процесс триумфального утверждения нового Главы логически завершился ноябрьской поездкой Президента РФ В.В. Путина, визит которого в Нальчик являлся, по сути, символической поддержкой К.В. Кокова[14].
Социально-экономическая ситуация
Экономика КБР не выбивается из общего ряда регионов СКФО по структуре и объемам. ВРП республики по итогам 2017 г. составил 138,5 млрд. руб. (75-е место по объемам среди субъектов РФ), показав небольшой рост по сравнению с предыдущим периодом. ВРП на душу населения составил 160,1 тыс. руб., что в 3 раза меньше среднероссийского показателя, и по нему КБР занимает 82 место.
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости за 2017 г. такова: сельское хозяйство – 18,4%, обрабатывающие производства – 11,3%, строительство – 11,7%, оптовая и розничная торговля – 16,7%, государственное управление и социальное обеспечение – 10,1%, образование – 7,3%, здравоохранение – 6,5%. Все остальные сферы имеют долю не более 4%, включая деятельность гостиниц и общепита – 1,6%. Последний показатель резонирует с расхожим убеждением о значимой роли туризма в экономике республики, что может быть объяснено только тем, что многие фирмы в этой сфере предпочитают действовать в «сером» или «теневом» сегменте рынка.
Особая ситуация сложилась в структуре распределения доходов. Коэффициент Джини в 2017 г. составил 0,351 (в РФ – 0,412), что свидетельствует об относительно меньшем неравенстве в экономических доходах населения в сравнении с большинством субъектов России. Тем не менее, согласно данным Севкавстата, на 20% богатейших граждан республики приходится 42,1% всех денежных доходов. Более 24% населения республики получает доход ниже прожиточного минимума. При этом среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника – 22781,7 руб. (по РФ – 43 тыс. руб.)[15].
Как видно, экономическое положение Кабардино-Балкарии характеризуется как «отстающее» по отношению к среднему российскому региону. Ситуацию усугубляет ряд структурных факторов, в числе них – деградация социально-экономического пространства от индустриально-аграрного к аграрно-торговому, слабый реальный сектор экономики, высокая доля непроизводственного сектора (госуправление), зависимость республиканского бюджета от федеральных дотаций. Помимо этого, «тормозами» экономического роста республики являются высокий уровень коррупции и чрезвычайно развитый сектор теневой экономики, связанный с преступностью. По оценкам экспертов, более 35% от общей численности занятых в КБР имеют отношение к неформальному сектору, что является одной из причин растущей коррупции [Косиков 2012: 63-77].
Отрицательные показатели социально-экономического положения республики оказывают прямое влияние на ситуацию в демографической сфере. Здесь в последние годы по-прежнему сохраняется устойчивая тенденция стагнации урбанизации и оттока населения из республики. На Северо-Западном Кавказе Кабардино-Балкария остается единственной республикой, где наблюдаются заметный естественный прирост населения (4-е место среди всех северокавказских республик) и в то же время высокие показатели миграционной убыли населения с 2016 г. (Таблица 1), что, в свою очередь, отражает стремление населения переместиться к существующим в других регионах центрам развития [Боров, Бербекова 2019: 100; Мисхожев 2017: 124-125].
Таблица 1. Демографические показатели регионов Северного Кавказа
в 2016-2018 гг.
Регион | Прирост (+) / убыль (-) населения, 2016-2018 гг., в % | Численность населения на 1 января 2019 г., тыс. чел. | Естественный прирост (+) / убыль (-) населения, 2016-2018 гг., тыс. чел. | Миграционный прирост (+) / убыль (-) населения, 2016-2018 гг., тыс. чел. | Естественный прирост (+) / убыль (-) населения, 2016-2018 гг., в % к численности населения | Миграционный прирост (+)/убыль (-) населения, 2016-2018 гг., тыс. чел., в % к численности населения |
Адыгея | 0,72 | 454,74 | -2,49 | 5,74 | - 0,54 | + 1,26 |
Карачаево-Черкесия | -0,48 | 465,56 | 2,75 | -5,00 | + 0,59 | - 1,07 |
Кабардино-Балкария | 0,47 | 866,22 | 12,40 | -8,26 | + 1,43 | - 0,95 |
Северная Осетия | -0,63 | 699,25 | 6,46 | -10,82 | + 0,92 | - 1,54 |
Ингушетия | 5,20 | 497,39 | 18,88 | 5,61 | + 3,79 | + 1,12 |
Чечня | 4,50 | 1456,95 | 69,75 | -8,94 | + 4,78 | - 0,61 |
Дагестан | 2,34 | 3086,13 | 104,87 | -34,63 | + 3,39 | - 1,12 |
Составлено по: Рейтинг регионов по демографии – 2019 // Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»: сайт. URL: https://riarating.ru/infografika/20190423/630123908.html (дата обращения: 28.10.19).
Земельный вопрос
Земельная проблема заняла прочное место в общественно-политической жизни Кабардино-Балкарии еще в 1990-е гг., причем изначально дискуссия велась в связи с необходимостью реабилитации балкарского народа и несла ярко выраженную этноориентированную нагрузку. Новый цикл этой коллизии был запущен в середине 2000-х гг., когда интересы этнических активистов сплелись воедино с социально-экономическими требованиями сельского населения. Тем не менее, к 2014 г. национальный аспект проблем землепользования и землевладения потерял свою актуальность, и социально-экономическая компонента превалирует в риторике протестных движений [Боров, Тумов 2015: 78].
Корни земельной проблемы обусловлены рядом факторов, к которым относится и развал функционирующих в советское время колхозов и совхозов, и фактическое распоряжение землями в руках местных администраций, не желающих прибегать к выделению земельных паев населению, и длительный (до 2053 года) мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Как итог, основным механизмом доступа к земле для хозяйствующих субъектов стала аренда.
Анализ линий напряженности в многочисленных земельных конфликтах в республике позволяет выявить следующие фронтиры: борьба между сельскими жителями и государством; между сельскими жителями и крупными союзами чиновников и бизнесменов, сосредоточивших основные земельные массивы в своих руках; между соседствующими селами, конкурирующих за одни и те же территории. При этом различные акторы рассматривают одни и те же участки с разных позиций – земля может выступать и как ценный экономический объект, и как административный ресурс, и как территория проживания этнокультурной общности, и как средство жизни, изъятие которой ставит под угрозу существование людей [Гуня и др. 2017: 172]. Некоторые населенные пункты испытывают настолько острый недостаток земельного фонда, что в них не хватает места ни под индивидуальную жилищную застройку, ни под пастбища[16].
Требования земельной реформы в течение многих лет остаются в повестке общественно-политической жизни республики. Еще в 2012 г. Глава А.Б. Каноков подчеркнул необходимость проведения земельной реформы и важность поиска баланса интересов основных землепользователей и учета особенностей горной и равнинной части республики. Был принят проект реформы, предусматривающий выделение пая каждому прописанному в сельской местности жителю, к реализации которой, однако, так и не приступили.
В 2014 г. новый врио главы Ю.А. Коков тоже высказал мнение о необходимости справедливого перераспределения земель, однако и в данном случае не было сделано особых подвижек. В годы его руководства градус земельных конфликтов в республике изначально снизился, однако это было вызвано не выработкой новой эффективной стратегии, а скорее тем, что планы курортного строительства, подогревавшие уровень напряженности, были «заморожены», и риски передачи земель под эти проекты в обход интересов местных жителей снизились [Казенин 2017]. Более того, вскоре в регионе обострилась очередная волна «аграрного движения», затронувшая ряд периферийных сел практически во всех районах Кабардино-Балкарии [Атласкиров 2019: 200-205]. Таким образом, ситуация видится как попытка региональных властей «законсервировать» существующее положение вещей и избежать проведения земельной реформы в связи с высокими рисками и труднодостижимостью компромисса между основными социальными группами, имеющими интерес в земельном вопросе.
Этнорелигиозный дискурс
Зачастую уклад жизни и политико-экономические факторы на Северном Кавказе рассматриваются через призму традиционных отношений, которые сохраняются и трансформируются в постсоветский период. Данный период демонстрирует высокую динамику развития и изменения маркеров этнорелигиозной идентичности. За последние два десятилетия КБР пережила пик подъема исламского фундаментализма и поступательное развитие этнического дискурса, в том числе связанное с утверждением новых практик, дней национальной культуры и памяти.
Острые дискуссии о балансе идентичности, под которым многие подразумевают сохранение ислама в «этнических» рамках и возрождение некоторых традиционных институтов, проходят на фоне поисков новых форм и контрнарративов, призванных противодействовать радикализации молодежи. К ним относятся, в частности, адыгские конные переходы, приуроченные к памятным дням [Нефляшева 2019]. При этом сохранение баланса разных типов идентичности обусловлено наличием в КБР трех основных этнических групп – кабардинцев, балкарцев и русских. Нарушение этнического баланса вызывает вербальную реакцию со стороны этноактивистов и представителей академического сообщества, как это происходит в случае с увеличивающимся количеством турок-месхетинцев, проживающих в Майском и Прохладненском районе и фактически «замещающих» эмигрирующее за пределы республики русское население [Калмыков 2018; Кушхабиев 2019: 113-114]. Другим примером является принятие поправок в федеральный закон об образовании, отменяющих право национальных субъектов Федерации вводить обязательное изучение государственных языков школьниками и спровоцировавших гнев общественников, заявивших о надвигающейся «гибели» национальных языков[17].
Как показывает практика, этнический дискурс значительно оживляется в период праздников или памятных дней. При этом социальные сети все очевиднее выступают как основные площадки дискуссий. В КБР многообразные коммеморативные практики все еще в состоянии поиска баланса, вместе с тем они формируют конкуренцию стратегий идентификации и интерпретации прошлого [Прасолов 2017: 78]. Политика Ю.А. Кокова и его команды отразилась в утверждении в 2014 г. Дня адыгов (20 сентября). Цель акции была недвусмысленной – указ главы КБР был направлен на умиротворение адыгской общественности, часть которой в период Олимпиады в Сочи апеллировала к историческим несправедливостям в период Кавказской войны и ее последствий. Однако конфликтный потенциал коммеморативной конкуренции проявил себя в сентябре 2018 г., последствием чего стала смена руководства республики.
18-19 сентября 2018 г. в Кабардино-Балкарии развернулись столкновения между активистами и силовиками в окрестностях балкарского села Кёнделен, затем «кабардинский акцент» переместился в с. Заюково, в Баксан и Нальчик. 310-летие Канжальской битвы, которая среди кабардинцев считается знаковым событием – победой адыгов над войском крымского хана, – должно было быть отмечено конным переходом всадников-кабардинцев к месту сражения на Канжальском плато. Жители Кёнделена отказались пропустить процессию, и это было повторением напряженной ситуации в 2008 г. в период празднования 300-летия Канжальской битвы.
Этническая маркировка конфликта определяется историческими спорами за землю и исторические институты. Канжальский вопрос становится производителем политического капитала в борьбе за ресурсы и триггером мобилизации этнической идентичности. Эксперты выделяют различные причины событий в Кенделене в 2018 г. – от споров за землю и разногласий относительно факта реальности Канжальской битвы до политического заказа и отстранения властей от решения ключевых проблем в социально-экономической сфере[18]. По мнению Д. Соколова, силовое вмешательство в конфликт стало отражением отсутствия у республиканской политической элиты стратегии тонких политических решений [Соколов 2018].
В контексте религии в последние годы в Кабардино-Балкарии сохраняется относительно низкий уровень насилия, если сравнивать показатели начала и конца 2010-х гг. (Схема 1). Некогда активное террористическое подполье практически свернуло свою деятельность, что экспертами и СМИ связывается с успешными действиями силовиков, а также оттоком части боевиков в Сирию. Тем не менее, в регионе сохраняется недовольство отдельных групп населения тактикой правоохранительных органов, которая, по мнению активистов и правозащитников, нарушает права человека. Особенно ярко это проявилось в ходе так называемого «дела 58-и», когда были осуждены участники нападения на Нальчик 13 октября 2005 г. Завершившийся в 2014 г. суд сопровождался многочисленными заявлениями о нарушениях, допущенных при подготовке к процессу [Казенин 2017].
В то же время, несмотря на общий спад насильственных акций, в первой половине 2019 г. КБР, наряду с Дагестаном, стала наиболее беспокойной республикой на Северном Кавказе. Продолжение тенденции вооруженных инцидентов между представителями силовых ведомств и членами радикального подполья протекает на фоне сохранения структурного кризиса в республике. Даже ослабление влияния Исламского государства (организация, запрещенная в РФ) и успехов в борьбе с радикализмом на Северном Кавказе не гарантирует снижения напряженности и угрозы со стороны «одиноких волков» – как А. Ярлыкапов называет сторонников радикального ислама и идеологии ИГ[19].
Схема 1. Динамика жертв вооруженных конфликтов в Кабардино-Балкарии (убитые и раненые среди спецслужб и членов радикального подполья)
Составлено по материалам Интернет-портала «Кавказский узел»:
В 2017 году число жертв конфликта на Северном Кавказе снизилось на 39%. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/317687/ (дата обращения: 15.10.19);
За 2018 год число жертв конфликта в Кабардино-Балкарии выросло на 500%. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/331639/ (дата обращения: 15.10.19);
В 2018 году число жертв конфликта на Северном Кавказе снизилось на 38%. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/snizhenie_chisla_zhertv_2018#n3_4 (дата обращения: 15.10.19).
Выводы
К 2019 г. общественно-политическая конъюнктура в Кабардино-Балкарии демонстрирует амбивалентный характер. С одной стороны, произошли определенные перестановки в верхах республиканских элит. С другой стороны, эти изменения не несли кардинальных последствий, говорящих о корректировке структурных факторов напряженности в политической повестке дня в республике.
Во властно-политической сфере КБР произошел приход нового главы. Это событие не сопровождалось ростом внутриэлитных трений, однако не вылилось в радикальную смену управленческой команды и изменение способов ее рекрутирования. Социально-экономическая стратегия правительства по-прежнему декларирует необходимость создания новых вертикальных лифтов и решения застарелых проблем, однако вынуждена формироваться в условиях сильного «теневого рынка» и общего низкого уровня жизни населения (в сравнении со средними показателями по РФ), что является триггером высоких показателей миграционной убыли. Проведение земельной реформы, вопрос о которой остро стоит в течение последних двух десятилетий, откладывается ввиду относительной невозможности достижения компромисса между основными акторами земельного рынка – перераспределение земельного фонда властями республики отождествляется с высокими рисками увеличения конфликтности. В этнополитической сфере не наблюдается смены инструментария по разрешению существующих противоречий, что в итоге выливается в повторение прежних сценариев проявления межэтнической напряженности (о чем свидетельствует повторение ситуации в Кенделене спустя 10 лет). В религиозной сфере отсутствие напряженности продолжает оставаться скорее результатом действий федеральных структур, а не заслугой республиканских властей.
Таким образом, обеспечение поступательного развития во всех ключевых сферах Кабардино-Балкарии сталкивается с рядом препятствий, которые продолжают оставаться релевантными на протяжении всего постсоветского периода. На деле, анализ сложившейся в регионе ситуации позволяет говорить о том, что попытки инициированной «сверху» социально-экономической модернизации рискуют не только не преодолеть существующие конфликтные поля, но и способствовать расширению их границ вкупе с дальнейшим обострением. В научном сообществе существует консенсус о невозможности перехода социетальной единицы (в данном случае – региона) на «рельсы» устойчивого развития без базовых элементов политической демократии и широкой гражданской активности [Боров 2018: 256-264]. Это, в свою очередь, необходимо учитывать при корректировке существующих государственных стратегий в отношении субъектов федерации.
[1]Встреча с Казбеком Коковым. 26 сентября 2018 г. // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58627 (дата обращения: 20.10.2019).
[2]Убытки от приостановки производства алкоголя в Кабардино-Балкарии составили 3,3 млрд рублей // Интернет-СМИ «Кавказский узел»: сайт. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/297129/ (дата обращения: 20.10.2019).
[3]Транспортный узел Арсена Кудаева. Часть третья. Воздушные замки // Нальчик.Лайф. URL: https://nalchik.life/politika/transportnyj-uzel-arsena-kudaeva-chast-tretja-vozdushnye-zamki/ (дата обращения: 01.07.2018).
[4]Коков сделал свое дело, Коков может уходить? // Сетевое издание The Moscow Post: сайт. URL: http://www.moscow-post.su/politics/kokov_sdelal_svoe_delo_kokov_mozhet_uxodit27076/ (дата обращения: 20.10.2019).
[5]Качество жизни в российских регионах – рейтинг 2018 г. // Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»: сайт. URL: https://riarating.ru/infografika/20190219/630117422.html (дата обращения: 20.10.2019).
[6] «Дагестанский рецепт» для Ставрополья // Еженедельный журнал «Профиль»: сайт. URL: https://profile.ru/politics/dagestanskij-recept-dlya-stavropolya-59617/ (дата обращения: 20.10.2019).
[7] Новых российских губернаторов называют «технократами». Что это значит? // Медуза: сайт. URL: https://meduza.io/feature/2017/02/15/novyh-rossiyskih-gubernatorov-nazyvayut-molodymi-tehnokratami-chto-eto-znachit (дата обращения: 20.10.2019).
[8] Кабардино-Балкария планирует удвоить ВРП к 2025 году // Вестник Кавказа: сайт. URL: https://vestikavkaza.ru/material/251816 (дата обращения: 20.10.2019).
[9] Национальный рейтинг губернаторов (январь-февраль 2019 г.) // Национальный рейтинг: сайт. URL: http://russia-rating.ru/info/15056.html (дата обращения: 20.10.2019).
[10] В Кабардино-Балкарии подвели итоги кадрового конкурса «Новая высота-2018» // Первый канал: сайт. URL: https://www.1tv.ru/news/2018-12-22/357689-v_kabardino_balkarii_podveli_itogi_kadrovogo_konkursa_novaya_vysota_2018 (дата обращения: 20.10.2019).
[11] Праймериз «Единой России» в Кабардино-Балкарии прошли при высокой явке // ИА REGNUM: сайт. URL: https://regnum.ru/news/polit/2636283.html (дата обращения: 20.10.2019).
[12] Медведев потребовал от единороссов не идти на выборы самовыдвиженцами // РБК: сайт. URL: https://www.rbc.ru/politics/24/10/2019/5db18c3b9a794735f69bf09d (дата обращения: 20.10.2019).
13 Протокол выборов депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики шестого созыва 8 сентября 2019 года // Кабардино-Балкарская правда. – 10 сентября 2019 г. – № 108. – С. 2.
[14] Поездка Путина в Нальчик // ИА REGNUM: сайт. URL: https://regnum.ru/news/polit/2793616.html (дата обращения: 20.10.2019).
[15] Кабардино-Балкарская Республика // Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу: сайт. URL: https://stavstat.gks.ru/ofstatistics_kbr (дата обращения: 20.10.2019).
[16] Селение Нартан в КБР получило в собственность 11 земельных участков общей площадью 1 276 га // Северо-Кавказские новости: сайт. URL: https://sk-news.ru/news/authority/60873/ (дата обращения: 28.10.19).
[17] Представители общественности КБР призывают власти республики провести публичное обсуждение проблем, связанных с сохранением родных языков // ОО «Кабардино-Балкарский региональный правозащитный центр»: сайт. URL: http://www.zapravakbr.ru/index.php/30-uncategorised/1373-predstaviteli-obshchestvennosti-kbr-prizyvayut-vlasti-respubliki-provesti-publichnoe-obsuzhdenie-problem-svyazannykh-s-sokhraneniem-rodnykh-yazykov (дата обращения: 04.12.19).
[18] Составлено по: Кенделен: горы предубеждений или кризис управления // Интернет-СМИ «Кавказский узел»: сайт. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/340368/ (дата обращения: 15.10.19).
[19] Террористы-одиночки новая угроза для России – Ахмет Ярлыкапов // Информационное агентство Caucasus Times: сайт. URL: https://caucasustimes.com/ru/terroristy-odinochki-novaja-ugroza-dlja-rossii-ahmet-jarlykapov/ (дата обращения: 20.10.2019).
Об авторах
А. А. ТУМОВ
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Автор, ответственный за переписку.
Email: tumovasker@gmail.com
А. А. ТАТАРОВ
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Email: traveller9090@mail.ru
Х. В. МАШУКОВ
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Email: khiz.87@mail.ru
Список литературы
- Атласкиров 2019 – Атласкиров А.Р. Проблема земельных отношений в общественной жизни Кабардино-Балкарской Республики // Электронный журнал «Кавказология». – 2019. – №1. – С. 193-212. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-1-193-212
- Боров 2018 – Боров А.Х. Устойчивое развитие и демократизация: концептуальный анализ // Электронный журнал «Кавказология». – 2018. – №1. – С. 245-270. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2018-1-245-270
- Боров, Бербекова 2019 – Боров А.Х., Бербекова М.М. Демографическая модернизация Кабардино-Балкарии: история и современные проблемы // Электронный журнал «Кавказология». – 2019. – № 2. – С. 72-104. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-2-72-104
- Боров, Тумов 2015 – Боров А.Х., Тумов А.А. Основные параметры общественно-политического развития Кабардино-Балкарской Республики: изменения и преемственность // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – №11 (55). – С. 73-86. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-11-7
- Гуня и др. 2017 – Гуня А.Н., Тенов Т.З., Чеченов А.М., Шогенов М.З. Земельные конфликты в горных районах Северного Кавказа: акторы, ресурсы, институты // Электронный журнал «Кавказология». – 2017. – № 1. – С. 154-175. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2017-1-154-175
- Казенин 2017 – Казенин К.И. Кабардино-Балкария. Сколько стоит тишина // Московский центр Карнеги: сайт. URL: https://carnegie.ru/commentary/67769 (дата обращения: 20.10.2019).
- Калмыков 2018 – Калмыков Ж.А. В Кабардино-Балкарии меняется этнический состав // Информационное агентство Caucasus Times: сайт. URL: https://caucasustimes.com/ru/v-kabardino-balkarii-menjaetsja-jetnicheskoj-sostav/ (дата обращения: 20.10.2019).
- Косиков 2012 – Косиков И.Г. Социально-экономическая ситуация и роль фактора этноэкономики в обеспечении региональной стабильности / Республики Северного Кавказа: этнополитическая ситуация и отношения с федеральным Центром: Монография / Научный редактор и составитель И.Г. Косиков. – М.: МАКС Пресс, 2012. – С. 63-77.
- Краснов 2018 – Краснов О. Политологи сочли отставку Юрия Кокова следствием конфликта в Кенделене. 26 сентября 2018 г. // Интернет-СМИ «Кавказский узел»: сайт. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/325879/ (дата обращения: 20.10.2019).
- Кушхабиев 2019 – Кушхабиев А.В. Миграционные проблемы в общественно-политической жизни Кабардино-Балкарии в конце XX – начале XXI века // Электронный журнал «Кавказология». – 2019. – № 2. – С. 105-126. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-2-105-126
- Ларинцева 2019 – Ларинцева А. Кабардино-Балкария ценит постоянство и ждет перемен // Коммерсантъ. – 4 октября 2019 г. – № 181.
- Мисхожев 2017 – Мисхожев Э.Р. Современное социально-экономическое положение Кабардино-Балкарской Республики // Петербургский экономический журнал. – 2017. – №4. – С. 119-125.
- Нефляшева 2019 – Нефляшева Н. «Конь и всадник». Мужские союзы против радикализации. 21 мая 2019 г. // Интернет-СМИ «Кавказский узел»: сайт. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/335716/ (дата обращения: 21.10.2019).
- Прасолов 2017 – Прасолов Д.Н. Коммеморативные практики в современной Кабардино-Балкарии // Неприкосновенный запас. – 2017. – № 2. – С. 67-82.
- Проценко 2018 – Проценко Н. В Кабардино-Балкарии Путина не подвело политическое чутье – эксперт. 28 сентября 2018 // Интернет-портал EurasiaDaily. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/09/28/v-kabardino-balkarii-putina-ne-podvelo-politicheskoe-chute-ekspert (дата обращения: 20.11.2019).
- Соколов 2018 – Соколов Д.В. Канжал в спину губернатора. 21 сентября 2018 г. // Интернет-СМИ «Кавказский узел»: сайт. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/325671/ (дата обращения: 20.10.2019).
- Стародубровская, Казенин 2016 – Стародубровская И.В., Казенин К.И. Северный Кавказ и современная модель демократического развития. Экспертный доклад. – М.: Комитет гражданских инициатив, 2016. – 69 с.
- Тумов 2017 – Тумов А.А. Избирательный процесс в современной Кабардино-Балкарии: эволюция политических условий, устойчивость политических результатов // Электронный журнал «Кавказология». – 2017. – № 2. – С. 119-139. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2017-2-119-139
- Ширижик 2018 – Ширижик Л. «Вы видите у меня кисти?». 29 мая 2018 г. // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2018/05/29/iritov/ (дата обращения: 20.10.2019).
Дополнительные файлы
