Нормативно-правовое обеспечение нейропедагогики в Российской Федерации
- Авторы: Балашова Е.С.1, Софронова Л.В.1, Строганов Д.А.1
 - 
							Учреждения: 
							
- Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
 
 - Выпуск: Том 9, № 1 (2025)
 - Страницы: 29-50
 - Раздел: Статьи
 - Статья опубликована: 31.03.2025
 - URL: https://journal-vniispk.ru/2576-9634/article/view/301092
 - DOI: https://doi.org/10.12731/2576-9634-2025-9-1-216
 - EDN: https://elibrary.ru/NABSEC
 - ID: 301092
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена исследованию состояния нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в Российской Федерации в контексте цифровой трансформации образования. Актуальность исследования обусловлена инновационным характером разработок в области нейропедагогики и нейроправа, а также насущной необходимостью совершенствования образовательного права в ходе перехода российского образования от болонской системы к новой российской многоступенчатой системе образования. В ходе исследования были проанализированы нормативно-правовые основы реализации актуальных на сегодняшний день инструментов нейропедагогики.
Цель. Цель исследования – анализ нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в современной России и выявление основных путей его совершенствования. 
Метод. Для достижения цели используются методы анализа нормативно-правовых актов, сравнительно-правовой метод, метод обобщения, метод абстрагирования и метод экспертных оценок. 
Результаты. Результатом исследования является систематизация нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в современной России и выявление его пробельности. Правовые основы инновационных и наукоемких направлений развития образования на сегодняшний день носят диффузный и отчасти неполный характер, оставляя возможности не только для развития данной сферы деятельности, но и для злоупотреблений применением инновационных технологий для подмены ими собственно процесса обучения, и понимание этого необходимо для дальнейшего совершенствования образовательного права. 
Область применения результатов. Результаты исследования можно использовать как при проведении дальнейших исследований в сфере образовательного права, в процессе совершенствования законодательства, также в практике преподавания ряда дисциплин в сфере педагогики высшей школы. 
Об авторах
Елена Сергеевна Балашова
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: balashova.l.s@gmail.com
				                	ORCID iD: 0000-0001-5900-0951
				                	SPIN-код: 8259-9492
							Scopus Author ID: 57201131652
											                								
доцент кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права, кандидат философских наук
Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, 603000, Российская ФедерацияЛидия Владимировна Софронова
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
														Email: lidiasof@yandex.ru
				                	ORCID iD: 0000-0002-7259-4333
				                	SPIN-код: 6677-8391
							Scopus Author ID: 57190968783
							ResearcherId: K-1997-2017
				                								
профессор кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права, доктор исторических наук
Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, 603000, Российская ФедерацияДмитрий Александрович Строганов
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
														Email: stroganoff.dmitry2012@yandex.ru
				                	ORCID iD: 0000-0002-6629-0667
				                	SPIN-код: 5347-0851
														ResearcherId: V-5218-2018
				                								
старший преподаватель кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права
Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, 603000, Российская ФедерацияСписок литературы
- Алферова Е.В. Нейроправо: достижения в области нейронауки и их применение в криминологии, криминалистике и правосудии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2023. №2. С. 206-216. https://doi.org/10.31249/iajpravo/2023.02.20
 - Балашова Е.С. Перспективы применений технологий UX/UI-дизайна в современном образовании / Е.С. Балашова, А.В. Богачева // Инновации в образовании. 2024. № 2. С. 4-10.
 - Балашова Е.С. Правосознание как нейрокогнитивный феномен в контексте реформ: аспекты дефиниции // Правовая реформа (история, теория, практика, техника). Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2024. С. 100-108.
 - Бондаренко А.А. Формирование категории «нейроправа»: обобщение российского и международного опыта // Юридическая наука. 2023. № 8. С. 82-85.
 - Букина Т.В. Современные исследования функционирования мозга детей младшего школьного возраста в процессе обучения: обзор / Т.В. Букина, М.В. Храмова, С.А. Куркин // Известия вузов. ПНД. 2021. T. 29, № 3. С. 449-456. https://doi.org/10.18500/0869-6632-2021-29-3-449-456
 - ГОСТ Р 71200-2023 «Системы киберфизические. Умный дом. Общие положения». М.: Российский институт стандартизации, 2024. 16 с.
 - Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2023 года. М.: Эксмо-Пресс, 2023. 688 с.
 - Дзодзиков З.У. Нейропедагогика в системе современного образования // Педагогика и просвещение. 2024. №3. С. 99-112. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2024.3.68686
 - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей". https://sudact.ru/law/zakon-rf-ot-07021992-n-2300-1-o/ (дата обращения: 31.01.2025).
 - Золотова В. Субъектный состав участников правоотношений, связанных с охраной интеллектуальной собственности в образовательных учреждениях // Russian Studies in Law and Politics. 2024. Т. 8, № 4. С. 88-111. https://doi.org/10.12731/2576-9634-2024-8-4-207
 - Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. М., 2021. 656 с.
 - Национальный проект «Образование». https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=m4l7ja7o92301227196 (дата обращения: 31.01.2025).
 - Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310120031?ysclid=m6kxi8xqy8289434217 (дата обращения: 31.01.2025).
 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016?ysclid=m6kxjw5oox311669674 – (дата обращения: 31.01.2025).
 - Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707170035?ysclid=m6kxldcbcc421521419 (дата обращения: 31.01.2025).
 - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2020 г. №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003200020?ysclid=m6kxmbbp13949968292 – (дата обращения: 31.01.2025).
 - Рожкова А.Ю. Организационно-правовая природа EdTech платформ в подготовке и сертификации персонала / А.Ю. Рожкова, Ю.В. Данейкин // BENEFICIUM. 2022. №1 (42). С. 47-58. https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2022.1(42).47-58
 - Савченков А.В. Возможности технопарка в реализации системы цифрового гражданско-патриотического воспитания в вузе / А.В. Савченков, Н.В. Уварина, С.А. Изюмникова, А.А. Жуков // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 2. С. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-7
 - Сошенко И.И. Университеты в условиях изменений: запрос на социальные инновации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №10. С. 161-167. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-10-161-167
 - Спозини Л. Влияние новых технологий на экономическое поведение и свободу выбора потребителя: от нейромаркетинга к нейроправам // Journal of Digital Technologies and Law. 2024. № 2 (1). С. 74-100. https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.5
 - Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2. С. 15. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-15
 - Трудовой кодекс РФ. Текст с последними изменениями и дополнениями на 1 мая 2023 года. М.: Эксмо-Пресс, 2023. 288 с.
 - Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2018 г. http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001201805070038 (дата обращения: 31.01.2025).
 - Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 31.01.2025).
 - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега-Л, 2022. 174 с.
 - Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». М.: Эксмо, 2021.
 - Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». М.: Эксмо, 2024. 32 с.
 - Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». http://www.kremlin.ru/acts/bank/30941 (дата обращения: 31.01.2025).
 - Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/?ysclid=m4l7l5ixfz876086982 (дата обращения: 31.01.2025).
 - Шкатулла В.И. Образовательное право России. М.: Юстицинформ, 2015. 896 с.
 - Шкатулла В.И. Развитие образовательного законодательства и образовательного права на период до 2050 года // Народное образование. 2017. №8. С. 7-11.
 - Grein M. Neurodidaktik aktuell. Grundlagen für Sprachlehrende / M.Grein, A. Nagels, M. Riedinger. Hueber Verlag, 2022. P. 126.
 - Jones B.C. Is social media a human right? Exploring the scope of Internet rights // International Journal of Constitutional Law Blog. Oxford, 2014. December. P. 1-7. https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2534617 (accessed January 31, 2025).
 
Дополнительные файлы
				
			
						
					
						
						
						
									


