Нормативно-правовое обеспечение нейропедагогики в Российской Федерации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена исследованию состояния нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в Российской Федерации в контексте цифровой трансформации образования. Актуальность исследования обусловлена инновационным характером разработок в области нейропедагогики и нейроправа, а также насущной необходимостью совершенствования образовательного права в ходе перехода российского образования от болонской системы к новой российской многоступенчатой системе образования. В ходе исследования были проанализированы нормативно-правовые основы реализации актуальных на сегодняшний день инструментов нейропедагогики.
Цель. Цель исследования – анализ нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в современной России и выявление основных путей его совершенствования. 
Метод. Для достижения цели используются методы анализа нормативно-правовых актов, сравнительно-правовой метод, метод обобщения, метод абстрагирования и метод экспертных оценок. 
Результаты. Результатом исследования является систематизация нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в современной России и выявление его пробельности. Правовые основы инновационных и наукоемких направлений развития образования на сегодняшний день носят диффузный и отчасти неполный характер, оставляя возможности не только для развития данной сферы деятельности, но и для злоупотреблений применением инновационных технологий для подмены ими собственно процесса обучения, и понимание этого необходимо для дальнейшего совершенствования образовательного права. 
Область применения результатов. Результаты исследования можно использовать как при проведении дальнейших исследований в сфере образовательного права, в процессе совершенствования законодательства, также в практике преподавания ряда дисциплин в сфере педагогики высшей школы. 

Об авторах

Елена Сергеевна Балашова

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Автор, ответственный за переписку.
Email: balashova.l.s@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5900-0951
SPIN-код: 8259-9492
Scopus Author ID: 57201131652

доцент кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права, кандидат философских наук

Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, 603000, Российская Федерация

Лидия Владимировна Софронова

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Email: lidiasof@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7259-4333
SPIN-код: 6677-8391
Scopus Author ID: 57190968783
ResearcherId: K-1997-2017

профессор кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права, доктор исторических наук

Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, 603000, Российская Федерация

Дмитрий Александрович Строганов

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Email: stroganoff.dmitry2012@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6629-0667
SPIN-код: 5347-0851
ResearcherId: V-5218-2018

старший преподаватель кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права

Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, 603000, Российская Федерация

Список литературы

  1. Алферова Е.В. Нейроправо: достижения в области нейронауки и их применение в криминологии, криминалистике и правосудии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2023. №2. С. 206-216. https://doi.org/10.31249/iajpravo/2023.02.20
  2. Балашова Е.С. Перспективы применений технологий UX/UI-дизайна в современном образовании / Е.С. Балашова, А.В. Богачева // Инновации в образовании. 2024. № 2. С. 4-10.
  3. Балашова Е.С. Правосознание как нейрокогнитивный феномен в контексте реформ: аспекты дефиниции // Правовая реформа (история, теория, практика, техника). Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2024. С. 100-108.
  4. Бондаренко А.А. Формирование категории «нейроправа»: обобщение российского и международного опыта // Юридическая наука. 2023. № 8. С. 82-85.
  5. Букина Т.В. Современные исследования функционирования мозга детей младшего школьного возраста в процессе обучения: обзор / Т.В. Букина, М.В. Храмова, С.А. Куркин // Известия вузов. ПНД. 2021. T. 29, № 3. С. 449-456. https://doi.org/10.18500/0869-6632-2021-29-3-449-456
  6. ГОСТ Р 71200-2023 «Системы киберфизические. Умный дом. Общие положения». М.: Российский институт стандартизации, 2024. 16 с.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2023 года. М.: Эксмо-Пресс, 2023. 688 с.
  8. Дзодзиков З.У. Нейропедагогика в системе современного образования // Педагогика и просвещение. 2024. №3. С. 99-112. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2024.3.68686
  9. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей". https://sudact.ru/law/zakon-rf-ot-07021992-n-2300-1-o/ (дата обращения: 31.01.2025).
  10. Золотова В. Субъектный состав участников правоотношений, связанных с охраной интеллектуальной собственности в образовательных учреждениях // Russian Studies in Law and Politics. 2024. Т. 8, № 4. С. 88-111. https://doi.org/10.12731/2576-9634-2024-8-4-207
  11. Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. М., 2021. 656 с.
  12. Национальный проект «Образование». https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=m4l7ja7o92301227196 (дата обращения: 31.01.2025).
  13. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310120031?ysclid=m6kxi8xqy8289434217 (дата обращения: 31.01.2025).
  14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016?ysclid=m6kxjw5oox311669674 – (дата обращения: 31.01.2025).
  15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707170035?ysclid=m6kxldcbcc421521419 (дата обращения: 31.01.2025).
  16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2020 г. №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003200020?ysclid=m6kxmbbp13949968292 – (дата обращения: 31.01.2025).
  17. Рожкова А.Ю. Организационно-правовая природа EdTech платформ в подготовке и сертификации персонала / А.Ю. Рожкова, Ю.В. Данейкин // BENEFICIUM. 2022. №1 (42). С. 47-58. https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2022.1(42).47-58
  18. Савченков А.В. Возможности технопарка в реализации системы цифрового гражданско-патриотического воспитания в вузе / А.В. Савченков, Н.В. Уварина, С.А. Изюмникова, А.А. Жуков // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 2. С. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-7
  19. Сошенко И.И. Университеты в условиях изменений: запрос на социальные инновации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №10. С. 161-167. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-10-161-167
  20. Спозини Л. Влияние новых технологий на экономическое поведение и свободу выбора потребителя: от нейромаркетинга к нейроправам // Journal of Digital Technologies and Law. 2024. № 2 (1). С. 74-100. https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.5
  21. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2. С. 15. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-15
  22. Трудовой кодекс РФ. Текст с последними изменениями и дополнениями на 1 мая 2023 года. М.: Эксмо-Пресс, 2023. 288 с.
  23. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2018 г. http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001201805070038 (дата обращения: 31.01.2025).
  24. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 31.01.2025).
  25. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега-Л, 2022. 174 с.
  26. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». М.: Эксмо, 2021.
  27. Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». М.: Эксмо, 2024. 32 с.
  28. Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». http://www.kremlin.ru/acts/bank/30941 (дата обращения: 31.01.2025).
  29. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/?ysclid=m4l7l5ixfz876086982 (дата обращения: 31.01.2025).
  30. Шкатулла В.И. Образовательное право России. М.: Юстицинформ, 2015. 896 с.
  31. Шкатулла В.И. Развитие образовательного законодательства и образовательного права на период до 2050 года // Народное образование. 2017. №8. С. 7-11.
  32. Grein M. Neurodidaktik aktuell. Grundlagen für Sprachlehrende / M.Grein, A. Nagels, M. Riedinger. Hueber Verlag, 2022. P. 126.
  33. Jones B.C. Is social media a human right? Exploring the scope of Internet rights // International Journal of Constitutional Law Blog. Oxford, 2014. December. P. 1-7. https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2534617 (accessed January 31, 2025).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Балашова Е.С., Софронова Л.В., Строганов Д.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».