Palestinian Readings as a form of cultural and educational work of diocesan departments of the Imperial Orthodox Palestine Society in the middle of the 1890s–1917

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the main directions of cultural and educational activities of diocesan departments of the Imperial Orthodox Palestine Society in the mid-1890s – 1917, which consisted of the organization of readings about the Holy Land and Russian pilgrimage. Four stages are distinguished in the organization of the Palestinian readings: 1) 1894–1896; 2) 1897–1905; 3) 1906 – the first half of 1914; 4) mid-1914 – early 1917. It is noted that this work reached its greatest scale in the first years of the twentieth century. The gradual evolution of the themes of religious and moral readings for the people is shown, in which subjects devoted to the Holy Land are included as one of the organic elements. The problems and shortcomings encountered in the preparation of the readings are outlined: growing competition from other educational, socio-political and other organizations, lack of topics, lack of coordination in the spread of the most effective methods of educational work. It is concluded that the Palestinian Readings contributed to the spread of spiritual enlightenment, the growth of pilgrimage to the Holy Land.

Full Text

 

 

Публичные лекции, собеседования, вечера уже в период либеральных реформ Александра II становятся одними из важнейших внешних проявлений возрастающей общественной активности. Распространение просвещения, повышение уровня грамотности населения постепенно сформировали потребность в полезном досуге, в чтении, привели к росту спроса на дешёвые книги «для простого народа». К тому же постепенно ослабевал государственный контроль за проведением публичных мероприятий. Открывшиеся возможности и возникающие запросы следовало направить в конструктивное русло, нацелить на утверждение в народе духовных нравственных ценностей путём совместной деятельности государства и Русской православной церкви, поддержанной здоровыми общественными силами.

Одной из популярных форм религиозного просвещения в конце XIX в. становятся Палестинские чтения, проводившиеся епархиальными отделами Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) — старейшей православной общественной организации, созданной ещё в 1882 г. и сохранившейся до настоящего времени.

Историография и источники

Изучаемая тема находила преимущественно фрагментарное отражение в трудах по истории некоторых епархиальных отделов (см., напр.: [1–6]). Один из разделов монографии М.Ю. Нечаевой и В.П. Микитюка посвящён «религиозному просветительству» [7, с. 89–139]. В вышедшей в 2022 г. коллективной монографии, где исследовано влияние Святой Земли на формирование и сохранение русской идентичности, делаются выводы об успехе в распространении знаний о Палестине епархиальных отделов ИППО на территории Белоруссии и Сибири [8]. Специальные исследования по заявленной проблематике построены на материалах Вятской, Олонецкой, Оренбургской, Харьковской, Донской епархий [9–13]. Однако в целом история такого направления деятельности епархиальных отделов, как Палестинские чтения, не освещалась сколько-нибудь последовательно и систематически.

Основой для исследования вопросов, связанных с организацией, проведением и результатами Палестинских чтений, послужила делопроизводственная документация ИППО, как опубликованная, так и хранящаяся в архивах. Использованы ежегодные отчёты почти 50 епархиальных отделов за период с середины 1890-х гг. до начала 1917 г. (изучено около 400 отчётов) (ил. 1).

 

Ил. 1. Обложка отчёта Пермского епархиального отдела ИППО за 1905–1906 о. г.

 

Из Архива внешней политики Российской империи (Ф. 337/2 — РИППО) извлечены журналы и протоколы заседаний Совета ИППО, документы об издании и рассылке материалов для Палестинских чтений, письма разных лиц секретарям ИППО В.Н. Хитрово и А.А. Дмитриевскому. Впервые вовлечена в научный оборот переписка по вопросам деятельности епархиальных отделов секретаря канцелярии ИППО В.Д. Юшманова с различными корреспондентами, хранящаяся в Архиве востоковедов Института восточных рукописей (Ф. 120 — РППО).

Основные этапы, особенности проведения Палестинских чтений

Хотя первые епархиальные отделы были созданы в 1893 г. (Якутский и Одесский), их задачей являлось увеличение сбора пожертвований на нужды русских паломников и православных Святой Земли. В отчёте Черниговского отдела за 1895–1896 отчётный год (далее — о.г.) она называлась «главной» и по сути единственной 1. В первом годовом отчёте Волынского отдела указывалось, что основное внимание уделялось приготовлению прихожан к Вербному сбору 2, в Вятском отделе — приглашению сотрудников («уполномоченных») для сбора пожертвований 3 и т.п.

Первые Палестинские чтения были проведены весной 1894 г. в Черниговском и Томском отделах ИППО, а со следующего 1895–1896 о.г. (начинался с 1 марта) они были организованы уже в 9 из 12, а ещё через год — в 17 из 19 отделов. Поначалу чтения на палестинскую тематику носили единичный характер и проводились без системы. Потом возникла необходимость шире распространить этот опыт, охватить им не только губернские и уездные центры, но и сельскую местность. Соответственно можно выделить организационный этап, когда происходило осознание значимости Палестинских чтений как основной формы работы епархиальных отделов, где культурно-просветительская функция выходила на первый план. Этот этап в целом продолжался до 1895–1896 о.г. включительно, хотя в некоторых епархиях он мог затянуться и на более длительный срок.

Если изначально чтения были на периферии внимания руководства ИППО, то постепенно приходило понимание их важности для популяризации знаний о Святой Земле в различных слоях российского общества. В разделе отчётов ИППО «Деятельность отдела» чтения стали выноситься на первое место. Так, на отчёте за 1897–1898 о.г. «против результатов производимых Отделами публичных чтений о Св. Земле», вел. кн. Сергей Александрович начертал: «Надо бы такие чтения всячески поощрять» 4.

Краткая информация об основных, наиболее важных направлениях и результатах работы ИППО приводится в ежегодных всеподданнейших докладах на имя императора. О епархиальных отделах в первый раз упоминается в докладе от 31 января 1898 г., но опять же в контексте роста доходов благодаря распространению сведений о целях и задачах организации (Там же. Д. 41. Л. 73.). Относительно подробная информация о Палестинских чтениях впервые приводится в докладе от 8 февраля 1901 г. (Там же. Д. 42. Л. 48). Примечательна и резолюция Николая II на документе: «Прочёл с удовольствием» (Там же. Л. 47). Как следствие, в докладе Совета ИППО его председателю о работе в 1902–1903 о.г. ознакомление населения с прошедшим и настоящим Св. Земли называется наиболее важной, заслуживающей особого внимания и поощрения стороной деятельности епархиальных отделов 5, а целью в отчёте за тот же год указывается «оторвать человека от житейской суеты, возбудить и укрепить его религиозное чувство» 6. Данные тезисы в том или ином виде повторялись и позднее в годовых отчётах ИППО 7.

Местами проведения чтений являлись архиерейские дома, духовные семинарии, а круг посетителей был достаточно узок. С конца XIX в. происходит расширение как аудитории слушателей, так и географии за счёт образовательных учреждений и храмов. Разнообразнее становится и освещаемая тематика.

В качестве источника информации лекторы на первых порах использовали оказавшиеся доступными изданные ранее различными организациями и лицами материалы, а с 1896 г. начинается публикация серии изданий («чтений», «бесед», «листков»), специально предназначенных для рассказов о Святой Земле (ил. 2, 3). Редакторские, контролирующие функции по их подготовке и выпуску взял на себя В.Н. Хитрово. Следует указать на тщательный подбор авторов текстов. Каждый из них имел, как правило, образование не ниже духовной академии, опыт публикации научных и научно-популярных статей, проповеднической или преподавательской деятельности.

 

Ил. 2. Описание Святой Земли по протоиерею Н.А. Елеонскому. Общее понятие о Святой Земле. 1-е чтение. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1896 (обложка)

 

Ил. 3. Русские паломники Святой Земли. В.Н. Хитрово. 42-е чтение. Иордан. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1900 (1-я стр.)

 

На втором этапе (1897–1905 гг.) наблюдается достижение максимальных показателей по числу как чтений, так и слушателей. Хотя храмы и являлись распространёнными местами их проведения, нужно отметить, что по объективным причинам это ограничивало тематику лекций и собеседований, формы подачи информации. Здесь невозможно было использовать проекционные аппараты или же сочетать религиозно-нравственные и светские жанры. В этом отношении оптимальным и наиболее подходящим вариантом оставались школы. Главные преимущества светских помещений — возможность более свободного, неформального общения с лектором и привлечение средств визуализации. К последним в рассматриваемый период относились так называемые волшебные фонари, демонстрировавшие «туманные» («световые») картины с видами Святой Земли, сюжетами из Библии, результатами деятельности ИППО по поддержке и развитию русского паломничества (ил. 4, 5).

 

Ил. 4. «Жертвоприношение Авраама». Диапозитив цветной. Штамп чернилами «Всероссийская выставка, серебряная медаль, 1896 г., из Н-Новгорода». Из коллекции ИППО для временного пользования к чтению о Св. Земле, Вып. 10, 11. Государственный музей истории религии. Фонд «НВВР». № 1064/11

 

Ил. 5. «Возвращение Назаретского каравана». Диапозитив цветной. Из коллекции ИППО. Государственный музей истории религии. Фонд «НВВР». № 1064/992

 

Выстраивается тесное взаимодействие православных общественных организаций, включая ИППО, при проведении различных мероприятий, тем более, что их членами зачастую выступали одни и те же люди, а общее руководство осуществлялось епархиальным архиереем или его доверенным лицом.

В начале ХХ в. появилась, а в период после Первой русской революции широко распространилась практика рассылки по приходам полученных из Санкт-Петербурга готовых однотипных пакетов с вложенными в них печатными воззваниями и литературой. Посредниками в дальнейшем распространении служили духовные консистории, епархиальные братства, епархиальные училищные советы, попечительства о народной трезвости, но чаще всего благочинные.

На третьем этапе (1905 – первая половина 1914 г.) снижаются абсолютные показатели, характеризующие работу епархиальных отделов. В этот период Палестинские чтения включаются в систему религиозного, духовно-нравственного просвещения, организуемого приходским духовенством, происходит дифференциация отделов по данным показателям: в одних снижение (Новгородский, Полтавский, Томский), в других — стабилизация (Вологодский, Волынский, Кишинёвский, Черниговский), в третьих — рост (Минский, Оренбургский, Пензенский, Тульский) (ил. 6).

 

Ил. 6. Пархомович А.М. Императорское Православное Палестинское Общество. Оттиск из журнала «Лумин торюл». 1909. № 1. С. 63 (на молдавском языке)

 

Каковы масштабы Палестинских чтений? Подсчёты их общего числа отличались приблизительностью, что замечали и составители отчётов ИППО. Тем не менее обобщающие сведения выглядят следующим образом (табл.).

 

Таблица

Палестинские чтения, проведённые епархиальными отделами 8

Отчётный год

Число

местностей

чтений

слушателей

1897–1898

более 500

от 100 до 200 тыс.

1898–1899

от 0,5 до 1 млн

1899–1900

до 8 000

2 000 000

1900–1901

35 000

около 5 000 000

1901–1902*

2 617

18 779

2 353 894

1902–1903

более 5000

до 30 000

свыше 5 000 000

1903–1904

326 городов и 4891 селение

34 070 (в городах — 3756,

в селениях — 30 314)

3 690 849

1904–1905

около 4 000 000

1905–1906

более 20 000

2 500 000

* по 29 из 42 отделов.

 

После 1905–1906 о.г. ни в отчётах ИППО, ни в докладах на Высочайшее имя уже не предпринимаются попытки привести обобщающую статистику по чтениям, а ограничиваются показателями лишь некоторых епархиальных отделов. Однако подсчёты показывают, что в масштабах всей страны число слушателей стабилизировалось, оставаясь вплоть до начала Первой мировой войны в пределах нескольких миллионов в год.

Едва ли не ключевой вопрос, определявший успех Палестинских чтений, — формы подачи и содержание материалов. С самого начала лекторы ограничивались произнесением текстов по полученным из Канцелярии ИППО брошюрам («чтениям» и «беседам»). Новизна сообщаемой информации, её живая связь со знакомыми с детства по Священному Писанию образами производили впечатление, особенно на неискушённого слушателя. В качестве методических приёмов следует упомянуть пересказ прочитанного на прошлом собеседовании, упрощение некоторых текстов с целью лучшего восприятия малообразованными слушателями. В целом же можно выделить следующие основные формы организации и проведения Палестинских чтений.

  1. В храмах после окончания богослужений. По сути напоминало проповедь на соответствующую тематику, проводилось священником. В тех епархиальных отделах, которые в отчётах приводили большие показатели по чтениям, данная форма преобладала. Фактически это были внебогослужебные собеседования для всех пришедших на службу прихожан, а иногда они воспринимались как часть или продолжение богослужения.
  2. В учебных заведениях, общественных и – реже – производственных помещениях, где могли уже использоваться технические средства, а также шире привлекаться музыкальное и хоровое сопровождение. Здесь могли устраиваться собственно чтения и «чтения-концерты».
  3. Собеседования в форме свободного общения, обмена мнениями и ответами на интересующие присутствующих вопросы для сравнительно небольшого числа специально подобранной публики, преимущественно учащихся или части прихожан.

Определённое значение имело сопровождение чтений совместным пением слушателей или исполнением специально приглашённого хора. Последнее встречалось значительно реже и только в особо торжественных случаях. Важным атрибутом Палестинских чтений стало применение доступных для того времени технических средств. Визуализация образов Святой Земли, а также основных направлений деятельности ИППО по организации русского паломничества играли огромную роль в закреплении полученных сведений в сознании слушателей чтений.

Четвёртый этап (вторая половина 1914 – начало 1917 г.) связан со сворачиванием Палестинских чтений, наблюдавшимся в большинстве епархиальных отделов в годы Первой мировой войны. В то же время для некоторых отделов они по-прежнему оставались важнейшим направлением культурно-просветительской работы.

Проблемы в организации и проведении чтений

Сдерживающими факторами служили постепенное исчерпание тематики чтений, растущая конкуренция со стороны других общественных, политических и иных организаций, которые также проводили чтения и иные мероприятия для широкой публики, а также то обстоятельство, что интересные находки, приёмы, предложенные и внедрённые в практику теми или иными епархиальными отделами, не анализировались и не обобщались, не становились предметом всеобщего внимания и тиражирования. Лишь в первое время сама новизна темы Святой Земли и русского паломничества могла привлечь слушателей. В дальнейшем требовалось предпринимать немалые усилия, чтобы это внимание поддерживать. Основной массив литературы, вспомогательных материалов, которые можно было бы использовать для подготовки Палестинских чтений, публиковался в течение первых 5–7 лет после создания епархиальных отделов. Затем рассчитывать на кардинальное обновление фонда изданий было уже затруднительно, что создавало существенную проблему для организаторов чтений. На снижение внимания к Палестинским чтениям повлияли и объективные причины: периодически повторяющиеся спады в русском паломничестве в Св. Землю из-за эпидемий и войн (итало-турецкой и балканских), начало Первой мировой войны, переключившее внимание российского общества на более актуальные проблемы борьбы с внешним врагом.

Можно также указать на большой разрыв в масштабах использования проекционной техники в крупных городах и деревне. Для большинства жителей сельской глубинки туманные картины всё ещё оказывались недоступны как средство усвоения и закрепления сведений о Палестине и русском паломничестве. Обеспечить повсеместное распространение весьма сложной для своего времени в обслуживании и недешёвой по стоимости аппаратуры с необходимым запасом иллюстративного материала ИППО оказалось не под силу, несмотря на огромный объём проделанной его руководством работы по подготовке и выпуску изображений на палестинскую тематику. Здесь нам видится весьма характерное для российского общества предреволюционного периода проявление неравномерности воздействия на его отдельные группы достижений современной цивилизации, включая такие, как новые формы получения и усвоения информации.

Заключение

Можно выделить три основных направления влияния Палестинских чтений: духовно-нравственное, научно-просветительское, материально-экономическое. Оно выражалось в лучшем понимании слушателями Евангельских текстов, в борьбе с самозваными сборщиками с Афона и Палестины, в непосредственном воздействии на решение отправиться в паломничество. Важным представляется и тот факт, что тема Палестины органически включается в систему работы, проводимой Русской православной церковью в начальной школе и на приходах. В целом нельзя не отметить значительный вклад епархиальных отделов ИППО в распространение духовного просвещения [14].

Лекции и беседы на религиозно-нравственную тематику, открывавшие новые, ранее неизвестные страницы истории христианства и церкви, вызывали большой интерес со стороны слушателей различных званий, сословий и возрастов.

 

1 См.: Отчёт о деятельности Черниговского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за второй год его существования (с марта месяца 1895 г. по март 1896 г.). Чернигов, 1896. С. 3.

2 Отчёт о деятельности Волынского Отдела за время с 2 января 1894 года по 1 марта 1895 года // Волынские епархиальные ведомости. 1895. № 14. Часть офиц. С. 294.

3 Отчёт Вятского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1894–1895-й год. Вятка, 1895. С. 9.

4 Архив внешней политики Российской империи (далее – АВПРИ). Ф. 337/2. Оп. 3. Д. 6. Л. 141–141об.

5 Россия в Святой Земле. Документы и материалы: в 3 т. М., 2020. Т. 3. Ч. 1. С. 269.

6 Деятельность отделов Императорского Православного Палестинского Общества в 1902/3 году. СПб., 1904. С. 28.

7 См., напр.: Общее годовое собрание Императорского Православного Палестинского Общества 20 апреля 1914 года // Сообщения ИППО. 1914. Т. XXV. Вып. 2. С. 226.

8 Составлено по: Общее собрание Императорского Православного Палестинского Общества 8 апреля 1901 г. // Сообщения ИППО. 1901. Т. XII. № 1. С. 20; Деятельность отделов Императорского Православного Палестинского Общества в 1901/02 году // Сообщения ИППО. Т. XIII. СПб., 1902. Приложения. С. 28; Доклад Совета ИППО председателю Общества великому князю Сергею Александровичу о деятельности епархиальных отделов ИППО в 1902/1903 отчётном году // Россия в Святой Земле. Документы и материалы. В 2-х т. М., 2000. Т. I. С. 375–380; Годовое общее собрание Императорского Православного Палестинского Общества 12 декабря 1904 г. // Сообщения ИППО. Т. XVI. СПб., 1905. С. 350; Годовое общее собрание Императорского Православного Палестинского Общества 4 декабря 1905 г. // Сообщения ИППО. 1906. Т. XVII. Вып. 1. С. 119; Годовое общее собрание Императорского Православного Палестинского Общества 17 декабря 1906 г. // Сообщения ИППО. 1907. Т. XVIII. Вып. 1. С. 108; АВПРИ. Ф. 337/2. Оп. 13. Д. 357. Л. 215об.

×

About the authors

Valery Valentinovich Tsys

Nizhnevartovsk State University; Municipal Autonomous Institution “Ecocenter”

Author for correspondence.
Email: tsysv@rambler.ru

Doctor of Historical Sciences (PhD), Professor of the Department of Russian History and Document Science, Leading Researcher of the research laboratory of the complex study of social systems of Nizhnevartovsk State University, Chief Researcher of the Municipal Autonomous Institution “Ecocenter”, Head of the project “Palestinian Readings as a Form of Cultural and Educational Work of Regional Departments of the Imperial Orthodox Palestine Society in the Mid-1890s–1917” (21–09–41001)

Russian Federation, Nizhnevartovsk; Megion

Olga Petrovna Tsys

Nizhnevartovsk State University

Email: tsyso@rambler.ru

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Russian History and Document Science of Nizhnevartovsk State University, Project Manager of the same project

Russian Federation, Nizhnevartovsk

References

  1. Lisovoi N.N., Butova R.B., Zhitenyov S.Yu. Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshchestvo v Moskve: iz istorii Moskovskogo otdeleniya. K 140-letiyu Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva. K 115-letiyu obrazovaniya Moskovskogo otdela. M.: Indrik, 2021 (in Russian).
  2. Matveeva E.S. Orlovskii otdel Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo obshchestva vo vtoroi polovine XIX – nachale XX veka // Uchyonye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2013. № 5 (55). S. 15–19 (in Russian).
  3. Tikhon (Zatekin), arkhim. Istoriya sozdaniya i deyatel'nosti Nizhegorodskogo otdela Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo obshchestva // Nizhegorodskaya starina. 2017. Vyp. 51–52. S. 118–143 (in Russian).
  4. Urvantseva N.G. Olonetskii otdel Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo obshchestva v kontse XIX – nachale XX veka // Uchyonye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 7–2 (160). S. 44–48 (in Russian).
  5. Khizhnyak Ya.G. Istoriya Penzenskogo otdeleniya Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo obshchestva // Niva Gospodnya. Vestnik Penzenskoi dukhovnoi seminarii. 2019. № 1 (11). S. 54–59 (in Russian).
  6. Shushkanova E.A. Istoriya Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva v Eniseiskoi gubernii (1898–1917 gg.) // Gosudarstvo, obshchestvo, tserkov' v istorii Rossii XX–XXI vekov: Materialy XVIII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Ivanovo: Ivanovskii gos. un-t, 2019. S. 190–195 (in Russian).
  7. Nechaeva M.Yu., Mikityuk V.P. Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshchestvo v kul'turnoi srede rossiiskoi provintsii. M.: Indrik, 2014 (in Russian).
  8. Voobrazhaya Palestinu: Svyataya zemlya i russkaya identichnost' v XIX – nachale XXI v.: Kollektivnaya monografiya / M.S. Shapovalov i dr. SPb.: Nestor-Istoriya, 2021 (in Russian).
  9. Polovnikova M.Yu. Chteniya o Svyatoi zemle Vyatskogo otdela Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva: voprosy organizatsii i provedeniya // Obshchestvo. Nauka. Innovatsii (NPK—2018): Sbornik statei XVIII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: V 3 t. T. 3. Kirov: Izd-vo VyatGU, 2018. S. 641–646 (in Russian).
  10. Suslova E.D. Palestinskie chteniya na severo-zapadnoi polietnichnoi okraine Rossiiskoi imperii v politike gosudarstva i tserkvi v kontse 1890 – nachale 1910-kh gg. // Ezhegodnik finno-ugorskikh issledovanii. 2022. T. 16. № 3. S. 499–510 (in Russian).
  11. Potekhina D.K. Provedenie Palestinskikh chtenii v Khar'kovskoi eparkhii v 1904–1917 gg. // Rossiya i mir: istoriya i sovremennost': X Vserossiiskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) konferentsiya studentov i molodykh uchyonykh (Surgut, 22 aprelya 2022 g.). Surgut, 2022. S. 22–24 (in Russian).
  12. Potekhina D.K. Organizatsiya Orenburgskim otdelom Palestinskogo obshchestva massovykh dukhovno-nravstvennykh chtenii v seredine 1890-kh – 1917 g. // XXIV Vserossiiskaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta (Nizhnevartovsk, NVGU, 5–6 aprelya 2022 g.). Nizhnevartovsk: izd-vo NVGU, 2022. S. 230–236 (in Russian).
  13. Sharkov I.G., Tomilina L.B. Palestinskie chteniya na Donu v kontse XIX – nachale XX veka: istoriya, dinamika i sotsiokul'turnoe znachenie dlya regiona // Vestnik Yuzhno-Rossiiskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2022. T. 15. № 3. S. 63–80 (in Russian).
  14. Tsys' V.V., Tsys' O.P. Palestinskie chteniya kak forma kul'turno-prosvetitel'skoi raboty eparkhial'nykh otdelov Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo obshchestva v seredine 1890-kh – 1917 g. M.: Indrik, 2023 (in Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Photo 1

Download (218KB)
3. Photo 2

Download (276KB)
4. Fig. 1. Cover of the report of the Perm diocesan department of the Imperial Orthodox Palestine Society for 1905–1906.

Download (2MB)
5. Fig. 2. Description of the Holy Land by Archpriest N.A. Eleonsky. General concept of the Holy Land. 1st reading. St. Petersburg: Type. V. Kirshbaum, 1896 (cover)

Download (1MB)
6. Fig. 3. Russian pilgrims to the Holy Land. V.N. Khitrovo. 42nd reading. Jordan. St. Petersburg: Printing House of V. Kirshbaum, 1900 (1st page)

Download (1MB)
7. Fig. 4. "The Sacrifice of Abraham". Colored slide. Ink stamp "All-Russian Exhibition, silver medal, 1896, from Nizhny Novgorod". From the collection of the Imperial Orthodox Palestine Society for temporary use for reading about the Holy Land, Issues 10, 11. State Museum of the History of Religion. "NVVR" Fund. No. 1064/11

Download (1MB)
8. Fig. 5. "The Return of the Nazareth Caravan". Colored slide. From the collection of the Imperial Orthodox Palestine Society. State Museum of the History of Religion. NVVR Foundation. No. 1064/992

Download (1MB)
9. Fig. 6. Parkhomovich A.M. Imperial Orthodox Palestine Society. Reprint from the magazine "Lumin toryul". 1909. No. 1. P. 63 (in Moldavian)

Download (3MB)

Copyright (c) 2024 Tsys V.V., Tsys O.P.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».