History of the development of Russian Orthodox pilgrimage to the Holy Land in the 19th – early 20th centuries

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is based on the scientific research “The History of Russian Orthodox Pilgrimage in the 21st century”, which was conducted supported by the RSIC grant and, as the author intended, is a continuation of his famous monograph “The History of Russian Orthodox Pilgrimage in the 10th – 17th centuries”, published in 2007.

The article addresses issues related to the history of Russian Orthodox pilgrimage to the holy sites of Universal Orthodoxy in the 21st century. In the millennial history of Russian Orthodox pilgrimage, the pilgrimage in the 21st century occupies a special place and differed in many respects from the previous centuries, first of all, by its massiveness. Based on the analysis of archival and literary sources, the reasons for the significant increase in pilgrimage flows to the Holy Land in that period are analyzed. The author proposes to consider the main aspects of the history of pilgrimage in the 21st century from the perspective of both domestic and foreign policy of the Russian Empire. The Imperial Orthodox Palestine Society played a special role in the development of pilgrimage in the second half of the century.

Full Text

 

В тысячелетней истории русского православного паломничества богомольные путешествия в XIX в. занимают особое место и во многом отличаются от предшествующих столетий. Это связано, прежде всего, с изменившимися внешними условиями. В результате военных побед русской армии над турецкими войсками были заключены в XVIII–XIX вв. мирные договоры между Российской империей и Османской Портой, в которых появились статьи, напрямую связанные с безопасностью и определением юридического статуса русских паломников. Большое значение для развития как внутреннего, так и зарубежного русского паломничества имело появление транспортных средств на паровой тяге: пароходов и паровозов, которые были намного надёжнее и быстрее, чем парусные корабли и гужевой транспорт. При этом необходимо отметить, что в XIX в. в Российской империи интенсивно строились дороги и мосты, которые связывали между собой не только различные населённые пункты, но монастыри и храмы, а также морские порты, из которых богомольцы могли направляться к святым местам Вселенского Православия.

Также росло благосостояние жителей Российской империи, поэтому дорогую паломническую поездку в Москву, Санкт-Петербург и Киев, а тем более в Константинополь, Иерусалим и Афон могли уже позволить себе не только дворяне, купцы и монахи, но также крестьяне и мещане, простые городские жители и сельские священники. Развитие российской паспортной системы также создавало возможность для легальных путешествий с паломническими целями.

Здесь уместно отметить, что современные исследователи иногда пишут о том, что в результате османского железного занавеса выездное паломничество в Святую Землю в конце XVIII – начале XIX в. практически прервалось, а в Российской империи внутреннее паломничество было очень слабым и почти иссякло в связи с тем, что крестьяне были прикреплены к месту своего проживания и не имели возможности путешествовать, в том числе с паломническими целями. Такой подход — явное упрощение, не имеющее ничего общего с реальной действительностью.

Безусловно, крепостное право существенно ограничивало возможности для передвижения крестьян по территории России, но помещики отпускали своих крепостных не только на заработки в города, но и на совершение богомолья, особенно к местночтимым святым местам и источникам. Возможности для путешествий с паломническими целями внутри страны и за рубеж имели также купцы, ремесленники, рабочие, мещане, отставные офицеры и солдаты, а также государственные крестьяне, проживавшие на Русском Севере, Урале и Сибири. Некоторые из них, обладающие литературными талантами, писали воспоминания о своих богомольных путешествиях, которые были напечатаны или дошли до нашего времени в виде рукописей.

Военные действия между Российской империей и Османской Портой, которые велись в первой половине XIX в., безусловно, являлись важной помехой для совершения паломнических путешествий к святым местам Вселенского Православия. Однако неизбывное стремление русских православных людей посетить Святую Землю и Афон преодолевало все препятствия и сложности дальнего пути и позволяло нашим паломникам достигать Иерусалима и поклоняться Гробу Господню.

Исследование охватывает период от начала правления императора Александра I Павловича и практически до окончания царствования императора Николая II Александровича и подразделяется на три большие части. Первая часть включает историю паломничества в первой половине XIX в. до начала Крымской войны, которая связана с важнейшими вехами русского присутствия в Святой Земле — созданием Русского дипломатического консульства и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Вторая часть охватывает 1856–1882 гг., — время начала Великих реформ в Российской империи и зарождения феномена Русской Палестины. Третья часть распространяется на период 1882–1914 гг. — время деятельности Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) до начала Первой мировой войны.

Автор рассматривает внешнюю политику Российской империи на Ближнем Востоке, которая была связана с защитой интересов христиан на территории Османской Порты, а также с поддержкой русских паломников, совершавших богомольные путешествия к святым местам Вселенского Православия. В XIX в. зарубежные паломнические путешествия совершали многие известные отечественные деятели науки, искусства и литературы России, которые отразили в своих произведениях образы Святой Земли, евангельские сюжеты земной жизни Спасителя и Богородицы, а также историю и повседневную жизнь народов, живших в тот период на Ближнем Востоке. Русские деятели науки и культуры внесли весомый вклад в изучение древних цивилизаций региона и развитие культуры местных народов. В середине и второй половине XIX в. началось массовое паломничество русских людей в Святую Землю, была создана Русская Палестина, комплекс российских построек в Иерусалиме, а позже — образовано ИППО, которое помогало паломникам совершать путешествия к святыням Вселенского Православия.

Большинство русских богомольцев совершали в первой половине XIX в. паломнические путешествия в Палестину из различных русских черноморских городов в Константинополь, продолжая так называть Стамбул, столицу Османской империи. На кораблях, как правило, из Одессы они прибывали в Царьград и приходили в русскую дипломатическую миссию для получения османских паспортов и обмена денег, чем занималась коммерческая канцелярия посольства. «Для приёма паломников при миссии был построен специальный дом, однако мест на всех не хватало, и прибывшие размещались на прибрежных греческих судах на набережной Перы. Паломники могли довольно долго ожидать австрийских пароходов, следовавших в Яффу» [1, с. 268]. Поэтому финансовая помощь, которую малоимущим паломникам оказывало посольская канцелярия, имела существенное значение и спасала русских паломников от голодной смерти или порабощения. «Имевшиеся на руках русских путешественников “султанские грамоты” (фирманы) выполняли функцию “охранных грамот” (аманов) <…> Фирманы с вписанными в них именами обеспечивали лицам, ими обладающим, большую степень безопасности, поскольку на документе стояла печать султана» [2, с. 156].

Богатые русские паломники, как правило, путешествовали в Святую Землю через Европу: на корабле или на поезде они доезжали до Германии, далее через территорию Австрийской империи добирались до портовых городов, расположенных на побережье Адриатического или Средиземного моря, откуда на кораблях шли в Грецию, Египет и Палестину.

Общее количество русских православных паломников, ежегодно направлявшихся в Святую Землю в первой половине XIX в., колебалось, по данным русских дипломатов, служивших в Константинополе, от 100 до 250 человек в год. В основном это были бедные люди из крестьян и городских жителей, для которых паломническое путешествие было тяжёлым и в то же время радостным испытанием веры и личного благочестия. Большую помощь в поддержании русских православных паломников на их пути к святым местам Вселенского Православия оказывали русское посольство в Константинополе, консульства в Бейруте и Яффе. Сотрудники этих зарубежных дипломатических учреждений Российской империи заботились о быте и организации путешествий богомольцев, оказывали им при необходимости финансовую помощь.

В 1847 г. начала свою деятельность Русская Духовная Миссия (РДМ) в Иерусалиме. В 1858 г. в Иерусалиме впервые было открыто российское дипломатическое консульство. Деятельность всех этих учреждений была направлена, прежде всего, на поддержку русских богомольцев, которые приезжали с паломническими целями в Святую Землю.

Победы русских войск и старания отечественных дипломатов принесли свои плоды. Если в 30–40 гг. XIX в. число наших паломников насчитывало десятки, иногда сотни человек в год, то «сразу после Крымской войны начинается настоящий паломнический бум» [3, с. 18]. Начиная с середины XIX в. тысячи русских паломников ежегодно стали посещать Святую Землю. В этот период духовная устремлённость простых верующих людей к святыням Православного Востока совпала с интересами российской имперской геополитики.

Чтобы компенсировать неблагоприятные для России последствия Крымской войны, в ходе которой русская армия потерпела поражение, была выдвинута идея «формирования сферы собственных интересов в Святой Земле» [4, с. 109]. Удобным средством для этого как раз и стали в то время развитие и организация массового паломничества к святым местам Палестины. Эти идеи были разработаны и выдвинуты Великим Князем Константином Николаевичем 1 (ил. 1), выдающимся отечественным реформатором и сподвижником Императора Александра II Николаевича Освободителя 2 в деле государственных преобразований в России. В начале 1856 г. в окружении Великого Князя Константина Николаевича был подготовлен масштабный проект по созданию российской инфраструктуры в Святой Земле для развития русского паломничества и поддержки Православия на Ближнем Востоке.

 

Ил. 1. Великий Князь Константин Николаевич, председатель Палестинского Комитета в 1859–1862 гг.

 

В 1856 г. была создана общественная организация Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), занимавшееся перевозкой русских паломников из Одессы и других черноморских городов в Яффу. Здесь уместно будет обратить внимание на то, что дирекция РОПиТ создала по всему Средиземноморью систему агентств, в которых работали представители пароходства.

О деятельности агентов РОПиТ Великий Князь Константин Николаевич писал Министру иностранных дел Российской империи князю А.М. Горчакову следующее: «Директор Общества Пароходства в Чёрном море Н.А. Новосельский предполагает в непродолжительном времени отправиться на Архипелаг, Сирию и Средиземное море для назначения, между прочим, агентов Общества в разных местах. Подобный агент в Иерусалиме будет иметь предметом заботиться о наших богомольцах и для успеха его действий было бы весьма полезно придать ему какое-либо дипломатическое значение…» 3.

В 1857 г. возобновилась деятельность РДМ в Иерусалиме, которая была создана ещё в 1847 г., но из-за военных действий в период Крымской войны была эвакуирована из Палестины. В 1858 г. в Иерусалиме впервые было открыто российское дипломатическое консульство. Первым русским августейшим паломничеством в Святую Землю стало прибытие в Иерусалим Великого Князя Константина Николаевича с семьёй 4 в 1859 г. Августейшее паломничество оказалось поворотным моментом во внешней политике России в Палестине: у нашего государства появились на Ближнем Востоке «собственные интересы», т.е. оно приобрело крупные земельные участки, на которых стало возводить храмы и подворья для русских православных паломников. В 1859 г. в Санкт-Петербурге был образован «Комитет для принятия мер по устройству богоугодных заведений для православных поклонников» (Палестинский комитет), преобразованный в 1864 г. в Палестинскую комиссию при Азиатском департаменте МИД России.

Весомый вклад в развитие паломничества сделала РДМ в Иерусалиме и особенно один из её начальников архимандрит Антонин (Капустин) 5 (ил. 2), выдающийся церковный дипломат, писатель и учёный. Он был начальником Миссии в 1865–1894 гг. и более сорока лет отдал служению интересам России на Православном Востоке. Благодаря трудам архимандрита Антонина были приобретены и обустроены 14 земельных участков. Их суммарная стоимость оценивалась в конце XIX в. в один миллион золотых рублей. На этих участках по его проектам воздвигнуты три храма (Вознесенский — на Елеоне, Казанский — в Горнем, святого Апостола Петра и праведной Тавифы — в Яффе), построены шесть странноприимных домов для русских паломников (в Хевроне, Иерихоне, Тивериаде, на Елеоне, в Горнем и Яффе), в Горнем и на Елеоне основаны женские монастыри. Стараниями архимандрита Антонина русским достоянием стал один из важнейших библейских символов — Мамврийский дуб в Хевроне.

 

Ил. 2. Архимандрит Антонин (Капустин), начальник РДМ в Иерусалиме

 

В октябре 1872 г. в ходе длительной ознакомительной поездки по Османской империи Святую Землю посетил Великий Князь Николай Николаевич Старший 6, будущий герой освободительной Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Паломничество Великого Князя сыграло существенную роль: были проведены важные переговоры с султаном Османской империи Абд аль-Азизом 7, укрепившие русское влияние в Палестине, освящён Троицкий собор (ил. 3), тем самым в целом завершён первый этап строительства Русских построек в Иерусалиме. С тех пор в Иерусалиме паломники из России могли слушать богослужение на привычном церковнославянском языке.

 

Ил. 3. Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Особое значение имело августейшее паломничество в Святую Землю Великих Князей Сергия 8 (ил. 4) и Павла 9 Александровичей и их двоюродного брата Константина Константиновича 10 21–31 мая 1881 г. Между Великими Князьями и архимандритом Антонином сложились тёплые и доверительные отношения. Искренний интерес Сергия Александровича к русско-палестинским проблемам позволил в следующем, 1882 г., создать в Санкт-Петербурге под его председательством Православное Палестинское Общество, впоследствии получившее почётное добавление к названию – «Императорское» 11. За несколько лет интенсивной и продуктивной деятельности ИППО успешно реализовало ряд важных научных, паломнических и строительных проектов. Поэтому 24 марта 1889 г. Указом Императора Александра III Александровича 12 Палестинская комиссия при Азиатском департаменте МИД была упразднена, её функции, капиталы и имущества, в том числе подворья в Иерусалиме (ил. 5) и другая российская недвижимость в Святой Земле, были переданы ИППО. Таким образом, взамен не всегда согласованной деятельности разноведомственных российских учреждений – Духовной миссии, Консульства и Палестинской комиссии – была создана новая, более удобная и отвечающая потребностям времени организационная система обеспечения русских паломников в Святой Земле.

 

Ил. 4. Великий Князь Сергий Александрович, Председатель ИППО в 1882–1905 гг.

 

Ил. 5. Сергиевское подворье ИППО в Иерусалиме

 

ИППО уникально по своему значению в истории отечественной и зарубежной культуры. Уставные задачи Общества – содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарно-просветительное сотрудничество с народами стран Библейского региона, поддержка Православия на Ближнем Востоке – тесно связаны с традиционными духовными и культурными ценностями русского народа и приоритетами российской внешней политики. Одним из главных источников финансирования Общества был так называемый Вербный сбор, т.е. церковные пожертвования верующих, проходивший ежегодно во всех храмах Российской империи в Вербное Воскресенье.

К 1914 г. в ИППО состояли около трёх тысяч членов, его отделы действовали в 52 губерниях Российской империи. Обществу принадлежало 28 земельных участков (26 – в Палестине и по одному — в Ливане и Сирии) общей площадью более 23,5 га. В 24 учебных заведениях Общества в Палестине обучались 1576 человек, в 77 школах Сирии и Ливана — 9974 ученика. Подворья и странноприимные дома, принадлежавшие Обществу в Палестине, одновременно вмещали до шести тысяч паломников.

В конце XIX – начале XX в., за несколько десятилетий до начала Первой мировой войны, произошёл всплеск богомольного интереса русских православных паломников к святыням Вселенского Православия, находившимся в Европе, и в первую очередь, в Италии. М.Г. Талалай писал, что до этого периода «паломничества на Запад были единичны и выбивались из общего русла благочестивых путешествий россиян. Христианский Восток воспринимался как свой, единоверный (с рядом оговорок), чего нельзя было сказать о католическом и тем более о протестантском Западе. Даже путеводители по святым местам Европы появились только на рубеже XIX–ХХ вв., причём их составителям приходилось проделывать кропотливый труд по выявлению истинно «православных» святынь. Однако к началу ХХ в. естественное влечение православных христиан к множеству святынь, находящихся на италийской земле, вылилось в массовое паломничество» [5, с. 38–39]. При этом надо заметить, что ИППО так же, как и на Ближнем Востоке, оказывало помощь русским богомольцам и в Италии, в частности в Бари, где благодаря Обществу накануне Первой мировой войны было построено православное подворье с храмом во имя св. Николая Чудотворца и странноприимным домом.

В начале ХХ в. из-за войны России с Японией и революционных волнений паломничество к святым местам Вселенского Православия стало менее интенсивным и массовым. После окончания Русско-японской войны 1904–1905 гг. и Первой русской революции 1905–1907 гг. постепенно начало восстанавливаться русское православное паломничество в Святую Землю, которое к 1909–1910 о.г. достигло почти 9 тысяч человек, посетивших Палестину в течение года, из которых свыше 6 тысяч прибыли в Иерусалим на праздник Святой Пасхи.

В конце XIX – начале XX в. паломничество в Святую Землю по линии ИППО стало необыкновенно популярным среди преподавателей и учащихся высших и средних учебных заведений России. Поездки в Палестину групп учащейся молодёжи во главе с преподавателями получили название «экскурсий». Особенно многочисленными были паломнические «экскурсии» русской молодёжи летом 1909 г. Тогда в Иерусалим прибыли семь групп учащихся и преподавателей из Санкт-Петербурга, Москвы, Петергофа, Саратова, а также ещё несколько сборных групп преподавателей из разных городов России.

В 1910–1911 о.г. на подворьях ИППО в Святой Земле проживали 8994 паломника, из них 5003 богомольца прибыли единовременно к празднику Святой Пасхи. В течение года Общество устроило путешествия 27 паломнических караванов, охраняемых вооружёнными проводниками, к месту крещения Христа на р. Иордан, в Назарет, на гору Фавор и Тивериадское озеро. Общее число паломников, принявших участие в этих караванах, превысило 10 тысяч. Каждый такой караван сопровождали священники для совершения церковных треб, а также фельдшер с походной аптечкой для оказания медицинской помощи заболевшим паломникам.

В 1912 г. Император Николай II Александрович собственноручно написал на докладе о работе Общества за 1910–1911 о.г. Председателя ИППО Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны (ил. 6) следующую резолюцию: «Вполне одобряю Совет в намерении его и в дальнейшем усовершенствовать быт паломников. Необходимо ему помочь в этом деле. Николай» [6, с. 253]. Высочайшее внимание Государя к деятельности ИППО по развитию русского православного паломничества стало выражением государственной поддержки масштабной работы Общества в Святой Земле по поддержанию отечественного богомолья.

 

Ил. 6. Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, Председатель ИППО в 1905–1917 гг.

 

В 1910–1914 гг. почти каждое из русских военных судов, находившихся в плавании по Средиземному морю, считало своей священной обязанностью посетить Яффский порт, откуда судовая команда, как правило, поделившись на группы, направлялась в Иерусалим для поклонения Гробу Господню и другим святым местам Палестины.

К 1914 г. подворья и странноприимные дома, принадлежавшие ИППО в Палестине, одновременно вмещали до 6–7 тысяч паломников. Общество реально добилось снижения стоимости паломнического путешествия из Российской империи в Святую Землю, благодаря этому Палестину и Афон ежегодно по линии ИППО посещали от 2 до 10 тысяч человек. Деятельность Общества по направлению и приёму православных богомольцев, прибывавших в Иерусалим, продолжалась до июля 1914 г.

1 августа 1914 г. началась Первая мировая война, вследствие этого остановилось выездное зарубежное паломничество русских людей к святым местам Вселенского Православия.

 

1 Константин Николаевич (1827–1892), Великий Князь из Императорского Дома Романовых, выдающийся российский государственный и военный деятель, паломник в Святой Земле, генерал-адмирал, председатель Государственного Совета Российской империи в 1865–1881 гг., второй сын Императора Николая I Павловича и Императрицы Александры Фёдоровны, брат и соратник Императора Александра II Николаевича, известный государственный и военно-морской деятель. Назначенный ещё в детском возрасте генерал-адмиралом, он всю жизнь посвятил русскому военному флоту и его преобразованию. В 1845 г., будучи командиром парового фрегата «Бессарабия» и находясь в плавании по Средиземному морю, он совершил паломничество на Святую Гору Афон. В 1852 г. Константин Николаевич был назначен товарищем (заместителем) начальника Главного морского штаба, в 1855 г. — управляющим флотом и Морским министерством (на правах министра). В 1859 г. совершил государственный визит в Османскую империю. В ходе большого плавания с посещением Палермо, Мессины, Неаполя, Пирея, Яффы, Бейрута совершил с супругой Великой Княгиней Александрой Иосифовной и сыном Николаем паломничество в Иерусалим и Святую Землю. По возвращении в Россию назначен председателем Палестинского Комитета, созданного в марте 1959 и руководившего возведением Русских построек в Иерусалиме (занимал этот пост до отъезда в Польшу в 1862). Инициатор и активный участник реформ Императора Александра II. В 1860 г. — председатель Главного комитета по крестьянскому делу, в 1861–1881 гг. — председатель Главного комитета по устройству сельского состояния, в 1862–1863 гг. — наместник в Царстве Польском, в 1865–1881 гг. — председатель Государственного совета Российской империи. В 1880–1881 гг. он содействовал В.Н. Хитрово в организации Православного Палестинского Общества. Почётный член ИППО с 1882 г.

2 Александр II Николаевич Освободитель (1818–1881), Император Всероссийский в 1855–1881 гг. из династии Романовых, старший сын Императора Николая I Павловича и Императрицы Александры Фёдоровны. Он начал эпоху Великих реформ, положивших конец крепостническому строю и направленных на уничтожение сословных противоречий. Первым в ряду главнейших преобразований Императора стала отмена крепостного права в 1861 г. Реформы коснулись практически всех сторон жизни государства и общества. Внутренние и внешние войны в период его правления были победоносными. Во внешней политике на Ближнем Востоке проводил линию по поддержанию Православия и развитию русского православного паломничества в Святую Землю. Император был убит террористами на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге.

3 АВПРИ. Ф. 133. Оп. 469. Т. II. 1857. Д. 51. Л. 53.

4 Вместе с Великим Князем Константином Николаевичем в паломническом путешествии в Иерусалим принимали участие его супруга Великая Княгиня Александра Иосифовна и старший сын Николай.

5 Антонин (Капустин) (1817–1894), архимандрит, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1865–1894 гг., известный церковный дипломат, историк, археолог, археограф, византинист, востоковед, нумизмат, писатель, паломник. Он был одним из выдающихся создателей Русской Палестины в Святой Земле.

6 Николай Николаевич Старший (1831–1891), Великий Князь из Императорского Дома Романовых, российский военный и государственный деятель, паломник в Святой Земле; третий сын Императора Николая I Павловича и Императрицы Александры Фёдоровны; генерал-фельдмаршал (1878). Именовался Старшим с 24 ноября 1856 г. для отличия от родившегося тогда его первого сына, наречённого тем же именем. Член Государственного совета (1855) и почётный член Императорской Академии наук. В 1872 г. он в составе многочисленной свиты совершил паломничество в Святую Землю. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Николай Николаевич был главнокомандующим русской армией на Балканах. После 1880 г. он по болезни в государственных делах не участвовал.

7 Абд аль-Азис (1830–1876), султан Османской империи в 1861–1876 гг. из рода Османов.

8 Сергий Александрович (1857–1905), Великий Князь из Императорского Дома Романовых, выдающийся российский государственный и общественный деятель, пятый сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны, генерал-лейтенант, один из учредителей и первый Председатель Императорского Православного Палестинского Общества, паломник в Святой Земле. С 1884 г. супруг Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, старшей сестры Императрицы Александры Фёдоровны. С 1887 г. командир Лейб-гвардейского Преображенского полка. С 1891 г. генерал-губернатор Москвы, с 1896 г. командующий Московским Военным округом. Дважды совершал паломничество в Святую Землю, неоднократно поклонялся отечественным святыням. Погиб в Москве от бомбы, брошенной в него террористом.

9 Павел Александрович (1860–1919), Великий Князь из Императорского Дома Романовых, младший, шестой сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны, генерал от кавалерии, паломник. Совершил паломничество в Святую Землю в 1881 г. После Февральской революции 1917 г. уволен от службы. Расстрелян большевиками в Петрограде.

10 Константин Константинович (1858–1915), Великий Князь из Императорского Дома Романовых, сын Великого Князя Константина Николаевича и Великой Княгини Александры Иосифовны, государственный и общественный деятель, паломник, известный переводчик и поэт (литературный псевдоним КР). Он был главным начальником военно-учебных заведений России, генералом от инфантерии, избран почётным членом по разряду изящной словесности в 1882 г. и президентом Императорской Академии наук в 1889–1915 гг. В 1881 г. он совершил путешествие в Святую Землю, в 1882 г. избран почётным членом ИППО.

11 Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) — российская общественная организация, учреждённая в 1882 г. по высочайшей воле Императора Александра III Александровича с целью поддержания Православия в Святой Земле, организации и помощи русским паломникам в их путешествиях в Палестину и пребывании в ней, а также научной и гуманитарной деятельности. Инициатором создания общества был В.Н. Хитрово. Первым председателем Общества стал Великий Князь Сергей Александрович, после его трагической смерти в 1905 г. ИППО возглавила его супруга, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. После 1917 г. ИППО сохранилось в виде Российского Палестинского общества в составе Академии наук СССР. В 1992 г. Общество восстановило своё историческое название и продолжило традиционную деятельность в России и Святой Земле.

12 Александр III Александрович (1845–1894), Император Всероссийский в 1881–1894 гг. из династии Романовых, второй сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны. В 1882 г. державной волей Государя было создано Императорское Православное Палестинское Общество. Он лично руководил внешней политикой Российской империи и содействовал укреплению её влияния на Ближнем Востоке.

×

About the authors

Sergey Yurievich Zhitenev

Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev; International Public Organization "Imperial Orthodox Palestine Society"

Author for correspondence.
Email: zhitenev@bk.ru

Historian and Culturologist, Advisor to the Director of the Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev, Head of International Public Organization "Imperial Orthodox Palestine Society", Project Manager of the “History of Russian Orthodox Pilgrimage in the 21st century” (20–09–41002)

Russian Federation

References

  1. Kudryavtseva E.P. Russkie na Bosfore: russkoe posol'stvo v Konstantinopole v pervoi polovine XIX veka. M., 2010 (in Russian).
  2. Yakushev M.M. Russkoe pravoslavnoe palomnichestvo na Blizhnii Vostok v kontekste osmano-rossiiskikh otnoshenii. (1774–1847 gg.). M.: Indrik, 2018 (in Russian).
  3. Butova R.B., Lisovoi N.N. Russkoe palomnichestvo v Svyatuyu Zemlyu v XIX–XX vv. // Katalog vystavki «1000 let russkogo palomnichestva». M.: GIM, 2009. S. 18–23 (in Russian).
  4. Lisovoi N.N. Russkoe dukhovnoe i politicheskoe prisutstvie v Svyatoi Zemle i na Blizhnem Vostoke v XIX – nachale XX v. M., 2006 g. (in Russian).
  5. Talalai M.G. Russkaya tserkovnaya zhizn' i khramostroitel'stvo v Italii. SPb., 2011 (in Russian).
  6. Letopis' Palestinskogo Obshchestva. // SIPPO. T. XXIII. Vyp. II. SPb., 1912. C. 228–254 (in Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Photo

Download (272KB)
3. Fig. 1. Grand Duke Konstantin Nikolaevich, Chairman of the Palestine Committee in 1859–1862.

Download (2MB)
4. Fig. 2. Archimandrite Antonin (Kapustin), head of the RDM in Jerusalem

Download (1MB)
5. Fig. 3. Trinity Cathedral of the Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem

Download (3MB)
6. Fig. 4. Grand Duke Sergei Alexandrovich, Chairman of the Imperial Orthodox Palestine Society in 1882–1905.

Download (1MB)
7. Fig. 5. Sergius courtyard of the Imperial Orthodox Palestine Society in Jerusalem

Download (3MB)
8. Fig. 6. Grand Duchess Elizabeth Feodorovna, Chairperson of the Imperial Orthodox Palestine Society in 1905–1917.

Download (2MB)

Copyright (c) 2024 Zhitenev S.Y.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».