Appeal to Readers
- Авторлар: Zinchenko Y.P.1
-
Мекемелер:
- Lomonosov Moscow State University (MSU)
- Шығарылым: № 4 (2024)
- Беттер: 9-10
- Бөлім: ГОДУ СЕМЬИ ПОСВЯЩАЕТСЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2587-6090/article/view/281781
- ID: 281781
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Толық мәтін
Данный выпуск журнала выходит в 2024 г., объявленном указом Президента В.В. Путина Годом семьи в России. В течение этого года были реализованы и продолжают успешно выполняться многие государственные проекты и общественные инициативы, направленные на поддержание семьи как важнейшего института современного общества и одного из главных объектов социальной политики государства и на укрепление семейных ценностей. В традициях Российской науки и культуры — признание семейных ценностей и тезиса о том, что семья создаёт человека и поддерживает его стремление к развитию.
Психологическое сообщество активно включилось в эти проекты: проводятся научные конференции, разрабатываются и внедряются в практику разнообразные программы оказания психологической помощи различным категориям семей. Представляемый тематический выпуск — наш ещё один вклад в разработку проблематики психологической поддержки семьи и семейных ценностей.
Этот выпуск журнала включает четыре раздела: (1) «Психологическое благополучие семьи и психологическая помощь семье: современное состояние и перспективы», (2) «Социальные “вызовы” семье и семейным ценностям на современном этапе развития общества», (3) «Семейные факторы психологического благополучия детей дошкольного возраста», (4) «Психологическое благополучие молодёжи и подростков в современных условиях и роль семейной поддержки».
Раздел «Психологическое благополучие семьи и психологическая помощь семье: современное состояние и перспективы» открывает статья Ю.П. Зинченко и Е.И. Первичко «Психологическое благополучие современной семьи как главный фактор здоровья детей», в которой представлены результаты теоретического анализа заявленной темы и эмпирического исследования, показавшего наличие общей дисгармонии
детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих часто болеющих детей, что аргументирует необходимость организации широкомасштабных исследований этих семей с целью разработки научно обоснованных программ организации психологической помощи.
В статье «Роль семьи в формировании жизнеспособности человека» А.В. Махнач аргументирует применение экологической теории и системного подхода к изучению феноменов жизнеспособности семьи, рассматривая социальную модель исследований в качестве методической основы научного интереса к жизнеспособности человека и семьи. Приводятся результаты исследования роли поддержки семьи в формировании жизнеспособности человека.
Анализу педагогического сопровождения приёмных семей, воспитывающих подростков с высоким уровнем агрессии, посвящена статья Г.Ф. Биктагировой, А.Р. Дроздиковой-Зариповой и Р.А. Валеевой, в которой предпринято теоретическое обоснование и представлены результаты эмпирического исследования процесса организации педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих агрессивных подростков.
Завершает первый раздел номера статья Т.Н. Сахаровой и Н.А. Цветковой, представляющая результаты изучения особенностей супружеского общения у многодетных супругов. Выполненное авторами исследование показало, что в многодетных семьях уровень взаимного понимания супругов в общении выше, чем в однодетных семьях. Установлено, что самой частой причиной супружеских конфликтов в однодетных семьях становится материальная составляющая, а в многодетных — разногласия в воспитании детей и ведении быта.
Второй раздел номера — «Социальные “вызовы” семье и семейным ценностям на современном этапе развития общества» — открывает статья А.В. Карпова и А.А. Волченковой «Цифровизация как детерминанта детско-родительских отношений», в которой формулируется общий вывод о значимом влиянии цифровизации на редукцию коммуникативных функций как детей, так и родителей. Выделен новый, не описанный до сих пор феномен — синдром снижения коммуникативности под влиянием фактора цифровизации.
В статье А.А. Реана и И.А. Коновалова «Семья и брак в сознании молодёжи» поднимается проблема подготовки молодёжи к созданию семьи. Показано, что большинство молодых респондентов считают, что необходимо готовить человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям, что они планируют в будущем создать семью и иметь двоих детей. Однако отмечается настораживающая тенденция к увеличению доли молодёжи, планирующей в будущем иметь только одного ребёнка, что анализируется авторами в контексте демографических тенденций и актуальных вопросов молодёжной политики.
Анализ стратегий актуализации выбора брачного партнёра у женщин, изложенный в теоретическом обзоре П.Н. Ермакова, И.В. Абакумовой и Е.В. Плешаковой, позволил авторам заключить, что ценностно-смысловая сфера личности представляет собой некий «общий знаменатель» для известных критериев выбора женщиной супруга, что подтверждает невозможность разработки универсальной концепции выбора брачного партнёра в целом.
В продолжение обозначенной темы Л.А. Цветкова, А.В. Микляева и С.А. Безгодова представили результаты эмпирического исследования, направленного на определение ценностных предикторов актуальной и проспективной семейной идентичности у подростков с различными траекториями взросления, что крайне важно для организации психологической работы с подростками.
Третий раздел выпуска — «Семейные факторы психологического благополучия детей дошкольного возраста» — включает статьи А.Н. Вераксы, О.В. Алмазовой и Д.А. Бухаленковой «Вклад характера детско-родительских отношений в уровень развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте» и Н.А. Рудновой и Д.С. Корниенко «Свойства темперамента ребёнка и родительские практики как предикторы качества сна в дошкольном возрасте».
В исследовании, представленном в первой статье, было установлено, что оценки когнитивной гибкости и поведенческого торможения значимо выше у детей с надёжной привязанностью, тогда как дети с дезорганизованным типом привязанности к матери получили самые низкие оценки по всем заданиям на баллы регуляторных функций.
Во второй статье этого раздела приведены эмпирические данные, доказывающие, что позитивными предикторами качества сна детей являются высокий произвольный контроль как свойство темперамента и теплота как эмоциональная родительская практика, а негативными предикторами — экстраверсия, негативная реактивность и родительские практики, направленные на стимуляцию когнитивного развития.
Заключительный — четвёртый — раздел объединил статьи, посвящённые проблеме психологического благополучия молодёжи и подростков в современных условиях, а также роли семейной поддержки.
В статье В.С. Собкина и Е.А. Калашниковой «Академическая успешность школьников и социокультурный капитал семьи» дан анализ результатов масштабного социологического исследования мнений родителей школьников об их отношении к образованию своего ребёнка. Рассматриваются вопросы, касающиеся требований родителей к задачам и результатам школьного обучения, а также особенности участия родителей в образовательном процессе своего ребёнка.
Результаты исследования, изложенного в статье Р.Р. Муслумова, А.А. Печеркиной и Э.Э. Сыманюк «Особенности семейного воспитания подростков с разным уровнем школьной тревожности», показали наличие значимой связи между нарушениями стиля воспитания и уровнем школьной тревожности. Показана роль эмоциональной поддержки семьи в формировании положительного эмоционального состояния
подростков и способности справляться с академическим стрессом.
В статье И.В. Гайдамашко, Ю.Э. Макаревской и И.Г. Макаревской поднимается проблема школьной агрессии и представлений об агрессорах-школьниках. В результате проведённого исследования авторам удалось показать, что представления о школьном агрессоре и школьной жертве у родителей существенно более универсальны: жертву они воспринимают в основном как наделённую положительными чертами, а у подрост-
ков — более индивидуализированы, содержат меньшее число стереотипных элементов. При этом образ «агрессора» в представлениях подростков более позитивен, чем образ «жертвы»; подтверждена популярность статуса агрессора в школьной подростковой среде.
Заключительной в данном тематической номере является статья Г.П. Костюка и его коллег из ПКБ им. Н.А. Алексеева г. Москвы, посвящённая изучению роли семьи в терапии нервной анорексии, в которой было показано, что вовлечённость семьи является важнейшим фактором комплаентности пациентов с расстройствами пищевого поведения на всех этапах лечения.
Широкий круг теоретических и прикладных проблем, которые освещены в статьях, вошедших в этот выпуск журнала, достаточно ярко отражает ситуацию, сложившуюся в отечественной психологии в данный момент в связи с акцентированием проблематики психологического благополучия семьи. Можно с уверенностью сказать, что психологическая наука в нашей стране – во всём многообразии научных школ – готова
откликнуться на этот социальный вызов.
Авторлар туралы
Yuri Zinchenko
Lomonosov Moscow State University (MSU)
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: zinchenko_y@mail.ru
Member of the Russian Academy of Education, DSc (Psychology), Dean, Faculty of Psychology
Ресей, MoscowӘдебиет тізімі
Қосымша файлдар
