Pedagogical Support for Foster Families Raising Adolescents with High Levels of Aggression

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Raising foster children, and especially adolescents, is always difficult. At the same time, the majority of adolescents raised in foster families quite often show anxiety, conflict and aggression. This leads to difficult relationships with foster parents. Therefore, it is necessary to learn to understand the behavioral changes that occur in children and to build interpersonal relationships. Both parties need such support, which helps to focus correctly on complex problems and their solutions; to evaluate the process of adaptation of the adolescent in the family, rethinking the role of adults to the new “created system of family relations”.

The aim of the research is theoretical substantiation and experimental study of the process of organization of pedagogical support to substitute families raising aggressive adolescents. The article presents the organization and implementation of this pedagogical support of foster families.

Full Text

Педагогическое сопровождение родителей и детей из замещающих семей — важнейшая и очень сложная проблема. Как указывает Л.В. Токарская, зачастую приёмным родителям приходится заниматься перевоспитанием детей и подростков [2, с. 30]. Они имеют различные, иногда сложные заболевания, эмоциональные нарушения, не умеют строить отношения и т.д. Агрессивность в подростковом возрасте приёмных детей — наиболее частая реакция на любое затруднение. Проблемы необходимости сопровождения приёмных семей поднимали такие учёные, как Л.Н. Большакова, Г.Ф. Биктагирова и Р.А. Валеева, Oswald, Heil & Goldbeck, Г.Н. Пяткина, Т.И. Шульга и др. [3–7]. Важно понимать, что необходим системный, комплексный подход, направленный на активизацию решения основных проблем замещающих семей, на осознание возникшей проблемы и создание условий для её успешного решения.

Исследование педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих агрессивных подростков, помимо актуальности, имеет большое общественное значение.

Степень разработанности проблемы

Изучение проблем замещающих семей и их сопровождения находится на стадии активной разработки, так как и сам процесс развития замещающих семей проходит этап становления.

Современные научные изыскания отечественных и зарубежных учёных посвящены изучению замещающей семьи как предмета научного исследования: необходимость целенаправленного и систематического сопровождения родителей и подростков из замещающих семей подчёркивают Л.В. Токарская [2], Т.И. Шульга [7], Г.Ф. Биктагирова [8], В.Н. Ослон [9], В. Семья [10] и др.; вопросы адаптации детей и подростков в приёмных семьях и особенности родительского воспитания в замещающих семьях подняты в работах А.Р. Дроздиковой-Зариповой, Л.А. Чернышовой, M.S.L. Teunissen [11–13].

В последнее десятилетие исследователи указывают на «необходимость переосмысления современного феномена “Замещающая семья” и социально-педагогического процесса в воспитании ребёнка» [14, с. 19–20].

Анализируя научные публикации, мы обратили внимание, что учёные (Kaul & ets; J. Llosada-Gistau и др.) стали больше внимания уделять изучению эмоционального состояния детей и подростков из замещающих семей и социализации их в приёмных семьях [15, 16], роли приёмной семьи в развитии ребёнка, выявлению разноплановых характеристик адаптации приёмных детей и родителей в замещающей семье [17].

Ещё одна важнейшая проблема поднимается в психолого-педагогических исследованиях приёмных семей — мотивация родителей принятия детей в семью. Именно от неё зависит, как выстроятся взаимоотношения в замещающих семьях, их эмоциональная составляющая [18]. Говоря о сопровождении приёмных семей, С.М. Белякова отмечает, что «функции замещающей семьи влияют на эмоциональное состояние приёмных детей, особенности их общения и поведения» [19, с. 178].

Теоретики и практики педагогической науки в исследованиях, посвящённых приёмным семьям, уделяют большое внимание эмоциональным проявлениям подростков, их поведению с момента вхождения в приёмную семью.

Н.И. Салькова и др. в своём исследовании выделяют следующие отличительные особенности приёмных детей и подростков: «повышенная агрессивность, сверхчувствительность, капризность, упрямство, враждебность, нетерпеливость, часто проявляющиеся невротические тенденции, трудность в общении, признаки психического напряжения» [20, с. 422].

Агрессия в подростковом возрасте — одно из ярких проявлений протеста, непринятия, внутреннего дискомфорта. Подросток, чаще всего находившийся в учреждениях государственного попечения, попав в приёмную семью, через агрессию выплёскивает многие свои проблемы.

По мнению М.В. Виноградовой, основные причины проявления агрессивности подростков из приёмных семей зависят от видов агрессивности (защитная, деструктивная, демонстративная) и проявляются в различных поведенческих реакциях (защита от внешнего мира, стремление быть главным, привлечь внимание, выйти из-под опеки социального окружения, месть и т.д.) [21].

Белорусский исследователь И.В. Стишенок отмечает, что важно изучать и корректировать «негативные проявления в эмоциональной и поведенческой сферах» приёмных детей. Им подробно раскрывается сказкотерапия как фактор снижения агрессивности у подростков из замещающих семей [22, с. 118].

В целом, несмотря на довольно большой объём научных исследований по замещающим семьям и утверждение о необходимости их сопровождения, вопросы педагогического сопровождения приёмных семей, воспитывающих агрессивных подростков, не нашли достаточного освещения.

Педагогическое сопровождение помогает правильно расставлять акценты на сложных проблемах и их решении; оценивать процесс адаптации подростка в семье, его реакцию на новые взаимоотношения; переосмысливать роль взрослых в «создаваемой системе семейных отношений».

С учётом вышесказанного целями исследования являются теоретическое обоснование и экспериментальное исследование процесса организации педагогического сопровождения приёмных семей, воспитывающих подростков с высоким уровнем агрессии.

Методы и методики исследования

В процессе проведения исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов:

1) теоретические (изучение психолого-педагогической литературы; системный анализ и обобщение педагогического опыта и организации педагогической деятельности социальных педагогов Центра подготовки и сопровождения замещающих семей Казани и др.);

2) эмпирические (педагогический эксперимент, опросные методы, анкетирование, наблюдение, тестирование);

3) методы обработки данных (количественный и качественный анализ).

В исследовании были использованы следующие методики.

Для подростков;

¡ опросник агрессивности Басса—Дарки (англ. Buss — Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI), предназначенный для выявления уровня агрессивности подростков;

¡ проективная методика «Несуществующее животное», направленная на диагностирование эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения (М.З. Дукаревич);

¡ «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева.

Для родителей;

¡ PARI (parental attitude research instrument) Е.С. Шеффера и Р.К. Белла, адаптирована Т.В. Нещерет, в модификации Т.В. Архиреевой (1990);

¡ опросник «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова.

Экспериментальная база исследования

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ГБУ «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей г. Казани». Всего в исследовании приняли участие 30 подростков, из них 16 девочек и 14 мальчиков (возраст детей — 12–14 лет), а также 48 родителей.

Этапы эксперимента

Эксперимент педагогического сопровождения приёмных семей, воспитывающих подростков с высоким уровнем агрессии, проводился параллельно с приёмными родителями и подростками в три этапа:

1) на этапе констатации определялись стратегии исследования, осуществлялся выбор методик и выявлялись исходные значения исследуемых (уровень агрессии подростков и их приёмных родителей);

2) на формирующем этапе эксперимента была апробирована программа педагогического сопровождения замещающих семей «Поможем друг другу», в рамках которой шла параллельная работа;

3) на контрольном этапе эксперимента выявлялась динамика изменений значений показателей. Для этого определялись значения исследуемых показателей подростков по тем же выбранным методикам, что и на констатирующем этапе. В результате качественного и количественного анализа сделаны выводы об эффективности проведённого эксперимента. Оценка достоверности различий экспериментальных данных проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона.

Проведение теоретического и эмпирического исследований по данной проблеме, а также практический опыт позволили определить, что целью педагогического сопровождения замещающей семьи является адекватная и максимально успешная помощь в решении педагогических проблем семьи, связанных с приёмным подростком и установлением гармоничных отношений между членами семьи.

Программа была разработана и апробирована в течение шести месяцев, она включала параллельные и совместные занятия с вариативными методами, приёмами и формами работы с подростками и приёмными родителями, а также индивидуальным, адресным сопровождением семей, направленными:

1) на снижение агрессии подростков (прежде всего, они были концентрированы на научение умениям контролировать и справляться с различными видами агрессии и их проявлениями);

2) на психолого-педагогическое просвещение приёмных родителей и укрепление детско-родительских отношений.

Разработанная и обоснованная программа педагогического сопровождения замещающих семей с агрессивными подростками «Поможем друг другу» позволяет:

¡ во-первых, раскрыть основные проблемы родителей и агрессивных подростков из замещающих семей и пути их решения;

¡ во-вторых, свидетельствует об эффективности данной работы с целью снижения агрессивности подростков, укрепления и гармонизации детско-родительских отношений в замещающих семьях.

В рамках этой программы подростки должны были обучиться:

а) осознанию нерезультативности агрессивного поведения в различных ситуациях и переходу на конструктивное поведение;

б) пониманию переживания, состояния и интересов своих и других людей;

в) продуцированию умений контролировать и управлять своими эмоциями и сдерживать агрессивные реакции;

г) формированию навыков конструктивного разрешения проблем при взаимоотношении со взрослыми и ровесниками.

Организованное психолого-педагогическое просвещение родителей помогало им получить информацию о том:

а) почему подростки проявляют агрессию, попадая в приёмную семью, и каковы особенности проявления этой агрессии у подростков;

б) как овладеть первоначальными навыками психолого-педагогической профилактики и снижения агрессии у подростков и у самих родителей;

в) как сформировать положительную благоприятную атмосферу в семье и снизить влияние причин, которые способствуют агрессивному поведению;

г) как повысить значимость роли родителей и укрепить уверенность в «выполняемой миссии» воспитательной деятельности родителей.

Авторская программа включала беседы, упражнения, ролевые игры, тренинговые и дыхательные упражнения, арт-терапевтические приёмы (сказкотерапию, изотерапию и др.);

Программа осуществлялась в течение 6 месяцев. Занятия для подростков включали две встречи в неделю (с группой детей из 6–7 человек). Время, затрачиваемое на одно занятие, — 40 минут. Занятия с родителями проходили два раза в месяц. Параллельно с групповыми занятиями проводились и индивидуальные. Консультативные занятия проходили в период осуществления программы и по мере необходимости после её завершения.

Результаты показателей по методике «Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки», полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

Показатели агрессивности подростков из замещающих семей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Типы агрессии

Констатирующий

этап

Контрольный

этап

Физическая агрессия*

4,7

3,2

Косвенная агрессия

3,8

3,3

Раздражение

4,2

2,9

Негативизм*

2,6

1,2

Обида

3,6

2,7

Подозрительность**

4,5

1,6

Вербальная агрессия**

5,1

3,2

Чувство вины

4,4

3,7

Индекс агрессивности

13,9

10,6

Примечания: *– различия при р ≤ 0,05. **– различия при р ≤ 0,01.

 

На констатирующем этапе подростки, участвующие в эксперименте, проявляли различные признаки и типы агрессии (физическая, вербальная агрессии, явная подозрительность, враждебность к окружающим, присутствие чувств вины, обиды, раздражительность, что как раз и проявляется в импульсивных действиях и негативных чувствах, а, следовательно, может привести и к асоциальному поведению.

На контрольном этапе отмечена тенденция к позитивным изменениям по всем показателям, статистически подтверждены значимые различия по шкалам «Физическая агрессивность» и «Негативизм» на уровне при р ≤ 0,05; по шкалам «Подозрительность» и «Вербальная агрессия» различия при р ≤ 0,01.

Проявления выраженности агрессивных и конфликтных реакций у подростков мы исследовали с помощью методики «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалёва (результаты представлены в табл. 2).

 

Таблица 2

Показатели личностной агрессивности и конфликтности подростков из замещающих семей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в%)

Содержательные

характеристики «Я»

Констатирующий

этап

Контрольный

этап

Склонность к вспыльчивости*

13,7

12,1

Склонность к наступательности, напористости

10,4

9,7

Склонность к обидчивости

10,6

10,1

Склонность к неуступчивости*

12,8

11,4

Склонность к бескомпромиссности

10,8

9,8

Склонность к мстительности*

9,1

8,2

Склонность к нетерпимости к мнению других*

7,8

7,2

Склонность к подозрительности

8,3

7,7

Примечание: *– различия при р ≤ 0,05.

 

Таким образом, как видно из таблицы, на этапе констатирования у подростков из замещающих семей агрессивность и конфликтность в большей мере проявляются в склонности к вспыльчивости, неуступчивости; в меньшей степени проявляются в склонности к нетерпимости к мнению других и подозрительности. После проведённого формирующего этапа данные показатели снизились, особенно это проявилось в склонности к вспыльчивости (с 13,7 до 12,1%) и неуступчивости (с 12,8 до 11,4%), различия подтверждены при уровне р ≤ 0,05.

При обработке результатов методики «Несуществующее животное» во многих работах были выявлены конфликтность и агрессивность, выражающиеся через сверхсильный нажим. В некоторых случаях нажим был настолько сильным, что при рисовании рвался лист бумаги. На рисунках часто встречаются изображения, обозначающие вербальную агрессию (клыки, рога, шипы, раны, шрамы, оружие, болота, грязь). На некоторых рисунках несуществующие животные питаются эмоционально неприятной пищей (червяками, тараканами и т.п.), органами живых существ (кровью, желудком, мозгом и т.п.) и даже людьми, обозначающими негативизм, агрессивность. На контрольном этапе на рисунках несуществующих животных также присутствовали агрессивные животные, но нажим не был столь сильным, негативизм проявлялся не столь явно, но клыки, шипы на животных остались (результаты представлены в табл. 3).

 

Таблица 3

Показатели по методике «Несуществующее животное» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в %)

Типы агрессии

На констатирующем этапе

На контрольном

этапе

Негативизм

82

68

Вербальная агрессия

58

39

 

Так как агрессия подростков проявляется в основном в эмоциональной и поведенческой сфере, нам важно было выявить эмоциональные отношения подростков с приёмными родителями и те стратегии семейного воспитания, которых они придерживаются. Для выстраивания педагогического сопровождения приёмных родителей важно выявить, проявляют ли они оптимальный эмоциональный контакт с детьми.

Вопросы, касающиеся детско-родительских отношений, мы рассмотрели согласно методике PARI Е.С. Шеффера и Р.К. Белла, результаты которой представлены в табл. 4.

 

Таблица 4

Результаты по методике PARI

Шкалы

Средние

показатели

Ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье

13,2

Ощущение самопожертвования в роли матери

11,4

Семейные конфликты

11,6

Сверхавторитет родителей

10,8

Неудовлетворённость ролью хозяйки дома

10,8

«Безучастность» мужа, его невключённость

в дела семьи

12,1

Доминирование матери

12,8

Зависимость и несамостоятельность матери

10,3

Побуждение словесных проявлений, вербализация

12,1

Партнёрские отношения

11,1

Развитие активности ребёнка

10,8

Уравнительные отношения между родителями и ребёнком

12,6

Раздражительность, вспыльчивость

13,5

Суровость, излишняя строгость

13,7

Чрезмерная забота

12,9

Преодоление сопротивления, подавление воли

11,2

Уклонение от контакта с ребёнком

11,8

Преодоление сопротивления, подавление воли

10,9

Создание безопасности, опасение обидеть

13,1

Исключение внесемейных влияний

12,2

Подавление агрессивности

13,7

Подавление сексуальности

12,9

Чрезмерное вмешательство в мир ребёнка

14,7

Стремление ускорить развитие ребёнка

13,5

 

В таблице представлены средние показатели. Показатели по всем шкалам у родителей в норме, нет патологических уровней, что свидетельствует о том, что родители готовы и могут положительно повлиять на снижение агрессивности подростков при целенаправленной работе.

Исследование детско-родительских отношений было проведено с помощью опросника «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова. Оно было проведено для уточнения стилей семейного воспитания, преобладающего в замещающих семьях (результаты представлены в табл. 5).

 

Таблица 5

Стратегии семейного воспитания до и после эксперимента

Стратегии

семейного воспитания

Констатирующий

этап

Контрольный

этап

Авторитарный

30,4

15

Авторитетный

60

85

Либеральный

9,6

Индифферентный

 

На констатирующем этапе авторитетный стиль воспитания был только у 60% родителей; либеральный стиль — у 9,6%, а авторитарный — у 30,4% (притом что именно у подростков из этих семей были более высокие показатели вспыльчивости, неуступчивости и т.д. на констатирующем этапе. Но выявление взаимосвязи не было целью нашего исследования). На контрольном этапе авторитетные стратегии стали преобладать у 85% семей, авторитарные снизились до 15%.

Дискуссионные вопросы

Изучение научной литературы психолого-педагогического характера, обобщение педагогического опыта работы с агрессивными подростками и их приёмными родителями ставят перед исследователями несколько проблемных вопросов.

Результаты 1-го этапа нашего эксперимента свидетельствуют о том, что подростки, воспитывающиеся в приёмных семьях, склонны к проявлениям агрессивности в эмоциональной и поведенческих сферах. Подростки, находясь в приёмной семье, проявляют «негативные личностные изменения», «приводящие к неконструктивным формам поведения» [22, с. 118]. Очень часто агрессивность проявляется в отношении взрослых. Поэтому важно выстраивать педагогическое сопровождение подростков и их приёмных родителей одновременно, с учётом именно тех проявлений агрессии и того, по отношению к чему или к кому они проявляются. Приёмным родителям необходимо быть более психолого-педагогически компетентными в проблемах именно агрессивных детей, перестраивать своё отношение к проблеме с учётом трудностей и особенностей приёмных подростков.

В ходе исследования и работы с приёмными родителями были выявлены трудности, с которыми они встретились:

а) несмотря на то, что родители обучаются в «школе приёмных родителей», при общении с агрессивными подростками у них проявляется недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности;

б) не только у подростков, но и у родителей выявляются эмоциональные проблемы, связанные с тревожностью, перегрузкой, иногда депрессивностью, что приводит к заниженным или завышенным требованиям к себе и детям, не всегда адекватной реакции на их поведение и др.

Разрабатывая программу, мы попытались учесть и эти трудности. Но наибольший эффект от работы был получен при сочетании проводимых занятий с подростками и родителями вместе и индивидуально.

По данным показателей контрольного этапа наметились положительные сдвиги как у приёмных подростков, так и у родителей, что подтверждено методами математической статистики. Тем не менее работа должна быть продолжена, а каждая семья требует постоянной консультативной помощи и в дальнейшем.

Таким образом, при педагогическом сопровождении важно своевременно диагностировать многообразные проблемы и причины проявления агрессии у подростков при выстраивании взаимоотношений с приёмными родителями; необходимы оказание адресной помощи и разработка вариативных индивидуальных траекторий семей, а также совместной и параллельной работы с подростками и родителями.

Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать вывод о необходимости систематической и целенаправленной организации процесса педагогического сопровождения приёмных семей, воспитывающих подростков с высоким уровнем агрессии.

Разработанная и обоснованная программа педагогического сопровождения замещающих семей с агрессивными подростками позволяет:

¡ во-первых, раскрыть основные проблемы родителей и агрессивных подростков из замещающих семей и пути их решения;

¡ во-вторых, свидетельствует об эффективности данной работы с целью снижения агрессии у подростков и укрепления, гармонизации детско-родительских отношений в замещающих семьях.

При педагогическом сопровождении приёмных семей, воспитывающих подростков с высоким уровнем агрессии, рекомендуется выстраивать деятельность в нескольких направлениях (индивидуальном, параллельном и совместном). Задача педагогов — сформировать благоприятный психологический климат в семье посредством профилактики агрессивности у самих замещающих родителей и снижения агрессии у подростков; обучить их методам снижения агрессии, повышения педагогической компетентности родителей в вопросах проявления агрессивного поведения; минимизировать влияние факторов, способствующих проявлениям агрессии и деструктивного поведения.

Также необходимо повышать социальную значимость воспитательной деятельности приёмных семей и поддерживать их на протяжении всего времени воспитания приёмных детей.

×

About the authors

Gulnara F. Biktagirova

Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University (KFU)

Author for correspondence.
Email: BikGF@mail.ru

PhD (Education), Associate Professor, Education Department

Russian Federation

Albina R. Drozdikova-Zaripova

Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University (KFU)

Email: bina1976@rambler.ru

PhD (Education), Associate Professor, Education Department

Russian Federation

Roza A. Valeyeva

Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University; Kazan Branch of the Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research

Email: valeykin@yandex.ru

DSc (Education), Head of the Education Department

Russian Federation

References

  1. Lavrent'eva Z.I. Priyomnaya sem'ya kak sotsial'no-pedagogicheskii fenomen. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2014 (in Russian).
  2. Tokarskaya L.V. Sotsial'noe i psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie priyomnykh detei i ikh semei: Uchebnoe posobie. M.; Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo universiteta, 2015 (in Russian).
  3. Bol'shakova L.N. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya roditelei i detei v priyomnoi sem'e: Avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk, Yaroslavskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. K.D. Ushinskogo. Yaroslavl', 2004 (in Russian).
  4. Biktagirova G.F., Valeeva R.A. Study of family values of adolescents from families with many children formation // Mathematics Education. 2016. 11 (6). Pp. 1919–1926.
  5. Oswald S.H., Heil K., Goldbeck L. History of Maltreatment and Mental Health Problems in Foster Children // A Review of the Literature Journal of Pediatric Psychology. 35 (5). Pp. 462–472. doi: 10.1093/jpepsy/jsp114.
  6. Pyatkina G.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie sotsializatsii detei-sirot v priyomnoi sem'e: Avtoref. dis. … kand. ped. nauk, Tomskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. Tomsk, 2011 (in Russian).
  7. Shul'ga T.I., Antipina M.A. Emotsional'naya sreda zameshchayushchei sem'i, prinyavshei na vospitanie podrostkov, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2018. T. 23. № 5. S. 51–66. doi: 10.17759/pse.2018230506 (in Russian).
  8. Biktagirova G.F. Foster Family in Russia: Historical Background and Present Day Situation // Procedia: Social and Behavioral Sciences, 2015. 191. Pp. 1143–1147. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.04.712.
  9. Oslon V.N. Zhizneustroistvo detei-sirot: professional'naya zameshchayushchaya sem'ya. M.: Genezis, 2006 (in Russian).
  10. Sem'ya G.V. Osnovy psikhologicheskoi zashchity detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei: Avtoref. dis. ... dokt. psikhol. nauk, Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet. M., 2004 (in Russian).
  11. Drozdikova-Zaripova A.R., Latypov N.R., Sokolova N.L., Khusainova R.R. Pozitivnaya Ya-kontseptsiya podrostkov, vospityvayushchikhsya v priyomnykh sem'yakh: usloviya formirovaniya // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2023. № 3 (63). S. 506–520. doi: 10.32744/pse.2023.3.30 (in Russian).
  12. Chernyshova L.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya rebyonka v priyomnoi sem'e i psikhokorrektsionnaya pomoshch' priyomnym sem'yam: Dis. ... kand. psikhol. nauk, Samarskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. Samara, 2004.
  13. Teunissen M.S.L., Goemans A., van Holen F., Damen H., Vedder P.H. (2021) Family Reunification Decision-Making in Dutch Family Foster Care: A Dual Perspective Approach // Child and Youth Care Forum. 2021. 50 (2). Pp. 199–228.
  14. Kartashev N.V. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie sovremennoi priyomnoi sem'i v vospitanii rebyonka // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo gumanitarnogo instituta. 2012. № 2. S. 19–21 (in Russian).
  15. Kaul K., Konantambigi R., Anant S. Child temperament and emotion socialization by parents and its influence on emotion regulation by children // Journal of Indian Association for Child and Adolescent Mental Health. 2019. 15 (2). S. 13–33.
  16. Llosada-Gistau J., Casas F., Montserrat C. The subjective well-being of children in kinship // Psicothema. 2019. 31 (2). Pp. 149–155.
  17. Minevich O.K. Sotsial'no-psikhologicheskie usloviya adaptatsii detei v priyomnykh sem'yakh: Avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. Tambovskii gosudarstvennyi universitet im. G.R. Derzhavina. Tambov, 2009 (in Russian).
  18. Palieva N.A., Savchenko V.V., Solomatina G.N. Motivatsiya prinyatiya priyomnogo rebyonka v zameshchayushchuyu sem'yu. (https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-prinyatiya-priemnogo-rebenkav-zameschayuschuyu-semyu (data obrashcheniya: 17.07.2024) (in Russian).
  19. Belyakova S.M. Analiz problem zameshchayushchikh semei: napravleniya kompleksnogo sotsial'no-psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya zameshchayushchikh semei po rezul'tatam monitoringa. Aprobatsiya i primenenie professional'nykh standartov sotsial'noi sfery: realizatsiya modelei mezhvedomstvennogo vzaimodeistviya. M., FGBOU VO MGPPU, 2017. S. 177–180 (in Russian).
  20. Sal'kova N.I., Vodop'yanova L.N., Klimova I.V. Psikhoemotsional'nye osobennosti razvitiya lichnosti rebyonka v usloviyakh detskogo doma // Psikhologicheskie problemy sovremennoi rossiiskoi sem'i: Tezisy konferentsii. M.: Izd-vo MPPGU, 1984. S. 413–423 (in Russian).
  21. Vinogradova N.V. Osobennosti agressivnogo povedeniya detei-sirot i metody psikhologicheskoi korrektsii agressii. https://Cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-agressivnogo-povedeniya-detey-sirot-i-metody-psihologicheskoy-korrektsii-agressii (data obrashcheniya: 13.07.2024) (in Russian).
  22. Stishenok I.V. Snizhenie urovnya agressivnosti i trevozhnosti priyomnykh detei podrostkovogo vozrasta metodom skazkoterapii // E-journal «Clinical Psychology and Special Education». 2016. 5 (1). S. 1–18. doi: 10.17759/psyclin.2016050101 (in Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Биктагирова Г.F., Дроздикова-Зарипова А.R., Валеева Р.A.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».