Цифровизация как детерминанта детско-родительских отношений
- Авторы: Карпов А.В.1, Волченкова А.А.2
-
Учреждения:
- Ярославский государственный университет (ЯрГУ) им. П.Г. Демидова
- ЯрГУ им. П.Г. Демидова
- Выпуск: № 4 (2024)
- Страницы: 59-68
- Раздел: СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2587-6090/article/view/285293
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2024-119-04-59-68
- ID: 285293
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается влияние цифровизации на личностное развитие подростков и их отношения с родителями. Формулируется вывод о значимом влиянии цифровизации на редукцию коммуникативных функций как детей, так и родителей, что в свою очередь сказывается на их отношениях. Обсуждаются возможные способы фасилитации коммуникативных и социальных компетентностей современных детей и их родителей. Установлен и проинтерпретирован новый, не описанный до сих пор феномен — синдром снижения коммуникативности под влиянием фактора цифровизации. Он, дополняя собой известные синдромы снижения когнитивности и регулятивности, вскрывает реальное — комплексное и существенное её влияние на формирующуюся психику ребёнка и становление детско-родительских отношений. Прикладное значение полученных в исследовании результатов заключается в разработке на их основе психологического инструментария профилактики ненормативного поведения подростков путём просвещения родителей по вопросам гармонизации отношений.
Полный текст
Одним из фундаментальных направлений общественных и гуманитарных наук является проблема семейных взаимоотношений. Исследования, посвящённые изучению проблем семьи, являются классическими темами в социальных науках, и их специфика меняется в зависимости от исторического, культурного и социального контекстов. Тема семьи остаётся динамичной и многогранной для исследования, её изучение требует учёта множества факторов, которые влияют на её структуру и функции в разные исторические моменты. Семья является важным элементом социума и его отражением.
Семья не только отражает социум, но и оказывает активное обратное влияние на него, адаптируясь к изменениям и передавая культурные ценности следующим поколениям. В связи с этим особого внимания заслуживает недостаточно изученный, но широко представленный в социуме процесс его цифровизации, оказывающий огромное влияние на все его сферы. Подчеркнём, что это не просто новый фактор, влияющий на реальность, а сама эта реальность, но уже именно новая. Анализ данного процесса ведётся в разных плоскостях, однако исследований, выявляющих, как именно цифровизация влияет на семью в целом и детско-родительские отношения (далее — ДРО) в частности, выполнено немного. Результаты нашего исследования представляют собой попытку компенсировать разрыв между теоретическим и эмпирическим уровнями изучения данной проблемы.
В современных условиях Интернет стал важной частью повседневной жизни, что приводит к формированию различных форм коммуникации, возникновению новых потребностей, а также проблем и рисков в различных сферах общественной жизни и социальных институтах (в том числе в семье). Проблема воздействия современных цифровых технологий на подрастающее поколение интересует учёных разных направлений, среди которых психологи, педагоги, социологи и культурологи [3–5, 9].
Повышенный интерес к исследованиям специфики молодого поколения в условиях цифровизации можно объяснить рядом факторов. Во-первых, с самого рождения гаджеты являются частью их повседневной жизни. Во-вторых, будущее социальное и культурное развитие напрямую зависит от того, насколько детям будут привиты ценности, поведенческие модели и навыки. Кроме того, современная цифровая индустрия предоставляет родителям множество инструментов воспитания (например, видео- и радионяни), которые становятся доступны детям сразу после их рождения. По мере роста ребёнка родители могут делегировать развитие когнитивных и защитных функций электронным устройствам. Детские информационные и коммуникационные устройства часто привлекают внимание ребёнка, что даёт родителям возможность узнать о его потребностях опосредованно. Вовлечение детей в информационное пространство меняет традиционные семейные отношения. Так, гаджеты, в которые интегрированы голосовые приложения, стали для современных детей надёжными источниками информации, иногда выступающими в роли собеседников и наставников, а всё чаще – в роли посредников между детьми и их родителями. Можно сказать, что «нечеловеческие» объекты также наделены способностью действовать. Цифровые устройства способны устанавливать и организовывать отношения в человеческом взаимодействии.
Посредством гаджетов и их функций увеличивается эмоциональная и физическая дистанция между родителями и детьми. Благодаря всё более сложным и высокочувствительным гаджетам происходят проникновение и опосредование в ДРО: специальные браслеты безопасности для детей, мониторы активности («мониторы дыхания» для младенцев) и др. увеличивают физическую дистанцию между ребёнком и взрослым, но при этом продолжают осуществлять контрольную функцию. Это повышает доверие, поскольку зависимость детей от электронных устройств соответствует поведенческим нормам современного общества, а именно необходимости всегда быть онлайн. При этом родители уверены, что в любой момент могут узнать, где находятся их дети, просто взглянув на геолокацию их мобильных телефонов. В этом контексте речь часто идёт не только о подростках, но и о детях 7–8 лет.
В ДРО существует высокий риск потери контакта и контроля. Подобная ситуация существовала всегда, но сегодня она приобрела более серьёзный характер, поскольку родители и дети — представители не только разных поколений, но и различных систем коммуникации. Исходя из этого, изучение взаимоотношений между родителями и детьми, а также влияние цифровой среды на пользователей представляет собой весьма существенную задачу для психологии.
Анализируя сложившуюся социальную реальность, нельзя также не учитывать, что существует острая необходимость в проведении теоретических и эмпирических исследований для изучения проблем, обусловленных воздействием интернет-среды на детей и их родителей. По мнению Е.В. Змановской, «девиантное поведение – отклонение индивида от установленных социальных норм, сопровождающееся социальной дезадаптацией и причиняющее вред обществу или непосредственно самому индивиду» [2]. Важными элементами стратегии предупреждения девиантного поведения и его рецидивов у подростков являются оценка и прогнозирование поведенческих проблем. Чтобы выбрать адекватный ответ на девиантное поведение (санкции или реабилитационные меры), необходима оценка рискованного поведения [9].
Теоретической основой исследования являются взгляды Г.С. Абрамовой, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной на возрастные особенности, а также работы современных исследователей цифровой социальности подростков (Е.П. Белинской, А.Е. Войскунского, Ю.П. Зинченко, Т.А. Нестика, Г.У. Солдатовой и др.).
Теоретическая часть
Согласно исследованиям в области ДРО, остро стоит вопрос о специфике этих отношений в результате воздействия цифровизации на поведение подростков и их родителей. Для современного социокультурного контекста наиболее характерны растущее предпочтение взаимодействия взрослых и детей в Интернете. В результате этого снижаются навыки общения и социализации, которые представляют собой важный этап в развитии личности, а также сокращается время, которое они проводят с семьями, что является важной проблемой, требующей решения.
Вопросы межличностных отношений, их природы и особенностей, а также роли в развитии личности и социальных групп всегда интересовали исследователей. Предметом часто становились межличностные отношения и дистанция в них, проблемы личности, социальное познание и др. Несмотря на большое количество исследований, вопрос психосоциальной дистанции в ДРО изучен недостаточно. Согласно О.И. Калмыковой, дистанция — это личностное образование, отражающее параметры суверенности личности, баланс между открытостью и закрытостью по отношению к окружающему миру и позволяющее осознанно развивать у личности личностный стиль. При этом степень развития этого стиля отражает уровень развития субъектности личности и качества системы её формирования. Психологическая дистанция — двусторонний социально-психологический феномен, который является регулятором взаимодействия и основная функция которого — структурирование коммуникативного поля в зависимости от степени психологической близости.
Дополнительно психологическая дистанция трактуется как «степень открытости по отношению к другим и степень защищённости от них» (В.А. Петровский), «средство сохранения целостности самовосприятия» (Б.Д. Парыгин), «необходимое условие развития личности» (Е.И. Кузьмина).
Интернет создаёт уникальную виртуальную культуру, в которой присутствуют свои ценности, определённый образ мышления, язык и многое другое. Всё это не может не оказывать влияния на восприятие реального мира, взаимодействие друг с другом и формирование новых общественных и семейных норм. Эта культура продолжает развиваться, что открывает новые возможности и ставит перед нами новые вызовы.
Для ДРО актуальны такие угрозы, как:
¡ зависимость от использования цифровых устройств и Интернета. Это проявляется в постоянной проверке уведомлений, игнорировании реального общения, вызывает проблемы с самооценкой, тревожностью и др.;
¡ нарушение вертикали в отношениях, происходит смена ролей — родители могут пребывать в инфантильной позиции, а дети — замещать их родительскую роль, что нарушает психоэмоциональный климат семьи;
¡ трансформация системы воспитательных практик, в том числе поощрений и наказаний;
¡ возникновение опасности увеличения конфликтов между родителями, прародителями и детьми;
¡ изменение родительского контроля, зачастую снижение их авторитета;
¡ в целом негативный информационный фон [10].
Таким образом, существующие теоретические положения подтверждают высокую актуальность исследуемой проблематики.
Методология, методы и материалы исследования
Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные теории и концепции, обеспечивающие наиболее полное и целостное описание объекта и предмета исследования. Проведение настоящего исследования осуществляется преимущественно в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [1], фундаментальность которой была ранее продемонстрирована на разных возрастных группах применительно к ситуациям освоения культурных и социальных норм. Однако при этом осталась не до конца изученной роль внутренних условий личности, которые способствовали бы развитию субъектности подростков и их коммуникативных взаимодействий со значимыми взрослыми.
Использовался комплекс научно-обоснованных методов, надёжных и валидных методик, сгруппированных следующим образом:
¡ теоретический анализ литературных источников и общепсихологические методы, принципы планирования и проведения эмпирических исследований;
¡ методики диагностического и исследовательского типа: экспресс-опросник «Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми» (И. Марковская), «Опросник проблемного использования социальных сетей» (Н.А. Сирота и др.), «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл), «Методика диагностики агрессивности» (А. Басс, А. Дарки), «Шкала самооценки уровня тревожности» (Ч.Д. Спилбергер (адаптирована Ю.Л. Ханиным)), «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев);
¡ математико-статистические методы: процедуры описательной статистики, корреляционный анализ по Пирсону, дисперсионный анализ. Обработка данных и статистический анализ результатов проводились в системе IBM SPSS 25.0.
Базой исследования послужили учебные заведения Ярославля и Ярославской области. Степень соответствия эмпирических результатов общепризнанным научным стандартам была обеспечена, в том числе, благодаря репрезентативной выборке. В эмпирической части исследования приняли участие 300 испытуемых: 150 подростков в возрасте от 13 до 15 лет (учащиеся 7–8 классов) и их родители — 150 человек в возрасте от 35 до 52 лет.
Процедура исследования. Алгоритм эмпирического исследования по изучению ДРО в условиях цифровизации состоял в следующем. Проведение исследования (с родителями и детьми) осуществлялось в группах в разных помещениях образовательного учреждения. Первоначально все испытуемые прошли тестирование. Общее время выполнения заданий на данном этапе составило 40–180 минут. Далее полученные данные подверглись статистической обработке и интерпретации.
Результаты и обсуждение
Результаты анализа обнаруженных взаимосвязей продемонстрировали определённые закономерности, важнейшие из которых описываются далее.
Установлена сильная прямая связь между эмоциональной дистанцией в отношениях и проблемным использованием социальных сетей (подростки (r = ,134; р < 0,01); родители (r = ,223; р < 0,01)). Чрезмерное, проблемное использование социальных сетей способствует увеличению эмоциональной дистанции в ДРО, которая осознаётся обеими сторонами. Это приводит к отдалению от реального общения друг с другом родителей и их детей-подростков, к негативным эмоциональным последствиям. Важной задачей родителей в данном случае становится необходимость найти смыслы в реальном общении, пригласить туда своего ребёнка и только после этого создавать условия, в которых могла бы развиваться цифровая компетентность (как взрослых, так и детей). При этом необходимо ограничивать время, проводимое в Интернете. Только так возможно сохранять и восстанавливать качественные межличностные отношения в семье, обеспечивать психологическое благополучие семейного климата.
Между эмоциональной дистанцией в отношениях и склонностью подростков к нарушению норм и правил также обнаружена сильная прямая связь (r = ,432; p < 0,01). Данный факт свидетельствует о том, что в группе подростков преобладает склонность к нарушению норм и правил. Высокий показатель по данному параметру подразумевает проявление вышеупомянутых тенденций: склонность противопоставлять нормы группы собственным нормам и ценностям, тенденция к «нарушению общественного порядка» и поиску непреодолимых трудностей. Всё это негативно сказывается на ДРО и на развитии личности подростков.
Между эмоциональной дистанцией в отношениях и тревожностью подростков также выявлена положительная связь (r = ,418; р < 0,01). Чем выше субъективная оценка родителями и подростками эмоциональной дистанции в их отношениях, тем выше показатели тревожности у подростков. Как правило, этот феномен объясняется возникновением конфликтных ситуаций и нежеланием или отказом их регулировать, что приводит к снижению психологической безопасности и эмоциональной поддержки между ребёнком и родителем. Переживания близости чередуются с переживаниями дистанции, что связано с фрустрацией в реализации необходимых переживаний близости и дистанции. Эти обстоятельства обусловливают то, как молодые люди оценивают отношения вне семьи. Дружеские отношения подростков из таких семей характеризуются поверхностностью, им свойствен высокий уровень конформизма, у многих имеется потребность завоевать внимание сверстников. Всё свидетельствует о неблагоприятной обстановке для развития социальных и коммуникативных компетенций подростков [6]. Необходимо учитывать, что при наличии гаджетов и захватывающего медиапространства у многих подростков потребность в близких отношениях со сверстниками утрачивается вовсе.
Обнаружена обратная связь между эмоциональной дистанцией в отношениях и общим показателем осмысленности жизни подростков (r=,344; р<0,01). Чем меньше подросток чувствует защищённость в ДРО от информационного, физического, социально-педагогического, психологического воздействия, тем больше у него задач на осмысление своего жизненного положения. В свою очередь, за неимением жизненного опыта, эмоциональных сил подросток просто не способен верно выстроить жизненные цели и планы, учитывать значимых взрослых и других людей, что, безусловно, негативно сказывается на его развитии. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что существует высокая необходимость в создании особой поддерживающей среды, гармонизирующей психологическое состояние подростков, способствующей образованию предпосылок к согласованному и непротиворечивому развитию [7].
Целесообразно сделать вывод о том, что анализ проблемы психологических особенностей ДРО как субъектных детерминант социализации подростков в условиях цифровой реальности выявляет свойства подростков, которые проявляются и действуют целостно, как единая структура.
В ходе дисперсионного анализа результатов были выявлены различия между исследуемыми группами подростков и их родителями. В таблице представлены результаты однофакторного дисперсионного анализа. Полученные данные позволяют определить наличие или отсутствие различий в исследуемых параметрах.
Таблица
Результаты дисперсионного анализа в группах подростков и их родителей
Исследуемые параметры | F-критерий | p-level |
Нетребовательность — требовательность родителя | F = 11,25 | p = 0,54 |
Мягкость — строгость родителя | F = 8,24 | p = 0,655 |
Автономность — контроль по отношению к ребёнку | F = 10,47 | p = 0,701 |
Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребёнка к родителю | F = 12,8 | p = 0,761 |
Отвержение — принятие ребёнка родителем | F = 21,09 | p = 0,841 |
Отсутствие сотрудничества — сотрудничество | F = 6,342 | p = 0,632 |
Непоследовательность — последовательность родителя | F = 15,212 | p = 0,08 |
Удовлетворённость отношениями ребёнка с родителем | F = 2,322 | p = 0,943 |
Тревожность личностная | F = 34,5 | p = 0,045 |
Тревожность ситуативная | F = 6,534 | p = 0,083 |
Общий индекс агрессивности | F = 2,348 | p = 0,747 |
Общий показатель — осмысленность жизни | F = 12,289 | p = 0,01 |
Склонность к преодолению норм и правил | F = 14,454 | p = 0,05 |
Склонность к аддиктивному поведению | F = 18,252 | p = 0,05 |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению | F = 14,348 | p = 0,71 |
Склонность к агрессии и насилию | F = 6,844 | p = 0,05 |
Волевой контроль эмоциональных реакций | F = 14,791 | p = 0,001 |
Склонность к деликвентному поведению | F = 15,642 | p = 0,2 |
Проблемность в использовании социальных сетей | F = 8,415 | p = 0,041 |
Наиболее важным результатом исследования является установление отсутствия различий между исследуемыми группами по параметру «Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребёнка к родителю» (F = 12,8; p = 0,761) (рис. 1). В реальности родители и их дети-подростки воспринимают ДРО как эмоционально дистантные, где подросткам практически невозможно делиться самым сокровенным и важным с родителем. Это связано с тем, что родитель не делится сам, что является сигналом для подростка об отсутствии доверительных отношений со взрослым.
Рис. 1. Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребёнка к родителю
Ребёнок — это не только отдельная и уникальная личность, но и участник семейной системы. Доверительные отношения между родителями и детьми способствуют эмоциональной близости между ними, что является основой для здоровых — в эмоциональном и психологическом планах — отношений на протяжении всей жизни. Проявляя доверие к своим детям, родители могут способствовать развитию у них независимости, ответственности и самоконтроля. Учитывая современный цифровой мир, важно строить доверительные отношения с детьми, чтобы они могли развивать навыки критического мышления, управлять своим временем в Интернете и защищать себя от его опасностей. Необходимо, чтобы родители были готовы открыто обсуждать эти темы со своими детьми и создавать доверительную обстановку в доме. Взаимное доверие позволяет родителям поддерживать стремление своих детей к самореализации и развитию.
Обнаружено, что нет различий между группами по параметру «Удовлетворённость отношениями ребёнка с родителем» (F=2,322; p =0,943) (рис. 2). Этот факт является неблагоприятным, поскольку респонденты, отвечая на вопросы, иллюстрирующие данный диагностический параметр, сходны в мнении о том, что нет удовлетворённости в отношениях между родителями и детьми. Низкий уровень удовлетворённости свидетельствует о том, что подростки и их родители обеспокоены текущей семейной ситуацией. В отношениях ухудшается коммуникация, что является важной проблемой, которая негативно влияет на развитие детей и качество семейных связей. Основная причина кроется в переходе от традиционных форм общения к цифровым. Время, проведённое у экранов, часто заменяет живое взаимодействие. Отсутствие совместных активностей: игр, прогулок, семейных ужинов и др., снижает качество общения. Стресс и эмоциональное состояние также сказываются на ДРО. В современном обществе акцент на успех и достижения приводит к тому, что родители меньше времени уделяют эмоциональной поддержке и общению с детьми.
Рис. 2. Удовлетворённость отношениями ребёнка с родителем
Обобщая полученные результаты, отметим, что они связаны с ещё более широкой проблематикой, а именно, с особенностями главных подсистем психики: когнитивной, регулятивной и коммуникативной. Первые две подсистемы (когнитивная и регулятивная) и феномены, возникающие в них вследствие цифровизации — а именно, синдром снижения когнитивности и синдром снижения регулятивности — не исчерпывают представления о трансформациях психики в условиях цифровизации, хотя уже накоплен большой эмпирический материал [11]. Сущность этих трансформаций состоит в том, что цифровизация приводит к порождению двух указанных синдромов: снижения когнитивности и снижения регулятивности. Представленные результаты не только позволяют, но и заставляют сделать вывод, согласно которому цифровизация оказывает мощное по интенсивности и аналогичное по направленности с этими синдромами воздействие не только на указанные подсистемы (когнитивную и регулятивную), но и на третью — коммуникативную подсистему. Синергетическое воздействие двух факторов — влияния цифровизации и увеличения эмоциональной дистанции в ДРО — вызывает существенное снижение коммуникативности. Это порождает ещё одно важнейшее следствие цифровизации, которое можно обозначить как синдром снижения коммуникативности. Так, все три основные подсистемы психики подвергаются сходным по смыслу трансформациям, а между их деструктивными изменениями устанавливаются, по-видимому, и отношения синергии, что также усиливает степень негативности происходящих изменений. Безусловно, всё это сказывается и на детско-родительских отношениях. Для улучшения коммуникации в ДРО важно активно работать над созданием открытой и доверительной атмосферы, выделять время для общения и использовать цифровые технологии как инструмент для сближения, а не как замену живому взаимодействию.
Заключение
Современные цифровые технологии оказывают значительное влияние на отношения между родителями и детьми. Цифровая культура, включающая не только цифровые устройства, технологии работы с ними, но и складывающиеся в результате их применения социальные практики, системы взаимоотношений, стала неотъемлемой составной частью современной мировой культуры. Цифровизация изменила способы общения и взаимодействия родителей с детьми, что привело к реорганизации ДРО. Цифровые технологии предлагают новые возможности для общения и обучения, но и приводят к отчуждению, непониманию в семье.
Семья по-прежнему остаётся важным объектом исследования, позволяющим глубже понять социальные процессы и изменения в обществе. Основой семьи принято считать ДРО как один из самых важных и фундаментальных элементов. От этих отношений зависит не только взаимодействие между родителями и детьми, но и развитие личности ребёнка, его будущее. В современном информационном обществе эти отношения значительно изменяются под влиянием различных тенденций. И хотя вопрос о воздействии информационных технологий на детство и ДРО является одним из актуальных и давно привлекает к себе внимание исследователей, он еще мало изучен. Гаджеты оказывают значительное воздействие на процесс становления социальных и коммуникативных компетентностей как детей, так и взрослых. Большинство детей проводят много времени за экраном своих устройств, что приводит к увеличению не только эмоциональной, но и коммуникативной дистанции между ними и родителями. Кроме того, родители могут испытывать тревогу и беспокойство по поводу безопасности своих детей в Интернете. В современных условиях перед детьми и родителями встают новые задачи и обязанности в семейной системе, которые связаны с использованием цифровых устройств [8].
Проведённое исследование подтверждает научную и практическую значимость рассматриваемых вопросов. При сложном взаимодействии традиционной деятельности с деятельностью в Интернете возникают новый образ жизни современного ребёнка и новый тип ДРО, опосредованных использованием гаджетов в воспитании и социализации детей. Проведённое исследование может стать инструментом для профессионалов и родителей, который поможет им обучать и готовить детей к полноценной жизни в современном цифровом мире.
Об авторах
Анатолий Викторович Карпов
Ярославский государственный университет (ЯрГУ) им. П.Г. Демидова
Автор, ответственный за переписку.
Email: karpov@bio.uniyar.ac.ru
доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии
РоссияАнастасия Александровна Волченкова
ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Email: 24crocus95@gmail.com
кандидат психологических наук, доцент факультета психологии
РоссияСписок литературы
- Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005.
- Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2004.
- Зинченко Ю.П. Психология виртуальной реальности. М.: МГУ, 2011.
- Карпов А.В. Методологические основы психологического анализа информационной деятельности / Государственная академия наук, Российская академия образования. Ярославль: Филигрань, 2021.
- Карпов А.В., Башкин М.В., Карпова Е.В., Чемякина А.В. Цифровизация как детерминанта трансформаций когнитивной подсистемы психики // Перспективы развития науки и образования. 2024. № 3 (в печати).
- Мешкова Л.Н. Современная цифровая среда как средство социокультурного становления личности подростка // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2021. Т. 10. № 4А. С. 23–32.
- Реан А.А., Коновалов И.А., Кузьмин Р.Г. Анализ лучших практик поддержки семьи и детства в современной России: проблема доказанной эффективности // Педагогика. 2021. № 4 (85). С 47–59.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.
- Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12. № 3. С. 226–248.
- Янак А.Л. Дети и родители в информационном пространстве: взаимодействие, риски и стратегии обеспечения безопасности // Известия Саратовского университета. Серия «Социология. Политология». 2021. Т. 21. Вып. 1. С. 64–71.
- Karpov A.V., Karpov A.А., Volchenkova А.А. Transformation Patterns of the regulatory subsystem of the Psyche in the Context of Digitalization of the Society // Сhanging society and personality. Ekaterinburg, 2024. № 3 (in print).
