Digitalization as a Determinant of Parent-Child Relationships
- Authors: Karpov A.V.1, Volchenkova A.A.2
-
Affiliations:
- Industrial and Organizational Psychology, P.G. Demidov Yaroslavl State University
- P.G. Demidov Yaroslavl State University
- Issue: No 4 (2024)
- Pages: 59-68
- Section: СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2587-6090/article/view/285293
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2024-119-04-59-68
- ID: 285293
Cite item
Full Text
Abstract
The influence of digitalization on the personal development of adolescents and their relationships with parents is considered. A conclusion is made about the significant influence of digitalization on the reduction of communicative functions of both children and parents, which in turn affects their relationships. Possible ways of facilitating communicative and social competencies of modern children and their parents are discussed. A new phenomenon, previously undescribed, has been established and interpreted — the syndrome of decreased communication skills under the influence of the digitalization factor. It complements the well-known syndromes of decreased cognitive ability and regulatory capacity and reveals its real, complex and significant influence on the developing psyche of a child and on the development of parent-child relationships. The practical significance of the results obtained in the study lies in the development, on their basis, of psychological tools for the prevention of deviant behavior in adolescents by educating parents on issues of harmonizing relationships.
Full Text
Одним из фундаментальных направлений общественных и гуманитарных наук является проблема семейных взаимоотношений. Исследования, посвящённые изучению проблем семьи, являются классическими темами в социальных науках, и их специфика меняется в зависимости от исторического, культурного и социального контекстов. Тема семьи остаётся динамичной и многогранной для исследования, её изучение требует учёта множества факторов, которые влияют на её структуру и функции в разные исторические моменты. Семья является важным элементом социума и его отражением.
Семья не только отражает социум, но и оказывает активное обратное влияние на него, адаптируясь к изменениям и передавая культурные ценности следующим поколениям. В связи с этим особого внимания заслуживает недостаточно изученный, но широко представленный в социуме процесс его цифровизации, оказывающий огромное влияние на все его сферы. Подчеркнём, что это не просто новый фактор, влияющий на реальность, а сама эта реальность, но уже именно новая. Анализ данного процесса ведётся в разных плоскостях, однако исследований, выявляющих, как именно цифровизация влияет на семью в целом и детско-родительские отношения (далее — ДРО) в частности, выполнено немного. Результаты нашего исследования представляют собой попытку компенсировать разрыв между теоретическим и эмпирическим уровнями изучения данной проблемы.
В современных условиях Интернет стал важной частью повседневной жизни, что приводит к формированию различных форм коммуникации, возникновению новых потребностей, а также проблем и рисков в различных сферах общественной жизни и социальных институтах (в том числе в семье). Проблема воздействия современных цифровых технологий на подрастающее поколение интересует учёных разных направлений, среди которых психологи, педагоги, социологи и культурологи [3–5, 9].
Повышенный интерес к исследованиям специфики молодого поколения в условиях цифровизации можно объяснить рядом факторов. Во-первых, с самого рождения гаджеты являются частью их повседневной жизни. Во-вторых, будущее социальное и культурное развитие напрямую зависит от того, насколько детям будут привиты ценности, поведенческие модели и навыки. Кроме того, современная цифровая индустрия предоставляет родителям множество инструментов воспитания (например, видео- и радионяни), которые становятся доступны детям сразу после их рождения. По мере роста ребёнка родители могут делегировать развитие когнитивных и защитных функций электронным устройствам. Детские информационные и коммуникационные устройства часто привлекают внимание ребёнка, что даёт родителям возможность узнать о его потребностях опосредованно. Вовлечение детей в информационное пространство меняет традиционные семейные отношения. Так, гаджеты, в которые интегрированы голосовые приложения, стали для современных детей надёжными источниками информации, иногда выступающими в роли собеседников и наставников, а всё чаще – в роли посредников между детьми и их родителями. Можно сказать, что «нечеловеческие» объекты также наделены способностью действовать. Цифровые устройства способны устанавливать и организовывать отношения в человеческом взаимодействии.
Посредством гаджетов и их функций увеличивается эмоциональная и физическая дистанция между родителями и детьми. Благодаря всё более сложным и высокочувствительным гаджетам происходят проникновение и опосредование в ДРО: специальные браслеты безопасности для детей, мониторы активности («мониторы дыхания» для младенцев) и др. увеличивают физическую дистанцию между ребёнком и взрослым, но при этом продолжают осуществлять контрольную функцию. Это повышает доверие, поскольку зависимость детей от электронных устройств соответствует поведенческим нормам современного общества, а именно необходимости всегда быть онлайн. При этом родители уверены, что в любой момент могут узнать, где находятся их дети, просто взглянув на геолокацию их мобильных телефонов. В этом контексте речь часто идёт не только о подростках, но и о детях 7–8 лет.
В ДРО существует высокий риск потери контакта и контроля. Подобная ситуация существовала всегда, но сегодня она приобрела более серьёзный характер, поскольку родители и дети — представители не только разных поколений, но и различных систем коммуникации. Исходя из этого, изучение взаимоотношений между родителями и детьми, а также влияние цифровой среды на пользователей представляет собой весьма существенную задачу для психологии.
Анализируя сложившуюся социальную реальность, нельзя также не учитывать, что существует острая необходимость в проведении теоретических и эмпирических исследований для изучения проблем, обусловленных воздействием интернет-среды на детей и их родителей. По мнению Е.В. Змановской, «девиантное поведение – отклонение индивида от установленных социальных норм, сопровождающееся социальной дезадаптацией и причиняющее вред обществу или непосредственно самому индивиду» [2]. Важными элементами стратегии предупреждения девиантного поведения и его рецидивов у подростков являются оценка и прогнозирование поведенческих проблем. Чтобы выбрать адекватный ответ на девиантное поведение (санкции или реабилитационные меры), необходима оценка рискованного поведения [9].
Теоретической основой исследования являются взгляды Г.С. Абрамовой, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной на возрастные особенности, а также работы современных исследователей цифровой социальности подростков (Е.П. Белинской, А.Е. Войскунского, Ю.П. Зинченко, Т.А. Нестика, Г.У. Солдатовой и др.).
Теоретическая часть
Согласно исследованиям в области ДРО, остро стоит вопрос о специфике этих отношений в результате воздействия цифровизации на поведение подростков и их родителей. Для современного социокультурного контекста наиболее характерны растущее предпочтение взаимодействия взрослых и детей в Интернете. В результате этого снижаются навыки общения и социализации, которые представляют собой важный этап в развитии личности, а также сокращается время, которое они проводят с семьями, что является важной проблемой, требующей решения.
Вопросы межличностных отношений, их природы и особенностей, а также роли в развитии личности и социальных групп всегда интересовали исследователей. Предметом часто становились межличностные отношения и дистанция в них, проблемы личности, социальное познание и др. Несмотря на большое количество исследований, вопрос психосоциальной дистанции в ДРО изучен недостаточно. Согласно О.И. Калмыковой, дистанция — это личностное образование, отражающее параметры суверенности личности, баланс между открытостью и закрытостью по отношению к окружающему миру и позволяющее осознанно развивать у личности личностный стиль. При этом степень развития этого стиля отражает уровень развития субъектности личности и качества системы её формирования. Психологическая дистанция — двусторонний социально-психологический феномен, который является регулятором взаимодействия и основная функция которого — структурирование коммуникативного поля в зависимости от степени психологической близости.
Дополнительно психологическая дистанция трактуется как «степень открытости по отношению к другим и степень защищённости от них» (В.А. Петровский), «средство сохранения целостности самовосприятия» (Б.Д. Парыгин), «необходимое условие развития личности» (Е.И. Кузьмина).
Интернет создаёт уникальную виртуальную культуру, в которой присутствуют свои ценности, определённый образ мышления, язык и многое другое. Всё это не может не оказывать влияния на восприятие реального мира, взаимодействие друг с другом и формирование новых общественных и семейных норм. Эта культура продолжает развиваться, что открывает новые возможности и ставит перед нами новые вызовы.
Для ДРО актуальны такие угрозы, как:
¡ зависимость от использования цифровых устройств и Интернета. Это проявляется в постоянной проверке уведомлений, игнорировании реального общения, вызывает проблемы с самооценкой, тревожностью и др.;
¡ нарушение вертикали в отношениях, происходит смена ролей — родители могут пребывать в инфантильной позиции, а дети — замещать их родительскую роль, что нарушает психоэмоциональный климат семьи;
¡ трансформация системы воспитательных практик, в том числе поощрений и наказаний;
¡ возникновение опасности увеличения конфликтов между родителями, прародителями и детьми;
¡ изменение родительского контроля, зачастую снижение их авторитета;
¡ в целом негативный информационный фон [10].
Таким образом, существующие теоретические положения подтверждают высокую актуальность исследуемой проблематики.
Методология, методы и материалы исследования
Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные теории и концепции, обеспечивающие наиболее полное и целостное описание объекта и предмета исследования. Проведение настоящего исследования осуществляется преимущественно в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [1], фундаментальность которой была ранее продемонстрирована на разных возрастных группах применительно к ситуациям освоения культурных и социальных норм. Однако при этом осталась не до конца изученной роль внутренних условий личности, которые способствовали бы развитию субъектности подростков и их коммуникативных взаимодействий со значимыми взрослыми.
Использовался комплекс научно-обоснованных методов, надёжных и валидных методик, сгруппированных следующим образом:
¡ теоретический анализ литературных источников и общепсихологические методы, принципы планирования и проведения эмпирических исследований;
¡ методики диагностического и исследовательского типа: экспресс-опросник «Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми» (И. Марковская), «Опросник проблемного использования социальных сетей» (Н.А. Сирота и др.), «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл), «Методика диагностики агрессивности» (А. Басс, А. Дарки), «Шкала самооценки уровня тревожности» (Ч.Д. Спилбергер (адаптирована Ю.Л. Ханиным)), «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев);
¡ математико-статистические методы: процедуры описательной статистики, корреляционный анализ по Пирсону, дисперсионный анализ. Обработка данных и статистический анализ результатов проводились в системе IBM SPSS 25.0.
Базой исследования послужили учебные заведения Ярославля и Ярославской области. Степень соответствия эмпирических результатов общепризнанным научным стандартам была обеспечена, в том числе, благодаря репрезентативной выборке. В эмпирической части исследования приняли участие 300 испытуемых: 150 подростков в возрасте от 13 до 15 лет (учащиеся 7–8 классов) и их родители — 150 человек в возрасте от 35 до 52 лет.
Процедура исследования. Алгоритм эмпирического исследования по изучению ДРО в условиях цифровизации состоял в следующем. Проведение исследования (с родителями и детьми) осуществлялось в группах в разных помещениях образовательного учреждения. Первоначально все испытуемые прошли тестирование. Общее время выполнения заданий на данном этапе составило 40–180 минут. Далее полученные данные подверглись статистической обработке и интерпретации.
Результаты и обсуждение
Результаты анализа обнаруженных взаимосвязей продемонстрировали определённые закономерности, важнейшие из которых описываются далее.
Установлена сильная прямая связь между эмоциональной дистанцией в отношениях и проблемным использованием социальных сетей (подростки (r = ,134; р < 0,01); родители (r = ,223; р < 0,01)). Чрезмерное, проблемное использование социальных сетей способствует увеличению эмоциональной дистанции в ДРО, которая осознаётся обеими сторонами. Это приводит к отдалению от реального общения друг с другом родителей и их детей-подростков, к негативным эмоциональным последствиям. Важной задачей родителей в данном случае становится необходимость найти смыслы в реальном общении, пригласить туда своего ребёнка и только после этого создавать условия, в которых могла бы развиваться цифровая компетентность (как взрослых, так и детей). При этом необходимо ограничивать время, проводимое в Интернете. Только так возможно сохранять и восстанавливать качественные межличностные отношения в семье, обеспечивать психологическое благополучие семейного климата.
Между эмоциональной дистанцией в отношениях и склонностью подростков к нарушению норм и правил также обнаружена сильная прямая связь (r = ,432; p < 0,01). Данный факт свидетельствует о том, что в группе подростков преобладает склонность к нарушению норм и правил. Высокий показатель по данному параметру подразумевает проявление вышеупомянутых тенденций: склонность противопоставлять нормы группы собственным нормам и ценностям, тенденция к «нарушению общественного порядка» и поиску непреодолимых трудностей. Всё это негативно сказывается на ДРО и на развитии личности подростков.
Между эмоциональной дистанцией в отношениях и тревожностью подростков также выявлена положительная связь (r = ,418; р < 0,01). Чем выше субъективная оценка родителями и подростками эмоциональной дистанции в их отношениях, тем выше показатели тревожности у подростков. Как правило, этот феномен объясняется возникновением конфликтных ситуаций и нежеланием или отказом их регулировать, что приводит к снижению психологической безопасности и эмоциональной поддержки между ребёнком и родителем. Переживания близости чередуются с переживаниями дистанции, что связано с фрустрацией в реализации необходимых переживаний близости и дистанции. Эти обстоятельства обусловливают то, как молодые люди оценивают отношения вне семьи. Дружеские отношения подростков из таких семей характеризуются поверхностностью, им свойствен высокий уровень конформизма, у многих имеется потребность завоевать внимание сверстников. Всё свидетельствует о неблагоприятной обстановке для развития социальных и коммуникативных компетенций подростков [6]. Необходимо учитывать, что при наличии гаджетов и захватывающего медиапространства у многих подростков потребность в близких отношениях со сверстниками утрачивается вовсе.
Обнаружена обратная связь между эмоциональной дистанцией в отношениях и общим показателем осмысленности жизни подростков (r=,344; р<0,01). Чем меньше подросток чувствует защищённость в ДРО от информационного, физического, социально-педагогического, психологического воздействия, тем больше у него задач на осмысление своего жизненного положения. В свою очередь, за неимением жизненного опыта, эмоциональных сил подросток просто не способен верно выстроить жизненные цели и планы, учитывать значимых взрослых и других людей, что, безусловно, негативно сказывается на его развитии. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что существует высокая необходимость в создании особой поддерживающей среды, гармонизирующей психологическое состояние подростков, способствующей образованию предпосылок к согласованному и непротиворечивому развитию [7].
Целесообразно сделать вывод о том, что анализ проблемы психологических особенностей ДРО как субъектных детерминант социализации подростков в условиях цифровой реальности выявляет свойства подростков, которые проявляются и действуют целостно, как единая структура.
В ходе дисперсионного анализа результатов были выявлены различия между исследуемыми группами подростков и их родителями. В таблице представлены результаты однофакторного дисперсионного анализа. Полученные данные позволяют определить наличие или отсутствие различий в исследуемых параметрах.
Таблица
Результаты дисперсионного анализа в группах подростков и их родителей
Исследуемые параметры | F-критерий | p-level |
Нетребовательность — требовательность родителя | F = 11,25 | p = 0,54 |
Мягкость — строгость родителя | F = 8,24 | p = 0,655 |
Автономность — контроль по отношению к ребёнку | F = 10,47 | p = 0,701 |
Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребёнка к родителю | F = 12,8 | p = 0,761 |
Отвержение — принятие ребёнка родителем | F = 21,09 | p = 0,841 |
Отсутствие сотрудничества — сотрудничество | F = 6,342 | p = 0,632 |
Непоследовательность — последовательность родителя | F = 15,212 | p = 0,08 |
Удовлетворённость отношениями ребёнка с родителем | F = 2,322 | p = 0,943 |
Тревожность личностная | F = 34,5 | p = 0,045 |
Тревожность ситуативная | F = 6,534 | p = 0,083 |
Общий индекс агрессивности | F = 2,348 | p = 0,747 |
Общий показатель — осмысленность жизни | F = 12,289 | p = 0,01 |
Склонность к преодолению норм и правил | F = 14,454 | p = 0,05 |
Склонность к аддиктивному поведению | F = 18,252 | p = 0,05 |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению | F = 14,348 | p = 0,71 |
Склонность к агрессии и насилию | F = 6,844 | p = 0,05 |
Волевой контроль эмоциональных реакций | F = 14,791 | p = 0,001 |
Склонность к деликвентному поведению | F = 15,642 | p = 0,2 |
Проблемность в использовании социальных сетей | F = 8,415 | p = 0,041 |
Наиболее важным результатом исследования является установление отсутствия различий между исследуемыми группами по параметру «Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребёнка к родителю» (F = 12,8; p = 0,761) (рис. 1). В реальности родители и их дети-подростки воспринимают ДРО как эмоционально дистантные, где подросткам практически невозможно делиться самым сокровенным и важным с родителем. Это связано с тем, что родитель не делится сам, что является сигналом для подростка об отсутствии доверительных отношений со взрослым.
Рис. 1. Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребёнка к родителю
Ребёнок — это не только отдельная и уникальная личность, но и участник семейной системы. Доверительные отношения между родителями и детьми способствуют эмоциональной близости между ними, что является основой для здоровых — в эмоциональном и психологическом планах — отношений на протяжении всей жизни. Проявляя доверие к своим детям, родители могут способствовать развитию у них независимости, ответственности и самоконтроля. Учитывая современный цифровой мир, важно строить доверительные отношения с детьми, чтобы они могли развивать навыки критического мышления, управлять своим временем в Интернете и защищать себя от его опасностей. Необходимо, чтобы родители были готовы открыто обсуждать эти темы со своими детьми и создавать доверительную обстановку в доме. Взаимное доверие позволяет родителям поддерживать стремление своих детей к самореализации и развитию.
Обнаружено, что нет различий между группами по параметру «Удовлетворённость отношениями ребёнка с родителем» (F=2,322; p =0,943) (рис. 2). Этот факт является неблагоприятным, поскольку респонденты, отвечая на вопросы, иллюстрирующие данный диагностический параметр, сходны в мнении о том, что нет удовлетворённости в отношениях между родителями и детьми. Низкий уровень удовлетворённости свидетельствует о том, что подростки и их родители обеспокоены текущей семейной ситуацией. В отношениях ухудшается коммуникация, что является важной проблемой, которая негативно влияет на развитие детей и качество семейных связей. Основная причина кроется в переходе от традиционных форм общения к цифровым. Время, проведённое у экранов, часто заменяет живое взаимодействие. Отсутствие совместных активностей: игр, прогулок, семейных ужинов и др., снижает качество общения. Стресс и эмоциональное состояние также сказываются на ДРО. В современном обществе акцент на успех и достижения приводит к тому, что родители меньше времени уделяют эмоциональной поддержке и общению с детьми.
Рис. 2. Удовлетворённость отношениями ребёнка с родителем
Обобщая полученные результаты, отметим, что они связаны с ещё более широкой проблематикой, а именно, с особенностями главных подсистем психики: когнитивной, регулятивной и коммуникативной. Первые две подсистемы (когнитивная и регулятивная) и феномены, возникающие в них вследствие цифровизации — а именно, синдром снижения когнитивности и синдром снижения регулятивности — не исчерпывают представления о трансформациях психики в условиях цифровизации, хотя уже накоплен большой эмпирический материал [11]. Сущность этих трансформаций состоит в том, что цифровизация приводит к порождению двух указанных синдромов: снижения когнитивности и снижения регулятивности. Представленные результаты не только позволяют, но и заставляют сделать вывод, согласно которому цифровизация оказывает мощное по интенсивности и аналогичное по направленности с этими синдромами воздействие не только на указанные подсистемы (когнитивную и регулятивную), но и на третью — коммуникативную подсистему. Синергетическое воздействие двух факторов — влияния цифровизации и увеличения эмоциональной дистанции в ДРО — вызывает существенное снижение коммуникативности. Это порождает ещё одно важнейшее следствие цифровизации, которое можно обозначить как синдром снижения коммуникативности. Так, все три основные подсистемы психики подвергаются сходным по смыслу трансформациям, а между их деструктивными изменениями устанавливаются, по-видимому, и отношения синергии, что также усиливает степень негативности происходящих изменений. Безусловно, всё это сказывается и на детско-родительских отношениях. Для улучшения коммуникации в ДРО важно активно работать над созданием открытой и доверительной атмосферы, выделять время для общения и использовать цифровые технологии как инструмент для сближения, а не как замену живому взаимодействию.
Заключение
Современные цифровые технологии оказывают значительное влияние на отношения между родителями и детьми. Цифровая культура, включающая не только цифровые устройства, технологии работы с ними, но и складывающиеся в результате их применения социальные практики, системы взаимоотношений, стала неотъемлемой составной частью современной мировой культуры. Цифровизация изменила способы общения и взаимодействия родителей с детьми, что привело к реорганизации ДРО. Цифровые технологии предлагают новые возможности для общения и обучения, но и приводят к отчуждению, непониманию в семье.
Семья по-прежнему остаётся важным объектом исследования, позволяющим глубже понять социальные процессы и изменения в обществе. Основой семьи принято считать ДРО как один из самых важных и фундаментальных элементов. От этих отношений зависит не только взаимодействие между родителями и детьми, но и развитие личности ребёнка, его будущее. В современном информационном обществе эти отношения значительно изменяются под влиянием различных тенденций. И хотя вопрос о воздействии информационных технологий на детство и ДРО является одним из актуальных и давно привлекает к себе внимание исследователей, он еще мало изучен. Гаджеты оказывают значительное воздействие на процесс становления социальных и коммуникативных компетентностей как детей, так и взрослых. Большинство детей проводят много времени за экраном своих устройств, что приводит к увеличению не только эмоциональной, но и коммуникативной дистанции между ними и родителями. Кроме того, родители могут испытывать тревогу и беспокойство по поводу безопасности своих детей в Интернете. В современных условиях перед детьми и родителями встают новые задачи и обязанности в семейной системе, которые связаны с использованием цифровых устройств [8].
Проведённое исследование подтверждает научную и практическую значимость рассматриваемых вопросов. При сложном взаимодействии традиционной деятельности с деятельностью в Интернете возникают новый образ жизни современного ребёнка и новый тип ДРО, опосредованных использованием гаджетов в воспитании и социализации детей. Проведённое исследование может стать инструментом для профессионалов и родителей, который поможет им обучать и готовить детей к полноценной жизни в современном цифровом мире.
About the authors
Anatoly V. Karpov
Industrial and Organizational Psychology, P.G. Demidov Yaroslavl State University
Author for correspondence.
Email: karpov@bio.uniyar.ac.ru
DSc (Psychology), Corresponding Member, Russian Academy of Education, Dean, Faculty of Psychology, Head of the Department
Russian FederationAnastasia A. Volchenkova
P.G. Demidov Yaroslavl State University
Email: 24crocus95@gmail.com
PhD (Psychology), Associate Professor, Faculty of Psychology
Russian FederationReferences
- Vygotskii L.S. Psikhologiya razvitiya cheloveka. M.: Smysl; Eksmo, 2005 (in Russian).
- Zmanovskaya E.V. Deviantologiya: (Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya): Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii. M.: Akademiya, 2004 (in Russian).
- Zinchenko Yu.P. Psikhologiya virtual'noi real'nosti. M.: MGU, 2011 (in Russian).
- Karpov A.V. Metodologicheskie osnovy psikhologicheskogo analiza informatsionnoi deyatel'nosti / Gosudarstvennaya akademiya nauk, Rossiiskaya akademiya obrazovaniya. Yaroslavl': Filigran', 2021 (in Russian).
- Karpov A.V., Bashkin M.V., Karpova E.V., Chemyakina A.V. Tsifrovizatsiya kak determinanta transformatsii kognitivnoi podsistemy psikhiki // Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya. 2024. № 3 (v pechati) (in Russian).
- Meshkova L.N. Sovremennaya tsifrovaya sreda kak sredstvo sotsiokul'turnogo stanovleniya lichnosti podrostka // Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. 2021. T. 10. № 4A. S. 23–32 (in Russian).
- Rean A.A., Konovalov I.A., Kuz'min R.G. Analiz luchshikh praktik podderzhki sem'i i detstva v sovremennoi Rossii: problema dokazannoi effektivnosti // Pedagogika. 2021. № 4 (85). S. 47–59 (in Russian).
- Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A. Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost' i bezopasnost'. M.: Smysl, 2017 (in Russian).
- Soldatova G.U., Chigar'kova S.V., Ilyukhina S.N. Predstavleniya o real'nom i virtual'nom prostranstvakh kak chast' aktual'noi kartiny mira podrostkov i roditelei v tsifrovom obshchestve: vozmozhnosti adaptatsii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya. 2022. T. 12. № 3. S. 226–248 (in Russian).
- Yanak A.L. Deti i roditeli v informatsionnom prostranstve: vzaimodeistvie, riski i strategii obespecheniya bezopasnosti // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya «Sotsiologiya. Politologiya». 2021. T. 21. Vyp. 1. S. 64–71 (in Russian).
- Karpov A.V., Karpov A.A., Volchenkova A.A. Transformation Patterns of the regulatory subsystem of the Psyche in the Context of Digitalization of the Society // Shanging society and personality. Ekaterinburg, 2024. № 3 (in print).
