Young People’s Attitude Towards Family and Marriage

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the results of a study on social representations among young people regarding attitudes towards family and marriage, individual prospects, plans for family creation, unregistered marriages, and childbirth in these unions. It also explores attitudes towards the reasons for starting a family and conditions for a successful marriage, as well as changes in social representations over time. The study analyzes trends in the general attitudes of young people towards these topics over a period of six years. It finds that most respondents believe it is necessary to prepare individuals for starting a family by teaching family values, and there is an increasing trend towards introducing courses on family life in schools. The vast majority of young people plan to start a family and have two children in the future. However, there is also a growing trend among young people to plan for having only one child. The results of this study are discussed in light of demographic trends and current issues in youth policy.

Full Text

Вопрос о популяризации семейного образа жизни среди молодёжи является одним из наиболее обсуждаемых в молодёжно-политической повестке: как на федеральном, так и на региональном уровнях ведутся активные дискуссии о стратегиях популяризации перспектив создания молодёжных семей, осуществляется активная работа по внедрению курсов семьеведения и основ семейной жизни для школьников [1] и студентов, появляются специализированные пособия, подготовленные различными авторскими коллективами [2–6]. Появление описанных выше инициатив является в некотором роде реакцией на ряд проблемных тенденций, связанных, в частности, с динамикой как разводов [7], так и брачно-репродуктивного поведения молодёжи [8]. Наиболее важным индикатором значимости, своевременности и актуальности инициатив является фиксируемый в исследованиях «запрос» молодёжи на преподавание курсов по вопросам семьи и семейной жизни в образовательных учреждениях различных уровней, в частности школах [9].

Образ семьи в сознании молодёжи является значимым регулятором как последующего брачного поведения, так и выстраивания жизненной траектории в целом. Данный тезис относится как к образу родительской семьи, так и к планируемому образу будущей семьи. Во множестве исследований фиксируется специфика образов семьи, где у подростков имеются различного рода риски негативной социализации: алкоголизации [10], интернет-зависимости [11], агрессии и криминализации [12], социальных девиаций личности [13]. Образы семьи и готовность респондентов в будущем создать семью, похожую на родительскую, имеют свою специфику у различных групп подростков и молодёжи, в частности нормотипичных и девиантных [14].

Одной из целей настоящей статьи является анализ временно́й динамики специфики представлений подростков о феномене семьи. Коллектив исследователей под руководством А.А. Реана в 2017 г. реализовал масштабный проект, в том числе связанный с оценкой обобщённых социальных представлений подростков о семье и браке, с анализом индивидуальных установок в отношении родительской семьи и аспектов образа планируемой семьи, отношения к незарегистрированным бракам и рождению детей в таких союзах, оценкой необходимости преподавания курсов по основам семейной жизни. В 2023 г. указанный исследовательский блок был реплицирован на схожей по возрастному и гендерному составу выборке, что обусловливает возможность сделать ряд выводов о динамике обобщенных социальных представлений, произошедших за последние шесть лет в сознании российской молодёжи.

Методы и выборка

Для оценки специфики и различных аспектов образов семьи, брака, а также временно́й динамики изменения представлений были проанализированы ответы респондентов на одинаковый набор вопросов, собранные в 2017 и 2023 гг. Выборка 2017 г. составила 5670 респондентов (58% — девушки), средний возраст — 16 лет (Mean = 16,34, Median=16, SD = 0,76). В выборку 2023 г. вошёл 1061 респондент (61% — девушки), средний возраст — 16 лет (Mean = 16,06, Median = 16, SD = 1,77). Оба исследования представляли собой анонимные онлайн-опросы, в 2017 г. — на платформе 1ka.si, в 2023 — на платформе Yandex.forms. Выборки являются не связанными, однако сопоставимыми ввиду схожести основных характеристик распределений.

Основным методом выступил сопоставительный анализ частот ответов на вопросы анкеты, представленные в табл. 1–5.

 

Таблица 1

Динамика общих представлений и установок молодёжи в отношении семьи и брака

 

2017 г.

2023 г.

Доля результатов

(из 100 повторных испытаний),

где p < 0,05

Как Вы считаете, нужно ли готовить человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям?

Да

66%

64%

3%

Нет

15%

15%

Не знаю

19%

21%

Верно ли высказывание «Семья — основа любого государства, не будет семьи — не будет государства»?

Да

78%

68%

100%

Нет

10%

13%

Не знаю

12%

19%

Как Вы думаете, необходимо ли преподавание курса

по вопросам семьи и семейной жизни в школах?

Да

38%

47%

100%

Нет

38%

27%

Не знаю

24%

26%

Считаете ли Вы наличие семьи обязательным условием счастья?

Да

68%

48%

100%

Нет

20%

35%

Не знаю

12%

17%

 

Таблица 2

Динамика индивидуальных установок молодёжи в отношении перспектив создания семьи

 

2017 г.

2023 г.

Доля результатов

(из 100 повторных испытаний),

где p < 0.05

Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?

Да

42%

43%

2%

Нет

34%

31%

Не знаю

24%

26%

Хотите ли Вы в будущем создать семью?

Да

81%

77%

65%

Нет

7%

8%

Не знаю

12%

15%

Сколько детей Вы хотели бы иметь в своей будущей семье?

Один

15%

24%

100%

Два

49%

48%

0%

Три

19%

11%

100%

Более трёх

8%

3%

100%

Ни одного

9%

13%

93%

 

Таблица 3

Динамика отношения молодёжи к незарегистрированным бракам и рождению детей вне зарегистрированного брака

 

2017

2023

Доля результатов

(из 100 повторных испытаний),

где p < 0.05

Как вы относитесь к гражданским бракам?

Это нормально

55%

59%

85%

Это недопустимо

17%

12%

Затрудняюсь ответить

28%

29%

Как вы относитесь к рождению детей вне зарегистрированного брака?

Это нормально

36%

46%

100%

Это недопустимо

35%

22%

Затрудняюсь ответить

29%

32%

 

Таблица 4

Специфика представлений молодёжи об основных причинах создания семьи

 

2017 г.

2023 г.

Доля результатов

(из 100 повторных испытаний),

где p < 0.05

Что, по-Вашему, является основной причиной создания семьи?

Любовь

64%

57%

98%

Взаимопонимание

18%

29%

100%

Рождение и воспитание детей

7%

6%

1%

Решение материальных и бытовых проблем

2%

1%

0%

Страх одиночества

3%

2%

24%

Другие причины

6%

5%

16%

 

Таблица 5

Специфика представлений молодёжи об условиях благополучного брака

 

2017 г.

2023 г.

Доля результатов

(из 100 повторных испытаний),

где p < 0.05

Каковы главные условия благополучного брака?

Любовь

87%

83%

77%

Взаимная поддержка

79%

82%

43%

Умение идти

на компромиссы

47%

53%

91%

Похожие ценности

и взгляды

39%

42%

100%

Общие цели

25%

27%

15%

Наличие детей

21%

9%

100%

 

Поскольку выбороки 2017 и 2023 гг. значимо различались по объёму, то из большей выборки (2017 г.) случайным образом была извлечена подвыборка, равная объёму меньшей выборки (2023 г.). По каждому из рассматриваемых вопросов были сформированы таблицы сопряжённости (2×2, 2×3 — в зависимости от специфики вопроса), статистическая значимость была оценена с помощью критерия Хи-квадрат Пирсона. По каждому из рассматриваемых вопросов описанная процедура (со случайным формированием равной по объёму подвыборки) была повторена 100 раз для оценки устойчивости эффекта, полученного с помощью критерия Хи-квадрат Пирсона. В табл. 1–5 четвёртый столбец «Доля результатов (из 100 повторных испытаний), где p < 0,05» демонстрирует процент испытаний, в рамках которых был получен статистически значимый результат. Устойчивым будем считать результат, соответствующий более 95% положительных испытаний из 100.

Процедура обработки данных была реализована в RStudio (R version 4.3.1) [15, 16] c использованием следующих пакетов: readxl [17], dplyr [18], sur [19], psych [20].

Результаты

Рассмотрим полученные результаты по группам вопросов, связанных с общими представлениями и установками в отношении семьи и брака (табл. 1), индивидуальных перспектив и планов по созданию семьи (табл. 2), незарегистрированных браков и рождения детей в указанных союзах (табл. 3), представлений об основных причинах создания семьи (табл. 4) и условиях благополучного брака (табл. 5).

На вопрос «Нужно ли готовить человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям?» распределение ответов респондентов, данных в 2017 и 2023 гг., оказалось схожим: большинство (66% и 64%) ответили положительно. Распределения отрицательных ответов и выбора варианта «не знаю» также сходны (см. табл. 1). Сопоставительный анализ с повторными измерениями уравненных выборок показал значимый результат только в трёх испытаниях из ста, что говорит о неустойчивом результате. Можно сделать вывод о том, что распределения значимо не отличаются друг от друга.

Согласно сопоставительному анализу с повторными испытаниями в отношении остальных вопросов из указанного блока можно сделать противоположный вывод: зафиксированы значимые различия в рассматриваемых распределениях. Так, по вопросам «Верно ли высказывание “Семья — основа любого государства, не будет семьи — не будет государства”?» и «Считаете ли Вы наличие семьи обязательным условием счастья?» в 2023 г. значимо меньшее число респондентов дало положительный ответ на указанные вопросы (см. табл. 1), увеличилось число «сомневающихся» при ответе на этот вопрос и число респондентов, давших отрицательный ответ на вопрос о наличии семьи как обязательного условия счастья.

Зафиксировано значимое изменение «запроса» на преподавание курса по вопросам семьи и семейной жизни в школах: практически половина респондентов в 2023 г. дали положительный ответ на рассматриваемый вопрос. Чуть более четверти респондентов ответили отрицательно и выбрали вариант «я не знаю», в 2017 г. распределения были несколько иными: положительный ответ дали чуть менее 40% респондентов (см. табл. 1).

Сопоставительный анализ с повторными испытаниями в отношении вопросов «Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?» и «Хотите ли Вы в будущем создать семью?» не выявил значимых различий между распределениями 2017 и 2023 гг. Таким образом, относительное большинство респондентов дают положительный ответ на вопрос о «повторении сценария» родительской семьи, однако при этом велика доля ответивших отрицательно и сомневающихся. Абсолютное большинство респондентов как в 2017, так и в 2023 г. планируют в будущем создать семью. Доли ответивших негативно и нейтрально также практически одинаковы (табл. 2).

При этом можно утверждать, что установки в отношении планируемого числа детей в будущей семье изменились. Так, практически половина респондентов как в 2017, так и в 2023 г. хотели бы иметь в будущей семье двоих детей. При этом значимо вырос процент респондентов, заявивших о намерении иметь одного ребёнка. Обратная тенденция характерна для вариантов «Три» и «Более трёх»: доли респондентов, которые предпочли указанные варианты, значимо снизились в 2023 г. по сравнению с 2017 г. Указанные результаты устойчивы при проверке многократными повторными испытаниями с уравниванием выборок.

По результатам сопоставительного анализа с повторными испытаниями в отношении вопросов, представленных в табл. 3, зафиксированы значимые различия между распределениями 2017 и 2023 гг. по вопросу о рождении детей вне зарегистрированного брака: выявлена тенденция к «нормализации» данного явления (в 2023 г. — 46%, по сравнению с 36% — в 2017), негативное отношение, наоборот, уменьшилось с 35% до 22% (табл. 3).

По вопросу об отношении к гражданским бракам также существует некоторая тенденция к «нормализации» указанного явления, однако различия в распределениях по категориям не столь велики (см. табл. 3).

По результатам сопоставительного анализа с повторными испытаниями в ответах на вопрос «Что, по-Вашему, является основной причиной создания семьи?» выявлены два существенных изменения: в 2023 г. респонденты значимо реже выбрали вариант «Любовь» (57% — по сравнению с 64% в 2017 г.) и значимо чаще — «Взаимопонимание» (29% против 18%). Оба результата являются устойчивыми.

При ответе на вопрос «Каковы главные условия благополучного брака?» (табл. 5) респонденты по-прежнему наиболее важной причиной называют «Любовь», далее идут «Взаимная поддержка» и «Умение идти на компромиссы».

По результатам сопоставительного анализа с повторными измерениями обнаружены значимые различия между выборками 2017 и 2023 гг. в контексте предпочтения таких вариантов ответа, как «Похожие ценности и взгляды» и «Наличие детей». Несмотря на крайне небольшой рост (с 39% до 42%), можно утверждать, что для респондентов из выборки 2023 г. условие «Похожие ценности и взгляды» является более значимым. При этом выбор «Наличия детей» как условия благополучного брака характеризуется обратной динамикой: в 2017 г. указанный вариант предпочёл 21% респондентов, по сравнению с 9% — в 2023 г.

Обсуждение

Полученные результаты отражают противоречивый образ семьи в сознании современной молодёжи. С одной стороны, зафиксированы проявления установки на индивидуализм, связанные с изменениями представлений о семье как условии счастья, некоторым сдвигом в вопросах отношения к рождению детей вне зарегистрированного брака, некоторым изменением репрезентации в сознании основных условий благополучного брака, увеличением доли молодёжи, планирующей в будущем иметь одного ребёнка. Отметим, что последнюю из обозначенных тенденций фиксируют также и демографы, отмечающие, в частности, что «отличительной особенностью современного брачного и репродуктивного поведения молодёжи в России являются откладывание брачного и репродуктивного дебюта на более поздний возрастной этап, преимущественная ориентация на малодетный или среднедетный образ жизни, при этом одной из основных характеристик первого этапа создания семьи выступает добрачное сожительство» [8, c. 94]. В эту тенденцию напрямую «вписывается» и снижение роли наличия детей как условия благополучного брака в представлении молодёжи.

С другой стороны, можно сказать, что за последние шесть лет существенно возрос «запрос» со стороны подростков и молодёжи на необходимость преподавания курсов основ семейной жизни в школах (до 47% ответов) и значимо снизилась доля несогласных (до 27%). Очень важно отметить, что реализуемые в настоящий момент инициативы на федеральном уровне напрямую отвечают указанному «запросу».

Большинство тенденций, выявленных ранее, по итогам цикла исследований коллектива А.А. Реана (см. напр. [21]) сохранилось.

Отметим ещё один контекст, с позиций которого можно рассмотреть зафиксированные противоречивые тенденции, — переход к «эпохе глобальной нестабильности», затронувшей человечество в последние годы. Здесь уместно вспомнить цитату М.Г. Ярошевского: «Изменения в общественном мнении, например, отражают глубинные социально-политические процессы, по отношению к которым индивидуальные установки не первичны, а производны... При опросе общественного мнения и аналогичных процедурах оценка установок отдельного лица используется не для выявления его своеобразного психологического облика, а для характеристики интересов, умонастроений, предубеждений, запросов той социальной группы, к которой принадлежит это лицо. Установка есть реальный факт внутренней, психической жизни субъекта. Она говорит о способе представленности в организации этой жизни социальных связей и отношений» [22, c. 341]. В этом контексте ещё раз важно подчеркнуть противоречивость сохраняющихся установок в отношении позитивного образа семьи в сознании молодёжи с тенденциями к индивидуализму, проявляющимися в планировании личной семейной траектории. Как ни парадоксально, но усиление индивидуалистских тенденций может свидетельствовать о стремлении не только к удовлетворению эгоистических потребностей, но и к более осознанному принятию ответственности в период глобальной неопределённости. Однако указанный тезис нуждается в дополнительной проверке.

Заключение

В рамках статьи проанализированы результаты сопоставительного исследования социальных представлений молодёжи о семье и браке, индивидуальных перспективах и планах по созданию семьи, об отношении к незарегистрированным бракам и рождению детей в указанных союзах, о представлениях об основных причинах создания семьи и условиях благополучного брака.

Показано, что как в 2017, так и в 2023 г. большинство респондентов считают, что необходимо готовить человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям. Подавляющее большинство молодых людей планируют в будущем создать семью и иметь двоих детей. Наиболее «вескими» причинами создания семьи молодые люди считают любовь и взаимопонимание. К наиболее важным условиям благополучного брака молодые люди относят любовь и взаимную поддержку. Выявлено усиление «запроса» на преподавание курсов основ семейной жизни в школах.

×

About the authors

Artur A. Rean

Federal Scientific Center of Psychological and Multidisciplinary Research

Author for correspondence.
Email: profrean@yandex.ru

Member of the Russian Academy of Education, DSc (Psychology), Head of the Laboratory for Psychology of Destructive Behavior and Aggression in Youth, Chairman, Coordinating Research Council on Families and Childhood, Russian Academy of Education

Russian Federation

Ivan A. Konovalov

Federal Scientific Center of Psychological and Multidisciplinary Research

Email: iv.konovalov@yandex.ru

PhD (Psychology), Researcher, Laboratory for Psychology of Destructive Behavior and Aggression in Youth

Russian Federation

References

  1. S novogo uchebnogo goda v shkolakh budet vvedyon kurs vneurochnykh zanyatii «Sem'evedenie». – 2024. [Elektronnyi resurs] URL: https://edu.gov.ru/press/8303/s-novogo-uchebnogo-goda-vshkolah-budet-vveden-kurs-vneurochnyh-zanyatiy-semevedenie/ (data obrashcheniya: 25.07.2024) (in Russian).
  2. Sem'evedenie (Osnovy semeinoi zhizni) dlya uchashchikhsya 9–11 klassov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii: Uchebno-metodicheskoe posobie / A.A. Rean, I.A. Konovalov, N.L. Moskvichyova, M.A. Novikova; Pod red. A.A. Reana. M.: Artkitchen, 2019 (in Russian).
  3. Sem'evedenie (Osnovy semeinoi zhizni): Kniga dlya uchashchikhsya 9–11 klassov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii / A.A. Rean, I.A. Konovalov, N.L. Moskvicheva, M.A. Novikova; Pod red. A.A. Reana. M.: Artkitchen, 2021 (in Russian).
  4. Azbuka schastlivoi sem'i: 30 urokov osoznannogo roditel'stva / D. Mashkova. M.: Eksmo, 2021 (in Russian).
  5. Kartseva L.V. Sem'evedenie: Kniga dlya uchitelya: Uchebno-metodicheskoe posobie / Pod nauch. red. L.V. Kartsevoi; 3-e izd-e, pererab. i dop. Kazan': Kazanskii gosudarstvennyi institut kul'tury, 2016 (in Russian).
  6. Rean A.A., Konovalov I.A. Sovremennye praktiki prepodavaniya osnov semeinoi zhizni v shkole // Pedagogika. 2018. №. 8. S. 57–68 (in Russian).
  7. Sivoplyasova S.Yu. Vliyanie pandemii COVID-19 na brachnost' i razvodimost' v Rossii // Narodonaselenie. 2023. T. 26. № 2. S. 18–29. doi: 10.19181/population.2023.26.2.2; EDN: ZRIZXK (in Russian).
  8. Abdul'zyanov A.R., Rustamova G.M. Brachnoe i reproduktivnoe povedenie sovremennoi rossiiskoi molodyozhi // Narodonaselenie. 2024. T. 27. № S1. S. 94–106. doi: 10.24412/15617785- 2024-S1-94-106; EDN: RGQIRV (in Russian).
  9. Rean A.A. Otnoshenie molodyozhi k institutu sem'i i semeinym tsennostyam // Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. 2016. № 1 (21). S. 3–8 (in Russian).
  10. Alyokhin A.N., Lokteva A.V., Dubinina E.A. Obraz roditelei u podrostkov, sklonnykh k alkogolizatsii // Tyumenskii meditsinskii zhurnal. 2014. № 1. S. 28–30 (in Russian).
  11. Vodyakha Yu.E. Sravnitel'nyi analiz obraza ottsa i obraza materi u podrostkov s internet-zavisimost'yu // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 1. S. 119–123 (in Russian).
  12. Rean A.A., Konovalov I.A. Sotsial'no-pertseptivnyi obraz razlichnykh sotsial'nykh grupp v soznanii podrostkov // Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2018. T. 9. № 2. S. 60–80. doi: 10.17759/sps.2018090205 (in Russian).
  13. Rean A.A. Sem'ya kak faktor sotsial'nykh deviatsii lichnosti // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2007. T. 4. №. 1. S. 25–29 (in Russian).
  14. Rean A.A. Sem'ya v predstavlenii podrostkov s prosotsial'nym i asotsial'nym povedeniem / A.A. Rean, I.A. Konovalov, M.A. Novikova // Mir psikhologii. 2018. № 1 (93). S. 75–88. EDN: XMPWDB (in Russian).
  15. R Core Team. R: A Language and Environment for Statistical Computing. R Foundation for Statistical Computing, Vienna, Austria. 2023. URL: https://www.R-project.org/ (data obrashcheniya: 25.07.2024).
  16. Posit team. RStudio: Integrated Development Environment for R. Posit Software, PBC, Boston, MA. 2024. URL: http://www.posit.co/ (data obrashcheniya: 25.07.2024).
  17. Wickham H., Bryan J. readxl: Read Excel Files. R package version 1.4.2, 2023. URL: https:// CRAN.R-project.org/package=readxl (data obrashcheniya: 25.07.2024).
  18. Wickham H., François R., Henry L., Müller K., Vaughan D. dplyr: A Grammar of Data Manipulation. R package version 1.1.2, 2023. URL: https://CRAN.R-project.org/package=dplyr (data obrashcheniya: 25.07.2024).
  19. Harel D. sur: Companion to «Statistics Using R: An Integrative Approach». R package version 1.0.4, 2020. URL: https://CRAN.R-project.org/package=sur (data obrashcheniya: 25.07.2024).
  20. Revelle W. psych: Procedures for Psychological, Psychometric, and Personality Research. Northwestern University, Evanston, Illinois. R package version 2.3.6, 2023. URL: https://CRAN.R-project.org/package=psych (data obrashcheniya: 25.07.2024).
  21. Rean A.A. Sem'ya v strukture tsennostei molodyozhi // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2017. T. 14. №. 1. S. 62–76 (in Russian).
  22. Yaroshevskii M.G. Psikhologiya v XX stoletii: teoreticheskie problemy razvitiya psikhologicheskoi nauki. M.: Politizdat, 1971 (in Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Реан А.A., Коновалов И.A.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».