Концептуальные основания теории правового регулирования в современных условиях
- Авторы: Богатырев М.Р.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова»
- Выпуск: Том 9, № 1 (2025)
- Страницы: 15-21
- Раздел: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2588-0012/article/view/293387
- DOI: https://doi.org/10.17277/pravo.2025.01.pp.015-021
- ID: 293387
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Реализована попытка определить концептуальные основания теории правового регулирования в современных условиях. Автор обращается к проблеме обновления подходов к процессу упорядочения общественных отношений, поиску механизмов, способных даже в кризисных (чрезвычайных, экстраординарных) условиях обеспечить достижение целей правового регулирования – устойчивого развития личности, общества и государства. С одной стороны, в юридической науке отмечается тенденция избыточного публично-правового регулирования, приводящая к вмешательству в частные сферы общественных отношений; с другой стороны, отмечается необходимость в определенных чрезвычайных условиях ограничения прав человека, продиктованные публичными интересами, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Автор путем ревизии либертарного, антропологического, коммуникативного, позитивистского подходов к определению права и правового регулирования приходит к выводу о необходимости перехода от дискуссий относительно преимуществ использования каждого из них к формированию интегративной теории, основанной на позитивистком подходе, учитывающем роль новых правовых регуляторов (в частности, «мягкого» права), а также социальных оснований (ценностей, принципов и т.д.) в упорядочении общественных отношений.
Полный текст
Введение
Модернизация общественных отношений как объекта правового регулирования настоятельно требует от юридической науки обновления подходов к самому процессу упорядочения общественных отношений, созданию необходимых механизмов, направленных на гармоничное удовлетворение частных и публичных интересов, достижение согласия и устойчивого развития личности, общества и государства. К сожалению, в последние десятилетия в регулирующем воздействии права наблюдаются кризисные явления, связанные с избыточностью публично-правового регулирования, вмешательством права в традиционно частные сферы общественных отношений и т.д., на которые обращает внимание ряд ученых [3].
Безусловно, сложившаяся в отечественной правовой науке концепция правового регулирования требует тщательной ревизии: с одной стороны, не следует полностью отвергать сложившийся в советской юриспруденции позитивистский подход к определению правового регулирования, но, с другой стороны, необходим учет личностного (коммуникативного) аспекта, социокультурного, ценностного подходов. Вряд ли эффективным и результативным с точки зрения долгосрочного развития того или иного государства можно признать слепое копирование зарубежных политико-правовых институтов, механическую рецепцию правовых норм – готовые решения, подготовленные в отрыве от отечественной специфики.
Основная часть
Советская концепция правового регулирования, разработанная в 50 – 80-е гг. ХХ века, и в настоящее время составляющая базис, на котором строятся специальные отраслевые научные исследования, представляется нам стержнем современной теории правового регулирования. Безусловно, время не стоит на месте и нельзя избежать прогресса, в том числе и в подходах к правовому регулированию. Здесь уместно вспомнить точку зрения Г. В. Мальцева о том, что «причина привлекательности научно-технических парадигм (с которыми данный ученый связывал и механистическую теорию правового регулирования, разработанную С. С. Алексеевым – прим. авт.) связана с духом и стилем времени их возникновения» [9, с. 64]. Согласимся, наука конца XIX – первой половины XX века была ориентирована на точное знание, универсальные технические решения, что детерминировало и господство позитивисткого типа правопонимания, создающего в юридической сфере строгие формы и научно-технические парадигмы.
Данный подход нашел отражение в категориально-понятийном аппарате советского юридического позитивизма – «аппарат» по отношению к системе построения государственной власти и «машина» (для подавления одного класса другим) – применительно к государству. В настоящее время юридическая наука под воздействием научно-технического прогресса планомерно обогащается терминами, первоначально достаточно далекими от правовой сферы, – механизм, инструмент, алгоритм, технология и т.д., без которых немыслим современный юридический язык. Это общая тенденция, характерная для всех наук, ибо в настоящее время нарастает необходимость междисциплинарного подхода в исследовании объектов и, как следствие, выработки языка «междисциплинарного взаимодействия», на чем не будем останавливать подробно, поскольку данная тема – предмет самостоятельного научного изучения.
Возвращаясь к необходимости переоценки сугубо позитивистского подхода к определению природы правового регулирования, заметим, что в юридической науке имеются достаточно систематизированные исследования в данном направлении.
Например, представители современной либертарно-правовой концепции правового регулирования анонсируют принципиально новый подход к определению сущности правового регулирования и его эффективности. Так, В. В. Лапаева связывает регулирующее воздействие права с его «вкладом в укрепление правовых начал государственной и общественной жизни, развитие элементов свободы в общественных отношениях, реализацию прав и свобод человека и гражданина» [8, с. 33].
В свою очередь, Н. В. Варламова, основываясь на рационально-правовой теории легитимации власти М. Вебера, полагает, что право, как «форма реализации и защиты свободы в социальной жизни», выступает нормативным порядком высшего уровня: «правовое регулирование является легитимным, если оно рационально, то есть обеспечивает материальные гарантии максимальной меры свободы» [2, с. 220].
Соответственно, правовой либертаризм в основе природы правового регулирования и главного критерия его результативности (эффективности) предлагает выделять степень реализации прав и свобод человека и гражданина, гарантии свободы и т.д. Полагаем, что данный подход в целом не противоречит инструментализму в праве, однако требует смещения акцентов от чисто «механических» (средства, инструменты, режимы, механизмы) к общечеловеческим ценностям.
С критикой «позитивно-инструментального» (определим его так – прим. авт.) подхода выступают также представители современного антрополого-правового течения, наиболее известным представителем которого является И. Л. Честнов, полагающий, что в правовом регулировании необходимо учитывать «человеческий фактор», который выражается в правовой культуре и опосредует правовое воздействие на массовое поведение населения [12, с. 22]. С точки зрения данного подхода, под воздействием позитивистского метода человек долгие десятилетия воспринимался как объект правового регулирования, исключался из процесса принятия юридических решений, отстранялся от процесса социального регулирования, что привело к «отчуждению граждан от права, кризису легитимности власти, росту национализма и религиозного фундаментализма» [5, с. 81]. Данную критику сложившейся в нашей отечественной науке концепции правового регулирования можно признать справедливой, однако при этом необходимо уточнить тот факт, что она корреспондирует содержательным аспектам правового регулирования и подходам к его эффективности и в целом не разрушает до оснований восприятие права как системы регулирующего воздействия юридических инструментов на общественные отношения. Речь здесь скорее идет опять же о тех скрепах, ценностях, идеалах, принципах, которые должны лежать в основе правового регулирования.
В противовес инструментально-позитивисткому (в рамках парадигмы классической рациональности) некоторые ученые стремятся предложить коммуникативный подход, основанный на теориях К. О. Апеля [1] и Ю. Хабермаса [11]. Ю. Хабермас «возлагает на обычных граждан тройную ответственность: одобрения закона, развития закона и обеспечения его выполнения. Это демократия участия в ее наиболее полной разновидности» [6, с. 131]. С его точки зрения, право есть сочетание двух свойств – фактичности (связана с принудительной силой права) и значимости (легитимность права, признанная человеком, его моральная обоснованность, достигнутая в результате консенсуса между государством и человеком) [13]. Нельзя не согласиться и с данным подходом: правовые предписания объективно нуждаются в ценностном обосновании; право есть результат социального консенсуса и данные аспекты широко представлены как в научных разработках о необходимости демократизации процесса правотворчества [10], так и на практике – в процедурах широкого общественного обсуждения законопроектов.
Заключение
Безусловно, формирование теории правового регулирования возможно только на позициях консенсуса имеющихся в юридической науке концепций правового регулирования и его эффективности; и в то время, когда ряд ученых ратует за отход от «узконормативного, позитивистского типа правопонимания» [5, с. 81], мы хотим лишь возразить им словами Р. Декарта: «В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит»1. Безусловно, коммуникативная теория права апробирована временем, однако в большей степени адаптирована для зарубежной юридической науки и в рамках отечественной правовой традиции нуждается в серьезной трансформации, в том числе и с учетом все еще «господствующего» позитивистко-инструментального подхода.
Юридическим сообществом уже давно признается необходимость трансформации подходов к определению правового регулирования, и уже никто из авторов не стоит на крайне позитивистских позициях понимания права как «совокупности правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил поведения, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений, порядков, выгодных и угодных господствующему классу» [4, с. 84]. Однозначно, современный позитивизм сохраняет приверженность государственном началу в установлении правил поведения, однако учитывает социальные основания (принципы), обусловленные социально-экономическими, политическими и духовными условиями жизни. Другими словами, роль современной теории правового регулирования мы видим в интеграции подходов к пониманию права и поиске паритета в определении источников правообразования. К сожалению (или к счастью), вопрос не может быть поставлен в рамках кардинального изменения роли государства в принудительном обеспечении реализации правовых предписаний, поскольку общество, в котором право будет обеспечиваться исключительно добровольными мотивами, основанными на легитимном, добровольном признании его ценности, в современных условиях представляется утопией. Особенно это касается правового регулирования в экстраординарных (чрезвычайных) условиях, когда на фоне конституционного признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности даже демократические государства вынуждены ограничивать эти права и свободы на основании закона для обеспечения национальной безопасности и государственного суверенитета.
Полагаем, что современная теория правового регулирования должна освободиться от «полярных» подходов и от дискуссий и обоснования преимуществ каждой из них перейти к формированию некоего интегративного и одновременно жизнеспособного подхода, адаптированного к современным меняющимся (иногда чрезвычайным) условиям. Право, установленное и санкционированное государством, должно учитывать роль новых регуляторов (в частности, «мягкого» права [13, с. 116]), детерминироваться социальными основаниями и ценностями и создаваться путем широкого привлечения общественности к правообразованию, однако на настоящий момент это единственный результативный официальный регулятор общественных отношений, способный обеспечить устойчивое развитие личности, общества и государства и их безопасность.
1 Цитаты и афоризмы. Рене Декарт. URL: https://quote-citation.com/aphorism/12708 (дата обращения: 08.12.2024).
Об авторах
Магомед Резванович Богатырев
ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова»
Автор, ответственный за переписку.
Email: m.boghatyriov@mail.ru
канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Информационное право и юриспруденция»
Россия, ГрозныйСписок литературы
- Апель К. О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. 338 с.
- Варламова Н. В. Эффективность правового регулирования: переосмысление концепции // Правоведение. 2009. № 1(82). С. 212 – 232.
- Власенко Н. А. Кризис права: проблемы и подходы к решению // Журнал российского права. 2013. № 8(200). С. 43 – 54.
- Вышинский А. Я. Вопросы теории государства и права. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1949. 420 с.
- Денисенко В. В. Теория правового регулирования в отечественной науке: поиск новой методологии // Вопросы правоведения. 2014. № 4(26). С. 70 – 85.
- Загоруйко К. Ф. Уильямс Г. Демократия и право в теории факта и ценности Хабермаса // Правовая мысль ХХ века: сб. обзоров и рефератов / отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М., 2002. С. 131 – 138.
- Кожокарь И. П. Правовое регулирование: понятие и формы // Государство и право. 2020. № 12. С. 112 – 127.
- Эффективность закона. Методология и конкретные исследования / Ю. А. Тихомиров, В. М. Сырых, В. В. Лапаева [и др.]; отв. ред. В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров. М.: Ин-т законодат. и сравнит. правоведения при Правительстве РФ, 1997. 212 c.
- Мальцев Г. В. Социальные основания права. М.: Норма: Инфра-М, 2011. 799 с.
- Трофимов В. В., Самородов В. Ю. Правовое сотворчество власти и общества как проявление культуры правотворческого процесса в современном государстве // Правовое государство: теория и практика. 2024. № 3(77). С. 43 – 53.
- Хабермас Ю. Моральное осознание и коммуникативное действие = Moralbewusstsein und kommunikatives Handeln: пер. с нем. / под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. 377 с.
- Честнов И. Л. Антропология правового регулирования // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: тезисы Междунар.науч.-теор. конф. (Санкт-Петербург, 24 декабря 2003 г.). СПб., 2003. С. 17 – 22.
- Habermas J. Between Facts and Norms: Contributions to a Discourse Theory of Law and Democracy. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1996. 674 р. URL: https://teddykw2.wordpress.com/wp-content/uploads/2012/07/jc3bcrgen-habermas-between-facts-and-norms.pdf (дата обращения: 20.01.2025).
Дополнительные файлы
