Концептуальные основания теории правового регулирования в современных условиях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Реализована попытка определить концептуальные основания теории правового регулирования в современных условиях. Автор обращается к проблеме обновления подходов к процессу упорядочения общественных отношений, поиску механизмов, способных даже в кризисных (чрезвычайных, экстраординарных) условиях обеспечить достижение целей правового регулирования – устойчивого развития личности, общества и государства. С одной стороны, в юридической науке отмечается тенденция избыточного публично-правового регулирования, приводящая к вмешательству в частные сферы общественных отношений; с другой стороны, отмечается необходимость в определенных чрезвычайных условиях ограничения прав человека, продиктованные публичными интересами, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Автор путем ревизии либертарного, антропологического, коммуникативного, позитивистского подходов к определению права и правового регулирования приходит к выводу о необходимости перехода от дискуссий относительно преимуществ использования каждого из них к формированию интегративной теории, основанной на позитивистком подходе, учитывающем роль новых правовых регуляторов (в частности, «мягкого» права), а также социальных оснований (ценностей, принципов и т.д.) в упорядочении общественных отношений.

Полный текст

Введение

Модернизация общественных отношений как объекта правового регулирования настоятельно требует от юридической науки обновления подходов к самому процессу упорядочения общественных отношений, созданию необходимых механизмов, направленных на гармоничное удовлетворение частных и публичных интересов, достижение согласия и устойчивого развития личности, общества и государства. К сожалению, в последние десятилетия в регулирующем воздействии права наблюдаются кризисные явления, связанные с избыточностью публично-правового регулирования, вмешательством права в традиционно частные сферы общественных отношений и т.д., на которые обращает внимание ряд ученых [3].

Безусловно, сложившаяся в отечественной правовой науке концепция правового регулирования требует тщательной ревизии: с одной стороны, не следует полностью отвергать сложившийся в советской юриспруденции позитивистский подход к определению правового регулирования, но, с другой стороны, необходим учет личностного (коммуникативного) аспекта, социокультурного, ценностного подходов. Вряд ли эффективным и результативным с точки зрения долгосрочного развития того или иного государства можно признать слепое копирование зарубежных политико-правовых институтов, механическую рецепцию правовых норм – готовые решения, подготовленные в отрыве от отечественной специфики.

Основная часть

Советская концепция правового регулирования, разработанная в 50 – 80-е гг. ХХ века, и в настоящее время составляющая базис, на котором строятся специальные отраслевые научные исследования, представляется нам стержнем современной теории правового регулирования. Безусловно, время не стоит на месте и нельзя избежать прогресса, в том числе и в подходах к правовому регулированию. Здесь уместно вспомнить точку зрения Г. В. Мальцева о том, что «причина привлекательности научно-технических парадигм (с которыми данный ученый связывал и механистическую теорию правового регулирования, разработанную С. С. Алексеевым – прим. авт.) связана с духом и стилем времени их возникновения» [9, с. 64]. Согласимся, наука конца XIX – первой половины XX века была ориентирована на точное знание, универсальные технические решения, что детерминировало и господство позитивисткого типа правопонимания, создающего в юридической сфере строгие формы и научно-технические парадигмы.

Данный подход нашел отражение в категориально-понятийном аппарате советского юридического позитивизма – «аппарат» по отношению к системе построения государственной власти и «машина» (для подавления одного класса другим) – применительно к государству. В настоящее время юридическая наука под воздействием научно-технического прогресса планомерно обогащается терминами, первоначально достаточно далекими от правовой сферы, – механизм, инструмент, алгоритм, технология и т.д., без которых немыслим современный юридический язык. Это общая тенденция, характерная для всех наук, ибо в настоящее время нарастает необходимость междисциплинарного подхода в исследовании объектов и, как следствие, выработки языка «междисциплинарного взаимодействия», на чем не будем останавливать подробно, поскольку данная тема – предмет самостоятельного научного изучения.

Возвращаясь к необходимости переоценки сугубо позитивистского подхода к определению природы правового регулирования, заметим, что в юридической науке имеются достаточно систематизированные исследования в данном направлении.

Например, представители современной либертарно-правовой концепции правового регулирования анонсируют принципиально новый подход к определению сущности правового регулирования и его эффективности. Так, В. В. Лапаева связывает регулирующее воздействие права с его «вкладом в укрепление правовых начал государственной и общественной жизни, развитие элементов свободы в общественных отношениях, реализацию прав и свобод человека и гражданина» [8, с. 33].

В свою очередь, Н. В. Варламова, основываясь на рационально-правовой теории легитимации власти М. Вебера, полагает, что право, как «форма реализации и защиты свободы в социальной жизни», выступает нормативным порядком высшего уровня: «правовое регулирование является легитимным, если оно рационально, то есть обеспечивает материальные гарантии максимальной меры свободы» [2, с. 220].

Соответственно, правовой либертаризм в основе природы правового регулирования и главного критерия его результативности (эффективности) предлагает выделять степень реализации прав и свобод человека и гражданина, гарантии свободы и т.д. Полагаем, что данный подход в целом не противоречит инструментализму в праве, однако требует смещения акцентов от чисто «механических» (средства, инструменты, режимы, механизмы) к общечеловеческим ценностям.

С критикой «позитивно-инструментального» (определим его так – прим. авт.) подхода выступают также представители современного антрополого-правового течения, наиболее известным представителем которого является И. Л. Честнов, полагающий, что в правовом регулировании необходимо учитывать «человеческий фактор», который выражается в правовой культуре и опосредует правовое воздействие на массовое поведение населения [12, с. 22]. С точки зрения данного подхода, под воздействием позитивистского метода человек долгие десятилетия воспринимался как объект правового регулирования, исключался из процесса принятия юридических решений, отстранялся от процесса социального регулирования, что привело к «отчуждению граждан от права, кризису легитимности власти, росту национализма и религиозного фундаментализма» [5, с. 81]. Данную критику сложившейся в нашей отечественной науке концепции правового регулирования можно признать справедливой, однако при этом необходимо уточнить тот факт, что она корреспондирует содержательным аспектам правового регулирования и подходам к его эффективности и в целом не разрушает до оснований восприятие права как системы регулирующего воздействия юридических инструментов на общественные отношения. Речь здесь скорее идет опять же о тех скрепах, ценностях, идеалах, принципах, которые должны лежать в основе правового регулирования.

В противовес инструментально-позитивисткому (в рамках парадигмы классической рациональности) некоторые ученые стремятся предложить коммуникативный подход, основанный на теориях К. О. Апеля [1] и Ю. Хабермаса [11]. Ю. Хабермас «возлагает на обычных граждан тройную ответственность: одобрения закона, развития закона и обеспечения его выполнения. Это демократия участия в ее наиболее полной разновидности» [6, с. 131]. С его точки зрения, право есть сочетание двух свойств – фактичности (связана с принудительной силой права) и значимости (легитимность права, признанная человеком, его моральная обоснованность, достигнутая в результате консенсуса между государством и человеком) [13]. Нельзя не согласиться и с данным подходом: правовые предписания объективно нуждаются в ценностном обосновании; право есть результат социального консенсуса и данные аспекты широко представлены как в научных разработках о необходимости демократизации процесса правотворчества [10], так и на практике – в процедурах широкого общественного обсуждения законопроектов.

Заключение

Безусловно, формирование теории правового регулирования возможно только на позициях консенсуса имеющихся в юридической науке концепций правового регулирования и его эффективности; и в то время, когда ряд ученых ратует за отход от «узконормативного, позитивистского типа правопонимания» [5, с. 81], мы хотим лишь возразить им словами Р. Декарта: «В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит»1. Безусловно, коммуникативная теория права апробирована временем, однако в большей степени адаптирована для зарубежной юридической науки и в рамках отечественной правовой традиции нуждается в серьезной трансформации, в том числе и с учетом все еще «господствующего» позитивистко-инструментального подхода.

Юридическим сообществом уже давно признается необходимость трансформации подходов к определению правового регулирования, и уже никто из авторов не стоит на крайне позитивистских позициях понимания права как «совокупности правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил поведения, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений, порядков, выгодных и угодных господствующему классу» [4, с. 84]. Однозначно, современный позитивизм сохраняет приверженность государственном началу в установлении правил поведения, однако учитывает социальные основания (принципы), обусловленные социально-экономическими, политическими и духовными условиями жизни. Другими словами, роль современной теории правового регулирования мы видим в интеграции подходов к пониманию права и поиске паритета в определении источников правообразования. К сожалению (или к счастью), вопрос не может быть поставлен в рамках кардинального изменения роли государства в принудительном обеспечении реализации правовых предписаний, поскольку общество, в котором право будет обеспечиваться исключительно добровольными мотивами, основанными на легитимном, добровольном признании его ценности, в современных условиях представляется утопией. Особенно это касается правового регулирования в экстраординарных (чрезвычайных) условиях, когда на фоне конституционного признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности даже демократические государства вынуждены ограничивать эти права и свободы на основании закона для обеспечения национальной безопасности и государственного суверенитета.

Полагаем, что современная теория правового регулирования должна освободиться от «полярных» подходов и от дискуссий и обоснования преимуществ каждой из них перейти к формированию некоего интегративного и одновременно жизнеспособного подхода, адаптированного к современным меняющимся (иногда чрезвычайным) условиям. Право, установленное и санкционированное государством, должно учитывать роль новых регуляторов (в частности, «мягкого» права [13, с. 116]), детерминироваться социальными основаниями и ценностями и создаваться путем широкого привлечения общественности к правообразованию, однако на настоящий момент это единственный результативный официальный регулятор общественных отношений, способный обеспечить устойчивое развитие личности, общества и государства и их безопасность.

 

1 Цитаты и афоризмы. Рене Декарт. URL: https://quote-citation.com/aphorism/12708 (дата обращения: 08.12.2024).

×

Об авторах

Магомед Резванович Богатырев

ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова»

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.boghatyriov@mail.ru

канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Информационное право и юриспруденция»

Россия, Грозный

Список литературы

  1. Апель К. О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. 338 с.
  2. Варламова Н. В. Эффективность правового регулирования: переосмысление концепции // Правоведение. 2009. № 1(82). С. 212 – 232.
  3. Власенко Н. А. Кризис права: проблемы и подходы к решению // Журнал российского права. 2013. № 8(200). С. 43 – 54.
  4. Вышинский А. Я. Вопросы теории государства и права. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1949. 420 с.
  5. Денисенко В. В. Теория правового регулирования в отечественной науке: поиск новой методологии // Вопросы правоведения. 2014. № 4(26). С. 70 – 85.
  6. Загоруйко К. Ф. Уильямс Г. Демократия и право в теории факта и ценности Хабермаса // Правовая мысль ХХ века: сб. обзоров и рефератов / отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М., 2002. С. 131 – 138.
  7. Кожокарь И. П. Правовое регулирование: понятие и формы // Государство и право. 2020. № 12. С. 112 – 127.
  8. Эффективность закона. Методология и конкретные исследования / Ю. А. Тихомиров, В. М. Сырых, В. В. Лапаева [и др.]; отв. ред. В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров. М.: Ин-т законодат. и сравнит. правоведения при Правительстве РФ, 1997. 212 c.
  9. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М.: Норма: Инфра-М, 2011. 799 с.
  10. Трофимов В. В., Самородов В. Ю. Правовое сотворчество власти и общества как проявление культуры правотворческого процесса в современном государстве // Правовое государство: теория и практика. 2024. № 3(77). С. 43 – 53.
  11. Хабермас Ю. Моральное осознание и коммуникативное действие = Moralbewusstsein und kommunikatives Handeln: пер. с нем. / под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. 377 с.
  12. Честнов И. Л. Антропология правового регулирования // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: тезисы Междунар.науч.-теор. конф. (Санкт-Петербург, 24 декабря 2003 г.). СПб., 2003. С. 17 – 22.
  13. Habermas J. Between Facts and Norms: Contributions to a Discourse Theory of Law and Democracy. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1996. 674 р. URL: https://teddykw2.wordpress.com/wp-content/uploads/2012/07/jc3bcrgen-habermas-between-facts-and-norms.pdf (дата обращения: 20.01.2025).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».