Лексические инновации с корнем пополам в русском гендерном интернет-дискурсе


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена модификациями гендерных канонов российского общества, трансформациями русской гендерной картины мира, а также ростом значимости коммуникативного и лингвокультурного интернет-про-странства, которое является полем стихийных социальных, психологических и языковых экспериментов и репрезентативным источником информации об актуальных речевых практиках мужчин и женщин, говорящих по-русски. Цель исследования состоит в выявлении и описании особенностей образования, значения и функционирования не зафиксированных в словарях 23 гендерно ориентированных лексических инноваций, мотивированных наречием «пополам», указывающим на внеязыковую ситуацию разделения финансовой ответственности в паре. Исследование проведено на материале авторского корпуса контекстов употребления указанных единиц, который включает в себя 1750 речевых произведений неформальной интернет-коммуникации, опубликованных в 2012-2022 годах. Контексты корпуса получены методом сплошной выборки с помощью поисковой программы российской социальной сети VK и поискового сервиса Google. Применены методы словообразовательного, семантического, контекстуального и дискурсивного анализа, а также статистический метод. Установлено, что конституенты словообразовательного гнезда с мотивирующей основой пополам- используются для номинации, категоризации, характеристики и оценки лиц мужского и женского пола как участников романтических, интимных или семейных отношений, для обозначения и характеристики отношений в паре с точки зрения распределения финансовой ответственности между партнерами, а также обозначения действий и типов поведения участников таких отношений. Доказана устойчивая негативная оценочность инноваций и их преобладание в женской речи. Выявлено, что выполняемые единицами функции номинации, категоризации и негативной оценки субъектов и феноменов социального взаимодействия подчинены реализации основной идеологической функции, актуализированной в условиях борьбы традиционного патриархатного и нового эгалитарного гендерных контрактов. Установлено, что номинация лица мужского пола «пополамщик» не только является наиболее распространенным и значимым элементом словообразовательного гнезда, но и входит в число ключевых слов гендерного интернет-дискурса.

Об авторах

Евгения Владимировна Каллистратидис

Южный федеральный университет

Email: evakallas@sfedu.ru
ORCID iD: 0000-0003-2521-1026

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42

Светлана Васильевна Ильясова

Южный федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ilyasova_rnd@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2386-6512

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка для иностранных учащихся, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42

Список литературы

  1. Akalili, A., & Sari, I.O. (2021). Women and gender stereotyping in media from the point of view of structuration theory. Journal of Social Studies, 17(2), 165–178. https://doi.org/10.21831/jss.v17i2. 40326.165-178
  2. Álvarez, D., González, A., & Ubani, C. (2021). The portrayal of men and women in digital communication : Content analysis of gender roles and gender display in reaction GIFs. International Journal of Communication, (15), 462–292.
  3. Criezis, Μ. (2020). ‘Many Sisters Wish They Were Men’: Gendered discourse and themes in pro-ISIS Online Communities. Journal for Deradicalization, (25), 35–74.
  4. Danet, B. (1998). Text as mask : Gender and identity on the Internet. Cybersociety 2.0 : Revisiting Computer-Mediated Communication and Community (pp. 129–158). Thousand Oaks: Sage. https://doi.org/10.4135/9781452243689.n5
  5. Goodhew, S.C., Reynolds, K., Edwards, M., & Kidd, E. (2021). The content of gender stereotypes embedded in language use. Journal of Language and Social Psychology, 41(2), 219–231. 10.1177/0261927X211033930' target='_blank'>https://doi.org/doi: 10.1177/0261927X211033930
  6. Goroshko, E.I. (2008). Gender aspects of communication on the example of educational Internet prectices. Obrazovatel'nye Tekhnologii i Obshchestvo, 11(2), 388–411. (In Russ.)
  7. Graddol, D., & Swann, J. (1989). Gender voices. London : Basil Blackwell.
  8. Grigoryan, A.A., & Strelchuk, E. N. (2021). Russian diminutives on the social network Instagram[50]. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 12(4), 981–995. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-4-981-995
  9. Ilyasova, S.V., & Pugacheva, E.V. (2021). Feminization of feminitives. Philology and Culture, (3), 12–17. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-12-17
  10. Kallistratidis, E.V. (2021a). Gender aspects of functioning of the neosemants nishchebrodand nishchebrodka in informal Internet communication. Modern Science : ActualProblems of Theory and Practise. Series : Humanities, (12), 132–137. (In Russ.) https://doi.org/10.37882/2223-2982.2021.12.09
  11. Kallistratidis, E.V. (2021b). Game transforms of usual designations of males as a means of representing the category of masculinity in informal Internet communication. Philolo-gical Sciences. The Questions of Theory and Practice, 14(10), 3034–3039. (In Russ.) https://doi.org/10.30853/phil210512
  12. Kareithi, P.J. (2014). Hegemonic masculinity in media contents. Media and Gender : A Scholarly Agenda for the Global Alliance on Media and Gender (pp. 26–29). Paris : CLD / UNESCO.
  13. Macharia, S., & Barata Mir, J. (2022). Gender equality and media regulation. Kalmar : Fojo, Linneaeus University.
  14. Radbil, T.B. (2021). Linguo-cultural and cognitive-discursive interpretation of active processes on the basis of foreign-language elements in the Russian language of Internet. The Russian language in the Internet communication : linguo-cognitive and pragmatic aspects : collective monography (pp. 10–92). Moscow: FLINTA. (In Russ.)
  15. Radbil, T.B., Ratsiburskaya, L.V., & Paloshi, I.V. (2021). Active processes in the vocabulary and word formation of the Russian language in the Era of Coronavirus : Linguo-cognitive aspect. Nauchnyi Dialog, (1), 63–79. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-1-63-79
  16. Sekerina, M.E., & Zacharova, U.G. (2017). Feminitives in the language of blogs. Gumanitarnye Nauchnye Issledovaniya, (4). (In Russ.) Available July 5, 2022, from http://human.snauka.ru/2017/04/23665
  17. Soltys, V.K. (2020). Gender issue in the Runet blogosphere language. Russian Language Studies, 18(4), 454–468. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-4-454-468
  18. Wilhelm, C. (2021). Gendered (in)visibility in digital media contexts. Studies in Communication Sciences, 21(1), 99–113. https://doi.org/10.24434/j.scoms.2021.01.007
  19. Yaniski-Ravid, S., & Mittelman, A. (2016). Gender biases in cyberspace : A two-stage model, the new arena of Wikipedia and other websites. Fordham Intellectual Property, Media and Entertainment Law Journal, XXVI(2)(B. 2), 381–416.
  20. Zdravomyslova, E.A., & Temkina, A.A. (2018). What is “masculinity”? Conceptual keys to critical studies in men and masculinities. Monitoring of Public Opinion : Economic and Social Changes, (6), 48–73. (In Russ.) https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.6.03
  21. Ze, T.K., & Pannerselvam, I.B. (2021). Reinforcing or resisting? A study on the influence of Internet memes on sexism among university students in Penang. Journal of Contemporary Issues in Media and Communication, (1),1–31.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».