Лексические инновации с корнем пополам в русском гендерном интернет-дискурсе
- Авторы: Каллистратидис Е.В.1, Ильясова С.В.1
-
Учреждения:
- Южный федеральный университет
- Выпуск: Том 20, № 4 (2022): Традиции и инновации в исследовании и преподавании русского языка
- Страницы: 434-448
- Раздел: Актуальные проблемы исследований русского языка
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324694
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-4-434-448
- ID: 324694
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена модификациями гендерных канонов российского общества, трансформациями русской гендерной картины мира, а также ростом значимости коммуникативного и лингвокультурного интернет-про-странства, которое является полем стихийных социальных, психологических и языковых экспериментов и репрезентативным источником информации об актуальных речевых практиках мужчин и женщин, говорящих по-русски. Цель исследования состоит в выявлении и описании особенностей образования, значения и функционирования не зафиксированных в словарях 23 гендерно ориентированных лексических инноваций, мотивированных наречием «пополам», указывающим на внеязыковую ситуацию разделения финансовой ответственности в паре. Исследование проведено на материале авторского корпуса контекстов употребления указанных единиц, который включает в себя 1750 речевых произведений неформальной интернет-коммуникации, опубликованных в 2012-2022 годах. Контексты корпуса получены методом сплошной выборки с помощью поисковой программы российской социальной сети VK и поискового сервиса Google. Применены методы словообразовательного, семантического, контекстуального и дискурсивного анализа, а также статистический метод. Установлено, что конституенты словообразовательного гнезда с мотивирующей основой пополам- используются для номинации, категоризации, характеристики и оценки лиц мужского и женского пола как участников романтических, интимных или семейных отношений, для обозначения и характеристики отношений в паре с точки зрения распределения финансовой ответственности между партнерами, а также обозначения действий и типов поведения участников таких отношений. Доказана устойчивая негативная оценочность инноваций и их преобладание в женской речи. Выявлено, что выполняемые единицами функции номинации, категоризации и негативной оценки субъектов и феноменов социального взаимодействия подчинены реализации основной идеологической функции, актуализированной в условиях борьбы традиционного патриархатного и нового эгалитарного гендерных контрактов. Установлено, что номинация лица мужского пола «пополамщик» не только является наиболее распространенным и значимым элементом словообразовательного гнезда, но и входит в число ключевых слов гендерного интернет-дискурса.
Об авторах
Евгения Владимировна Каллистратидис
Южный федеральный университет
Email: evakallas@sfedu.ru
ORCID iD: 0000-0003-2521-1026
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42Светлана Васильевна Ильясова
Южный федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ilyasova_rnd@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2386-6512
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка для иностранных учащихся, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42Список литературы
- Akalili, A., & Sari, I.O. (2021). Women and gender stereotyping in media from the point of view of structuration theory. Journal of Social Studies, 17(2), 165–178. https://doi.org/10.21831/jss.v17i2. 40326.165-178
- Álvarez, D., González, A., & Ubani, C. (2021). The portrayal of men and women in digital communication : Content analysis of gender roles and gender display in reaction GIFs. International Journal of Communication, (15), 462–292.
- Criezis, Μ. (2020). ‘Many Sisters Wish They Were Men’: Gendered discourse and themes in pro-ISIS Online Communities. Journal for Deradicalization, (25), 35–74.
- Danet, B. (1998). Text as mask : Gender and identity on the Internet. Cybersociety 2.0 : Revisiting Computer-Mediated Communication and Community (pp. 129–158). Thousand Oaks: Sage. https://doi.org/10.4135/9781452243689.n5
- Goodhew, S.C., Reynolds, K., Edwards, M., & Kidd, E. (2021). The content of gender stereotypes embedded in language use. Journal of Language and Social Psychology, 41(2), 219–231. 10.1177/0261927X211033930' target='_blank'>https://doi.org/doi: 10.1177/0261927X211033930
- Goroshko, E.I. (2008). Gender aspects of communication on the example of educational Internet prectices. Obrazovatel'nye Tekhnologii i Obshchestvo, 11(2), 388–411. (In Russ.)
- Graddol, D., & Swann, J. (1989). Gender voices. London : Basil Blackwell.
- Grigoryan, A.A., & Strelchuk, E. N. (2021). Russian diminutives on the social network Instagram[50]. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 12(4), 981–995. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-4-981-995
- Ilyasova, S.V., & Pugacheva, E.V. (2021). Feminization of feminitives. Philology and Culture, (3), 12–17. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-12-17
- Kallistratidis, E.V. (2021a). Gender aspects of functioning of the neosemants nishchebrodand nishchebrodka in informal Internet communication. Modern Science : ActualProblems of Theory and Practise. Series : Humanities, (12), 132–137. (In Russ.) https://doi.org/10.37882/2223-2982.2021.12.09
- Kallistratidis, E.V. (2021b). Game transforms of usual designations of males as a means of representing the category of masculinity in informal Internet communication. Philolo-gical Sciences. The Questions of Theory and Practice, 14(10), 3034–3039. (In Russ.) https://doi.org/10.30853/phil210512
- Kareithi, P.J. (2014). Hegemonic masculinity in media contents. Media and Gender : A Scholarly Agenda for the Global Alliance on Media and Gender (pp. 26–29). Paris : CLD / UNESCO.
- Macharia, S., & Barata Mir, J. (2022). Gender equality and media regulation. Kalmar : Fojo, Linneaeus University.
- Radbil, T.B. (2021). Linguo-cultural and cognitive-discursive interpretation of active processes on the basis of foreign-language elements in the Russian language of Internet. The Russian language in the Internet communication : linguo-cognitive and pragmatic aspects : collective monography (pp. 10–92). Moscow: FLINTA. (In Russ.)
- Radbil, T.B., Ratsiburskaya, L.V., & Paloshi, I.V. (2021). Active processes in the vocabulary and word formation of the Russian language in the Era of Coronavirus : Linguo-cognitive aspect. Nauchnyi Dialog, (1), 63–79. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-1-63-79
- Sekerina, M.E., & Zacharova, U.G. (2017). Feminitives in the language of blogs. Gumanitarnye Nauchnye Issledovaniya, (4). (In Russ.) Available July 5, 2022, from http://human.snauka.ru/2017/04/23665
- Soltys, V.K. (2020). Gender issue in the Runet blogosphere language. Russian Language Studies, 18(4), 454–468. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-4-454-468
- Wilhelm, C. (2021). Gendered (in)visibility in digital media contexts. Studies in Communication Sciences, 21(1), 99–113. https://doi.org/10.24434/j.scoms.2021.01.007
- Yaniski-Ravid, S., & Mittelman, A. (2016). Gender biases in cyberspace : A two-stage model, the new arena of Wikipedia and other websites. Fordham Intellectual Property, Media and Entertainment Law Journal, XXVI(2)(B. 2), 381–416.
- Zdravomyslova, E.A., & Temkina, A.A. (2018). What is “masculinity”? Conceptual keys to critical studies in men and masculinities. Monitoring of Public Opinion : Economic and Social Changes, (6), 48–73. (In Russ.) https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.6.03
- Ze, T.K., & Pannerselvam, I.B. (2021). Reinforcing or resisting? A study on the influence of Internet memes on sexism among university students in Penang. Journal of Contemporary Issues in Media and Communication, (1),1–31.
Дополнительные файлы
