Речевое поведение русскоязычных школьников Латвии в текстах-рассуждениях
- Авторы: Гаврилина М.А.1
-
Учреждения:
- Латвийский Университет
- Выпуск: Том 17, № 4 (2019): РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ
- Страницы: 428-444
- Раздел: Методика преподавания русского языка как родного и иностранного
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345783
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-4-428-444
- ID: 345783
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Приведен анализ проблем и их причин в письменной речи русскоязычных девятиклассников Латвии при создании ими текстов-рассуждений. Актуальность исследования обусловлена особенностями становления языковой личности школьника в диаспоре в ситуации билингвального образования. В качестве критериев контент-анализа текстов учеников приняты: степень самостоятельности рассуждения; качество приведённых аргументов; степень развёрнутости аргументов и использование разных типов аргументов; выразительность речи и следование языковым нормам. Сделаны выводы: сочинения большинства учеников частично соответствуют текстам-рассуждениям; в них отсутствуют интертекстуальные включения; в речевом поведении учащихся преобладают эксплицитная Я-коммуникация, прагматичное, «сухое» изложение мысли даже в том случае, если тема сочинения подталкивает к словесному выражению эмоций; наблюдается большое количество отступлений от языковых норм. Результаты исследования опираются на анализ сочинений 3296 девятиклассников, которые учащиеся создавали в ходе экзамена по русскому языку по окончании основной школы в 2016-2018 годах. Результаты данной и других работ автора позволят более глубоко исследовать процесс становления первичной и вторичной языковой личности русскоязычного школьника в Латвии.
Об авторах
Маргарита Анатольевна Гаврилина
Латвийский Университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: margarita.gavrilina@lu.lv
доктор педагогических наук, профессор факультета педагогики, психологии и искусства
Латвия, LV-1083, Рига, 7 линия в Иманте, 1Список литературы
- Bialystok, E. (2007). Cognitive Effects of Bilingualism: How Linguistic Experience Leads to Cognitive Change. International journal of Bilingual education and bilingualism, 10(3), 210—223.
- Bogin, G.I. (1998). Germenevticheskie posledstviya universalizatsii v metodike prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Hermeneutics consequences of universalities in a procedure of teaching Russian as a second language]. Hermeneutics in Russia, 2(3), 3—9. (In Russ.).
- Burvikova, E.V. (2012). Russian language in new England: teaching Russian as a foreign language in universities in the United States. Russian language abroad, (1), 116—120. (In Russ.).
- Butakova, L.O. (2016). Language ability and speech competence of schoolchildren: analysis of cognitive mechanisms development. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 15 (4), 40—52. (In Russ.).
- Dzhalalova, A., Zorina, N., Kostykevich, I., Protasova, E., Bursa, A., Viimaranta, H., Gavrilina, M. & Grigule, L. (2017). The family language policy and bilingual education. Polilingvizm and environment (pp. 8—45). Berlin: Retorika Publ. (In Russ.).
- Gats, I.Yu. (2012). Lingvisticheskoe obrazovanie shkol’nikov v sovremennoi yazykovoi situatsii: monografiya [Linguistic formation of students in a modern language situation: monograph]. Moscow: MGOU Publ. (In Russ.).
- Gats, I.Yu. (2017). Linguistic and Methodic Obstacles in Language Training of Schoolers. Izvestiya of Southern Federal University. Philological sciences, (4), 213—220. Retrieved February 11 2019 from: http://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1099
- Gavrilina, M. (2018). Izuchenie russkogo (rodnogo, pervogo) yazika v shkolakh Latvii: monografiya [Russian (L1) Language Learning in Schools of Latvia: monograph]. Riga: Macibu gramata Publ. (In Russ.).
- Grosjean, F. (1989). Neurolinguists, beware! The bilingual is not two monolinguals in one person. Brain and Language. 36(1). 3—15.
- Kirilova, V.V. (2008). Formirovanie navykov argumentatsii v ustnoi rechi uchashchikhsya srednikh special’nkyh uchebnykh zavedenii Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya [Formation of skills of the argument in oral speech of pupils of average special educational institutions of Republic Northern Ossetia-Alania]. (Author’s abstr. cand. ped. diss.). Vladikavkaz. Retrieved January 25 2019 from: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-navykov-argumentatsii-v-ustnoi-rechiuchashchikhsya-srednikh-spetsialnykh-ucheb
- Mamaeva, S.V. (2007). Rechevoi portret kollektivnoi yazikovoi lichnosti shkol’nikov 5—7 klassov [Speech portrait of the collective language person of students of 5—7 grades]. (Candidate dissertation, Lesosibirsk). Retrieved January 14 2019 from: https://search.rsl.ru/ru/record/01003345621
- Mlechko, T.2 (2012). Russkaya yazikovaya lichnost’ v sotsiokulturnom izmerenii novoi diaspory [The Russian language person in sociocultural measurement of new diaspora], (2), 30—35. Slovo.ru: Baltiiskii accent Publ. (In Russ.).
- Mlechko, T.P.1 (2012). Individual Cognitive space of the Russian-speaking Personality in the New Identity abroad. Russian language abroad, (1), 58—64. (In Russ.).
- Nazarova, L.A. (2014). Basic forms of Teenage Verbal Aggression. Philological sciences. Questions of the theory and practice, 4(34), 155—157. (In Russ.).
- Overbeke, M. (1972). Introduction au problem du bilinguisme. Langues et Culture, 7. Bruxelles: Labor, Paris, F. Nathan Publ. (In French).
- Panov, M.V. (1990). Istoriya russkogo literaturnogo proiznosheniya VIII—XIX vv. [History of the Russian literary pronunciation of VIII—XIX centuries]. Moscow: Nauka Publ. (In Russ.).
- Protasova, E. (2005). Kak formiruyutsya yazyki, kogda ikh — dva? [How languages develop, when there are two of them?]. Retrieved January 19 2019 from: http://gramota.ru/biblio/magazines/gramota/ education/28_523
- Protasova, E. (2017). Connection between polilingvizm and environment. Polilingvizm and environment (pp. 4—7). Berlin: Retorika Publ. (In Russ.).
- Schoonen, R., van Gelderen, A., Stoel, Reinoud, D., Hulstijn, J. & de Glopper, С. (2011). Modeling the Development of L1 and EFL Writing Proficiency of Secondary School Students. Language Learning, 61(1,03). 31—79.
- Skola2030. (2018). Мācību priekšmetu standarti [School subjects curriculum]. Retrieved February 11 2019 from: https://www.skola2030.lv/single-post/2018/10/12/Izskat%C4%AB%C5%A1anaivald%C4%ABb%C4%81-iesniegts-pamatizgl%C4%ABt%C4%ABbas-standarta-projekts
- Sobkin, I.S. & Tkachenko, O.V. (2004). “Culture”of speech of the modern teenager. Elementary school before and after. Retrieved January 9 2019 from: http://school2100.com/upload/iblock/44f/44f2 155210f7cd26203f51f641b40e7b.pdf
- Vasilenko, T.V. (2015). School Essay under the Conditions of Information Society. Media. Information. Communication. 5. Retrieved January 4 2019 from: http://mic.org.ru/15-nomer-2015/532shkolnoe-sochinenie-v-usloviyakh-informatsionnogo-obshchestva
- Vygotskii, L.S. (1960). Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsii [Development of Higher Psychical functions]. Retrieved February 19 2019 from: http://www.al24.ru/pdf_kniga_15474.html
- Zakharchenko, T. (2009). Angliiskii i amerikanskii sleng [English and American slang]. Moscow: АСЕ Publ. (In Russ.).
Дополнительные файлы

