Речевое поведение русскоязычных школьников Латвии в текстах-рассуждениях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Приведен анализ проблем и их причин в письменной речи русскоязычных девятиклассников Латвии при создании ими текстов-рассуждений. Актуальность исследования обусловлена особенностями становления языковой личности школьника в диаспоре в ситуации билингвального образования. В качестве критериев контент-анализа текстов учеников приняты: степень самостоятельности рассуждения; качество приведённых аргументов; степень развёрнутости аргументов и использование разных типов аргументов; выразительность речи и следование языковым нормам. Сделаны выводы: сочинения большинства учеников частично соответствуют текстам-рассуждениям; в них отсутствуют интертекстуальные включения; в речевом поведении учащихся преобладают эксплицитная Я-коммуникация, прагматичное, «сухое» изложение мысли даже в том случае, если тема сочинения подталкивает к словесному выражению эмоций; наблюдается большое количество отступлений от языковых норм. Результаты исследования опираются на анализ сочинений 3296 девятиклассников, которые учащиеся создавали в ходе экзамена по русскому языку по окончании основной школы в 2016-2018 годах. Результаты данной и других работ автора позволят более глубоко исследовать процесс становления первичной и вторичной языковой личности русскоязычного школьника в Латвии.

Об авторах

Маргарита Анатольевна Гаврилина

Латвийский Университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: margarita.gavrilina@lu.lv

доктор педагогических наук, профессор факультета педагогики, психологии и искусства

Латвия, LV-1083, Рига, 7 линия в Иманте, 1

Список литературы

  1. Bialystok, E. (2007). Cognitive Effects of Bilingualism: How Linguistic Experience Leads to Cognitive Change. International journal of Bilingual education and bilingualism, 10(3), 210—223.
  2. Bogin, G.I. (1998). Germenevticheskie posledstviya universalizatsii v metodike prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Hermeneutics consequences of universalities in a procedure of teaching Russian as a second language]. Hermeneutics in Russia, 2(3), 3—9. (In Russ.).
  3. Burvikova, E.V. (2012). Russian language in new England: teaching Russian as a foreign language in universities in the United States. Russian language abroad, (1), 116—120. (In Russ.).
  4. Butakova, L.O. (2016). Language ability and speech competence of schoolchildren: analysis of cognitive mechanisms development. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 15 (4), 40—52. (In Russ.).
  5. Dzhalalova, A., Zorina, N., Kostykevich, I., Protasova, E., Bursa, A., Viimaranta, H., Gavrilina, M. & Grigule, L. (2017). The family language policy and bilingual education. Polilingvizm and environment (pp. 8—45). Berlin: Retorika Publ. (In Russ.).
  6. Gats, I.Yu. (2012). Lingvisticheskoe obrazovanie shkol’nikov v sovremennoi yazykovoi situatsii: monografiya [Linguistic formation of students in a modern language situation: monograph]. Moscow: MGOU Publ. (In Russ.).
  7. Gats, I.Yu. (2017). Linguistic and Methodic Obstacles in Language Training of Schoolers. Izvestiya of Southern Federal University. Philological sciences, (4), 213—220. Retrieved February 11 2019 from: http://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1099
  8. Gavrilina, M. (2018). Izuchenie russkogo (rodnogo, pervogo) yazika v shkolakh Latvii: monografiya [Russian (L1) Language Learning in Schools of Latvia: monograph]. Riga: Macibu gramata Publ. (In Russ.).
  9. Grosjean, F. (1989). Neurolinguists, beware! The bilingual is not two monolinguals in one person. Brain and Language. 36(1). 3—15.
  10. Kirilova, V.V. (2008). Formirovanie navykov argumentatsii v ustnoi rechi uchashchikhsya srednikh special’nkyh uchebnykh zavedenii Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya [Formation of skills of the argument in oral speech of pupils of average special educational institutions of Republic Northern Ossetia-Alania]. (Author’s abstr. cand. ped. diss.). Vladikavkaz. Retrieved January 25 2019 from: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-navykov-argumentatsii-v-ustnoi-rechiuchashchikhsya-srednikh-spetsialnykh-ucheb
  11. Mamaeva, S.V. (2007). Rechevoi portret kollektivnoi yazikovoi lichnosti shkol’nikov 5—7 klassov [Speech portrait of the collective language person of students of 5—7 grades]. (Candidate dissertation, Lesosibirsk). Retrieved January 14 2019 from: https://search.rsl.ru/ru/record/01003345621
  12. Mlechko, T.2 (2012). Russkaya yazikovaya lichnost’ v sotsiokulturnom izmerenii novoi diaspory [The Russian language person in sociocultural measurement of new diaspora], (2), 30—35. Slovo.ru: Baltiiskii accent Publ. (In Russ.).
  13. Mlechko, T.P.1 (2012). Individual Cognitive space of the Russian-speaking Personality in the New Identity abroad. Russian language abroad, (1), 58—64. (In Russ.).
  14. Nazarova, L.A. (2014). Basic forms of Teenage Verbal Aggression. Philological sciences. Questions of the theory and practice, 4(34), 155—157. (In Russ.).
  15. Overbeke, M. (1972). Introduction au problem du bilinguisme. Langues et Culture, 7. Bruxelles: Labor, Paris, F. Nathan Publ. (In French).
  16. Panov, M.V. (1990). Istoriya russkogo literaturnogo proiznosheniya VIII—XIX vv. [History of the Russian literary pronunciation of VIII—XIX centuries]. Moscow: Nauka Publ. (In Russ.).
  17. Protasova, E. (2005). Kak formiruyutsya yazyki, kogda ikh — dva? [How languages develop, when there are two of them?]. Retrieved January 19 2019 from: http://gramota.ru/biblio/magazines/gramota/ education/28_523
  18. Protasova, E. (2017). Connection between polilingvizm and environment. Polilingvizm and environment (pp. 4—7). Berlin: Retorika Publ. (In Russ.).
  19. Schoonen, R., van Gelderen, A., Stoel, Reinoud, D., Hulstijn, J. & de Glopper, С. (2011). Modeling the Development of L1 and EFL Writing Proficiency of Secondary School Students. Language Learning, 61(1,03). 31—79.
  20. Skola2030. (2018). Мācību priekšmetu standarti [School subjects curriculum]. Retrieved February 11 2019 from: https://www.skola2030.lv/single-post/2018/10/12/Izskat%C4%AB%C5%A1anaivald%C4%ABb%C4%81-iesniegts-pamatizgl%C4%ABt%C4%ABbas-standarta-projekts
  21. Sobkin, I.S. & Tkachenko, O.V. (2004). “Culture”of speech of the modern teenager. Elementary school before and after. Retrieved January 9 2019 from: http://school2100.com/upload/iblock/44f/44f2 155210f7cd26203f51f641b40e7b.pdf
  22. Vasilenko, T.V. (2015). School Essay under the Conditions of Information Society. Media. Information. Communication. 5. Retrieved January 4 2019 from: http://mic.org.ru/15-nomer-2015/532shkolnoe-sochinenie-v-usloviyakh-informatsionnogo-obshchestva
  23. Vygotskii, L.S. (1960). Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsii [Development of Higher Psychical functions]. Retrieved February 19 2019 from: http://www.al24.ru/pdf_kniga_15474.html
  24. Zakharchenko, T. (2009). Angliiskii i amerikanskii sleng [English and American slang]. Moscow: АСЕ Publ. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».