Методическое сопровождение зарубежной системы преподавания русского языка: основные категории субъектов и их характеристики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются средства и способы укрепления позиций русского языка в мировом социокультурном пространстве, поддержки системы преподавания русского языка в зарубежной образовательной среде. Обосновывается высокая социальная значимость этой проблематики. В категориально-понятийный аппарат лингводидактики и методики преподавания РКИ вводится концепт «методическое сопровождение»: исследуются подходы к определению его сущности, выявляется лингвометодический потенциал, предлагается дефиниция методического сопровождения зарубежной системы преподавания русского языка. В статье обосновано положение о том, что эффективность и действенность методического сопровождения обусловливаются учетом профессиональных потребностей и спецификой деятельности его субъектов. С целью определения и изучения этих факторов автором проведены опросы, анкетирование преподавателей русского языка и организаторов учебного процесса, работающих в странах ближнего и дальнего зарубежья, проанализированы отчеты, доклады Россотрудничества по результатам мониторинга системы культурно-языкового образования в условиях отсутствия аутентичной среды. Предпринятое исследование позволило выявить основные категории субъектов методического сопровождения, установить специфические условия и содержательные характеристики их деятельности, а также проблемные зоны в преподавании русского языка за рубежом. Полученные данные могут быть использованы при разработке целостной концепции методического сопровождения зарубежной системы преподавания русского языка, в проектировании его содержания, а также при определении эффективных, современных технологий и средств его реализации.

Об авторах

Дмитрий Юрьевич Гужеля

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Автор, ответственный за переписку.
Email: guzhelya_9@mail.ru

советник руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Воздвиженка, 18/9

Список литературы

  1. Balykhina, T.M. (2000a). Struktura i soderzhanie rossiiskogo filologicheskogo obrazovaniya: metodologicheskie problemy obucheniya russkomu yazyku [Structure and content of Russian philological education: methodological problems of teaching Russian language]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
  2. Balykhina, T.M. (2000b). Struktura i soderzhanie rossiiskogo filologicheskogo obrazovaniya. Metodologicheskie problemy obucheniya russkomu yazyku [Structure and content of Russian philological education. Methodological problems of teaching Russian language]. Moscow: MGUP Publ. (In Russ.)
  3. Balykhina, T.M., Markina, T.V., & Kharitonova, O.V. (2003). Povyshenie kvalifikatsii kak sistema nepreryvnogo formirovaniya professional’noi kompetentsii filologa [Improvement of professional skills as a system of continuous formation of the professional competence of a philologist]. The Russian word in world culture: materials of the X Congress of MAPRYAL. Saint Petersburg. (In Russ.)
  4. Berezhnova, L.N., Bogoslovskii, V.I. (2005). Soprovozhdenie v obrazovanii kak tekhnologiya razresheniya problem razvitiya [Maintenance in education as a technology for solving development problems]. Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. (In Russ.)
  5. Boiko, N.Yu. (2004). Prepodavatel’ russkogo yazyka kak inostrannogo v sisteme kursovogo obucheniya [Teacher of Russian as a Foreign Language in the сoursework]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
  6. Bragina, N.V. (2011). Kratkosrochnoe obuchenie povsednevnomu obshcheniyu na russkom yazyke v usloviyakh otsutstviya yazykovoi sredy (v Soedinennom korolevstve) [Short-term training in everyday communication in Russian in the absence of a language environment (in the United Kingdom)]. [Author’s abstr. cand. ped. diss.]. Moscow. (In Russ.)
  7. Bykova, O.P. (2011). Obuchenie russkomu yazyku kak inostrannomu v inoyazychnoi srede (na primere yuzhnokoreiskikh universitetov) [The teaching of Russian as a foreign language in a foreign language environment (exemplified by South Korean universities)]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
  8. Varganova, O.V. (2010). Osobennosti kursovogo obucheniya russkomu yazyku za rubezhom na sovremennom etape [Peculiarities of the coursework of the Russian language abroad at the present stage]. (Candidate dissertation, Moscow). (In Russ.)
  9. Verbitskaya, L.A. Mir russkogo slova i russkoe slovo v mire. Mezhdunarodnaya assotsiatsiya russkoyazychnykh pisatelei: ofitsial’nyi sait [The world of the Russian word and the Russian word in the world. The International Association of Russian-Speaking Writers: the official website]. Retrieved August 12, 2018 from http://russkiymir.ru/ru/magazine/042007/?id4=40&i4=1.
  10. Verbitskaya, L.A. (2010). O problemakh prepodavaniya russkogo yazyka v zarubezhnoi shkole [On the problems of teaching Russian in a foreign school]. Bulletin of the North-West Branch of the Russian Academy of Education. 1 (10), 48—51. (In Russ.)
  11. Verbitskaya, L.A. (2011). O sostoyanii prepodavaniya russkogo yazyka v zarubezhnykh stranakh [On the state of the teaching of the Russian language in foreign countries]. Pedagogical education in the CIS member states: modern problems, concepts, theories and practice. Saint Petersburg. (In Russ.)
  12. Verbitskaya, L.A. (2014). Russkii yazyk v Rossii i za ee predelami [Russian language in Russia and beyond]. The world of the Russian word. 3, 5—14. (In Russ.)
  13. Verbitskaya, L.A. (2015a). Russkii yazyk kak gosudarstvennyi: sovremennoe sostoyanie i mery po jego ukrepleniyu i razvitiyu [Russian as a state language: the current state and measures for its strengthening and development]. The Russian Humanitarian Journal. 2, 90—99. (In Russ.)
  14. Verbitskaya, L.A. (2015b). MAPRYaL segodnya [MAPRYAL today]. International Association of Teachers of Russian Language and Literature. Saint Petersburg: MAPRYaL Publ. (In Russ.)
  15. Gazman, O.S. (1993). Svoboda rebenka v obrazovatel’nom protsesse. Sovremennaya shkola: problemy gumanizatsii otnoshenii uchitelei, uchashchikhsya i roditelei [Freedom of the child in the educational process. Modern school: problems of humanization of relations between teachers, students and parents]. Moscow: APN Publ. (In Russ.)
  16. Gazman, O.S. (2000). Pedagogika svobody: put’ v gumanisticheskuyu tsivilizatsiyu XXI veka [Pedagogy of freedom: the path to the humanistic civilization of the 21st century]. Class teacher. 3, 7—34. (In Russ.)
  17. Kazakova, E.I. (1995). Pedagogical support. Experience of international cooperation. Saint Petersburg. (In Russ.)
  18. Kiseleva, P.V. (2014). Organizatsiya obrazovatel’nogo soprovozhdeniya razvitiya subjektnoi pozitsii studentov (na materiale obucheniya inostrannomu yazyku) [Organization of educational support for the development of the subject position of students (on the teaching material of a foreign language)]. (Doctoral dissertation, Tomsk). (In Russ.)
  19. Kontseptsiya gosudarstvennoi podderzhki i prodvizheniya russkogo yazyka za rubezhom. Utverzhdena Prezidentom Rossiiskoi Federatsii 03.11.2015 [The concept of state support and promotion of the Russian language abroad. Approved by the President of the Russian Federation on 03.11.2015]. Retrieved August 16, 2018 from http://rs.gov.ru/uploads/document/file/22/koncepciya_ gosudarstvennoy_podderzhki_i_prodvizheniya_russkogo_yazyka.pdf.
  20. Kudoyarova, T.V. (2008). Russkii yazyk v sovremennoi obrazovatel’noi srede stran SNG i Baltii [Russian language in the modern educational environment of the CIS and Baltic countries] (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
  21. Molchanovskii, V.V. (1999). Sostav i soderzhanie professional’no-deyatel’nostnoi kompetentsii prepodavatelya russkogo yazyka kak inostrannogo [Composition and content of the professionallyactive competence of a teacher of Russian as a foreign language]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
  22. Molchanovskii, V.V. (2002). Prepodavatel’ russkogo yazyka kak inostrannogo: vvedenie v spetsial’nost’ [Teacher of Russian as a Foreign Language: Introduction to the Specialty]. Moscow: Russkii yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
  23. Moskovkin, L.V. (2012). Russkii yazyk kak inostrannyi i aktual’nye problemy jego prepodavaniya [Russian as a Foreign Language and the Actual Problems of Teaching]. Foreign Language Teaching. 4, 353—372. (In Russ.)
  24. Mudrik, A.V. (2000). Sotsial’naya pedagogika: ucheb. dlya stud. ped. vuzov [Social pedagogy: textbook]. Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.)
  25. Khamraeva, E.A. (2014). Detskii modul’ RKI. Osobennosti organizatsii russkoi shkoly za rubezhom i metodiki prepodavaniya russkogo yazyka. Russkii yazyk za rubezhom [Children’s module RKI. Features of the organization of the Russian school abroad and the methods of teaching the Russian language. Russian language abroad]. 5 (246), 44—54. (In Russ.)
  26. Tsybina, E.A. (2005). Pedagogicheskoe soprovozhdenie kommunikativnogo razvitiya studentov [Pedagogical support of communicative development of students]. (Author’s abstr. cand. ped. diss.). Ul’yanovsk. (In Russ.)
  27. Shorina, T.A. (2016). Metodicheskoe soprovozhdenie podgotovki uchitelya russkogo yazyka k obucheniyu uchashchikhsya-inofonov audirovaniyu [Methodological support of the preparation of the Russian language teacher for the training of foreign students in listening]. (Author’s abstr. cand. ped. diss.). Moscow. (In Russ.)
  28. Shchukin, A.N. (1990). Methodology of teaching Russian as a foreign language (for foreign philologistsRussianists). Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
  29. Shchukin, A.N. (2017). Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoe posobie [Methods of teaching Russian as a foreign language: textbook]. Moscow: Flinta Publ.; Nauka Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».