Методическое сопровождение зарубежной системы преподавания русского языка: основные категории субъектов и их характеристики
- Авторы: Гужеля Д.Ю.1
-
Учреждения:
- Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
- Выпуск: Том 16, № 4 (2018)
- Страницы: 493-507
- Раздел: Страничка молодого ученого
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345823
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2018-16-4-493-507
- ID: 345823
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются средства и способы укрепления позиций русского языка в мировом социокультурном пространстве, поддержки системы преподавания русского языка в зарубежной образовательной среде. Обосновывается высокая социальная значимость этой проблематики. В категориально-понятийный аппарат лингводидактики и методики преподавания РКИ вводится концепт «методическое сопровождение»: исследуются подходы к определению его сущности, выявляется лингвометодический потенциал, предлагается дефиниция методического сопровождения зарубежной системы преподавания русского языка. В статье обосновано положение о том, что эффективность и действенность методического сопровождения обусловливаются учетом профессиональных потребностей и спецификой деятельности его субъектов. С целью определения и изучения этих факторов автором проведены опросы, анкетирование преподавателей русского языка и организаторов учебного процесса, работающих в странах ближнего и дальнего зарубежья, проанализированы отчеты, доклады Россотрудничества по результатам мониторинга системы культурно-языкового образования в условиях отсутствия аутентичной среды. Предпринятое исследование позволило выявить основные категории субъектов методического сопровождения, установить специфические условия и содержательные характеристики их деятельности, а также проблемные зоны в преподавании русского языка за рубежом. Полученные данные могут быть использованы при разработке целостной концепции методического сопровождения зарубежной системы преподавания русского языка, в проектировании его содержания, а также при определении эффективных, современных технологий и средств его реализации.
Об авторах
Дмитрий Юрьевич Гужеля
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
Автор, ответственный за переписку.
Email: guzhelya_9@mail.ru
советник руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Воздвиженка, 18/9Список литературы
- Balykhina, T.M. (2000a). Struktura i soderzhanie rossiiskogo filologicheskogo obrazovaniya: metodologicheskie problemy obucheniya russkomu yazyku [Structure and content of Russian philological education: methodological problems of teaching Russian language]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
- Balykhina, T.M. (2000b). Struktura i soderzhanie rossiiskogo filologicheskogo obrazovaniya. Metodologicheskie problemy obucheniya russkomu yazyku [Structure and content of Russian philological education. Methodological problems of teaching Russian language]. Moscow: MGUP Publ. (In Russ.)
- Balykhina, T.M., Markina, T.V., & Kharitonova, O.V. (2003). Povyshenie kvalifikatsii kak sistema nepreryvnogo formirovaniya professional’noi kompetentsii filologa [Improvement of professional skills as a system of continuous formation of the professional competence of a philologist]. The Russian word in world culture: materials of the X Congress of MAPRYAL. Saint Petersburg. (In Russ.)
- Berezhnova, L.N., Bogoslovskii, V.I. (2005). Soprovozhdenie v obrazovanii kak tekhnologiya razresheniya problem razvitiya [Maintenance in education as a technology for solving development problems]. Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. (In Russ.)
- Boiko, N.Yu. (2004). Prepodavatel’ russkogo yazyka kak inostrannogo v sisteme kursovogo obucheniya [Teacher of Russian as a Foreign Language in the сoursework]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
- Bragina, N.V. (2011). Kratkosrochnoe obuchenie povsednevnomu obshcheniyu na russkom yazyke v usloviyakh otsutstviya yazykovoi sredy (v Soedinennom korolevstve) [Short-term training in everyday communication in Russian in the absence of a language environment (in the United Kingdom)]. [Author’s abstr. cand. ped. diss.]. Moscow. (In Russ.)
- Bykova, O.P. (2011). Obuchenie russkomu yazyku kak inostrannomu v inoyazychnoi srede (na primere yuzhnokoreiskikh universitetov) [The teaching of Russian as a foreign language in a foreign language environment (exemplified by South Korean universities)]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
- Varganova, O.V. (2010). Osobennosti kursovogo obucheniya russkomu yazyku za rubezhom na sovremennom etape [Peculiarities of the coursework of the Russian language abroad at the present stage]. (Candidate dissertation, Moscow). (In Russ.)
- Verbitskaya, L.A. Mir russkogo slova i russkoe slovo v mire. Mezhdunarodnaya assotsiatsiya russkoyazychnykh pisatelei: ofitsial’nyi sait [The world of the Russian word and the Russian word in the world. The International Association of Russian-Speaking Writers: the official website]. Retrieved August 12, 2018 from http://russkiymir.ru/ru/magazine/042007/?id4=40&i4=1.
- Verbitskaya, L.A. (2010). O problemakh prepodavaniya russkogo yazyka v zarubezhnoi shkole [On the problems of teaching Russian in a foreign school]. Bulletin of the North-West Branch of the Russian Academy of Education. 1 (10), 48—51. (In Russ.)
- Verbitskaya, L.A. (2011). O sostoyanii prepodavaniya russkogo yazyka v zarubezhnykh stranakh [On the state of the teaching of the Russian language in foreign countries]. Pedagogical education in the CIS member states: modern problems, concepts, theories and practice. Saint Petersburg. (In Russ.)
- Verbitskaya, L.A. (2014). Russkii yazyk v Rossii i za ee predelami [Russian language in Russia and beyond]. The world of the Russian word. 3, 5—14. (In Russ.)
- Verbitskaya, L.A. (2015a). Russkii yazyk kak gosudarstvennyi: sovremennoe sostoyanie i mery po jego ukrepleniyu i razvitiyu [Russian as a state language: the current state and measures for its strengthening and development]. The Russian Humanitarian Journal. 2, 90—99. (In Russ.)
- Verbitskaya, L.A. (2015b). MAPRYaL segodnya [MAPRYAL today]. International Association of Teachers of Russian Language and Literature. Saint Petersburg: MAPRYaL Publ. (In Russ.)
- Gazman, O.S. (1993). Svoboda rebenka v obrazovatel’nom protsesse. Sovremennaya shkola: problemy gumanizatsii otnoshenii uchitelei, uchashchikhsya i roditelei [Freedom of the child in the educational process. Modern school: problems of humanization of relations between teachers, students and parents]. Moscow: APN Publ. (In Russ.)
- Gazman, O.S. (2000). Pedagogika svobody: put’ v gumanisticheskuyu tsivilizatsiyu XXI veka [Pedagogy of freedom: the path to the humanistic civilization of the 21st century]. Class teacher. 3, 7—34. (In Russ.)
- Kazakova, E.I. (1995). Pedagogical support. Experience of international cooperation. Saint Petersburg. (In Russ.)
- Kiseleva, P.V. (2014). Organizatsiya obrazovatel’nogo soprovozhdeniya razvitiya subjektnoi pozitsii studentov (na materiale obucheniya inostrannomu yazyku) [Organization of educational support for the development of the subject position of students (on the teaching material of a foreign language)]. (Doctoral dissertation, Tomsk). (In Russ.)
- Kontseptsiya gosudarstvennoi podderzhki i prodvizheniya russkogo yazyka za rubezhom. Utverzhdena Prezidentom Rossiiskoi Federatsii 03.11.2015 [The concept of state support and promotion of the Russian language abroad. Approved by the President of the Russian Federation on 03.11.2015]. Retrieved August 16, 2018 from http://rs.gov.ru/uploads/document/file/22/koncepciya_ gosudarstvennoy_podderzhki_i_prodvizheniya_russkogo_yazyka.pdf.
- Kudoyarova, T.V. (2008). Russkii yazyk v sovremennoi obrazovatel’noi srede stran SNG i Baltii [Russian language in the modern educational environment of the CIS and Baltic countries] (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
- Molchanovskii, V.V. (1999). Sostav i soderzhanie professional’no-deyatel’nostnoi kompetentsii prepodavatelya russkogo yazyka kak inostrannogo [Composition and content of the professionallyactive competence of a teacher of Russian as a foreign language]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
- Molchanovskii, V.V. (2002). Prepodavatel’ russkogo yazyka kak inostrannogo: vvedenie v spetsial’nost’ [Teacher of Russian as a Foreign Language: Introduction to the Specialty]. Moscow: Russkii yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
- Moskovkin, L.V. (2012). Russkii yazyk kak inostrannyi i aktual’nye problemy jego prepodavaniya [Russian as a Foreign Language and the Actual Problems of Teaching]. Foreign Language Teaching. 4, 353—372. (In Russ.)
- Mudrik, A.V. (2000). Sotsial’naya pedagogika: ucheb. dlya stud. ped. vuzov [Social pedagogy: textbook]. Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.)
- Khamraeva, E.A. (2014). Detskii modul’ RKI. Osobennosti organizatsii russkoi shkoly za rubezhom i metodiki prepodavaniya russkogo yazyka. Russkii yazyk za rubezhom [Children’s module RKI. Features of the organization of the Russian school abroad and the methods of teaching the Russian language. Russian language abroad]. 5 (246), 44—54. (In Russ.)
- Tsybina, E.A. (2005). Pedagogicheskoe soprovozhdenie kommunikativnogo razvitiya studentov [Pedagogical support of communicative development of students]. (Author’s abstr. cand. ped. diss.). Ul’yanovsk. (In Russ.)
- Shorina, T.A. (2016). Metodicheskoe soprovozhdenie podgotovki uchitelya russkogo yazyka k obucheniyu uchashchikhsya-inofonov audirovaniyu [Methodological support of the preparation of the Russian language teacher for the training of foreign students in listening]. (Author’s abstr. cand. ped. diss.). Moscow. (In Russ.)
- Shchukin, A.N. (1990). Methodology of teaching Russian as a foreign language (for foreign philologistsRussianists). Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Shchukin, A.N. (2017). Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoe posobie [Methods of teaching Russian as a foreign language: textbook]. Moscow: Flinta Publ.; Nauka Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

