№ 1 (2011)

Обложка

Статьи

Психолингвистическое значение слова

Стернин И.А.

Аннотация

В статье предлагается разграничить лексикографические и психолингвистические значения. Предлагается вариант описания психолингвистического значения слова.
Русистика. 2011;(1):5-13
pages 5-13 views

Особенности формирования русской языковой личности в иноязычном социуме (к проблеме специфики учебников для зарубежных школ с русским языком преподавания)

Млечко Т.П.

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные аспекты проблемы создания нового поколения учебников по русскому языку, ориентированных на базовые образцы российских учебников и учитывающих специфику коммуникативного пространства соответствующей страны. Данная специфика влияет на русскую речевую практику и требует концептуального осмысления и системного представления в этих учебниках.
Русистика. 2011;(1):14-20
pages 14-20 views

Языковые особенности ментативного повествования с точки зрения лингвистики нарратива (на материале романа А.В. Иличевского «Ай-Петри»)

Арзямова О.В.

Аннотация

Описаны особенности языковой репрезентации авторского сознания в ментативном повествовании. Функции и специфические особенности ментатива рассматриваются на материале романа А.В. Иличевского «Ай-Петри».
Русистика. 2011;(1):21-28
pages 21-28 views

Теоретические и прикладные проблемы лексико-семантического описания наименований лиц в русском языке

Маклакова Е.А.

Аннотация

Целью данного исследования является выявление особенностей семантики языковых единиц, служащих для обозначения наименований лиц и входящих в одноименное лексико-фразеологическое поле в системе языка. Решаются задачи выявления и описания семантических признаков наименований лиц русского языка на уровнях макро- и микрокомпонентов значения.
Русистика. 2011;(1):29-39
pages 29-39 views

Англо-американские лексические заимствования как отражение тенденций к изменению национально-культурных стереотипов в российском обществе

Аксёнова А.Т.

Аннотация

Статья посвящена проблеме пополнения лексического состава русского языка новейшими заимствованиями из американского варианта английского языка, обусловленного изменением русской национальной системы ценностей. Заимствования рассматриваются в аспекте формальной и лексико-семантической адаптации в русской языковой среде на материале СМИ. Особое внимание уделяется изменению объема понятия иноязычного слова и отношению носителей языка к данной проблеме.
Русистика. 2011;(1):40-44
pages 40-44 views

Обучение иностранных студентов-филологов русской фразеологии (на материале фразеосемантического поля «деятельность человека»)

Пугачёва Л.С.

Аннотация

Высокий уровень фразеологической компетенции достигается знанием и уместным употреблением в речи фразеологических единиц. В учебниках, учебных пособиях для иностранных учащихся не представлена целостная система обучения фразеологии, в частности, правилам употребления фразеологических единиц, составляющих фразеосемантическое поле «деятельность человека». Актуальна разработка методического комплекса по обучению иностранных учащихся русской фразеологии.
Русистика. 2011;(1):45-51
pages 45-51 views

Вербализация представлений Л.Н. Толстого о школе синтагматикой ключевого слова

Кузнецова Н.А.

Аннотация

Работа посвящена изучению концепта «школа» в педагогических статьях Л.Н. Толстого. В исследовании автор опирается на утверждение: информацию о процессах концептуализации действительности можно получить в ходе анализа синтагматических отношений между словами. В статье анализируется лексическая сочетаемость ключевого слова концепта «школа» в его узуальном употреблении, а также в текстах Л.Н. Толстого. Результаты интерпретации сравниваются, выявляются значения и смыслы концепта, важные для Л.Н. Толстого.
Русистика. 2011;(1):52-56
pages 52-56 views

Формирование учебного словника для иностранных студентов-филологов (на примере темы «Мода. Одежда»)

Семенистая М.Н.

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования учебного словника для иностранных студентов-филологов 2-го сертификационного уровня владения русским языком как иностранным. В статье рассматриваются основные принципы построения учебного словника. Особое внимание уделяется роли лексики тематической группы «Одежда» в процессе обучения русскому языку. В заключение приводится пример словника, включающего наименования одежды.
Русистика. 2011;(1):57-63
pages 57-63 views

Лингвокультурологическое комментирование текста русской народной сказки в иностранной аудитории студентов-филологов

Матвеенко В.Э.

Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам обучения русскому фольклорному тексту (жанру сказки) на занятиях по РКИ в аудитории студентов-филологов. В работе освещены теоретико-методические проблемы организации лингвокультурологического комментирования материала русских народных сказок в процессе обучения, также проанализированы понятия «лакуна» и «лингвокультурема» в лингвокультурологии как элементы, представляющие собой лексические единицы лингвокультурологического содержания и их наличие в текстах русских народных сказок.
Русистика. 2011;(1):64-69
pages 64-69 views

Учебный творческий дискурс как фактор формирования образной предлингвальной основы инокультурной картины мира

Бузальская Е.В.

Аннотация

Статья посвящена анализу влияния творческой письменной речи на формирование образной предлингвальной основы инокультурной картины мира в процессе обучения иностранных студентов (ТРКИ 2 - ТРКИ 3).
Русистика. 2011;(1):70-73
pages 70-73 views

Методика обобщенного лексикографического описания (на примере слова гость в русском языке)

Талл Уссейну -.

Аннотация

В статье рассматривается проблема описания лексикографического значения слова как значения, отраженного в совокупности толковых словарей. На материале лексемы гость показано, что лексикографическое значение слова шире значения, представленного в отдельных словарях.
Русистика. 2011;(1):74-78
pages 74-78 views

Психолого-синтаксические аспекты исследования практики воздействия текстов публичных выступлений

Усмонов Р.А.

Аннотация

В статье проанализированы тексты, произносимые политиками и хозяйственными руководителями, нацеленные на пропаганду определенных идей, привлечение новых сторонников, достижение своей цели не столько путем объективных рассуждений и логических доказательств, сколько путем апелляции к эмоциям реципиентов.
Русистика. 2011;(1):79-85
pages 79-85 views

Фразеологическая репрезентация представлений о «своем» и «чужом» средствами мифологического культурного кода

Хохлина М.Л.

Аннотация

В статье рассматриваются фраземы, когнитивная база формирования фразеологического значения которых связана с мифологическим культурным кодом, содержащим архетипическое противопоставление «свой-чужой». Основной признается пространственная субкатегория, объективированная многочисленными знаками косвенно-производной номинации.
Русистика. 2011;(1):86-91
pages 86-91 views

Морфонологические чередования при суффиксальном словообразовании в обучении РКИ

Диуф Алиу -.

Аннотация

В статье говорится о сущности морфонологии, статусе морфонемы и о видах звуковых чередований при суффиксальном словообразовании. Изучение чередований актуально для правильного письма и говорения на русском языке.
Русистика. 2011;(1):92-96
pages 92-96 views

Специфика замены компонентов пространственных фразеологизмов в интернет-дневниках с учетом фразеографической практики (на примере фразеологизма кричать на всех перекрестках)

Молодых Н.В.

Аннотация

В статье рассматриваются причины и типичные способы замены компонентов во фразеологических единицах, функционирующих в интернет-текстах. Проводится связь между речевыми и языковыми явлениями.
Русистика. 2011;(1):97-102
pages 97-102 views

Пособие «Русский глагол» в аспекте ТРКИ

Баранова И.И.

Аннотация

В статье представлено учебное пособие по русскому языку как иностранному, направленное на изучение грамматики русского языка через глагольную систему. Материал пособия ориентирован на общеевропейский документ о владении иностранным языком и систему ТРКИ российской образовательной системы РКИ.
Русистика. 2011;(1):103-107
pages 103-107 views

Взаимосвязь языков и культур русского и украинского народов (на материале медицинской лексики говоров Западной Брянщины)

Пенюкова И.В.

Аннотация

Рассматривается тематическая группа медицинской лексики в юго-западных говорах Брянской области, освещены семантические процессы, в том числе синонимические и другие связи слов в системе местных говоров, а также происхождение отдельных слов. Исследование раскрывает интересные явления, связанные с взаимодействием местных говоров Брянщины с украинским языком и его говорами.
Русистика. 2011;(1):108-113
pages 108-113 views
pages 114-115 views

Ю.А. Бельчиков. Язык и культура (материалы спецкурса

Шаклеин В.М., Исаев М.И.
Русистика. 2011;(1):116-117
pages 116-117 views
pages 118-119 views
pages 120-123 views

Наши авторы

- -.
Русистика. 2011;(1):124-125
pages 124-125 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».