Журналистика и медиаменеджмент во Вьетнаме в постсоветском контексте: возможности, проблемы и достижения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье анализируется развитие журналистики и медиаменеджмента во Вьетнаме в постсоветском контексте, в частности, с 1991 года по настоящее время. Особенности журналистики и медиаменеджмента во Вьетнаме рассматриваются в рамках трёх основных этапов: период до политики «Дой Мой» (Обновления), когда журналистика рассматривалась в первую очередь как орудие классовой борьбы и находилась под сильным влиянием советских канонов; переходный период после «Дой Мой», когда журналистика стала общественным форумом, отвечающим информационным потребностям граждан; и эпоха цифровой трансформации, отмеченная распространением социальных сетей. Далее в статье рассматриваются значимые возможности, проблемы, а также выдающиеся достижения в современном ландшафте журналистики и медиаменеджмента Вьетнама.

Об авторах

Хыонг Тхи Тху Данг

Вьетнамский национальный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: danghuong@ussh.edu.vn

доцент, к.н., проректор Университета общественных и гуманитарных наук

Вьетнам, Ханой

Ханг Тхи Тхюи Нгуен

Вьетнамский национальный университет

Email: hangkhct@vnu.edu.vn

к.н., преподаватель Школы журналистики и коммуникаций Университета общественных и гуманитарных наук

Вьетнам, Ханой

Список литературы

  1. Bell, D. (1973). The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. New York.
  2. Đặng Thị Thu Hương (2021). Quản lý báo chí và quản trị truyền thông trong bối cảnh truyền thông mạng xã hội [Journalism management and media governance in the context of social media communication]. Nhà xuất bản Đại học quốc gia Hà Nội.
  3. Digital 2024: Vietnam. Datareportal (2024), Feburary 23. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-vietnam
  4. Đỗ Quý Doãn (2015). Quản lý và phát triển thông tin báo chí ở Việt Nam [Management and development of press information in Vietnam]. Nhà xuất bản Thông tin và Truyền thông. Hà Nội.
  5. Jenkins, Henry (2006). Fans, Bloggers, and Gamers: Exploring Participatory Culture. NYU Press. ISBN 978-0-8147-4310-2.
  6. Masuda, Y. (1980). Emerging Information Society in Japan. The Information Society as Post-Industrial Society. Tokyo: Institute for the Information Society, pp. 3-22.
  7. Ministry of Information and Communications (2022). Handbook on preventing and fighting fake news and false news in cyberspace. Nhà xuất bản Thông tin và Truyền thông. Hà Nội.
  8. Mitchelstein, E., & Boczkowski, P. (2009). Between tradition and change: A review of recent research on online news production. Journalism: Theory, Practice & Criticism, 10 (5), 562-586.
  9. National Assembly (2016). Luật Báo chí [Press Law]. Cổng thông tin điện tử Chính phủ [Government Electronic Information Portal]. URL: https://vanban.chinhphu.vn/?pageid=27160&docid=184567&classid=1&typegroupid=3
  10. Nguyễn Mạnh Hùng (2023). Quản lý để phát triển báo chí bền vững [Managing for Sustainable Journalism Development]. Vietnamnet, July 25. URL: https://vietnamnet.vn/quan-ly-de-phat-trien-bao-chi-ben-vung-2167700.html.
  11. Nguyen T.N., Bui C.T (2019). The state management of media activities in Vietnam. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 2019 3(3), P. 18-27.
  12. Nguyễn Thế Kỷ (2012) Công tác lãnh đạo quản lý báo chí trong 25 năm tiến hành sự nghiệp đổi mới [Leadership and management of journalism during 25 years of Doi Moi]. NXB Chính trị Quốc gia, Hà Nội.
  13. Prime Minister (2019). Quyết định số 362/QĐ-TTg của Thủ tướng Chính phủ: Phê duyệt Quy hoạch phát triển và quản lý báo chí toàn quốc đến năm 2025 [Decision No. 362/QĐ-TTg of the Prime Minister: Approval of the national press development and management plan until 2025].
  14. Siebert, F., Paterson T., & Schramm, W., (1956). Four Theories of the Press: The Authoritarian, Libertarian, Social Responsibility, and Soviet Communist Concepts of What the Press Should Be and Do. University of Illinois Press.
  15. Số liệu về các cơ quan báo chí Việt Nam năm 2023 [Statistics on Vietnamese press agencies in 2023]. Vietnam News Agency (2023), December 21. URL: https://infographics.vn/so-lieu-ve-cac-co-quan-bao-chi-viet-nam-nam-2023/209747.vna.
  16. Tạ Ngọc Tấn (2020). Báo chí, truyền thông hiện đại [Modern journalism and communication]. Nhà xuất bản Chính trị Quốc gia Sự thật. Hà Nội.
  17. Thu Hương (2022). Quản trị truyền thông trong cơ quan nhà nước [Media Governance in State Agencies]. URL: https://www.quanlynhanuoc.vn/2022/10/31/quan-tri-truyen-thong-trong-co-quan-nha-nuoc/?utm_source=chatgpt.com
  18. Uhalov, D., Lukin, A. (2024). Vietnam dostigaet rezultatov ne tolko v ekonomike, no i v pravah cheloveka [Vietnam achieves results not only in the economy but also in human rights]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/vetnam-dostigaet-rezultatov-ne-tolko-v-ekonomike-no-i-v-pravakh-cheloveka. (In Russian).
  19. Vartanova, E. (2012). The Russian Media Model in the Context of Post-Soviet Dynamics. Comparing Media Systems Beyond the Western World, edited by Daniel C. Hallin and Paolo Mancini. Cambridge: Cambridge University Press. Pp. 119-142.
  20. Vietnam Media Landscape Report 2023-2024 (2023). Global PR Hub Publisher in partnership with Vietnam Journalist Association, Vietnam Digital Communication Association, and MGID.
  21. VNA’s fact-checking channel honoured at TikTok Awards Vietnam. Vietnam Pictorial (2020), December 28. URL: https://vietnam.vnanet.vn/english/tin-van/vnas-fact-checking-channel-honoured-at-tiktok-awards-vietnam-249541.html?utm_source=chatgpt.com

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Количество информационных агентств по годам. Источник: Отчет о медиаландшафте Вьетнама за 2023–2024 гг.

Скачать (359KB)
3. Рис. 2. Наиболее часто используемые платформы социальных сетей во Вьетнаме, в зависимости от доли населения, пользующегося интернетом Источник: Отчет о медиаландшафте Вьетнама за 2023–2024 гг.

Скачать (30KB)

© Данг Х.Т., Нгуен Х.Т., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».