Особенности развития вьетнамского хореографического искусства
- Авторы: Василенко В.В.1,2, Као Тхи В.З.3,4
-
Учреждения:
- Северо-Кавказский федеральный университет
- Ставропольский филиал РАНХиГС
- Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
- преподаватель, Вьетнамская академия танца
- Выпуск: Том 8, № 2 (2024)
- Страницы: 79-94
- Раздел: Научные исследования
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-9453/article/view/263078
- DOI: https://doi.org/10.54631/VS.2024.82-607329
- ID: 263078
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье впервые на основе многомерной модели вьетнамской культуры рассматриваются особенности развития вьетнамского танцевального искусства, процесс его профессионализации, внедрения на вьетнамскую почву европейского классического танца. В качестве каркаса берётся слой аутентичной вьетнамской культуры, вокруг которого в разных историко-культурных контекстах выкристаллизовывается конфигурация культурных элементов, стиль искусства. Даётся классификация типов и видов вьетнамского хореографического искусства. Возникновение национального балета, как нового для Вьетнама вида сценического искусства, анализируется с точки зрения соприкосновения аутентичной вьетнамской культуры с китайско-конфуцианской и буддийской, европейской, советской, современной западной культурными традициями. Приводятся наиболее значимые произведения малых и крупных хореографических форм 1950–2024 гг. Научная значимость выводов состоит в том, что разработанный авторами методологический подход, введённый в научный оборот фактический материал и сформулированные выводы помогают прояснить современную картину динамики вьетнамской культуры и искусства. В статье показаны роль и значение современного хореографического искусства в налаживании межгосударственного сотрудничества. Делается вывод о поступательном развитии вьетнамского хореографического искусства, подчёркивается необходимость сохранения традиционной вьетнамской культуры.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Виктория Валерьевна Василенко
Северо-Кавказский федеральный университет; Ставропольский филиал РАНХиГС
Автор, ответственный за переписку.
Email: vasilvika@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-8931-3650
д. и. н., профессор, Высшая школа креативных индустрий
Россия, СтавропольВан Зием Као Тхи
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой; преподаватель, Вьетнамская академия танца
Email: vandiemcao271991@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8643-2151
соискатель; преподаватель
Россия, Санкт-Петербург; Ханой, ВьетнамСписок литературы
- Деопик Д. В. История Вьетнама. Ч. 1. М.: Изд-во МГУ, 1994. 320 с.
- Крёбер А. Стиль и цивилизация // Вестник культурологии. 2001. № 1(16). С. 7–23.
- Новакова О. В. Возрождение национальных традиций Вьетнама в период обновления // Вьетнамские исследования. 2017. Т. 1. С. 275–293.
- Самойленко, Е. В. Феномен танцевальной культуры, особенности генезиса, функционирования и трансформации (на материале культуры России ХХ-ХХI вв. Екатеринбург, 2012. 112 с.
- Сказки и предания Вьетнама / сост. Ю. Д. Минина; пер. с вьетн. Ю. Д. Мининой, Е. В. Лютик, А. М. Харитоновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 295 с.
- Соколов А. А. Вьетнамская культура: современный контекст // Труды Института востоковедения РАН. 2017. № 3. С. 133–161.
- Стрельцов В. В. Развитие сотрудничества в сфере культурного туризма в контексте стратегического партнерства Вьетнама и России // Культура и образование. 2014. С. 17–24. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotrudni
- Сысолятин А. А., Слепченко, В. Память о войне в американской культуре 1970 -х: стратегии репрезентации фигуры ветерана // Tеmpus et Memoria. 2023. Т. 4. № 2. С. 57–68.
- Хантингтон С., Аджами Ф., Махбубани К., Бартли Р.Л., Биньян Лю. Столкновение цивилизаций. Перспективы мировой политики (концепция С. Хантингтона и её критика) // Афро-азиатский мир: проблемы цивилизационного анализа. 2004. С. 47– 66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stolknovenie-tsiv
- Ян Чэньюй. Влияние русского классического балета на становление китайской школы танца // Культура и цивилизация. 2023. Т. 13. № 8А. С. 208–213.
- Khắc họa hình tượng về tranh Đông Hồ bằng ngôn ngữ ballet [Образы картин Донгхо в балете] // Báo Dân tộc và Phát triển. 09.03.2023. (На вьет. яз.)
- Lâm Tô Lộc. Múa dân gian các dân tộc Việt Nam [Лам То Лок. Народный танец вьетнамских этнических групп]. Hà Nội: Nxb. Văn hóa dân tộc, 1994. 169 tr. (На вьет. яз.)
- Lê Ngọc Canh. 100 điệu múa truyền thống Việt Nam [Ле Нгок Кань. 100 вьетнамских традиционных танцев]. Hà Nội: Nxb. Văn hóa thông tin, 2001. 231 tr. (На вьет. яз.)
- Lê Ngọc Canh. Lịch sử nghệ thuật múa Việt Nam [Ле Нгок Кань. История вьетнамского танцевального искусства]. Hà Nội: Nxb. Sân khấu, 2008. 695 tr. (На вьет. яз.)
- Lê Ngọc Canh. Múa tín ngưỡng dân gian Việt Nam [Ле Нгок Кань. Вьетнамский народный религиозный танец]. Hà Nội: Nxb. Khoa học xã hôi, 1998. 286 tr. (На вьет. яз.)
- Lê Ngọc Canh. Nghệ thuật múa truyền thống Khmer Nam bộ [Ле Нгок Кань. Традиционное танцевальное искусство южных кхмеров]. Hà Nội: Nxb. Văn hóa dân tộc, 2013. 334 tr. (На вьет. яз.)
- Lê Ngọc Canh, Tô Đông Hải. Nghệ thuật biểu diễn truyền thống Chăm [Ле Нгок Кань, То Донг Хай. Традиционное исполнительское искусство тямов]. Hà Nội: Nxb. Văn hóa dân tộc, 1995. Тr. 154, 155.
- Phạm Anh Phương. Múa dân gian người Việt vùng Châu thổ sông Hồng, truyền thống và hiện đại. Luận án tiến sĩ [Фам Ань Фыонг. Вьетнамский народный танец в дельте Красной реки, традиции и современность. Дисс. … канд. искусствовед.] Hà Nội: Viện nghiên cứu Văn hóa. 2009. 202 tr. (На вьет. яз.)
Дополнительные файлы
