Discourse on professional and educational standards for document support of management and archiving: a historiographical essay
- Authors: Silina I.G.1
-
Affiliations:
- All-Russian Scientific and Research Institute for Records and Archives Management (VNIIDAD)
- Issue: No 3 (2024)
- Pages: 65-78
- Section: Archival science and document science
- URL: https://journal-vniispk.ru/2619-1601/article/view/276970
- ID: 276970
Cite item
Full Text
Abstract
The close relationship between professional and educational standards, as well as the Unified Qualification Directory of positions, is considered. The necessity of their timely and comprehensive updating and alignment with real-time requests is justified. There is a certain imbalance of the stated professional expectations from educational programs due to the fact that all these system-forming documents are not developed simultaneously, which leads to the need for constant revision of professional standards, in which issues of professional competence come to the fore, including the emergence of new competencies that have a significant impact on the formation of new requests to specialists in the field of documentation support management.
Full Text
Система профессиональных и образовательных стандартов, а также Единый квалификационный справочник должностей (ЕКСД) находятся в тесной взаимосвязи и требуют своевременного и всеобъемлющего обновления и приведения в соответствие с запросами реального времени. С учетом того, что все эти системообразующие документы разрабатываются не одномоментно, наблюдается определенный дисбаланс заявленных профессиональных ожиданий от образовательных программ. На сегодняшний день мы руководствуемся следующими стандартами:
- в сфере документационного обеспечения управления (ДОУ) и архивного дела – профессиональными стандартами (ПС):
- ПС «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утвержденный приказом Минтруда России от 15 июня 2020 года № 333н;
- ПС «Специалист архива», утвержденный приказом Минтруда России от 18 марта 2021 года № 140н;
- ПС «Специалист по управлению документами организации», утвержденный приказом Минтруда России от 27 апреля 2023 года № 421н;
- ПС «Специалист по формированию электронного архива» утвержденный приказом Минтруда России от 19 апреля 2018 года № 266н;
- ПС «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации», утвержденный приказом Минтруда России от 31 марта 2021 года № 192н.
- в системе высшего образования – федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО):
- ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2020 года № 1343;
- ФГОС ВО – магистратура по направлению подготовки 46.04.02 «Документоведение и архивоведение», утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2020 года № 1345;
- в системе среднего профессионального образования – федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО):
- ФГОС СПО по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», утвержденный приказом Минпросвещения России от 26 августа 2022 года № 778.
Безусловно, образовательные учреждения осуществляют обновление программ, но в полной ли мере учитываются запросы реального времени и насколько точны и емки показатели в профессиональных стандартах – это подлежит обсуждению и уточнению, особенно в свете дополнения всей системы стандартов квалификационными требованиями. В связи с этим важно проследить историографию вопроса и определить, какие проблемы являются наиболее актуальными в последнее время.
В 2023–2024 годах Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) проводит научно-исследовательскую работу по теме «Квалификационные требования к специалистам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела», выполняемую на основе государственного задания Федерального архивного агентства.
Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что главные вызовы в области развития квалификаций в Российской Федерации сопряжены с внедрением цифровых технологий. Содержание и характер труда документоведов и архивистов становятся все более интеллектуальными, что требует соответствующих знаний и умений от специалистов, занятых в сфере делопроизводственных и архивных процессов[1]. Требования к специалистам ДОУ и архивистам постоянно находятся под пристальным вниманием как профессионалов-практиков, так и представителей образовательной сферы. Это данность времени, где динамика и трансформационные процессы в системе управления крайне динамичны, особенно в последние десятилетия. Соответственно, с появлением и внедрением в практическую деятельность цифровых технологий расширяется и изменяется блок компетенций. Все это подводит к необходимости постоянной ревизии профессиональных стандартов, что нашло свое отражение в ряде работ и предложений подчас концептуально новых векторов в рассматриваемой профессиональной деятельности [1].
На первый план выходят вопросы профессиональной подготовки, что требует появления новых компетенций, оказывающих значимое влияние на формирование новых запросов к специалистам в сфере ДОУ. Безусловно, профессиональные стандарты в сфере ДОУ неразрывно связаны с соответствующими образовательными стандартами. Эти вопросы отчасти нашли свое отражение в работах С.В. Былковой, где особенности профессиональной подготовки документоведов и архивистов на современном этапе раскрываются через опыт подготовки специалистов сферы ДОУ именно в техническом вузе [2]. Еще в 2017 году М.В. Большедворская представила сравнительный анализ требований, содержащихся в ПС «Специалист по управлению документацией» и ФГОС ВО – магистратура «Документоведение и архивоведение», в котором, по ее мнению, набор общепрофессиональных и профессиональных компетенций и распределение их по видам подготовки не позволяют подготовить специалистов в соответствии с требованиями профессионального стандарта [3]. Как известно, на современном этапе развития высшего профессионального образования точная привязка к конкретным областям и сферам означает строгую ориентированность образовательных организаций в выборе и трактовке компетенций, выборе профилей для направлений подготовки, притом что сам ФГОС не формулирует профессиональные компетенции, а только общепрофессиональные (ОПК) и универсальные (УК) [4].
Профессиональные компетенции формулируются вузами на основе действующих профессиональных стандартов. В данном аспекте, безусловно, отраслевой подход выгоден работодателям, поскольку в идеале позволяет им согласовывать развитие отрасли с формированием требований к содержанию и качеству труда работников различных квалификационных уровней, разработке и обновлению квалификаций, формированию требований к содержанию образовательных стандартов, а соответственно, и учебных программ образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, не упуская из общей матрицы дополнительное профессиональное образование и организацию обучения на рабочем месте. Также отраслевой подход обеспечивает эффективное взаимодействие субъектов рынка труда и образования в ситуации растущей децентрализации и регионализации [5]. Однако остается открытым вопрос актуализации самих профессиональных стандартов.
Еще в 2013 году Л.Р. Фионова предлагала описание классификационной шкалы для специалиста в сфере ДОУ. Так, ею была предложена математическая модель специалиста-документоведа, модель обучаемого и его компетентности на основе аппарата теории множеств и теории графов. Для построения компетентностной модели предметной области предложено было использовать граф Кенига, вершинами которого являются компетенции, а ребра отражают их взаимосвязь. Для описания графа Кенига предполагалось использование матрицы инцидентности и смежности. Л.Р. Фионовой также были введены понятия параметра связности знаниевой или навыковой «цепи» и параметра связности деятельностной компетенции, необходимые для формирования маршрута обучения [6].
Можно с уверенностью сказать, что вопросы профессиональной компетентности документоведов – краеугольный камень как в части подготовки кадров [7], так и при формулировании профессиональных критериев [8], требований для работников ДОУ. К примеру, компетентностный подход в промышленной сфере мы видим в работах А.Е. Новоселовой [9], в сфере информационно-аналитического обеспечения управления – у Г.В. Дорошиной [10], а формирование коммуникативной компетентности пристально рассматривается в работах Л.С. Федорчук и В.В. Колмыковой [11]. В статье А.А. Муралева документоведческая компетентность рассматривается как неотъемлемая составляющая квалификации выпускника вуза внутренних войск МВД России [12].
В условиях изменения требований к подготовке кадров в сфере документоведения и архивоведения при переходе к цифровой экономике С.Л. Андреева, В.В. Мишова и М.Б. Ларионова отмечают несоответствие основных профессиональных образовательных программ требованиям работодателей и современным тенденциям изменения экономики [13, 14].
Рассматривая национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» через призму подготовки кадров, нельзя не отметить неравномерность процессов информатизации в сфере ДОУ, документоведения и архивоведения. Одной из важнейших задач развития Российской Федерации является обеспечение развития цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Для ее решения разработан федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Целью его выполнения является обеспечение подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики, а также создание новых возможностей и мотивации для освоения цифровых компетенций всеми гражданами России. В связи с этим запланированы мероприятия по разработке моделей компетенций цифровой экономики, профильных компетенций и личностной траектории развития; совершенствование программ подготовки и переподготовки кадров для цифровой экономики, подготовка и переподготовка специалистов по компетенциям цифровой экономики. Все эти мероприятия в полной мере относятся к подготовке специалистов в области управления документами и архивами.
В работе М.В. Ларина освещаются основные этапы архивного образования в России, раскрываются особенности каждого этапа и отмечаются новые вызовы к подготовке и квалификационным требованиям специалистов ДОУ [15].
В.В. Мишова в своей работе обозначила требования работодателей к знаниям и умениям специалистов в сфере документоведения и архивоведения, ориентированные на цифровую экономику. Автор провела анализ квалификационных характеристик профессий, отраженных в ЕКСД руководителей, специалистов и служащих, и отметила, что специалисты в сфере документоведения и архивоведения в зависимости от занимаемой должности разрабатывают, внедряют, организуют работу автоматизированных информационных систем и систем управления. Также ею представлен анализ профессиональных стандартов специалистов в сфере документоведения и архивоведения и отмечается необходимость владения ими знаниями и умениями в области информационных технологий, а также наличия у них трудовых функций по проектированию и эксплуатации информационных систем в профессиональной сфере [16].
Важное значение имеет акцент на региональной специфике в подготовке специалистов ДОУ и архивоведения, где отмечается особая востребованность тех или иных компетенций в сфере ДОУ [17]. Представляют интерес и предложения ряда авторов о включении в карту компетенций аналитических функций, знаний и умений в проектировании, владении информационными технологиями [18].
Нельзя не обратить внимание и на результаты анкетирования уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела Приволжского федерального округа, отразившие состояние кадрового состава 33 государственных и 537 муниципальных архивных учреждений за последние пять лет. Авторами на основании полученных данных были обозначены проблемы и предложены пути их решения [19].
Особое внимание исследователи акцентируют на вопросах применения профессиональных стандартов. Так, А.Я. Аллабердина рассматривает профессиональные стандарты для специалиста, управляющего документацией, и их применение [20], а в статье А.Н. Дулатовой (2019) описаны результаты анализа распределения труда по функциям документоведов высшей квалификации в организациях и рассмотрены вопросы отражения сложных трудовых функций специалистов в образовательных и профессиональных стандартах, а также реализации на практике компетенций, сформированных документоведом в процессе обучения; выявлены основные тенденции кадровой политики организации в ДОУ, при этом некоторые аспекты имеют практическое значение и в настоящий момент [21].
В статье А.Я. Аллабердиной (2018), посвященной использованию профессиональных стандартов в сфере офисных услуг, актуализируется аспект, связанный с введением профессиональных стандартов, который обусловливает необходимость совершенствования системы требований к квалификации работников для исключения проблем, возникающих при использовании профессиональных стандартов. При этом отмечаются преимущества использования профессиональных стандартов и проведение независимой оценки квалификации [22]. А.А. Щеколдина акцентирует внимание на заложенных в профессиональные стандарты ключевых позициях специалистов по ДОУ [23]. Таким образом, оценка кадров на основании профессиональных стандартов становится действенным инструментарием и требует их качественного обновления [24]. В частности, через сравнительный анализ работ С.С. Великановой, М.В. Бельдовой, Л.В. Кузевич можно проследить трансформацию в понятийном и категориальном аппарате профессионального стандарта в сфере ДОУ [25].
Вопросы синхронизации требований и ожиданий реального сектора с образовательной траекторией подготовки в сфере ДОУ неоднократно поднималась в ряде исследований, в которых раскрывается одна из важнейших проблем современной педагогики высшей школы, а именно проблема профессионализации студентов. Сегодня, в условиях компетентностного подхода, высшие учебные заведения озадачены пересмотром не только методов и приемов классического образования, но и формированием нового облика квалифицированного специалиста.
Актуальными становятся выделение и исследование новых профессиональных областей, в которых подготовленный вузом специалист должен обладать компетентностью на высоком, конкурентоспособном уровне. В связи с этим сегодня в документоведческой науке активно исследуются проблемы совершенствования различных позиций проектирования модели подготовки студентов-документоведов, которая будет соответствовать требованиям как рынка труда, так и социально-экономическому климату страны. В частности, в ряде работ говорится о необходимости включения в образовательный процесс новых интеграционных дисциплин, которые позволят подготовить иной формат специалистов в области документационного обеспечения деятельности государственного и муниципального сектора управления. Данная практика, по мнению Е.Т. Башмаковой, М.В. Новиковой, А.В. Штратниковой, О.М. Уржумовой, оправдана тем, что в России уже сформирован соответствующий социальный заказ на подготовку специалистов-документоведов нового формата для государственного и муниципального управления. В ряде публикаций также затронуты вопросы подготовки документоведов с учетом их востребованности на современном рынке труда, прогнозирование потребностей которого осуществляется на основе разных методов: экспертных оценок, стратегического форсайтинга, принципов «от достигнутого», «по нормативам», «по потребностям», «по аналогии». При этом рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников вуза, такие как неразработанные методики прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах-документоведах; изменение требований к выполнению трудовых функций; необходимость постоянного повышения уровня знаний и др. [26].
Особое место занимает вопрос профессиональных требований к секретарям и офис-менеджерам. В сегменте административно-управленческой и офисной деятельности эти категории специалистов играют особую роль в информационном обслуживании управления [27]. Многие авторы через изучение работы секретаря в образовательном учреждении или на предприятии проводят анализ результатов предварительной оценки соответствия знаний, навыков и умений секретарей и делопроизводителей муниципальных образовательных учреждений требованиям профессионального стандарта, подчеркивая актуальность объективной оценки компетенций и квалификаций сотрудников делопроизводственных служб, раскрывая при этом взаимосвязь степени подготовленности секретарей и делопроизводителей к реализации трудовых функций и выполнению трудовых действий, предусмотренных ПС «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организации», и уровня профессионального образования. Также в ряде работ представлены основные требования профессионального стандарта к секретарю руководителя и определена специфика его работы с документами в зависимости от сферы деятельности учреждения [28].
Зачастую авторы указывают и на то, что использование профессиональных стандартов напрямую может быть связано и с выстраиванием профессиональной карьеры, раскрываются возможности использования профессиональных стандартов делопроизводственной сферы в карьерном росте секретарей и делопроизводителей. Профессиональное развитие персонала, включающее повышение квалификации и улучшение профессиональных знаний и навыков, определяется как одно из условий успешного планирования карьеры. В частности, Е.А. Рядченко отмечает, что внедрение профессиональных стандартов в деятельность организаций раскрывает новые возможности в развитии карьеры делопроизводственного персонала, планирование и развитие которой является одним из направлений успешного кадрового управления в организации [29]. Е.В. Храмковой рассмотрена управленческая составляющая трудовой деятельности специалистов службы ДОУ, определены их цифровые компетенции в условиях реализации национальных проектов по цифровой экономике, проведен анализ требований, предъявляемых к специалистам службы ДОУ с позиции профессиональных стандартов, а также обозначены основные сложности в оценке их трудовой деятельности [30].
Исходя из результатов изучения тематических публикаций, можно сделать вывод, что совершенствование профессиональных стандартов является насущной потребностью, позволяющей актуализировать образовательные стандарты в соответствии с требованиями к специалистам в сфере ДОУ в современных организациях. Профессиональные стандарты являются ориентиром для разработки образовательных стандартов, но в связи с наличием проблем и текущими вызовами они нуждаются в пересмотре и доработке. В связи с этим ВНИИДАД готовит соответствующие квалификационные требования, которые могут стать в том числе основой для подготовки новых и переработки действующих стандартов, учитывая предложения, поступающие в процессе осуществляемой специалистами ВНИИДАД научно-исследовательской работы.
[1] Квалификационные требования к специалистам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела // Вестник ВНИИДАД. 2023. № 4. С. 29–30.
About the authors
Irina G. Silina
All-Russian Scientific and Research Institute for Records and Archives Management (VNIIDAD)
Author for correspondence.
Email: silina@vniidad.ru
SPIN-code: 3986-0374
PhD (in history), associate professor, senior researcher of the Department of Document Science
Russian Federation, MoscowReferences
- Stryuk O.F. Proekt professional`nogo standarta "specialist cifrovoj transformacii dokumentirovanny`x sfer deyatel`nosti organizacii" i vozmozhnost` ego realizacii pri podgotovke specialistov v obrazovatel`ny`x organizaciyax srednego professional`nogo i vy`sshego obrazovaniya [Project of the professional standard “Specialist in Digital Transformation of Documented Areas of the Organization’s Activity” and the possibility of its implementation in the training of specialists in educational organizations of secondary vocational and higher education]. In: Culture, science, education: problems and prospects: Materials of the VII All-Russian scientific-practical conference with international participation (Nizhnevartovsk, November 12, 2019). Nizhnevartovsk State University. Nizhnevartovsk; 2019. р. 263–266. (In Russian).
- Bylkova S.V., Chubova E.P. Osobennosti professional`noj podgotovki dokumentovedov i arxivistov na sovremennom e`tape: opy`t texnicheskogo vuza [Features of professional training of records management specialists and archivists at the present stage: experience of a technical university]. In: Information technologies and systems in the field of records and archival science: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference (Donetsk, April 15–17, 2019). Donetsk National University. Donetsk; 2019. р. 102–107. (In Russian).
- Bolshedvorskaya M.V. Analiz sootvetstviya trebovanij FGOS VO po napravleniyu podgotovki 46.04.02 Dokumentovedenie i arxivovedenie (uroven` magistratura) professional`nomu standartu specialist po upravleniyu dokumentaciej organizacii [Analysis of compliance of the requirements of the Federal State Educational Standard for Higher Education in the field of training 46.04.02 Records and archival science (master’s level) with the professional standard of a records management specialists of an organization]. In: Current problems and the main ways of development of records and archival management: regional aspect: Collection of scientific articles of the III All-Russian Scientific-Practical conference dedicated to the 100th anniversary of the State Archive Service of the Russian Federation (Ufa, April 26, 2018). Bashkir State University. Ufa; 2018. р. 91–96. (In Russian).
- Chepeleva L.E. Professional`ny`e standarty` v sfere dokumentovedeniya i arxivovedeniya kak osnova formirovaniya professional`noj podgotovki specialistov na baze FGOS 3++ [Professional standards in the field of records and archival science as the basis for the formation of professional training of specialists on the basis of Federal State Educational Standard 3++]. In: Integration of the requirements of Federal State Educational Standard for Higher Education (3++) and professional standards in the design of educational programs: new content and quality of education: Proceedings of the XLVI scientific and methodological conference teachers, graduate students and staff of SGIK (Samara, February 7, 2019). Samara State Institute of Culture. Samara; 2019. р. 147–150. (In Russian).
- Velikanova S.S., Ivanov A.G. Garmonizaciya klassifikacionny`x xarakteristik i ix uchet pri podgotovke dokumentovedov, arxivistov i drugix rabotnikov sfery` dokumentacionnogo obespecheniyu upravleniya [Harmonization of classification characteristics and their consideration in the training of records management specialists, archivists and other workers in the field of records management]. E`konomika i predprinimatel`stvo = Journal of Economy and entrepreneurship. 2021;12(137):1116–1121. (In Russian).
- Fionova L.R. Postroenie modeli specialista v sfere dokumentacionnogo obespecheniya upravleniya na osnove kompetentnostnogo podxoda [Modeling of specialist in the sphere of document provision of administration on the basis of the competent approach]. Vestnik Astraxanskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta. Seriya: Upravlenie, vy`chislitel`naya texnika i informatika = Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Management, Computer Science and Informatics. 2013;1:163–173. (In Russian).
- Fionova L.R. Kompetentnost` v sfere dokumentacionnogo obespecheniya upravleniya i eyo ispol`zovanie dlya upravleniya obucheniem [Competence in the field of records management and its use for training management]. Innovacionny`e informacionny`e texnologii = Innovative information technologies. 2013;2-1:424–431. (In Russian).
- Galimova E.Ya., Galimova M.M. Formirovanie professional`ny`x kompetencij dokumentovedov v processe nauchno-issledovatel`skoj raboty` studentov vuza (na primere Krasnodarskogo gosudarstvennogo instituta kul`tury`) [Formation of professional competencies of records management specialists in the process of research work of university students (on the example of the Krasnodar State Institute of Culture)]. Politematicheskij setevoj e`lektronny`j nauchny`j zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2016;120:330–339. (In Russian).
- Novoselova A.E. Primenenie professional`ny`x kompetencij dokumentovedov na predpriyatiyax promy`shlennoj sfery` [Application of professional competencies of records management specialists at industrial enterprises]. In: Transprofessionalism as a predictor of socio-professional mobility of youth: Materials of the All-Russian (with international participation) scientific and practical conference (Nizhny Tagil, January 29, 2019). Russian State Vocational Pedagogical University. Nizhny Tagil; 2019. р. 241–243. (In Russian).
- Doroshina G.V. Formirovanie osnovny`x professional`ny`x kompetencij v sfere informacionno-analiticheskogo obespecheniya upravleniya u studentov-dokumentovedov [Formation of basic professional competencies in the field of information and analytical support for management among records management students]. In: System of training management personnel of the Russian Federation in the context of modernization (to the 20th anniversary of the Presidential Academy) (Saratov, November 24, 2011). Volga Region Institute of Management named after P.A. Stolypin. Saratov; 2012. р. 36–37. (In Russian).
- Kolmakova V.V. Formirovanie lingvisticheskoj kompetencii specialista-dokumentoveda [Formation of linguistic competence of a records management specialists]. In: Information and records management in the digital environment: Collection of articles based on the materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference (Donetsk, November 23–24, 2023). Donetsk State University. Donetsk; 2023. р. 167–173. (In Russian).
- Muralev A.A. Istoriografiya problemy` formirovaniya dokumentovedcheskoj kompetentnosti [Historiography of the problem of formation documentation competence]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015;1:228–231. (In Russian).
- Andreeva S.L. O novy`x kompetenciyax dokumentovedov i arxivistov [On new competencies of records and archivists scientists]. In: Scientific thought: traditions and innovations: Collection of scientific works of the II All-Russian scientific and practical conference (Magnitogorsk, May 29–30, 2021). Magnitogorsk; 2021. р. 261–276. (In Russian).
- Mishova V.V., Ogneva E.N. Izmeneniya trebovanij k podgotovke kadrov v sfere dokumentovedeniya i arxivovedeniya pri perexode k cifrovoj e`konomike [Changes in requirements for training the personnel in the field of documentation and archiving in transition to digital economy]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul`tury` i iskusstv = Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 2019;47:170–179. (In Russian).
- Larin M.V. Sovremenny`e kontury` arxivno-dokumentovedcheskogo obrazovaniya [Modern contours of archival and documentary education]. In: Documentation in Information Society: Information Technologies and Records Management at the Age Of Global Challenges: Reports and Presentations at the XXVII International Scientific and Practical Conference (November 5–6, 2020). VNIIDAD. Moscow; 2021; р. 335–346. (In Russian).
- Obshhestvo i e`konomika znanij, upravlenie kapitalami: cifrovaya e`konomika znanij: Materialy` XII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya (Krasnodar, 27–28 maya 2022 goda) [Society and economy of knowledge, capital management: digital economy of knowledge: Proceedings of the XII International Scientific and Practical Conference (Krasnodar, May 27–28, 2022)]. Kuban State University. Krasnodar; 2022. 752 p. (In Russian).
- Kokojkina O.N. Podgotovka specialistov po dokumentovedeniyu i arxivovedeniyu dlya central`ny`x regionov Rossii [Training of records and archival science for the central regions of Russia]. Records management: past, present, future: Collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Professor T.V. Kuznetsova (Moscow, March 23–24, 2017). Moscow: TERMIKA.RU; 2017. р. 458–466. (In Russian).
- Rudneva E.I. Texnologii formirovaniya navy`kov proektirovaniya v podgotovke kadrov vy`sshej kvalifikacii dlya sluzhb informacionno-dokumentacionnogo obespecheniya upravleniya [Technologies for forming designing skills in training of high qualification staff for management documentation support service]. Mezhdunarodny`j nauchno-issledovatel`skij zhurnal = International Research Journal. 2018;9-2(75):106–108. (In Russian).
- Zhdykhanova G.A. Arxivny`e kadry` v Privolzhskom federal`nom okruge v 2018–2022 gg.: ot standarta k real`nosti [Archival manpower in the Volga Federal District in 2018–2022: from standard to reality]. Otechestvenny`e arxivy` = Domestic archives. 2023;5:23–29. (In Russian).
- Allaberdina A.Ya. Professional`ny`e standarty` dlya upravlyayushhego dokumentaciej i ix primenenie [Professional standards for records managers and their application]. In: Current problems and main ways of development of records and archival management: regional aspect: Collection of scientific articles of the III All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the State Archival Service of the Russian Federation (Ufa, April 26, 2018). Bashkir State University. Ufa; 2018. р. 108–112. (In Russian).
- Dulatova A.N., Ryumshina E.V. Funkcional`naya specializaciya dokumentoveda: mezhdu normativami i praktikoj [Functional specialization of a records management specialists: between standards and practice]. In: Records management: past, present, future: Collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Professor T.V. Kuznetsova (Moscow, March 21–22, 2019). Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation; Russian State Humanitarian University. Moscow: TERMIKA.RU; 2019. р. 554–561. (In Russian).
- Allaberdina A.Ya., Mayskaya A.E. Sistema kvalifikacij v oblasti administrativno- upravlencheskoj i ofisnoj deyatel`nosti [System of qualifications in the field of administrative, managerial and office activities]. Nauchny`j vestnik Kry`ma = Scientific Bulletin of Crimea. 2018;5(16):23. (In Russian).
- Shchekoldina A.A., Shabalina D.V. Rol` specialista po dokumentacionnomu i organizacionnomu obespecheniyu v sisteme upravleniya soglasno professional`ny`m standartam [The role of a specialist in records management system according to professional standards]. In: Current state of the infosphere of cultural institutions: Materials of the 1st International Student Scientific and Practical Forum (Orel, May 10–11, 2018). Oryol State Institute of Culture. Orel; 2018. р. 284–287. (In Russian).
- Laty`pov R. F. Informacionno-analiticheskaya sistema ocenki kadrov dlya gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby` Respubliki Bashkortostan “E-skrin01”: nauchnaya aprobaciya proekta [Information and analytical personnel evaluation system for the state civil service of the Republic of Bashkortostan “E-screen01”: scientific approbation of the project]. E`konomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal = Economics and Management: Scientific and Practical Journal. 2023;1(169):67–71. (In Russian).
- Beldova M.V., Kuzevich L.V. K voprosu o reglamentacii kvalifikacionny`x trebovanij k rabotnikam sfery` upravleniya dokumentami [On the qualification requirements regulation for records management specialists]. Vestnik VNIIDAD = Herald of VNIIDAD. 2023;4:31–42. (In Russian).
- Bashmakova E.T., Novikova M.V., Shtratnikova A.V., Urzhumova O.M. Perspektivy` i problemy` professionalizacii studentov napravleniya podgotovki “Dokumentovedenie i arxivovedenie” v usloviyax kompetentnostnogo podxoda [Prospects and problems of professionalization of students in the field of preparation “Records and Archival Science” in the context of a competency-based approach]. Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2017;56:23–31. (In Russian).
- Ryadchenko E.A. Professional`ny`e standarty` sekretarej i deloproizvoditelej: ot teorii k praktike [Professional standards of secretaries and clerks: from theory to practice]. In: Records management: past, present, future: Collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Professor T.V. Kuznetsova (Moscow, March 23–24, 2017). Moscow: TERMIKA.RU; 2017. р. 505–511. (In Russian).
- Logvencheva E.S. Podgotovka specialistov dokumentacionnogo obespecheniya upravleniya i sekretarej vy`sshej kategorii [Training of records management specialists and secretaries of the highest category]. Materialy` Afanas`evskix chtenij = Materials of the Afanasyev Readings. 2016;3(16):93–98. (In Russian).
- Ryadchenko E.A. Ispol`zovanie professional`nogo standarta v razvitii professional`noj kar`ery` sekretarya i deloproizvoditelya [The use of professional standards in the development of the professional career of a secretary and clerk]. In: Records management: past, present, future: Collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Professor T. V. Kuznetsova (Moscow, March 21–22, 2019). Moscow: TERMIKA.RU; 2019. р. 607–614. (In Russian).
- Khramkova E.V. Organizaciya truda specialistov sluzhby` dokumentacionnogo obespecheniya upravleniya [Labor organization of records management specialists]. Voprosy` e`konomiki i prava = Questions of economics and law. 2023;179:125–130. (In Russian).
Supplementary files
