Дискурс о профессиональных и образовательных стандартах в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела: историографический очерк

Обложка
  • Авторы: Силина И.Г.1
  • Учреждения:
    1. Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела
  • Выпуск: № 3 (2024)
  • Страницы: 65-78
  • Раздел: Архивоведение и документоведение
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2619-1601/article/view/276970
  • ID: 276970

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается тесная взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов, а также Единого квалификационного справочника должностей. Обосновывается необходимость их своевременного и всеобъемлющего обновления и приведения в соответствие с запросами реального времени. Отмечается определенный дисбаланс заявленных профессиональных ожиданий от образовательных программ вследствие того, что все эти системообразующие документы разрабатываются не одномоментно, что подводит к необходимости постоянной ревизии профессиональных стандартов, при которой на первый план выходят вопросы профессиональной компетентности, в том числе появление новых компетенций, оказывающих значимое влияние на формирование новых запросов к специалистам в сфере документационного обеспечения управления.

Полный текст

Система профессиональных и образовательных стандартов, а также Единый квалификационный справочник должностей (ЕКСД) находятся в тесной взаимосвязи и требуют своевременного и всеобъемлющего обновления и приведения в соответствие с запросами реального времени. С учетом того, что все эти системообразующие документы разрабатываются не одномоментно, наблюдается определенный дисбаланс заявленных профессиональных ожиданий от образовательных программ. На сегодняшний день мы руководствуемся следующими стандартами:

  1. в сфере документационного обеспечения управления (ДОУ) и архивного дела – профессиональными стандартами (ПС):
    • ПС «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утвержденный приказом Минтруда России от 15 июня 2020 года № 333н;
    • ПС «Специалист архива», утвержденный приказом Минтруда России от 18 марта 2021 года № 140н;
    • ПС «Специалист по управлению документами организации», утвержденный приказом Минтруда России от 27 апреля 2023 года № 421н;
    • ПС «Специалист по формированию электронного архива» утвержденный приказом Минтруда России от 19 апреля 2018 года № 266н;
    • ПС «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации», утвержденный приказом Минтруда России от 31 марта 2021 года № 192н.
  2. в системе высшего образования – федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО):
    • ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2020 года № 1343;
    • ФГОС ВО – магистратура по направлению подготовки 46.04.02 «Документоведение и архивоведение», утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2020 года № 1345;
  3. в системе среднего профессионального образования – федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО):
    • ФГОС СПО по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», утвержденный приказом Минпросвещения России от 26 августа 2022 года № 778.

Безусловно, образовательные учреждения осуществляют обновление программ, но в полной ли мере учитываются запросы реального времени и насколько точны и емки показатели в профессиональных стандартах – это подлежит обсуждению и уточнению, особенно в свете дополнения всей системы стандартов квалификационными требованиями. В связи с этим важно проследить историографию вопроса и определить, какие проблемы являются наиболее актуальными в последнее время.

В 2023–2024 годах Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) проводит научно-исследовательскую работу по теме «Квалификационные требования к специалистам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела», выполняемую на основе государственного задания Федерального архивного агентства.

Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что главные вызовы в области развития квалификаций в Российской Федерации сопряжены с внедрением цифровых технологий. Содержание и характер труда документоведов и архивистов становятся все более интеллектуальными, что требует соответствующих знаний и умений от специалистов, занятых в сфере делопроизводственных и архивных процессов[1]. Требования к специалистам ДОУ и архивистам постоянно находятся под пристальным вниманием как профессионалов-практиков, так и представителей образовательной сферы. Это данность времени, где динамика и трансформационные процессы в системе управления крайне динамичны, особенно в последние десятилетия. Соответственно, с появлением и внедрением в практическую деятельность цифровых технологий расширяется и изменяется блок компетенций. Все это подводит к необходимости постоянной ревизии профессиональных стандартов, что нашло свое отражение в ряде работ и предложений подчас концептуально новых векторов в рассматриваемой профессиональной деятельности [1].

На первый план выходят вопросы профессиональной подготовки, что требует появления новых компетенций, оказывающих значимое влияние на формирование новых запросов к специалистам в сфере ДОУ. Безусловно, профессиональные стандарты в сфере ДОУ неразрывно связаны с соответствующими образовательными стандартами. Эти вопросы отчасти нашли свое отражение в работах С.В. Былковой, где особенности профессиональной подготовки документоведов и архивистов на современном этапе раскрываются через опыт подготовки специалистов сферы ДОУ именно в техническом вузе [2]. Еще в 2017 году М.В. Большедворская представила сравнительный анализ требований, содержащихся в ПС «Специалист по управлению документацией» и ФГОС ВО – магистратура «Документоведение и архивоведение», в котором, по ее мнению, набор общепрофессиональных и профессиональных компетенций и распределение их по видам подготовки не позволяют подготовить специалистов в соответствии с требованиями профессионального стандарта [3]. Как известно, на современном этапе развития высшего профессионального образования точная привязка к конкретным областям и сферам означает строгую ориентированность образовательных организаций в выборе и трактовке компетенций, выборе профилей для направлений подготовки, притом что сам ФГОС не формулирует профессиональные компетенции, а только общепрофессиональные (ОПК) и универсальные (УК) [4].

Профессиональные компетенции формулируются вузами на основе действующих профессиональных стандартов. В данном аспекте, безусловно, отраслевой подход выгоден работодателям, поскольку в идеале позволяет им согласовывать развитие отрасли с формированием требований к содержанию и качеству труда работников различных квалификационных уровней, разработке и обновлению квалификаций, формированию требований к содержанию образовательных стандартов, а соответственно, и учебных программ образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, не упуская из общей матрицы дополнительное профессиональное образование и организацию обучения на рабочем месте. Также отраслевой подход обеспечивает эффективное взаимодействие субъектов рынка труда и образования в ситуации растущей децентрализации и регионализации [5]. Однако остается открытым вопрос актуализации самих профессиональных стандартов.

Еще в 2013 году Л.Р. Фионова предлагала описание классификационной шкалы для специалиста в сфере ДОУ. Так, ею была предложена математическая модель специалиста-документоведа, модель обучаемого и его компетентности на основе аппарата теории множеств и теории графов. Для построения компетентностной модели предметной области предложено было использовать граф Кенига, вершинами которого являются компетенции, а ребра отражают их взаимосвязь. Для описания графа Кенига предполагалось использование матрицы инцидентности и смежности. Л.Р. Фионовой также были введены понятия параметра связности знаниевой или навыковой «цепи» и параметра связности деятельностной компетенции, необходимые для формирования маршрута обучения [6].

Можно с уверенностью сказать, что вопросы профессиональной компетентности документоведов – краеугольный камень как в части подготовки кадров [7], так и при формулировании профессиональных критериев [8], требований для работников ДОУ. К примеру, компетентностный подход в промышленной сфере мы видим в работах А.Е. Новоселовой [9], в сфере информационно-аналитического обеспечения управления – у Г.В. Дорошиной [10], а формирование коммуникативной компетентности пристально рассматривается в работах Л.С. Федорчук и В.В. Колмыковой [11]. В статье А.А. Муралева документоведческая компетентность рассматривается как неотъемлемая составляющая квалификации выпускника вуза внутренних войск МВД России [12].

В условиях изменения требований к подготовке кадров в сфере документоведения и архивоведения при переходе к цифровой экономике С.Л. Андреева, В.В. Мишова и М.Б. Ларионова отмечают несоответствие основных профессиональных образовательных программ требованиям работодателей и современным тенденциям изменения экономики [13, 14].

Рассматривая национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» через призму подготовки кадров, нельзя не отметить неравномерность процессов информатизации в сфере ДОУ, документоведения и архивоведения. Одной из важнейших задач развития Российской Федерации является обеспечение развития цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Для ее решения разработан федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Целью его выполнения является обеспечение подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики, а также создание новых возможностей и мотивации для освоения цифровых компетенций всеми гражданами России. В связи с этим запланированы мероприятия по разработке моделей компетенций цифровой экономики, профильных компетенций и личностной траектории развития; совершенствование программ подготовки и переподготовки кадров для цифровой экономики, подготовка и переподготовка специалистов по компетенциям цифровой экономики. Все эти мероприятия в полной мере относятся к подготовке специалистов в области управления документами и архивами.

В работе М.В. Ларина освещаются основные этапы архивного образования в России, раскрываются особенности каждого этапа и отмечаются новые вызовы к подготовке и квалификационным требованиям специалистов ДОУ [15].

В.В. Мишова в своей работе обозначила требования работодателей к знаниям и умениям специалистов в сфере документоведения и архивоведения, ориентированные на цифровую экономику. Автор провела анализ квалификационных характеристик профессий, отраженных в ЕКСД руководителей, специалистов и служащих, и отметила, что специалисты в сфере документоведения и архивоведения в зависимости от занимаемой должности разрабатывают, внедряют, организуют работу автоматизированных информационных систем и систем управления. Также ею представлен анализ профессиональных стандартов специалистов в сфере документоведения и архивоведения и отмечается необходимость владения ими знаниями и умениями в области информационных технологий, а также наличия у них трудовых функций по проектированию и эксплуатации информационных систем в профессиональной сфере [16].

Важное значение имеет акцент на региональной специфике в подготовке специалистов ДОУ и архивоведения, где отмечается особая востребованность тех или иных компетенций в сфере ДОУ [17]. Представляют интерес и предложения ряда авторов о включении в карту компетенций аналитических функций, знаний и умений в проектировании, владении информационными технологиями [18].

Нельзя не обратить внимание и на результаты анкетирования уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела Приволжского федерального округа, отразившие состояние кадрового состава 33 государственных и 537 муниципальных архивных учреждений за последние пять лет. Авторами на основании полученных данных были обозначены проблемы и предложены пути их решения [19].

Особое внимание исследователи акцентируют на вопросах применения профессиональных стандартов. Так, А.Я. Аллабердина рассматривает профессиональные стандарты для специалиста, управляющего документацией, и их применение [20], а в статье А.Н. Дулатовой (2019) описаны результаты анализа распределения труда по функциям документоведов высшей квалификации в организациях и рассмотрены вопросы отражения сложных трудовых функций специалистов в образовательных и профессиональных стандартах, а также реализации на практике компетенций, сформированных документоведом в процессе обучения; выявлены основные тенденции кадровой политики организации в ДОУ, при этом некоторые аспекты имеют практическое значение и в настоящий момент [21].

В статье А.Я. Аллабердиной (2018), посвященной использованию профессиональных стандартов в сфере офисных услуг, актуализируется аспект, связанный с введением профессиональных стандартов, который обусловливает необходимость совершенствования системы требований к квалификации работников для исключения проблем, возникающих при использовании профессиональных стандартов. При этом отмечаются преимущества использования профессиональных стандартов и проведение независимой оценки квалификации [22]. А.А. Щеколдина акцентирует внимание на заложенных в профессиональные стандарты ключевых позициях специалистов по ДОУ [23]. Таким образом, оценка кадров на основании профессиональных стандартов становится действенным инструментарием и требует их качественного обновления [24]. В частности, через сравнительный анализ работ С.С. Великановой, М.В. Бельдовой, Л.В. Кузевич можно проследить трансформацию в понятийном и категориальном аппарате профессионального стандарта в сфере ДОУ [25].

Вопросы синхронизации требований и ожиданий реального сектора с образовательной траекторией подготовки в сфере ДОУ неоднократно поднималась в ряде исследований, в которых раскрывается одна из важнейших проблем современной педагогики высшей школы, а именно проблема профессионализации студентов. Сегодня, в условиях компетентностного подхода, высшие учебные заведения озадачены пересмотром не только методов и приемов классического образования, но и формированием нового облика квалифицированного специалиста.

Актуальными становятся выделение и исследование новых профессиональных областей, в которых подготовленный вузом специалист должен обладать компетентностью на высоком, конкурентоспособном уровне. В связи с этим сегодня в документоведческой науке активно исследуются проблемы совершенствования различных позиций проектирования модели подготовки студентов-документоведов, которая будет соответствовать требованиям как рынка труда, так и социально-экономическому климату страны. В частности, в ряде работ говорится о необходимости включения в образовательный процесс новых интеграционных дисциплин, которые позволят подготовить иной формат специалистов в области документационного обеспечения деятельности государственного и муниципального сектора управления. Данная практика, по мнению Е.Т. Башмаковой, М.В. Новиковой, А.В. Штратниковой, О.М. Уржумовой, оправдана тем, что в России уже сформирован соответствующий социальный заказ на подготовку специалистов-документоведов нового формата для государственного и муниципального управления. В ряде публикаций также затронуты вопросы подготовки документоведов с учетом их востребованности на современном рынке труда, прогнозирование потребностей которого осуществляется на основе разных методов: экспертных оценок, стратегического форсайтинга, принципов «от достигнутого», «по нормативам», «по потребностям», «по аналогии». При этом рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников вуза, такие как неразработанные методики прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах-документоведах; изменение требований к выполнению трудовых функций; необходимость постоянного повышения уровня знаний и др. [26].

Особое место занимает вопрос профессиональных требований к секретарям и офис-менеджерам. В сегменте административно-управленческой и офисной деятельности эти категории специалистов играют особую роль в информационном обслуживании управления [27]. Многие авторы через изучение работы секретаря в образовательном учреждении или на предприятии проводят анализ результатов предварительной оценки соответствия знаний, навыков и умений секретарей и делопроизводителей муниципальных образовательных учреждений требованиям профессионального стандарта, подчеркивая актуальность объективной оценки компетенций и квалификаций сотрудников делопроизводственных служб, раскрывая при этом взаимосвязь степени подготовленности секретарей и делопроизводителей к реализации трудовых функций и выполнению трудовых действий, предусмотренных ПС «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организации», и уровня профессионального образования. Также в ряде работ представлены основные требования профессионального стандарта к секретарю руководителя и определена специфика его работы с документами в зависимости от сферы деятельности учреждения [28].

Зачастую авторы указывают и на то, что использование профессиональных стандартов напрямую может быть связано и с выстраиванием профессиональной карьеры, раскрываются возможности использования профессиональных стандартов делопроизводственной сферы в карьерном росте секретарей и делопроизводителей. Профессиональное развитие персонала, включающее повышение квалификации и улучшение профессиональных знаний и навыков, определяется как одно из условий успешного планирования карьеры. В частности, Е.А. Рядченко отмечает, что внедрение профессиональных стандартов в деятельность организаций раскрывает новые возможности в развитии карьеры делопроизводственного персонала, планирование и развитие которой является одним из направлений успешного кадрового управления в организации [29]. Е.В. Храмковой рассмотрена управленческая составляющая трудовой деятельности специалистов службы ДОУ, определены их цифровые компетенции в условиях реализации национальных проектов по цифровой экономике, проведен анализ требований, предъявляемых к специалистам службы ДОУ с позиции профессиональных стандартов, а также обозначены основные сложности в оценке их трудовой деятельности [30].

Исходя из результатов изучения тематических публикаций, можно сделать вывод, что совершенствование профессиональных стандартов является насущной потребностью, позволяющей актуализировать образовательные стандарты в соответствии с требованиями к специалистам в сфере ДОУ в современных организациях. Профессиональные стандарты являются ориентиром для разработки образовательных стандартов, но в связи с наличием проблем и текущими вызовами они нуждаются в пересмотре и доработке. В связи с этим ВНИИДАД готовит соответствующие квалификационные требования, которые могут стать в том числе основой для подготовки новых и переработки действующих стандартов, учитывая предложения, поступающие в процессе осуществляемой специалистами ВНИИДАД научно-исследовательской работы.

 

[1] Квалификационные требования к специалистам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела // Вестник ВНИИДАД. 2023. № 4. С. 29–30.

×

Об авторах

Ирина Германовна Силина

Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела

Автор, ответственный за переписку.
Email: silina@vniidad.ru
SPIN-код: 3986-0374

кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела документоведения

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Стрюк О.Ф. Проект профессионального стандарта «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации» и возможность его реализации при подготовке специалистов в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Нижневартовск, 12 ноября 2019 года). Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. С. 263–266.
  2. Былкова С.В., Чубова Е.П. Особенности профессиональной подготовки документоведов и архивистов на современном этапе: опыт технического вуза // Информационные технологии и системы в области документоведения и архивоведения: материалы VІІI Международной научно-практической конференции (Донецк, 15–17 апреля 2019 года). Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. С. 102–107.
  3. Большедворская М.В. Анализ соответствия требований ФГОС ВО по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (уровень магистратура) профессиональному стандарту специалист по управлению документацией организации // Актуальные проблемы и основные пути развития управления документацией и архивным делом: региональный аспект: сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Государственной архивной службы Российской Федерации (Уфа, 26 апреля 2018 года). Уфа: Башкирский государственный университет, 2018. С. 91–96.
  4. Чепелева Л.Е. Профессиональные стандарты в сфере документоведения и архивоведения как основа формирования профессиональной подготовки специалистов на базе ФГОС 3++ // Интеграция требований ФГОС ВО (3++) и профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ: новое содержание и качество образования: материалы XLVI Научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников СГИК (Самара, 7 февраля 2019 года). Самара: Самарский государственный институт культуры, 2019. С. 147–150.
  5. Великанова С.С., Иванов А.Г. Гармонизация классификационных характеристик и их учет при подготовке документоведов, архивистов и других работников сферы документационного обеспечению управления // Экономика и предпринимательство. 2021. № 12 (137). С. 1116–1121.
  6. Фионова Л.Р. Построение модели специалиста в сфере документационного обеспечения управления на основе компетентностного подхода // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2013. № 1. С. 163–173.
  7. Фионова Л.Р. Компетентность в сфере документационного обеспечения управления и ее использование для управления обучением // Инновационные информационные технологии. 2013. № 2-1. С. 424–431.
  8. Галимова Е.Я., Галимова М.М. Формирование профессиональных компетенций документоведов в процессе научно-исследовательской работы студентов вуза (на примере Краснодарского государственного института культуры) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 330–339.
  9. Новоселова А.Е. Применение профессиональных компетенций документоведов на предприятиях промышленной сферы // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Нижний Тагил, 29 января 2019 года). Нижний Тагил: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 241–243.
  10. Дорошина Г.В. Формирование основных профессиональных компетенций в сфере информационно-аналитического обеспечения управления у студентов-документоведов // Система подготовки управленческих кадров Российской Федерации в условиях модернизации (к 20-летию Президентской академии) (Саратов, 24 ноября 2011 года). Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, 2012. С. 36–37.
  11. Колмакова В.В. формирование лингвистической компетенции специалиста-документоведа // Управление информацией и документацией в цифровой среде: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции (Донецк, 23–24 ноября 2023 года). Донецк: Донецкий государственный университет, 2023. С. 167–173.
  12. Муралев А.А. Историография проблемы формирования документоведческой компетентности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 228–231.
  13. Андреева С.Л. О новых компетенциях документоведов и архивистов // Научная мысль: традиции и инновации: сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции (Магнитогорск, 29–30 мая 2021 года). Магнитогорск, 2021. С. 261–276.
  14. Мишова В.В., Огнева Э.Н. Изменения требований к подготовке кадров в сфере документоведения и архивоведения при переходе к цифровой экономике // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 47. С. 170–179.
  15. Ларин М.В. Современные контуры архивно-документоведческого образования // Документация в информационном обществе: информационные технологии и управление документами в условиях глобальных вызовов [электронный ресурс]: доклады и сообщения XXVII Международной научно-практической конференции (Москва, 5–6 ноября 2020 г.) / ВНИИДАД. М., 2021. С. 335–346.
  16. Общество и экономика знаний, управление капиталами: цифровая экономика знаний: материалы XII Международной научно-практической конференции (Краснодар, 27–28 мая 2022 года). Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. 752 с.
  17. Кокойкина О.Н. Подготовка специалистов по документоведению и архивоведению для центральных регионов России // Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Т.В. Кузнецовой (Москва, 23–24 марта 2017 года). М.: ТЕРМИКА.РУ, 2017. С. 458–466.
  18. Руднева Е.И. Технологии формирования навыков проектирования в подготовке кадров высшей квалификации для служб информационно-документационного обеспечения управления // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 9-2 (75). С. 106–108.
  19. Ждыханова Г.А. Архивные кадры в Приволжском федеральном округе в 2018-2022 гг.: от стандарта к реальности // Отечественные архивы. 2023. № 5. С. 23–29.
  20. Аллабердина А.Я. Профессиональные стандарты для управляющего документацией и их применение // Актуальные проблемы и основные пути развития управления документацией и архивным делом: региональный аспект: сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Государственной архивной службы Российской Федерации (Уфа, 26 апреля 2018 года). Уфа: Башкирский государственный университет, 2018. С. 108–112.
  21. Дулатова А.Н., Рюмшина Е.В. Функциональная специализация документоведа: между нормативами и практикой // Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Т.В. Кузнецовой (Москва, 21–22 марта 2019 года). М.: ТЕРМИКА.РУ, 2019. С. 554–561.
  22. Аллабердина А.Я., Майская А.Э. Система квалификаций в области административно- управленческой и офисной деятельности // Научный вестник Крыма. 2018. № 5 (16). С. 23.
  23. Щеколдина А.А., Шабалина Д.В. Роль специалиста по документационному и организационному обеспечению в системе управления согласно профессиональным стандартам // Современное состояние инфосферы учреждений культуры: материалы I Международного студенческого научно-практического форума (Орел, 10–11 мая 2018 года). Орел: Орловский государственный институт культуры, 2018. С. 284–287.
  24. Латыпов Р. Ф. Информационно-аналитическая система оценки кадров для государственной гражданской службы Республики Башкортостан «Е-скрин01»: научная апробация проекта // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2023. № 1 (169). С. 67–71.
  25. Бельдова М.В., Кузевич Л.В. К вопросу о регламентации квалификационных требований к работникам сферы управления документами // Вестник ВНИИДАД. 2023. № 4. С. 31–42.
  26. Башмакова Е.Т., Новикова М.В., Штратникова А.В., Уржумова О.М. Перспективы и проблемы профессионализации студентов направления подготовки «Документоведение и архивоведение» в условиях компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56. С. 23–31.
  27. Рядченко Е.А. Профессиональные стандарты секретарей и делопроизводителей: от теории к практике // Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Т.В. Кузнецовой (Москва, 23–24 марта 2017 года). М.: ТЕРМИКА.РУ, 2017. С. 505–511.
  28. Логвенчева Е.С. Подготовка специалистов документационного обеспечения управления и секретарей высшей категории // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 3 (16). С. 93–98.
  29. Рядченко Е.А. Использование профессионального стандарта в развитии профессиональной карьеры секретаря и делопроизводителя // Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Т. В. Кузнецовой (Москва, 21–22 марта 2019 года). М.: ТЕРМИКА.РУ, 2019. С. 607–-614.
  30. Храмкова Е.В. Организация труда специалистов службы документационного обеспечения управления // Вопросы экономики и права. 2023. № 179. С. 125–130.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».