Дискурс о профессиональных и образовательных стандартах в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела: историографический очерк
- Авторы: Силина И.Г.1
-
Учреждения:
- Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела
- Выпуск: № 3 (2024)
- Страницы: 65-78
- Раздел: Архивоведение и документоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2619-1601/article/view/276970
- ID: 276970
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается тесная взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов, а также Единого квалификационного справочника должностей. Обосновывается необходимость их своевременного и всеобъемлющего обновления и приведения в соответствие с запросами реального времени. Отмечается определенный дисбаланс заявленных профессиональных ожиданий от образовательных программ вследствие того, что все эти системообразующие документы разрабатываются не одномоментно, что подводит к необходимости постоянной ревизии профессиональных стандартов, при которой на первый план выходят вопросы профессиональной компетентности, в том числе появление новых компетенций, оказывающих значимое влияние на формирование новых запросов к специалистам в сфере документационного обеспечения управления.
Полный текст
Система профессиональных и образовательных стандартов, а также Единый квалификационный справочник должностей (ЕКСД) находятся в тесной взаимосвязи и требуют своевременного и всеобъемлющего обновления и приведения в соответствие с запросами реального времени. С учетом того, что все эти системообразующие документы разрабатываются не одномоментно, наблюдается определенный дисбаланс заявленных профессиональных ожиданий от образовательных программ. На сегодняшний день мы руководствуемся следующими стандартами:
- в сфере документационного обеспечения управления (ДОУ) и архивного дела – профессиональными стандартами (ПС):
- ПС «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утвержденный приказом Минтруда России от 15 июня 2020 года № 333н;
- ПС «Специалист архива», утвержденный приказом Минтруда России от 18 марта 2021 года № 140н;
- ПС «Специалист по управлению документами организации», утвержденный приказом Минтруда России от 27 апреля 2023 года № 421н;
- ПС «Специалист по формированию электронного архива» утвержденный приказом Минтруда России от 19 апреля 2018 года № 266н;
- ПС «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации», утвержденный приказом Минтруда России от 31 марта 2021 года № 192н.
- в системе высшего образования – федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО):
- ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2020 года № 1343;
- ФГОС ВО – магистратура по направлению подготовки 46.04.02 «Документоведение и архивоведение», утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2020 года № 1345;
- в системе среднего профессионального образования – федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО):
- ФГОС СПО по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», утвержденный приказом Минпросвещения России от 26 августа 2022 года № 778.
Безусловно, образовательные учреждения осуществляют обновление программ, но в полной ли мере учитываются запросы реального времени и насколько точны и емки показатели в профессиональных стандартах – это подлежит обсуждению и уточнению, особенно в свете дополнения всей системы стандартов квалификационными требованиями. В связи с этим важно проследить историографию вопроса и определить, какие проблемы являются наиболее актуальными в последнее время.
В 2023–2024 годах Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) проводит научно-исследовательскую работу по теме «Квалификационные требования к специалистам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела», выполняемую на основе государственного задания Федерального архивного агентства.
Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что главные вызовы в области развития квалификаций в Российской Федерации сопряжены с внедрением цифровых технологий. Содержание и характер труда документоведов и архивистов становятся все более интеллектуальными, что требует соответствующих знаний и умений от специалистов, занятых в сфере делопроизводственных и архивных процессов[1]. Требования к специалистам ДОУ и архивистам постоянно находятся под пристальным вниманием как профессионалов-практиков, так и представителей образовательной сферы. Это данность времени, где динамика и трансформационные процессы в системе управления крайне динамичны, особенно в последние десятилетия. Соответственно, с появлением и внедрением в практическую деятельность цифровых технологий расширяется и изменяется блок компетенций. Все это подводит к необходимости постоянной ревизии профессиональных стандартов, что нашло свое отражение в ряде работ и предложений подчас концептуально новых векторов в рассматриваемой профессиональной деятельности [1].
На первый план выходят вопросы профессиональной подготовки, что требует появления новых компетенций, оказывающих значимое влияние на формирование новых запросов к специалистам в сфере ДОУ. Безусловно, профессиональные стандарты в сфере ДОУ неразрывно связаны с соответствующими образовательными стандартами. Эти вопросы отчасти нашли свое отражение в работах С.В. Былковой, где особенности профессиональной подготовки документоведов и архивистов на современном этапе раскрываются через опыт подготовки специалистов сферы ДОУ именно в техническом вузе [2]. Еще в 2017 году М.В. Большедворская представила сравнительный анализ требований, содержащихся в ПС «Специалист по управлению документацией» и ФГОС ВО – магистратура «Документоведение и архивоведение», в котором, по ее мнению, набор общепрофессиональных и профессиональных компетенций и распределение их по видам подготовки не позволяют подготовить специалистов в соответствии с требованиями профессионального стандарта [3]. Как известно, на современном этапе развития высшего профессионального образования точная привязка к конкретным областям и сферам означает строгую ориентированность образовательных организаций в выборе и трактовке компетенций, выборе профилей для направлений подготовки, притом что сам ФГОС не формулирует профессиональные компетенции, а только общепрофессиональные (ОПК) и универсальные (УК) [4].
Профессиональные компетенции формулируются вузами на основе действующих профессиональных стандартов. В данном аспекте, безусловно, отраслевой подход выгоден работодателям, поскольку в идеале позволяет им согласовывать развитие отрасли с формированием требований к содержанию и качеству труда работников различных квалификационных уровней, разработке и обновлению квалификаций, формированию требований к содержанию образовательных стандартов, а соответственно, и учебных программ образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, не упуская из общей матрицы дополнительное профессиональное образование и организацию обучения на рабочем месте. Также отраслевой подход обеспечивает эффективное взаимодействие субъектов рынка труда и образования в ситуации растущей децентрализации и регионализации [5]. Однако остается открытым вопрос актуализации самих профессиональных стандартов.
Еще в 2013 году Л.Р. Фионова предлагала описание классификационной шкалы для специалиста в сфере ДОУ. Так, ею была предложена математическая модель специалиста-документоведа, модель обучаемого и его компетентности на основе аппарата теории множеств и теории графов. Для построения компетентностной модели предметной области предложено было использовать граф Кенига, вершинами которого являются компетенции, а ребра отражают их взаимосвязь. Для описания графа Кенига предполагалось использование матрицы инцидентности и смежности. Л.Р. Фионовой также были введены понятия параметра связности знаниевой или навыковой «цепи» и параметра связности деятельностной компетенции, необходимые для формирования маршрута обучения [6].
Можно с уверенностью сказать, что вопросы профессиональной компетентности документоведов – краеугольный камень как в части подготовки кадров [7], так и при формулировании профессиональных критериев [8], требований для работников ДОУ. К примеру, компетентностный подход в промышленной сфере мы видим в работах А.Е. Новоселовой [9], в сфере информационно-аналитического обеспечения управления – у Г.В. Дорошиной [10], а формирование коммуникативной компетентности пристально рассматривается в работах Л.С. Федорчук и В.В. Колмыковой [11]. В статье А.А. Муралева документоведческая компетентность рассматривается как неотъемлемая составляющая квалификации выпускника вуза внутренних войск МВД России [12].
В условиях изменения требований к подготовке кадров в сфере документоведения и архивоведения при переходе к цифровой экономике С.Л. Андреева, В.В. Мишова и М.Б. Ларионова отмечают несоответствие основных профессиональных образовательных программ требованиям работодателей и современным тенденциям изменения экономики [13, 14].
Рассматривая национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» через призму подготовки кадров, нельзя не отметить неравномерность процессов информатизации в сфере ДОУ, документоведения и архивоведения. Одной из важнейших задач развития Российской Федерации является обеспечение развития цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Для ее решения разработан федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Целью его выполнения является обеспечение подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики, а также создание новых возможностей и мотивации для освоения цифровых компетенций всеми гражданами России. В связи с этим запланированы мероприятия по разработке моделей компетенций цифровой экономики, профильных компетенций и личностной траектории развития; совершенствование программ подготовки и переподготовки кадров для цифровой экономики, подготовка и переподготовка специалистов по компетенциям цифровой экономики. Все эти мероприятия в полной мере относятся к подготовке специалистов в области управления документами и архивами.
В работе М.В. Ларина освещаются основные этапы архивного образования в России, раскрываются особенности каждого этапа и отмечаются новые вызовы к подготовке и квалификационным требованиям специалистов ДОУ [15].
В.В. Мишова в своей работе обозначила требования работодателей к знаниям и умениям специалистов в сфере документоведения и архивоведения, ориентированные на цифровую экономику. Автор провела анализ квалификационных характеристик профессий, отраженных в ЕКСД руководителей, специалистов и служащих, и отметила, что специалисты в сфере документоведения и архивоведения в зависимости от занимаемой должности разрабатывают, внедряют, организуют работу автоматизированных информационных систем и систем управления. Также ею представлен анализ профессиональных стандартов специалистов в сфере документоведения и архивоведения и отмечается необходимость владения ими знаниями и умениями в области информационных технологий, а также наличия у них трудовых функций по проектированию и эксплуатации информационных систем в профессиональной сфере [16].
Важное значение имеет акцент на региональной специфике в подготовке специалистов ДОУ и архивоведения, где отмечается особая востребованность тех или иных компетенций в сфере ДОУ [17]. Представляют интерес и предложения ряда авторов о включении в карту компетенций аналитических функций, знаний и умений в проектировании, владении информационными технологиями [18].
Нельзя не обратить внимание и на результаты анкетирования уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела Приволжского федерального округа, отразившие состояние кадрового состава 33 государственных и 537 муниципальных архивных учреждений за последние пять лет. Авторами на основании полученных данных были обозначены проблемы и предложены пути их решения [19].
Особое внимание исследователи акцентируют на вопросах применения профессиональных стандартов. Так, А.Я. Аллабердина рассматривает профессиональные стандарты для специалиста, управляющего документацией, и их применение [20], а в статье А.Н. Дулатовой (2019) описаны результаты анализа распределения труда по функциям документоведов высшей квалификации в организациях и рассмотрены вопросы отражения сложных трудовых функций специалистов в образовательных и профессиональных стандартах, а также реализации на практике компетенций, сформированных документоведом в процессе обучения; выявлены основные тенденции кадровой политики организации в ДОУ, при этом некоторые аспекты имеют практическое значение и в настоящий момент [21].
В статье А.Я. Аллабердиной (2018), посвященной использованию профессиональных стандартов в сфере офисных услуг, актуализируется аспект, связанный с введением профессиональных стандартов, который обусловливает необходимость совершенствования системы требований к квалификации работников для исключения проблем, возникающих при использовании профессиональных стандартов. При этом отмечаются преимущества использования профессиональных стандартов и проведение независимой оценки квалификации [22]. А.А. Щеколдина акцентирует внимание на заложенных в профессиональные стандарты ключевых позициях специалистов по ДОУ [23]. Таким образом, оценка кадров на основании профессиональных стандартов становится действенным инструментарием и требует их качественного обновления [24]. В частности, через сравнительный анализ работ С.С. Великановой, М.В. Бельдовой, Л.В. Кузевич можно проследить трансформацию в понятийном и категориальном аппарате профессионального стандарта в сфере ДОУ [25].
Вопросы синхронизации требований и ожиданий реального сектора с образовательной траекторией подготовки в сфере ДОУ неоднократно поднималась в ряде исследований, в которых раскрывается одна из важнейших проблем современной педагогики высшей школы, а именно проблема профессионализации студентов. Сегодня, в условиях компетентностного подхода, высшие учебные заведения озадачены пересмотром не только методов и приемов классического образования, но и формированием нового облика квалифицированного специалиста.
Актуальными становятся выделение и исследование новых профессиональных областей, в которых подготовленный вузом специалист должен обладать компетентностью на высоком, конкурентоспособном уровне. В связи с этим сегодня в документоведческой науке активно исследуются проблемы совершенствования различных позиций проектирования модели подготовки студентов-документоведов, которая будет соответствовать требованиям как рынка труда, так и социально-экономическому климату страны. В частности, в ряде работ говорится о необходимости включения в образовательный процесс новых интеграционных дисциплин, которые позволят подготовить иной формат специалистов в области документационного обеспечения деятельности государственного и муниципального сектора управления. Данная практика, по мнению Е.Т. Башмаковой, М.В. Новиковой, А.В. Штратниковой, О.М. Уржумовой, оправдана тем, что в России уже сформирован соответствующий социальный заказ на подготовку специалистов-документоведов нового формата для государственного и муниципального управления. В ряде публикаций также затронуты вопросы подготовки документоведов с учетом их востребованности на современном рынке труда, прогнозирование потребностей которого осуществляется на основе разных методов: экспертных оценок, стратегического форсайтинга, принципов «от достигнутого», «по нормативам», «по потребностям», «по аналогии». При этом рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников вуза, такие как неразработанные методики прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах-документоведах; изменение требований к выполнению трудовых функций; необходимость постоянного повышения уровня знаний и др. [26].
Особое место занимает вопрос профессиональных требований к секретарям и офис-менеджерам. В сегменте административно-управленческой и офисной деятельности эти категории специалистов играют особую роль в информационном обслуживании управления [27]. Многие авторы через изучение работы секретаря в образовательном учреждении или на предприятии проводят анализ результатов предварительной оценки соответствия знаний, навыков и умений секретарей и делопроизводителей муниципальных образовательных учреждений требованиям профессионального стандарта, подчеркивая актуальность объективной оценки компетенций и квалификаций сотрудников делопроизводственных служб, раскрывая при этом взаимосвязь степени подготовленности секретарей и делопроизводителей к реализации трудовых функций и выполнению трудовых действий, предусмотренных ПС «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организации», и уровня профессионального образования. Также в ряде работ представлены основные требования профессионального стандарта к секретарю руководителя и определена специфика его работы с документами в зависимости от сферы деятельности учреждения [28].
Зачастую авторы указывают и на то, что использование профессиональных стандартов напрямую может быть связано и с выстраиванием профессиональной карьеры, раскрываются возможности использования профессиональных стандартов делопроизводственной сферы в карьерном росте секретарей и делопроизводителей. Профессиональное развитие персонала, включающее повышение квалификации и улучшение профессиональных знаний и навыков, определяется как одно из условий успешного планирования карьеры. В частности, Е.А. Рядченко отмечает, что внедрение профессиональных стандартов в деятельность организаций раскрывает новые возможности в развитии карьеры делопроизводственного персонала, планирование и развитие которой является одним из направлений успешного кадрового управления в организации [29]. Е.В. Храмковой рассмотрена управленческая составляющая трудовой деятельности специалистов службы ДОУ, определены их цифровые компетенции в условиях реализации национальных проектов по цифровой экономике, проведен анализ требований, предъявляемых к специалистам службы ДОУ с позиции профессиональных стандартов, а также обозначены основные сложности в оценке их трудовой деятельности [30].
Исходя из результатов изучения тематических публикаций, можно сделать вывод, что совершенствование профессиональных стандартов является насущной потребностью, позволяющей актуализировать образовательные стандарты в соответствии с требованиями к специалистам в сфере ДОУ в современных организациях. Профессиональные стандарты являются ориентиром для разработки образовательных стандартов, но в связи с наличием проблем и текущими вызовами они нуждаются в пересмотре и доработке. В связи с этим ВНИИДАД готовит соответствующие квалификационные требования, которые могут стать в том числе основой для подготовки новых и переработки действующих стандартов, учитывая предложения, поступающие в процессе осуществляемой специалистами ВНИИДАД научно-исследовательской работы.
[1] Квалификационные требования к специалистам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела // Вестник ВНИИДАД. 2023. № 4. С. 29–30.
Об авторах
Ирина Германовна Силина
Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела
Автор, ответственный за переписку.
Email: silina@vniidad.ru
SPIN-код: 3986-0374
кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела документоведения
Россия, г. МоскваСписок литературы
- Стрюк О.Ф. Проект профессионального стандарта «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации» и возможность его реализации при подготовке специалистов в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Нижневартовск, 12 ноября 2019 года). Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. С. 263–266.
- Былкова С.В., Чубова Е.П. Особенности профессиональной подготовки документоведов и архивистов на современном этапе: опыт технического вуза // Информационные технологии и системы в области документоведения и архивоведения: материалы VІІI Международной научно-практической конференции (Донецк, 15–17 апреля 2019 года). Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. С. 102–107.
- Большедворская М.В. Анализ соответствия требований ФГОС ВО по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (уровень магистратура) профессиональному стандарту специалист по управлению документацией организации // Актуальные проблемы и основные пути развития управления документацией и архивным делом: региональный аспект: сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Государственной архивной службы Российской Федерации (Уфа, 26 апреля 2018 года). Уфа: Башкирский государственный университет, 2018. С. 91–96.
- Чепелева Л.Е. Профессиональные стандарты в сфере документоведения и архивоведения как основа формирования профессиональной подготовки специалистов на базе ФГОС 3++ // Интеграция требований ФГОС ВО (3++) и профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ: новое содержание и качество образования: материалы XLVI Научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников СГИК (Самара, 7 февраля 2019 года). Самара: Самарский государственный институт культуры, 2019. С. 147–150.
- Великанова С.С., Иванов А.Г. Гармонизация классификационных характеристик и их учет при подготовке документоведов, архивистов и других работников сферы документационного обеспечению управления // Экономика и предпринимательство. 2021. № 12 (137). С. 1116–1121.
- Фионова Л.Р. Построение модели специалиста в сфере документационного обеспечения управления на основе компетентностного подхода // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2013. № 1. С. 163–173.
- Фионова Л.Р. Компетентность в сфере документационного обеспечения управления и ее использование для управления обучением // Инновационные информационные технологии. 2013. № 2-1. С. 424–431.
- Галимова Е.Я., Галимова М.М. Формирование профессиональных компетенций документоведов в процессе научно-исследовательской работы студентов вуза (на примере Краснодарского государственного института культуры) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 330–339.
- Новоселова А.Е. Применение профессиональных компетенций документоведов на предприятиях промышленной сферы // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Нижний Тагил, 29 января 2019 года). Нижний Тагил: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 241–243.
- Дорошина Г.В. Формирование основных профессиональных компетенций в сфере информационно-аналитического обеспечения управления у студентов-документоведов // Система подготовки управленческих кадров Российской Федерации в условиях модернизации (к 20-летию Президентской академии) (Саратов, 24 ноября 2011 года). Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, 2012. С. 36–37.
- Колмакова В.В. формирование лингвистической компетенции специалиста-документоведа // Управление информацией и документацией в цифровой среде: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции (Донецк, 23–24 ноября 2023 года). Донецк: Донецкий государственный университет, 2023. С. 167–173.
- Муралев А.А. Историография проблемы формирования документоведческой компетентности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 228–231.
- Андреева С.Л. О новых компетенциях документоведов и архивистов // Научная мысль: традиции и инновации: сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции (Магнитогорск, 29–30 мая 2021 года). Магнитогорск, 2021. С. 261–276.
- Мишова В.В., Огнева Э.Н. Изменения требований к подготовке кадров в сфере документоведения и архивоведения при переходе к цифровой экономике // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 47. С. 170–179.
- Ларин М.В. Современные контуры архивно-документоведческого образования // Документация в информационном обществе: информационные технологии и управление документами в условиях глобальных вызовов [электронный ресурс]: доклады и сообщения XXVII Международной научно-практической конференции (Москва, 5–6 ноября 2020 г.) / ВНИИДАД. М., 2021. С. 335–346.
- Общество и экономика знаний, управление капиталами: цифровая экономика знаний: материалы XII Международной научно-практической конференции (Краснодар, 27–28 мая 2022 года). Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. 752 с.
- Кокойкина О.Н. Подготовка специалистов по документоведению и архивоведению для центральных регионов России // Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Т.В. Кузнецовой (Москва, 23–24 марта 2017 года). М.: ТЕРМИКА.РУ, 2017. С. 458–466.
- Руднева Е.И. Технологии формирования навыков проектирования в подготовке кадров высшей квалификации для служб информационно-документационного обеспечения управления // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 9-2 (75). С. 106–108.
- Ждыханова Г.А. Архивные кадры в Приволжском федеральном округе в 2018-2022 гг.: от стандарта к реальности // Отечественные архивы. 2023. № 5. С. 23–29.
- Аллабердина А.Я. Профессиональные стандарты для управляющего документацией и их применение // Актуальные проблемы и основные пути развития управления документацией и архивным делом: региональный аспект: сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Государственной архивной службы Российской Федерации (Уфа, 26 апреля 2018 года). Уфа: Башкирский государственный университет, 2018. С. 108–112.
- Дулатова А.Н., Рюмшина Е.В. Функциональная специализация документоведа: между нормативами и практикой // Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Т.В. Кузнецовой (Москва, 21–22 марта 2019 года). М.: ТЕРМИКА.РУ, 2019. С. 554–561.
- Аллабердина А.Я., Майская А.Э. Система квалификаций в области административно- управленческой и офисной деятельности // Научный вестник Крыма. 2018. № 5 (16). С. 23.
- Щеколдина А.А., Шабалина Д.В. Роль специалиста по документационному и организационному обеспечению в системе управления согласно профессиональным стандартам // Современное состояние инфосферы учреждений культуры: материалы I Международного студенческого научно-практического форума (Орел, 10–11 мая 2018 года). Орел: Орловский государственный институт культуры, 2018. С. 284–287.
- Латыпов Р. Ф. Информационно-аналитическая система оценки кадров для государственной гражданской службы Республики Башкортостан «Е-скрин01»: научная апробация проекта // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2023. № 1 (169). С. 67–71.
- Бельдова М.В., Кузевич Л.В. К вопросу о регламентации квалификационных требований к работникам сферы управления документами // Вестник ВНИИДАД. 2023. № 4. С. 31–42.
- Башмакова Е.Т., Новикова М.В., Штратникова А.В., Уржумова О.М. Перспективы и проблемы профессионализации студентов направления подготовки «Документоведение и архивоведение» в условиях компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56. С. 23–31.
- Рядченко Е.А. Профессиональные стандарты секретарей и делопроизводителей: от теории к практике // Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Т.В. Кузнецовой (Москва, 23–24 марта 2017 года). М.: ТЕРМИКА.РУ, 2017. С. 505–511.
- Логвенчева Е.С. Подготовка специалистов документационного обеспечения управления и секретарей высшей категории // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 3 (16). С. 93–98.
- Рядченко Е.А. Использование профессионального стандарта в развитии профессиональной карьеры секретаря и делопроизводителя // Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Т. В. Кузнецовой (Москва, 21–22 марта 2019 года). М.: ТЕРМИКА.РУ, 2019. С. 607–-614.
- Храмкова Е.В. Организация труда специалистов службы документационного обеспечения управления // Вопросы экономики и права. 2023. № 179. С. 125–130.
Дополнительные файлы
