Историческая этнология

Журнал «Историческая этнология» является единственным научным изданием, посвященном социальной истории этнических явлений на Евразийском пространстве. Этнофор, этнос, этнические сообщества рассматриваются в нем в аспекте исторической трансформации и с привлечением инструментов диахронного и синхронного анализа. Решение этой фундаментальной задачи видится редакционной коллегией журнала в освещении новейших исследований по культурогенезу, традиционной культуре евразийских народов, их взаимодействиям, функционированию этничности в поле политики, идентичности, повседневности, образования, религии. Такая тематика определяет междисциплинарный статус журнала: он открыт для специалистов в области этно-археологии, этнографии, этнолингвистики, архивоведения, музееведения, социальной/культурной антропологии, регионологии, религиоведения, этносоциологии, этнопсихологии, этнопедагогики. Издание способствует становлению в России и сопредельных странах исторической этнологии как самостоятельного научного направления. Оно не имеет аналога в мировой науке. Участие в работе редколлегии «Исторической этнологии» ведущих специалистов из разных государств обеспечивает высокий научный уровень журнала.
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 86148 от 19.10.2023

Учредитель

Академия наук Республики Татарстан

Главный редактор

Габдрахманова Гульнара Фаатовна, доктор социологических наук, доцент

Периодичность / доступ

3 выпуска в год / открытый

Входит в

РИНЦ

Текущий выпуск

Том 10, № 3 (2025)

Национальная культура в общественно-политических условиях

Народное паломничество в воззрениях активистов Императорского Православного Палестинского общества (конец XIX – начало XX в.)
Полунов А.Ю.
Аннотация

К концу XIX в. в российских консервативных кругах усилилось стремление придать самодержавию подлинно народный характер. Чистота веры, наивность, простота русского крестьянина провозглашались основой существующего общественно-политического строя. Укреплению указанных особенностей народного сознания должны были способствовать создававшиеся консервативно настроенными деятелями общественные организации, среди которых особую роль играло учрежденное в 1882 г. Императорское Православное Палестинское общество (ИППО). Одним из основных направлений деятельности ИППО стало содействие посещению массами простолюдинов Святой Земли. Во время паломничества, по мнению руководителей Палестинского общества, выявлялись лучшие духовные свойства русского народа – религиозность, смирение, склонность к самопожертвованию. Само участие в организации паломничества, как полагали консерваторы, позволяло представителям образованного общества сблизиться с народом, прикоснуться к моральным ценностям, хранимым в его среде. Деятельность ИППО способствовала укреплению религиозных связей России со Святой Землей и стала важной страницей общественной и духовной жизни в конце XIX – начале XX в.

Историческая этнология. 2025;10(3):337-351
pages 337-351 views
Национальная политика в СССР в годы Великой Отечественной войны: из региональной истории
Сулейманова Р.Н.
Аннотация

В статье рассмотрен опыт проведения национальной политики в СССР в годы Великой Отечественной войны. В условиях современной нестабильности в мире, сложных межэтнических и межгосударственных отношений исторический опыт нахождения путей сотрудничества, решения важных вопросов в этой области на региональном уровне может быть весьма востребованным. При разработке государственных программ и мероприятий это позволит учитывать не только накопленный в прошлом полезный опыт, но и избежать повторения ошибок.

Война внесла серьезные коррективы в функционирование партийно-государственного аппарата, деятельность общественных организаций, жизненный уклад и настроения граждан СССР. С привлечением документальных источников, на примере одного из регионов страны – Башкирской АССР, автором осуществлён анализ общественно-политической и духовно-культурной жизни республики, перемен в национальной политике и в сфере межнациональных отношений.

В статье показано возросшее в годы войны значение идейно-политического воспитания населения, новые веяния в деятельности общественных и религиозных организаций, в работе местных органов по национальному вопросу – при подготовке кадров, по урегулированию межнациональных отношений с учетом прибытия эвакуированного населения и трудомобилизованных граждан из многих регионов страны разных национальностей, по улучшению настроений среди интеллигенции. Проводившаяся в республике национальная политика в рассматриваемый период характеризуется сложностью и противоречивостью. Это проявлялось в колебании от ослабления и даже невнимания ко многим вопросам национальной жизни в начале войны и до резкого изменения в сторону жесткой централизации и унификации в ее конце. Обращено внимание на упущения и сложности в проведении национальной политики.

Историческая этнология. 2025;10(3):352-366
pages 352-366 views
Этноконфессиональные традиции татар Саратовского края в условиях советской социокультурной и экономической системы
Хабибуллин А.А.
Аннотация

Статья посвящена истории татар Саратовского края (Саратовская, Пензенская области). На основе изученных с привлечением архивных источников и материалов интервьюирования, истории татарских сел и городских мусульманских общин рассматриваются процессы сохранения, укрепления и с другой – трансформации этноконфессиональных традиций татар-мишарей в условиях действия советской социокультурной и экономической системы. В статье определено значение духовно-нравственных ценностей, функционирования конфессиональных институтов и национальных учреждений образования в сохранении национальной и религиозной идентичности татар. Рассматривается вклад выпускников джадидистких школ в становление системы национального советского образования и культуры. Отдельное внимание уделяется анализу вопроса о противостоянии носителей традиционного мусульманского и советского секуляризованного мировоззрения. Поэтапно рассмотрены процессы нивелирования влияния народных национально-религиозных традиций, хозяйственного уклада и всестороннего влияния советской системы на формирование нового облика татар. Затрагиваются вопросы отражения голода, раскулачивания, закрытия и слома мечетей, коллективизации на качественную составляющую основ традиционного татарского общества. В статье делается вывод об имевшем место в начале 1920–1930-х годов процессе подмены цивилизационных ценностей, духовной культуры татар. Наряду с аккультурацией татар в условиях советской системы в 1920–1980-е годы рассматриваются сохранявшиеся на протяжении десятилетий советского периода развития народные традиции и фольклор. 

Историческая этнология. 2025;10(3):367-384
pages 367-384 views

Женщина и семья в историко-этнологическом аспекте

Образ женщины в периодической печати Казанской губернии на рубеже XIX–XX вв.
Габдрафикова Л.Р., Миронова Е.В.
Аннотация

Казанская губерния отличалась этноконфессиональным разнообразием и историческими традициями, развитой университетской культурой. Важное место в общественной жизни занимали газеты, в том числе коммерческого характера. В начале ХХ в. среди редакторов и издателей казанских газет были и женщины. Историографический обзор показал, что материалы местной периодической печати становились предметом изучения казанских исследователей, в том числе при реконструкции некоторых аспектов женской повседневности. Однако специального труда, посвященного изучению облика женщин на страницах периодических изданий Казанской губернии, не существует. Между тем обращение к данной теме позволяет увидеть процессы трансформации социальных ролей женщин как результат модернизации общества на рубеже XIX–ХХ столетий. В связи с этим целью данного исследования является изучение образа женщины в периодической печати Казанской губернии. Для этого были проанализированы материалы газет «Казанский биржевой листок», «Казанский телеграф», «Волжский вестник», «Камско-Волжская речь» и других изданий. Рассмотрены как авторские материалы, так анонимные корреспонденции, хроники происшествий, объявления и реклама. На базе данных провинциальной печати были выделены разные виды женских практик и обозначены несколько тематических групп. В каждом из них выстраивался определенный образ женщины (дама, работница, мусульманка, борец за свои права и др.). Авторы приходят к выводу, что представленный в газетах образ женщины был противоречивым: с одной стороны, привязан к её социальному происхождению, с другой, буржуазное развитие общества нивелировало этноконфессиональные и сословные границы. Существовавшие различия маркировались по внешним признакам. Статья предназначена для специалистов-историков и всех, кто интересуется историей Российской империи, историей повседневности, женской эмансипации.

Историческая этнология. 2025;10(3):385-408
pages 385-408 views
Семья и семейная память как факторы сохранения традиционных религиозных ценностей в советский период (по данным качественных социологических исследований в Республике Мордовия)
Богатова О.А.
Аннотация

В статье на основе анализа данных качественных исследований, предпринятых автором в контексте memory studies в 2020 г. (глубинные интервью с 35 жителями Республики Мордовия из числа потомков жертв массовых репрессий) и 2023 г. (глубинные интервью с 30 студентами Национального исследовательского государственного университета), выявляется социальная роль института семьи и женщин в сохранении традиционных культурных ценностей в регионе в период советских социальных трансформаций. Результаты исследования позволяют охарактеризовать семью в качестве преобладающего фактора сохранения традиционных семейных и религиозных ценностей в советский период, а роль женщины в этом процессе – как наиболее значимую. Автор выделяет ряд функций семьи в воспроизводстве традиционных ценностей в недружественной советской институциональной среде, в том числе: исполнение «бытовых» религиозных обрядов, приобщение детей к религии посредством крещения, присутствия на богослужении в храме, чтения богослужебных книг, обучения молитвам; воспроизводство структуры религиозных общин в качестве прихожан или неформальных религиозных лидеров, получивших благословение исполнять обряды и таинства; личные примеры поведения и образа жизни, демонстрирующие верность традиционным ценностям и готовность пострадать за них; сохранение в семейной памяти поступков и информации о происхождении и прошлом семьи, значимой с точки зрения традиции, превращенной в социальную «рамку» семейной памяти. В статье проблематизируется принцип рефлексивности в методологии исследований и менеджмента социальной памяти о советском периоде в контексте вероятных мнемонических конфликтов и конструирования культурных травм.

Историческая этнология. 2025;10(3):409-424
pages 409-424 views
Роль женщин-татарок в формировании советской системы просвещения в Туркестане
Насретдинова Д.М.
Аннотация

В статье анализируется проблема организации женского просвещения в Туркестане в первые годы установления советской власти. Показано, что советская власть, как и власть российской империи, использовала женщин-татарок в продвижении своей политики. Они привлекались для организации новой (советской) системы женского просвещения и для вовлечения местных девушек в школы. Большевики для решения вопроса просвещения женщин придавали особое внимание открытию специальных школ по ликвидации безграмотности (ликбез). Основную часть учительниц в них составляли женщины-татарки. Позже советская власть начинает заниматься созданием женских отделов в разных регионах Туркестана. Деятельными активистками женотдела в Бухаре были коммунистка-татарка М. Шарафатдинова и коммунистка-башкирка М. Гафарова, работавшая инструктором женотдела в Ташкенте. Обе женщины владели языками народов Туркестана. С 1920 г. в новых советских школах для помощи в организации школьного дела открываются инструкторские курсы. Основную часть их слушателей составляли татарки. В источниках встречаются сведения, что из-за работы инструкторов-активистов в крае заметно выросло число слушателей курсов из числа местных женщин.

Историческая этнология. 2025;10(3):425-431
pages 425-431 views

Этнография тюркского мира

Татарская этнографическая коллекция в собрании Национального музея Республики Татарстан
Измайлова С.Ю.
Аннотация

В статье рассматривается история формирования татарской этнографической коллекции – одной из наиболее значимых в собрании Национального музея Республики Татарстан. Отмечены основные этапы поступления предметов татарской этнографии. Первый этап связан с деятельностью казанских коллекционеров, – А.Ф. Лихачевым, Л.О. Сиклером, Н.Ф. Катановым. Особую ценность представляют образцы национального костюма и ювелирные украшения первой половины – середины XIX века из собраний А.Ф. Лихачева и Л.О. Сиклера. Следующий этап, связанный с приходом в музей известного этнографа Б.Ф. Адлера и деятельностью Н.И. Воробьева на посту директоров музея, характеризуется началом научного изучения и комплектования татарской этнографии, проведением экспедиций и выставок. Экспедиции 1920-х годов, организованные Н.И. Воробьевым, П.М. Дульским, Г.С. Губайдуллиным, заложили основу систематического сбора материалов по культуре и быту народов Поволжья и Приуралья, в том числе татарского народа. Период 1920-х годов также характеризуется поступлением коллекций из Музея народов Востока и других казанских музеев. Взаимодействие музея с научными институциями позволили вести целевое комплектование татарской этнографической коллекции в 1950–1990-е годы, включая участие в этнографических экспедициях, а также организацию собственных историко-бытовых экспедиций. Показана деятельность музея по изучению и популяризации музейных коллекций через создание тематических выставок и экспозиций, альбомов и каталогов, взаимодействие с научным сообществом, мастерами декоративно-прикладного искусства. 

Историческая этнология. 2025;10(3):432-441
pages 432-441 views
Межпоколенная трансмиссия традиционных семейных ценностей у тюркоязычных народов Дагестана
Гимбатова М.Б.
Аннотация

Статья посвящена исследованию системы традиционных семейных ценностей у тюркоязычных народов, проживающих в равнинной части Дагестана. В парадигму семейных ценностей входят культ предков, любовь к родителям, к членам семьи, уважение к родственникам до седьмого колена, опека над младшими, забота о старших, чувство общности и принадлежности к одной семье, родственной группе. Автором установлено, что в иерархии семейных ценностей одно из первых мест занимает почитание предков и уважение старших. Соблюдение «этикетной субординации» в общении между членами семьи, особенно по отношению к старшим, создавало и поддерживало благоприятный семейный микроклимат, что находило эмоциональный отклик у подрастающего поколения и служило ориентиром для создания в будущем собственной семьи. Анализ материалов показал, что управление большой (неразделенной) семьей осуществлялось благодаря соблюдению половозрастной иерархии, обычая избегания и коллективной ответственности родственников до седьмого колена, культивированию семейных ценностей и традиций, передававшихся из поколения в поколение. Особое внимание уделено национальным особенностям речевого этикета в семье, соблюдению этических императивов и норм речевого общения, предписываемых младшим в отношении к старшим, использованию терминов родства, подчеркивающих половозрастные особенности коммуникантов. Приведенные в исследовании полевые авторские материалы, фольклорные и литературные источники подтверждают существовавший у тюркоязычных народов Дагестана культ мужчины. Главенство мужа над женой и детьми, братьев над сестрами – не только дань семейной традиции, но и одно из предписаний исламской религии для обеспечения семейного благополучия, сохранения нравственных идеалов и семейных ценностей. Интерес к данной проблематике вызван тем, что через ее изучение возможен полноценный анализ своеобразия функционирования общностей людей, объединенных историческим прошлым и настоящим, а также комплексом своеобразных черт культуры, которые формировались, развивались и изменялись под воздействием разных факторов. 

Историческая этнология. 2025;10(3):442-452
pages 442-452 views

Современные национальные и языковые процессы

Татары и государственная национальная политика в Башкортостане в XX – начале XXI вв.: переписной аспект
Сагитова Л.В., Гарифуллин И.З.
Аннотация

В статье рассматриваются процессы этнической категоризации татар в ходе переписных кампаний на территории Башкортостана в контексте государственной национальной политики региональной власти в ХХ и ХХI вв. Кейс решается в рамках полипарадигмального подхода, позволяющего сочетать конструктивистскую, инструменталистскую и примордиалистскую методологии. Это раскрывает место и роль реифицированных категорий этничности в государственной политике на уровне национальной республики. В ходе анализа прослеживается устойчивость сложившихся политических управленческих паттернов во взаимодействии двух уровней политических практик: центральной и региональной. Так, региональные интересы республиканской власти – стремление увеличить численный состав башкир за счет татар в ходе статистических обследований населения региона – объясняется реализовавшейся в ходе большевистской национальной политики и принципами этнотерриториального деления советского государства. Кейс демонстрирует возможность переконструирования этнической идентичности у близких по культуре и языку этнических групп (башкир и татар) с использованием: административного ресурса, символической политики и информационных технологий. На основании проведенного анализа, делается вывод: а) о значимости политической конъюнктуры, оказывающей влияние на достоверность статистического обследования населения; б) важности разработки более чувствительного инструментария (бланка Всероссийской переписи населения) для адекватной фиксации этнической идентичности в культурно сложном обществе; в) о необходимости деполитизации ВПН для гармонизации межнациональных отношений и успешности процесса интеграции народов РФ в российскую нацию. 

Историческая этнология. 2025;10(3):453-471
pages 453-471 views
Татарский язык в межличностной коммуникации и в общественных пространствах городов Татарстана
Габдрахманова Г.Ф., Макарова Г.И.
Аннотация

В статье анализируется использование жителями пяти наиболее крупных городов Татарстана (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск) татарского языка в межличностной коммуникации и в разного рода учреждениях, городских публичных средах. Она основывается на данных массового этносоциологического опроса, проведенного в конце 2024 – начале 2025 гг. В ходе их обобщения авторы стремились использовать некоторые новые подходы к анализу этноязыковых процессов – через постановку вопроса о выборе языка коммуникации не только в связи с принадлежностью респондентов к той или иной этнической группе, но и в зависимости от среды и ситуации общения, социокультурных норм и ожиданий.

Исследование показало, что татарский язык заметно чаще выбирается в частной жизни горожан и в меньшей степени – в публичной. Тем не менее в социально-институциональной сфере он в той или иной степени («постоянно» и «иногда») замечается около 90% горожан. Татарский язык применяется чуть меньше в образовательных организациях, несколько больше – в административных и медицинских учреждениях и ощутимо чаще он звучит в публичных пространствах городов.

Во всех сферах межличностной коммуникации у русских исследуемых поселений наблюдается преобладание использования русского языка. Среди татар преобладает татарско-русское двуязычие либо татарское моноязычие. Два языка используют 60–80% татар в дружеской коммуникации, половина – в деловой, а также при разговорах с родителями, супругами, бабушками/дедушками, треть – когда они обращаются к своим братьям, сестрам.

75–96% опрошенных признают значимость представленности татарского языка в социокультурном пространстве их городов. Однако при оценке реальной ситуации от пятой части до трети татар по разным поселениям отметили недостаточность его присутствия. Обнаруженный общественный запрос на татарский язык, его восприятие как органичной части городского ландшафта весомой долей представителей разных национальностей демонстрирует значимую роль этого языка в межличностной коммуникации и в социокультурном развитии крупных городов Татарстана.

Историческая этнология. 2025;10(3):472-490
pages 472-490 views

Хроника научной жизни

Изобретая прошлое: дискуссия на Круглом столе «Всецарица “Суембика”»
Габдрафикова Л.Р., Габдрахманова Г.Ф., Гараев Д.М., Гибатдинов М.М., Дусаева Э.М., Измайлов Б.И., Измайлов И.Л., Сагитова Л.В., Хайрутдинов А.Г., Ханипова И.И.
Аннотация

24 апреля 2025 г. в Институте истории им. Ш.Марджани АН РТ прошел Круглый стол «Всецарица «Суембика»: образ и его трансформация в исторической памяти русского и татарского народов». В связи с тем, что тема исторической памяти с акцентом на общих местах памяти как пространства преодоления конфликтов и культурного консенсуса является важной с научной и практической точек зрения, редакция журнала «Историческая этнология» решила опубликовать стенограмму заседания. В нее включен текст доклада ведущего научного сотрудника Института, доктора исторических наук И.Л. Измайлова и дискуссии, возникшей вокруг него.

Сююмбеке была правительницей Казанского и Касимовского ханства. Время ее властвования пришлось на период завоевания Казани московским царем Иваном IV и междоусобных войн средневековых тюрко-татарских государств (середина XVI в.). Историческая роль этой женщины была яркой и трагической. С ее именем связана распространенная народная легенда о том, что Сююмбеке сбросилась во имя любимого человека с башни Казанского Кремля. Но эта проездная башня была построена лишь в конце XVII в. Целью Круглого стола стало обсуждение вопроса о том, почему Сююмбеке стала знаковой личностью в исторической памяти татар и как формировался ее образ на протяжении нескольких столетий.

Участники дискуссии пришли к заключению о том, что образ Сююмбеке начинает формироваться в XVII в. и получает окончательное оформление в период нациестроительства у татар в начале ХХ в. Особое место этой женщины в исторической памяти предопределилось множеством факторов: благодаря творчеству писателей и поэтов России эпохи романизма, которые первыми публично сконструировали образ Сююмбеке; ее ассоциирование татарским народом и татарской интеллигенцией с трагическим периодом национальной истории, ограничения российской империи в части педалирования темы правителей тюрко-татарских ханств, являвшихся мужчинами и судьба которых не была столь драматичной; гендерной принадлежностью, придавшей образу эмоциональность и основу для его восприятия через материнство; наконец, природой самой исторической памяти, предполагающей обязательное наличие пантеона героев, жертвующих собой ради народа. Жертвенность, мученичество, напряжение истории – главные эмоциональные основы изобретения прошлого.

Историческая этнология. 2025;10(3):491-510
pages 491-510 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».