Историческая этнология
Журнал «Историческая этнология» является единственным научным изданием, посвященном социальной истории этнических явлений на Евразийском пространстве. Этнофор, этнос, этнические сообщества рассматриваются в нем в аспекте исторической трансформации и с привлечением инструментов диахронного и синхронного анализа. Решение этой фундаментальной задачи видится редакционной коллегией журнала в освещении новейших исследований по культурогенезу, традиционной культуре евразийских народов, их взаимодействиям, функционированию этничности в поле политики, идентичности, повседневности, образования, религии. Такая тематика определяет междисциплинарный статус журнала: он открыт для специалистов в области этно-археологии, этнографии, этнолингвистики, архивоведения, музееведения, социальной/культурной антропологии, регионологии, религиоведения, этносоциологии, этнопсихологии, этнопедагогики. Издание способствует становлению в России и сопредельных странах исторической этнологии как самостоятельного научного направления. Оно не имеет аналога в мировой науке. Участие в работе редколлегии «Исторической этнологии» ведущих специалистов из разных государств обеспечивает высокий научный уровень журнала.
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 86148 от 19.10.2023
Учредитель
Академия наук Республики Татарстан
Главный редактор
Габдрахманова Гульнара Фаатовна, доктор социологических наук, доцент
Периодичность / доступ
3 выпуска в год / открытый
Входит в
Текущий выпуск
Том 10, № 1 (2025)
Динамика этнокультурных связей в тюркском мире и роль политик
Проблема этнических связей Алтайского и Западносибирского регионов в период Средневековья (по материалам этнонимии, фольклора и традиционной культуры)
Аннотация
В статье рассматриваются данные этнонимии и фольклора, сохранившиеся у современных сибирских и алтайских тюрков, которые позволяют говорить о достаточно активных этнических связях Алтайского и Западносибирского регионов. Великое переселение народов, создание тюркских государственных образований, затем империи Чингисхана и монгольская экспансия, а на последнем этапе – присоединение Западной Сибири к Московскому государству стали ключевыми этапами в процессе тюркизации Западной Сибири. Сохранившиеся на территории проживания сибирских татар этнонимы и топонимы, такие как йелан, сары, естек, таз и другие свидетельствуют о достаточно раннем проникновении в Западную Сибирь тюркского/кыпчакского этнического компонента. В фольклоре алтайцев, татар, башкир, ногайцев, казахов, узбеков, кыргызов присутствуют эпические сказания «Алып Манаш(с)», «Козы Корпеш и Баян-Сылу», «Марат-бий», «Ак Кубэк», которые являются общими для этих народов. В общетюркском фольклорном наследии отразились этнокультурные связи сибирско-алтайского ареала периода Средневековья. Автор обращает внимание на то, что, хотя в сибиреведческой литературе выработалась устойчивая традиция считать прародиной сибирских тюрков Алтай, откуда вышли и распространились далее на запад различные тюркские племена, данный вопрос далеко не однозначен. По мнению автора, процессы взаимодействия сибирских татар и алтайцев имели разновекторный характер на разных исторических этапах. Причем в период после завоевания Москвой Сибирского ханства происходит активное движение татарского населения Западной Сибири в восточном направлении, что нашло отражение в появлении на Алтае новых тюркских групп.



Участие татарской интеллигенции в культурных мероприятиях Туркестана (конец XIX – начало XX вв.)
Аннотация
В статье рассматривается участие татарской интеллигенции в гражданских событиях в Туркестанском крае в конце XIX – начале XX вв. В это время здесь широкое распространение получили модернизaционные движения. Инициативы, направленные на развитие социально-культурной жизни Туркестана, получили значительную поддержку со стороны татарской интеллигенции.
Формирование татарской диаспоры в Средней Азии имеет долгую историю. К концу XIX в. татары активно участвовали в социальных, экономических и политических событиях в регионе. В начале XX в. татарская интеллигенция занималась созданием новых школ, развитием прессы и театральной сцены в Туркестане. В результате реформаторских движений, появившихся в мусульманском мире, в Казанской губернии активное развитие получила издательская деятельность и пресса. Была налажена печать нaциональных газет и журналов, некоторые из которых распространялись и в Туркестане. Эти издания информировали мусульманское население, проживающее в пределах империи, о происходящих событиях как во внутренней жизни, так и во внешних делах. Внедрение инновaционных методов обучения в некоторых медресе Казанской губернии ознаменовало собой значительное улучшение системы высшего образования. Эти изменения способствовали развитию гражданской жизни в мусульманском мире Российской империи. В статье анализируются исторические события в Узбекистане с конца XIX до начала XX вв. на основе ряда архивных документов, материалов прессы, источников и научной литературы.



Участие татаро-башкирских и турецких военных специалистов в формировании национальной армии в Туркестане
Аннотация
В статье исследуется участие татарско-башкирских и турецких военных специалистов в формировании национальной армии в Туркестанском регионе. Анализируется участие и роль татарских и турецких солдат, привлеченных для формирования национальных вооруженных сил в период существования Туркестанского автономного правительства, а позднее для образованных Народных советских республик со столицами в Бухаре и Хорезме. Показывается цель привлечения солдат, а именно к созданию военных школ и национальной армии. Отдельное внимание уделено отношению советского правительства к этим процессам и истории дипломатических отношений между Туркестанским автономным правительством и штабом партии «Иттихад и терракки» («Единство и прогресс»), созданной в Стамбуле для формирования национальной армии.
Автор раскрывает деятельность военных специалистов татарско-башкирского и турецкого происхождения, которая стала возможной благодаря усилиям прогрессивных джадидов. Показывается их участие в формировании национальной армии и создании национальных военных школ. Показывается, что все это происходило вопреки давлению и репрессий со стороны советской власти. Статья основывается на архивных документах и источниках.



Театральное движение в Туркестане в конце XIХ – начале XX вв.
Аннотация
В статье проанализированы существовавшие в доимперский и в ранний период российской империи национальные формы театрального искусства в Туркестане. Автор показывает суть существовавшего в крае народного юмористического искусства и клоунады и то как театральные традиции менялась под влиянием внешних факторов.
Автор раскрывает богатые, многовековые традиции народного театра в Туркестане. Доказывается, что после завоевания региона российской империей во всех его областях происходит много изменений, направленных на продвижение интересов новой власти. Эта политика заключалась в распространении европейской, русской музыки и театрального искусства. Одновременно в Туркестан начинают приезжать на гастроли татарские и азербайджанские театры, артисты. Они показывают постановки, обмениваются опытом с местными театральными деятелями. В статье приводятся сведения о репертуаре приезжих и местных театральных трупп.
В работе особое внимание уделяется роли джадидов в становлении прогрессивного театра в Туркестане. Передовая национальная интеллигенция осваивала новые идеи в культуре, меняла местное общество. Показано значение театрального искусства для общественно-политической жизни Туркестана, раскрыто становление узбекского джадидского театра, обозначены этапы становления европейского театрального искусства в регионе.
Делается заключение о том, что создание профессиональных театров в Туркестане в конце XIХ – начале XX вв. сопровождалось государственной политикой по урегулированию их деятельности. Рассмотрено отношение к театру представителей местного населения, правительства российской империи и Туркестанского областного управления охраны.



Этнический фактор в СССР
Национально-государственное строительство и его воздействие на формирование национального состава Узбекской ССР
Аннотация
Статья посвящена исследованию влияния кадровой политики советской власти в Центральной Азии на формирование национального состава Узбекской СССР. Автор на основе анализа архивных источников, статистических данных и фундаментальных работ приходит к выводу о том, что в процессе делимитации – территориально-административного деления, осуществлявшегося центральным правительством СССР в 1920–1930-е гг., не учитывались исторические, географические, социально-экономические характеристики коренных народов региона. Автор проанализировала демографическую динамику притока представителей некоренных этнических групп в Узбекскую ССР в ходе экономической модернизации республики и советского национально-государственного строительства. Работа дает представление о различающихся интерпретациях миграционных процессов в Узбекской ССР: дискурс советского союзного правительства формировался из оптики необходимости форсированной индустриализации региона, что требовало значительного насыщения местного рынка труда кадрами для промышленности. Интеграция Узбекской СССР в общесоюзное политическое пространство осуществлялась с опорой на идею о преодолении тяжелого имперского колониального наследия и «ликвидацию социального неравенства», в том числе и в Узбекской ССР.



Татары в советском Туркестане: деятельность толмачей и переводчиков
Аннотация
В статье освещается роль татар в пропаганде и укреплении государственного управления советской власти в Туркестане. Описаны факты, которые свидетельствовали о том, что в этом деле представители татарского народа были «нужными кадрами», так как они владели не только языками местного населения, но и русским языком. Участие татар в системе территориального управления краем, имевшее большое значение в установлении письменных и устных связей с центральными органами власти СССР, было весьма значимым. Оно заключалось в доведении решений, распоряжений, указаний и постановлений Центра до местного населения. С помощью татар центральные органы советской власти знакомились с содержанием правовых и регламентирующих документов, принятых в Туркестане. Этот встречный процесс в соответствии с установленными правилами советской власти послужил созданию новой системы управления регионом. Автор изучил деятельность татар в советском Туркестане с точки зрения работы толмачей и переводчиков (включая литературных переводчиков). Основываясь на исторических данных, анализе литературы и архивных материалов, показывается вклад татарских переводчиков в межкультурное общение, сохранение языковых и культурных традиций. Рассматривается роль татар в формировании языковой среды Туркестана, обсуждаются проблемы и сложности, с которыми сталкивались переводчики и толмачи.



Татарский Дом просвещения в Ленинграде (1933–1937)
Аннотация
В статье рассмотрено состояние и деятельность государственного учреждения для работы среди национального меньшинства Ленинграда – Татарского дома просвещения (домпросвета, ДПР) с башкирской секцией.
Национальные дома просвещения (ДПР) создавались в 1920 – нач. 1930-х гг. в крупных городах в соответствии с политикой коренизации для идеологической, политико- и культурно-просветительной работы среди представителей нерусских национальностей на родном языке с целью воспитания убежденного советского человека, ликвидации культурной отсталости, развития национальной культуры на общей социалистической основе. Несмотря на научную значимость темы, в настоящее время она остается малоизученной.
Татарский ДПР был образован в связи со значительным ростом числа временных рабочих – татар и башкир, занятых на многочисленных стройках Ленинграда и Ленинградской области. Домпросвет (Дом просвещения) вел большую политико-массовую работу стационарно, а также непосредственно на предприятиях и в учреждениях в виде докладов, лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов, концертов, детских утренников, технической пропаганды. Особое внимание уделялось ликвидации неграмотности и малограмотности нового населения Ленинграда, работали курсы ликбеза, общеобразовательная вечерняя школа для взрослых. В Домпросвете работали разные кружки (более 10-ти), художественная самодеятельность. Это учреждение было базой для профессионального Татарского театра. В ДПР работали библиотека и читальня с литературой и прессой на татарском, башкирском и русском языках. В 1932 г. в Ленинграде был возобновлен татарский праздник Сабантуй.
Изменение в середине 1930-х гг. вектора советской национальной политики – от коренизации к унификации – привело к ликвидации всей системы государственных учреждений для национальных меньшинств. Татарский ДПР вместе с другими национальными домпросветами был ликвидирован по решению Ленинградского горкома ВКП(б) в октябре 1937 г. Традиция организованной светской культурной жизни ленинградских татар и башкир была прервана надолго.
Статья основана на архивных материалах, большинство из которых впервые вводится в научный оборот.



Национальное образование и просвещение
О многогранной деятельности просветителя Шакира Мухтарова в Туркестане
Аннотация
В статье описывается деятельность известного татарского просветителя Шакира Мухтарова по организации новометодных школ в Туркестане. Анализируются его выступления в мусульманской печати Туркестана и Центральной России, участие в развитии национальной печати и типографий. Отдельное внимание уделяется роли Ш. Мухтарова в прогрессивных политических процессах в Туркестанском крае. Делается вывод о том, что татарский ученый Ш. Мухтаров являлся одним из основателей новометодных школ в Туркестане. Он изучал работу новых методических школ, открытых в регионе, и занимался их освещением в газетах того времени. Приверженность Ш. Мухтарова национальному просвещению получила признание в турецко-мусульманской прессе. Ш. Мухтаров сыграл большую роль в издании газет «Тараккий», «Шухрат», «Осиё», когда жил в Коканде. Выяснилось, что проживавшие в этом городе просвещенные татары образовали политическое объединение «Молодая партия», которое способствовало распространению движения джадидизма. В статье раскрывается суть статей Ш. Мухтарова, основанных на прогрессивных идеях, опубликованных в журнале «Шуро», издававшемся в Оренбурге. Работа раскрывает обширную просветительскую деятельность Ш. Мухтарова в туркестанском джадидистском движении.



Они были первыми (о первых учителях-татарах в советском Туркменистане)
Аннотация
В 1920-х годах в СССР из-за дефицита учителей в новых советских школах Средней Азии начинается мобилизация грамотных людей в регионах СССР с тюркским населением. Они были нужны для организации учебного процесса в начальных школах и ликбезах. В это время в Туркменистан приезжают представители татарского, башкирского, азербайджанского и других тюркских народов. Особенно много среди них было учителей-татар.
Автор статьи собрал биографические сведения о нескольких учителях-татарах, приехавших в Туркменскую ССР и обучавших туркменских детей в 1920–1930-е годах. Он показывает трудности, с которыми столкнулись педагоги по прибытию на место работы. Учителям не хватало помещений для проведения занятий, школьных принадлежностей, элементарных бытовых удобств. Они часто работали впроголодь, мерзли зимой, а летом страдали от непривычной для них каракумской жары. Нередко педагоги скрывались от противников советского строя, опасаясь за свою жизнь. Серьезные трудности были при работе с туркменскими женщинами, их обучение порицалось обществом. Большую роль сыграли учителя-татарки, только благодаря их стараниям мужчины отпускали своих жен и дочерей учиться в новых школах. Несмотря на трудности, первые учителя-татары смогли реально помочь туркменскому народу в освоении новой советской культуры. Правительства СССР и Туркменской ССР высоко оценили заслуги учителей-татар.



Религиозные контексты современности
К вопросу о характере православного активизма в Республике Татарстан на современном этапе
Аннотация
В статье подвергнуто рассмотрению такое специфическое явление современного российского общественного ландшафта, как православный активизм, а также подходы к его интерпретации в светском и церковном дискурсах, тенденции и опыт практической реализации в условиях конкретного территориально-административного локалитета. Делается вывод об очевидном отсутствии в Русской православной церкви общепринятого понимания данного феномена, что предопределяет его внутреннюю негомогенность и поливариативность в сфере практической реализации. Православный активизм в нашей стране обоснованно рассматривать как явление сравнительно молодое, прямо обусловленное общественно-политическими трансформациями и становлением гражданского общества. В широком смысле он нацелен на борьбу за религиозные интересы церкви. Изначально православный активизм приобрел остросоциальную направленность, которую в той или иной мере сохраняет вплоть до сегодняшнего дня. Вместе с тем актуализация данного явления наблюдается прежде всего в столичных городах – Москве и Санкт-Петербурге, обладающих динамичной культурной средой, представленностью федеральных органов власти, общественными, религиозными и политическими объединениями, а также средствами массовой информации. Прочие региональные центры пока не обладают набором подобных условий, а характер православного активизма в них обуславливается локальными традициями и правилами. Так, в Республике Татарстан он не просто идейно гомогенен, но и четко структурирован, носит конструктивный характер, что является следствием специфики общественно-политического и этнокультурного развития региона в последние десятилетия.



Перспективы изучения истории газет «Керәшен сүзе» и «Туганайлар»
Аннотация
Статья направлена на выявление перспективных направлений в изучении исторического развития газет «Керәшен сүзе» и «Туганайлар». В ней дается историографический обзор темы, обосновывается ее новизна и теоретическая значимость. Приводятся общие краткие сведения об истории газет «Керәшен сүзе» и «Туганайлар», раскрываются их значимость, функциональное и социокультурное значение. Особое внимание уделяется определению проблемного поля и выделению ряда слабоизученных аспектов темы: динамике институционального развития, корреляции с другими социокультурными и общественно-политическими процессами в среде кряшен, кадровому составу редакций, периодизации, конфликтным ситуациям, редакционной почте, материально-финансовому состоянию. Формулируется ряд исследовательских вопросов, на которые, по мнению автора, необходимо найти ответы при рассмотрении того или иного из аспектов темы. Отмечается, что история периодических изданий кряшен в постсоветский период находится в тесной и неразрывной взаимосвязи с проблемой развития кряшенской журналистики в соответствующее время, которая также имеет ряд аспектов и еще не становилась предметом специального научного изучения.


