Умное обучение с использованием искусственного интеллекта: пути совершенствования процесса преподавания общеобразовательных предметов в вузе (опыт Китая)
- Авторы: Ван С.1, Ли Я.1, Цзин Я.1
-
Учреждения:
- Хэйхэский университет
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 7-25
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/300953
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-632
- EDN: https://elibrary.ru/EQTHBG
- ID: 300953
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Новая волна революции в области информационных технологий поставила перед высшим образованием множество новых вызовов. В контексте столкновения традиционных концепций обучения и современных технологий «искусственный интеллект + обучение» появилась новая модель умного обучения. Вместе с тем интеграция технологий искусственного интеллекта в обучение породила определенные проблемы, решение которых является актуальным, и основной фактор, помогающий их решить – формирование качественного уровня преподавания в условиях использования SMART-технологий.
Цель. Данное исследование ставит целью выявление путей и способов оптимизации методов преподавания в вузах Китая при переходе на умное обучение с применением искусственного интеллекта. Ставятся задачи: проанализировать актуальные проблемы в реализации умного обучения с использованием искусственного интеллекта в вузах; выявить на основе сравнения эмпирических и теоретических данных оптимальные пути построения умного обучения (на примере преподавания общеобразовательных предметов в Хэйхэском университете); представить направление конкретных шагов по решению возникающих в вузах проблем.
Материалы и методы. Материалами послужили научные публикации российских и китайских специалистов последних лет, а также эмпирические данные, собранные авторами в Хэйхэском университете с помощью образовательных платформ на основе искусственного интеллекта «Super Star Learning Channel» и «Wisdom Tree Network». Для анализа был выбран процесс преподавания общеобразовательных предметов в силу их направленнности на формирование общего развития обучаемых, способности к нахождению в социуме, фундамента для освоения специализированных предметов. Были применены: общетеоретический анализ научной литературы с целью выявления степени изученности вопроса; эмпирические методы сбора материала, который лег в основу анализа процесса умного обучения, и в завершение был применен метод системного анализа для заключительных выводов.
Результаты. В контексте применения искусственного интеллекта, с точки зрения учебной среды, учебной модели, формирования преподавательского состава и механизма оценивания на примере анализа процесса преподавания общеобразовательных предметов в Хэйхэском университете обсуждаются практические стратегии умного обучения общеобразовательным предметам в вузах, которые призваны сделать преподавание более адресным, обучение студентов – более персонализированным, а методы управления в вузах – более научными. Подчеркивается важность для преподавателя не только объективно подходить к оценке результатов обучения, но и анализировать возникающие проблемы для решения их в практической деятельности. Приведены практические рекомендации по трансформации процесса преподавания при переходе с традиционного на умное обучение, которые, по мнению авторов, могут оптимизировать процесс обучения в целом, применительно ко всем дисциплинам.
Об авторах
Сяоюй Ван
Хэйхэский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: wxyhhts123@yahoo.com
магистр, профессор, директор Института общего образования
Китай, ул. Сюэюань, 1, г. Хэйхэ, пров. Хэйлунцзян, 164300, Китайская Народная РеспубликаЯнь Ли
Хэйхэский университет
Email: yuanlai418@163.com
магистр, старший преподаватель Института общего образования
Китай, ул. Сюэюань, 1, г. Хэйхэ, пров. Хэйлунцзян, 164300, Китайская Народная РеспубликаЯнь Цзин
Хэйхэский университет
Email: yuanlai418@163.com
магистр, доцент Института общего образования
Китай, ул. Сюэюань, 1, г. Хэйхэ, пров. Хэйлунцзян, 164300, Китайская НароднаяСписок литературы
- Казданян, С. Ш. (2017). Некоторые проблемы и перспективы развития высшей школы в России. Успехи современной науки и образования, 4(1), 137–141.
- Липс, Н. И. (2023). SMART-образование как фактор влияния на изменение подходов к организации образовательной деятельности студентов. Наукосфера, (1-1), 137–144.
- Моисеева, Т. В. (2021). Внедрение искусственного интеллекта в высшее профессиональное образование. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, (2-2), 70–76. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2021.02-2.21
- Резаев, А. В., Степанов, А. М., & Трегубова, Н. Д. (2024). Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта. Высшее образование в России, 33(4), 49–62. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62
- Субботина, М. В. (2024). Искусственный интеллект и высшее образование – враги или союзники. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 24(1), 176–183. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-176-183
- Zhang, X., Lin, Y., & Liu, X. (2017). Chinese national optical education small private online course system. Conference on Education and Training in Optics and Photonics: ETOP 2017: proceedings (vol. 10452). Hangzhou. https://doi.org/10.1117/12.2269293
- 王嵩林. 人工智能在高校教学中的应用及实现路径研究 // 网络安全和信息化. 2023. № 8. 55-57页. Ван, С. Л. (2023). Исследование путей применения и внедрения искусственного интеллекта в преподавании в вузах. Сетевая безопасность и информатизация, (8), 55–57.
- 王君丹. AI时代智慧教学的应用与研究. 江苏科技信息. 2024. 41(18). 25-28页. Ван, Дж. Д. (2024). Применение и исследование методов обучения мудрости в эпоху искусственного интеллекта. Научно-техническая информация Цзянсу, (41)(18), 25–28.
- 李丹莎. 高校多媒体教室设备运维现状研究 / 李丹莎, 胡西民, 付刚等. 中国教育技术装备. 2020. (8). 30-32页. Ли, Д. Ш., Ху, С. М., & Фу, Г. (2020). Исследование текущей ситуации эксплуатации и обслуживания мультимедийного оборудования в аудиториях вузов. Техническая оснащенность в сфере образования в Китае, (8), 30–32.
- 李志峰, 张柯. 化智为慧:智慧教育时代高校智慧教学之“愚”及其治理 // 江苏高教. 2022. (12). 115-121+150页. Ли, Ч. Ф., & Чжан, К. (2022). Превращение знаний в мудрость: «ошибки» в умном преподавании в вузах в эпоху умного образования и их устранение. Высшее образование в провинции Цзянсу, (12), 115–121+150.
- 李妍. 人工智能时代高校教师信息化教学能力提升策略研究 // 创新创业理论研究与实践. 2024. 5. 117-119页. Ли, Я. (2024). Исследование стратегий повышения компетенции преподавателей вузов в области информационного преподавания в эпоху искусственного интеллекта. Исследования и практика теории инноваций и предпринимательства, (5), 117–119.
- 罗艳萍. 后疫情时代下高校体育教学模式改革的困境与挑战 // 田径. 2024. (9). 53-55页. Ло, Я. П. (2024). Трудности и проблемы реформирования моделей учебного процесса по физическому воспитанию в вузах в постэпидемическую эпоху. Легкая атлетика, (9), 53–55.
- 马辉. 人工智能背景下工科院校大学英语智慧教学模式的构建策略 // 黑龙江工程学院学报. 2024. 38(4). 75-79. Ма, Х. (2024). Стратегии построения моделей умного преподавания английского языка в инженерных вузах с применением искусственного интеллекта. Журнал Хэйлунцзянского инженерного института, 38(4), 75–79.
- 孙跃轩. 人工智能背景下高校教育教学管理的创新发展 // 产业与科技论坛. 2023. 22卷. № 13. 288-289页. Сунь, Ю. С. (2023). Инновационное развитие управления образованием и обучением в вузах в контексте искусственного интеллекта. Промышленная и научная трибуна, 22(13), 288–289.
- 何攀利. 人工智能技术对高校教育教学管理的影响 // 辽宁开放大学学报. 2024. 3 (172). 79-82页. Хэ, П. Л. (2024). Влияние технологий искусственного интеллекта на управление образованием и обучением в вузах. Вестник Ляонинского открытого университета, (3)(172), 79–82.
- 杨建梅, 王茗涵, 徐睿. 数字化转型赋能专门用途英语AI双师智慧教学模式构建 // 医学教育研究与实践. 2024. 32(5). 634-641页. Ян, Дж. М., Ван, М. Х., & Сюй, Ж. (2024). Цифровая трансформация позволяет создать интеллектуальную модель обучения преподавателям английскому языку с использованием искусственного интеллекта. Исследования и практика в области медицинского образования, 32(5), 634–641.
Дополнительные файлы
