Социально-психологический климат как фактор профессиональной подготовки студентов технического вуза
- Авторы: Сорокина Е.Н.1, Гулякин Д.В.1, Гринев Д.Д.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный технологический университет
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 425-445
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/301044
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-776
- EDN: https://elibrary.ru/MVSQSC
- ID: 301044
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена исследованию социально-психологического климата студенческих коллективов в техническом вузе, что обусловлено его значением для эффективности образовательного и воспитательного процессов. Авторы обосновывают актуальность темы, указывая на возрастающую роль социально-психологических факторов в условиях усложнения задач современного высшего образования, включая формирование благоприятной атмосферы, развитие сплоченности и творческого потенциала студентов.
Цель – анализ социально-психологического климата студенческого коллектива, выявление его особенностей и факторов, влияющих на образовательный процесс, а также в разработке рекомендаций по его оптимизации.
Материалы и методы. В рамках работы использовались методы анализа психолого-педагогической литературы, наблюдения, тестирования и математической статистики. Исследование базировалось на эмпирических данных, собранных в Институте строительства и транспортной инфраструктуры КубГТУ.
Результаты. Социально-психологический климат определяется такими факторами, как взаимопонимание, защищенность, активность и готовность к сотрудничеству членов коллектива. Установлено, что успешное формирование психологического климата способствует развитию у студентов социально значимых качеств, самоактуализации и гражданской позиции. Кроме того, выявлены ключевые элементы, формирующие коллектив как устойчивую систему, включая механизмы самоуправления и структурные взаимодействия. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных данных для управления коллективами в высшей школе и повышения квалификации преподавателей. Делается вывод о том, что оптимизация социально-психологического климата в студенческом коллективе способствует не только успешной реализации образовательных задач, но и раскрытию личностного и профессионального потенциала студентов.
Об авторах
Елена Николаевна Сорокина
Кубанский государственный технологический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: karpanina.elena@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Строительных конструкций»
Россия, ул. Московская, 2, г. Краснодар, 350072, Российская ФедерацияДмитрий Владимирович Гулякин
Кубанский государственный технологический университет
Email: dvggti@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6366-0688
доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра «Архитектуры гражданских и промышленных зданий»
Россия, ул. Московская, 2, г. Краснодар, 350072, Российская ФедерацияДенис Дмитриевич Гринев
Кубанский государственный технологический университет
Email: grinev.den2014@yandex.ru
студент специалитета
Россия, ул. Московская, 2, г. Краснодар, 350072, Российская ФедерацияСписок литературы
- Карпанина, Е. Н., & Ронь, И. Н. (2016). Обоснование системного подхода к воспитанию будущих специалистов в вузе. European Social Science Journal, (12-2), 205–207.
- Пономарев, А. В., & др. (2015). Воспитательная среда университета: традиции и инновации (монография). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 408 с.
- Тимонин, А. И. (2012). Профессиональное воспитание как воспитание социальное. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 18(1), 55–58.
- Краевский, В. В. (2011). Воспитание или образование? Педагогика, (3), 3–10.
- Петровский, А. В. (2007). Психология и время. Санкт-Петербург: Питер. 448 с.
- Сорокина, Е. Н., & Гулякин, Д. В. (2019). Воспитание студентов технического университета: предпосылки исследования проблемы. Мир науки, культуры, образования, (4), 256–258.
- Сорокина, Е. Н. (2019). Теоретические и психолого-педагогические аспекты воспитания студентов технического университета (монография). Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ». 178 с.
- Гулякин, Д. В. (2016). Сущностные характеристики социально-информационной культуры студента технического вуза. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, (1), 4–7.
- Карпанина, Е. Н., & Ронь, И. Н. (2017). Структурно-функциональная характеристика вузовской системы воспитания. Перспективы науки, (5), 84–87.
- Андреева, Г. М. (2020). Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. Москва: Аспект Пресс. 363 с.
- Scheler, M. (1915). Der Genius des Krieges und der deutsche Krieg. Leipzig: Der Neue Geist Verlag.
- Kipper, D. A. (1986). Psichotherapy Through Clinical Role Playing. New York: Brunner/Mazel Publishers. 222 p.
- Kharchenko, L., Panova, I., Babaeva, E., Magomedova, R., Gulyakin, D., & Pashtaev, B. (2014). Russian Syndromes Impeding the Development of Innovation Processes in Education. Life Science Journal, 11(9s), 184–187.
- Kharchenko, L., Panova, I., Babaeva, E., Magomedova, R., Gulyakin, D., & Pashtaev, B. (2014). Transgression of Culturological Approach in the Practice of Russian Higher Education. Life Science Journal, 11(9s), 188–191.
- Petrova, N. P., Mareev, V. I., Pivnenko, P. P., Kotov, S. V., Kotova, N. S., Kharchenko, L. N., & Gulyakin, D. V. (2016). The Higher School Teacher Matrix of Competences. The Social Sciences, 11(18), 4539–4543.
Дополнительные файлы
