Запросы учителей к педагогу-психологу в образовательной организации
- Авторы: Дубовицкая Т.Д.1, Макаревская Ю.Э.1, Кравченко Л.В.1, Поршнева А.А.1
-
Учреждения:
- Сочинский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 491-513
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/312238
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-868
- EDN: https://elibrary.ru/BHSCYM
- ID: 312238
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Рост психологической напряженности в обществе влияет и на взаимоотношения участников образовательных отношений. В этой связи в образовательных организациях возрастает потребность в деятельности педагогов-психологов, которую они осуществляют в том числе с учетом проблем/запросов субъектов образовательных отношений. Особое внимание необходимо уделять учителям, поскольку именно они чаще контактируют с обучающимися и их родителями, а значит первыми могут заявлять о возникающих у них проблемах.
Цель – выявление и анализ проблем (запросов), с которыми учителя обращаются к педагогам-психологам, что позволит определить содержание подготовки будущих педагогов-психологов к психологическому сопровождению и поддержке учителей и других участников образовательных отношений в решении возникающих проблем.
Материалы и методы. Методологической базой исследования явился контекстно-компетентностный подход, согласно которому подготовка будущих специалистов должна соответствовать предметному и социальному контекстам осваиваемой профессии. Методы исследования включали: теоретический анализ работ, касающихся проблем учителей и особенностей взаимодействия с педагогом-психологом в их решении; дистанционный опрос с применением Googl-формы, в ходе которого педагогам-психологам необходимо было назвать не менее 10 проблем (запросов), с которыми к ним обращаются учителя.
Результаты. В дистанционном опросе приняли участие 40 педагогов-психологов. По итогам опроса суммарно получен 331 ответ на поставленный вопрос. В ходе контент-анализа сформировано 18 групп проблем, с которыми учителя обращались к педагогам-психологам. Полученные результаты свидетельствуют о широком, но достаточно схожем у разных учителей наборе выявленных проблем/запросов. В статье представлено распределение запросов по частоте встречаемости. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут служить основанием для совершенствования программ подготовки будущих педагогов-психологов, разработки востребованных методических материалов и рекомендаций, формулирования тем научных исследований и проектной деятельности в области практической психологии в образовании.
Об авторах
Татьяна Дмитриевна Дубовицкая
Сочинский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tatdm@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9604-2672
SPIN-код: 4613-3319
Scopus Author ID: 6504755962
ResearcherId: ABE-3434-2020
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и дефектологии
Россия, ул. Пластунская, 94, г. Сочи, 354003, Российская Федерация
Юлия Эдуардовна Макаревская
Сочинский государственный университет
Email: yuliya-sochi@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6937-6784
SPIN-код: 7308-1407
Scopus Author ID: 57224937203
ResearcherId: AAO-8568-2021
кандидат психологических наук, доцент, декан социально-педагогического факультета
Россия, ул. Пластунская, 94, г. Сочи, 354003, Российская Федерация
Людмила Валерьевна Кравченко
Сочинский государственный университет
Email: ludak@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-0883-7943
SPIN-код: 7153-6308
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и дефектологии
Россия, ул. Пластунская, 94, г. Сочи, 354003, Российская Федерация
Анна Арутовна Поршнева
Сочинский государственный университет
Email: annaporsh12@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-1351-4206
SPIN-код: 7420-0053
документовед отдела аспирантуры и докторантуры управления научной политики и исследований
Россия, ул. Пластунская, 94, г. Сочи, 354003, Российская Федерация
Список литературы
- Агальцова, Т. В., Жилина, С. В., Ильясов, И. И., Нагибина, Н. Л., Пузанкова, Н. В. (2024). Модель организации совместной работы в системе «ученик-учитель-организатор-классный руководитель-психолог» (на примере обучения математике). Человек. Искусство. Вселенная, (1), 69-73. EDN: https://elibrary.ru/nnezty
- Битянова, М. Р. (1997). Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство. 297 с.
- Валанова, Н. М. (2014). Особенности работы психолога с педагогами в контексте личностно ориентированного обучения. Школьные технологии, (3), 50-56.
- Вербицкий, А. А. (2011). Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования (Что требует переход к компетентностному образованию?). Инновационные проекты и программы в образовании, (4), 3-6. EDN: https://elibrary.ru/odblvt
- Вербицкий, А. А. (2017). Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие. М.: МПГУ. 268 с. ISBN: 978-5-4263-0384-3 EDN: https://elibrary.ru/latchi
- Волкова, Е. Н. (2021). Профессиональное взаимодействие педагога-психолога с учителем в школе. Вестник практической психологии образования, 18(2), 35-41. https://doi.org/10.17759/bppe.2021180204 EDN: https://elibrary.ru/kxhppf
- Демьянчук, Р. В., Мухаметзянова, Ф. Г. (2015). Направления психологического сопровождения педагогов на этапе профессионального становления. Вестник Казанского государственного энергетического университета, (4(28)), 107-111. EDN: https://elibrary.ru/vurklz
- Дубовицкая, Т. Д., Гайдамашко, И. В., Макаревская, Ю. Э., Круглова, М. С. (2024). Психологический анализ педагогических ситуаций затрудненного взаимодействия. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 462-481. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-552 EDN: https://elibrary.ru/ttoztz
- Дубровина, И. В. (1988). Предмет и задачи школьной психологической службы. Вопросы психологии, (5), 47-54. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/885/885047.htm EDN: https://elibrary.ru/dqtbfe
- Дубровина, И. В. (2011). Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования. Вестник практической психологии образования, 8(3), 8-16. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n3/47700.shtml EDN: https://elibrary.ru/ybxtbs
- Зеер, Э. Ф., Коновалов, А. А. (2025). Профессиональное развитие педагогов: психологический портрет. Образование и наука, 27(4), 164. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-149-174 EDN: https://elibrary.ru/ypzxny
- Ковалевская, А. (2011). Взаимодействие в системе «педагоги — психолог». Школьный психолог, (2), 29-30. URL: https://www.psmetodiki.ru/index.php/polez/stati-dlya-psikhologa/113-vzaimodejstvie-v-sisteme-pedagogi-psikholog
- Коржова, О. А. (2007). Проблема взаимодействия школьного психолога и учителя. Вестник Кыргызско-российского славянского университета, 7(5), 66-69. EDN: https://elibrary.ru/ljlyzj
- Лукьянова, М. И. (1999). Взаимодействие школьного психолога с учителями — основа развития их компетентности. Психологическая наука и образование, 4(3). URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1999_n3/Lukjanova EDN: https://elibrary.ru/yhbmtv
- Минюрова, С. А., Воробьева, И. В., Кружкова, О. В. (2024). Эмоциональное выгорание педагога: психологические факторы риска. Образование и наука, 26(10), 106-130. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-106-130 EDN: https://elibrary.ru/bamfgo
- Митина, Л. М. (2014). Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб.: Нестор-История. 376 с.
- Психология и педагогика контекстного образования: Коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. (2018). М.; СПб.: Нестор-История. 416 с.
- Реан, А. А., Демьянчук, Р. В. (2016). Методологические основания психологического сопровождения педагога на разных этапах его профессионально-личностного становления. Российский психологический журнал, 13(1), 85-93. EDN: https://elibrary.ru/vxadkr
- Савина, Е. А., Савенкова, И. А., Эстерле, А. Е., Овсяникова, Е. А., Худаева, М. Ю. (2017). Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей. Психолого-педагогические исследования, 9(4), 1-11. https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090401 EDN: https://elibrary.ru/zwmqld
- Степанова, М. А. (2003). Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие. Вопросы психологии, (4), 76-83. URL: http://www.voppsy.ru/034076.htm
- Султанова, Н. К., Момбиева, Г. А., Керимбеков, М. А., Жунисбекова, Ж. А. (2015). Роль психолога в педагогическом общении. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, (11-5), 752-755. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7878 EDN: https://elibrary.ru/uzmtad
- Умняшова, И. Б., Кузнецова, А. А. (2017). Сотрудничество учителя и педагога-психолога в процессе психолого-педагогического анализа учебного взаимодействия. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, (4), 121-129. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2017-4-121-129 EDN: https://elibrary.ru/ynehsz
- Филиппова, О. Н. (2023). Взаимодействие педагогов и педагогов-психологов в образовательном учреждении. В: Инновации в науке и практике. Уфа: ООО «Научно-издательский центр „Вестник науки“», 92-97. EDN: https://elibrary.ru/osqidt
- Agyapong, B., Obuobi-Donkor, G., Burback, L., Wei, Y. (2022). Stress, burnout, anxiety and depression among teachers: a scoping review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(17), 10706. https://doi.org/10.3390/ijerph191710706 EDN: https://elibrary.ru/ggnpzh
- Cattaneo, A., Antonietti, C., Rauseo, M. (2022). How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors. Computers & Education, (176), 104358. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021 EDN: https://elibrary.ru/umbjlg
- Farrell, P., Jimerson, S. R., Kalambouka, A., Benoit, J. (2005). Teachers’ perceptions of school psychologists in different countries. International School Psychology, 26(5), 525-544. https://doi.org/10.1177/0143034305060787 EDN: https://elibrary.ru/jpwfkd
- Fernández-Batanero, J. M., Román-Graván, P., Reyes-Rebollo, M. M., Montenegro-Rueda, M. (2021). Impact of educational technology on teacher stress and anxiety: a literature review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(2), 548. https://doi.org/10.3390/ijerph18020548 EDN: https://elibrary.ru/jmlxic
- Graham, L. J., White, S. L. J., Cologon, K., Pianta, R. C. (2020). Do teachers’ years of experience make a difference in the quality of teaching? Teaching and Teacher Education, 96, 103190. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103190 EDN: https://elibrary.ru/kdxdij
- Ibrahim, A., Aljneibi, F. (2022). The influence of personal and work-related factors on teachers’ commitment during educational change: a study on UAE public schools. Heliyon, 8(11). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e11333 EDN: https://elibrary.ru/zzasls
- Larios, R. J., Zetlin, A. (2022). Challenges to preparing teachers to instruct all students in inclusive classrooms. Teaching and Teacher Education, 121, 103945. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103945 EDN: https://elibrary.ru/nymnem
- Lee, S. W., Lee, E. A. (2020). Teacher qualification matters: the association between cumulative teacher qualification and students’ educational attainment. International Journal of Educational Development, 77. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102218 EDN: https://elibrary.ru/vsnpvf
- Nasrollahi Shahri, M. N. (2018). The development of teacher identity, emotions and practice: before and after graduation from an MA TESOL program. System, 78, 91-103. https://doi.org/10.1016/j.system.2018.08.003
Дополнительные файлы
