Запросы учителей к педагогу-психологу в образовательной организации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Рост психологической напряженности в обществе влияет и на взаимоотношения участников образовательных отношений. В этой связи в образовательных организациях возрастает потребность в деятельности педагогов-психологов, которую они осуществляют в том числе с учетом проблем/запросов субъектов образовательных отношений. Особое внимание необходимо уделять учителям, поскольку именно они чаще контактируют с обучающимися и их родителями, а значит первыми могут заявлять о возникающих у них проблемах.

Цель – выявление и анализ проблем (запросов), с которыми учителя обращаются к педагогам-психологам, что позволит определить содержание подготовки будущих педагогов-психологов к психологическому сопровождению и поддержке учителей и других участников образовательных отношений в решении возникающих проблем.

Материалы и методы. Методологической базой исследования явился контекстно-компетентностный подход, согласно которому подготовка будущих специалистов должна соответствовать предметному и социальному контекстам осваиваемой профессии. Методы исследования включали: теоретический анализ работ, касающихся проблем учителей и особенностей взаимодействия с педагогом-психологом в их решении; дистанционный опрос с применением Googl-формы, в ходе которого педагогам-психологам необходимо было назвать не менее 10 проблем (запросов), с которыми к ним обращаются учителя.

Результаты. В дистанционном опросе приняли участие 40 педагогов-психологов. По итогам опроса суммарно получен 331 ответ на поставленный вопрос. В ходе контент-анализа сформировано 18 групп проблем, с которыми учителя обращались к педагогам-психологам. Полученные результаты свидетельствуют о широком, но достаточно схожем у разных учителей наборе выявленных проблем/запросов. В статье представлено распределение запросов по частоте встречаемости. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут служить основанием для совершенствования программ подготовки будущих педагогов-психологов, разработки востребованных методических материалов и рекомендаций, формулирования тем научных исследований и проектной деятельности в области практической психологии в образовании.

Об авторах

Татьяна Дмитриевна Дубовицкая

Сочинский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tatdm@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9604-2672
SPIN-код: 4613-3319
Scopus Author ID: 6504755962
ResearcherId: ABE-3434-2020

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и дефектологии

 

Россия, ул. Пластунская, 94, г. Сочи, 354003, Российская Федерация

Юлия Эдуардовна Макаревская

Сочинский государственный университет

Email: yuliya-sochi@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6937-6784
SPIN-код: 7308-1407
Scopus Author ID: 57224937203
ResearcherId: AAO-8568-2021

кандидат психологических наук, доцент, декан социально-педагогического факультета

 

Россия, ул. Пластунская, 94, г. Сочи, 354003, Российская Федерация

Людмила Валерьевна Кравченко

Сочинский государственный университет

Email: ludak@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-0883-7943
SPIN-код: 7153-6308

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и дефектологии

 

Россия, ул. Пластунская, 94, г. Сочи, 354003, Российская Федерация

Анна Арутовна Поршнева

Сочинский государственный университет

Email: annaporsh12@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-1351-4206
SPIN-код: 7420-0053

документовед отдела аспирантуры и докторантуры управления научной политики и исследований

 

Россия, ул. Пластунская, 94, г. Сочи, 354003, Российская Федерация

Список литературы

  1. Агальцова, Т. В., Жилина, С. В., Ильясов, И. И., Нагибина, Н. Л., Пузанкова, Н. В. (2024). Модель организации совместной работы в системе «ученик-учитель-организатор-классный руководитель-психолог» (на примере обучения математике). Человек. Искусство. Вселенная, (1), 69-73. EDN: https://elibrary.ru/nnezty
  2. Битянова, М. Р. (1997). Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство. 297 с.
  3. Валанова, Н. М. (2014). Особенности работы психолога с педагогами в контексте личностно ориентированного обучения. Школьные технологии, (3), 50-56.
  4. Вербицкий, А. А. (2011). Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования (Что требует переход к компетентностному образованию?). Инновационные проекты и программы в образовании, (4), 3-6. EDN: https://elibrary.ru/odblvt
  5. Вербицкий, А. А. (2017). Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие. М.: МПГУ. 268 с. ISBN: 978-5-4263-0384-3 EDN: https://elibrary.ru/latchi
  6. Волкова, Е. Н. (2021). Профессиональное взаимодействие педагога-психолога с учителем в школе. Вестник практической психологии образования, 18(2), 35-41. https://doi.org/10.17759/bppe.2021180204 EDN: https://elibrary.ru/kxhppf
  7. Демьянчук, Р. В., Мухаметзянова, Ф. Г. (2015). Направления психологического сопровождения педагогов на этапе профессионального становления. Вестник Казанского государственного энергетического университета, (4(28)), 107-111. EDN: https://elibrary.ru/vurklz
  8. Дубовицкая, Т. Д., Гайдамашко, И. В., Макаревская, Ю. Э., Круглова, М. С. (2024). Психологический анализ педагогических ситуаций затрудненного взаимодействия. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 462-481. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-552 EDN: https://elibrary.ru/ttoztz
  9. Дубровина, И. В. (1988). Предмет и задачи школьной психологической службы. Вопросы психологии, (5), 47-54. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/885/885047.htm EDN: https://elibrary.ru/dqtbfe
  10. Дубровина, И. В. (2011). Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования. Вестник практической психологии образования, 8(3), 8-16. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n3/47700.shtml EDN: https://elibrary.ru/ybxtbs
  11. Зеер, Э. Ф., Коновалов, А. А. (2025). Профессиональное развитие педагогов: психологический портрет. Образование и наука, 27(4), 164. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-149-174 EDN: https://elibrary.ru/ypzxny
  12. Ковалевская, А. (2011). Взаимодействие в системе «педагоги — психолог». Школьный психолог, (2), 29-30. URL: https://www.psmetodiki.ru/index.php/polez/stati-dlya-psikhologa/113-vzaimodejstvie-v-sisteme-pedagogi-psikholog
  13. Коржова, О. А. (2007). Проблема взаимодействия школьного психолога и учителя. Вестник Кыргызско-российского славянского университета, 7(5), 66-69. EDN: https://elibrary.ru/ljlyzj
  14. Лукьянова, М. И. (1999). Взаимодействие школьного психолога с учителями — основа развития их компетентности. Психологическая наука и образование, 4(3). URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1999_n3/Lukjanova EDN: https://elibrary.ru/yhbmtv
  15. Минюрова, С. А., Воробьева, И. В., Кружкова, О. В. (2024). Эмоциональное выгорание педагога: психологические факторы риска. Образование и наука, 26(10), 106-130. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-106-130 EDN: https://elibrary.ru/bamfgo
  16. Митина, Л. М. (2014). Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб.: Нестор-История. 376 с.
  17. Психология и педагогика контекстного образования: Коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. (2018). М.; СПб.: Нестор-История. 416 с.
  18. Реан, А. А., Демьянчук, Р. В. (2016). Методологические основания психологического сопровождения педагога на разных этапах его профессионально-личностного становления. Российский психологический журнал, 13(1), 85-93. EDN: https://elibrary.ru/vxadkr
  19. Савина, Е. А., Савенкова, И. А., Эстерле, А. Е., Овсяникова, Е. А., Худаева, М. Ю. (2017). Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей. Психолого-педагогические исследования, 9(4), 1-11. https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090401 EDN: https://elibrary.ru/zwmqld
  20. Степанова, М. А. (2003). Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие. Вопросы психологии, (4), 76-83. URL: http://www.voppsy.ru/034076.htm
  21. Султанова, Н. К., Момбиева, Г. А., Керимбеков, М. А., Жунисбекова, Ж. А. (2015). Роль психолога в педагогическом общении. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, (11-5), 752-755. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7878 EDN: https://elibrary.ru/uzmtad
  22. Умняшова, И. Б., Кузнецова, А. А. (2017). Сотрудничество учителя и педагога-психолога в процессе психолого-педагогического анализа учебного взаимодействия. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, (4), 121-129. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2017-4-121-129 EDN: https://elibrary.ru/ynehsz
  23. Филиппова, О. Н. (2023). Взаимодействие педагогов и педагогов-психологов в образовательном учреждении. В: Инновации в науке и практике. Уфа: ООО «Научно-издательский центр „Вестник науки“», 92-97. EDN: https://elibrary.ru/osqidt
  24. Agyapong, B., Obuobi-Donkor, G., Burback, L., Wei, Y. (2022). Stress, burnout, anxiety and depression among teachers: a scoping review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(17), 10706. https://doi.org/10.3390/ijerph191710706 EDN: https://elibrary.ru/ggnpzh
  25. Cattaneo, A., Antonietti, C., Rauseo, M. (2022). How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors. Computers & Education, (176), 104358. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021 EDN: https://elibrary.ru/umbjlg
  26. Farrell, P., Jimerson, S. R., Kalambouka, A., Benoit, J. (2005). Teachers’ perceptions of school psychologists in different countries. International School Psychology, 26(5), 525-544. https://doi.org/10.1177/0143034305060787 EDN: https://elibrary.ru/jpwfkd
  27. Fernández-Batanero, J. M., Román-Graván, P., Reyes-Rebollo, M. M., Montenegro-Rueda, M. (2021). Impact of educational technology on teacher stress and anxiety: a literature review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(2), 548. https://doi.org/10.3390/ijerph18020548 EDN: https://elibrary.ru/jmlxic
  28. Graham, L. J., White, S. L. J., Cologon, K., Pianta, R. C. (2020). Do teachers’ years of experience make a difference in the quality of teaching? Teaching and Teacher Education, 96, 103190. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103190 EDN: https://elibrary.ru/kdxdij
  29. Ibrahim, A., Aljneibi, F. (2022). The influence of personal and work-related factors on teachers’ commitment during educational change: a study on UAE public schools. Heliyon, 8(11). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e11333 EDN: https://elibrary.ru/zzasls
  30. Larios, R. J., Zetlin, A. (2022). Challenges to preparing teachers to instruct all students in inclusive classrooms. Teaching and Teacher Education, 121, 103945. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103945 EDN: https://elibrary.ru/nymnem
  31. Lee, S. W., Lee, E. A. (2020). Teacher qualification matters: the association between cumulative teacher qualification and students’ educational attainment. International Journal of Educational Development, 77. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102218 EDN: https://elibrary.ru/vsnpvf
  32. Nasrollahi Shahri, M. N. (2018). The development of teacher identity, emotions and practice: before and after graduation from an MA TESOL program. System, 78, 91-103. https://doi.org/10.1016/j.system.2018.08.003

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».