Модель учебной среды педагогической ситуации: анализ зарубежного опыта
- Авторы: Доброва В.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»
- Выпуск: Том 16, № 4 (2025)
- Страницы: 87-101
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 30.09.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/348981
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-4-799
- EDN: https://elibrary.ru/FDBUIY
- ID: 348981
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В современном мире система образования постоянно развивается, изменяется характер образовательной системы в целом и учебной среды, в частности. Стимулирующая учебная среда влияет на успешность педагогических ситуаций, поэтому педагоги находятся в постоянном поиске эффективных способов их создания и проектирования. Чтобы понять, какие компоненты учебной среды влияют на качество учебного процесса, необходимо изучить взаимосвязь между образовательным процессом и учебной средой. Для этого мы обратились к зарубежным наработкам в области образования. Данная статья является частью масштабного исследования педагогических ситуаций в кросс-культурном ракурсе, проводимого автором.
Цель – анализ и визуальное представление компонентного состава учебной среды педагогической ситуации на основе современных исследований зарубежных ученых.
Материалы и методы. В статье использована методология педагогической семиологии: контент-анализ, компонентный и системно-структурный анализ, метод интерпретации. Материалом послужили современные исследования западно-европейских и северо-американских ученых, касающиеся вопросов образования.
Результаты. В современном международном педагогическом дискурсе об учебной среде существует значительная путаница в терминах. Наиболее емко учебная среда определяется как полный физический, социальный и педагогический контекст, в котором должно происходить обучение.
Педагогическая ситуация может реализовываться в самых разных учебных средах. Тем не менее, проведенное исследование показало, что, несмотря на различия в контексте, существует определенный набор компонентов, который присутствует в большинстве эффективных учебных сред. Выявленные нами компоненты: характеристики учащихся и средства их коммуникации, задачи и содержание педагогической ситуации, не учебные задачи, пространство, время, имеющиеся ресурсы, культура. На основе проведенного анализа нам удалось визуализировать компонентный состав учебной среды педагогической ситуации, которая рассматривалась с точки зрения педагога. В перспективе, актуальным будет рассмотрение схожих вопросов в отечественной педагогике и проведение сравнительного анализа.
Об авторах
Виктория Вадимовна Доброва
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: victoria_dob@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3037-4797
SPIN-код: 3815-6268
Scopus Author ID: 57193736717
ResearcherId: D-5584-2014
к.пс.н., доцент, зав. кафедрой «Иностранные языки»
Россия, ул. Молодогвардейская, 244, г. Самара, 443100, Российская Федерация
Список литературы
- UNESCO-UIS. (2012). A place to learn: lessons from research on learning environments. 89 p.
- Bačová, V. (2024). Developing a safe learning environment in primary-level innovative schools in the Czech Republic. Education 3–13, pp. 1–11. https://doi.org/10.1080/03004279.2024.2410482
- Bates, A. (2019). Teaching in a digital age. Retrieved from https://pressbooks.bccampus.ca/teachinginadigitalagev2/front-matter/other-books-by-the-author
- Chen, C. M., & Duh, L.-J. (2008). Personalized web-based tutoring system based on fuzzy item response theory. Expert Systems with Applications, 34(4), 2298–2315. https://doi.org/10.1016/j.eswa.2007.03.010
- Chesebro, J. L., & McCroskey, J. C. (2002). Communication for teachers. Boston, MA: Allyn & Bacon, 240 p.
- Dascalu, M. I., Bodea, C. N., Moldoveanu, A., Mohora, A., Lytras, M., & de Pablos, P. O. (2015). A recommender agent based on learning styles for better virtual collaborative learning experiences. Computers in Human Behavior, 45, 243–253. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.12.027
- Dobrova, V. V. (2021). Pedagogical situations: interpretation difference. Vestnik of Samara State Technical University. Psychological and Pedagogical Sciences, 18(4), 73–82.
- Dobrova, V. V. (2024). Typology of pedagogical situations: cross-cultural analysis. Tambov University Review: Series Humanities, 29(3), 664–672. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-664-672. EDN: https://elibrary.ru/LMLFFR
- Henderson, D., Fisher, D. L., & Fraser, B. J. (2000). Interpersonal behavior, laboratory learning environments, and student outcomes in senior biology classes. Journal of Research in Science Teaching, 37, 26–43. https://doi.org/10.1002/(SICI)1098-2736(200001)37:1<26::AID-TEA3>3.0.CO;2-I
- Hyypiä, M., Sointu, E., Hirsto, L., & Valtonen, T. (2019). Key components of learning environments in creating a positive flipped classroom course experience. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, 18(13), 61–86. https://doi.org/10.26803/ijlter.18.13.4
- Fulkerth, R. (2002). Managing for course and program quality in the online environment. In Teaching Online in Higher Education Conference (pp. 35–46). Fort Wayne. Retrieved from http://www.ipfw.edu/as/tohe/2002/Papers/fulkerth.htm
- Glossary of Educational Reform. Retrieved from https://www.edglossary.org/learning-environment
- Manninen, J., Burman, A., Koivunen, A., Kuittinen, E., Luukannel, S., Passi, S., & Särkkä, H. (2007). Environments that support learning: an introduction to the learning environments approach. Finland: Finnish National Board of Education, 155 p.
- Millwood, R., Powell, S., & Tindal, I. (2008). Personalised learning and the ultraversity experience. Interactive Learning Environments, 16(1), 63–81. https://doi.org/10.1080/10494820701772710
- Ozerem, A., & Akkoyunlu, B. (2015). Learning environments designed according to learning styles and its effects on mathematics achievement. Eurasian Journal of Educational Research, 61, 61–80. https://doi.org/10.14689/ejer.2015.61.4
- Sabagh, N. (2021). Optimizing learning environments for diverse student populations. Educational Research and Reviews, 16(6), 352–366.
- Slavin, R. (2018). Educational psychology: Theory and practice. Pearson, 565 p.
- Snowman, J., & Biehler, R. (2014). Psychology applied to teaching. Cengage Learning, 688 p.
- Tynjälä, P. (2009). Towards expert knowledge? A comparison between a constructivist and traditional learning environment in the university. International Journal of Educational Research, 31, 357–442.
- Vinales, J. J. (2015). The learning environment and learning styles: A guide for mentors. British Journal of Nursing, 24(8), 454–457. https://doi.org/10.12968/bjon.2015.24.8.454
Дополнительные файлы



