Аутоагрессия как результат самоотчуждения
- Авторы: Кочеткова Т.Н.1
 - 
							Учреждения: 
							
- Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
 
 - Выпуск: Том 16, № 4 (2025)
 - Страницы: 371-390
 - Раздел: Психологические исследования
 - Статья опубликована: 30.09.2025
 - URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/349044
 - DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-4-785
 - EDN: https://elibrary.ru/UDSCDK
 - ID: 349044
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Повсеместная распространенность Интернета серьезно трансформировала жизнь современного человека, снабдив его на разные случаи жизни огромными массивами информации, носящей как объективный, так и фальсификационный характер. Сеть нивелирует разницу в географических местах проживания, сглаживает лингвистические барьеры, позволяет мгновенно получать сведения из самых отдаленных уголков мира, превратившись одновременно в источник информации необходимый для учебы и работы, средство общения, развлечения, дохода, включая просоциальные и делинквентные способы самореализации и самоутверждения. Частью новой «нормы» в эпоху глобализации стали практики аутоагрессивного поведения – пирсинг, татуирование, курение и пр.
Чем младше ребенок, тем активнее сеть формирует его мировосприятие, интересы, ценности. Культ индивидуального успеха, активно представленный в Интернете, порождает ощущение неуспешности, обуславливая желание снять напряженность через агрессивные высказывания в адрес других людей, кибербуллинг и пр., которые легче осуществить в виртуальном пространстве, используя анонимный режим или фейковый аккаунт.
Агрессивное поведение закладывается в семье. Родители, прибегающие к разным типам насилия, формируют у взрослеющих детей дисгармоничные представления о собственном «Я». В аутоагрессивном поведении акцент смещается с внешнего мира на внутренний, приводя при пролонгированном течении к социально-психологической дезадаптации.
Цель исследования заключается в анализе феномена аутоагрессии.
Материалы и методы. В работе использованы методы теоретического анализа литературы, индукция, дедукция, абстрагирование.
Результаты. Самоагрессия является следствием приспособления к условиям, превышающим адаптационные возможности человека, что провоцирует рост соматических и психических заболеваний, увеличивает риск формирования суицидального поведения. В основе аутоагрессии лежат биологические и социально-психологические причины. Негативное воздействие референтного окружения обуславливает объектное самовосприятие, личностную инфляцию, снижая ограничительную роль социальных норм и запретов. «Хроническая» самоагрессия программирует деструктивный жизненный сценарий.
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Николаевна Кочеткова
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: Tatnik2021@yandex.ru
				                					                																			                								
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций
Россия, ул. Московская, 149, г. Санкт-Петербург, 196105, Российская Федерация
Список литературы
- Алигаева, Н. Н. (2023). Патопсихологические аспекты аутоагрессивного поведения несовершеннолетних осужденных. В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 19–21). Москва.
 - Бадалов, А. А., & Байышева, Э. Б. (2023). К вопросу о дисфункции ассоциативных областей головного мозга как предикторов формирования аутоагрессивного поведения (на модели комбинированной формы психопатологического диатеза). В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 36–39). Москва.
 - Баева, Л. В. (2024). Скулшутинг как глобальный феномен: «американская эпидемия» в России. Век глобализации, 3, 142–154. https://doi.org/10.30884/vglob/2024.03.13. EDN: https://elibrary.ru/FFEBGD
 - Белашина, Т. В., & Кобзева, Д. А. (2020). Аутоагрессия как предиктор виктимного поведения личности. Психология человека в образовании, 2(1), 26–32. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-26-32. EDN: https://elibrary.ru/SXNDGK
 - Бойкина, Е. Э. (2019). Агрессия сквозь призму социального остракизма. Современная зарубежная психология, 8(3), 60–67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080307. EDN: https://elibrary.ru/OREJML
 - Бойкина, Е. Э., Чиркина, Р. В., Чумаченко, Д. В., Романова, Н. М., & Киселев, К. А. (2024). Шкала нарушенных потребностей. Остракизм (подростки, молодежь), ШНПОПМ [Электронный ресурс]. Психология и право, 14(1), 53–71. https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140104. EDN: https://elibrary.ru/HWMRDC
 - Боргуль, А. А. (2024). Скулшутинг: причины возникновения и способы профилактики. В Безопасность личности, общества и государства: теоретикоправовые аспекты: Сборник научных статей XVII международной научной конференции (с. 941–946). СанктПетербург: СанктПетербургский университет МВД РФ. EDN: https://elibrary.ru/ARHHHD
 - Борисова, С. Е. (2024). Феномен скулшутинга и его толкование в контексте юридикопсихологического знания и ассоциативных смыслов будущих следователей. Психология и право, 14(2), 172–184. https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140213. EDN: https://elibrary.ru/JXGZKI
 - Войскунский, А. Е. (2004). Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. Психологический журнал, 25(1), 90–100. EDN: https://elibrary.ru/NKNCUY
 - Волкова, Е. Н., Волкова, И. В., & Исаева, О. М. (2016). Оценка распространённости насилия над детьми. Социальная психология и общество, 7(2), 19–34. https://doi.org/10.17759/sps.2016070202. EDN: https://elibrary.ru/WAPUOX
 - Волкова, Е. Н., & Исаева, О. М. (2015). Ребёнок и насилие: диагностика, предотвращение и профилактика (290 с.). Нижний Новгород. ISBN: 978-5-00036-121-4. EDN: https://elibrary.ru/XNOPOE
 - Вяткина, Н. В., Щукина, Р. И., Федотова, П., & Гаджиева, М. Т. (2023). Скулшутинг в России: взгляд на проблему исследователей и обывателей. Вестник ПНИПУ. Социальноэкономические науки, 1, 120–130. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2023.1.9. EDN: https://elibrary.ru/VQXKLI
 - Гараганов, А. В. (2022). Социальнопсихологические причины школьного шутинга. Гуманизация образования, 1, 145–156. https://doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10223. EDN: https://elibrary.ru/PYMLPI
 - Глазырина, Л. Г. (2021). Аутоагрессия как предиктор интернетзависимости у подростков: теоретические аспекты. Проблемы современного педагогического образования, 714, 348–351. EDN: https://elibrary.ru/BMLPCC
 - Головина, А. Г., & Самарина, О. Е. (2023). О некоторых особенностях несуицидального аутоагрессивного поведения при аффективных расстройствах и расстройствах личности в период адолесценции. В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 66–68). Москва.
 - Голубева, Н. И. (2023). Диссоциативные расстройства идентичности у детей с шизотипическими расстройствами личности. В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 69–72). Москва.
 - Гребенщикова, А. В. (2023). Психологопедагогическая профилактика и коррекция самоповреждающего поведения у детей и подростков. В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 73–76). Москва.
 - Густов, Г. В., Зинчук, М. С., Попова, С. Б., Святская, Е. А., & Акжигитов, Р. Г. (2023). Влияние типа детского стресса на формирование дисфункциональных личностных черт. В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 77–82). Москва.
 - Давыдов, Д. Г., & Хломов, К. Д. (2018). Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика. Национальный психологический журнал, 4(32), 62–76. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0406. EDN: https://elibrary.ru/VUSFIW
 - Данченко, С. А., Гуремина, Н. В., & Назаров, М. С. (2023). Психологические особенности личности потенциального скулшутера. Russian Journal of Education and Psychology, 14(1–2), 200–212. URL: https://rjep.ru/archive/2023/rjep14_1_2_2023.pdf. EDN: https://elibrary.ru/WTDKZB
 - Джафарова, Э. С., & Фаустова, А. Г. (2023). Взаимосвязь особенностей привязанности и самоповреждающего поведения у подростков из полных и неполных семей. В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 83–85). Москва.
 - Ипатов, А. В. (2017). Психологические детерминанты аутодеструктивного поведения подростков и механизмы его коррекции [Автореф. дис. … дра психол. наук] (52 с.). СанктПетербург. EDN: https://elibrary.ru/ZQDMNZ
 - Меринов, А. В., Шишкова, И. М., Завалова, Е. Р., Васильева, Д. М., & Провоторова, А. О. (2023). Аутоагрессивный профиль в подростковом и раннем юношеском возрасте молодых женщин, в настоящий момент имеющих актуальные суицидальные идеи. Суицидология, 14(4), 57–70. https://doi.org/10.32878/suiciderus.23-14-04(53)-57-70. EDN: https://elibrary.ru/EPVJIU
 - Новоселова, М. Л., & Дворянчиков, Н. В. (2014). Факторы ранней травматизации в развитии аномалий сексуального характера у мужчин [Электронный ресурс]. Психология и право. Psyandlaw.ru, 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2014_n2/69874 (дата обращения: 01.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/SIVETJ
 - Нуцкова, Е. В. (2016). Феноменология психологических последствий сексуального злоупотребления у детей и подростков в зависимости от действия различных факторов [Электронный ресурс]. Психология и право, 6(1), 73–90. https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060107. EDN: https://elibrary.ru/VPGFFR
 - Пискарева, Т. К., & Ениколопов, С. Н. (2019). Нарушения половой идентичности и проблемы психического здоровья. Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 3, 28–35. https://doi.org/10.31363/2313-7053-2019-3-28-35. EDN: https://elibrary.ru/HFEVKK
 - Польская, Н. А. (2013). Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте. Психологическая наука и образование, 1, 39–49. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2013_n1/58596. EDN: https://elibrary.ru/PZNNNF
 - Попов, Ю. В., & Бруг, А. В. (2005). Аддиктивное суициальное поведение подростков. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1, 24–26. EDN: https://elibrary.ru/QJKDDV
 - Розанов, В. А. (2022). Агрессия и аутоагрессия (суицид) — анализ с позиций нейробиологии. Суицидология, 13(3), 3–38. https://doi.org/10.32878/suiciderus.22-13-03(48)-3-38. EDN: https://elibrary.ru/RKTXZR
 - Руженков, В. А., & Руженкова, В. В. (2014). Некоторые аспекты терминологии и классификации аутоагрессивного поведения. Суицидология, 5(1), 41–51. EDN: https://elibrary.ru/SBPVLX
 - Соколова, М. В. (2022). Социальнопсихологические детерминанты выбора аутоагрессивными подростками социальных сетей [Автореф. дис. … канд. психол. наук] (25 с.). Москва. EDN: https://elibrary.ru/FGLXVT
 - Суходольская, Ю. В. (2020). Скулшутинг как самостоятельный криминологический феномен. Вестник университета прокуратуры Российской Федерации, 3(77), 117–120. EDN: https://elibrary.ru/CPENAT
 - Тухтаева, Д. А., & Луковцева, З. В. (2024). Психологические особенности взрослых, переживших сексуальное насилие в детском или подростковоюношеском возрасте [Электронный ресурс]. Психология и право, 14(1), 33–52. https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140103. EDN: https://elibrary.ru/BCIDHF
 - Утемисова, Г. У., & Васягина, Н. Н. (2020). Актуальность исследования проблемы буллинга: современное состояние проблемы. Педагогическое образование в России, 4, 27–34. https://doi.org/10.26170/po20-04-03. EDN: https://elibrary.ru/XXOZAT
 - Финашина, М. Е., & Павлова, О. С. (2024). Яконцепция старших подростков, склонных к аутоагрессивному поведению. Вестник практической психологии образования, 21(1), 97–110. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210108. EDN: https://elibrary.ru/CMDOOU
 - Фурманов, И. А. (2020). Аттитюды студентов в отношении насилия. Интеграция образования, 24(4), 622–640. https://doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.622-640. EDN: https://elibrary.ru/OHLRGS
 - AlHawari, H., & ElBanna, A. (2017). A medicolegal study of domestic violence in south region of Jordan. Egyptian Journal of Forensic Sciences, 7(5). https://doi.org/10.1186/s41935-017-0006x
 - Miralles, P., Godoy, C., & Hidalgo, M. D. (2023). Long term emotional consequences of parental alienation exposure in children of divorced parents: A systematic review. Curr Psychol, 42, 12055–12069. https://doi.org/10.1007/s12144-021-02537-2. EDN: https://elibrary.ru/VHWCIF
 - Piñuela, R., Montañez, D., Piñeiro, Y., Vecina, M. L., & Yela, C. (2023). Exploring Alienation, SelfDehumanization, and Aggression in Adolescents: Institutionalized vs Noninstitutionalized. International Journal of Psychology and Neuroscience, 9(2), 90–108. https://doi.org/10.56769/ijpn09209. EDN: https://elibrary.ru/ELJFZW
 
Дополнительные файлы
				
			
						
					
						
						
						
									


