Взаимосвязь самоактуализации и жизнестойкости у студентов-психологов
- Авторы: Фархутдинова Ю.Н.1
 - 
							Учреждения: 
							
- Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
 
 - Выпуск: Том 16, № 4 (2025)
 - Страницы: 493-514
 - Раздел: Психологические исследования
 - Статья опубликована: 30.09.2025
 - URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/349050
 - DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-4-904
 - EDN: https://elibrary.ru/NCEUSJ
 - ID: 349050
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Студенческие годы – ключевой период для развития способности преодолевать трудности и эффективно реализовать заложенный потенциал. Сущность процесса самоактуализации в образовательном процессе заключается в передаче от преподавателя студентам способов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать. Сформированная в этот период жизнестойкость помогает студентам поддерживать хорошее физическое и психическое здоровье, легче адаптироваться к сложным обстоятельствам, успешно реализовывать свой потенциал и чувствовать себя полноценными личностями. Исследования по взаимосвязи самоактуализации и жизнестойкости являются важными для общества, поскольку показывают социальные, культурные изменения, происходящие в студенческой социальной группе.
Цель. На основе теоретического и эмпирического анализа исследовать взаимосвязь показателей самоактуализации и жизнестойкости личности студентов-психологов в процессе обучения в вузе.
Материалы и методы. Для решения исследовательских задач был применен комплекс общенаучных методов: теоретические методы с анализом психолого-педагогической литературы, эмпирические методы диагностики самоактуализации и жизнестойкости. Для выявления различий между группами студентов использовался параметрический t-критерий Стьюдента; для изучения взаимосвязи показателей самоактуализации и жизнестойкости проведен корреляционный анализ с помощью параметрического коэффициента Пирсона.
Результаты. Получены эмпирические данные о различиях в показателях самоактуализации и жизнестойкости студентов первого и четвертого курсов. Не выявлено статистически значимых различий во взаимосвязи показателей самоактуализации и жизнестойкости между первым и четвертым курсами Выявлены корреляционные различия во взаимосвязи между показателями самоактуализации и жизнестойкости личности у студентов первого и четвертого курсов.
Ключевые слова
Об авторах
Юлия Низамутдиновна Фархутдинова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: julia82.06@mail.ru
				                	ORCID iD: 0000-0002-2483-4355
				                	SPIN-код: 4028-7263
														ResearcherId: KHE-0801-2024
				                								
кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии
Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, 603005, Российская Федерация
Список литературы
- АбульхановаСлавская, К. А. (1991). Стратегия жизни. Москва: Мысль, 299 с. ISBN: 5244003801. EDN: https://elibrary.ru/SGBTRN
 - Александрова, Л. А. (2004). К концепции жизнестойкости в психологии. В Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов (Вып. 2, сс. 82–90) / Под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Ясницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат. EDN: https://elibrary.ru/UXWVJY
 - Ананьев, Б. Г. (2001). Человек как предмет познания. СанктПетербург: Питер, 288 с.
 - Бодалев, А. А. (1998). Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. Москва: Флинта: Наука, 165 с. ISBN: 589349105X. EDN: https://elibrary.ru/YZFHHE
 - Братусь, Б. С. (1998). Аномалии личности. Москва: Мысль, 304 с.
 - Вахромов, Е. Е. (2002). Вершины жизни и пути их достижения: Самоактуализация, акме и жизненный путь человека. Прикладная психология и психоанализ, (2), 5–18.
 - Галажинский, Э. В. (2002). Системная детерминация самореализации личности: автореф. дис. дра психол. наук: 19.00.01. Томск, 45 с. EDN: https://elibrary.ru/TFKGVD
 - Знаков, В. В. (2012). Интегративный феномен экзистенциального опыта как проблема психологии человеческого бытия. В Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов (сс. 13–14) / Под науч. ред. проф. М. М. Кашапова, доц. Ю. В. Пошехоновой. Ярославль: ЯрГУ.
 - Леонтьев, А. Н. (2005). Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие (2е изд.). Москва: Смысл, 352 с.
 - Леонтьев, Д. А. (2000). Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. Психологический журнал, 21(1), 15–25.
 - Леонтьев, Д. А. (2011). Личностный потенциал: структура и диагностика. В Личностный потенциал: структура и диагностика (сс. 107–130) / Под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл.
 - Леонтьев, Д. А., & Рассказова, Е. И. (2006). Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 63 с.
 - Липодаева, М. А. (2023). К анализу проблемы субъективного благополучия в современной психологии. Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», 2(152), 56–59. EDN: https://elibrary.ru/RDWTWR
 - Маслоу, А. (1982). Самоактуализация. В Психология личности. Тексты (сс. 108–117) / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. Москва: Издво МГУ.
 - Мадди, С. Р. (2005). Смыслообразование в процессе принятия решений. Психологический журнал, 26(6), 87–102. EDN: https://elibrary.ru/HSIHTF
 - Роджерс, К. (1990). Несколько важных открытий. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, (2), 58–65.
 - Ряжкин, А. О. (2024). Особенности контроля поведения у студентов с различной успешностью обучения в вузе. Вестник Мининского университета, 12(1)(46). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-1-7. EDN: https://elibrary.ru/WHNYWD
 - Фархутдинова, Ю. Н., Вдовина, О. А., & Гордеева, А. С. (2024). Анализ взаимосвязи особенностей субъективного благополучия и копингстратегий. Нижегородский психологический альманах, (1), 98–106. EDN: https://elibrary.ru/BRVFPQ
 - Фархутдинова, Ю. Н., & Вдовина, О. А. (2024). Субъективное благополучие как фактор самореализации личности студентов. Проблемы современного педагогического образования, (854), 499–502. EDN: https://elibrary.ru/WPKUEZ
 - Шостром, Э. (1992). АнтиКарнеги, или человекманипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 133 с.
 - Goldstein, K. (1940). Human nature in the light of psychopathology. Cambridge: Harvard University Press, 277 p.
 - Goldstein, K. (1939). The organism. New York: American Book Company, 533 p.
 - Goldstein, K., Scheerer, M., & Rothmann, E. (1945). The case of the «idiot savant»: An experimental study of personality organization. Psychological Monographs (Vol. 58, No. 4, pp. 1–63) / Edited by John F. Dashell.
 - Maddi, S. R., & Khoshaba, D. M. (1994). Hardiness and Mental Health. Journal of Personality Assessment, 63(2), 265–274.
 - Williams, P. G., Wiebe, D. J., & Smith, T. W. (1992). Coping processes as mediators of the relationship between Hardiness and health. Journal of Behavioral Medicine, 15(3), 237–255. https://doi.org/10.1007/bf00845354. EDN: https://elibrary.ru/VZFUNU
 
Дополнительные файлы
				
			
						
					
						
						
						
									


