Снижение коррозионной активности противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов перед полетом
- Авторы: Фадеев И.В.1, Шемякин А.В.2, Успенский И.А.2, Чаткин М.Н.3, Юхин И.А.2
-
Учреждения:
- Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева
- Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
- Выпуск: Том 35, № 3 (2025)
- Страницы: 554-572
- Раздел: Трение и износ в машинах
- Статья получена: 17.12.2024
- Статья одобрена: 24.02.2025
- Статья опубликована: 29.09.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4123/article/view/273462
- DOI: https://doi.org/10.15507/2658-4123.035.202503.554-572
- EDN: https://elibrary.ru/dpqfho
- ID: 273462
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Противообледенительные жидкости для обработки воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов перед полетом содержат гликоли, поверхностно-активные вещества, загустители и ингибиторы коррозии, которые обеспечивают их функциональные свойства, но негативно воздействуют на элементы конструкции воздушных судов, снижая коррозионную стойкость и механические характеристики, и окружающую среду. Следовательно, токсичные ингибиторы в составе противообледенительной жидкости необходимо заменить на нетоксичные, на чем основана актуальность настоящего исследования.
Цель исследования. Обоснование возможности применения монобората калия как ингибитора коррозии и снижения токсичности противообледенительной жидкости.
Материалы и методы. Образцы из сплава В95пч в течение 30 суток выдерживали в 50%-м растворе противообледенительной жидкости Maxflight 04 без и с моноборатом калия концентрацией от 0 до 6,0 г/л, затем извлекали, очищали от продуктов коррозии, взвешивали. Ингибиторные свойства оценивали по потерям массы образцов, рассчитывали скорость коррозии, ингибиторный эффект, степень защиты. Для изучения эффективности действия монобората калия на коррозионно-усталостную прочность сплава снимали кривые циклической прочности образцов.
Результаты исследования. Лучшие ингибиторные свойства монобората калия в 50%-м растворе Maxflight 04 проявляются при концентрации 5 г/л, что подтверждает оптимальность такой концентрации. Коррозионно-усталостные испытания показали, что моноборат калия концентрацией 5 г/л в растворе Maxflight 04 увеличивает циклическую прочность сплава.
Обсуждение и заключение. Моноборат калия является эффективным ингибитором в составе противообледенительной жидкости. Он практически не оказывает вредного воздействия на организм человека и окружающую среду, относится к 4-му классу опасности. Практическая значимость работы заключается в том, что введение монобората калия в состав противообледенительной жидкости Maxflight 04 в концентрации 5 г/л обеспечивает повышение эксплуатационной надежности элементов конструкции воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов, особенно при длительной наработке и работе в условиях циклических нагрузок. Перспективы дальнейших исследований связаны с расширением спектра изучаемых борсодержащих соединений, а также с комплексным анализом их ингибирующих свойств в отношении алюминиевых, магниевых и титановых сплавов, применяемых в авиационной технике.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Наземная противообледенительная обработка внешних поверхностей воздушного судна (ВС) противообледенительной жидкостью (ПОЖ) регламентируется международными1 и российскими2 стандартами и необходима для обеспечения безопасности полетов. Основная функция ПОЖ заключается в удалении снежно-ледяных отложений (в нагретом до +60…+70 °C виде) и предотвращения их повторного образования (в холодном виде) [1]. Применяемые жидкости классифицируются на ньютоновские (I тип) и неньютоновские (II, III и IV типы), что обуславливает разную длительность их защитного эффекта. Жидкости I типа предназначены для применения в нагретом виде в основном для удаления снежно-ледяных отложений с поверхностей ВС и кратковременной защиты ВС. Для долговременной защиты используются жидкости II, III и IV типов. Из-за присутствия в их составе загустителя они имеют большую вязкость и образуют на поверхности пленку, принимающую на себя осадки и препятствующую их примерзанию к поверхности ВС [2].
Состав ПОЖ определяется их функциональным назначением и включает в себя гликоли (до 95 %) [3], антикоррозионные добавки [4; 5], поверхностно-активные вещества (ПАВ) [6; 7], загустители [2] и вспомогательные компоненты. Из-за наличия гликоля ПОЖ имеет температуру замерзания значительно ниже, чем у воды (до −60 °C) [3].
Однако гликоли и некоторые другие компоненты обладают высокой коррозионной активностью и токсичностью [3; 4; 7], что приводит к ускорению процессов коррозии и усталостного разрушения конструкционных материалов ВС. Это особенно критично для ВС с большой наработкой, у которых присутствие скрытых очагов коррозии и усталостных повреждений увеличивает риск аварийных ситуаций. Известны катастрофы, связанные с усталостным разрушением элементов конструкции ВС.
Вопрос обработки ПОЖ актуален и для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), дронов и малой авиации, которые находят все более широкое применение в различных отраслях, включая сельское хозяйство. Использование данных аппаратов является одним из наиболее перспективных направлений, так как они обеспечивают высокую эффективность в сборе и анализе данных. Для достижения максимальной продуктивности в сельском хозяйстве важно обладать своевременной и точной информацией о характере территории, включая площадь, рельеф и особенности почвы. Одним из наиболее эффективных методов получения таких данных является применение беспилотников. В ходе короткого полета они могут собирать детализированную информацию об исследуемом объекте, формировать ортофотопланы, выполнить аэрофото- и видеосъемку, проводить тепловизионную съемку, создавать трехмерные модели рельефа, осуществлять лазерное сканирование, а также выполнять обработку растений и плодовых деревьев с помощью опрыскивания. Эти возможности БПЛА позволяют оперативно контролировать сельскохозяйственные процессы на полях и принимать обоснованные решения для их оптимизации.
В сельском хозяйстве используют два вида БПЛА: самолетного типа, характеризующиеся высокими аэродинамическими показателями, удобные для облета больших территорий, и коптерные беспилотники или дроны для точечной съемки, обследования небольшого земельного участка, трехмерного моделирования, обработки полей опрыскиванием.
После нанесения ПОЖ на поверхностях БПЛА образуется противообледенительное тонкое покрытие с противоадгезионными и противокоррозионными свойствами, устойчивое к воздействию низких температур, которое уменьшает обледенение обработанных поверхностей, облегчает очистку от мокрого снега и льда.
При обработке самолета 75–80 % состава стекает на землю [8], часть сдувается ветром во время взлета ВС. Это негативно влияет на окружающую среду, что обусловливает необходимость повышения экологических свойств ПОЖ [3; 4; 6]. В первую очередь желательно заменить входящие в состав ПОЖ токсичные ингибиторы коррозии на нетоксичные, поэтому исследования по разработке эффективных и нетоксичных ингибиторов коррозии являются актуальными и востребованными. В качестве такого ингибитора коррозии впервые предлагается использовать моноборат калия (KBO2) (МБК), что составляет научную новизну исследования.
Цель исследования – доказать возможность применения МБК в качестве эффективного и экологически безвредного ингибитора коррозии в составе ПОЖ для снижения интенсивности коррозионных и коррозионно-усталостных процессов, протекающих в элементах конструкции ВС под воздействием ПОЖ.
Задачи: проанализировать информацию по теме исследования и выбрать пути реализации цели; исследовать влияние МБК на коррозионные характеристики ПОЖ; на основе полученных данных сформулировать выводы и разработать рекомендации по повышению экологичности и улучшению коррозионной характеристики ПОЖ.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Современные исследования в области разработки ПОЖ акцентируют внимание на двух ключевых проблемах: обеспечении высокой эффективности удаления и предотвращения образования наледи и снижении их токсичности и коррозионной активности. Согласно ГОСТ Р 54264-20103 и Международному авиационному стандарту4 ПОЖ должны одновременно обеспечивать безопасность полетов и соответствовать экологическим требованиям.
Наиболее распространенными компонентами ПОЖ являются гликоли, ПАВ, загустители и антикоррозионные добавки [2; 3; 6]. Однако в ряде работ отмечено, что гликоли обладают высокой коррозионной активностью, а их продукты разложения оказывают токсическое воздействие на окружающую среду [3; 8]. Аналогичные результаты приводят зарубежные авторы: исследования в США и Европе показали значительное накопление пропилен- и этиленгликоля в почвах и водоемах вблизи аэропортов, что приводит к деградации экосистем [9–11].
Коррозионная активность ПОЖ остается одной из наиболее актуальных проблем их применения. Российские ученые подчеркивают необходимость замены традиционных ингибиторов (например, на основе нитритов и аминосоединений), которые снижают прочностные характеристики алюминиевых сплавов и ускоряют усталостное разрушение [4; 5; 12]. Зарубежные публикации также подтверждают, что использование традиционных органических ингибиторов приводит к снижению долговечности алюминиевых и магниевых сплавов, широко применяемых в авиации [13; 14].
Одним из направлений снижения агрессивности ПОЖ является применение новых классов ингибиторов коррозии. В Российской Федерации активно изучаются соединения калия и бора, в том числе амидоборатные комплексы и соли щелочных металлов [15–17]. Эти работы показали, что борсодержащие соединения способны замедлять электрохимические процессы коррозии и одновременно снижать токсичность рабочих растворов. В международной практике также рассматриваются перспективы использования неорганических ингибиторов на основе бора и фосфатов, обладающих низкой экологической опасностью [18; 19]. При этом зарубежные исследования отмечают необходимость оптимизации концентраций – при превышении определенных доз некоторые соединения утрачивают ингибирующую способность или изменяют реологические свойства жидкостей. Схожий эффект выявлен и в настоящем исследовании для МБК, оптимальная концентрация которого составляет 5 г/л.
Существенная часть исследований посвящена влиянию ПАВ и загустителей на эксплуатационные свойства ПОЖ. Российские исследования [6; 7; 20] показали, что правильный подбор этих компонентов определяет вязкость, смачиваемость и адгезионные характеристики покрытий. Аналогичные выводы приводятся в зарубежных публикациях: модифицированные полимерные загустители и биоразлагаемые ПАВ способны одновременно повышать продолжительность защитного эффекта и снижать токсичность жидкости [21–23].
С экологической точки зрения актуальна проблема утилизации ПОЖ. При наземной обработке ВС до 80 % жидкости попадает на грунт, загрязняя его [8; 24]. Аналогичные выводы приводятся в работах европейских ученых, подтверждающих, что главным источником техногенной нагрузки аэропортов в зимний период являются именно стоки ПОЖ [25; 26]. Это определяет необходимость разработки составов на основе биоразлагаемых ингибиторов.
Таким образом, анализ литературы показывает следующее:
– проблема токсичности и коррозионной активности ПОЖ признана как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях;
– классические ингибиторы (нитриты, аминокомпоненты) постепенно заменяются экологически безопасными соединениями на основе бора, фосфатов и калия;
– остается открытым вопрос поиска оптимальных концентраций и сочетаний компонентов, обеспечивающих одновременно высокие противообледенительные, антикоррозионные и экологические свойства;
– недостаточно исследовано влияние новых ингибиторов на усталостную прочность алюминиевых авиационных сплавов, что и составляет основной вклад рассматриваемой работы.
Именно на решение этих вопросов и проверку эффективности МБК как ингибитора коррозии в составе ПОЖ и его влияния на коррозионно-усталостные характеристики авиационных сплавов направлено настоящее исследование.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Материалы исследования
В российских аэропортах и в аэропортах Московского авиационного узла в основном используются ПОЖ OctafloEG, отнесенная к типу I, и Maxflight 04 на основе пропиленгликоля, деионизированной воды, загустителя и функциональных химических компонентов, отнесенная к типу IV [8].
ПОЖ Maxflight 04 соответствует требованиям международных и российских стандартов, сертифицирована в системе ГОСТ Р, допущена Росавиацией к применению на самолетах. Выпускается по техническим условиям ТУ 2422-002-70090832-2007 с изм. № 1 и 2 и поставляется в авиапредприятия Российской Федерации и Государств Евразийского Союза5 с 2006 г. Из ГОСТ 12.1.007.766 и источника7 известно, что по степени воздействия на организм человека Maxflight 04 относится к 4-му классу опасности.
Выбор МБК в качестве ингибитора коррозии был основан на предварительном патентном исследовании ингибиторов, содержащих калий. Проведенный анализ показал, что соединения калия обладают антикоррозионными свойствами, что делает их перспективными для применения в качестве ингибиторов коррозии. Дополнительный обзор литературных источников [13–15] подтвердил, что отдельные борсодержащие соединения проявляют смачивающие и ингибирующие свойства в водных средах, а также являются экологически безопасными добавками (относятся к 4-му классу опасности) и могут быть использованы для снижения коррозионной активности растворов технических жидкостей. На основе изложенного в работе в качестве ингибитора коррозии исследован МБК, имеющий следующую структурную схему [12]:
Моноборат калия (порошок, молекулярная масса 81,9 г/моль)
Potassium monoborate (powder, molecular weight 81.9 g/mol)
Методы исследования ингибиторных свойств монобората калия
Эксперименты проводились с образцами 100×30×2 мм из алюминиевого сплава В95пч, широко используемого в авиастроении [8], ПОЖ Maxflight 04 и МБК.
В каждом опыте было по три образца, что соответствует количеству параллельных опытов. Образцы были изготовлены из листового материала сплава В95пч одной партии с использованием гильотинных механических ножниц, что обеспечивало их идентичность по химическому составу, структуре и механическим характеристикам. Для подготовки поверхности осуществлялось удаление заусенцев, первичных продуктов коррозии и окалины механическим способом. Далее проводилась маркировка, после чего образцы измеряли штангенциркулем с нониусной шкалой, имеющей цену деления 0,1 мм. Массу образцов определяли с помощью аналитических весов ВЛА-200 г-М, обеспечивающих точность измерений до 0,0001 г, а полученные данные фиксировались в специальной таблице.
Перед проведением дальнейших исследований образцы подвергались обезжириванию этиловым спиртом, после чего высушивались и хранились в эксикаторах с силикагелем для предотвращения воздействия влаги. Испытания проводились в растворах ПОЖ Maxflight 04 без и с добавлением МБК (концентрациями 1,0–6,0 г/л). Вертикально подвешенные образцы выдерживались в растворах при комнатной температуре (20–22 °C) в течение 30 сут. Объем растворов был не менее 10–15 см3 на 1 см2 образца.
Концентрация ПОЖ Maxflight 04 в ее водном растворе составляла 50 %. Оценка ингибиторной эффективности проводилась на основе анализа уменьшения массы образцов, которые подвергались воздействию исследуемых растворов в течение 30 сут. Контролем служил 50%-й водный раствор ПОЖ Maxflight 04. Опыты проводились в трехкратной повторности. По полученным данным рассчитывали скорость коррозии (K), ингибиторный эффект (γ) и степень защиты (Z).
Скорость коррозионного повреждения K определяли путем измерения изменения массы образцов, отнесенного к единице площади поверхности за фиксированный интервал времени согласно формуле (1). Результаты выражали в г/м2 · год [24]:
где М1 и М2 – масса образца до и после испытаний, г; S – площадь поверхности образца, см2; T – время экспозиции образца в растворе электролита, ч; 10 000 – коэффициент пересчета единиц измерения площади (из м2 в см2); 8 760 – общее количество часов в году.
Площадь образцов определяли по формуле:
где а, b, с – размеры образцов, см; π – математическая постоянная (3,14); d – диаметр отверстия для подвешивания образца, см.
После подстановки выражения (2) в (1) получили:
Результаты измерений, взвешиваний и расчетов заносили в таблицу.
Для оценки эффективности ингибитора применяли коэффициент ингибирования, вычисляемый по следующей формуле:
где K0 – скорость коррозии без добавления ингибитора, г/м2·год; K – скорость коррозии в его присутствии, г/м2 · год.
Степень защитного действия ингибитора, отражающую эффективность подавления коррозионного разрушения, определяли в процентах согласно соответствующей расчетной зависимости:
Методы исследования влияния монобората калия на коррозионно-усталостную прочность сплава В95пч
Элементы конструкции ВС работают в условиях коррозионного разрушения и воздействия на них циклических напряжений [4]. Для оценки влияния МБК на коррозионно-усталостную прочность сплава В95пч использовалась методика, представленная в [12]. Испытания проводились на образцах в условиях воздействия циклических нагрузок и коррозионной среды, что имитировало эксплуатационные условия конструктивных элементов воздушных судов.
Для количественной характеристики влияния коррозии на металлы при циклических нагрузках применяют коэффициент запаса циклической прочности на заданной базе испытаний , а также показатель циклической долговечности материала, определяемый числом циклов до разрушения (N).
Для оценки влияния ингибиторов на коррозионно-усталостную прочность металлов необходимо построить кривые долговременной циклической прочности. При проведении испытаний использовали специализированную установку, аналогичную описанной в работе [7]. Образцы из сплава В95пч фиксировали в установке с использованием специальных крепежных элементов, помещая их в сосуд из органического стекла, заполненный испытуемым раствором. Для формирования циклических напряжений в образцах использовали метод симметричного изгиба с частотой 500 циклов в минуту.
Внутренние напряжения определяли по выражению:
где Е – модуль упругости испытуемого материала; h – толщина образца, мм; f – амплитуда изгиба, мм; l – рабочая длина образца, мм.
Рассчитывали отражающее напряжения, при которых образцы разрушались в коррозионной среде.
Сравнивая эти показатели, а также число циклов до разрушения (N) в растворах с ингибитором и без него, оценивали его эффективность.
Для анализа влияния коррозии и коррозионно-механических факторов на снижение циклической прочности металла при определенном числе циклов N использовали следующее выражение [12]:
Материалы и методики для проведения экспериментов обеспечили получение объективных результатов для реализации цели исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование ингибиторных свойств монобората калия
Экспериментальные результаты, отражающие скорость коррозионного разрушения, ингибиторную эффективность и уровень защиты сплава В95пч от коррозии в течение 30 сут, представлены в таблице и на рисунках 1–3.
Увеличение присутствия МБК до 5 г/л в 50%-м растворе ПОЖ Maxflight 04 вызывает замедление скорости коррозии материала В95пч. В частности, за 30 сут она уменьшается от 10,49 · 10–3 до 5,35 · 10–3 г/м2 · год (рис. 1), повышает ингибиторный эффект (γ) до 1,96 (рис. 2), степень защиты (Ζ) от коррозии до 49 % (рис. 3). При повышении его концентрации от 5 до 6 г/л ухудшаются все три характеристики, то есть наблюдается обратный эффект.
Таблица. Результаты исследования ингибиторных свойств монобората калия в растворе противообледенительной жидкости Maxflight 04
Table. The results of studying the inhibitory properties of potassium monoborate in the deicing liquid solution “Maxflight 04”
№№ образцов / №№ of samples | Коррозионная среда / Corrosive environment | Концентрация монобората калия в растворе, г/л / Potassium monoborate concentration in solution, g/l | Масса образца, г / Sample weight, g | Потеря массы, ∆M = M1 – M2, г / Weight loss, ∆M = M1 – M2, g | Площадь образца, S, см2/ Samplearea, S, сm2 | Скорость коррозии по образцам, , г/м2 · год / Corrosion rate according to samples g/m2 · year | Скорость коррозии средняя по образцам, г/м2 · год / Average corrosion rate for samples g/m2 · year | Ингибиторный эффект, γ / Inhibitory effect, γ | Степень защиты, Z, % / Degree of protection, Z, % | |
до опыта, M1 / prior to experi ment, M1 | после опыта, M2 / after experi ment, M2 | |||||||||
1 | 50%-й раствор противообледенительной жидкости Maxflight 04 (контроль) / 50% solution of deicing liquid Maxflight 04 (control) | 0 | 16,8057 | 10,8953 | 5,9104 | 61,6 | 11,67 | 10,49 | 1,0 | 0 |
2 | 16,4775 | 11,7565 | 4,7210 | 58,3 | 9,85 | |||||
3 | 16,4787 | 11,5906 | 4,8881 | 59,8 | 9,95 | |||||
4 | 50%-й раствор противообледенительной жидкости Maxflight 04 + + моноборат калия / 50% solution of deicing liquid Maxflight 04 + + potassium monoborate | 1 | 15,9817 | 10,9180 | 5,0637 | 61,0 | 10,11 | 10,09 | 1,04 | 3,8 |
5 | 15,9538 | 11,0800 | 4,8737 | 59,4 | 9,98 | |||||
6 | 16,1164 | 11,0732 | 5,0431 | 60,3 | 10,18 | |||||
7 | 2 | 16,5474 | 12,0732 | 4,4742 | 56,8 | 9,58 | 8,79 | 1,19 | 16,2 | |
8 | 16,0905 | 12,4463 | 4,3273 | 58,7 | 8,97 | |||||
9 | 15,9010 | 12,2631 | 3,7606 | 58,4 | 7,83 | |||||
10 | 3 | 16,8403 | 13,6958 | 3,1444 | 61,3 | 6,25 | 6,30 | 1,66 | 39,9 | |
11 | 16,7301 | 13,4745 | 3,2555 | 62,4 | 6,35 | |||||
12 | 16,7590 | 13,5220 | 3,2370 | 62,5 | 6,30 | |||||
13 | 4 | 16,4910 | 13,8720 | 2,6190 | 59,8 | 5,34 | 5,49 | 1,91 | 47,7 | |
14 | 16,7010 | 14,0652 | 2,6358 | 56,9 | 5,67 | |||||
15 | 16,4050 | 13,7396 | 2,6654 | 59,4 | 5,47 | |||||
16 | 5 | 16,3660 | 13,7511 | 2,6149 | 60,1 | 5,29 | 5,35 | 1,96 | 49,0 | |
17 | 16,5130 | 13,8780 | 2,6350 | 59,9 | 5,35 | |||||
18 | 16,0120 | 13,3481 | 2,6639 | 60,0 | 5,40 | |||||
19 | 6 | 17,0560 | 14,2615 | 2,7945 | 61,1 | 5,56 | 5,44 | 1,93 | 48,1 | |
20 | 16,6550 | 13,7941 | 2,6609 | 60,5 | 5,35 | |||||
21 | 17,5210 | 14,8152 | 2,7058 | 60,9 | 5,41 |
Рис. 1. Зависимость скорости коррозии сплава В95пч в 50%-м растворе противообледенительной жидкости Maxflight 04 от концентрации монобората калия за 30 сут:

Fig. 1. Corrosion rate dependence of V95pch alloy in 50% “Maxflight 04” deicing liquids solution on potassium monoborate concentration for 30 days:
– trend line (polynomial); R² – confidence factor
Источник: здесь и далее рисунки составлены авторами статьи.
Source: hereinafter in this article the diagrams are compeled by the authors of the article.
Рис. 2. Влияние концентрации монобората калия на ингибиторный эффект в 50%-м растворе противообледенительной жидкости Maxflight 04 за 30 сут:
– линия тренда (полиномиальная); R² – коэффициент достоверности
Fig. 2. Effect of potassium monoborate concentration on the inhibitory effect in 50% “Maxflight 04” liquid solution for 30 days:
– trend line (polynomial) R² – confidence factor
Рис. 3. Зависимость степени защиты сплава В95пч от коррозии в 50%-м растворе противообледенительной жидкости Maxflight 04 от концентрации монобората калия за 30 сут:
– линия тренда (полиномиальная); R² – коэффициент достоверности
Fig. 3. Dependence of the protection degree of the V95pch alloy from corrosion in a 50% solution of “Maxflight 04” deicing liquid on the concentration of potassium monoborate for 30 days:
– trend line (polynomial); R² – confidence factor
Полученные результаты согласуются с данными ранее проведенных исследований других авторов [12; 15; 17], что подтверждает их достоверность и практическую значимость.
Исследование влияния монобората калия на коррозионно-усталостную прочность сплава В95пч
Графические данные, полученные в ходе исследований усталостной и коррозионно-усталостной прочности сплава В95пч в 50%-м растворе ПОЖ Maxflight 04 как без добавления МБК, так и с его присутствием, представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Графическое представление зависимости усталостной и коррозионно-усталостной прочности сплава В95пч:
1 – в атмосферных условиях; 2 – в 50%-м растворе противообледенительной жидкости Maxflight 04; 3 – в 50%-м растворе противообледенительной жидкости Maxflight 04 с добавлением 5 г/л монобората калия; 4 – в атмосферных условиях после предварительного воздействия 50%-го раствора противообледенительной жидкости Maxflight 04; 5 – в атмосферных условиях после предварительного воздействия 50%-го раствора противообледенительной жидкости Maxflight 04 с 5 г/л монобората калия; σ – внутреннее напряжение металла, МПа; N – количество циклов до разрушения
Fig. 4. Graphical representation of the dependence of fatigueand corrosion-fatigue strength of the V95pch alloy:
1 – under atmospheric conditions; 2 – in a 50% solution of the deicing liquid “Maxflight 04”; 3 – in a 50% solution of the deicing liquid “Maxflight 04” with the addition of 5 g/l potassium monoborate; 4 – under atmospheric conditions after preliminary treatment with a 50% solution of the deicing liquid “Maxflight 04”; 5 – under atmospheric conditions after preliminary treatment with a 50% solution of the deicing liquid “Maxflight 04” with 5 g/l potassium monoborate. σ – internal stress of the metal, MPa; N – a number of cycles before failure
Анализ кривых 1, 2 и 4 на рисунке 4 демонстрирует снижение циклической прочности металла под воздействием разрушительных факторов. Сравнительное изучение кривых 1 и 2 позволило установить, что совокупное снижение циклической прочности сплава В95пч в 50%-м растворе ПОЖ Maxflight 04 при числе циклов N = 2 · 106 составляет 45 МПа.
При этом применение исследуемого ингибитора позволяет уменьшить воздействие чисто коррозионных процессов на 33,3 % ( = 15 МПа) и снизить влияние коррозионно-механических повреждений на 66,6 % что подтверждается анализом кривых 3 и 2, а также 3 и 1. Сравнительное рассмотрение кривых 2 и 3, а также 4 и 5 свидетельствует о том, что добавление МБК в концентрации 5 г/л в 50%-й раствор ПОЖ Maxflight 04 способствует повышению циклической прочности сплава В95пч. Это обусловлено ослаблением влияния разрушающих факторов на снижение циклической прочности данного материала (что видно из кривых 1, 2 и 4).
Результаты коррозионно-усталостных испытаний подтверждают, что введение МБК способствует увеличению коэффициента запаса циклической прочности сплава В95пч в исследуемых средах.
ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о высокой эффективности МБК в качестве ингибитора коррозии в составе ПОЖ. Он способствует снижению скорости коррозионного и коррозионно-усталостного разрушения, протекающих в элементах конструкции ВС и БПЛА под воздействием ПОЖ. Результаты исследования имеют практическую значимость и вносят определенный вклад в экологическую безопасность. 5 г/л МБК в составе 50%-го раствора ПОЖ Maxflight 04 снижает скорость коррозии сплава В95пч за 30 сут от 10,49 · 10–3 до 5,35 · 10–3 г/м2·год, уменьшает разрушающий эффект чисто коррозионных поражений на 37,5 % и коррозионно-механических поражений на 62,5 % Присутствие МБК в растворе ПОЖ Maxflight 04 способствует уменьшению влияния разрушительных факторов, что приводит к повышению циклической прочности сплава В95пч. Для снижения токсичности и коррозионной агрессивности ПОЖ рекомендуется использовать в их составе МБК концентрацией 5 г/л.
Практическая значимость работы заключается в том, что введение МБК в состав ПОЖ типа Maxflight 04 в концентрации 5 г/л обеспечивает повышение эксплуатационной надежности элементов конструкции ВС и БПЛА, особенно при длительной наработке и работе в условиях циклических нагрузок.
Перспективы дальнейших исследований в данной области связаны с расширением спектра изучаемых борсодержащих соединений, а также с комплексным анализом их ингибирующих свойств в отношении алюминиевых, магниевых и титановых сплавов, применяемых в авиационной технике.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
- Вклад авторов: И. В. Фадеев – разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая выполнение экспериментов и сбор данных. А. В. Шемякин – контроль, лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования; формулирование замысла идеи исследования, целей и задач. И. А. Успенский – разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса, включая выполнение экспериментов и сбор данных. М. Н. Чаткин – осуществление научно-исследовательского процесса, включая выполнение экспериментов и сбор данных. И. А. Юхин – осуществление научно-исследовательского процесса, включая выполнение экспериментов и сбор данных.
1 ISO 11076:2020. Aircraft – Deicing/Anti-Icing Methods on the Ground [Электронный ресурс]. URL: https://www.iso.org/standard/74304.html (дата обращения: 21.10.2024).
2 ГОСТ Р 54264-2010. Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Методы и процедуры противообледенительной обработки самолетов. Общие требования [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200085982 (дата обращения: 21.10.2024).
3 ГОСТ Р 54264-2010. Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Методы и процедуры противообледенительной обработки самолетов. Общие требования.
4 ISO 11076:2020. Aircraft – Deicing/Anti-Icing Methods on the Ground.
5 ЭдвансНефтеХим. Max Flight 04 (тип IV) [Электронный ресурс] : сайт. URL: https://clck.ru/3P2YVi (дата обращения: 21.10.2024).
6 ГОСТ 12.1.007.76. Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/5200233 (дата обращения: 21.10.2024)
7 ЭдвансНефтеХим. Max Flight 04 (тип IV).
Об авторах
Иван Васильевич Фадеев
Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ivan-fadeev-2012@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5863-1812
ResearcherId: B-8856-2019
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технических дисциплин
Россия, 428003, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 38Александр Владимирович Шемякин
Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева
Email: avtodor-dec@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5019-258X
ResearcherId: ААС-8682-2022
доктор технических наук, профессор, профессор кафедры организации транспортных процессов и безопасности жизнедеятельности
Россия, 390044, г. Рязань, ул. Костычева, д. 1Иван Алексеевич Успенский
Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева
Email: ivan.uspensckij@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4343-0444
ResearcherId: B-7990-2019
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технической эксплуатации транспорта
Россия, 390044, г. Рязань, ул. Костычева, д. 1Михаил Николаевич Чаткин
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Email: chatkinm@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3758-7066
ResearcherId: O-7004-2018
доктор технических наук, профессор, профессор кафедры мобильных энергетических средств и сельскохозяйственных машин имени профессора А. И. Лещанкина
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Иван Александрович Юхин
Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева
Email: yuival@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-3822-0928
ResearcherId: Q-8188-2017
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автотракторной техники и теплоэнергетики
Россия, 390044, г. Рязань, ул. Костычева, д. 1Список литературы
- Плахотникова М.А., Серебреникова Ю.Г., Лысянников А.В., Кайзер Ю.Ф. Площадка для сбора противообледенительной жидкости в аэропорту «Емельяново». Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2015;(5–2):106–113. https://elibrary.ru/ulfazx
- Куряшов Д.А., Башкирцева Н.Ю., Овчинникова Ю.С., Мингазов Р.Р., Сладовская О.Ю., Рахматуллин Р.Р. Загустители в составах противообледенительных жидкостей. Вестник технологического университета. 2015;18(5):77–79. https://elibrary.ru/touavp
- Кашапова Н.Е., Башкирцева Н.Ю., Овчинникова Ю.С., Сладовская О.Ю., Мингазов Р.Р., Куряшов Д.А., и др. Воздействие гликолей в составе противообледенительных жидкостей на окружающую среду. Вестник технологического университета. 2015;18(5):209–212. https://elibrary.ru/toubjl
- Кашапова Н.Е., Башкирцева Н.Ю., Овчинникова Ю.С., Сладовская О.Ю., Мингазов Р.Р., Куряшов Д.А., и др. Влияние ингибиторов коррозии и ПАВ на токсикологические свойства противообледенительных жидкостей. Вестник технологического университета. 2015;18(5):221–223. https://elibrary.ru/toubkp
- Сладовская О.Ю., Башкирцева Н.Ю., Овчинникова Ю.С., Мингазов Р.Р., Куряшов Д.А., Рахматуллин Р.Р. Ингибиторы коррозии в составах противообледенительных жидкостей. Вестник технологического университета. 2015;18(5):84–86. https://elibrary.ru/touawt
- Румянцев М.С., Савинова М.В., Казанцев О.А., Квашенников А.И. Влияние поверхностно-активных веществ разного типа на реологические характеристики водно-гликолевых растворов полиакриловых загустителей. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Химия. 2016;8(4):11–17. https://doi.org/10.14529/chem160402
- Мингазов Р.Р., Башкирцева Н.Ю., Овчинникова Ю.С., Куряшов Д.А., Сладовская О.Ю., Рахматуллин Р.Р. Поверхностно-активные вещества в составах противообледенительных жидкостей. Вестник технологического университета. 2015;18(6):85–87. https://elibrary.ru/tsxadb
- Солтанов С.Х. Экологические последствия применения противообледенительных жидкостей «OctafloEG» и «Maxflight 04» при обработке воздушных судов гражданской авиации в осенне-зимний период. Международный научно-исследовательский журнал. 2016;(6–2):140–143. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.48.176
- Breedveld G.D., Roseth R., Sparrevik M., Hartnik T., Hem L.J. Persistence of the De-Icing Additive Benzotriazole at an Abandoned Airport. Water, Air, & Soil Pollution: Focus. 2003;3:91–101. https://doi.org/10.1023/A:1023961213839
- McNeill K.S., Cancilla D.A. Detection of Triazole Deicing Additives in Soil Samples from Airports with Low, Mid, and Large Volume Aircraft Deicing Activities. Bulletin of Environmental Contamination and Toxicology. 2008;82:265–269 https://doi.org/10.1007/s00128-003-0063-8
- Kiss A., Fries E. Occurrence of Benzotriazoles in the Rivers Main, Hengstbach, and Hegbach (Germany). Environmental Science and Pollution Research. 2009;16:702–710. https://doi.org/10.1007/s11356-009-0179-4
- Фадеев И.В., Новоселов А.М., Садетдинов Ш.В. Влияние амидоборатного комплекса на коррозию и коррозионную усталость стали Ст. 10. Приволжский научный журнал. 2014;(3):31–35. https://elibrary.ru/snzksz
- Cancilla D.A., Holtkamp A., Matassa L., Fang X. Isolation and Characterization of Microtox®-Active Components from Aircraft Deicing/Antiicing Fluids. Environmental Toxicology and Chemistry. 1997;16(3):430–434. https://doi.org/10.1002/etc.5620160306
- Castro S., Davis L.C., Erickson L.E. Plant-Enhanced Remediation of Glycol-Based Aircraft Deicing Fluids. Practice Periodical of Hazardous, Toxic, and Radioactive Waste Management. 2001;5(3):141–152. https://doi.org/10.1061/(ASCE)1090-025X(2001)5:3(141)
- Бышов Н.В., Полищук С.Д., Фадеев И.В., Садетдинов Ш.В. Ингибитор коррозии металлов для использования при ремонте автотракторной техники. Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса. 2019;(2):265–275. https://doi.org/10.32786/2071-9485-2019-02-32
- Бышов Н.В., Фадеев И.В., Александрова Г.А., Садетдинов Ш.В. Повышение противокоррозионных свойств растворов синтетических моющих средств для мобильной техники в АПК. Известия Международной академии аграрного образования. 2019;(45):20–24. https://elibrary.ru/lywytc
- Успенский И.А., Фадеев И.В., Пестряева Л.Ш., Садетдинов Ш.В., Казарин А.С. Новые ингибиторы коррозии для защиты сельскохозяйственной техники. Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса. 2020;(3):365–376. https://doi.org/10.32786/2071-9485-2020-03-39
- Corsi S. R., Harwell G. R., Geis S. W., Bergmann D. Impacts of Aircraft Deicer and Anti-Icer Runoff on Receiving Waters from Dallas/Fort Worth International Airport, Texas, USA. Environmental Toxicology and Chemistry. 2006;25(11):2890–2900. https://doi.org/10.1897/06-100R.1
- Giger W., Schaffner C., Kohler H.-P. Benzotriazole and Tolyltriazole as Aquatic Contaminants. Input and Occurrence in Rivers and Lakes. Environmental Science & Technology. 2006;40(23):17180965. https://doi.org/10.1021/es061565j
- Бышов Н.В., Успенский И.А., Алексеев В.В., Фадеев И.В. Изменение контактных углов смачивания при добавлении в моющие растворы поверхностно-активных веществ. Инженерные технологии и системы. 2019;29(2):295–305. https://doi.org/10.15507/2658-4123.029.201902.295-305
- Tetteh E., Loth E., Cummings J., Loebig J. Trends of Impact Ice Adhesion on Various Surfaces. AIAA Journal. 2021;59(5):1870–1874. https://doi.org/10.2514/1.J060034
- Corsi S.R., Geis S.W., Loyo-Rosales J.E., Rice C.P. Aquatic Toxicity of Nine Aircraft Deicer and Anti-Icer Formulations and Relative Toxicity of Additive Package Ingredients Alkylphenol Ethoxylates and 4,5-Methyl-1H-Henzotriazoles. Environmental Science & Technology. 2006;40(23):17180996. https://doi.org/10.1021/es0603608
- Corsi S.R., Geis S.W., Loyo-Rosales J.E., Rice C.P., Sheesley R.J., Failey G.G., et al. Characterization of Aircraft Deicer and Anti-Icer Components and Toxicity in Airport Snowbanks and Snowmelt Runoff. Environmental Science & Technology. 2006;40(10):16749681. https://doi.org/10.1021/es052028m
- Шемякин А.В., Фадеев И.В., Успенский И.А., Юхин И.А., Чаткин М.Н. Состав для противокоррозионной обработки деталей резьбовых соединений. Инженерные технологии и системы. 2023;33(2):256–269. https://doi.org/10.15507/2658-4123.033.202302.256-269
- Cancilla D.A., Baird J.C., Geis S.W., Corsi S.R. Studies of the Environmental Fate and Effect of Aircraft Deicing Fluids: Detection of 5-Methyl-1h-Benzotriazole in the Fathead Minnow (Pimephales Promelas). Environmental Toxicology and Chemistry. 2003;22:12503756. https://doi.org/10.1897/1551-5028(2003)022<0134:sotefa>2.0.co;2
- Castro S., Erickson L.E., Davis L.C. Natural, Cost-Effective, and Sustainable Alternatives for Treatment of Aircraft Deicing Fluid Waste. Environmental Progress. 2005;24(1):26–33. https://doi.org/10.1002/ep.10059
Дополнительные файлы
