Использование воспоминаний жителей Томской области в преподавании региональной истории в школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблемы преподавания региональной истории в школе активно обсуждаются педагогическим и научным сообществом. В статье рассматриваются возможности использования воспоминаний жителей Томской области в преподавании региональной истории. Представлена общая характеристика ситуации с учебно-методическим обеспечением преподавания региональной истории. Подчеркнуто, что полноценное изучение региональной истории невозможно без обращения к уровню области, выступающего в качестве связующего звена с локальной историей. Учитывая, что к настоящему времени отсутствуют учебно-методические материалы по истории Томской области, сделан акцент на воспоминаниях, которые можно включить в хрестоматию или сборник документов, являющихся обязательной частью учебно-методического комплекса. Рассматриваются сборники «Нарымская хроника», «Как мы жили: воспоминания и устные свидетельства томских крестьян», «Я вам, родные, излагаю быль», в которых опубликованы воспоминания жителей Томской области. Дается характеристика содержащихся в нем нарративов. Выявляются преимущества привлечения рассматриваемых сборников в образовательный процесс в школе. Обращение к сборникам поможет учителю продемонстрировать одну из ведущих черт современной исторической науки – интерес к «маленькому человеку», возникшему с связи с развитием микроисторических подходов в исторических исследованиях, а также показать потенциал и уникальность семейных архивов, в которых зачастую могут храниться мемуары. Школьникам обращение к этим материалам позволит более серьезно осмыслить многообразие историко-культурного наследия томского региона. Показана информативность представленных в сборниках мемуаров в изучении следующих разделов по истории России: «Российская империя в XIX – начале ХХ вв.» (темы «Этнокультурный облик империи», «Национально-религиозные особенности»), «Россия в «годы великих потрясений». 1914–1922 гг. (тема «Гражданская война и ее последствия»), «Советское общество в 1920–30-е гг.» (темы «СССР в 1929–1941 гг.: «сталинский социализм», «Культурное пространство»), «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.», «Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.» (тема «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.)).

Об авторах

Татьяна Александровна Гончарова

Томский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: gta.76@mail.ru
кандидат исторических наук, доцент Томск, Россия

Список литературы

  1. Kontseptsiya novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoy istorii [The concept of a new educational and methodological complex on national history] (in Russian). URL: http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf (accessed March 05 2023).
  2. Maslova N.N., Niderman I.A. Metodicheskie podkhody k prepodavaniyu regional’noy istorii v sovremennoy shkole [Methodological approaches to teaching regional history in modern school]. Prepodavanie istorii v shkole. 2021;(7):21-26 (in Russian).
  3. Aksenova L.N. Izucheniye regional’noy istorii v obscheobrazovatel’noy shkole [Studying regional history in secondary schools]. In: Dostizheniya v pedagogicheskoy deyatel’nosti – 2023: sbornik statey Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel’skogo konkursa (4 sentyabrya 2023 g.) [Achievements in pedagogical activity – 2023: collection of articles of the International Research Competition (September 4, 2023)]. Petrozavodsk, Novaya nauka Publ. 2023:55-60 (in Russian).
  4. Yurovchik S.A. Izuchenie regional’noy istorii v usloviyakh realizatsii kontseptsii novogo UMK po istorii otechestva [Study of regional history in the context of the implementation of the concept of a new CMO on the history of the Fatherland]. Pedagogicheskiy poisk. 2018;5:2-4 (in Russian).
  5. Alekseeva L.V. (ed.) Aktual’nyye problemy prepodavaniya istorii v razlichnykh tipakh obrazovatel’nykh organizatsiy [Actual problems of teaching history in various types of educational organizations]. Part 8. Nizhnevartovsk, NVGU publishing house Publ., 2021:134 p. (in Russian).
  6. Petrovich V.G. Regional’naya istoriya: byt’ ili ne byt’? [Regional history: to be or not to be?]. Prepodavanie istorii v shkole. 2016;7:26-29. (in Russian). URL: http://pish.ru/blog/archives/4340 (date of application: 03/20/2023).
  7. Lyubichankovsky S.V. (ed.) Istoriya Orenburgskogo kraya: innovatsionnyy uchebno-metodicheskiy kompleks “Istoriya”. Modul’ 5.4: uchebnoe posobie [History of the Orenburg Region: innovative educational and methodological Quality of modern education: traditions, innovations, implementation experience complex “History”. Module 5.4: textbook]. Moscow, Integratsiya: Obrazovaniye i Nauka Publ., 2019:53 p. (in Russian).
  8. Masyukova N.G. Prepodavaniye regional’noy istorii v Stavropol’skom kraye [Teaching regional history in the Stavropol Territory]. In: Kachestvo sovremennogo obrazovaniya: traditsii, innovatsii, opyt realizatsii: sbornik materialov VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The quality of modern education: traditions, innovations, implementation experience: Collection of materials of the VII All-Russian Scientificand Practical Conference]. Stavropol, SKIRO PC and PRO Publ., 2021:118-121.
  9. Kasimov R.N. Osobennosti i formy izucheniya regional’noy istorii v shkolakh Udmurtii [Features and forms of studying regional history in schools of Udmurtia]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya – Trends in the development of science and education. 2020;67-5:151-156 (in Russian).
  10. Zandanova L.V., Kulakova Ya.V. Podgotovka buduschego uchitelya istorii k prepodavaniya kursa “Irkutskovedeniye”: iz opyta raboty [Preparing a future history teacher to teach the course “Irkutsk Studies”: from work experience]. Pedagogicheskiy IMIDZH – Pedagogical IMAGE. 2021;15(4 (53)):454-464 (in Russian).
  11. Zverev V.A., Khlytina O.M. (eds.) Innovatsionnyy uchebno-metodicheskiy kompleks “Istoriya”: uchebnoe posobie dlya obrazovatel’nykh uchrezhdeniy RF: modul’ 5.1: istoriya Sibiri: istoriya Rossii cherez istoriyu regionov [Innovative educational and methodical complex “History”: textbook for educational institutions of the Russian Federation: module 5.1: the history of Siberia: the history of Russia through the history of regions]. Moscow, Integratsiya: Obrazovaniye i Nauka Publ., 2015:218 p. (in Russian).
  12. Goncharova T.A. Grosheva G.V. Personal’nyye teksty zhiteley dereven’ Tomskoy oblasti posledney chetverti XX – nachala XXI v. v diskurse etnicheskoy istorii: obschaya kharakteristika i sistematizatsiya [Personal texts from residents of villages in the Tomsk region in the last quarter of the 20th – early 21st centuries. in the discourse of ethnic history: general characteristics and systematization]. Voprosy natsional’nykh i federal’nykh otnosheniy – Issues of national and federal relations. 2019;9(2(47)):107-119.
  13. Narymskaya khronika, 1930–1945. Tragediya spetspereselentsev: dokumenty i vospominaniya [Narym Chronicle, 1930-1945. The tragedy of the special settlers: documents and memories]. Comp. and comment. V.N. Maksheeva. Moscow, Russkiy put’ Publ., 1997:254 p.
  14. Kak my zhili: vospominaniya I ustnyye svidetel’stva tomskikh krest’yan [How we lived: memories and oral testimonies of Tomsk peasants]. Publ. N.M. Dmitrienko, G.V. Shipilina; scientific ed. E.I. Chernyak. Tomsk, Tomsk University Publishing House, 2014:199 p.
  15. “Ya vam, rodnye, izlagayu byl’…”: sbornik memuarnykh tekstov zhiteley Tomskoy oblasti [“I will tell you, my dear ones, the past ...: a collection of memoir texts of the Tomsk region residents]. Comp. T.A. Goncharova, G.V. Grosheva. Tomsk, Central Scientific and Technical Publishing House, 2019:196 p. (in Russian).
  16. Korotkova M.V. “Novoe kraevedeniye” kak sovremennoe napravleniye razvitiya muzeynoy pedagogiki XXI veka [“New regional study” as a contemporary direction of development of the museum pedagogics of the XXI century]. Nauka i shkola – Science and School. 2018;(1):100-103 (in Russian).
  17. Aranova S.V. Kul’turologicheskaya tendentsiya vizualizatsii uchebnoy informatsii v shkol’nom obuchenii [Cultural tendency of visualization of educational information in school education]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena – Izvestiya: Herzen University Journal of Humanities and Sciences. 2019;(193):107-115 (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».