Использование воспоминаний жителей Томской области в преподавании региональной истории в школе
- Авторы: Гончарова Т.А.1
-
Учреждения:
- Томский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 69-80
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2782-2575/article/view/270462
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2024-2-69-80
- ID: 270462
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблемы преподавания региональной истории в школе активно обсуждаются педагогическим и научным сообществом. В статье рассматриваются возможности использования воспоминаний жителей Томской области в преподавании региональной истории. Представлена общая характеристика ситуации с учебно-методическим обеспечением преподавания региональной истории. Подчеркнуто, что полноценное изучение региональной истории невозможно без обращения к уровню области, выступающего в качестве связующего звена с локальной историей. Учитывая, что к настоящему времени отсутствуют учебно-методические материалы по истории Томской области, сделан акцент на воспоминаниях, которые можно включить в хрестоматию или сборник документов, являющихся обязательной частью учебно-методического комплекса. Рассматриваются сборники «Нарымская хроника», «Как мы жили: воспоминания и устные свидетельства томских крестьян», «Я вам, родные, излагаю быль», в которых опубликованы воспоминания жителей Томской области. Дается характеристика содержащихся в нем нарративов. Выявляются преимущества привлечения рассматриваемых сборников в образовательный процесс в школе. Обращение к сборникам поможет учителю продемонстрировать одну из ведущих черт современной исторической науки – интерес к «маленькому человеку», возникшему с связи с развитием микроисторических подходов в исторических исследованиях, а также показать потенциал и уникальность семейных архивов, в которых зачастую могут храниться мемуары. Школьникам обращение к этим материалам позволит более серьезно осмыслить многообразие историко-культурного наследия томского региона. Показана информативность представленных в сборниках мемуаров в изучении следующих разделов по истории России: «Российская империя в XIX – начале ХХ вв.» (темы «Этнокультурный облик империи», «Национально-религиозные особенности»), «Россия в «годы великих потрясений». 1914–1922 гг. (тема «Гражданская война и ее последствия»), «Советское общество в 1920–30-е гг.» (темы «СССР в 1929–1941 гг.: «сталинский социализм», «Культурное пространство»), «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.», «Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.» (тема «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.)).
Об авторах
Татьяна Александровна Гончарова
Томский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: gta.76@mail.ru
кандидат исторических наук, доцент Томск, Россия
Список литературы
- Kontseptsiya novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoy istorii [The concept of a new educational and methodological complex on national history] (in Russian). URL: http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf (accessed March 05 2023).
- Maslova N.N., Niderman I.A. Metodicheskie podkhody k prepodavaniyu regional’noy istorii v sovremennoy shkole [Methodological approaches to teaching regional history in modern school]. Prepodavanie istorii v shkole. 2021;(7):21-26 (in Russian).
- Aksenova L.N. Izucheniye regional’noy istorii v obscheobrazovatel’noy shkole [Studying regional history in secondary schools]. In: Dostizheniya v pedagogicheskoy deyatel’nosti – 2023: sbornik statey Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel’skogo konkursa (4 sentyabrya 2023 g.) [Achievements in pedagogical activity – 2023: collection of articles of the International Research Competition (September 4, 2023)]. Petrozavodsk, Novaya nauka Publ. 2023:55-60 (in Russian).
- Yurovchik S.A. Izuchenie regional’noy istorii v usloviyakh realizatsii kontseptsii novogo UMK po istorii otechestva [Study of regional history in the context of the implementation of the concept of a new CMO on the history of the Fatherland]. Pedagogicheskiy poisk. 2018;5:2-4 (in Russian).
- Alekseeva L.V. (ed.) Aktual’nyye problemy prepodavaniya istorii v razlichnykh tipakh obrazovatel’nykh organizatsiy [Actual problems of teaching history in various types of educational organizations]. Part 8. Nizhnevartovsk, NVGU publishing house Publ., 2021:134 p. (in Russian).
- Petrovich V.G. Regional’naya istoriya: byt’ ili ne byt’? [Regional history: to be or not to be?]. Prepodavanie istorii v shkole. 2016;7:26-29. (in Russian). URL: http://pish.ru/blog/archives/4340 (date of application: 03/20/2023).
- Lyubichankovsky S.V. (ed.) Istoriya Orenburgskogo kraya: innovatsionnyy uchebno-metodicheskiy kompleks “Istoriya”. Modul’ 5.4: uchebnoe posobie [History of the Orenburg Region: innovative educational and methodological Quality of modern education: traditions, innovations, implementation experience complex “History”. Module 5.4: textbook]. Moscow, Integratsiya: Obrazovaniye i Nauka Publ., 2019:53 p. (in Russian).
- Masyukova N.G. Prepodavaniye regional’noy istorii v Stavropol’skom kraye [Teaching regional history in the Stavropol Territory]. In: Kachestvo sovremennogo obrazovaniya: traditsii, innovatsii, opyt realizatsii: sbornik materialov VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The quality of modern education: traditions, innovations, implementation experience: Collection of materials of the VII All-Russian Scientificand Practical Conference]. Stavropol, SKIRO PC and PRO Publ., 2021:118-121.
- Kasimov R.N. Osobennosti i formy izucheniya regional’noy istorii v shkolakh Udmurtii [Features and forms of studying regional history in schools of Udmurtia]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya – Trends in the development of science and education. 2020;67-5:151-156 (in Russian).
- Zandanova L.V., Kulakova Ya.V. Podgotovka buduschego uchitelya istorii k prepodavaniya kursa “Irkutskovedeniye”: iz opyta raboty [Preparing a future history teacher to teach the course “Irkutsk Studies”: from work experience]. Pedagogicheskiy IMIDZH – Pedagogical IMAGE. 2021;15(4 (53)):454-464 (in Russian).
- Zverev V.A., Khlytina O.M. (eds.) Innovatsionnyy uchebno-metodicheskiy kompleks “Istoriya”: uchebnoe posobie dlya obrazovatel’nykh uchrezhdeniy RF: modul’ 5.1: istoriya Sibiri: istoriya Rossii cherez istoriyu regionov [Innovative educational and methodical complex “History”: textbook for educational institutions of the Russian Federation: module 5.1: the history of Siberia: the history of Russia through the history of regions]. Moscow, Integratsiya: Obrazovaniye i Nauka Publ., 2015:218 p. (in Russian).
- Goncharova T.A. Grosheva G.V. Personal’nyye teksty zhiteley dereven’ Tomskoy oblasti posledney chetverti XX – nachala XXI v. v diskurse etnicheskoy istorii: obschaya kharakteristika i sistematizatsiya [Personal texts from residents of villages in the Tomsk region in the last quarter of the 20th – early 21st centuries. in the discourse of ethnic history: general characteristics and systematization]. Voprosy natsional’nykh i federal’nykh otnosheniy – Issues of national and federal relations. 2019;9(2(47)):107-119.
- Narymskaya khronika, 1930–1945. Tragediya spetspereselentsev: dokumenty i vospominaniya [Narym Chronicle, 1930-1945. The tragedy of the special settlers: documents and memories]. Comp. and comment. V.N. Maksheeva. Moscow, Russkiy put’ Publ., 1997:254 p.
- Kak my zhili: vospominaniya I ustnyye svidetel’stva tomskikh krest’yan [How we lived: memories and oral testimonies of Tomsk peasants]. Publ. N.M. Dmitrienko, G.V. Shipilina; scientific ed. E.I. Chernyak. Tomsk, Tomsk University Publishing House, 2014:199 p.
- “Ya vam, rodnye, izlagayu byl’…”: sbornik memuarnykh tekstov zhiteley Tomskoy oblasti [“I will tell you, my dear ones, the past ...: a collection of memoir texts of the Tomsk region residents]. Comp. T.A. Goncharova, G.V. Grosheva. Tomsk, Central Scientific and Technical Publishing House, 2019:196 p. (in Russian).
- Korotkova M.V. “Novoe kraevedeniye” kak sovremennoe napravleniye razvitiya muzeynoy pedagogiki XXI veka [“New regional study” as a contemporary direction of development of the museum pedagogics of the XXI century]. Nauka i shkola – Science and School. 2018;(1):100-103 (in Russian).
- Aranova S.V. Kul’turologicheskaya tendentsiya vizualizatsii uchebnoy informatsii v shkol’nom obuchenii [Cultural tendency of visualization of educational information in school education]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena – Izvestiya: Herzen University Journal of Humanities and Sciences. 2019;(193):107-115 (in Russian).
Дополнительные файлы
