Интеграция логического и интуитивного опыта ученика как условие понимания математики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных психолого-педагогических работах исследуется дуальность человеческого мышления, когда две противоположные системы – эвристическая и аналитическая – взаимодействуют в диалектическом единстве. Отсюда и два соответствующих способа познания мира: логический и интуитивный. Акцент на формирование только логического опыта ученика, в конечном итоге, сводится к формированию умения решать определенный, достаточно узкий класс типовых задач, а также не способствует гармоничному всестороннему развитию личности. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется вопросу «понимающего» освоения учебных дисциплин и преодолению формализма в процессе обучения посредством активизации учебно-познавательной деятельности и применения методических способов интеграции логического и интуитивного опыта ученика, способствующих достижению более глубокого уровня понимания учебного материала. Данное исследование посвящено анализу особенностей интеграции логического и интуитивного познавательных стилей мышления и их использования в процессе обучения математике.

Об авторах

Алия Аблаевна Пешко

МАОУ Школа «Эврика-развитие» г. Томска

Автор, ответственный за переписку.
Email: peshko.aliya@gmail.com
учитель математики Томск, Россия

Анна Геннадьевна Подстригич

Томский государственный педагогический университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: anpodstrigich@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой; доцент Томск, Россия

Список литературы

  1. Kolmogorov A.N. Matematika [Mathematics]. In: BSE. 2nd ed. 1954;26:464-483 (in Russian).
  2. Ivanova T.A. Gumanitarizaciya matematicheskogo obrazovaniya: Monografiya [Humanitarization of mathematical education: A monograph]. Nizhniy Novgorod, NGPU Publ., 1998. 206 p. (in Russian). URL: https://www.mathedu.ru/text/ivanova_gumanitarizatsiya_matematicheskogo_obrazovaniya_1998/ (accessed 28 April 2024).
  3. Puankare A. O nauke [About science]. Moscow: Nauka Publ., 1990. 735 p. (in Russian).
  4. Znakov V.V. Mnogomerniy mir cheloveka: tipy real’nosti, ponimaniya i social’nogo znaniya [The multidimensional human world: types of reality, understanding and social knowledge]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psikhologiya – Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology. 2012:18-29 (in Russian).
  5. Zavalishina D. N. Psihologicheskiy analiz operativnogo myshleniya: Eksperim.-teoret. issled. [Psychological analysis of operational thinking: An exper.-theory. research]. Moscow: Nauka Publ., 1985: 221 p. (in Russian).
  6. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya: ucheb. posobie dlya bakalavriata i magistratury [The psychology of intelligence. Paradoxes of research: studies. a handbook for undergraduate and graduate studies]. Moscow, Yurayt Publ., 2019:334 p. (in Russian).
  7. Poya D. Matematika i pravdopodobnye rassuzhdeniya magistratury [Mathematics and plausible reasoning]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 464 p. (in Russian).
  8. Adamar Zh. Issledovanie psihologii processa izobreteniya v oblasti matematiki. Moscow, MCNMO Publ., 2020:152 p. (in Russian).
  9. Taleb N.N. Antihrupkost'. Kak izvlech' vygodu iz haosa [Antifragility. How to benefit from the chaos]. Moscow, KoLibri Publ, 2015:762 p. (in Russian).
  10. Taleb N.N. Chernyi lebed'. Pod znakom nepredskazuemosti [The black swan. Under the sign of unpredictability]. Moscow, KoLibri Publ., 2022:736 p. (in Russian).
  11. Kurant R., Robbins G. Chto takoe matematika? [What is mathematics?]. Moscow, MCNMO Publ., 2023:568 p. (in Russian).
  12. Znakov V.V. Ekzistencial’nyi opyt i postizhenie kak metodologicheskie problemy psikhologii ponimaniya [Existential experience and Comprehension as methodological problems of the psychology of understanding]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie – Man. Community. Management. 2014;3:67-82 (in Russian).
  13. Breytigam E.K. Garmonichnoe sochetanie racional’nogo i intuitivnogo pri obuchenii matematike v shkole i vuze [A harmonious combination of rational and intuitive when teaching mathematics at school and university]. Prepodavalel’ XXI vek – Teacher the 21th century. 2016;4 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/garmonichnoe-sochetanie-ratsionalnogo-i-intuitivnogo-pri-obuchenii-matematike-v-shkole-i-vuze (accessed 17 April 2024).
  14. Breytigam E.K. Integratsiya ratsional’nogo i intuitivnogo opyta kak sredstvo obespecheniya ponimaniya uchebnogo materiala po matematike [Integration of rational and intuitive experience as a means of ensuring understanding of educational material in mathematics]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya – Modern problems of science and education. 2015 (in Russian). URL: https://s.science-education.ru/pdf/2015/1/638.pdf (accessed 28 April 2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».