Интеграция логического и интуитивного опыта ученика как условие понимания математики
- Авторы: Пешко А.А.1, Подстригич А.Г.2,3
-
Учреждения:
- МАОУ Школа «Эврика-развитие» г. Томска
- Томский государственный педагогический университет
- Национальный исследовательский Томский государственный университет
- Выпуск: № 4 (2024)
- Страницы: 49-70
- Раздел: ПЕДАГОГИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2782-2575/article/view/275059
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2024-4-49-70
- ID: 275059
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В современных психолого-педагогических работах исследуется дуальность человеческого мышления, когда две противоположные системы – эвристическая и аналитическая – взаимодействуют в диалектическом единстве. Отсюда и два соответствующих способа познания мира: логический и интуитивный. Акцент на формирование только логического опыта ученика, в конечном итоге, сводится к формированию умения решать определенный, достаточно узкий класс типовых задач, а также не способствует гармоничному всестороннему развитию личности. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется вопросу «понимающего» освоения учебных дисциплин и преодолению формализма в процессе обучения посредством активизации учебно-познавательной деятельности и применения методических способов интеграции логического и интуитивного опыта ученика, способствующих достижению более глубокого уровня понимания учебного материала. Данное исследование посвящено анализу особенностей интеграции логического и интуитивного познавательных стилей мышления и их использования в процессе обучения математике.
Об авторах
Алия Аблаевна Пешко
МАОУ Школа «Эврика-развитие» г. Томска
Автор, ответственный за переписку.
Email: peshko.aliya@gmail.com
учитель математики Томск, Россия
Анна Геннадьевна Подстригич
Томский государственный педагогический университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет
Email: anpodstrigich@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой; доцент Томск, Россия
Список литературы
- Kolmogorov A.N. Matematika [Mathematics]. In: BSE. 2nd ed. 1954;26:464-483 (in Russian).
- Ivanova T.A. Gumanitarizaciya matematicheskogo obrazovaniya: Monografiya [Humanitarization of mathematical education: A monograph]. Nizhniy Novgorod, NGPU Publ., 1998. 206 p. (in Russian). URL: https://www.mathedu.ru/text/ivanova_gumanitarizatsiya_matematicheskogo_obrazovaniya_1998/ (accessed 28 April 2024).
- Puankare A. O nauke [About science]. Moscow: Nauka Publ., 1990. 735 p. (in Russian).
- Znakov V.V. Mnogomerniy mir cheloveka: tipy real’nosti, ponimaniya i social’nogo znaniya [The multidimensional human world: types of reality, understanding and social knowledge]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psikhologiya – Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology. 2012:18-29 (in Russian).
- Zavalishina D. N. Psihologicheskiy analiz operativnogo myshleniya: Eksperim.-teoret. issled. [Psychological analysis of operational thinking: An exper.-theory. research]. Moscow: Nauka Publ., 1985: 221 p. (in Russian).
- Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya: ucheb. posobie dlya bakalavriata i magistratury [The psychology of intelligence. Paradoxes of research: studies. a handbook for undergraduate and graduate studies]. Moscow, Yurayt Publ., 2019:334 p. (in Russian).
- Poya D. Matematika i pravdopodobnye rassuzhdeniya magistratury [Mathematics and plausible reasoning]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 464 p. (in Russian).
- Adamar Zh. Issledovanie psihologii processa izobreteniya v oblasti matematiki. Moscow, MCNMO Publ., 2020:152 p. (in Russian).
- Taleb N.N. Antihrupkost'. Kak izvlech' vygodu iz haosa [Antifragility. How to benefit from the chaos]. Moscow, KoLibri Publ, 2015:762 p. (in Russian).
- Taleb N.N. Chernyi lebed'. Pod znakom nepredskazuemosti [The black swan. Under the sign of unpredictability]. Moscow, KoLibri Publ., 2022:736 p. (in Russian).
- Kurant R., Robbins G. Chto takoe matematika? [What is mathematics?]. Moscow, MCNMO Publ., 2023:568 p. (in Russian).
- Znakov V.V. Ekzistencial’nyi opyt i postizhenie kak metodologicheskie problemy psikhologii ponimaniya [Existential experience and Comprehension as methodological problems of the psychology of understanding]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie – Man. Community. Management. 2014;3:67-82 (in Russian).
- Breytigam E.K. Garmonichnoe sochetanie racional’nogo i intuitivnogo pri obuchenii matematike v shkole i vuze [A harmonious combination of rational and intuitive when teaching mathematics at school and university]. Prepodavalel’ XXI vek – Teacher the 21th century. 2016;4 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/garmonichnoe-sochetanie-ratsionalnogo-i-intuitivnogo-pri-obuchenii-matematike-v-shkole-i-vuze (accessed 17 April 2024).
- Breytigam E.K. Integratsiya ratsional’nogo i intuitivnogo opyta kak sredstvo obespecheniya ponimaniya uchebnogo materiala po matematike [Integration of rational and intuitive experience as a means of ensuring understanding of educational material in mathematics]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya – Modern problems of science and education. 2015 (in Russian). URL: https://s.science-education.ru/pdf/2015/1/638.pdf (accessed 28 April 2024).
Дополнительные файлы
