Концепции руральности (сельскости) в современном образовании: постановка исследовательской проблемы
- Авторы: Окушова Г.А.1, Сартакова Е.Е.2, Ефремова-Шершукова Н.А.2
-
Учреждения:
- Томский государственный университет
- Томский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 4 (2024)
- Страницы: 71-89
- Раздел: ПЕДАГОГИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2782-2575/article/view/275060
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2024-4-71-89
- ID: 275060
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Трансформация современного села: образа жизни населения, его идентичности, повседневных практик, а также тенденция диверсификации сельской экономики требуют расширения сложившегося традиционного перечня профессионального выбора сельских школьников. Анализ программ развития сельских школ показывает, что в большинстве случаев стратегические образовательные цели и задачи слабо увязываются с экономической и социокультурной спецификой территорий, на которых они расположены. Крайне редко встречается декомпозиция задач, коррелирующих с сельской / руральной идентичностью и локальным социокультурным кодом. Рассмотрение сельских стратегий профессионального самоопределения школьников, в обобщённом виде направленных на сельскохозяйственный сектор, а также механизмы их реализации свидетельствует об их стереотипности и определённом формализме. Возможно, что именно поэтому потенциал сельской школы фактически не рассматривается управленцами как фактор и ресурс развития социально экономического развития территории. В связи с этим актуализируется вопрос целеполагания сельских школ относительно жизненного самоопределения обучающихся, релевантного сельской идентичности и специфике территорий присутствия. Именно в этом случае сельская школа может рассматриваться как ключевой элемент инфраструктуры, не просто транслирующий, но и укореняющий код сельскости / руральности в жизненных и профессиональных траекториях сельской молодёжи. Цель исследования заключается в постановке исследовательской проблемы о необходимости современной концепции руральности (сельскости) в рамках педагогики сельской школы как самостоятельной отрасли педагогической науки. В научном поиске мы будем опираться на ранее сформированное нами понимание сельской школы как «сложноорганизованной образовательной самоорганизации и саморегуляции системы, в условиях способной к «гибридной» (реальной/виртуальной) онтологии… В качестве ее базовых характеристик можно выделить: полифункциональность, открытость, преемственность и адаптивность к локальной культуре конкретного сельского социума, конвергентность». Имеющиеся концепции руральности (сельскости), опираясь на социологический подход, имеют междисциплинарный характер. Идеи фундаментального уровня о сетевом обществе отразились на научных подходах, используемых для теоретической идентификации села и концептуализации руральности в условиях постиндустриальной эпохи. В качестве основных с нашей точки зрения, могут выступать социокультурный, пространственный и системный подходы. Социокультурный подход позволяет расширить исследовательские границы, рассматривая сельскую школу в системе культурных координат (смыслов, ценностей, ценностных ориентаций, принципов), обеспечивающих социальные связи, в центре которых находится человек активный (homo activus) – многомерное био-социо-культурное существо. Пространственный и системный подходы необходимы в исследовании в качестве комплементарных. Пространственный подход направлен на экспликацию положения села в условиях глобализации и урбанизации современного мира, реализации российских государственных программ экономического развития территорий. В теоретическом аспекте можно опираться на понимание села как совокупности трансформирующихся пространств, как физических, так и социальных. Системный подход позволяет удерживать целостность и структурированность исследования. Специфика новой сельскости, её характеристики могут быть учтены при проектировании рурально-ориентированных стратегий жизненного самоопределения обучающихся сельских школ. Образование, в котором проявляется социокультурный код, укореняя «сельскость», должно быть направлено на развитие креативности, критического мышления, коммуникативных навыков и способности к сотрудничеству. Это принципиально важно для будущих специалистов, способных преобразовывать сельскую экономику с учетом требований рынка.
Об авторах
Гульнафист Алтаевна Окушова
Томский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: okushova@mail.ru
кандидат философских наук, доцент Томск, Россия
Елена Евгеньевна Сартакова
Томский государственный педагогический университет
Email: sartakova@tspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, доцент Томск, Россия
Надежда Александровна Ефремова-Шершукова
Томский государственный педагогический университет
Email: shna16@tspu.ru
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой Томск, Россия
Список литературы
- Plotichkina N.V. Sel’skaya identichnost’ kak “identichnost’ s mestom” [Rural identity as “identity with place”]. Sborniki konferentsiy NIC Sotsiosfera – Conference proceedings of the Scientific Research Center Sociosphere. 2019;34:34-38 (in Russian).
- Tsirul’nikov A.M. Sotsiokul’turnyy podkhod k razvitiyu obrazovaniya v sel’skikh territoriyakh [Sociocultural approach to the development of education in rural areas]. Pedagogika sel’skoy shkoly – Pedagogy of rural school. 2022;2(12):5-32 (in Russian).
- Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossii ot 02 fevralya 2015 g. [Order of the Government of Russia dated February 2, 2015] (in Russian). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70761426/#101
- Ofitsial’nyy sayt gosudarstvennoy programmy “Kompleksnoe razvitie sel’skikh territoriy” [Official website of the state program “Integrated development of rural areas”] (in Russian). URL: https://крст.рф/#fiz_licam
- Vedomstvenniy proekt “Tsifrovoe sel’skoe hozyaystvo” [Departmental project “Digital agriculture"]. Moscow, FGBNU “Rosinformagrotekh” Publ., 2019:48 p. (in Russian).
- Postanovlenie Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 25 avgusta 2017 g. No. 996 “Ob utverzhdenii Federal’noy nauchno-tekhnicheskoy programmy razvitiya sel’skogo hozyaystva na 2017–2030 gody” [On approval of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017–2030] (in Russian). URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/1e1/qbvh1oqz9rptbwbjxz3qodtfdgn97a14.pdf.
- Sherayzina R.M., Aleksandrova M.V., Eflova Z.B. Sel’skaya shkola i sel’skiy uchitel’: produktivnye rossiyskie i zarubezhnye praktiki [Rural school and rural teacher: productive Russian and foreign practices]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal. 2021;466;190–201 (in Russian).
- Gorbushov A.A. Issledovaniya sel’skoy shkoly Rossii v NEB “eLIBRARY.RU” i predstavlenie sotsiokul’turnogo prostranstva sel’skoy shkoly v virtual’noy srede, v tom chisle v sotsial’nykh setyakh [Research of rural schools in Russia in the NEL “eLIBRARY.RU” and presentation of the sociocultural space of rural schools in a virtual environment, including social networks]. Problemy sovremennogo obrazovaniya – Problems of modern education. 2022;5:116-123 (in Russian).
- Sartakova E.E., Okushova G.A., Eretnova E.P. Sel’skaya shkola v usloviyakh sociokul’turnoy modernizatsii obrazovaniya: postneklassicheskie osnovaniya dlya kontseptualizatsii [Rural school in the context of sociocultural modernization of education: post-non-classical grounds for conceptualization]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal. 2022;481:206-214 (in Russian).
- Semenenko I.S. Sel’skoe mestnoe soobshchestvo v fokuse politiki razvitiya: nauchnyy diskurs i evropeyskie politicheskie realii [Rural Local Community in Focus of Development Policy: Scientific Discourse and European Political Realities]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal social’nykh nauk – South-Russian Journal of Social Sciences. 2019;3:6-27 (in Russian).
- Lapin N.I. Puti Rossii: sotsiokul’turnye transformatsii [Russia’s Paths: Sociocultural Transformations]. Moscow, Institut filosofii RAN Publ., 2000, 194 p. (in Russian).
- Artamonova T.A. Sotsiokul’turnyy potentscial sel’skogo obraza zhizni s pozitsii novykh tsivilizatsionnykh otnosheniy: vzglyad iz Sibiri [Sociocultural potential of rural lifestyle from the standpoint of new civilizational relations: a view from Siberia]. Idei i idealy – Ideas and ideals. 2022;3-2:468-485 (in Russian).
- Evdokimova T.G. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya izucheniya tsennostnykh orientaciy [Theoretical and methodological foundations for studying value orientations]. Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie” – Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series “Philosophy. Sociology. Art Criticism” 2018;1(11):65-75 (in Russian).
- Zav’yalova A.N. Sotsiokul’turniy kod kak sistemoobrazuyushchiy faktor strukturirovaniya i funktsionirovaniya goroda [Sociocultural code as a system-forming factor in the structuring and functioning of the city]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal – International research journal. 2014;9(28):139-140 (in Russian).
- Savitskiy V.M. Kul’turnye kody: sushchnost’, sostav i funktsionirovanie v protsesse obshcheniya [Cultural codes: essence, composition and functioning in the process of communication]. Diskurs professional’noy kommunikatsii – Discourse of professional communication. 2019;4(1):68-77 (in Russian).
- Nefedova T.G., Pokrovskiy N.E., Treyvish A.I. Urbanizatsiya, dezurbanizatsiya i sel’sko-gorodskie soobshchestva v usloviyakh rosta gorizontal’noy mobil’nosti naseleniya [Urbanization, deurbanization and rural-urban communities in the context of increasing horizontal population mobility]. Sotsiologicheskie issledovaniya – Sociological research. 2015;12:60-69 (in Russian).
- Nefedova T.G., Mkrtchyan N.V. Migratsiya sel’skogo naseleniya i dinamika sel’skokhozyaystvennoy zanyatosti v regionakh Rossii [Migration of rural population and dynamics of agricultural employment in the regions of Russia]. Vestnik Moskovskogo universiteta – Bulletin of Moscow University. 2017;5(5):58-67 (in Russian).
- Nefedova T.G. Dvadtsat’ pyat’ let postsovetskomu sel’skomu khozyaystvu Rossii: geograficheskie tendentsii i protivorechiya [Twenty-five years of post-Soviet agriculture in Russia: geographic trends and contradictions]. Izvestiya Rossiyskoy akademii nauk – News of the Russian Academy of Sciences. 2017;5:8-19 (in Russian).
- Podgorskaya S.V., Miroshnichenko T.A., Bakhmatova G.A. Sovremennye aspekty diversifikatsii sel’skoy ekonomiki v usloviyakh tsivilizatsionnykh transformaciy [Modern aspects of diversification of rural economy in the context of civilizational transformations]. Rostov on Don, 2021:112 p. (in Russian).
- Stepin V.S. Klassika, neklassika, postneklassika: kriterii razlicheniya [Classics, non-classics, post-non-classics: criteria for distinction]. In: Stepin V.S. (ed.) Postneklassika: filosofiya, nauka, kul’tura [Post-non-classical: philosophy, science, culture.]. Saint Petersburg, Mir Publ., 2009:249-295 (in Russian).
- Malkova I.Yu. Kontseptsiya i praktika organizatsii obrazovatel’nogo proektirovaniya v innovacionnoy shkole [The concept and practice of organizing educational design in an innovative school]. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk [Abstract of a dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences]. Tomsk, 2008:42 p. (in Russian).
- Toshchenko Zh.T. Smysly zhiznennogo mira sel’skikh zhiteley [Meanings of the life world of rural residents]. In: Toshchenko Zh.T. (ed.) Smysly sel’skoy zhizni (Opyt sociologicheskogo analiza) [Meanings of rural life (Experience of sociological analysis)]. Moscow, Centr social’nogo prognozirovaniya i marketinga Publ., 2016:368 p. (in Russian).
- Pichuzhkin N.A. “Pis’ma” Aleksandra Engel’gardta (k 150-letiyu “12 pisem iz derevni”) [“Letters” by Alexander Engelhardt (on the 150th anniversary of “12 Letters from the Village”)]. Nauka bez granits – Science without borders. 2021;1(53):14-19 (in Russian).
- Ryvkina R.V. Obraz zhizni sel’skogo naseleniya: metodologiya, metodika i rezul’taty izucheniya sotsial’no-ekonomicheskikh aspektov zhiznedeyatel’nosti na primere Zapadnoy Sibiri [Lifestyle of the rural population: methodology, methods and results of studying the socio-economic aspects of life using the example of Western Siberia]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1979:352 p. (in Russian).
- Mel’nikova E.A. Derevnya v gorodskikh proektsiyakh sovremennykh rossiyan [The village in the urban projections of modern Russians]. Etnograficheskoe obozrenie – Ethnographic Review. 2020;6:5-11 (in Russian).
- Novaya “sel’skost’” v sovremennoy Rossii. Ofitsial’niy sayt nauchnogo issledovaniya antropologov [New “rurality” in modern Russia] (in Russian). URL: http://project1092903.tilda.ws/#rec85745372
- Kupriyanov P.S., Savina N.A. Sovremenniy muzey russkoy derevni: proizvodstvo sel’skosti byvshimi gorozhanami [Contemporary Museum of the Russian Village: Production of Rurality by Former City-Dwellers]. Etnograficheskoe obozrenie – Ethnographic Review. 2020;6:12-30 (in Russian).
- Rannikko P., Varis E., Piipponen M. Koyvusel’ga. Sotsial’naya transformatsiya lesozagotovitel’nogo poselka v rossiyskoj Karelii [Social Transformation of a Logging Village in Russian Karelia]. Studia Humanitatis Borealis. 2016;2:32-47(in Russian).
- Brednikova O. Derevnya umerla? Da zdravstvuet derevnya! [Is the village dead? Long live the village!]. In: Brednikova O., Bogdanovich E. (eds) Vdali ot gorodov. Zhizn’ postsovetskoy derevni [Far from the cities. Life in a post-Soviet village]. Saint Petersburg: Aleteiya Publ., 2013. 55 p. (in Russian).
Дополнительные файлы
