Концепции руральности (сельскости) в современном образовании: постановка исследовательской проблемы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Трансформация современного села: образа жизни населения, его идентичности, повседневных практик, а также тенденция диверсификации сельской экономики требуют расширения сложившегося традиционного перечня профессионального выбора сельских школьников. Анализ программ развития сельских школ показывает, что в большинстве случаев стратегические образовательные цели и задачи слабо увязываются с экономической и социокультурной спецификой территорий, на которых они расположены. Крайне редко встречается декомпозиция задач, коррелирующих с сельской / руральной идентичностью и локальным социокультурным кодом. Рассмотрение сельских стратегий профессионального самоопределения школьников, в обобщённом виде направленных на сельскохозяйственный сектор, а также механизмы их реализации свидетельствует об их стереотипности и определённом формализме. Возможно, что именно поэтому потенциал сельской школы фактически не рассматривается управленцами как фактор и ресурс развития социально экономического развития территории. В связи с этим актуализируется вопрос целеполагания сельских школ относительно жизненного самоопределения обучающихся, релевантного сельской идентичности и специфике территорий присутствия. Именно в этом случае сельская школа может рассматриваться как ключевой элемент инфраструктуры, не просто транслирующий, но и укореняющий код сельскости / руральности в жизненных и профессиональных траекториях сельской молодёжи. Цель исследования заключается в постановке исследовательской проблемы о необходимости современной концепции руральности (сельскости) в рамках педагогики сельской школы как самостоятельной отрасли педагогической науки. В научном поиске мы будем опираться на ранее сформированное нами понимание сельской школы как «сложноорганизованной образовательной самоорганизации и саморегуляции системы, в условиях способной к «гибридной» (реальной/виртуальной) онтологии… В качестве ее базовых характеристик можно выделить: полифункциональность, открытость, преемственность и адаптивность к локальной культуре конкретного сельского социума, конвергентность». Имеющиеся концепции руральности (сельскости), опираясь на социологический подход, имеют междисциплинарный характер. Идеи фундаментального уровня о сетевом обществе отразились на научных подходах, используемых для теоретической идентификации села и концептуализации руральности в условиях постиндустриальной эпохи. В качестве основных с нашей точки зрения, могут выступать социокультурный, пространственный и системный подходы. Социокультурный подход позволяет расширить исследовательские границы, рассматривая сельскую школу в системе культурных координат (смыслов, ценностей, ценностных ориентаций, принципов), обеспечивающих социальные связи, в центре которых находится человек активный (homo activus) – многомерное био-социо-культурное существо. Пространственный и системный подходы необходимы в исследовании в качестве комплементарных. Пространственный подход направлен на экспликацию положения села в условиях глобализации и урбанизации современного мира, реализации российских государственных программ экономического развития территорий. В теоретическом аспекте можно опираться на понимание села как совокупности трансформирующихся пространств, как физических, так и социальных. Системный подход позволяет удерживать целостность и структурированность исследования. Специфика новой сельскости, её характеристики могут быть учтены при проектировании рурально-ориентированных стратегий жизненного самоопределения обучающихся сельских школ. Образование, в котором проявляется социокультурный код, укореняя «сельскость», должно быть направлено на развитие креативности, критического мышления, коммуникативных навыков и способности к сотрудничеству. Это принципиально важно для будущих специалистов, способных преобразовывать сельскую экономику с учетом требований рынка.

Об авторах

Гульнафист Алтаевна Окушова

Томский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: okushova@mail.ru
кандидат философских наук, доцент Томск, Россия

Елена Евгеньевна Сартакова

Томский государственный педагогический университет

Email: sartakova@tspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, доцент Томск, Россия

Надежда Александровна Ефремова-Шершукова

Томский государственный педагогический университет

Email: shna16@tspu.ru
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой Томск, Россия

Список литературы

  1. Plotichkina N.V. Sel’skaya identichnost’ kak “identichnost’ s mestom” [Rural identity as “identity with place”]. Sborniki konferentsiy NIC Sotsiosfera – Conference proceedings of the Scientific Research Center Sociosphere. 2019;34:34-38 (in Russian).
  2. Tsirul’nikov A.M. Sotsiokul’turnyy podkhod k razvitiyu obrazovaniya v sel’skikh territoriyakh [Sociocultural approach to the development of education in rural areas]. Pedagogika sel’skoy shkoly – Pedagogy of rural school. 2022;2(12):5-32 (in Russian).
  3. Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossii ot 02 fevralya 2015 g. [Order of the Government of Russia dated February 2, 2015] (in Russian). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70761426/#101
  4. Ofitsial’nyy sayt gosudarstvennoy programmy “Kompleksnoe razvitie sel’skikh territoriy” [Official website of the state program “Integrated development of rural areas”] (in Russian). URL: https://крст.рф/#fiz_licam
  5. Vedomstvenniy proekt “Tsifrovoe sel’skoe hozyaystvo” [Departmental project “Digital agriculture"]. Moscow, FGBNU “Rosinformagrotekh” Publ., 2019:48 p. (in Russian).
  6. Postanovlenie Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 25 avgusta 2017 g. No. 996 “Ob utverzhdenii Federal’noy nauchno-tekhnicheskoy programmy razvitiya sel’skogo hozyaystva na 2017–2030 gody” [On approval of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017–2030] (in Russian). URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/1e1/qbvh1oqz9rptbwbjxz3qodtfdgn97a14.pdf.
  7. Sherayzina R.M., Aleksandrova M.V., Eflova Z.B. Sel’skaya shkola i sel’skiy uchitel’: produktivnye rossiyskie i zarubezhnye praktiki [Rural school and rural teacher: productive Russian and foreign practices]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal. 2021;466;190–201 (in Russian).
  8. Gorbushov A.A. Issledovaniya sel’skoy shkoly Rossii v NEB “eLIBRARY.RU” i predstavlenie sotsiokul’turnogo prostranstva sel’skoy shkoly v virtual’noy srede, v tom chisle v sotsial’nykh setyakh [Research of rural schools in Russia in the NEL “eLIBRARY.RU” and presentation of the sociocultural space of rural schools in a virtual environment, including social networks]. Problemy sovremennogo obrazovaniya – Problems of modern education. 2022;5:116-123 (in Russian).
  9. Sartakova E.E., Okushova G.A., Eretnova E.P. Sel’skaya shkola v usloviyakh sociokul’turnoy modernizatsii obrazovaniya: postneklassicheskie osnovaniya dlya kontseptualizatsii [Rural school in the context of sociocultural modernization of education: post-non-classical grounds for conceptualization]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal. 2022;481:206-214 (in Russian).
  10. Semenenko I.S. Sel’skoe mestnoe soobshchestvo v fokuse politiki razvitiya: nauchnyy diskurs i evropeyskie politicheskie realii [Rural Local Community in Focus of Development Policy: Scientific Discourse and European Political Realities]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal social’nykh nauk – South-Russian Journal of Social Sciences. 2019;3:6-27 (in Russian).
  11. Lapin N.I. Puti Rossii: sotsiokul’turnye transformatsii [Russia’s Paths: Sociocultural Transformations]. Moscow, Institut filosofii RAN Publ., 2000, 194 p. (in Russian).
  12. Artamonova T.A. Sotsiokul’turnyy potentscial sel’skogo obraza zhizni s pozitsii novykh tsivilizatsionnykh otnosheniy: vzglyad iz Sibiri [Sociocultural potential of rural lifestyle from the standpoint of new civilizational relations: a view from Siberia]. Idei i idealy – Ideas and ideals. 2022;3-2:468-485 (in Russian).
  13. Evdokimova T.G. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya izucheniya tsennostnykh orientaciy [Theoretical and methodological foundations for studying value orientations]. Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie” – Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series “Philosophy. Sociology. Art Criticism” 2018;1(11):65-75 (in Russian).
  14. Zav’yalova A.N. Sotsiokul’turniy kod kak sistemoobrazuyushchiy faktor strukturirovaniya i funktsionirovaniya goroda [Sociocultural code as a system-forming factor in the structuring and functioning of the city]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal – International research journal. 2014;9(28):139-140 (in Russian).
  15. Savitskiy V.M. Kul’turnye kody: sushchnost’, sostav i funktsionirovanie v protsesse obshcheniya [Cultural codes: essence, composition and functioning in the process of communication]. Diskurs professional’noy kommunikatsii – Discourse of professional communication. 2019;4(1):68-77 (in Russian).
  16. Nefedova T.G., Pokrovskiy N.E., Treyvish A.I. Urbanizatsiya, dezurbanizatsiya i sel’sko-gorodskie soobshchestva v usloviyakh rosta gorizontal’noy mobil’nosti naseleniya [Urbanization, deurbanization and rural-urban communities in the context of increasing horizontal population mobility]. Sotsiologicheskie issledovaniya – Sociological research. 2015;12:60-69 (in Russian).
  17. Nefedova T.G., Mkrtchyan N.V. Migratsiya sel’skogo naseleniya i dinamika sel’skokhozyaystvennoy zanyatosti v regionakh Rossii [Migration of rural population and dynamics of agricultural employment in the regions of Russia]. Vestnik Moskovskogo universiteta – Bulletin of Moscow University. 2017;5(5):58-67 (in Russian).
  18. Nefedova T.G. Dvadtsat’ pyat’ let postsovetskomu sel’skomu khozyaystvu Rossii: geograficheskie tendentsii i protivorechiya [Twenty-five years of post-Soviet agriculture in Russia: geographic trends and contradictions]. Izvestiya Rossiyskoy akademii nauk – News of the Russian Academy of Sciences. 2017;5:8-19 (in Russian).
  19. Podgorskaya S.V., Miroshnichenko T.A., Bakhmatova G.A. Sovremennye aspekty diversifikatsii sel’skoy ekonomiki v usloviyakh tsivilizatsionnykh transformaciy [Modern aspects of diversification of rural economy in the context of civilizational transformations]. Rostov on Don, 2021:112 p. (in Russian).
  20. Stepin V.S. Klassika, neklassika, postneklassika: kriterii razlicheniya [Classics, non-classics, post-non-classics: criteria for distinction]. In: Stepin V.S. (ed.) Postneklassika: filosofiya, nauka, kul’tura [Post-non-classical: philosophy, science, culture.]. Saint Petersburg, Mir Publ., 2009:249-295 (in Russian).
  21. Malkova I.Yu. Kontseptsiya i praktika organizatsii obrazovatel’nogo proektirovaniya v innovacionnoy shkole [The concept and practice of organizing educational design in an innovative school]. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk [Abstract of a dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences]. Tomsk, 2008:42 p. (in Russian).
  22. Toshchenko Zh.T. Smysly zhiznennogo mira sel’skikh zhiteley [Meanings of the life world of rural residents]. In: Toshchenko Zh.T. (ed.) Smysly sel’skoy zhizni (Opyt sociologicheskogo analiza) [Meanings of rural life (Experience of sociological analysis)]. Moscow, Centr social’nogo prognozirovaniya i marketinga Publ., 2016:368 p. (in Russian).
  23. Pichuzhkin N.A. “Pis’ma” Aleksandra Engel’gardta (k 150-letiyu “12 pisem iz derevni”) [“Letters” by Alexander Engelhardt (on the 150th anniversary of “12 Letters from the Village”)]. Nauka bez granits – Science without borders. 2021;1(53):14-19 (in Russian).
  24. Ryvkina R.V. Obraz zhizni sel’skogo naseleniya: metodologiya, metodika i rezul’taty izucheniya sotsial’no-ekonomicheskikh aspektov zhiznedeyatel’nosti na primere Zapadnoy Sibiri [Lifestyle of the rural population: methodology, methods and results of studying the socio-economic aspects of life using the example of Western Siberia]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1979:352 p. (in Russian).
  25. Mel’nikova E.A. Derevnya v gorodskikh proektsiyakh sovremennykh rossiyan [The village in the urban projections of modern Russians]. Etnograficheskoe obozrenie – Ethnographic Review. 2020;6:5-11 (in Russian).
  26. Novaya “sel’skost’” v sovremennoy Rossii. Ofitsial’niy sayt nauchnogo issledovaniya antropologov [New “rurality” in modern Russia] (in Russian). URL: http://project1092903.tilda.ws/#rec85745372
  27. Kupriyanov P.S., Savina N.A. Sovremenniy muzey russkoy derevni: proizvodstvo sel’skosti byvshimi gorozhanami [Contemporary Museum of the Russian Village: Production of Rurality by Former City-Dwellers]. Etnograficheskoe obozrenie – Ethnographic Review. 2020;6:12-30 (in Russian).
  28. Rannikko P., Varis E., Piipponen M. Koyvusel’ga. Sotsial’naya transformatsiya lesozagotovitel’nogo poselka v rossiyskoj Karelii [Social Transformation of a Logging Village in Russian Karelia]. Studia Humanitatis Borealis. 2016;2:32-47(in Russian).
  29. Brednikova O. Derevnya umerla? Da zdravstvuet derevnya! [Is the village dead? Long live the village!]. In: Brednikova O., Bogdanovich E. (eds) Vdali ot gorodov. Zhizn’ postsovetskoy derevni [Far from the cities. Life in a post-Soviet village]. Saint Petersburg: Aleteiya Publ., 2013. 55 p. (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».