Психолого-педагогическая периодизация детства в концепциях российской научной школы XX–XXI веков
- Авторы: Шелехов И.Л.1, Белозёрова Г.В.2
-
Учреждения:
- Сибирский государственный медицинский университет
- Психологический центр «Гармония»
- Выпуск: № 4 (2024)
- Страницы: 90-109
- Раздел: ПСИХОЛОГИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2782-2575/article/view/275061
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2024-4-90-109
- ID: 275061
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обозначена актуальность исследования феномена детства, в том числе – его периодизации. Исследование в данной тематике дает понимание скрытых закономерностей взаимоотношения систем «личность» – «социум»; является вкладом в формирование теоретического базиса социальной политики государства, охватывающей области демографии, здравоохранения, образования, культуры, науки. Освещены исторически сложившиеся (общепринятые) и именные периодизации детства. Даны основные критерии периодизации детства. Представлена авторская концепция периодизации детства, интегрировавшая постэмбриональный (ювенильный) онтогенез, психическое развитие, социальное взаимодействие, динамику материнско-детских взаимоотношений. Авторская периодизация детства носит системный характер, учитывает биопсихосоциальную природу человека, развивает системную теорию личности (СТЛ), дополняет гносеологические модели материнско-детских взаимоотношений. Рассмотрены систематизации периодизаций детства. С целью поддержания приоритета российской науки сделан акцент на концепции классика советской психологии Л. С. Выготского. Принцип систематизации периодизаций детства, разработанный Л. С. Выготским, проиллюстрирован авторским рисунком. Представлена и дополнена графическим изображением авторская систематизация именных периодизаций детства. Обозначены перспективы дальнейших исследований. В рамках профессиональных интересов авторов детство и проблема его периодизации рассматривается как дополнительное направление в системных персонологических исследованиях, отдельный элемент структуры репродуктивной функции человека, составная часть материнско-детских взаимоотношений. Материал статьи дополняет гносеологические модели, используемые в педагогике, психологии, медицине, и рассчитан на применение в образовательном процессе высшей школы. Рассматриваемые периодизации детства могут быть востребованы в изучении таких учебных дисциплин, как «Педагогика», «Возрастная психология», «Антропология», «Морфология человека», «Физическая культура и спорт», «История», «Философия».
Ключевые слова
Об авторах
Игорь Львович Шелехов
Сибирский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: shelekhov.il@ssmu.ru
кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент международной академии психологических наук (мапн); доцент кафедры фундаментальной психологии и поведенческой медицины института интегративного здравоохранения (ииз) Томск, Россия
Галина Викторовна Белозёрова
Психологический центр «Гармония»
Email: 2ww2@rambler.ru
магистр психологии, практический психолог Томск, Россия
Список литературы
- Shelekhov I.L., Belozerova G.V. Detstvo kak ob “yekt psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniy [Childhood as an object of psychological and pedagogical research]. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk – Psychological and pedagogical search. 2022:2(62):24-35 (in Russian). doi: 10.37724/RSU.2022.62.2
- Shelekhov I.L., Belozerova G.V. Psikhologiya detstva [Childhood Psychology]. Informatsionnyye tekhnologii v nauke, upravlenii, sotsial'noy sfere i meditsine (IT UBIQUITOUS): materialy VII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine (IT UBIQUITOUS): Proceedings of the VII International Scientific Conference]. Tomsk, Publishing House of Tomsk State Pedagogical University, 2023:264-291 (in Russian).
- Vygotsky L.S. Myshleniye i rech'. Psikhologicheskiye issledovaniya [Thinking and speech. Psychological studies]. Moscow, Leningrad, State Social-Economic Publishing House, 1934:362 p. (in Russian).
- Vygotskiy L.S. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, Smysl Publ., 2005:1136 p. (in Russian).
- Vygotskiy L.S. Soznaniye kak problema psikhologii povedeniya [Consciousness as a problem of behavioral psychology]. In: Kornilov K.N. (ed.) Psikhologiya i marksizm [Psychology and Marxism]. Moscow, Leningrad, GIZ Publ., 1925;1:175-198 (in Russian).
- Vygotskiy L.S. Soznaniye kak problema psikhologii povedeniya [Consciousness as a problem of behavioral psychology]. In: Vygotskiy L.S. Sobraniye sochineniy [Collected works]: in 6 vol. Moscow, Pedagogy Publ., 1982;1:78-98 (in Russian).
- El’konin D.B. Psikhologiya igry [Psychology of the game]. Moscow, VLADOS Publ., 1999:360 p. (in Russian).
- El’konin D.B. Detskaya psikhologiya [Child psychology]. Moscow, Academy Publ., 2006:384 p. (in Russian).
- Shelekhov I.L., Belozerova, G.V. Problematika issledovaniya detstva v gumanitarnykh naukakh [Problems of childhood research in the humanities] Vestnik Tomskogo instituta povysheniya kvalifikatsii rabotnikov FSIN Rossii – Bulletin of the Tomsk Institute for Advanced Training of Employees of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2021;4(10):120-129 (in Russian).
- Shelekhov I.L., Belozerova G.V., Berestneva O.G. Sistemnyye issledovaniya v psikhologii: v 2 t. T. 2: Psikhologicheskiye aspekty reproduktivnoy funktsii cheloveka [Systemic research in psychology: in 2 vols. Vol. 2. Psychological aspects of human reproductive function]. Tomsk, Publishing house of Tomsk State Pedagogical University, 2022:700 p. (in Russian).
- Shelekhov I.L., Grebennikova Ye.V. Metodologicheskiy podkhod k issledovaniyu reproduktivnogo povedeniya zhenshchiny kak sistemnomu strukturno-urovnevomu fenomenu [Methodological approach to the study of women’s reproductive behavior as a systemic structural-level phenomenon] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (TSPU Bulletin) – Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2015;9(162):89-95 (in Russian).
- Shelekhov I.L., Belozerova G.V. Psikhologicheskiye aspekty detstva [Psychological aspects of childhood]. Psikhologicheskoye prostranstvo lichnosti: materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Psychological space of personality: materials of the II All-Russian scientific and practical conference]. Tomsk, Publishing house of Tomsk State Pedagogical University, 2023:300-315 (in Russian).
- Shelekhov I.L., Belozerova G.V. Ontogenez emotsional’noy sfery cheloveka [of the human emotional sphere]. Psikhologicheskoye prostranstvo lichnosti: materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Psychological space of personality: materials of the II All-Russian scientific and practical conference]. Tomsk, Publishing house of Tomsk State Pedagogical University, 2023:315-323 (in Russian).
- Shelekhov I.L., Belozerova G.V. Sushchnostnyye kriterii Homo Sapiens Sapiens v kontekste yego biopsikhosotsial'noy prirody [Essential criteria of Homo Sapiens Sapiens in the context of its biopsychosocial nature]. In: Korytova G.S., Shelekhov I.L. (eds) Sibirskaya psikhologiya: mezhdu proshlym i budushchim: sbornik nauchnykh statey kafedry psikhologii razvitiya lichnosti Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Siberian Psychology: between the past and the future: a collection of scientific articles of the Department of Psychology of Personality Development of Tomsk State Pedagogical University]. Tomsk, Publishing house of Tomsk State Pedagogical University, 2021:242-250 (in Russian).
Дополнительные файлы
