Анализ аспектов цифровой трансформации образовательной системы России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена комплексному анализу цифровой трансформации системы образования, которая рассматривается как кардинальное изменение педагогической парадигмы под влиянием современных технологий. Авторы выделяют ключевые аспекты цифровизации, включая техническое оснащение, развитие цифровых ресурсов, формирование цифровой культуры и нормативно-правовой базы. Особое внимание уделяется преимуществам цифровых технологий, таким как персонализация обучения, повышение наглядности учебного материала и развитие критического мышления у учащихся. Рассматриваются основные проблемы цифровой трансформации: региональные различия в доступе к технологиям, недостаточная подготовка педагогических кадров и необходимость методологического обоснования эффективности цифровых инструментов. Авторы подчеркивают важность баланса между технологическими инновациями и педагогической целесообразностью, а также необходимость междисциплинарных исследований для оценки долгосрочного влияния цифровизации на качество образования. Перспективными направлениями развития являются создание адаптивных образовательных сред, внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности, а также прозрачность образовательных процессов. Статья представляет интерес для исследователей, педагогов и менеджеров образования, занимающихся вопросами цифровой трансформации.

Об авторах

Галина Васильевна Ахметжанова

Тольяттинский государственный университет

Email: g.v.ahmet@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «педагогика и психология» Тольятти, Россия

Алексей Владимирович Юрьев

Тольяттинский государственный университет

Email: uav-tlt@ya.ru
кандидат педагогических наук, доцент центра архитектурных, конструктивных решений и организации строительства архитектурно-строительного института Тольятти, Россия

Список литературы

  1. Kiseleva E.A., Tsarkova V.B. Opyt tsifrovoy transformatsii shkoly: ot tsifrovizatsii v obrazovanii k tsifrovizatsii obrazovaniya [Experience of digital transformation of school: from digitalization in education to digitalization of education]. Nauchnye osnovy suverennogo rossiyskogo obrazovaniya: chelovek v mire i mir v cheloveke: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii i II Vserossiyskoy nauchno-prosvetitel’skoy konferentsii c mezhdunarodnym uchastiem, Lipetsk, 24 aprelya – 27 aprelya 2023 goda [Scientific foundations of sovereign Russian education: a man in the world and the world in a man: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference and II All-Russian scientific and educational conference with international participation, Lipetsk, April 24–27, 2023]. Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semyonov-Tyan-Shansky Publ., 2024. Pp. 105–110 (in Russian).
  2. Velitchenko S.N. Tsifrovizatsiya zhurnalistskogo obrazovaniya: trendy i perspektivy [Digitalization of journalism education: trends and prospects]. Evraziyskiy soyuz uchenykh – Eurasian Union of Scientists, 2020, no. 5-8 (74), pp. 8–10 (in Russian). doi: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.74.784
  3. Rozin V.M. Tsifrovizatsiya v obrazovanii (po sledam issledovaniya “Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya”) [Digitalization in education (following the study “Difficulties and Prospects of Digital Transformation of Education”)]. Kul’tura kul’tury – Culture of Culture, 2023, no. 1 (in Russian).
  4. Li Yajuan. Professional’noe razvitie pedagoga v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Professional development of teacher in the conditions of digitalization of education]. Professional’noe obrazovanie i obshchestvo – Professional Education and Society, 2021, no. 3 (39), pp. 208–212 (in Russian).
  5. Buryak V.V., Shostka V.I. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: disruptive technologies v obrazovanii [Digitalization of education: disruptive technologies in education]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya – Humanities Research, 2019, no. 9 (97), pp. 21–30 (in Russian).
  6. Kisarin A.S. Problemy innovatsiy v dopolnitel’nom obrazovanii v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Problems of innovation in additional education in the conditions of digitalization of education]. Zametki uchenogo – Notes of a scientist, 2021, no. 6-1. pp. 159–162 (in Russian).
  7. Sekulich N.B. Formirovanie IKT-kompetentsiy studentov universiteta v usloviyakh tsifrovoy revolyutsii [Formation of ICT competencies of university students in the conditions of digital revolution]. Pedagogicheskiy zhurnal – Pedagogical Journal, 2017, vol. 7, no. 2А, pp. 302–314 (in Russian).
  8. Shakhbanov Sh.N., Ismailova Z.N. Analiz i perspektivy povysheniya informatsionnoy kul’tury u bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Analysis and prospects for improving information culture in bachelors of teacher education in the conditions of digitalization of education]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal – International Research Journal, 2022, no. 5-3 (119), pp. 137–140 (in Russian). doi: 10.23670/IRJ.2022.119.5.098
  9. Kireeva N.A., Prushchak O.V. Ustoychivoe razvitie agroprodovol’stvennoy sistemy Rossii na baze tsifrovoy platformy [Sustainable development of the agrifood system of Russia on the basis of a digital platform]. In: Efremova N.A. (ed.) Traektorii tsifrovogo razvitiya protsessno-proektnogo upravleniya yekonomiki i obshchestva [Trajectories of digital development of process-project management of the economy and society]. Saratov, Amirit Publ., 2020. Pp. 53–79 (in Russian).
  10. Tarkhanova N.P. Tsifrovizatsiya obrazovaniya kak instrument razvitiya sistemy garantii kachestva vysshego obrazovaniya [Digitalization of education as a tool for the development of quality assurance system of higher education]. Novye tekhnologii otsenki kachestva obrazovaniya : Sbornik materialov XVII Foruma Gil’dii ekspertov v sfere professional’nogo obrazovaniya, Yoshkar-Ola, 11 noyabrya 2022 goda [New technologies of education quality assessment: Proceedings of the XVII Forum of the Guild of Experts in Professional Education, Yoshkar-Ola, November 11, 2022]. Moscow, Association “Guild of Experts in Vocational Education” Publ., 2022. Pp. 132-136 (in Russian).
  11. Toiskin V.S., Krasilnikov V.V., Korchak K.I. Tsifrovizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste tsifrovoy transformatsii obrazovaniya: sushchnost’, struktura i mery po obespecheniyu prakticheskoy realizatsii [Digitalization of pedagogical education in the context of digital transformation of education: essence, structure and measures to ensure practical implementation]. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal – International Scientific Journal, 2022, no. 2 (83), pp. 119–131 (in Russian). doi: 10.34286/1995-4638-2022-83-2-119-131

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».