Историко-культурные основы реформирования педагогического образования: китайский и российский опыт
- Авторы: Лубков А.В.1
-
Учреждения:
- Московский педагогический государственный университет
- Выпуск: № 4 (2025)
- Страницы: 5 - 25
- Раздел: ПЕДАГОГИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2782-2575/article/view/359884
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2025-4-5-25
- ID: 359884
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность темы вызывает необходимость обращения автора к опыту сравнительной педагогики в изучении проблемы историкокультурных основ реформирования педагогического образования в условиях стремительного сегодня развития информационного общества. Две цивилизации: Китай и Россия, столкнувшись с вызовами постиндустриальной эпохи, которая стремительно движется в освоении передовых технологий, в том числе связанных с искусственным интеллектом, показали в исторических реалиях разные интерпретации ответов на эти проблемы. В немалой степени разница состоит в осмыслении дискретности и непрерывности развития своего прошлого и будущего. Исследование заданных вопросов обращает автора к изучению своеобразия опыта, представленного конфуцианством и отечественной мыслью, актуализировавшей мировоззренческую сторону социокультурных проблем. Например, в дискуссиях XIX в. вокруг нигилизма скрывается глубокий пласт мировоззренческих вопросов, осмысление которых подводит исследователя к пониманию, что такое ядро цивилизации, слагающее облик общего русского мира или китайского общества. В условиях механизации, схематизации, формализирования человеческой деятельности – процессов, набирающих обороты еще с ХХ в., автор обращает внимание на значимость герменевтического подход и интерпретационного метода, позволяющих рассуждать о важности развития понимающего образования, которое открывает мир человеку, а человека миру. Герменевтически-ориентированный на тип образования подход открывает механизм саморегуляции, ставит вопрос о человеке, понимающем себя и свое место в мире. Автор делает выводы о том, что накопленный двумя разными цивилизациями и системами образования опыт позволяет решать современные задачи и отвечать на риски информационной эпохи, где должен быть реализован главный принцип о гармоничном сочетании традиций и новаций.
Об авторах
Алексей Владимирович Лубков
Московский педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: av.lubkov@mpgu.su
доктор исторических наук, профессор, академик российской академии образования; ректор Москва, Россия
Дополнительные файлы



