Акомплементарность в системе подготовки и оценки деятельности практического психолога образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема акомплементарности в системе подготовки и оценки деятельности практического психолога образования. С помощью анализа и сравнения текстов различных публикаций (от юридических и нормативных документов до текста специальных исследований) автор показывает свое видение истоков такого рода «десинхронизации» системы подготовки и оценки деятельности практического психолога образования. Полученный в результате проведенного анализа результат позволяет выделить пути возможного преодоления существующей проблемы. В качестве оснований такого положения дел в системе подготовки и оценки деятельности практического психолога образования выделяются следующие несоответствия/не комплементарные отношения между элементами: 1) нормативно-правовые; 2) методологические; 3) образовательные; 4) личностные (личностно-профессиональные). Подробно описаны способы их преодоления: определение базовых характеристик деятельности специалистов-психологов во ФГОС и стандартах профессиональной деятельности, в нормативных и методических ведомственных документах по деятельности педагога-психолога; выход из «методологического хаоса» в понимании сути практической психологи, создание профессионального и научно-корректного понимание содержания как самой практической психологии в сфере образования, так и основных видов работ практического психолога образования; нормативное закрепление места и роли личности психолога в подготовки и оценки деятельности практического психолога образования.

Об авторах

Виктор Эдуардович Пахальян

Московская служба психологической помощи населению

Автор, ответственный за переписку.
Email: vicp2007@yandex.ru
кандидат психологических наук, профессор, научный редактор журнала «психологическая наука и образование», ведущий специалист Москва, Россия

Список литературы

  1. Zabrodin Yu. M., Pakhal’yan V.E. Metodologicheskiye problemy prakticheskoy psikhologii i voprosy obespecheniya kachestva raboty psikhologa obrazovaniya [Methodological problems of practical psychology and issues of ensuring the quality of work of an educational psychologist]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskiye nauki – Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences. 2020;(4):9-20. doi: 10.18384/2310-7235-2020-4-9-20 (in Russian).
  2. Pakhal’yan V. E. Normativnye “innovatsii” i prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya: ugroza poteri predmetnogo soderzhaniya professional’noy deyatel’nosti [Normative “innovations” and practical psychology of education: the threat of losing the subject content of professional activity]. Narodnoye obrazovaniye. 2019;(1):44-52 (in Russian).
  3. Pakhal’yan V.E. “Normativnyy khaos” kak istochnik trudnostey podgotovki i professional’noy otsenki deyatel’nosti prakticheskogo psikhologa obrazovaniya [“Normative Chaos” as a Source of Difficultiein Training and Professional Evaluation of the Activity of a Practical Educational Psychologist]. Psikhologicheskaya gazeta. April 18, 2022 (in Russian). URL: https://psy.su/feed/9871/ (accessed: 25 January 2023).
  4. Pakhal’yan V.E. Protsess podgotovki prakticheskikh psikhologov: normativnye, organizatsionnye i metodologicheskiye osnovaniya [The process of training practical psychologists: normative, organizational and methodological foundations]. Psikhologiya v vuze. 2015;(3):4-21 (in Russian).
  5. Pakhal’yan V.E. Prakticheskaya psikhologiya v obrazovanii: razmyvaniye predmetnoy oblasti i poterya predmeta? [Practical psychology in education: blurring of the subject area and loss of the subject?]. Psihologicheskaya gazeta, February 27, 2021 (in Russian). URL: https://psy.su/feed/8896/ (accessed: 25 January 2023).
  6. Rubtsov V.V. et al. Sistema funktsionirovaniya psikhologicheskikh sluzhb v obshcheobrazovatel’nykh organizatsiyakh. Metodicheskiye rekomendatsii [The system of functioning of psychological services in educational institutions. Methodical guidelines]. Moscow, 2020:120 p. (in Russian).
  7. Kolpachnikov V.V. Psikhotekhnicheskaya sistema kliyentotsentrirovannoy psikhoterapii [Psychotechnical system of client-centered psychotherapy]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya – Counselling Psychology and Psychotherapy. 2014;(3):80-92, 122, 135-146 (in Russian).
  8. Kolpachnikov V.V. Psikhotekhnicheskaya sistema obucheniya cheloveko-tsentrirovannomu podkhodu [Psychotechnical system of teaching a person-centered approach]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya – Cultural-Historical Psychology. 2015;11(3):135-146 (in Russian). doi: 10.17759/chp.2015110312

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».