Акомплементарность в системе подготовки и оценки деятельности практического психолога образования
- Авторы: Пахальян В.Э.1
-
Учреждения:
- Московская служба психологической помощи населению
- Выпуск: № 4 (2023)
- Страницы: 30-42
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2782-2575/article/view/270221
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2023-4-30-42
- ID: 270221
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается проблема акомплементарности в системе подготовки и оценки деятельности практического психолога образования. С помощью анализа и сравнения текстов различных публикаций (от юридических и нормативных документов до текста специальных исследований) автор показывает свое видение истоков такого рода «десинхронизации» системы подготовки и оценки деятельности практического психолога образования. Полученный в результате проведенного анализа результат позволяет выделить пути возможного преодоления существующей проблемы. В качестве оснований такого положения дел в системе подготовки и оценки деятельности практического психолога образования выделяются следующие несоответствия/не комплементарные отношения между элементами: 1) нормативно-правовые; 2) методологические; 3) образовательные; 4) личностные (личностно-профессиональные). Подробно описаны способы их преодоления: определение базовых характеристик деятельности специалистов-психологов во ФГОС и стандартах профессиональной деятельности, в нормативных и методических ведомственных документах по деятельности педагога-психолога; выход из «методологического хаоса» в понимании сути практической психологи, создание профессионального и научно-корректного понимание содержания как самой практической психологии в сфере образования, так и основных видов работ практического психолога образования; нормативное закрепление места и роли личности психолога в подготовки и оценки деятельности практического психолога образования.
Об авторах
Виктор Эдуардович Пахальян
Московская служба психологической помощи населению
Автор, ответственный за переписку.
Email: vicp2007@yandex.ru
кандидат психологических наук, профессор, научный редактор журнала «психологическая наука и образование», ведущий специалист Москва, Россия
Список литературы
- Zabrodin Yu. M., Pakhal’yan V.E. Metodologicheskiye problemy prakticheskoy psikhologii i voprosy obespecheniya kachestva raboty psikhologa obrazovaniya [Methodological problems of practical psychology and issues of ensuring the quality of work of an educational psychologist]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskiye nauki – Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences. 2020;(4):9-20. doi: 10.18384/2310-7235-2020-4-9-20 (in Russian).
- Pakhal’yan V. E. Normativnye “innovatsii” i prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya: ugroza poteri predmetnogo soderzhaniya professional’noy deyatel’nosti [Normative “innovations” and practical psychology of education: the threat of losing the subject content of professional activity]. Narodnoye obrazovaniye. 2019;(1):44-52 (in Russian).
- Pakhal’yan V.E. “Normativnyy khaos” kak istochnik trudnostey podgotovki i professional’noy otsenki deyatel’nosti prakticheskogo psikhologa obrazovaniya [“Normative Chaos” as a Source of Difficultiein Training and Professional Evaluation of the Activity of a Practical Educational Psychologist]. Psikhologicheskaya gazeta. April 18, 2022 (in Russian). URL: https://psy.su/feed/9871/ (accessed: 25 January 2023).
- Pakhal’yan V.E. Protsess podgotovki prakticheskikh psikhologov: normativnye, organizatsionnye i metodologicheskiye osnovaniya [The process of training practical psychologists: normative, organizational and methodological foundations]. Psikhologiya v vuze. 2015;(3):4-21 (in Russian).
- Pakhal’yan V.E. Prakticheskaya psikhologiya v obrazovanii: razmyvaniye predmetnoy oblasti i poterya predmeta? [Practical psychology in education: blurring of the subject area and loss of the subject?]. Psihologicheskaya gazeta, February 27, 2021 (in Russian). URL: https://psy.su/feed/8896/ (accessed: 25 January 2023).
- Rubtsov V.V. et al. Sistema funktsionirovaniya psikhologicheskikh sluzhb v obshcheobrazovatel’nykh organizatsiyakh. Metodicheskiye rekomendatsii [The system of functioning of psychological services in educational institutions. Methodical guidelines]. Moscow, 2020:120 p. (in Russian).
- Kolpachnikov V.V. Psikhotekhnicheskaya sistema kliyentotsentrirovannoy psikhoterapii [Psychotechnical system of client-centered psychotherapy]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya – Counselling Psychology and Psychotherapy. 2014;(3):80-92, 122, 135-146 (in Russian).
- Kolpachnikov V.V. Psikhotekhnicheskaya sistema obucheniya cheloveko-tsentrirovannomu podkhodu [Psychotechnical system of teaching a person-centered approach]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya – Cultural-Historical Psychology. 2015;11(3):135-146 (in Russian). doi: 10.17759/chp.2015110312
Дополнительные файлы
