Маркировка продуктов питания на лицевой стороне упаковки: совместимы ли инициативы в сфере здравоохранения с нормами и правилами ВТО?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

За последнее десятилетие государства стали все чаще использовать различные формы маркировки продуктов питания на лицевой стороне упаковки в целях предотвращения распространения ожирения и связанных с ним неинфекционных хронических заболеваний. Некоторые формы такой маркировки направлены на информирование потребителя о повышенном содержании критически значимых пищевых веществ и являются обязательными для соблюдения. Растущая популярность таких мер вызывает серьезную озабоченность у членов Всемирной торговой организации (ВТО), поскольку к настоящему времени единая позиция относительно соответствия данной маркировки нормам и правилам ВТО не сформировалась. В настоящей статье предпринята попытка достичь понимания по данному вопросу и предложить варианты того, как национальные законодатели могли бы скорректировать свои инициативы по маркировке, чтобы привести их в соответствие с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле (Соглашение ТБТ). В первой части статьи автор на основании положений статьи 2.1 Соглашения ТБТ (принцип недискриминации) автор заключает, что в рамках разрабатываемых инициатив законодателю следует регулировать потребление всех видов продуктов питания. Товары, не прошедшие предварительную упаковку и отпускаемые потребителям в местах продажи, также должны стать объектом регулирующего воздействия, поскольку по своему химическому составу они схожи с продуктами питания промышленного производства. Во второй части настоящей статьи на основании статьи 2.2 Соглашения ТБТ (принцип необходимости) автор отмечает, что членам ВТО следует уделить особое внимание определению целей вводимой маркировки, поскольку, чтобы соответствовать принципу необходимости, такая мера должна продемонстрировать вклад в достижение каждой из заявленных целей. Более того, законодатель должен будет определить, как маркировка повлияет на снижение потребления именно критически значимых пищевых веществ, а не отдельных продуктов питания в целом. В связи с этим ожидаемый вклад маркировки в достижение заявленных целей может быть усилен с помощью принятия дополнительных мер, также снижающих потребление критически значимых пищевых веществ. В третьей части статьи автор рассматривает положения статей 2.4 и 2.5 Соглашения ТБТ (принцип гармонизации) и приходит к выводу о том, что в настоящее время международные стандарты признают значимость региональных исследований, в том числе анализирующих специфику и пищевые привычки местного населения. Тем не менее действующая редакция соответствующих международных стандартов не освобождает членов ВТО от необходимости применять научно обоснованные меры, способные позитивно влиять на потребление критически значимых пищевых веществ.

Об авторах

Анастасия Александровна Пархоменко

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: aaparkhomenko.01@gmail.com
магистр права, советник отдела мер защиты рынка, Департамент международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Москва, Россия

Список литературы

  1. Almeida L. B., Scagliusi F. B., Duran A. C., Jaime P. C. (2017) Barriers to and Facilitators of Ultra-Processed Food Consumption: Perceptions of Brazilian Adults. Public Health Nutrition, vol. 21, no. 1, pp. 68–76.https://doi.org/10.1017/s1368980017001665
  2. Anderson P. L., McLellan R. D., Overton J. P., Wolfram G. L. (1997) Price Elasticity of Demand. McKinac Center for Public Policy.
  3. Andreyeva T., Long M. W., Brownell K. D. (2010) The Impact of Food Prices on Consumption: A Systematic Review of Research on the Price Elasticity of Demand for Food. American Journal of Public Health, vol. 100, no. 2, pp. 216–222.https://doi.org/10.2105/ajph.2008.151415
  4. Boza Martinez S., Polanco R., Espinoza M. (2019) Nutritional Regulation and International Trade in APEC Economies: The New Chilean Food Labeling Law. Asian Journal of WTO & International Health Law and Policy, vol. 14, no. 1, pp. 73–113.http://doi.org/10.2139/ssrn.3362184 doi: 10.2139/ssrn.3362184
  5. Bremmers H., Purnhagen K. (eds.) (2018) Regulating and Managing Food Safety in the EU: A Legal-Economic Perspective, Cham: Springer.http://doi.org/10.1007/978-3-319-77045-1 doi: 10.1007/978-3-319-77045-1
  6. Brindal E., Mohr P., Wilson C., Wittert G. (2008) Obesity and The Effects of Choice at a Fast Food Restaurant. Obesity Research & Clinical Practice, vol. 2, no. 2, pp. 71–142.https://doi.org/10.1016/j.orcp.2008.03.004
  7. Cediel G., Reyes M., da Costa Louzada M. L., Martinez Steele E., Monteiro C. A., Corvalán C., Uauy R. (2017) Ultra-Processed Foods and Added Sugars in the Chilean Diet (2010). Public Health Nutrition, vol. 21, no. 1, pp. 125–133.http://doi.org/10.1017/S1368980017001161 doi: 10.1017/S1368980017001161
  8. Colchero M. A., Salgado J. C., Unar-Munguía M., Hernández-Ávila M., Rivera-Dommarco J. A. (2015) Price Elasticity of the Demand for Sugar Sweetened Beverages and Soft Drinks in Mexico. Economics & Human Biology, vol. 19, pp. 129–137.http://doi.org/10.1016/j.ehb.2015.08.007 doi: 10.1016/j.ehb.2015.08.007
  9. Contreras-Manzano A., Cruz-Casarrubias C., Munguía A., Jáuregui A., Vargas-Meza J., Nieto C., Tolentino-Mayo L., Barquera S. (2022) Evaluation of the Mexican Warning Label Nutrient Profile on Food Products Marketed in Mexico in 2016 and 2017: A Cross-Sectional Analysis. PLOS Medicine, vol. 19, no. 4, pp. 1–20.https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1003968
  10. Dickie S., Woods J. L., Lawrence, M. (2018) Analysing The Use of the Australian Health Star Rating System by Level of Food Processing. International Journal of Behavioural Nutrition and Physical Activity, vol 15, no. 1, pp. 1–9.https://doi.org/10.1186/s12966-018-0760-7
  11. Drewnowski A. (1998) Energy Density, Palatability, and Satiety: Implications for Weight Control. Nutrition Reviews, vol. 56, no. 12, pp. 347–353.https://doi.org/10.1111/j.1753-4887.1998.tb01677.x
  12. Fernandez M. A., Raine K. D. (2019) Insights on the Influence of Sugar Taxes on Obesity Prevention Efforts. Current Nutrition Reports, vol. 8, no. 4, pp. 333–339.https://doi.org/10.1007/s13668-019-00282-4
  13. Fiolet T., Srour B., Sellem L., Kesse-Guyot E., Allès B., Méjean C., Deschasaux M., Fassier P., Latino-Martel P., Beslay M., Hercberg S., Lavalette C., Monteiro C. A., Julia C., Touvier M. (2018) Consumption of Ultra-Processed Foods and Cancer Risk: Results from NutriNet-Santé Prospective Cohort. The BMJ.https://doi.org/10.1136/bmj.k322
  14. Folkvord F., Bergmans N., Pabian S. (2021) The Effect of the Nutri-Score Label on Consumer’s Attitudes, Taste Perception and Purchase Intention: An Experimental Pilot Study. Food Quality and Preference, vol. 94, pp. 1–7.http://doi.org/10.1016/j.foodqual.2021.104303 doi: 10.1016/j.foodqual.2021.104303
  15. Freire W. B., Waters W. F., Rivas-Mariño G., Nguyen T., Rivas P. A (2016) Qualitative Study of Consumer Perceptions and Use of Traffic Light Food Labelling in Ecuador. Public Health Nutrition, vol. 20, no. 5, pp. 805–813.http://doi.org/10.1017/S1368980016002457 doi: 10.1017/S1368980016002457
  16. Guerrero-López C. M., Unar-Munguía M., Colchero, M. A. (2017) Price Elasticity of the Demand for Soft Drinks, other Sugar-Sweetened Beverages and Energy Dense Food in Chile. BMC Public Health, vol. 17, pp. 1–8.http://doi.org/10.1016/j.ehb.2015.08.007 doi: 10.1016/j.ehb.2015.08.007
  17. Ikonen L., Sotgiu F., Aydinli A., Verlegh P. W. J. (2019) Consumer Effects of Front-of-Package Nutrition Labeling: An Interdisciplinary Meta-Analysis. Journal of the Academy of Marketing Science, vol. 48, no. 3, pp. 360–383.http://doi.org/10.1007/s11747-019-00663-9 doi: 10.1007/s11747-019-00663-9
  18. Jones A., Neal B., Reeve B., Ni Mhurchu C., Thow A. M. (2019) Front-of-Pack Nutrition Labelling to Promote Healthier Diets: Current Practice and Opportunities to Strengthen Regulation Worldwide. BMJ Global Health, vol. 4, no. 6, pp. 1–16.http://doi.org/10.1136/bmjgh-2019-001882 doi: 10.1136/bmjgh-2019-001882
  19. Lewis N., Huang Q., Merkel P., Rhee D. K., Sylvetsky A. C. (2020) Differences in the Sugar Content of Fast-Food Products Across Three Countries. Public Health Nutrition, vol. 23, no. 16, pp. 2857–2863.http://doi.org/10.1017/S136898002000110X doi: 10.1017/S136898002000110X
  20. Luiten C. M., Steenhuis I.H., Eyles H., Ni Mhurchu C., Waterlander W. E. (2015) Ultra-Processed Foods Have the Worst Nutrient Profile, Yet They are the Most Available Packaged Products in a Sample of New Zealand Supermarkets. Public Health Nutrition, vol. 19, no. 3, pp. 530–538.http://doi.org/10.1017/S1368980015002840 doi: 10.1017/S1368980015002840
  21. Marceau G. (2013) The New TBT Jurisprudence in US — Clove Cigarettes, WTO US — Tuna II, and US — COOL. Asian Journal of WTO & International Health Law and Policy, vol. 8, no. 1, pp. 1–39.
  22. Martínez Arroyo A., Corvalán Aguilar C., Palma Molina X., Ceballos Sanchez X., Fisberg R. M.. (2020) Dietary Patterns of Adolescents from the Chilean Growth and Obesity Cohort Study Indicate Poor Dietary Quality. Nutrients, vol. 12, no. 7, pp. 1–14.http://doi.org/10.3390/nu12072083 doi: 10.3390/nu12072083
  23. Monteiro C. A., Cannon G., Lawrence M., Costa Louzada M. L.,Pereira Machado P. (2019) Ultra-Processed Foods, Diet Quality, and Health Using the NOVA Classification System. Rome: FAO.
  24. Monteiro C. A., Cannon G., Moubarac J. C., Levy R. B., Louzada M. L. C., Jaime P. C. (2017) The UN Decade of Nutrition, the NOVA Food Classification and the Trouble with Ultra-Processing. Public Health Nutrition, vol. 21, no. 1, pp. 5–17.https://doi.org/10.1017/s1368980017000234
  25. Pongutta S., Chongwatpol P., Tantayapirak P., Vandevijvere S. (2018) Declaration of Nutrition Information on and Nutritional Quality of Thai Ready-To-Eat Packaged Food Products. Public Health Nutrition, vol. 21, no. 8, pp. 1409–1417.http://doi.org/10.1017/S1368980017003792 doi: 10.1017/S1368980017003792
  26. Recchi S. (2020) Informal Street Vending: A Comparative Literature Review. International Journal of Sociology and Social Policy, vol. 41, no. 7/8, pp. 805–825.http://doi.org/10.1108/IJSSP-07-2020-0285 doi: 10.1108/IJSSP-07-2020-0285
  27. Saavedra-Garcia L., Sosa-Zevallos V., Diez-Canseco F., Miranda J. J., Bernabe-Ortiz A. (2015) Reducing Salt in Bread: A Quasi-Experimental Feasibility Study in a Bakery in Lima, Peru. Public Health Nutrition, vol. 19, no. 6, pp. 976–982.http://doi.org/10.1017/S1368980015001597 doi: 10.1017/S1368980015001597
  28. Shangguan S., Afshin A., Shulkin M., Ma W., Marsden D., Smith J., Saheb-Kashaf M., Shi P., Micha R., Imamura F., Mozaffarian D. (2019) A Meta-Analysis of Food Labeling Effects on Consumer Diet Behaviours and Industry Practices. American Journal of Preventive Medicine, vol. 56, no. 2, pp. 300–314.http://doi.org/10.1016/j.amepre.2018.09.024 doi: 10.1016/j.amepre.2018.09.024
  29. Silva C. P., Bento, A. C., Guaraldo E. (2022) The Impact of Front-of-the-Packaging Nutrition Labelling Warnings on Consumer Habits: A Scoping Review Exploring the Case of the Chilean Food Law. BFJ, vol. 124, no. 13, pp. 66–80.http://doi.org/10.1108/BFJ-05-2021-0463 doi: 10.1108/BFJ-05-2021-0463
  30. Song J., Brown M. K., Tan M., MacGregor G. A., Webster J., Campbell N. R. C., Trieu K., Ni Mhurchu C., Cobb L. K., He F. J. (2021) Impact of Colour-Coded and Warning Nutrition Labelling Schemes: A Systematic Review and Network Meta-Analysis. PLOS Medicine, vol. 18, no. 10, pp. 1–28.http://doi.org/10.1371/journal.pmed.1003765 doi: 10.1371/journal.pmed.1003765
  31. Talati Z., Pettigrew S., Kelly B., Ball K., Dixon H., Shilton T. (2016) Consumers' Responses to Front-of-Pack Labels That Vary by Interpretive Content. Appetite, vol. 101, pp. 205–213.https://doi.org/10.1016/j.appet.2016.03.009
  32. Tarragon E., Cases Ceano-Vivas P., Gonzalez-Ogazón P., Moreno J. J. (2021) Perceived Intensity and Palatability of Fatty Culinary Preparations is Associated with Individual Fatty Acid Detection Threshold and the Fatty Acid Profile of Oils Used as Ingredients. Chemical Senses, vol. 46, pp. 1–9.https://doi.org/10.1093/chemse/bjab014
  33. Thow A. M., Jones A., Hawkes C., Ali I., & Labonté R. (2017) Nutrition Labelling is a Trade Policy Issue: Lessons From an Analysis of Specific Trade Concerns at the World Trade Organization. Health Promotion International, vol. 33, no. 4, pp. 561–571.http://doi.org/10.1093/heapro/daw109 doi: 10.1093/heapro/daw109
  34. Tuhumury H. (2011) The Effects of Salt on Bread: Technological Considerations for Reduced Salt Levels. Journal of Sustainable Dryland Agriculture (AGRICA), vol. 4, no. 2, p. 134–141.https://doi.org/10.37478/agr.v4i2.458
  35. Turnbull B., Gordon S. F., Martínez-Andrade G. O., González-Unzaga M. (2019) Childhood Obesity in Mexico: A Critical Analysis of the Environmental Factors, Behaviours and Discourses Contributing to the Epidemic. Health Psychology Open, vol. 6, no. 1, pp. 1–8.http://doi.org/10.1177/2055102919849406 doi: 10.1177/2055102919849406
  36. Yeo G. S. (2022) Is Calorie Labelling on Menus the Solution to Obesity? Nature Reviews Endocrinology, vol. 18, no. 8, pp. 453–454.https://doi.org/10.1038/s41574-022-00705-3

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пархоменко А.А., 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».