Инновационные методы преподавания. Проблемно-ориентированное обучение и дистанционные технологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описаны современные методы преподавания, наиболее эффективные при изучении клинических дисциплин. Изложены основные принципы проблемно ориентированного обучения, которые сопоставлены с традиционными методами преподавания. Охарактеризованы дистанционные технологии обучения. Подчеркнута роль обучающегося в процессе освоения знаний и практических навыков. Обоснована необходимость использования инновационных технологий в медицинском образовании, особенно при освоении новых компетенций врачами, имеющими собственный клинический опыт, в частности при обучении гериатрии.

Об авторах

Ольга Юрьевна Кузнецова

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.kuznetsova@szgmu.ru
SPIN-код: 7200-8861

д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой семейной медицины

Россия, Санкт-Петербург

Людмила Николаевна Дегтярева

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Email: ludmila.degtyareva@szgmu.ru
SPIN-код: 5942-8540

канд. мед. наук, доцент кафедры семейной медицины

Россия, Санкт-Петербург

Ирина Евгеньевна Моисеева

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

Email: irina.moiseeva@szgmu.ru
SPIN-код: 9030-7975

канд. мед. наук, доцент кафедры семейной медицины

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Barrows HS, Tamblyn RM. Problem-based learning: an approach to medical education. New York: Springer; 1980.
  2. Хамчиев К.М., Кутебаев Т.Ж. Проблемно ориентированное обучение в медицине как мотивация изучения фундаментальных дисциплин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 7-2. – С. 352–352а. [Khamchiev KM, Kutebaev TZh. Problemno-orientirovannoe obuchenie v meditsine kak motivatsiya izucheniya fundamental’nykh distsiplin. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovanij. 2015;(7-2):352-352a. (In Russ.)]
  3. Poulton T, Conradi E, Kavia S, et al. The replacement of ‘paper’ cases by interactive online virtual patients in problem-based learning. Med Teach. 2009;31(8):752-758. https://doi.org/10.1080/01421590903141082.
  4. Каде А.Х., Занин С.А. Инновации в подготовке врача общей практики // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4-1. – С. 119–121. [Kade AKh, Zanin SA. Innovatsii v podgotovke vracha obshchej praktiki. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya. 2013;(4‑1):119‑121. (In Russ.)]
  5. Приказ Минздрава РФ от 21 ноября 2017 № 926 «Об утверждении концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года». [Order No. 926 Ministry of Health Russia “Ob utverzhdenii kontseptsii razvitiya nepreryvnogo meditsinskogo i farmatsevticheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federatsii na period do 2021 goda”, dated 2017 November 21. (In Russ.)]. Доступно по: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71750330/. Ссылка активна на 15.01.2019.
  6. Голошумова Г.С., Чернова О.Е. Возможности использования электронной образовательной платформы MOODLE в образовательном процессе вуза // Филологический класс. – 2017. – № 3. – С. 52–58. [Goloshumova GS, Chernova OE. Potential application of e-learning environment moodle in training of ihl students. Filologicheskij klass. 2017;(3):52-58. (In Russ.)]. https://doi.org/10.26710/fk17-03-08.
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). [Federal Law of Russian Federation No. 273-FZ “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii” (poslednyaya redaktsiya), dated 2012 December 29. (In Russ.)]. Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. Ссылка активна на 15.01.2019.
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». [Order No. 816 Ministry of Education and Science Russia “Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizatsiyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel’nuyu deyatel’nost’, elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologij pri realizatsii obrazovatel’nykh programm”, dated 2017 August 23. (In Russ.)]. Доступно по: https://base.garant.ru/71770012/. Ссылка активна на 15.01.2019.
  9. Фролова Е.В. Инновационные методы обучения: опыт проведения ежегодной весенней школы практической гериатрии // Российский семейный врач. – 2019. – Т. 23. – № 1. – С. 41–48. [Frolova EV. Innovative teaching methods: the experience of annual spring school of practical geriatric. Russian Family Doctor. 2019;23(1):41-48. (In Russ.)]. https://doi.org/10.17816/RFD2019141-48.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Национальный проект «Здравоохранение». [Presidential Order No. 204 “O natsional’nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda” Natsional’nyj proekt “Zdravookhranenie”, dated 2018 May 7. (In Russ.)]. Доступно по: http://government.ru/rugovclassifier/831/events/. Ссылка активна на 1.02.2019.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кузнецова О.Ю., Дегтярева Л.Н., Моисеева И.Е., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».