ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ВУЗА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - установить особенности психофизиологических реакций, в том числе, копинг-стратегий, в динамике повседневной деятельности у студентов среднего профессионального образования, обучающихся в вузе ГПС МЧС России, для совершенствования системы медико-психологического сопровождения. Материалы и методы. Исследование проведено на базе ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Привлечены 10 студентов среднего профессионального образования, средний возраст - 18,1 ± 0,1 лет. Использовались методика «Копинг-тест Лазаруса». В качестве внешнего критерия использованы тесты Равена, «Реакция на движущийся объект», «Тест на механическую понятливость Беннета для ГДЗС (газо-дымозащитной службы)». Применялся компьютерный комплекс для психологического и психофизиологического тестирования «НС-Психотест» (ООО «Нейрософт», г. Иваново). Результаты обработаны стандартными методами математической статистики для непараметрического распределения выборки. Уровень достоверности 0,05. Модель рассчитана с использованием программы IBM SPSS Statistica 23. Результаты. Выявлены дезадаптивные копинг-стратегии у студентов среднего профессионального образования по трем профессионально значимым стратегиям: «Самоконтроль», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка». Во 2-м семестре уровень напряженности копинг-стратегий ослабевает, выявленные дезадаптивные значения показателей переходят в адаптивный диапазон значений. По двум стратегиям («Дистанцирование» и «Бегство/избегание») определено нарастание выраженности копинг-стратегий по абсолютным значениям показателей. Выявлены инфантильные способы снижения стресса: принятие ответственности за счет снижения самоконтроля, а «уход от проблем» - при планировании решения проблемы и положительной переоценке. Корреляции значимой силы определены для Теста Равена и копингов «Конфронтации» (0,58 и 0,60 - в 1-м и 2-м семестре, соответственно), «Поиска социальной поддержки» (0,66 и 0,06), «Планирования решения проблемы» (0,37 и 0,44), «Положительной переоценки» (0,36 и 0,37). Уровень реализации интеллектуальных способностей в 1-м семестре зависит от мнения и социальной поддержки группы, но в обоих семестрах сопровождается формированием профессионально значимых компетенций - умения извлекать положительный опыт, планировать усилия по решению возникающих задач, даже за счет противопоставления себя группе. Заключение. Выявленные феномены копинг-стратегий позволили предложить проект модели прогнозирования рисков развития дезадаптивных состояний в динамике обучения студентов среднего профессионального образования на базе вуза (3 рис., библ.: 7 ист.).

Об авторах

С В Королева

ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России»

Иваново, Россия

Список литературы

  1. Бабарыкин И. А., Королева С. В., Мкртычан А. С., Петров Д. Л. Динамика копинг-стратегий у курсантов вузов ГПС МЧС России в процессе обучения. Актуальные проблемы военной и экстремальной медицины: Сб. научных статей 1-й интернет-конференции с международным участием. Гомель; 2013: 97-106.
  2. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion. In: Stress, Appraisal and Coping. New York; 1991: 207-27.
  3. Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping emotion. In: Stress, Appraisal and Coping. New York; 1991: 189-206.
  4. Kryukova T. L., Kuftyak E. V. Questionnaire of coping methods (adaptation of the WCQ technique). Zhurnal prakticheskogo psikhologa. 2007; 3: 93-112. @@Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ). Журнал практического психолога. 2007; 3: 93-112.
  5. Kryukova T. L. Man as a subject of coping behavior. Psikhologicheskiy zhurnal. 2008; 29 (2): 88-95. @@Крюкова Т. Л. Человек, как субъект совладающего поведения. Психологический журнал. 2008; 29 (2): 88-95.
  6. Troitskaya E. A. Styles of coping behavior in adolescence. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovaniye i pedagogicheskiye nauki. 2017; 785: 170-84. @@Троицкая Е. А. Стили совладающего поведения в юношеском возрасте. Вестник московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017; 785: 170-84.
  7. Rybnikov V. Yu., Ashanina E. N. Psychology of coping behavior of specialists in dangerous professions. Monograph. Saint Petrsburg: Politekhnika servis Publisher; 2011. @@Рыбников В. Ю., Ашанина Е. Н. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий. Монография. СПб.: Политехника сервис; 2011.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Королева С.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».