Физическое развитие мальчиков-сирот младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Авторы: Овчаренко Е.С.1, Фефелова В.В.1, Каспаров Э.В.1, Колоскова Т.П.1, Смирнова О.В.1, Игнатова И.А.1
-
Учреждения:
- ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН
- Выпуск: Том 28, № 1 (2020)
- Страницы: 30-36
- Раздел: Оригинальные исследования
- URL: https://journal-vniispk.ru/pavlovj/article/view/15921
- DOI: https://doi.org/10.23888/PAVLOVJ202028130-36
- ID: 15921
Цитировать
Аннотация
Умственная отсталость считается одной из самых распространенных патологий психического развития детей. Параметры физического развития активно используются в качестве информативных маркеров состояния здоровья, социально-гигиенических благополучия как в норме, так и при различных патологиях. При этом, детям-сиротам с умственной отсталостью в этом контексте уделяется недостаточно внимания.
Цель. Изучить параметры физического развития у мальчиков младшего школьного возраста с умственной отсталостью, воспитывающихся в специализированном детском доме.
Материалы и методы. Обследовано 34 мальчика (7-11 лет). Из них 20 детей с диагнозом умственная отсталость умеренной степени тяжести (F71), воспитывающиеся в специализированном детском доме для умственно отсталых детей (без попечения родителей). В контрольную группу вошли 14 интеллектуально здоровых мальчиков того же возраста, воспитывающихся в детском доме физиологического типа. Исследовались антропометрические параметры (длина тела, масса тела, окружность груди и головы, поперечный диаметр грудной клетки), индекс «стении», уровень физического развития, индекс Кетле II.
Результаты. Полученные данные свидетельствуют о резком снижении показателей, характеризующих параметры физического развития у мальчиков-сирот с умственной отсталостью по сравнению с интеллектуально здоровыми мальчиками–сиротами. Поскольку дети находятся в одинаковых социально-гигиенических условиях, выявленные особенности могут быть обусловлены сочетанным влиянием наличия отклонений в интеллектуальном развитии детей и воспитания в условиях дома-интерната.
Заключение. Полученные результаты определяют необходимость более пристального медико-гигиенического сопровождения детей-сирот с умственной отсталостью.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елизавета Сергеевна Овчаренко
ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: sci.work@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6884-7871
SPIN-код: 5234-6083
ResearcherId: O-5127-2015
научный сотрудник лаборатории клинической патофизиологии
Россия, КрасноярскВера Владимировна Фефелова
ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН
Email: Fefelova1405@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2865-866X
SPIN-код: 2212-7212
ResearcherId: K-1946-2018
д.б.н., проф., г.н.с.
Россия, КрасноярскЭдуард Вильямович Каспаров
ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН
Email: clinic@impn.ru
ORCID iD: 0000-0002-5988-1688
ResearcherId: C-3621-2018
д.м.н., проф., директор
Россия, КрасноярскТатьяна Петровна Колоскова
ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН
Email: koloskova72@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-3847-1994
SPIN-код: 5234-6083
ResearcherId: K-2913-2018
к.м.н., в.н.с.
Россия, КрасноярскОльга Валентиновна Смирнова
ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН
Email: ovsmirnova71@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3992-9207
SPIN-код: 2198-0265
ResearcherId: C-2722-2018
д.м.н., зав. лабораторией клинической патофизиологии
Россия, КрасноярскИрина Акимовна Игнатова
ФГБНУ Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН
Email: ignatovai@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3327-7631
SPIN-код: 2270-7722
ResearcherId: K-2880-2018
д.м.н., в.н.с.
Россия, КрасноярскСписок литературы
- Vasconcelos M.M. Retardo Mental. Mental retardation // Jornal de Pediatria. 2004. Vol. 80, №2 (Suppl). P. S71-S82.
- Шипицына Л. М., Сорокин В.М., Исаев Д.Н., и др. Психология детей с нарушениями интеллектуального раз-вития. М.: Издательский центр «Академия»; 2014.
- Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012. Т. 91, №3. С. 9-14.
- Овчаренко Е.С., Фефелова В.В. Физическое развитие детей с нарушением двигательной активности // Бюлле-тень Северного государственного медицинского университета. 2014. №1(32). С. 63-64.
- Бавыкина И.А. Оценка длины и массы тела детей с расстройствами аутического спектра // Аутизм и наруше-ние развития. 2018. Т. 16, №2(59). С. 42-47. doi: 10.17759/autdd.2018160206
- Прахин Е.И., Грицинская В.Л., Галактионова М.Ю. Индивидуально-типологический подход к оценке состоя-ния здоровья детей // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2001. Т. 29, №5. С. 18-20.
- Бавыкина И.А. Особенности физического развития и уровня нутриентов у детей с расстройствами аутическо-го спектра // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2019. Т. 27, №2. С. 181-187. doi: 10.23888/PAVLOVJ2019272181-187
- Колоскова Т.П., Фефелова В.В., Мартынова Г.П. Прогностическая значимость определения компонентного состава тела у детей больных острыми кишечными инфекциями // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2013. Т. 118, №3. С. 84-86.
- Потупчик В.Т., Макарова М.В., Прахин Е.И., и др. Критерии оценки адаптации детей к высоким учебным нагрузкам // Гигиена и санитария. 2011. №6. С. 41-44.
- Жуков О.Ф., Акчурин Ф.А. Особенности морфофункционального развития детей 12-13 лет с легкой степенью умственной отсталости // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. №10(56). С. 40-44.
- Фефелова В.В., Овчаренко Е.С., Каспаров Э.В., и др. Гиперреакция симпатической регуляции у младших школьников с умственной отсталостью и избыточной массой тела // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанско-го. 2018. Т. 97, №3. С. 187-191. doi: 10.24110/0031-403X-2018-97-3-187-191
- Einarsson I.T., Johannsson E., Daly D., et al. Phy-sical activity and physical condition of Icelandic primary and sec-ondary school children with intellectual disability // Laeknabladid. 2015. Vol. 101, №5. Р. 243-248. doi: 10.17992/lbl.2015.05.25
- Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. СПб.: Фолиант; 2009.
- Baidwan S., Paul M.M., Chhatwal J., et al. Growth and sexual maturity pattern of girls with mental retardation // In-ternational Journal of Applied and Basic Medical Research. 2014. Vol. 4, №1. Р. 38-42. doi: 10.4103/2229-516X.125691
- Emerson E., Robertson J., Baines S. et al. Obesity in British children with and without intellectual disability: cohort study // BMC Public Health. 2016. №16. P. 644. doi: 10.1186/s12889-016-3309-1
- Baidwar S., Paul M.M., Chhatwal J., et al. Physical growth during adolescence in mental retarded children // National Journal of Clinical Anatomy. 2012. №1(2). P. 61-66. doi: 10.1055/s-0039-3401668
- Nogay N.H. Nutritional status in mental disabled children and adolescents: A study from Western Turkey // Pakistan Journal of Medical Sciences. 2013. Vol. 29, №2. P. 614-618. doi:10.12699/ pjms.292.3194
- Тебенова К.С., Рахметова А.М., Туганбекова К.М., и др. Оценка физического статуса детей с интеллектуаль-ной недостаточностью // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №3 (часть 2). С. 258-261. Доступно по: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=6526. Ссылка активна на: 27.04.2020.
Дополнительные файлы
