Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

№ 1 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Дискуссия

Тайна геродотовских саспиров

Салмин А.К.

Аннотация

В статье анализируются доисторические факты о геродотовских саспирах в контексте кавказской истории сапиров/савиров. Автор рассматривает как первоисточники, так и публикации ведущих исследователей по теме. В целях получения системной картины вводятся данные по этнониму, истории, географии, религии, этнографии и языку. В частности, делается вывод, что между этнонимами Σάσπειρες, Σάπειρες, Σάβιροι, Sapires, Savares, Savirs имеется историческая преемственность. В изучаемый период саспиры обитали на землях от Мидии до Колхиды между мидянами и колхами (мидяне находились к югу, а колхи к северу от р. Фасис) к юго-востоку от р. Чорох в сторону озер Севан и Ван. Матиенскими горами, возле которых жили саспиры, считаются горы в районе Эрзурума.

Этнографическое обозрение. 2024;(1):5-22
pages 5-22 views

Обсуждая вопрос о геродотовских саспирах

Мадуров Д.Ф., Шагинян А.К., Хорикян О.Г., Сараев А.С., Салмин А.К.

Аннотация

Авторы обсуждают положения статьи А.К. Салмина “Тайна геродотовских саспиров”, в которой на основе анализа первоисточников и научных публикаций рассматриваются доисторические факты о геродотовских саспирах в контексте кавказской истории сапиров/савиров. В целях получения системной картины А.К. Салминым вводятся данные по этнониму, истории, географии, религии, этнографии и языку. В частности, делается вывод, что между этнонимами Σάσπειρες, Σάπειρες, Σάβιροι, Sapires, Savares, Saviri имеется историческая преемственность. Аргументацию данных положений обсуждает коллектив участников в комментариях, включающих “Саспиритида и чуваши: поиски связей” (Д.Ф. Мадуров), “Что общего может быть между далекими предками чувашей и древними армянами?” (А.К. Шагинян), “Неосведомленность или научная недобросовестность?” (О.Г. Хорикян), «“Тайна” саспиров раскрыта?» (А.С. Сараев).

Этнографическое обозрение. 2024;(1):23-59
pages 23-59 views

Возвращаясь к напечатанному

От “вернакулярных” музеев к “прошлому своими руками”

Мельникова Е.А.

Аннотация

Статья посвящена понятию “вернакулярные музеи”, предложенному Ириной Слепцовой (Кызласовой) и Еленой Чесноковой в одном из номеров журнала “Этнографическое обозрение”. Откликаясь на идею авторов, я продолжаю начатую ими линию рассуждения, расширяя контекст анализа этого явления. В статье рассматриваются проблемы, затрудняющие использование термина “вернакулярный музей”, включая наличие предшественников таких музеев, противоречия, заложенные в систему типологизации музейного разнообразия, обусловленные ее использованием как в области практики, так и в области анализа, а также проблемы, связанные с концептуализацией вернакуляров как значимого Другого относительно официально признанных образцов музеестроительства. В статье предлагается альтернативный ракурс анализа современных форм музейных инициатив, позволяющий включить их в один ряд с типологически близкими формами низовых коммемораций и мемориального активизма.

Этнографическое обозрение. 2024;(1):60-76
pages 60-76 views

Народное христианство Армении

Проживаемая религия почитателей сельских сурбов в Армении

Крюкова Н.В.

Аннотация

В статье на основе подходов проживаемой религии (lived religion) анализируются представления и практики почитателей сельских сурбов в Армении. Сурб означает “святой”, “священный”, “божественный”, это святой и место почитания. Сурбом может быть книга, хачкар, церковь, дерево, изображение и т.д. – любой объект, считающийся святым. Для повседневной религии почитателей сельских сурбов характерны особые взаимоотношения верующих со священным и божественной силой святых. Люди воспринимают силу сурба как реальную и эффективную и испытывают на себе ее влияние каждый день. Ритуальные практики в святилищах рассматриваются как способ воздействия на божественную силу для удовлетворения определенных потребностей и выполнения некоторых задач. Верующим также важен физический контакт со святыней. Представления и практики почитателей сельских святынь не одобряются Армянской апостольской церковью. В Армении наряду с официальной канонической существует вернакулярная устная религиозная традиция.

Этнографическое обозрение. 2024;(1):77-92
pages 77-92 views

Сон и святыня в армянском народном христианстве: предварительные результаты исследований

Симонян Л.Д.

Аннотация

Этнографическое, с применением феноменологического подхода исследование снов при сравнении опубликованного материала с полевым выявляет закономерности, связанные с многовековой традицией. Отношение к снам как к информации о будущих событиях в наше время присуще религиозным, но редко посещающим церковь людям. Сновидения о святилищах традиционно классифицируются как истинные, и их указания неукоснительно выполняются. Посредством снов осуществляется общение между сновидцем и персонифицированным святилищем, предписывающим раскапывать определенные места, не прикасаться к священному объекту, совершать паломничества, переносить объект почитания в новое место и т.п. Некоторые сны способствуют нахождению исторических памятников. В Армении есть особые святилища, избавляющие от последствий плохих, часто связанных с образом Тух Манука сновидений. В особых святилищах производится инкубация с целью излечения. Сны в святилище и после его посещения считаются священными и часто свидетельствуют об избавлении от болезни.

Этнографическое обозрение. 2024;(1):93-114
pages 93-114 views

Статьи и материалы

Дамы с собачками: отношение к собакам в России в XVIII–XIX вв.

Коршунков В.А.

Аннотация

В статье исследуется отношение представителей знатного сословия Российской империи к собакам. Источниками служат главным образом мемуары, а также произведения русской литературы XVIII–XIX вв., особенно такие, в которых “собачья” тема не является главной, а вводится попутно, в качестве дополнительной характеристики обстановки или героя. Выясняется, что у женщин и мужчин отношение к собакам было различным. Кроме того, мужчины и женщины предпочитали общаться с разными породами. В российском обществе XVIII–XIX вв. комнатные (дамские, постельные) собачки являлись атрибутом богатой и знатной дамы. Мужчины относились к таким породам с пренебрежением. Тщедушная, прихотливая, несамостоятельная любимица хозяйки вполне соответствовала тогдашней манере поведения барышни и дамы – с ее нарядами, обмороками, зависимостью от мужчины. С другой стороны, мужчины были покровительственно привязаны к своим охотничьим (иногда и сторожевым) псам – крупным, сильным, задиристым, которые обычно обитали не в доме, а на дворе. Постепенно мода на комнатных собачек стала проходить, и любимыми домашними питомцами становились кошки. С середины XIX в. в окружении своих мосек, левреток, шпицев, болонок чаще можно было заметить пожилую барыню.

Этнографическое обозрение. 2024;(1):115-132
pages 115-132 views

Антропологическая фотография 1920-х – начала 1930-х годов в контексте освоения советской властью национальных территорий

Толмачева Е.Б.

Аннотация

Статья посвящена различным аспектам создания антропологической фотографии в 1920-е – начале 1930-х годов. На примере истории развития визуального документа представлены проблемы научного освоения национальных окраин. Особенности формирования комплекса фотоизображений периода национального строительства рассмотрены в контексте выбора территорий и этносов для изучения, взаимодействия с властными структурами и подхода к работе с местным населением. В тексте показаны различные ситуации, в которых создавались антропологические фотодокументы, и проанализированы отчеты, отражавшие научные задачи ученых. На примере истории формирования фотофонда МАЭ РАН представлены основные этапы и направления исследований, технические особенности производства фотодокумента и архивации его в музейном собрании. Поднимаются вопросы авторской методики фотофиксации изображений, проблемы этики взаимодействия с субъектами и публикации материалов научных экспедиций.

Этнографическое обозрение. 2024;(1):133-150
pages 133-150 views

Евреи Дона в XIX – начале XXI в.: геодемографическая динамика и воспроизводственные процессы региональной общины

Сущий С.Я.

Аннотация

В статье анализируются воспроизводственные, миграционные процессы, количественная, пространственная, половозрастная динамика еврейского населения Донского края. Зафиксированы основные этапы геодемографической эволюции донских евреев в XIX – начале XXI в., изучены особенности системы их расселения, гендерной структуры в городах и сельской местности. Установлено, что уже в начале ХХ в. высокий уровень урбанизации и социокультурной модернизации активизирует процесс ассимиляции евреев Дона. Демографические потери в годы Великой Отечественной войны предопределили ускоренное сокращение общины в послевоенный период, еще более усилив ассимиляционные тенденции. Среди последствий нарастающей с 1920–1930-х годов ассимиляции отмечаются абсолютный рост и удельное расширение региональной группы смешанного населения с еврейскими корнями, не фиксируемого официальной статистикой. Для отдельных этапов геодемографической эволюции ХХ – начала XXI в. выполнена оценка этой латентной компоненты. Установлено, что к концу ХХ в. она многократно превосходила размеры этнического ядра областной общины, а в последние 20–30 лет становится все более значимым фактором демографического воспроизводства и социокультурной жизнедеятельности еврейского населения Дона.

Этнографическое обозрение. 2024;(1):151-179
pages 151-179 views

Влияние центральноазиатской миграции на исламское пространство уральского города (на примере Челябинска, Магнитогорска и Троицка)

Авдашкин А.А.

Аннотация

Статья посвящена влиянию центральноазиатской миграции на исламское пространство городов Урала на примере Челябинска, Магнитогорска и Троицка. Источниковую базу составили материалы интервью и включенного наблюдения. Применение концепта о праве на город в качестве теоретико-методологической рамки позволяет описать отношения, которые складываются вокруг символической власти над городским пространством. В данном случае речь идет об объектах социальной инфраструктуры, созданных мигрантами или используемых ими в повседневной жизни для удовлетворения религиозных потребностей (мечети, молитвенные дома, кафе халяльной кухни, лавки исламской моды). Мигранты-мусульмане приобретают опыт организационной деятельности и накапливают различные ресурсы для формирования и развития религиозной инфраструктуры, что позволяет удовлетворять социальные и духовные потребности различных мигрантских групп.

Этнографическое обозрение. 2024;(1):180-196
pages 180-196 views

Отцовская забота в современном обществе (сравнение России и Беларуси)

Семенова О.В., Буркова В.Н., Бутовская М.Л., Каспарова Е.Н., Ермаков А.М.

Аннотация

Отцовская забота способствует интеллектуальному развитию детей и благотворно влияет на их успешность во взрослой жизни. Существенное воздействие на отцовскую заботу оказывают культурные стереотипы и индивидуальные представления о распределении семейных ролей. В статье представлены результаты кросс-культурного исследования отцовской заботы в России и Беларуси, проанализировано совокупное влияние на заботу уровня достатка в семье и индивидуальных представлений о гендерном неравенстве. Общая выборка составила 570 человек. Результаты исследования выявили сходство поведенческих моделей отцов в России и Беларуси. Общая модель отцовской заботы показала, что высокий уровень достатка способствует росту отцовской заботы в обеих странах, тогда как высокий уровень гендерного неравенства снижает уровень заботы отца. Наши данные показали, что Россия и Беларусь продолжают практиковать традиционный подход к разделению забот в отношении детей – женщины чаще занимаются воспитанием и образованием, тогда как мужчины больше вкладывают в финансовую составляющую семьи.

Этнографическое обозрение. 2024;(1):197-225
pages 197-225 views

Критика, обзоры, рецензии

pages 226-229 views
pages 230-234 views
pages 235-242 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».