Влияние центральноазиатской миграции на исламское пространство уральского города (на примере Челябинска, Магнитогорска и Троицка)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена влиянию центральноазиатской миграции на исламское пространство городов Урала на примере Челябинска, Магнитогорска и Троицка. Источниковую базу составили материалы интервью и включенного наблюдения. Применение концепта о праве на город в качестве теоретико-методологической рамки позволяет описать отношения, которые складываются вокруг символической власти над городским пространством. В данном случае речь идет об объектах социальной инфраструктуры, созданных мигрантами или используемых ими в повседневной жизни для удовлетворения религиозных потребностей (мечети, молитвенные дома, кафе халяльной кухни, лавки исламской моды). Мигранты-мусульмане приобретают опыт организационной деятельности и накапливают различные ресурсы для формирования и развития религиозной инфраструктуры, что позволяет удовлетворять социальные и духовные потребности различных мигрантских групп.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Андрей Александрович Авдашкин

ФГАОУ ВО “Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)”

Автор, ответственный за переписку.
Email: adrianmaricka@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8169-2755

к. и. н., старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории миграционных исследований

Россия, пр. Ленина 76, Челябинск, 454080

Список литературы

  1. Абашин С.Н. Русская рулетка для мигрантов: производство неопределенности и прагматика фатализма // Этнографическое обозрение. 2022. № 4. С. 5–25. https://doi.org/10.31857/S0869541522040017
  2. Гуськова А.О. Христиане и мусульмане в городах Подмосковья // Религии и радикализм в постсекулярном мире / Ред. Е.И. Филиппова, Ж. Радвани. М.: ИЭА РАН, 2017. С. 191–205.
  3. Деминцева Е.Б., Мкртчян Н.В. Новые направления миграции: мигранты из стран Средней Азии на Камчатке // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. № 4. С. 149–175. https:// doi.org/ 10.14515/monitoring.2023.4.2429
  4. Епихина Ю.Б. (ред.) Социальные факторы межэтнической напряженности в России. М.: ФНИСЦ РАН, 2017.
  5. Капустина Е.Л. Границы джамаата: особенности функционирования дагестанских транслокальных сообществ в условиях внутрироссийской миграции // The Journal of Social Policy Studies. 2019. № 1. С. 103–118. https://doi.org/ 10.17323/727-0634-2019-17-1-103-118
  6. Ларюэль М. Ислам в России. Поиск баланса между безопасностью и интеграцией // Russie.NEI.Visions. Декабрь 2021. № 125.
  7. Малашенко А., Старостин А. Ислам на современном Урале. М.: Московский Центр Карнеги, 2015.
  8. Могильчак Е.Л. Религиозность мигрантов из Центральной Азии в условиях крупного города // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 4. С. 620–631. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-620-631
  9. Олимова С., Боск И. Трудовая миграция из Таджикистана. Душанбе: Представительство Международной организации по миграции, Республика Таджикистан, 2003.
  10. Олимов М.А., Олимова С.К. Трансформация идентичности в миграции: этничность и религия (на примере таджикской трудовой миграции в России) // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 59. С. 158–166. https://doi.org/10.17223/19988613/59/21
  11. Опарин Д.А. Долг и лояльность среднеазиатских мулл в миграции // Этнографическое обозрение. 2021. № 3. С. 149–167. https://doi.org/10.31857/ S086954150015500-0
  12. Опарин Д.А. Мусульманское пространство Московского региона и миграция: фрагментация, диверсификация, интеграция // Сибирские исторические исследования. 2022. № 3. С. 111–126. https://doi.org/10.17223/2312461X/37/7
  13. Сметанин Ф.А. Религиозные лидеры как акторы производства исламских пространств Томска // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2022. № 2 (57). С. 180–190. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2022-57-2-14
  14. Старостин А.Н. Мусульманские священнослужители Урала в современный период // Известия Уральского государственного университета. Серия 2, Гуманитарные науки. 2009. № 4 (66). С. 101–109.
  15. Старостин А.Н. Молельные комнаты на Урале и в Сибири // Миграция и антропоток на евразийском пространстве / Ред. Д.В. Макаров, А.Н. Старостин. Вып. 1. М.: Медина, 2013.
  16. Старостин А.Н. Развитие ислама в приарктической зоне на примере мусульманской общины г. Салехарда // Magistra Vitae. 2023. № 2. С. 71–85. https://doi. org/10.47475/2542-0275-2023-0-2-71-85
  17. Aitamurto K. Discussions about Indigenous, National and Transnational Islam in Russia // Religion, State and Society. 2019. Vol. 47 (2). P. 198–213. https://doi.org/10.1080/ 09637494.2019.1582933
  18. Borodkina O., Sokolov N., Tavrovskiy A., Pankratova L. Social Work with Muslim Migrants in Russia: Public Opinion Issues and Practical Perspectives //Journal of Religion & Spirituality in Social Work: Social Thought. 2017. Vol. 36 (1–2). P. 215–246. https://doi.org/10.1080/15426432.2017.1311243
  19. Cieślewska A., Błajet Z. The Spiritual Industry of Central Asian Migrants in Moscow // Laboratorium: Russian Review of Social Research. 2020. Vol. 12 (1). P. 106–126. https://doi.org/10.25285/2078-1938-2020-12-1-106-126
  20. Laruelle M., Hohmann S. Polar Islam: Muslim Communities in Russia’s Arctic Cities // Problems of Post-Communism. 2020. Vol. 67 (4–5). P. 327–337. https://doi.org/ 10.1080/10758216.2019.1616565
  21. Lefebvre H. Writing on City. Oxford: Blackwell, 2000.
  22. Light M. Migration, “Globalised” Islam and the Russian State: A Case Study of Muslim Communities in Belgorod and Adygeya Regions // Europe-Asia Studies. 2012. Vol. 64 (2). P. 195–226. https://doi.org/10.1080/09668136.2011.646497
  23. Malakhov V. Why Tajiks Are (Not) Like Arabs: Central Asian Migration into Russia Against the Background of Maghreb Migration into France // Nationalities Papers. 2019. Vol. 47 (2). P. 310–324. https://doi.org/10.1017/nps.2018.35
  24. Nasritdinov E. “Only by Learning how to Live Together Differently Can We Live To gether at All”: Readability and Legibility of Central Asian Migrants’ Presence in Urban Russia // Central Asian Survey. 2016. Vol. 35 (2). P. 257–275. https:// doi.org/10.1080/02634937.2016.1153837
  25. Ragozina S. Constructing the Image of Islam in Contemporary Russian Print Media: The Language Strategies and Politics of Misrepresentation // Religion, State & Society. 2020. Vol. 48 (1). P. 22–37. https://doi.org/10.1080/09637494.2019.1705087
  26. Sokolov D. Islam in the Gold Heart of Russia: Ingush Islamic Communities in Kolyma // Problems of Post-Communism. 2020. Vol. 67 (4–5). P. 348–361. https:// doi.org/10.1080/10758216.2019.1631182
  27. Stephan-Emmrich M., Mirzoev A. The Manufacturing of Islamic Lifestyles in Tajikistan through the Prism of Dushanbe’s Bazaars // Central Asian Survey. 2016. Vol. 35 (2). P. 157–177. https://doi.org/10.1080/02634937.2016.11520
  28. Turaeva R. Imagined Mosque Communities in Russia: Central Asian Migrants in Moscow // Asian Ethnicity. 2019. Vol. 20 (2). P. 131–147. https://doi.org/10.1080/ 14631369.2018.1525529
  29. Yarlykapov A. Divisions and Unity of the Novy Urengoy Muslim Community // Problems of Post-Communism. 2020. Vol. 67 (4–5). P. 338–347. https://doi.org/10.1080/ 10758216.2019.1631181
  30. Yusupova G., Ponarin E. Social Remittances in Religion // Problems of Post-Communism. 2018. Vol. 65 (3). P. 188–200. https://doi.org/10.1080/10758216.2016.1224552

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».