Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

№ 1 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Специальная тема номера: Обрядность в пространстве современного города

Язык скорби в публичном пространстве: практики создания “спонтанных” мемориалов в современной России

Громов Д.В.

Аннотация

Настоящая статья открывает специальную тему номера: “Обрядность в пространстве современного города”, в которую вошли также статьи Д.А. Радченко и А.В. Загорулько и Е.А. Крыкова. На протяжении нескольких последних десятилетий сформировался язык публичного символического выражения скорби, связанного с резонансными трагедиями. Этот язык предполагает возникновение преимущественно спонтанных коммеморативных практик, основанных на инициативе частных лиц и небольших заинтересованных групп. Речь идет о формировании в городском пространстве специальных символически нагруженных мест памяти, о манипуляции цветовыми гаммами, имеющими символическое значение, об использовании репертуара индивидуальных и групповых коммеморативных действий. Однако в России наблюдается тенденция к присвоению таких практик государством и его акторами.

Этнографическое обозрение. 2025;(1):5-22
pages 5-22 views

Памятники святым: противоречия и неопределенности сакрального ландшафта российских городов

Радченко Д.А.

Аннотация

В 1990–2020-е годы в России было установлено свыше 470 памятников святым. Эти новые точки сакрального ландшафта оказываются одновременно и объектами публичных ритуальных практик (как официальных, так и вернакулярных), и причинами городских конфликтов, в том числе связанных с возможностью/невозможностью реализации привычных горожанам действий вблизи скульптуры святого. На материале текстов СМИ и “новых медиа” мы выявляем ключевые контроверзы и идеологии взаимодействия, связанные с памятниками святым, а также отражение этих идеологий в самих памятниках, в текстах о памятниках и сопряженных с памятниками ритуальных практиках. В результате показывается, что ключевой точкой конфликта становится соответствие коммеморативного объекта тому, как эмерджентные ансамбли городских акторов понимают визуальный, аффективный и/или идеологический ландшафт территории, на которой этот объект расположен.

Этнографическое обозрение. 2025;(1):23-45
pages 23-45 views

Апотропеические практики в среде автовладельцев: опыт большого города

Загорулько А.В., Крыков Е.А.

Аннотация

Автомобиль стал не роскошью, а обыденным средством передвижения во всем мире к середине 1970-х годов. В это же время значительная часть населения Земли переместилась в города. В связи с этим можно утверждать, что автомобильные практики, в том числе апотропеические, неразрывно связаны с городской культурой, хотя некоторые их особенности семантически могут быть отнесены к сельским общинным ритуалам. Чаще всего апотропеический обряд совершается при покупке новой машины или после ремонта старой и нацелен на устранение опасностей и бедствий, связанных с автомобилем. Несмотря на культурные различия, обряд структурно в целом повторяет общепринятую для каждого рассматриваемого региона повседневную ритуальную практику. На материалах полевых исследований в Москве и Тегеране, а также на основании анализа японских, тайских и корейских интернет-ресурсов показано, каким образом элементы современной постиндустриальной культуры большого города встраиваются в обрядность.

Этнографическое обозрение. 2025;(1):46-63
pages 46-63 views

Визуальная антропология

Киноатлас СССР: “В Брянском Полесье”

Головнев И.А.

Аннотация

В 1920–1930-х годах научно-творческое сообщество нашей страны было вовлечено в реализацию государственной программы “Киноатлас СССР”, что предполагало аккумуляцию потенциалов исследовательских институтов и кинематографических студий для производства документального киносериала о народностях и регионах разноукладного, многонационального Союза. Одним из выразительных примеров паритета этнографии и кинематографии в этом контексте стала киноработа “В Брянском Полесье” (1931). Создателями ее выступили, с одной стороны, опытные кинематографисты, сотрудники крупнейшей в стране фабрики “Союзкино” режиссер И.П. Копалин и оператор П.П. Зотов, а с другой – известная исследовательница культуры восточных славян Н.И. Лебедева, представлявшая интересы Центрального музея народоведения. Общая архитектура рассматриваемого киноповествования представляет собой характерный образец раннесоветского этнофильма: экранизируется переход локальных сообществ от “темного прошлого” к “светлому будущему”. В статье презентуются результаты исследовательского опыта отделения “советского” слоя от слоя “этнографического” в этом кинодокументе c фокусировкой на его содержательных и методологических аспектах. Показывается, что киноработа “В Брянском Полесье” обладает разноплановым научным значением, поскольку является многослойным источником для изучения как культурных традиций полесского населения, так и истории социалистического переустройства края.

Этнографическое обозрение. 2025;(1):64-86
pages 64-86 views

Традиционные и нетрадиционные (специфические) средства визуализации обряда: “медвежий праздник” нивхов и айнов (середина XIX – конец ХХ в.)

Осипова М.В.

Аннотация

В статье предпринимается попытка впервые с помощью широкого спектра визуальных средств представить ушедший в историю обрядовый комплекс нивхов и айнов, именуемый “медвежий праздник амуро-сахалинского типа”. Автор анализирует как традиционно используемые исследователями визуальные источники (живописные работы, рисунки, фотографии и кинофильмы), так и специфический иллюстративный контент (образцы декоративно-прикладного искусства, в данном случае изображения на ритуальных предметах нивхов и айнов). Контекстуализация и введение в научный оборот нетрадиционных средств визуализации позволит расширить область этнографического знания и поможет тем, кто впервые обращается к теме “медвежьего праздника” коренных народов тихоокеанского побережья, сориентироваться в потоке информации (вербальной и невербальной) об одном из главных обрядов нивхов и айнов.

Этнографическое обозрение. 2025;(1):87-111
pages 87-111 views

Физическая антропология

Региональные особенности влияния социокультурных факторов на телосложение современной молодежи

Хафизова А.А., Иванова Е.А., Негашева М.А.

Аннотация

Цель исследования – изучение региональных особенностей влияния социокультурных факторов, таких как представления о моде и телесной красоте, на телосложение современной молодежи. Проанализированы антропометрические данные и результаты психологического тестирования 836 юношей и девушек в возрасте от 17 до 25 лет из Москвы (n = 410), Барнаула (n = 189) и Тирасполя (n = 237). Установлено, что существуют региональные различия в распределении показателей компонентного состава тела. В изученных выборках у юношей доминирует атлетический идеал привлекательности, у девушек – лептосомный. На формирование представлений о телесной эстетике наибольшее влияние оказывают СМИ (группа московских девушек) и члены семьи (все другие группы). Между самооценкой внешности и параметрами телосложения выявлены достоверно значимые корреляции, объясняющие возможные пути воздействия стандартов привлекательности на соматические показатели посредством психоэмоциональных процессов. По результатам исследования разработаны оригинальные схематические модели, отражающие общие тенденции и региональные особенности влияния социокультурных факторов на телосложение юношей и девушек (на их морфологический статус).

Этнографическое обозрение. 2025;(1):112-134
pages 112-134 views

История науки

Полевая работа с точки зрения управленческой документации Института этнографии АН СССР

Москвина Д.А.

Аннотация

В данной статье я рассматриваю то, как советские этнографы реагировали на сочетание недоступности проведения полевой работы и необходимости соответствовать плановым и отчетным ожиданиям Института этнографии АН СССР. Это сочетание полевой недоступности и плановой необходимости будет рассмотрено на примере обсуждения работы этнографов-зарубежников над этнографическими текстами и, в частности, томами серии “Народы мира” в период семилетнего плана (1959–1965 гг.). Я предлагаю посмотреть на полевую работу с точки зрения институтской бюрократии, что позволяет переосмыслить “нехватку” поля и различить ее оттенки: отсутствие полевой работы как непосредственного выезда не означает ее отсутствие как дискурса в институте. Я перемещаю исследовательское внимание с архива полевых материалов и дневников на архив управленческой документации этнографического учреждения и, в частности, на стенограммы заседаний Ученого совета Института этнографии АН СССР. В этих заседаниях я обращаю внимание на то, как обсуждение плановых и отчетных обязательств выступает поводом для дискуссии о значении полевой работы для этнографов и о представлении о том, как следует писать этнографические тексты. Я делаю вывод о том, что архивы управленческой документации необходимо анализировать наравне с документами архива полевых материалов исследователей и экспедиций при написании истории полевой работы.

Этнографическое обозрение. 2025;(1):135-159
pages 135-159 views

Статьи и материалы

К истории складывания источниковой и историографической базы для изучения повседневности большевистской элиты

Пушкарева Н.Л., Генералова С.В.

Аннотация

Быт и повседневность представительниц большевистской элиты долгие десятилетия не были предметом специального исследования как в силу политико-идеологических ограничений, так и скудости источниковой базы, формировавшейся под их влиянием. В связи с антропологическим поворотом в российских гуманитарных науках и пристальным интересом к истории повседневности (отрасли исторического знания, внимание которой сфокусировано на исследовании образа жизни социальных групп, эволюции внутреннего мира индивидов и их отношении к различным предметам и событиям) авторы считают важным акцентировать внимание на истории складывания эмпирической и историографической базы для изучения быта большевичек в 1920–1930-х годах. Ранний этап развития российской историографии (1920–1940-е годы) квалифицируется в статье как период игнорирования темы быта элит, связанного с негласным запретом на обсуждение уровня и условий жизни верхушки советского общества. Второй период (1950–1980-е годы) – время рождения этнографического интереса к бытовому и обыденному в жизни города – представлен как годы “приоткрывания темы”. Третий период авторы связывают с годами стагнации и началом перестройки. Активный перевод трудов зарубежных исследователей повседневности и формирование единого с Западом научного пространства (с начала 1990-х годов и по настоящее время) охарактеризованы авторами как предпосылки к пониманию взаимосвязи социально-политических трансформаций советского и постсоветского периодов и политик памяти, в том числе памяти о жизни верхушки советского общества в период “великого большевистского эксперимента”.

Этнографическое обозрение. 2025;(1):160-176
pages 160-176 views

Музыкально-песенный фольклор в контексте похоронно-поминальной традиции закамских удмуртов

Анисимов Н.В., Пчеловодова И.В.

Аннотация

Статья посвящена описанию и анализу музыкально-песенного фольклора закамских удмуртов в контексте похоронно-поминальной обрядности. На примере имеющихся публикаций, архивных и полевых материалов рассматриваются функционирование, символика, терминологические и музыкально-поэтические аспекты песен/напевов внутри обрядов погребения и поминовения. Изученные нами источники свидетельствуют о сильном влиянии соседней тюркской песенной культуры. Анализ похоронно-поминальных песен закамских удмуртов показал, что одного типового напева не существует и можно говорить о бытовании нескольких локальных характерных напевов. В большинстве случаев в качестве похоронно-поминальных исполняются гостевые напевы, лирические и авторские песни. Последние в музыкальном отношении имеют непосредственную связь с культурой соседних тюркских этносов (татар, башкир, отчасти чувашей). Включение авторских песен в ритуальный контекст объясняется тем, что они позволяют выразить сильные эмоции, проявление которых в повседневной жизни не приветствуется. В целом исследование подтвердило коммуникативную роль исполнения песен в сакральном диалоге миров в рамках похоронно-поминальной обрядности.

Этнографическое обозрение. 2025;(1):177-197
pages 177-197 views

Критика, обзоры, рецензии

Индейцы Испанской Америки: между Сциллой и Харибдой

Копелев Д.Н.
Этнографическое обозрение. 2025;(1):198-203
pages 198-203 views

Автохтоны и пришельцы в Арктике в описании Карлоса Хункеры Рубио

Воробьев Д.В.
Этнографическое обозрение. 2025;(1):204-208
pages 204-208 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».