Visionary Fiction and Posthumous Narration: Similarities and Differences

Cover Page

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription Access

Abstract

The article considers the problem of genesis and evolution of the modern posthumous narration, i.e. the narration of a character who, in the conventional reality of the inner world of the work, is represented as a dead person. The question is raised about how the genre of vision, which is close to the narrative from beyond the grave in a number of respects, relates to it. Structural similarities and differences between vision and posthumous narrative are revealed. It is established that three fundamental characteristics of the posthumous narrative are only partially inherent to visions: in this genre there is also a description of the “other” world, albeit fragmented, but the subject of vision goes there without dying or while being in an uncertain position between life and death, and most importantly, the narration is not transmitted to this person in its totality (and if in the rarest cases it is transmitted, then the subject of vision is not dead, but alive). The extreme cases of the convergence of vision with posthumous narrative as such are noted when the narration in the vision is characterized by rudiments of the syncretism of the subject and fragments of the story are told by the visionary himself, who at that moment has not yet been resurrected. The limit to such a convergence is set by the fact that, according to the laws of the genre, the visionary is ultimately resurrected, which does not happen in posthumous narrative, and the “transfer” of the narrative to a dead person is not an artistically conscious device, but an extremely “tenacious” rudiment of the syncretic stage of the evolution of poetics.

About the authors

V. B. Zuseva-Özkan

A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: v.zuseva.ozkan@gmail.com

Doct. Sci. (Philol.), Leading Researcher

Russian Federation, Moscow

References

  1. Зусева-Озкан В.Б. Повествование от лица мертвеца в современной прозе // Новый филологический вестник. 2022. № 2(61). С. 27–38.
  2. Зусева-Озкан В.Б. К вопросу о некоторых источниках современного постум-нарратива: путешествие в загробный мир и диалог мертвецов у Лукиана Самосатского // Новый филологический вестник. 2024. № 3(70). С. 69–87.
  3. Зусева-Озкан В.Б. Византийский сатирический диалог как этап исторической поэтики постум-нарратива // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2024. Т. 83. № 6. С. 17–29.
  4. Richardson B. Unnatural Voices: Extreme Narration in Modern and Contemporary Fiction. Columbus, Ohio: Ohio State University Press, 2006. 166 p.
  5. Bennett A. Afterlife and Narrative in Contemporary Fiction. Basingstoke: Palgrave Macmillan UK, 2012. 228 p.
  6. Carrard Ph. Dead Man / and Woman Talking: Narratives from Beyond the Grave // The Routledge Companion to Death and Literature. New York: Routledge, 2020. P. 71–82.
  7. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. 359 c.
  8. Пигин А.В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 428 c.
  9. Средневековые видения от VI по XII век / Сост. и пер. с лат. Б.И. Ярхо; подгот. текста, вступ. ст., коммент. А.Б. Грибанова. М.: НЛО, 2024. 240 c.
  10. Ярхо Б.И. Введение // Средневековые видения от VI по XII век / Сост. и пер. с лат. Б.И. Ярхо; подгот. текста, вступ. ст., коммент. А.Б. Грибанова. М.: НЛО, 2024. С. 33–63.
  11. Спарк М. Девушка, которую я оставил / Пер. с англ. Т. Кудрявцевой // Спарк М. Жемчужина тень: Рассказы. М.: АСТ, 2012. С. 332–337.
  12. Григорий I Двоеслов, Свят. Святого отца нашего Григория Двоеслова, епископа Римского собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души // Избранные творения / Ред. А.И. Сидоров. М.: Паломник, 1999. С. 435–724. (Библиотека отцов и учителей церкви).
  13. Гомер. Одиссея / Пер. В.В. Вересаева. М.: ГИХЛ, 1953. 320 c.
  14. Грибанов А.Б. Заметки о жанре видений на Западе и на Востоке (Вместо предисловия) // Средневековые видения от VI по XII век / Сост. и пер. с лат. Б.И. Ярхо; подгот. текста, вступ. ст., коммент. А.Б. Грибанова. М.: НЛО, 2024. С. 12–32.
  15. Hasler A.J. Court Poetry in Late Medieval England and Scotland: Allegories of Authority. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. X. 253 p.
  16. Foster E.E. (ed.) Three Purgatory Poems: The Gast of Gy, Sir Owain, The Vision of Tundale. Michigan: Medieval Institute Publications, 2004. 312 p.
  17. Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. Т. 2. 368 c.

Copyright (c) 2025 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».