Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

Том 84, № 2 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Юлий Айхенвальд в спорах о театре. Статья вторая

Тахо-Годи Е.А.

Аннотация

В статье впервые подробно рассматривается отношение к эстетическим воззрениям на театр критика Юлия Исаевича Айхенвальда (1872–1928) в дискуссиях о театре, развернувшихся после Октябрьской революции 1917 г. Исследуется полемическая инерция, демонстрируется ее обусловленность полемиками 1900–1910-х годов. Показано, как чисто-эстетические оценки, присущие таким театральным деятелям, как А.Я. Таиров, А.Р. Кугель, С.Э. Радлов, П.П. Гайдебуров, в советское время постепенно вытесняются идейно-политическими (публикации Я.Б. Бруксона, Э.М. Бескина, П.М. Керженцева и др.), особенно актуализировавшимися в начале 1930-х годов в связи с разоблачением «гвоздевской школы» театроведения. Выявляется позиция самого Ю.И. Айхенвальда в первое пореволюционное десятилетие, степень его участия в театральной жизни Москвы и Берлина после высылки на «философском пароходе» в 1922 г.

Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2025;84(2):5-22
pages 5-22 views

А. Н. Островский в «литературной экспедиции» Морского министерства (по новым архивным материалам)

Вдовин А.В.

Аннотация

В статье на материале документов из РГА ВМФ, ЦГТМ им. Бахрушина, РО ИРЛИ РАН, РГАЛИ и РГИА с максимальной полнотой реконструируется история участия А.Н. Островского в «литературной экспедиции» Морского министерства по верхней Волге в 1856–1857 гг. Впервые раскрыта роль брата писателя М.Н. Островского, а также И.С. Тургенева и чиновников Морского министерства Д.А. Оболенского и Д.А. Толстого в организации поездки драматурга. Существенно скорректирована принятая в биографиях писателя версия о сотрудничестве Островского с журналом «Морской сборник». В научный оборот вводятся два неопубликованных письма Островского в официальные учреждения Тверской губернии. В заключение впервые описан уникальный комплекс «простонародных анекдотов» первой половины XIX века, собранных писателем в экспедиции.

Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2025;84(2):23-32
pages 23-32 views

Русские гекзаметрические переводы с греческого и латыни XIX–XXI вв.: ритмические варианты

Файер В.В.

Аннотация

В статье анализируются «эквиритмические» переводы произведений античной литературы, написанные русским гекзаметром (разновидностью дольника). Материалом послужили тексты, начиная с «Илиады» Н.И. Гнедича вплоть до современных переводов, общим объемом 169 тыс. строк. Статистика ритмических вариантов гекзаметра позволяет сделать ряд интересных наблюдений: запрет на односложное заполнение интервала между 5 и 6 иктами соблюдается не всеми переводчиками; репертуар ритмических вариантов богаче в случае переводов с греческого; некоторые переводчики пытаются немного адаптировать ритмическую вариативность гекзаметра в зависимости от переводимого автора. Нестандартные строки в анализируемых переводах можно рассматривать как примеры дериватов гекзаметра.

Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2025;84(2):33-42
pages 33-42 views

Кулинарно-гастрономический дискурс в письмах И. А. Гончарова

Денисенко С.В.

Аннотация

Интерес к кулинарной теме очевиден во многих произведениях классика. Мотивы «еды» в творчестве Гончарова не были обойдены исследователями, но в то же время и не привлекали особенного внимания. Поскольку «мотив еды» в творчестве писателя – тема для большого исследования, в этой статье автор ограничивается только рассмотрением писем Гончарова.

Сохранившееся эпистолярное наследие (архивные материалы) позволяет судить о личных кулинарных предпочтениях писателя, о его взглядах на обеденный ритуал и этикет, что значительно расширяет наши представления не только о быте Гончарова, но и о кулинарных пристрастиях персонажей его произведений.

Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2025;84(2):43-50
pages 43-50 views

Феномен персонажа драматургии Чехова

Афанасьев Э.С.

Аннотация

В статье рассматривается проблема феномена персонажа драматических произведений Чехова, по нашему мнению, как это ни странно, аналога персонажа его художественной прозы. Аналога в том отношении, что персонаж чеховской драматургии состоит в том же онтологическом и эстетическом статусах, что и персонаж его художественной прозы, ему присущ тот же модус бытия – экзистенция, те же объективные и субъективные факторы личного его бытия, он имеет ту же склонность подменять реальное существование виртуальным, в результате чего он испытывает внутренний кризис (драматическая вина), но в конечном счёте благодаря жизненному опыту он обретает своё «я», что нивелирует его драматическую вину. Само понятие «вина» персонажа в условиях его зависимости от объективных факторов в значительной мере формализуется. И в драматических произведениях Чехова имеет место сюжет «истории души человеческой», воплощённый, однако, в множество сюжетных линий, каждая из которых имеет одинаковую структуру, а именно, план драматический и план эпический при ведущей роли последнего. Такая структура сюжета пьес Чехова обусловила особенности их композиции и жанровую их специфику (ироническая драма). Вывод: персонаж художественных произведений Чехова по своему эстетическому статусу – иронический герой. Материал статьи исследуется в историко-литературном контексте.

Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2025;84(2):51-60
pages 51-60 views

«Осман» (1647) Тристана Лермита: классицистическая трагедия с романтическим конфликтом. К проблеме поэтологических возможностей драматургического текста классицизма

Симонова Л.А.

Аннотация

В статье рассматривается драматургическое творчество Тристана Лермита, определяется его исключительное место в истории французской классицистической трагедии. В силу неоднородности, «эклектичности» его драматического письма, в котором сочетаются архаические элементы доклассицистической трагедии XVI в. и новые принципы дискурсивно-риторического построения текста, пьесы Лермита заметно отличаются от тех форм трагедийного жанра, в границах которых тот функционирует в первой половине XVII в. в творчестве П. Корнеля, Ж. Мерэ, Ж. де Ротру, Ж. де Скюдери и других современников автора. В пьесах Лермита отчётливо прослеживается характер трагедии следующих периодов: расиновского («Смерть Криспа»), просветительского («Смерть Сенеки») и романтического («Осман»). В «Османе» Лермит показал исчерпанность исторического сюжета, каким он разрабатывался классицистической трагедией с её героико-политическим идейным основанием, и вывел новый тип героя, чья исключительность раскрывается в его противопоставлении инертной, недостойной его толпе и власть которого является не свидетельством социального статуса, ролевой заданности поведения, а выражением его духовных потенций и усилий воли / действия в достижении принципиально нереализуемого (как в политике, так и в любви) идеала. Поведение Османа есть настойчивая демонстрация гордыни, стремление к абсолютной свободе в превозмогании любых препятствий, вызов невозможности. Лермиту удалось обнаружить новую природу трагедийного конфликта – несоответствие личности историческому времени, в своей сущности антигероическому, абсурдному.

Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2025;84(2):61-79
pages 61-79 views

К вопросу изучения «генетической первоосновы» хошутских песен

Борлыкова Б.Х.

Аннотация

Настоящая статья продолжает исследование и введение в научный оборот калмыцких народных песен. В статье впервые рассматриваются песни хошутов Калмыкии в сравнении с ранними записями калмыцких песен XVIII–XIX вв. Автор, обратившись к ранним текстам, заглядывает вглубь истории и выясняет происхождение, содержание, композиционную структуру и жанровую специфику хошутских песен. В работе были использованы описательный, сравнительно-типологический и сравнительно-сопоставительный методы, а также синоптический анализ текстов, позволяющий выявить общие и локальные особенности хошутских песен. Материалом для исследования послужили тексты хошутских песен, опубликованные Б.В. Меняевым в монографии «Историко-культурное наследие хошутов Калмыкии: исследования и материалы» (2023). В качестве дополнительных материалов для сопоставления текстов были привлечены рукописные сборники калмыцких песен, хранящиеся в архивах и библиотеках Санкт-Петербурга. Привлекались также религиозная, историческая, этнографическая и лексикографическая литература, а также личные материалы автора, собранные в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. В ходе исследования установлено, что хошутские песни, записанные XX–XXI вв., являются сокращенными вариантами старинных калмыцких песен. Знание ранних текстов песен позволило автору выявить «генетическую первооснову» хошутских песен и понять их содержание, композиционную структуру и жанровую специфику. Полученные результаты настоящей статьи будут использованы автором при изучении калмыцких песен в их диахроническом срезе.

Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2025;84(2):80-92
pages 80-92 views

Кодирование контекстов с экспериентивной семантикой в переводе Нового Завета на иронский диалект осетинского (в сопоставлении со славянскими языками)

Подгорная А.Д.

Аннотация

Экспериентивная семантика заключается в сообщении о том, что событие имело место по крайней мере один раз и участие в нем дает возможность приписать определенные свойства носителю опыта. Данное значение активно обсуждается в исследованиях по славистике в связи с использованием глаголов несовершенного вида в экспериентивных контекстах в восточнославянских и болгарском языках, однако его кодирование в осетинском, имеющем аспектуальную систему «славянского типа», ранее не рассматривалось. В статье представлен анализ употребления перфективных и имперфективных глагольных форм в 59 контекстах с экспериентивной семантикой в переводе Нового Завета 2004 г. на иронский диалект осетинского языка. Данные контексты были выделены на основе их кодирования в выборке из восьми языков в рамках создания базы данных типологически релевантных грамматических контекстов: в них скорее ожидается использование средства, маркирующего экспериентивную семантику. В осетинском переводе в 38 случаях оказываются употреблены перфективные глаголы, а в 20 – имперфективные (один контекст перестроен), что соответствует 50 употреблениям имперфективных лексем в русском Синодальном переводе. Мы показываем, что выбор глагольной формы в осетинском зависит от акционального класса глагола: для обозначения достижений выбираются перфективные глаголы, для описания деятельностей и состояний – имперфективные, в то время как свершения допускают как перфективные, так и имперфективные глаголы. Такое распределение находит параллель в западнославянских и ряде южнославянских языков, в которых выбор вида в таких «периферийных» аспектуальных контекстах, как экспериентивные, также определяется акциональными характеристиками глагола, а не контекстной семантикой, как, например, в русском.

Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2025;84(2):93-100
pages 93-100 views

Глухие носовые согласные в науканском языке

Будянская Е.М., Жорник Д.О., Корнев Т.В.

Аннотация

В этой работе исследуются акустические свойства глухих носовых согласных [n̥], [m ̥ ] и [ŋ̊] в науканском языке. В ходе исследования проведен анализ литературы по глухим носовым согласным в языках мира, а также выполнен количественный анализ данных, записанных в ходе полевой работы в 2024 году. Анализ данных включает в себя сопоставление длительности глухих и звонких носовых согласных целиком, а также глухих компонентов глухих носовых согласных, и определение уровня шума целевых сегментов при помощи параметра ZCR. Результаты анализа показали как отличия исследуемых звуков между собой, так и зависимость некоторых параметров от контекста. В заключении обсуждается вопрос определения фонемного статуса глухих носовых согласных в науканском языке.

Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2025;84(2):101-109
pages 101-109 views

Черты магического реализма в тетралогии Э. Ферранте «Неаполитанский квартет»

Яворовская Н.В.

Аннотация

Настоящая статья посвящена особенностям магического реализма в прозе Элены Ферранте. Материалом для исследования магического мировидения послужили романы цикла «Неаполитанский квартет» («Моя гениальная подруга» (“Lʼamica geniale”, 2011), «История нового имени» (“Storia del nuovo cognome”, 2012), «Те, кто уходит, и те, кто остается» (“Storia di chi fugge e di chi resta”, 2013) и «История о пропавшем ребёнке» (“Storia della bambina perduta”, 2014). В процессе анализа устанавливается, что магическое в текстах укоренено в действительности и проявляется в строго очерченном пространстве Неаполя. Между тем, реальное описание сопряжено с городскими мифами и различными суевериями, позволяющими увидеть обратную суть вещей. Исследование показало, что основу такого восприятия действительности следуют искать в пограничном состоянии главных героев тетралогии.

Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2025;84(2):110-115
pages 110-115 views

In memoriam

Прогулки с Апресяном (опыт заметок в мемуарном жанре)

Крылов С.А.
Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2025;84(2):116-127
pages 116-127 views

Я признателен Юре Апресяну. За что?

Салони З.
Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2025;84(2):128-130
pages 128-130 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».