Переосмысление поэзии Браунингов на страницах неовикторианских романов

Обложка

Полный текст

Аннотация

В современном англоязычном неовикторианском романе (А.С. Байетт, Питер Кэри, Мэгги Пауэр, Лора Фиш и др.) важная роль отводится отголоскам из английской поэзии XIX в. – и в частности, жанру “драматического монолога&8j1; (dramaticmonologue; индивидуально-авторский жанр, родоначальниками которого считаются Роберт Браунинг и Альфред Теннисон). В литературоведении нашего времени термином “драматический монолог&8j1; обозначают оформленную стихами речь персонажа, страдающего психическим расстройством и пытающимся соединить откровенность исповеди с искусством спора и соблазнений. Этот монолог обычно адресован другому персонажу – молчаливому собеседнику, перед которым говорящий в порыве красноречия обнаруживает неприглядные стороны своих извращенных проступков или своего характера. В викторианской поэзии XIX в. в драматическом монологе фигурировали те же маргинальные персонажи, которые заполоняли собой и сенсационные романы. В статье уделено внимание приемам включения драматических монологов в романы “Обладать&8j1; (1990) А.С. Байетт и “Странная мелодия&8j1; (2008) Лоры Фиш. Наряду с использованием объемных цитат из Р. Браунинга и Э. Баррет-Браунинг (XIX в.), авторы романов конца ХХ в. – начала XXI в. создают собственные, поэтические и прозаические, вариации драматических монологов. Особый исследовательский интерес вызывает сопоставление викторианских и неовикторианских художественных подходов к критериям “нормальности&8j1;, к механизмам оправдательной риторики, к приемам аргументации.

Об авторах

Е. В. Халтрин-Халтурина

Институт мировой литературы им. А.М. Горького

ORCID iD: 0000-0003-2205-9444
Россия, 121069, Москва, ул. Поварская 25а

Список литературы

  1. Langbaum, Robert. The Poetry of Experience: The Dramatic Monologue in Modern Literary Tradition. New York: Random House, 1957. 246 p.
  2. Hadley, Louisa. Neo-Victorian Fiction and Historical Narrative: The Victorians and Us. (p. 181). Basingstoke (UK), Palgrave Macmillan, 2010. Kindle Edition.
  3. Gutleben, Christian. Nostalgic Postmodernism: The Victorian Tradition and the Contemporary British Novel. Amsterdam & N.Y.: Rodopi, 2001. 248 p.
  4. Kohlke, Marie-Luise. Introduction: Speculations in and on the Neo-Victorian Encounter. Neo-Victorian Studies, 2008, Vol. 1, p. 1–18.
  5. Потницева Т.Н. Современные импровизации на викторианскую тему: Поиски культурной идентичности // Филология в системе современного университетского образования. 2002. Вып. 5. С. 62–67. Электр. версия: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/potniceva-improvizacii-na-viktorianskuyu-temu.htm [Potnitseva, T.N. Sovremennyye improvizatsii na viktorianskuyu temu: Poiski kulturnoy identichnosti [Contemporary Improvisations on a Victorian Theme: The Search for Cultural Identity]. Filologiya v sisteme sovremennogo universitetskogo obrazovaniya [Philology in the System of Modern University Education]. 2002. Iss. 5, pp. 62–67. (In Russ.)]
  6. Муратова Я.Ю. Опыт реконструкции викторианского мира в произведениях А.С. Байетт // Английская литература от XIX в. к ХХ, от ХХ к XIX: проблема взаимодействия литературных эпох / отв. ред. А.П. Саруханян, М.И. Свердлов. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 507–549. [Muratova, Ya.Yu. Opyt rekonstruktsii viktorianskogo mira v proizvedeniyakh A.S. Bayyett [The Experience of Reconstructing the Victorian World in the Works of A.S. Byatt]. Angliyskaya literatura ot XIX v. k XX, ot XX k XIX: problema vzaimodeystviya literaturnykh epoch [English Literature from the 19th Century to 20th, from 20th to 19th: the Problem of Interaction of Literary Eras]. Gen. ed. A.P. Sarukhanyan, M.I. Sverdlov. Moscow, IMLI RAN Publ., 2009, pp. 507–549. (In Russ.)]
  7. Скороходько Ю.С. Неовикторианский роман младшего поколения: Поэтика и жанровые разновидности. М.: Флинта; Наука, 2018. 376 с. [Skorokhodjko, Yu.S. Neoviktorianskiy roman mladshego pokoleniya: Poetika i zhanrovyye raznovidnosti [The neo-Victorian Novel of the Younger Generation: Poetics and Genre Varieties]. M.: Flinta; Nauka Publ., 2018. 376 p. (In Russ.)]
  8. Толстых О.А. Неовикторианский роман в английской литературе конца ХХ века (на материале романов А.С. Байетт и Д. Лоджа). Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2012. 141 с. (Tolstykh, O.A. Neoviktorianskiy roman v angliyskoy literature kontsa XX veka (na materiale romanov A.S. Bayyett i D. Lodzha [The Neo-Victorian Novel in English Literature of the late 20th Century (On the Basis of the Novels by A.S. Byatt and D. Lodge)]. Chelyabinsk, Ed. Center of SUSU Publ., 2012. 141 p. (In Russ.)]
  9. Зусева-Озкан В.Б. Префикс “нео-ˮ в культурной и научной рефлексии // Studia Litterarum. 2019. Т. 4. № 4. С. 28–43. doi: 10.22455/2500-4247-2019-4-4-28-43. [Zuseva-Özkan, V.B. Prefiks ‘neo-’ v kulturnoi i nauchnoi refleksii [Prefix “Neo” in the Cultural and Scientific Reflection]. Studia Litterarum. 2019, Vol. 4, No. 4, pp. 28–43. doi: 10.22455/2500-4247-2019-4-4-28-43) (In Russ.)]
  10. Pearsall, Cornelia D. The dramatic monologue. The Cambridge Companion to Victorian Poetry. Ed. J. Bristow. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2000. P. 67–88.
  11. Hughes, Linda K. Dramatic Monologue. The Cambridge Introduction to Victorian Poetry. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2010. P. 15–21.
  12. Клименко Е.И. Творчество Роберта Браунинга. Ленинград: Изд. Ленинградского университета, 1967. 228 с. [Klimenko, E.I. Tvorchestvo Roberta Brauninga [On the works of Robert Browning]. Leningrad, Leningrad University Publ., 1967. 228 p. (In Russ.)]
  13. Curry, Samuel Silas. Browning and the Dramatic Monologue: Nature and Interpretation of an Overlooked Form of Literature. Boston: Expression Co., 1908. 308 p.
  14. Халтрин-Халтурина Е.В. Поэтика композиции в “биографиях душиˮ У. Вордсворта и В. Вулф: “моменты виденияˮ // Английская литература от XIX в. к ХХ, от ХХ к XIX: проблема взаимодействия литературных эпох / отв. ред. А.П. Саруханян, М.И. Свердлов. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 84–113. [Haltrin-Khalturina, E.V. Poetika kompozitsii v “biografiyakh dushi” U. Vordsvorta i V. Vulf: “momenty videniya” [A Poetics of Composition in the ‘Biographies of the Mind’ by W. Wordsworth and V. Woolf: ‘Moments of Vision’]. Angliyskaya literatura ot XIX v. k XX, ot XX k XIX: problema vzaimodeystviya literaturnykh epoch [English Literature from the 19th Century to 20th, from 20th to 19th: The Problem of Interaction of Literary Eras]. Gen. ed. A.P. Sarukhanyan, M.I. Sverdlov. Moscow, IMLI RAN Publ., 2009, pp. 84–113. (In Russ.)]

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».